Правовой режим лесного фонда

Лесной фонд составляет более одной трети территории России. В его
состав входят:, леса, земли, покрытые лесом либо предназначенные для
лесоразведывания, нелесные земли, но расположенные внутри земель лес-
ного фонда (болота, дороги, гари, просеки и т.д.) .
Центральное место в составе элементов лесного фонда занимают ле-
са. Основы лесного законодательства РФ определяют леса как сово куп-
ность земли, древесной, кустарниковой и травянистой раститель ности,
животных, микроорганизмов и других компонентов окружаю щей природной
среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем
развитии.
Данное определение имеет три недостатка, о которых необходимо
знать в практической работе. Первый касается терминологии. Закон упот-
ребляет неизвестное слово окомпонентып окружающей природной среды. За-
кон РФ оОб охране окружающей природной средып такого понятия не знает.
Он знает понятие ообъектовп окружающей природной среды.
Второй недостаток относится к функциям лесов. Закон не раскры ва-
ет экологическую функцию лесов, ибо не подчеркивает воздействия, кото-
рое лес обязательно оказывает на состояние растительных и живот ных
сообществ не только внутри, но и во вне - в окружающей его природной
среде. Наконец, третий недостаток, который не позволяет лес как сово-
купность древесно-кустарниковой растительности отличить от других
крупных растительных массивов типа парков, бо танических садов, денд-
рария. Такого признака Основы законодатель ства не указывают. А им
должен стать правовой режим земель, состав ляющих понятие лес: произ-
растание растительности на землях лесного фонда. Отсюда следует опре-
деление леса как составная часть природной среды, представляющей сово-
купность земель, отнесенных к лесному фонду, древесной, кустарниковой
и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других объ-
ектов природной среды, биологически взаимосвязанных друг с другом и
оказывающих влияние друг на друга в своем развитии и на окружающую
природную среду.
Как природный объект лес выполняет три жизнеобеспечительные функ-
ции: экологическую, экономическую, культурно-оздоровительную. Экологи-
ческая функция леса выражается в оказании влияния на окружающую (а не
только природную) среду. Лес имеет средозащитное, климаторегулирующее,
почвозащитное, водоохранное, санитарное, оздоровительное значение.
Экономическая,функция леса состоит в том, что он является источником
древесины и другой дродукции народного хозяйства. Культурно-оздорови-
тельная функция проявляется в том, что лес способствует укреплению
здоровья, развитию познания человеком природы.
В понятие" лес " входят несколько видов природных ресурсов, которые
сейчас активно используются в хозяйственной деятельности, нау ке,
культуре, медицине: древесина, ягоды, грибы, лечебные тр.авы, соки,
смолы, ресурсы животного мира, сенокосные угодья и т.п.
Относительно леса и его ресурсов законодательство употребляет че-
тыре основных понятия: рациональное использование, воспроизводство,
охрана и защита.
Рациональное использование леса (как трактует это комментирующая
литература) есть получение максимального количества лесной продукции с
минимальных лесных площадей. При этом необходимо сказать об экологи-
ческой стороне: опри условии соблюдения правил охраны окружающей при-
родной среды.
Воспроизводство лесных ресурсов - меры по повышению продуктивнос-
ти лесов, улучшению их качества и породного состава (ст. 55).
Охрана лесов - меры по ограждению лесов от пожаров, незаконных
порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других
противоправных действий, причиняющих вред лесу (ст. 59).
Защита леса - система биологических мер, направленных на борьбу с
болезнями и вредителями леса (ст. 59).
Правовое регулирование использования и охраны леса направлено на
предотвращение и устранение таких негативных явлений, вызванных хо-
зяйственным развитием, как истощение и загрязнения лесов.
Истощением лесов следует считать не только физическое уничтожение
лесов как природного фактора, но и снижение их продуктивных функций
(например, почвозащитных, водоохранных и т.д.). Источниками истощения
лесных массивов являются - нерациональное ведение лесного хозяйства,
вырубка лесов без научно обоснованной системы воспроизводства, пожары,
незаконные лесные пользования, уничтожение полезных для леса животных.
Загрязнение леса - внесение в окружающую лесную среду веществ и
препаратов, причиняющих вред лесным растениям и животным, обитающим в
лесах. Подобное воздействие превращает лес из активного защитника при-
роды и человека в жертву технического прогресса.
Другим элементом лесного фонда является земля . Она представлена в
двух значениях: как составная часть земельного фонда (ст. 3 ЗК РСФСР)
и неотъемлемая часть лесного фонда. Отсюда следует и двой ная правовая
функция данной категории. В качестве составной части земельного фонда
земля служит объектом правового регулирования со стороны земельного
законодательства. В этом смысле ее охрана и использование должны соот-
ветствовать Земельному кодексу. Этот же документ определяет порядок
возникновения и прекращения права пользования землями лесного фонда. В
то же время в качестве составной части лесного фонда земля подвержена
влиянию правовому регулированию использования охраны лесов.
Во втором значении наблюдается"сращивание" некоторых понятий.
Например, рациональное использование лесов одновременно означает раци-
ональное использование земель, занятых этими лесами. Охрана лесных зе-
мель от самовольного занятия рассматривается не только как земельное,
но и лесное правонарушение. В этом смысле рациональное использование,
земель лесного фонда есть прежде всего рациональное исполнение лесов,
охрана их и защита.
Границы земель лесного фонда устанавливает государство, исходя из
фактически занимаемой площади лесными деревьями и лесной раститель-
ностью, с учетом необходимости восстановления и воспроизводства лесных
культур. Конкретное земельно-лесное пространство распределяется по
субъектам федерации, владельцам лесного фонда и субъектам лесопользо-
вания, имеющим право на сдачу лесов в аренду.
Внутреннее распределение земель и лесов в рамках лесного фонда
решается органами лесного хозяйства.
Из взаимосвязи земель и древесно-кустарниковой растительности оп-
ределяется и собственность на лесной фонд.
Основы лесного законодательства РФ не дают ответа о праве собс-
твенности на леса в РФ. Согласно Конституции РФ, леса могут быть в
собственности государственной, муниципальной и частной.
Основная часть лесного фонда находится в государственной собс-
твенности. К муниципальной собственности могут быть отнесены лесные
участки городских лесов, лесопаркового пояса, обслуживающие потребнос-
ти городов и районов. В частной собственности закон допускает нахожде-
ние небольших лесных участков лесфонда.
Государственная собственность на леса в данный период развития
российского общества является доминирующей среди других форм собствен-
ности на леса. Распределение объектов лесного фонда между федеральной
собственностью на леса и собственностью субъектов Федерации произво-
дится на основе закона о федеральных ресурсах и договора Федерации с
субъектами Федерации.
Третьей структурной частью лесного фонда является животный мир .
Подним понимается сообщество диких животных и птиц, насекомых, обитаю-
щих в лесах. Они органически связаны с лесом как со средой своего оби-
тания. Вместе с тем (как и земля) животный мир лесов имеет самостоя-
тельное значение и регулируется в аспекте его охраны и использования
специальным законодательством.
УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
Под управлением лесным фондом понимается севокупцочть функций по
организации и ведению лесного хозяйства либо сама деятельность госу-
дарственных и муниципальных органов, наделение их соответствующими
полномочиями и отграничение их компетенции.
Согласно Конституции РФ владение, пользование, распоряжение лес-
ным фондом отнесено к совместным полномочиям Федерации и субъектов Фе-
дерации.
К ведению Федерации Основы лесного законодательства относят сле-
дующие вопросы: определение основных направлений государственной поли-
тики в области лесного хозяйства; учет лесного фонда и ведение лесного
кадастра; определение порядка организации и деятельности органов уп-
равления лесным фондом; установление порядка распределения лесов по
группам и категориям защитности; назначение системы платежей за поль-
зование лесным фондом; утверждение расчетной лесосеки; правил отпуска
леса на корню, рубок леса, условий передачи участков лесного фонда в
аренду и т.д.
В ведение субъектов Федерации Основы законодательства включают
разработку региональных программ по развитию лесного хозяйства; учас-
тие в совершенствовании лесного законодательства; распоряжение сов-
местно с РФ лесным фондом; утверждение по районам лимитов лесосечного
фонда в рамках расчетной лесосеки; экологическое воспитание и образо-
вание населения с обеспечением его необходимой экологической информа-
цией и т.п. (ст. 4, 5.Основ).
К компетенции местных органов самоуправления лесным фондом отно-
сятся участие в разработке федеральных и региональных программ разви-
тия лесного хозяйства; согласование с вышестоящими органами управления
лесным фондом принципов определения ставок и размеров лесных податей,
арендной платы за пользование лесным фондом. Районные исполнительные
органы совместно с владельцами лесного фонда принимают решения о пере-
даче в аренду участков лесного фонда. Этим органам принадлежит право
выбора лесопользователя на основе прямых переговоров, конкурса, лесных
торгов. Они имеют право принимать решения о приостановлении, ограниче-
нии или прекращении права на пользование лесным фондом в случае нару-
шения закона, условий пользования, причинения вреда лесу.
Несколько иной перечень полномочий у исполнительных органов горо-
дов по управляемым ими городским лесам, лесопарковым зонам и иной рас-
тительности, отнесенной к категории лесного фонда. Лесная раститель-
ность внутри городов, пригородных, зеленых зон городов и крупных про-
мышленных центров не имеет эксплуатационного значения. Основная функ-
ция этой категории лесов - защитно-санитарная, рекреационнап. Сообраз-
но этому полномочия городских органов направлены на реализацию рекреа-
ционной и культурно-оздоровительной функции леса.
Государственное управление лесофондом состоит из органов общей и
специальной компетенции. К органам общей компетенции закон относит
Президента РФ, Федеральное собрание, правительство, представительные и
исполнительные органы субъектов федерации и муниципальных органов.
В систему специально уполномоченных органов управления лесным хо-
зяйством входят федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) ,
имеющая подведомственные ей управления лесного хозяйства в субъектах
Федерации, лесхозы в районах и городах, лесничества.
Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз) , соглаено Поло-
жению, утвержденному Правительством РФ 5 июля 1994 г., разрабатывает
основные направления государственной политики в области использования,
воспроизводства, охраны и защиты лесов и развития лесного хозяйства,
обеспечивает непрерывное, неистощительное лесопользование, сбережение
и приумножение лесных богатств.
С этой целью Рослесхоз ведет учет лесного фонда и организует
ввдение лесного кадастра, классифицирует леса по определенным группам
и категориям защитности, утверждает расчетные лесосеки, разрабатывает
рекомендации по ведению побочных лесных пользований, организует управ-
ление национальными природными парками, учебными лесными и опытными
лесными хозяйствами, ведает охотничьим хозяйством и регулированием
охоты в тех лесхозах, на которые возло жены данные функции.
Федеральная служба лесного хозяйства организует лесовосстанови-
тельные и гидролесомелиоративные работы, авиационную и наземную охрану
лесов от пожаров, от незаконных порубок и других действий, причиняющих
вред лесу. Закон предоставляет органам Рослесхоза при влекать лесона-
рушителей к административной ответственности. Кроме того, своим реше-
нием они вправе ограничивать, приостанавливать, прекращать деятель-
ность предприятий, организаций, учреждений, нарушающих лесное законо-
дательство и причиняющих вред лесу.
Рослесхоз владеет государственным имуществом на праве оперативно-
го управления и вправе распоряжаться им только с согласия Росгосиму-
щества.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Основная функция федеральной службы лесного хозяйства состоит в
организации лесного хозяйства - работы, направленной на рациональное
использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов. В эту работу
входят следующие показатели: основные требования по ведению лесного
хозяйства, распределение лесов по группам и категориям защитности,
расчетной лесосеки, владение лесным фондом.
Основные требования к ведению лесного хозяйства (ст. 12 Основ
лесного законодательства) включают принципы лесохозяйственных отноше-
ний: сохранение и усиление экологической функций леса, повышение его
природоохранного значения; воспроизводство леса и улучшение его пород-
ного состава; эффективность ведения лесного хозяйства.
Нетрудно заметить, что приоритет в перечне функций отдается эко
логическим, лесоохранным направлениям деятельности службы лесного хо-
зяйства. Потребительское же значение леса в смысле удовлетворения пот-
ребностей народного хозяйства и граждан в древесине ставится в перечне
на второе место (хотя на практике реализации закона все происходит на-
оборот) .
Основные требования ведения леснол) хозяйства, зафиксированные в
ст. 12 Основ лесного законодательства, разумеется, относятся не толь
ко к органам лесного хозяйства системы Рослесхоза. Они распространяют-
ся на всех лесопользователей в лесах Российской Федерации. Эти требо-
вания положены в основу подразделения лесов лесфонда по группам в со-
ответствии с выполняемыми ими экологическими либо экономическими или
культурно-оздоровительным функциями.
Все леса России по их экологическому , экономическому , культур-
нооздоровительному значению подразделяются на три группы. Подобное де-
ление существовало издавна. Действующее законодательство вновь подт-
верждает его правовое и организационное значение.
К первой группе относятся леса, выполняющие преимущественно эко-
логические и природозащитные функции. Это почвозащитные, водоохранные,
санитарно-гигиенические, городские леса, леса заповедников, природных-
национальных парков. Данная группа лесов расположена по всей террито-
рии России. Она устанавливается Рослесхозом по согласованию с исполни-
тельными органами субъектов Федерации. В лесах первой группы запрещена
заготовка древесины на основе рубок главного пользования. Допускаются
рубки ухода за лесом, санитарные рубки деревьев, если это не противо-
речит целям охраны леса.
К лесам второй группы относятся лесные массивы с высокой плот
ностью населения и развитой сетью транспортных путей, районов, где ле-
са недостаточно. Леса второй группы имеют природозащитные и ограничен-
но эксплуатационное значение. В соответствии с принципом неистощител-
тости в пользовании лесным фондом заготовка древесины в лесах данной
категории ведется на основе расчетной лесосеки.
В Основах лесного законодательства РФ расчетная лесосека опреде-
ляется как норма подлежащей вырубке древесины. Это не совсем точно.
Весь "расчет" лесосеки должен состоять в том, что норма ежегодной вы-
рубки исходит из соответствия ее норме ежегодного прироста древесины
по республике, области, краю, району, лесхозу. Причем невыборка древе-
сины, в рамках расчетной лесосеки в одном году не дает оснований для
сохранения этого количества на следующий год.
Лесами третьей группы считаются леса многолесных районов, где
площадь, занятая лесным древостоем, превышает 50% территории. Эти леса
имеют преимущественно эксплуатационное значение. Они в основном пред-
назначены для удовлетворения потребностей в древесине народного хо-
зяйства и граждан. Вместе с тем эта группа лесов в силу занимаемого ею
пространства выполняет важные экологические функции. Среди них прежде
всего следует назвать тот удельный вес, который они имеют в пополнении
кислородного запаса атмосферы.
В лесах всех групп органами лесного хозяйства могут быть выделены
особо охраняемые участки леса с ограниченным режимом лесопользования.
В лесах первой группы - это леса заповедников и национальных парков,
городов и зеленых зон, защитные, санитарные леса и т.д. В лесах второй
и третьей групп такими особо охраняемыми зонами могут стать особо цен-
ные участки леса, полезащитные насаждения, места обитания редких и ис-
чезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу.
Расчетная лесосека устанавливается органами лесного хозяйства по
согласованию с исполнительными органами субъектов Федерации на основе
принципов непрерывности и неистощительности лесопользования и с учетом
рубок главного пользования при заготовке древесины по каждому лесному
хозяйству. Расчетная лесосека утверждается федеральной службой лесного
хозяйства по согласованию с органами власти Федерации и субъектов Фе-
дерации.
Перевод лесных земель в нелесные в лесах первой группы для ис-
пользования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и
пользованием лесным фондом, производится в исключительных случаях с
разрешения правительства РФ. Перевод лесных земель в нелесные в целях,
связанных с ведением лесного хозяйства (строительство дорог, предприя-
тий по переработке лесной продукции и т.п.), производится с разрешения
государственных органов управления лесным хозяйством области, края,
Москвы и Санкт-Петербурга.
ПРАВО ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА
Субъектами права землепользования на землях лесного фонда являют-
ся лесхозы, заповедники, национальные-природные парки, колхозы, совхо-
зы, другие сельскохозяйственные формирования, учебные лесные и опытные
хозяйства, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Объектами права
землепользования служат земельные участки лесного фонда. Причем у кол-
хозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в
бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорга-
низации колхоза (или совхоза) в другое формирование ему передается
лесной фонд этого колхоза (или совхоза)
Землепользователи лесного фонда не являются собственниками лесов.
Между ними и центром идет распределение полномочий по совместному ве-
дению и управлению. Для землепользователей земель лесайго фонда харак-
терно то, что они наделяются законом полномочиями вла дения лесным
фондом.
Владение - одно из правомочий собственника лесного фонда, вклю
чающее право на пользование в соответствии с целевым назначением и
распоряжение в пределах предоставленных законом права.
Владелец, лесного фонда выполняет разнообразные функции: учет,
предоставление участков лесного фонда в краткосрочную или долго сроч-
ную аренду, отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов, выдача лесных
билетов на побочные лесные пользования, противопожарное и санитарное
обустройство лесов, воспроизводство и повышение продуктивности лесных
деревьев, контроль за лесопользованием.
Работа по выполнению указанных функций в полном объеме характер-
на для таких владельцев лесного фонда, как лесхозы. В то же время за-
поведники, национальные парки и подобные субъекты права земле пользо-
вания и права владения по своим задачам не имеют полномочий на сдачу
земель в аренду, на предоставление лесосек, лесорубочных и лесных би-
летов. Ограниченные возможности в осуществлении подоб ных функций име-
ют и иные владельцы лесного фонда - колхозы, учебные, опытные хозяйс-
тва.
Предоставление в аренду участков лесного фонда производится на
основании совместного решения владельца лесного фонда и местной адми-
нистрации по согласованию с соответствующим органом охраны окружающей
среды. Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются Положе-
нием, утвержденным Правительством РФ 23 ию ля1993г.
Арендатор по договору имеет право: самостоятельно выбирать форму
хозяйственной деятельности, проводить все виды рубок (при договоре на
заготовку древесины), возводить объекты, связанные с пользованием ле-
сами, их охраной и защитой. В то же время арендатор обязан: соблюдать
правила охраны лесов, почв и окружающей среды, проводить противопожар-
ные меропоиятия, лесовосстановительные работы. По окончании работ
арендатор должен привести лесные участки в состояние, пригодное для
использования их по назначению. Арендатор определяется в соответствии
с заявками на основе прямых переговоров либо, лесных торгов и конкур-
сов. Передача в аренду производится путем выдачи лицензии. Предельные
нормы арендуемых участков устанавливаются органами лесного хозяйства.
Аренда открывается для следующих видов лесных пользований: заготовки
древесины, заготовки живицы заготовки второстепенных лесных материа-
лов, побочных лесных пользований. Арендаторами имеют право быть юриди-
ческие лица, в том числе иностранные, и граждане, обладающие правом на
лесные пользования.
За пользование земельным участком лесного фонда арендатор вы пла-
чивает арендную плату.
Величина арендной платы зависит от количества и качества исполь-
зуемых лесных ресурсов, их вида, расположения. Принципы арендной платы
разрабатываются субъектами Федерации, конкретные размеры - устанавли-
ваются местной администрацией либо определяются на лес ных торгах.
Владелец лесного фонда ведет постоянный контроль за выполнением
арендатором своих обязательств. В случаях нарушения правил лесапользо-
вания владелец вправе приостановить аренду участка, расторгнуть дого-
вор, предъявить п суде иск о возмещении ущерба.
Действие лицензии на аренду участков лесного фонда прекращается
по истечении срока, при отказе арендатора от договора, систематическом
нарушении законодательства, невнесении платежей за пользование лесным
фондом и т.п.
Заключение и действие договора аренды участков лесного фонда не
отменяет ст. 29 Основ лесного законодательства о пребывании граждан в
лесах в целях отдыха, туризма, сбора ягод, грибов, охоты. Эти положе-
ния не распространяются на территории, имеющие закрытый режим природо-
пользования типа заповедников, различного рода административных зон.
ПРАВО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Основы лесного законодательства РФ предусматривают семь видов
лесных пользований. Это: заготовка живицы (сока хвойных деревьев) ,
древесины, второстепенных лесных материалов (пней, коры, сосновой и
еловой лапки) ; побочные лесные пользования; пользования лесом для
нужд охотничьего хозяйства; в научно-исследовательских целях; для реа-
лизации культурных и оздоровительных интересов, туристических и спор-
тивных задач.
Заготовка древесины - основной вид пользования лесом. Она произ-
водится во всех группах лесов. В лесах первой и второй групп она ве-
дется путем выполнения санитарных рубок, рубок ухода за лесом, рубок
реконструкции леса, направленными на замену малоценных пород древесины
высокопродуктивными породами леса, выполняющими экологические и приро-
доохранные функции леса. К заготовкам древесины относятся рубки де-
ревьев, связанные с проведением противопожарных мероприятий, прорубкой
дорог, просек и т.п.
Основная масса древесины заготовляется в лесах, имеющих эксплу
атационное значение, путем проведения рубок главного пользования. В
лесах третьей группы рубки главного пользования ставят своими задачами
эффективную и рациональную эксплуатацию леса. В лесах второй группы
рубки главного пользования проводятся для восстанов ления лесов хо-
зяйственно ценными древесными породами. Для лесов первой группы рубки
проводятся для своевременного и рационального использования запасов
перестойных и спелых древостоев. Рубки также ведутся в лесах заповед-
ников, национальных природных парков, на особо ценных участках лесного
фонда и других особо охраняемых лесах первой группы (городских, сани-
тарных, защитных и т.п.). Порядок заготовки древесины регулируется
Правилами отпуска древесины на , корню, которые утверждаются прави-
тельством РФ. Порядок предусматривает, что после проведения перегово-
ров, торгов или конкурсов лесхоз выдает лесозаготовителю лесорубочный
билет и выделяет леса сочный фонд. Лесосечный фонд представляет собой
совокупность спелых древостоев, предназначенных к вырубке.
Размер древесины, заготовляемой в порядке рубок главного пользо
вания, определяется расчетной лесосекой. Превышение этих показателей
не допускается. Размер древесины, заготовляемой в порядке промежуточ-
ного пользования , устанавливается по материалам лесоустройства: объем
санитарных рубок, рубок ухода и реконструкции, а также по объему работ
для расчистки площадей, занятых лесом.под-строительные объекты, доро-
ги, просеки, трубопроводы и т.п.
Другим видом основного пользования лесом является заготовка живи-
цы - смолистого вещества, выделяющегося при подсочке ствола хвойных
деревьев . Добываемое таким образом вещество служит сырьем для произ-
водства скипидара и канифоли.Правила подсочки утверждаются Рослесхо-
зом.
Третьим видом заготовительных работ при выполнении лесных пользо-
ваний служит заготовка второстепенных лесных материалов. К таковым за-
кон относит пни, кору, бересту и т.д. Заготовка ведется на основе ли-
цензии на лесопользование и лесного билета на выполнение конкретного
вида лесных работ.
Побочные лесные пользования по своему правовому режиму подразде-
ляются на два вида - общедоступные (сбор грибов, ягод) , не требующие
специального разрешения, и специальные, на выполнение которых необхо-
димо получить лесной билет. Это - сенокошение, пастьба скота, заготов-
ка технического сырья, лекарственных трав.
Несмотря на общие правила и условия пользования лесом, существует
множество особенностей, вытекающих из целей, преследуемых конкретными
видами пользования лесным фондом.
При использовании леса для нужд охотничьего хозяйства закон дела-
ет ударение на взаимные обязанности сторон: органы лесного хозяйства
не должны причинять вред животному миру (в частности, при химической
обработке лесной территории) , а органы охотохозяйства не должны пре-
вышать численность охотничьих животных сверх установленных нормативов.
Для проведения научно-исследовательских работ на отдельных участ-
ках лесного фонда могут быть введены ограничения или запрещения поль-
зования лесным фондом, необходимые для получения научных результатов
проводимых экспериментов.
Лесополазоваиие в культурно-оздоровительных целях предполагает
проведение в зеленых зонах и на других территориях мероприятий по бла-
гоустройству лесных территорий. Порядок пользования лесом в указанных
целях регулируется Правилами пользования лесом в культурно-оздорови-
тельных, туристических и спортивных целях, которые утверждаются прави-
тельством.
Лесопользователями являются юридические (в том числе иностранные)
и физические лица - граждане, обладающие правом на осуществление лес-
ных пользований по российскому законодательству.
Передача участков лесного фонда в пользование производит районная
(городская) администрация на основе прямых переговоров, торгов, кон-
курсов.
Для возникновения права пользования необходимо получить от орга-
нов лесного хозяйства два разрешительных документа - лицензию, удосто-
веряющую право на долгосрочное пользование участками лесного фонда
(аренда) , лесорубочный или лесной билет.
Лесопользователь имеет право - самостоятельно выбирать форму хо-
зяйственной деятельности по пользованию лесным фондом; строить дороги,
возводить сооружения, связанные с лесопользованием; проводить лесо-
пользованиев тех объемах, сроках и видах, которые указаны в разреши-
тельных документах.
Более широкий спектр представляют обязанности лесопользователя:
соблюдать правила охраны лесного фонда и окружающей природной среды
при выполнении работ, указанных в лицензии; соблюдать санитарные пра-
вила, правила пожарной безопасности; проводить лесовосстановительные
меры, приводить нарушенные участки в состояние, пригодное для исполь-
зования; своевременно вносить плату за пользование лесом.
Закон не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность
пользователей лесом, если это не вызывается необходимостью устранения
нарушения законодательства. Нарушенные права лесопользователей могут
быть восстановлены по суду, а причиненные убытки подлежат компенсации.
Право лесопользования может быть досрочно прекращено по инициати-
ве владельца лесного фонда при систематическом нарушении лесного, зе-
мельного, природоохранного законодательства, системаматическом невесе-
нии платежей за пользование участками лесного фонда и другие наруше-
ния. Прекртщение права лееопользования оформляется аннулированием ли-
цензии, лесорубочного или лесного билета. При несогласии лесопользова-
теля принятым решением о прекращении его прав на пользование лесом он
имеет право обратиться с иском в суд или арбитражный суд.
От прекращения права лесопользорания следует отличать приостанов-
ление и ограничение права пользования . Этими мерами пользуются органы,
выдавшие разрешительный документ. Основания приостановления и ограни-
чения: а) нарушение условий, указанных в разрешительном документе; б)
невнесение платежей за пользование лесным фондом. Решение владельца
лесного фонда о приостановлении или ограничении может быть обжаловано
в суд, арбитражный суд.
Пользование лесным фондом является платным. Основы лесного зако-
нодательства устанавливают систему платежей за лесопользование, кото-
рая включает: отчисления на воспроизводство, охрану и защиту лесов;
лесные подати (плата за пользование лесным фондом); арендную плату.
Отчисления на воспроизводство, охрану и защиту леса производят
все лесопользователи в процентах от стоимости древесины собственной
заготовки, реализованной, переработанной по ценам реализации. Отчисле-
ния поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства.
Средства этого фонда расходуются на воспроизводство, охрану и защиту
лесов ; организацию пользования лесным фондом , лесоустройство, содер-
жание государственной лесной охраны. Ставка отчислений в фонд воспро-
изводства устанавливается указом Президента РФ или постановлением Пра-
вительства РФ. В 1993 г. указом Президента РФ она была определена в
пять процентов от стоимости древесины собственной заготовки.
Лесные подати являются платой, взимаемой за древесину, отпускае-
мую на корню, за заготовку живицы, второстепенных лесных материалов,
побочные лесные пользования, пользования лесом для нужд , охотничьего
хозяйства.
В состав лесных податей входит плата за землю лесного фонда. Раз-
меры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции, по-
лучаемой при пользовании лесным фондом, или по погектарным ставкам
эксплуатируемой площади лесного фонда. Лесные подати вносятся пользо-
вателями в форме разовых или регулярных (в течение года) платежей. Они
поступают в местный бюджет и расходуются в определенных долях на раз-
витие лесного хозяйства, охрану и защиту лесов. Местные оргата самоуп-
равления вправе устанавливать льготы по взысканию платежей за пользо-
вание лесным фондом вплоть до освобождения некоторых пользователей от
налогов.
Ведение лесопользования в лесах колхозов, совхозов и других сель-
скохозяйственных формирований проводится с целью удовлетворения пот-
ребностей этих хозяйств в древесине. Лесные пользования в лесном фон-
де, переданном в их владение, проводятся в соответствии с правилами
организации лесного хозяйства. Заготовка древесины, заготовка другой
продукции леса, иные лесопользования производятся указанными владель-
цами на основе разрешений (лесорубочных или лесных билетов) , которые
выдаются лесхозами. К сожалению. Основы законодательства не дают отве-
та на вопрос о том, на землях какого фонда (земельного или лесного)
предприятиями сельского хозяйства ведется лесное пользование.
Лесопользование в пограничных зонах регулируется Основами лесного
законодательства и Законом РФ "О государственной границе". Субъектом
права землепользования и лесопользования на территории государственной
пограничной полосы является Главное управление пограничными войскам
(Госграница). С учетом действующего законодательства, условий погра-
ничного режима Госграница издает положения или правила пользования
лесным фондом пограничных территорий. Ими устанавливается ряд ограни-
чений, связанных с пребыванием граждан в лесах, строительством хозяйс-
твенных и жилых объектов в приграничной полосе, ограничением видов и
объема лесных пользований.
ОХРАНА ЛЕСА И КОНТРОЛЬ ЗА ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕМ
Охрана леса - одна из функций в организации и деятельности орга-
нов лесного хозяйства. В действующем законодательстве она понимается в
трех значениях. Во-первых , под охраной ст. 60, 62 Основ лесного зако-
нодательства понимают организационные мероприятия, проводимые органами
исполнительной власти и лесного хозяйства по борьбе с пожарами, вреди-
телями и болезнями леса. Во-вторых , в юридическом значении охраной
считаются меры предупреждения и устранения нарушения права собствен-
ности, владения и пользования участками лесного фонда.
Наконец, в-третьих , под охраной понимается служба, которая назы
вается государственной лесной охраной . Она создается в системе орга
нов лесного хозяйства для выполнения мероприятий по воспроизводству,
охране и защите лесов. Устав госохраны наделяет ее правами по предуп-
реждению и пресечению нарушений лесного законодательства. Должностные
лица государственной лесной охраны имеют право привлекать к админист-
ративной ответственности за все виды лесных правонарушений и предъяв-
лять в суде иски о возмещении вреда, причиненного лесному хозяйству. о
Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроиз-
водством, охраной и защитой лесов закон возлагает на органы государс-
твенной представительной и исполнительной власти Федерации, субъектов
Федерации, местные органы самоуправления, а также специально уполномо-
ченные органы лесного хозяйства и охраны окружающей среды.
Задача Госконтроля - обеспечить соблюдение всеми субъектами лес-
ных отношений лесного законодательства, правил ведения лесного хозяйс-
тва и пользования лесом, его охрану и защиту.
Правительством РФ 3 мая 1994 г. утверждено Положение о порядке
осуществления государственными органами управления лесным хозяйством
государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводс-
твом, охраной и защитой лесов в Росс и йской Федерации.
Государственный контроль - это функция государственных органов
управления в области лесного хозяйства, поэтому он не образует какойто
особой структуры. Руководитель государственного органа управления лес-
ным хозяйством на уров н е федерации - Федеральной службой лесного хо-
зяйства - является одновременно Главным государственным инспектором по
контролю в области лесного хозяйства. Его заместители ведают по долж-
ности вопросами использования и охраны лесов, а руководители структур-
ных подразделений этого ведомства - старшими государственными инспек-
торами.
Подобное подразделение на главных и старших инспекторов и их за-
местителей производится на уровне субъектов федерации, местных органов
власти.
Государственные инспектора вправе запрашивать необходимую инфор-
мацию, посещать объекты лесного фонда и закрытые административные тер-
риториальные образования; давать указания об исправлении недостатков,
приостанавливать или огр ан ичивать право пользования лесным фондом, ан-
нулировать разрешительные документы на пользование. Органы государс-
твенного контроля имеют право налагать административные меры наказания
за лесные правонарушения, предъявлять в суде или арбитражном суде иски
о взыскании ущерба лесному фонду.
Надо отметить, что соединение на всех уровнях системы управления
органов лесного хозяйства функции управления использованием воспроиз-
водством, охраной и защитой леса оказались структурно совмещенными с
функциями государственного контроля за подобной деятельностью, а это
не способствует самостоятельности и эффективности контроля.
ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные ли-
ца (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законо-
дательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской от-
ветственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.
Основанием привлечения к ответственности служит лесное право на-
рушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установ-
ленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса,
воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному х о зяйству. Это право-
нарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское .
Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой ви-
новное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лес-
ное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного ко-
декса РСФСР.
К области лесного законодательства в действующем УК РСФСР отно-
сятся три состава преступления.Это ст. 149, 150.устанавливающие уго-
ловную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение иму-
щества, в том числе лесных массивов; ст. 168 - умышленное 'уничтожение
или существенное повреждение полезащитных лесона саждений; ст. 169 -
незаконная парубка леса. Последняя статья является центральной в уго-
ловной ответственности за лесонарушения. Она имеет две части . В первой
части излагается простой состав лесного преступления. Привлечение к
ответственности зависит от группы леса, в которой совершена незаконная
парубка деревьев, и стоимости порубленных деревьев, исчисленная по
штрафным санкциям. Вторая часть ст. 169 предусматривает уголовную от-
ветственность за квалифицированный состав - при наличии повторности и
при крупных размерах стоимости порубленной древесины.
Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения
установлена в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. В са-
мостоятельной главе кодекса, посвященвой охране окружающей природной
среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом
составов: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение
лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной
застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пасть-
ба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках,
где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими ве-
ществами; нарушение правил пожарной безопасности и
В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по
новой шкале исчисления в размере не менее одной трети минимального
размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвра-
щаются без возмещения винозным затрат, произведенных незаконными поль-
зователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, соо-
ружений.
Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охра-
ны и органов государственного контроля за состоянием лесов. По терпев-
ший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснован-
ное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончатель-
ное.
Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть
двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований
при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных
обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид
ответственности носит деликтный характер. Он предусматривается за на-
рушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответствен-
ности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответствен-
ность.
Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен-
ный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, ут верждены
Рослесхозом в 1994 г. с учетом индекса новых цен и практики исчисления
размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.
Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских
правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или поврежде-
ние сеянцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка
сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сеноко-
шение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.
Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так,
за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскива-
ется десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины;
за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной
травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе ско-
та - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кор-
мов по рыночным ценам.
Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда
ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного
вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стои-
мости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение
пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по
уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением
леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших де-
ревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь
имущественных ценностей.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ НЕЛЕСНОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
К нелесной растительности закон относит ту ее часть, которая не
входит в лесной фонд. Согласно ст. 2 Основ лесного законодательства, в
лесной фонд не входят защитные лесные насаждения и другая древес
но-кустарниковая растительность, произрастающая на землях сельско хо-
зяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода
дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах
и других населенных пунктах, произрастающих на землях, не отнесенных к
городским лесам.
Эта растительность находится в распоряжении собственников земли.
Поэтому полезащитные полосы на сельскохозяйственных землях, на полосах
отвода дорог находятся в собственности государства. Растительность го-
родов, включая городские леса, является объектом муниципальной собс-
твенности. Отдельные группы деревьев на приусадебных землях, дачных,
садовых участках представляют собственность граждан.
Однако независимо от многообразия форм собственности на землю и
леса сохраняется приоритет экологического значения растительности.
Этому подчинен режим рубок в древесно-кустарниковых насаждениях, не
входящих в лесной фонд. Проведение всех видов рубок деревьев в нелес-
ной растительности требует обязательного разрешения местных органов
самоуправления.
Основы лесного законодательства запрещают самовольную вырубку не-
лесной растительности. Как и в лесах лесного фонда, закон допускает на


- 19 -
участках произрастания растительности проведение санитарных рубок и
рубок ухода под контролем органов лесхоза.
По последствиям нарушения лесного законодательства незаконное
уничтожение или повреждение нелесной растительности приравнивается к
ответственности, предусмотренной законом для особо охраняемых лесов
первой группы.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХОТЫ И ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
Лес - среда обитания животных. Животный мир - составная часть,
лесного комплекса, лесного фонда. Организация охоты и охотничьего хо-
зяйства - один из видов лесных пользований, а уничтожение полезных для
леса животных и птиц относится к числу нарушений лесного законодатель-
ства. Все вышесказанное дает основание считать охотничьи отношения
продолжением лесных отношений.
Основная задача охотничьего хозяйства как составной части матери-
ального производства - создание и поддержание условий, необходимых для
нормального осуществления промысловой и любительской охоты с целью ох-
раны, комплексной эксплуатации и воспроизводства охотничьих ресурсов.
Охотничье хозяйство ведется на землях лесного фонда, сельскохого-
зяйственного назначения, где имеются ресурсы охотничьих животных и
разрешена их эксплуатация. Пользование участками лесного фонда для
нужд охотничьего хозяйства может осуществляться на условиях аренды.
Арендаторами выступают специализированные охотничьи предприятия, об-
щественные охотничьи организации, другие юридические и физические ли-
ца, в том числе иностранные граждане.
Обьектами охотничьих отношений являются охотничьи животные. Госу-
дарственный охотничий фонд состоит: из млекопитающих и птиц, отнесен-
ных к объектам охоты и находящихся в состоянии естественной свободы.
Охотничий фонд находится в совместном ведении Федерации и субъектов
Федерации. Государство является собственником охотничьих животных.
Между федерацией и ее субъектами происходит распределение полномочий
по оперативному управлению и распоряжению объектами собственности.
Охота - один из видов пользования животным миром и средой его
обитания - лесом. Она определяется как преследование с целью добычи:
добыча, отстрел, отлов диких животных и птиц, находящихся в состоянии
естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту на земельных
угодьях, отведенных для охоты.
Таким образом, не будет считаться охотой отстрел, отлов домашних
зверей и птиц, сельскохозяйственных животных. Не считаются обьек тами
охоты уничтожение, похищение животных в зоопарке, хотя они и являются
дикими, но лишены признака естественной свободы. Нельзя рассматривать
как охоту пальбу из охотничьих ружей в общественных , и иных местах,
не отнесенных к охотничьим угодьям (территории парков, ботанических
садов, дендрариев) , так как это - хулиганство.
Охота в том значении, в котором она определена, выполняет три
взаимосвязанных функции: экономическую, экологическую, культурно-оздо-
ровительную. Экономическое значение охоты - в удовлетворении матери-
альных потребностей населения в продуктах отстрела животных (мясо,
шкуры, рога, пр.). Экологическое значение - в возможности регулирова-
ния численности животных в рамках естественного отбора, в рамках нор-
мального функционирования естественных экологических систем. В куль-
турно-оздоровительном отношении охота является спортом, способствующим
укреплению здоровья, воспитанию смелости и мужества.
Правовое регулирование охоты - совместная компетенция Федерации и
субъектов Федерации. На уровне Федерации принимаются законы об охране
окружающей природной среды, об охране и использовании животного мира,
об охоте; подзаконные акты - постановления правительства об утвержде-
нии Положениям охоте и охотничьем хозяйстве; ведомственные акты - Ти-
повые правила охоты. Субъекты Федерации принимают нормативно-правовые
акты, регламентирующие охотничьи отношения с учетом местных условий.
На основе типовых правил они утверждают правила ведения охоты в рес
публике, области, крае.
Правовое регулирование охотничьих отношений осуществляется по
срокам, месту, способам и орудиям охоты, по животным, отстрел которых
полностью либо частично запрещен.
Сроки, охоты устанавливаются едиными для всей страны и вместе с
тем дифференцированными в зависимости от расположения охотугодий. Еди-
ными являются сроки начала охоты на перелетную дичь. Территория России
огромна и растянута по тепловым поясам. Поэтому начало и конец охоты
на отдельных видов животных - зайца, лосей, кабана, лисицу и т.д. -
могут быть разнообразны.
Большие различия по республикам, краям и областям имеются на от-
дельные виды животных. В зависимости от численности тех или иных видов
животных лимиты отстрела одних могут быть сокращены, а других увеличе-
ны. При угрозе резкого уменьшения численности некоторых видов охот-


- 21 -
ничьих животных местные органы охоты вводят полный запрет на отстрел
этих животных и принимают меры к воспроизводству его численности. С
этой целью создаются охотничьи заказники на срок воспроизводства жи-
вотных.
Типовые правила охоты содержат список запрещенных способов и ору-
дий охоты. К ним относятся, прежде всего, общественно опасные способы:
применение отравляющих химических веществ, боевого оружия, выжигание
травы, устройство ловчих ям. Запрещены способы охоты, связанные с мас-
совой гибелью животных, - охота с применением автотранспортных
средств, самолетов, вертолетов, катеров и т.п. Наконец, повсеместно
запрещается охота с использование бедственного положения животных -
лесные пожары, наводнения, землетрясения и другие стихийные бедствия.
Дальнейшая конкретизация запретов при охоте производится в Прави-
лах охоты, утверждаемых субъектами Федерации.
Законодательство устанавливает ответственность за незаконную охо-
ту. Уголовная ответственность предусмотрена ст. 166 УК РСФСР.
Часть 1 этой статьи дает понятие незаконной охоты , виновное дейс-
твие, совершенное лицом, не имеющим право на охоту, в запрещенные сро-
ки, запрещенными способами и орудиями, в запрещенном месте. Для соста-
ва незаконной охоты достаточно наличие одного из признаков. На первый
раз предусматривается административная преюдиция. Виновное лицо подле-
жит мерам административного либо общественного воздействия. Повтор-
ность совершения незаконной охоты в течение одного года дает судам ос-
нования для привлечения к уголовной ответственности в виде наложения
уголовного штрафа, привлечения к исправительно-трудовым работам или
лишению свободы. Однако отсутствие надлежащего учета административных
взысканий затрудняет эффективное применение этой части статьи 166 УК
РСФСР.
Более стабильно применяется часть 11 ст, 166 УК РСФСР. Она уста
навливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную
впервые, но причинившую крупный ущерб, на территории заповедника, в
отношении зверей и птиц, охота на которых полностью запрещена, с при-
менением автомототранспортных средств.
Под крупным ущербом понимается стоимость незаконно добытой про-
дукции, равной размеру штрафной санкции за незаконный отстрел лося
(таково разъяснение Пленума Верховного суда СССР). Отстрел животных и
птиц, охота на которых полностью запрещена, касается не только элитных
животных, но и тех, которых в интересах воспроизводства временно пере-
вели в охотничий заказник.
Территория заповедника, национального парка полностью закрыта для
охоты, хотя (по странной причине) территория заповедника и животные,
ее населяющие, зачислены в охотничий фонд. Поэтому на хождение в запо-
ведных угодьях при охотничьем снаряжении образует состав незаконной
охоты по части 11 ст. 166.
Дополнительной мерой наказания по составу преступления незаконной
охоты служит конфискация орудий охоты и незаконно добытой продукции.
Автотранспортное средство подлежит конфискации по решению суда, если
будет доказано, что оно служило орудием совершения охоты, а не только
средством передвижения и доставки.
При отсутствии отягчающих последствий и общественной опасности
деяния лицо, виновное в незаконной охоте, привлекается к администра-
тивному наказанию в виде штрафа, налагаемого органами охоты и охотохо-
зяйства. Норма, предусматривающая такую ответственность, содержится в
Кодексе РСФСР об административной ответственности. Практика ее приме-
нения показывает, что к наказанию привлекаются виновные лица, не при-
чинившие существенного вреда охотничьему хозяйству.
Привлечение нарушителей правил об охоте к уголовной либо адми-
нистративной ответственности не освобождает виновное лицо от обязан-
ности возмещения вреда, причиненного охотничьему хозяйству.
Минприроды России утвердило 6 июня 1 994 г. таксы для исчисления
размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или
уничтожением объектов животного и растительного мира. Согласно этим
таксам, за незаконный отстрел зубра, алтайского горного барана взыски-
вается ущерб в размере 50 минимальных месячных оплат на день соверт-
кния правонарушения . За уничтожение кита установлена сумма, равная
2.500 минимальных денежных оплат труда.
При вывозе за границу исчисление взыскания производится в полу
торном размере. За незаконное добывание животных на территории запо-
ведников взыскание увеличивается в три раза, а на других, особо охра-
няемых территориях, - в два раза.
Решение о взыскании ущерба принимает суд или арбитражный суд по
иску органов охоты и охотничьего хозяйства.
Организация управления охотничьим хозяйством производится на базе
сельскохозяйственных органов. В структуре Минсельхозпрод РФ есть де-
партамент охоты и охотничьего хозяйства, который регулирует промысло-
вую и спортивную охоту в России. Этому ведомству принадлежит право го-
сударственного контроля за соблюдением правил охоты. (Здесь опять на-
ходит продолжение та организационная линия, которая соединяет управле-
ние и государственный контроль в одном органе, что лишает контроль
объективности в оценке происходящих явлений.)