Административное право
Правовая основа исполнительной власти - административное законодательство. От принципов, заложенных в него, зависит эффективное функционирование этой самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим и неотъемлемым правом гражданина. Власть это право то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации , устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.
При рассмотрении вопроса о защите прав граждан для нас важны такие цели административного права, как создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти, обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти.
Административно-правовые нормы устанавливаются в соответствии со ст.2 Конституции РФ актами органов представительной власти, формируют и реализуют составляющие прав и обязанностей органы исполнительной власти.
Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации, но для того, чтобы субъективные права граждан не были формальны, требуется создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан. Это также и необходимое условие становления правового государства.
Можно выделить два главных направлениях юридической защиты прав гражданина:
- от преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;
- от неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.
Те, на кого возложены властные полномочия, могут быть некомпетентны в своей области, могут злоупотреблять властью. Права гражданина могут нарушаться вследствие инертности и бюрократизма органов. Для предотвращения подобного требуется создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов, важнейшей задачей которых является защита правопорядка : суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.
Другой метод защиты - существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.п.
Следующий способ, который мы можем выделить особо - активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права, а также, учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту.
Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности , на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.
В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам (необходимая оборона, отказ выполнять незаконное распоряжение должностного лица и т. п.), либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.
Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация реализует многие властные полномочия, но как раз публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.) вместе взятые, Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти - это, прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации.
В последнее десятилетие в России был обновлен и расширен объем правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону, а возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. В-пятых, ст. 30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав. Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов ,демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.
Общий административный и судебный надзор за осуществлением законности административной власти.
Проблемы института государственной службы и государственных служащих широко освещаются в юридической литературе, однако вместе с тем в действующем законодательстве имеется немало нерешенных вопросов, связанных с установлением, правовым оформлением и регулированием государственно-служебных отношений, что оказывает отрицательное воздействие на осуществление надзора за законностью действий административной власти. Исследования особенностей правового статуса должностных лиц этой системы органов имеет теоретическую и практическую значимость для совершенствования действующего законодательства и практики его применения.
Следует заметить, что в зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных функций, они делятся на должностных лиц и оперативный состав, хотя в законе "Об основах государственной службы" подобная классификация отсутствует. Среди же должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.). Понятие должностного лица является одним из ключевых, поскольку они признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений, а именно это нам и следует рассмотреть.
Представители административной власти совершают юридические действия властного характера, связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и характеру полномочиями. Руководители принимают решение по различным вопросам из деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к подчиненным им работникам. Определяет же рамки деятельности административной власти область административного права.
Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. В целом эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности всех субъектов, не имеющих отношения к властным структурам, в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, принципы, методы, формы ее деятельности. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения. Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны.
Норма административного права, как и норма любой другой отрасли права, представляет собой правило общего характера, определенную меру (масштаб) должного или возможного поведения, установленную государством и охраняемую специальными государственными средствами.
Субъектом административно-правового отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Объект же административно-правового отношения - это то, по поводу чего возникает правоотношение -действие, поведение субъекта права.
Также законодательством дан ряд определений, относящихся к надзору за законностью административной власти:
Административный процесс - разновидность юридического процесса, совокупность последовательных действий для достижения юридических результатов, решения управленческих дел, урегулированных нормами административного права процессуального характера.
Административная юрисдикция - правоохранительная, административно--процедурная деятельность субъектов исполнительной власти по решению административных споров, рассмотрению жалоб граждан.
Можно выделить следующие виды административного производства: производство по делам об административных правонарушениях, дисциплинарное производство, производство по жалобам, согласительное производство.
Также важно определить сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.
Контроль в государственном управлении подразделяется на два вида: общий и специальный, внешний и внутренний, контроль представительной и исполнительной власти, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный).
Административный надзор - наблюдение уполномоченными на то субъектами исполнительной власти за исполнением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законе и подзаконных актах.
Таже помимо административного надзора среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю. Судебный контроль в сфере исполнительной власти - правовая оценка судами действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц, выявление нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, принятие мер по их восстановлению и устранению причин, и привлечение виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Не менее важная роль в обеспечении законности в управлении принадлежит прокурорскому надзору. Общий прокурорский надзор - надзор органов прокуратуры за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание. Согласно Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
К формам реагирования прокурора на выявленные нарушения законности относятся: протест, представление, постановление.
Главой 30 УК РФ "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" предусмотрены наказуемые деяния должностных лиц, а Пленум Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. дает уточняющее определение должностного лица, представителя власти и их обязанностей:
- к представителям власти относятся работники государственных органов и учреждений, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (народные депутаты, председатели, их заместители и члены исполнительных комитетов, судьи, прокуроры, следователи, арбитры, работники милиции, государственные инспекторы и контролеры, лесничие и др.);
- под организационно-распорядительными обязанностями следует понимать функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Такие функции, в частности, осуществляют руководители министерств, ведомств, государственных, кооперативных, общественных предприятий, учреждений, организаций и их заместители, руководители структурных подразделений и т.п.;
- под административно-хозяйственными обязанностями следует понимать полномочия по управлению или распоряжению государственным, кооперативным или общественным имуществом: установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями, организация бытового обслуживания населения и т.д.
Наряду с лицами, выполняющими постоянно или временно властные функции либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в силу занимаемой должности, субъектом должностного преступления в соответствии с законом могут быть также лица, которые выполняют указанные обязанности в порядке осуществления возложенных на них правомочными на то органами или должностными лицами специальных полномочий.
Не являются субъектом должностного преступления те работники государственных, кооперативных и общественных организаций, предприятий, учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление.
Судам следует иметь в виду, что в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными. Также следует учитывать, что лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке.
Местное самоуправление и промышленность
Местное самоуправление - это организационная форма осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечивать самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций, то есть к ним относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым Уставом местных органов самоуправления в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ № 154, законами субъектов РФ и решаемые непосредственно органами местного самоуправления.
Традиционно вопросы организации осуществления власти на местном уровне регулировались нормами государственного права, а также административного права. Кроме того, в содержание муниципального права входят отдельные нормы бюджетного, финансового, экологического, земельного и других отраслей права.
В федеральном законе от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" появились термины "должностное лицо местного самоуправления" и "выборное должностное лицо местного самоуправления":
- должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих;
- выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления - муниципальные образования, решающие в рамках своей территории вопросы местного значения, осуществляя при этом функции управленческого характера. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
К вопросы местного значения, которыми должно заниматься местное самоуправление относятся те, непосредственно обеспечивают жизнедеятельность населения муниципального образования, в том числе к ним относятся и промышленные комплексы, находящиеся на территории муниципалитета. Вот некоторые из них, согласно ФЗ 154 ст.6 :
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственность;
местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
Отношения органа местного самоуправления с муниципальной собственностью, например, промышленным комплексом, общий порядок владения, пользования и распоряжения этой собственностью обязательно должны находить отражение в уставах муниципальных образований (п.13 ст.8 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”). Управление промышленными объекта (находящимися или нет в мимуниципальной собственности) осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.
Органы муниципальных образований могут выступать в имущественном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц – муниципальных учреждений, обладающих самостоятельным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. Частью этого имущества – денежными средствами, получаемыми от производства – они будут отвечать по своим обязательствам.
Именно имущество казны, в первую очередь, средства соответствующего бюджета, составляют базу самостоятельной имущественной ответственности такого муниципального собственника по своим долгам.
Промышленные предприятия не могут принадлежать муниципальному образованию, если они закреплены за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности допускается только в случаях, предусмотренных законом.
Что касается предприятий и промышленных объектов, находящихся в муниципальной собственности, то органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности, осуществляют регулирование цен на их продукцию(услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят:
- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные предприятия и организации;
- муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации и т.д.
Конкретный перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.
Конституция РФ гарантирует, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны с процессом формирования муниципальной собственности, имевшим в своей основе раздел прежней государственной собственности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации - : М , Юридическая литература , 1993.
2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
3. Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119 - ФЗ.
4. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 1996.
5. Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Сов. гос-во и право. - 1991, № 12 - с. 90-98.