Финансовое и банковское право

Оглавление.
1. Введение.
2. Предмет финансового права.
3. Отрасли финансового права.
4. Основные части финансового права.
Список используемой литературы.
Оглавление.

1. Введение.
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Финансы по своей сущности представляют одну из экономических категорий, используемых в современном государствах. Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.
Осуществление финансовой деятельности государства требует правового урегулирования прав, обязанностей, ответственности, участвующих в нем субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права: посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством.
Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы из других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область попадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его норм распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового пава относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственной форме собственности).
Нужно заметить, что в ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские, и т. д., регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Если дать определение финансовому праву то это буде следующее: финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации задач.
2. Предмет финансового права.

К предмету финансового права относят закрепление структуры финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.
Входящие в предмет финансового права отношения отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения. Широк круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, государственные органы – с юридическими и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные и местные органы всех видов и уровней, в том числе финансово-кредитные органы в соответствии со своей компетенцией в области финансов.
Они представляют следующие группы отношений:
1. между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределение финансовых ресурсов страны;
2. между финансовыми и налоговыми органами государства с одной стороны, и предприятиями, учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;
3. между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использование соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
4. между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления – с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также соответствующих средств предприятий, организаций, учреждений;
5. между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
6. между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами – с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет и вне бюджетные фонды).
Данная классификация проведена по субъектному составу. Возможны и другие критерии, содержание финансовых отношений, методы финансовой деятельности и т. д.
Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее содержание – направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов. Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства.
Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу, на другие потребности общего значения. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм, как это свойственно правовому государству.
В нормах финансового права закрепляют общие принципы и формы финансовой деятельности государства, методы аккумуляции средств в государственные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных предприятий, организаций, учреждений. Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений и граждан.
По этому, можно сказать, что предметом финансового права будет – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.
Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, но и для соблюдения интересов государства, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге – для выполнения государством своего предназначения.
Формирующееся финансовое право в Российской Федерации отражает новые экономические и политические условия страны.
Во-первых, особенности экономики переходного периода к рыночным отношениям привели к изменению финансово-правовых норм. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства субъектов права всех форм собственности и соответственно этому – их финансовых обязанностей перед государством, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т. д. Следует отметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, повышение эффективности функционирования народнохозяйственного комплекса.
Во-вторых, усиливается материальная ответственность (финансовые и другие санкции, увеличивается размер денежных штрафов) за нарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
В-третьих, современное финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства. Вместе с тем, преобладает их фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну) при недостаточном развитии социальной направленности.
В-четвертых, финансовое право отражает развитие России как федеративного государства. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Наряду с субъектами Федерации органы местного самоуправления также могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положение о местных налогах и сборах).
Финансово-правовые нормы закрепляют полномочия государственных органов в области финансов, они строятся на принципе разделения властей.
Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют углубления и упорядочивания.
3. Отрасли финансового права.

Наиболее крупные подразделения системы права Российской Федерации – ее отрасли, каждая из которых распространяется на особый вид общественных отношений, требующих соответствующих методов правового регулирования (подчинение одних субъектов другим, закрепление равенства сторон и т. д.).
В литературе высказывались сомнения по поводу самостоятельности финансового права как отрасли в системе права. Утверждалось, к примеру, что это часть государственного и административного права, или даже только административного. В дискуссии по этому вопросу был высказан главный аргумент – наличие у финансового права специфики в предмете и методе правового регулирования, что признается необходимым для выделения совокупности юридических норм в отрасль права.
Вообще, финансовое право в самостоятельном виде существовало еще в дореволюционной России и преподавалось в университетах.
В современных условиях, когда экономические преобразования, усиливают роль финансового механизма, вызывают необходимость более глубокой правовой регламентации его функционирования, очевидно развитие финансового права Российской Федерации в качестве особой отрасли права. По этому финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права, а именно финансовые общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Они отличаются спецификой содержания и целенаправленности, форм проявления, связаны с функциями по образованию, распределению и использованию государственных (и муниципальных) денежных фондов (доходов), а также контролем за этими процессами. Такое содержание предмета финансового права обуславливает и особенности его методов регулирования, то есть приемов и способа юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер взаимосвязей между ними.
Основной метод финансово-правового регулирования – государственно-властные предписания, одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойственен и другим отраслям права, например, административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или иных денежных средств и т. п. Такой метод способствует своевременному и в полном объеме поступлению средств в распоряжение государства, их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными планами и программами, соблюдению режима экономии.
При использовании государством для формирования своих ресурсов, платежей добровольного характера (государственные займа, казначейские обязательства, лотереи и т. д.) в определенной части также действует метод властных предписаний. Таким образом, государство устанавливает условия проведения государственных внутренних займов, выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами вступившими в эти отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.
В силу существующего распределения компетенции между государственными органами большая часть таких предписаний исходят от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности. Участники финансовых отношений, которым они адресуют свои предписания (различные органы государственного управления, организации и т. п.), находятся во взаимосвязи с этими органами и в зависимости от них по многим функциям финансовой деятельности.
Однако это не означает, что финансово-правовое регулирование методом властных предписаний не распространяется на отношения «вертикального» соподчинения. Властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений, направляются и со стороны их вышестоящих органов. Но для финансово-правового регулирования наиболее характерно использование этого метода именно в функциональных взаимосвязях с финансово-кредитными органами.
Финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т. п. В настоящее время такие методы получают все более широкое распространение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления устанавливают платежи на своей территории. По вопросам, касающихся общих принципов налогообложения в Федеральном собрании Российской Федерации должны быть рассмотрены предложения субъектов Федерации. Налоговые органы могут представлять предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит (отсрочку платежа на основе соглашения между ними). Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования – методом властных предписаний.
Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и ограничении от других отраслей права.
В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимных связей, регулируемых или финансовых отношений, то есть имеют объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение – регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывает влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
4. Основные части финансового права.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права – части: Общая и Особая. Основная необходимость их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки.
К Общей части относят нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые нормы, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В разделе по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов.
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:
1) государственной бюджетной системы;
2) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
3) финансов государственных предприятий;
4) государственных доходов;
5) государственного кредита;
6) государственного страхования;
7) государственных расходов;
8) банковского кредитования;
9) денежного обращения и расчетов;
10) валютного регулирования.
Все они имеют соответствующие наименования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относят акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления. В общем можно сказать, что источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации. В них закреплены основы правовой организации финансовой деятельности государства и его субъектов по отдельным направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее влияние конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью бюджета как центрального звена финансовой системы.
Какого-либо единого источника типа кодекса – для отрасли в целом нет. Отсутствуют и кодифицированные источники разделов финансового права, хотя подготовка такого законодательства началась.
Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права – государственного, административного, гражданского и т. д.
Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы: среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти различных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое количество законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Список используемой литературы.

1. Конституция Российской Федерации. М. 1994г.
2. Воронов Л. К., Давыдова Л. А. и др. «Финансовое право» М. 1997г.
3. Додонов В. Н. «Финансовое и банковское право». М. 1997г.
4. Артемов Н. М., Горбунова О. Н. и др. «Финансовое право», М. 1996г.