Иностранные инвестиции - одно из важнейших условий выхода России из кризиса.
нята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов
демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый
облик. При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих,
крестьян, директоров.
За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положи-
тельных результатов:
- идут структурная перестройка экономики (доля материального про-
изводства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокра-
щен на 70%), начали действовать спросовые ограничения;
- летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц;
- более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях;
- процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была
снижена с 210 до 150%;
- за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые де-
нежные доходы населения, а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного
минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек.
В то же время продолжается спад производства: в первом полугодии
1994 года ВВП снизился на 17% по сравнению с соответствующим периодом
1993 года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно
завышает величину спада, он тем не менее весьма значителен.
Все еще велик дефицит бюджета, если бы не чеченский кризис, он
составил бы на конец 1994 года около 9% ВВП, но теперь ясно, что эта
цифра не отвечает действительности.
Увеличиваются в абсолютном выражении, хотя и не растут в относи-
тельном так называемые неплатежи предприятий. К концу первого полуго-
дия 1994 просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в 4
раза превысила денежные средства на их счетах. Имеют место длительные
простои предприятий. Главная их причина - кризис сбыта продукции.
На фоне относительно невысокого уровня безработицы (1.5% заре-
гистрированных и 6% фактически незанятых по отношению к численности
- 2 -
экономически активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные
социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных
категорий населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые кон-
тингенты молодежи).
Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управ-
ляема и, как показал опыт, предсказуема:
- дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду про-
изводства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный,
то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из
оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно
поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в
экономике;
- мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно
последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой,
корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (элект-
роэнергия, газ, железнодорожные перевозки);
- либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться
положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача - пре-
дотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт;
- после денационализации в результате чековой приватизациии стра-
на должна решить более сложную задачу создания эффективных собственни-
ков и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторич-
ный рынок ценных бумаг;
- прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений,
ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенден-
ция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвести-
ционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопле-
ния предприятий и населения.
Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития
страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилиза-
ция, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится
задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только
дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и спо-
собствовать ее вхождению в мировую экономику.
Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос-
сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности,
неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы,
неразвитости инфраструктуры.
- 3 -
Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и
быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся
иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их
отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные
вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации зало-
говых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На-
логовая система не стимулирует инвестиционную активность.
Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и
конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах,
правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвес-
тирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных
компаний и фирм.
В настоящее время открываются новые перспективы притока иностран-
ных инвестиций в российскую экономику.
Первое, самое главное направление привлечения иностранного капи-
тала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического
потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной
промышленности.
Второе направление - расширение и диверсификация экспортного по-
тенциала России.
Третье направление - создание импортозамещающих производств, раз-
витие производства товаров народного потребления, продовольственных
товаров, медикаментов.
Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инф-
раструктуры.
Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в
трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-За-
падный), в восточные районы страны, обладающие богатыми природными за-
пасами.
От российского правительства требуются вполне конкретные практи-
ческие меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области
законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в органи-
зационной и информационной сферах. Существующее законодательство об
иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и тре-
бует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на
одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд но-
вых акций по привлечению иностранных инвестиций.
Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения
- 4 -
иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени зани-
мались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иност-
ранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, прави-
тельство России приняло решение о возложении функций по координации
деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов
исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иност-
ранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное реше-
ние облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на тер-
ритории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспе-
чить:
- систематическую, увязанную с другими направлениями экономичес-
кой политики правительства, разработку предложений в сфере международ-
ного финансово-инвестиционного сотрудничества;
- формирование и реализацию государственной политики по привлече-
нию иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в ин-
вестиционной сфере с международными финансовыми организациями;
- работу по заключению международных договоров о поощрении и вза-
имной защите капиталовложений, организации и проведению международных
тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе
продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых
организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными про-
ектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них де-
ятельности иностранных инвесторов.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономическо-
го кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни
россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского об-
щества, с одной стороны, и иностранных инвесторов- с другой, непос-
редственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, об-
новлении своего производственного потенциала, насыщение потребитель-
ского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и
структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении ан-
тиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управлен-
ческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованны в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего
рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабо-
чей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее эко-
- 5 -
логической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная
и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал,
не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономичес-
кого регулирования на достижение общественных целей.
Между тем роль России в мировом рынке капитала крайне незначи-
тельна, а встречный поток инвестиций из России в экономику зарубежных
стран, источником которых служат, помимо легальных контрактов, и осев-
шие в зарубежных банках платежи по нелегальным сделкам, в несколько
раз превышает ввоз капитала в Россию.
22. Спираль суженного воспроизводства и иностранные инвестиции
Спад производства, инфляция, растаскивание национального богатс-
тва и утрата управляемости процессом социально-экономического развития
общества привели экономику России в упадок и вызвали инвестиционный
кризис. Объем капитальных вложений в 1992 году в сопоставимых ценах по
сравнению с 1991 годом снизился в 2 раза, а в 1993 году - еще на 16%
("О социально-экономическом положении России". Экономика и Жизнь, 1994
год, номер 6). Таким образом, за два года он сократился на 58%. Доля
накопления в ВВП упала с 16 до 9% в 1992 году и 8% в 1993 году (Дело-
вой мир, 1994, номер 1)
В течение 1993 года стоимость строительства возросла в 10.9 раза,
то есть была выше общего темпа инфляции. С 1990 по 1994 года доля про-
изводственных капитальных вложений как источника расширенного воспро-
изводства снизилась с 70 до 60%, а коэффициент капиталоотдачи (ввод
основных фондов т тыс. руб. на 1 млн. руб. затраченных капитальных
вложений) упал до беспрецедентного в мировой практике уровня - 0.28.
Это связано в первую очередь с тем, что большая часть капитальных
вложений бесконтрольно "проедается" строителями, иными словами, нап-
равляется на приращение их заработной платы. Затраты на так называемое
монтируемое, то есть производственное, оборудование (без компьютеров и
автомашин) за 1992-1993 гг. снизились в 8-99 раз (Коммерсантъ, 1994,
номер 5). в связи с этим в 1993 году объем незавершенного (законсерви-
рованного и просто заброшенного) строительства возрос на 20-25% по от-
ношению к 1992 г. Между тем, как показала инвентаризация незавршенного
строительства, на 1 ноября 1992 года оно составило 40 триллионов руб-
лей. При этом более 2/3 "незавершенки" представлено объектами произ-
водственного строительства (Экономика и жизнь, 1994, номер 5). Абсо-
- 6 -
лютная эффективность капитальных вложений (отдача накопления), которая
в дореформенный период медленно снижалась, но была положительной вели-
чиной, оказалась отрицательной. В 1993 году при уменьшении ВВП на 22.1
трлн. руб. было затрачено 15 трлн. руб. производственных вложений (эф-
фективность - минус 1.473), то есть каждому триллиону капитальных вло-
жений соответствовало 1.473 трлн. руб! Общество попало в спираль су-
женного воспроизводства, которая схематически в условиях замкнутой
экономики выглядит так:
1Уменьшение объема валового внутреннего продукта (P1
1- 0> 1 снижение нормы накопления (d1
1- 0> 1 уменьшение объема капитальных вложений (K1
1- 0> 1 снижение доли производственных вложений (f1
1- 0> 1 падение капиталоотдачи Ф1/К1 < Ф0/К0 - 0>
1- 0> 1 уменьшение валового внутреннего продукта даже при неснижающейся
1фондоотдаче (P1
В обычной схеме при отсутствии инфляции амортизация, включенная
здесь в состав валовых капитальных вложений, обеспечивает простое
воспроизводство. Но в современных условиях она "работает" на суженное
воспроизводство, поскольку инфляция непрерывна, а переоценка основных
фондов дискретна.
Разрыв этой цепной реакции, выход из затягивающегося обществен-
но-экономического кризиса возможен только на основе активизации инвес-
тиционной деятельности, направленной на развитие и кардинальное повы-
шение эффективности производства. Для этого должна быть срочно разра-
ботана и реализована система стимулирующих и направляющих и направляю-
щих мер:
- стимулирование сбережений предприятиями всех форм собственности
и населением, а также блокирование "проедания" доходов с целью расши-
рения "национальных инвестиций";
- предоставление весомых налоговых льгот производственным инвес-
торам и банкам, кредитующим производственное строительство, которые
компенсировали бы им недобор прибыли по сравнению с использованием
средств в качестве торгового или финансового капитала;
- возврат к системе оплаты за конечную строительную продукцию;
- 7 -
- формирование национальной системы мониторинга инвестиционного
климата России и ее регионах и ряд других.
Наряду с этими мерами важную роль играют предотвращение оттока
национального капитала за рубеж и стимулирование притока в страну пря-
мых иностранных инвестиций.
23.Масштабы прямых иностранных инвестиций в России
Публикация Госкомстата, Министерства финансов, Министерства эко-
номики и различных экспертов, как отечественных, так и зарубежных, да-
ют совершенно различные данные об объеме прямых иностранных инвестиций
в России.
Назовем лишь наиболее существенные факторы, обуславливающие столь
значительные расхождения в статистике (факторы, увеличивающие исследу-
емую величину обозначены знаком "+", а уменьшающую ее, знаком "-")
- разные источники оперируют различным кругом форм иностранных
инвестиций (скажем, включают или не включают в их величину портфельные
инвестиции,вложения в покупку нерезидентами недвижимости на территории
России и т.д.) (+);
- в условиях падения государственной дисциплины местные статисти-
ческие органы направляют в Госкомстат неполные сведения об иностранных
инвестициях (-);
- многие российские коммерческие структуры, используя учредитель-
ные документы (выписки из торгового реестра и банковского счета)
иностранных коллег, вносят за них необходимый вклад в уставной фонд и,
зарегистрировав предприятие с иностранными инвестициями, используют
его как "крышу" для получения льгот в своей коммерческой деятельности
(-);
- предприятия с иностранными инвестициями реинвестируют часть
своей прибыли в производство, при этом неизвестно, как отражаются их
капитальные вложения в тех или иных данных (+);
По данным Госкомстата, прямые иностранные инвестиции в покупку
акций действующих промышленных предприятий в 1993 году достигли при-
мерно 900 млн. долларов, а победители инвестиционных конкурсов взяли
на себя обязательства вложить еще 1 млрд. долларов. В таблице 1 приве-
дены эти оценки в сводном виде.
- 8 -
Таким образом, общая сумма фактически инвестированного капитала
на 1 января 1994 года составляла 4-4.5 млрд. долларов, то есть 0.2% от
накопленных прямых иностранных инвестиций мирового сообщества. Эта
цифра, сама по себе столь мизерная по сравнению с масштабами внутрен-
него рынка России и ее долей в территории, населении, природных ресур-
сах, производственном и научно-техническом потенциале мирового сооб-
щества, говорит о скудости притока иностранных инвестиций. В большинс-
тве своем это не серьезные капитальные вложения, а маркетинговые зат-
раты с целью изучения российского рынка и первоначального закрепления
в нем. Наиболее общая причина нежелания частных иностранных инвесторов
вкладывать свой капитал в Россию - ее плохой инвестиционный климат.
24. Препятствия на пути притока иностранных инвестиций.
2Инвестиционный климат в России.
Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономи-
ку объясняется нестабильной политической обстановкой в стране (разног-
ласиями между исполнительной и законодательными властями, Центром и
субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой Рос-
сии и войн непосредственно на ее границах), социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгу-
лом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов
законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падени-
ем курса рубля и др. Эти факторы перевешивают такие привлекательные
черты России, как ее богатые природные ресурсы, мощный, хотя техничес-
ки устаревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-
личие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, высокий на-
учно-технический потенциал.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-эконо-
мических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и геог-
рафических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих или
отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного кли-
мата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим по-
казателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для
иностранных инвесторов.
В России, к сожалению, до сих пор отсутствует своя система оценки
- 9 -
инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные
инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм,
регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира,
в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в Рос-
сии, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, про-
водимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов,
представляются мало достоверными, а возможно и ангажированными.
25. Пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику являет-
ся важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. По
оценке премьер-министра России В.Черномырдина, данной им в Давосе,
потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд.
долларов в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на
такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном
климате.
Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на форми-
рование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных
отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению
задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера
в качестве первоочередных:
- достижения национального согласия между различными властными
структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими
общественными организациями по поводу приоритетности решения общенаци-
ональной проблемы выхода России из экономического кризиса;
- ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в
том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, наце-
ленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами
за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвес-
тиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкла-
дам;
- внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную
- 10 -
строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иност-
ранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы пол-
ностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по
сравнению с другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российс-
кую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в
России цивилизованного, социально ориентированного общества, характе-
ризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит
смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное
функционирование различных форм собственности, но и интернационализа-
цию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
29 сентября 1994 года вышло постановление Правительства Российс-
кой Федерации номер 1108 "Об активизации работы по привлечению иност-
ранных инвестиций в экономику Российской Федерации".
- 11 -
Список литературы:
Я. Уринсон, "Инвестиционный климат в России и привлечение иност-
ранных инвестиций", Вопросы Экономики, номер 8 за 1994 год;
В. Фельзенбаум, "Иностранные инвестиции в России", Вопросы Эконо-
мики, номер 8 за 1994 год;
В. Филатов, "Проблемы инвестиционной политики в индустриальной
экономике переходного типа", Вопросы Экономики, номер 7 за 1994 год;
А. Витин, "Мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций", Воп-
росы Экономики, номер 7 за 1994 год;
"О социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь,
номер 6 за 1994 год;
Деловой мир, номер 1 за 1994 год;
Коммерсантъ, номер 5 за 1994 год;
Экономика и жизнь, номер 5 за 1994 год;
"Собрание законодательства Российской Федерации", номер 24 от 10
октября 1994 года, официальное издание администрации президента Рос-
сийской Федерации, Москва