Передача сообщения
Хороший слушатель не только слушает, но и стремится
узнать что-нибудь.
Уилсон Майзер
Судя по «лингвистической» части названия, в НЛП много внимания уделяется языку. Языковые навыки могут принимать различные формыи являются действенным средством повышения эффективности тренинга. Соответствие языка, убеждений и ценностей невербальным аспектам коммуникации в тренингеспособствует достижению поставленных целей.
3.1. Использование языковых паттернов
Умение использовать и распознавать языковые паттерны, а также реагировать на них незаменимо для тренера. Оно проявляется вразличных формах, включая: — реакцию на вопросы и утверждения; — присоединение к языку; — изменение состояний и значений с помощью языка; — умышленноеиспользование непонятного языка; — распознавание убеждений, отражающихся в языке.
Реакция навопросы и утверждения
Изучение этого аспекта языковых паттернов началось со времени создания НЛП Бэндлером и Гриндером и впоследствии было продолжено ихмногочисленными последователями.
Бэндлер и Гриндер разработали метамодель — представительный набор языковых паттернов, которые отражают чувственный опыт вязыке и включают основные вопросы для выяснения и уточнения определенных значений. Изучение метамодели входит в программу подготовки практиков НЛП.
Эта концепция основана на идеях, сформулированных ранее теоретиками. Так, Наум Хомский утверждал, что язык имеет поверхностнуюструктуру, то есть произносимые слова, и глубинную — скрытый смысл, который является репрезентацией структуры опыта.
Использование метамодели позволяет тренеру управлять тремя основными процессами:
— опущением;
— искажением;
— обобщением.
Ни один из них нельзя назвать заведомо «хорошим» или «плохим», поскольку они лишь отражают способ построения индивидуальноймодели мира. Важно понять, приносят эти модели пользу или создают ограничения.
Опущения
Существуют шесть различных способов, позволяющих обучающимся отражать одну часть информации и не замечать другую. Идентифицируяи преодолевая их, можно обеспечить получение недостающей для достижения цели информации.
1. Неопределенные существительные — использование любых существительных, число значенийкоторых равно числу людей, употребляющих их.
Пример. Мои расходы на тренинг увеличиваются.
Вопрос. Какие именно расходы увеличиваются?
Результат. Получение конкретной информации о данном существительном.
2. Неопределенные глаголы — употребление глаголов, опускающих то, что уже сделано.
Пример. Мы очень старались, выполняя это упражнение.
Вопрос. Как именно вы старались?
Результат. Получение определенной информации о данном опыте.
3. Номинализация — превращение глагола в существительное, в результате которого опускаетсяобозначаемое им действие или процесс.
Пример. Образование необходимо.
Вопрос. Почему образование необходимо?
Результат. Превращение существительного обратно в глагол с восстановлением опущенного процесса.
4. Нехватка референтного индекса — употребление неопределенного местоимения, неуказывающего лицо или объект, к которому оно относится.
Пример. Некоторым тренинг полезен.
Вопрос. Кому полезен тренинг?
Результат. Установление объекта, явления или субъекта, к которому относитсяместоимение «некоторые».
5. Сравнительное опущение — опущение объекта сравнения.
Пример. Тренинг проходит эффективнее.
Вопрос. Эффективнее чего?
Результат: Выявление объекта сравнения.
6. Потерянный перформатив* — использование оценочных суждений, правил и мнений безуказания источника.
Пример. Есть только один правильныйответ.
Вопрос. Откуда вы знаете? или Кто сказал?
Результат. Определение источника происхождения мнения или убеждения.
Искажения
Искажение — это представление информации, как-либо ограничивающее возможность обучающегосядействовать и способное доставить ему неприятности. Существуют три основных способа искажения информации.
1. Чтение мыслей — уверенность в знании точки зрения другого.
Пример. Они думают, что я глупый.
Вопрос. Откуда ты знаешь?
Или Что приводит тебя к мысли о том, что...?
Результат. Определение источника информации.
2. Причина и следствие — подозрение или уверенность в том, что действия одного человекамогут вызывать эмоциональную реакцию у другого. Существует предположение, что люди не выбирают свое эмоциональное состояние.
Пример. Тренинг сводит меня с ума.
Вопрос. Как ты допускаешь, чтобы тренинг сводил тебя с ума?
Результат. Установление воображаемой причинной связи.
3. Предположения — базовые допущения, которые должны быть верны, чтобы модель имела смысл.
Пример. Он такой же сумасшедший, как и другие тренеры.
Вопрос. Почему вы полагаете, что тренеры сумасшедшие?
Результат. Выявление предположений.
Обобщения
Обобщения определяют границы модели мира обучающегося. Целенаправленное преодоление ограничений может открыть новые возможности.Есть четыре основных способа обобщения информации.
1. Комплексный эквивалент — одинаковая интерпретация двух фактов или явлений: x означаетy.
Пример. Он был в Кембридже, поэтому знает о нем все.
Вопрос. Почему, раз он был в Кембридже, то знает о нем все?
Результат. Пересмотр комплексного эквивалента и открытие новых возможностей.
2. Кванторы общности — обобщения, не допускающие исключений, например «все», «каждый»,«ни один», «всегда».
Пример. Я никогда не смогу сделать этого.
Вопрос. Никогда?
Или У вас когда-нибудь это получалось?
Результат. Выявление исключений и противоположных примеров.
3. Модальные операторы необходимости — слова, подразумевающие общее правило, например«должен», «не должен», «нужно», «не нужно», «требуется», «не требуется», «необходимо».
Пример. Вы должны слушать тренера.
Вопрос. Что произойдет, если вы не будете этого делать?
Результат. Пересмотр правила и рассмотрение последствий.
4. Модальные операторы возможности — слова, определяющие возможности говорящего,например «могу», «не могу».
Пример. Я никогда не смогу изучить метамодель.
Вопрос. Что произойдет, если вы сможете это сделать?
Или Что препятствует этому?
Или Почему вы так решили?
Результат. Пересмотр правила и рассмотрение последствий.
Такая громоздкая схема может показаться слишком сложной для запоминания, но она входит втренерский инструментарий и в определенных случаях ее, безусловно, следует использовать. Квалифицированные тренеры уже давно при необходимости мастерскиприменяют этот навык, как и все приемы НЛП.
Прежде всего нужно решить, когда и каким образом это сделать. Непродуманное использование метамодели специалисты по НЛП называютметауродованием или метаубийством. Следует помнить, что максимальный эффект применения этой техники достижим лишь при установлении раппорта, а такжеделикатности и проницательности тренера.
Известная неприятная история произошла в начале 1970-х на тренинге в Санта-Крус, который вел один из разработчиков НЛП — ДжонГриндер. Из-за неправильно примененной метамодели обучающиеся отдалились от людей, которые были им близки: большая часть группы неделю приходила на занятияв подавленном состоянии. Тренер всегда должен иметь в виду вероятность неудачного исхода.
В зависимости от содержания и результатов тренинга, допускается обучение в группе навыкам использования метамодели (этонужно делать не торопясь, постепенно, чтобы не внести путаницу и избежать неприятностей). Лучше всего приурочить его к занятиям, посвященным развитиюнавыков межличностного общения, подготовке к отборочному интервью, проведению оценки и т. д.
Присоединениек языку
Второй навык использования языковых паттернов заключается в умении слышать, распознавать и реагировать на типы слов,употребляемые обучающимся. Как правило, человек обнаруживает способы обработки информации в выборе слов — визуальных, аудиальных, кинестетических (отражающихприкосновения, ощущения и чувства), а также обонятельных (запах) и вкусовых (вкус).
Примеры таких слов перечислены ниже. В НЛП их называют предикатами.
Визуальные
Изображать, ясный, яркий, сфокустровать, сиять, красочный, разглядывать,черный, рисовать, окрашивать, смутный, проницательный, отчетливый, излучать, чистый, представлять, тусклый, темный, казаться, блестящий, золотой,перспективный, видимый, светиться, прозрачный, отражать, наблюдать, затененный, непроницаемый, просвечивающий.
Обонятельные
Свежий, сырный, чуять, вонять, рыбный, ароматный, крахмалить, едкий,благоухающий, воздушный, протухший, смердеть, нюхать.
Аудиальные
Говорить, акцентировать, спрашивать, щелкать, резонировать, болтать, звенеть,мелодичный, отрывистый, бормотать, гармонировать, барабанить, глухой, громкий, языковой, монотонный, петь, громыхать, произносить, звучать, кричать, звать,требовать.
Вкусовые
Приправлять, сладкий, аппетитный, кислый, питать, смаковать, горький, глотать,пикантный, жевать, соленый, кусать, сочный.
Кинестетические
Отягощать, двигать, ровный, брать, свободный, совать, хватать, теплый,касаться, поднимать, толкать, тереть, плотный, соприкасаться, липкий, твердый, закреплять, холодный, зудеть, давить, грубый, нечувствительный, течь, жесткий,поворачивать, напряженный, щекотать, пожимать.
Слова, не основанные на чувствах
Помнить, разрабатывать, знать, обнаруживать, думать, распознавать,сосредоточиваться, понимать, замечать, решать, объяснять, устраивать, воспринимать.
Обратив внимание на слова, употребляемые обучающимися, можно присоединиться к их языку при объяснении и таким образомпомочь в тренинге. А отсоединение с помощью умышленного несоответствия языковой системы тренера в определенных обстоятельствах служит очень изящным способомвыражения несогласия. Кроме того, можно подстраиваться и вести точно так же, как и при невербальной коммуникации, то есть, устанавливать раппорт,распознавать признаки раппорта по физиологическим, вербальным и другим сигналам, затем с помощью ведения переходить в другую языковую систему. Убольшинства обучающихся есть определенные языковые предпочтения, и тренер должен способствовать выработке у них большей гибкости в навыках мышления,обучения и коммуникации.
Изменениесостояний и значений с помощью языка
Одним из вариантов применения языковых паттернов для изменения состояний и значений является метамодель. Любое суждениеобучающегося, служащее причиной нарушения метамодели, может быть скорректировано тренером. Этот навык обеспечивает целенаправленные изменения ипомогает избежать лишающих силы убеждений, тупиковых ситуаций или негативных реакций. Вот некоторые примеры.
Обучающийся.Я никогда не пойму этого.
Тренер. Никогда? или: А что, если поймешь? .
Обучающийся. Это сложная тема.
Тренер.Что конкретно сложно в этой теме? .
Обучающийся. Другие умнее меня.
Тренер.Вчем именно они умнее тебя? .
Очевидно, ни один из этих вопросов не существует сам по себе. Иногда приходится задавать несколько вопросов подряд, чтобызаставить обучающегося изменить мнение. С помощью таких поддерживающих языковых форм, основанных на раппорте, можно существенно повлиять на индивидуальную и групповуюдинамику. При этом каждый обучающийся и группа в целом бессознательно усвоят эти паттерны. Даже в разговоре за чашкой кофе или во время ленча вы поймете,что в их речи и ее воздействии произошли серьезные изменения,
Большинство обучающихся в начале тренинга полагают, что это будет либо трудное, либо скучное занятие или убеждены вотсутствии у них способностей. Тренер должен обязательно учитывать это обстоятельство. Некоторые, чаще «визуалы», очень быстро включаются в работу идостигают определенных результатов. Другие — как правило, кинестетики — начинают не так активно, но добиваются более глубоких изменений. «Аудиалы»могут не обнаруживать внешних признаков изменения состояния, поэтому нужно быть особенно внимательным к любым переменам в употребляемых ими словах,физиологических реакциях, глазных ключах доступа и т. д.
Умышленноеиспользование непонятного языка
Метамодель помогает тренеру в работе и позволяет достигать значительных результатов, однако не всегда уместна. Поэтому нужноприменять ее осмотрительно и не переусердствовать. Умышленное использование непонятного языка вместо метамодели или одновременно с ней предоставляеттренеру арсенал разнообразных навыков.
Умышленно непонятный язык как прием получил признание в 70-х годах ХХ века в результате исследований навыков МилтонаЭриксона, гипнотерапевта с мировой славой, первого президента Американского общества клинического гипноза. Считалось, что он может сделать невозможное,благодаря необычайной чувствительности к малейшим изменениям в поведении других. Он разработал эффектный и действенный метод — приводил пациентов втранс для поиска внутренних ресурсов решения проблем. Эриксон был одним из тех, кто послужил моделью для Бэндлера и Гриндера в их ранних исследованиях,положивших начало созданию НЛП.
Эриксон считал, что многочисленные вмешательства дают лишь видимые или кратковременные результаты, а единственным способомдостижения устойчивого и целенаправленного изменения является развитие навыков. К такому же мнению самостоятельно пришли многие тренеры.
Преимущество метода Эриксона, получившего название «модель Милтона», в том, что он опирается на внутренние ресурсы человека ипозволяет сознанию работать естественно и мотивированно. В основу его техники положен тезис о существовании неосознанных позитивных намерений, стоящих залюбым поведением, в том числе таким, которое в данный момент кажется странным. Эриксон также полагал, что люди выбирают наилучший из возможных для нихвариантов и в определенной степени обладают необходимыми ресурсами для эффективных изменений. Он считал своей задачей помочь людям получить доступ кэтим ресурсам.
Следовательно, ключом к успеху для Эриксона было умение устанавливать контакт с человеком на его собственном уровне, а ненавязывание ему условий и внешних ограничений. Он стремился выявить намерение, стоящее за любым действием, а не найти логическое объяснение этого действия. Напрактике это означает, что тренер должен следовать парадоксальному, на первый взгляд, принципу: «чем меньше делаешь, тем лучше результат». Например, задавнедружелюбный или зондирующий вопрос, можно незаметно легко занять оборонительную позицию или допустить резкую или чересчур сильную реакцию итаким образом потерять контакт с группой. Аналогично, имея дело с безразличным человеком или группой, велика опасность пресытиться общением или перенапрячьсяв попытке вызвать какую-нибудь реакцию или добиться, чтобы «хоть что-то сдвинулось».
Умышленно непонятный язык, или двусмысленность, как некоторые его называют, позволяет скрыться от ищущего прожектора логическиустроенного сознания и выявить истинные потребности человека, а не навязывать их извне. Например: «И вы можете найти ресурсы, которые помогут вам в том, длячего они нужны, даже если вы еще не осознаете, для чего именно...». Подобная сентенция вводит обучающегося в состояние, известное как «даунтайм». Даунтайм —это уход в себя, внутреннее осмысление в противоположность поиску смысла с помощью внешних стимулов. Мечты представляют собой одну из форм даунтайма, а«целенаправленные мечты» — это эффективный способ выработки новых подходов в деятельности. В США очень популярна техника «направленных фантазий», котораяобычно не используется тренерами в Великобритании. Она позволяет подключить сознание и бессознательное к созданию новых возможностей.
Чтобы привести обучающихся в даунтайм-состояние, тренер действует обратно технике создания метамодели, то есть специальноприменяет опущения, искажения и обобщения. Это заставляет обучающегося дополнить картину и по-своему понять ситуацию.
Следующий шаг — предумышленное сокращение информации с целью предоставить бессознательному возможность восстановитьнедостающие части. Бессознательное может без вмешательства сознания успешно осмысливать явления, находить ресурсы. Другими словами, оно имеет доступ к«интуитивному», «творческому» полушарию мозга.
Некоторые ведущие испытывают в связи с этим приемом неудобство, поскольку происходящее во время тренинга кажется им слишкомнеопределенным и неуправляемым. Помните, что тренер должен быть готов на все, чтобы помочь обучающемуся. В некоторых случаях это может означать, что ему следуетувеличить диапазон своих навыков и/или расширить собственную «зону комфортности». У большинства людей, как выяснилось, умышленно непонятный языкпостоянно в ходу при общении с супругом, детьми, друзьями, коллегами и т. д. Безусловно, значительная часть «обычных» контактов происходит именно такимобразом, поэтому этот языковой навык должен стать частью инструментария каждого тренера, стремящегося к успеху.
Поскольку для многих обучающихся тренер является примером, умелое и гибкое использование всех подходящих средств являетсянесомненным доказательством этого.
Использование языковых паттернов
УПРАЖНЕНИЯ
Метамодель
1. Используйте метамодель, упражняйтесь в обнаружении ее конкретных нарушений иреакции на них.
2. Отмечайте нарушения метамодели, даже если вы не собираетесь пересматриватьих.
3. Применяйте метамодель, чтобы помочь обучающимся (и себе) установить цели.
Подстройка к языку
1. Определите репрезентативные системы и предикаты, используемые обучающимися.Подстройтесь к их языковым паттернам, отвечая им в том же стиле (но используя другие слова).
2. Упражняйтесь в перекрестном зеркальном отображении, используя язык, то есть следите за языком обучающихся, подстраивайтесь к нему по тону, скорости речи ит. д.
Изменение состояний и значений
1. Применяйте метод метамодели.
2. Используйте язык, чтобы добиться изменений — наблюдайте за языковыми особенностями, невербальными реакциями, глазными ключами доступа.
3. Ежедневно тренируйтесь с обучающимися в выполнении пунктов 1 и 2, отмечая преобладающие слова — визуальные, аудиальные или кинестетические.
Умышленное использование непонятного языка
1. Упражняйтесь в обращении к бессознательному, прежде чем (или вместо тогочтобы) подключать сознание.
2. С помощью непонятного языка вводите обучающихся в состояние «даунтайм»(конечно, возвращая их затем в состояние «аптайм»).
Распознавание систем убеждений, проявляющихся в языке
1. Отмечайте проявляющиеся системы убеждений.
2. Задавайте специальные вопросы, чтобы выявить систему убеждений.
3. Практикуйтесь в позитивных убеждениях по отношению к обучающимся и ихвозможностям и отмечайте, как это влияет на ход тренинга.
Использование языковых паттернов
ОСНОВНЫЕПОЛОЖЕНИЯ
· Помните о языковых паттернах:
— реагируя на вопросы и утверждения;
—присоединяясь к языку;
— изменяя состояние и значения с помощью языка;
— намеренно используя непонятный язык;
—распознавая системы убеждений, проявляющиеся в языке.
· Используйте метамодель для работы с:
— опущениями;
— искажениями;
— обобщениями.
· Присоединяйтесь к языку для установления раппорта с обучающимися.
· Используйте в подходящем случае отсоединение от языка для разрушения раппорта.
· Ведите с помощью языка.
· Применяйте язык для изменения состояний и значений.
· Умышленно используйте непонятный язык.
· Распознавайте системы убеждений, проявляющиеся в языке.
· Уделяйте пристальное внимание всем тонкостям и сложностям в языке обучающихся