Чрезвычайный режим в украине
1) Вступление.
2) Место чрезвычайного режима в системе специальных административно-правовых режимов.
3) Правовой режим чрезвычайного положения.
4) Механизм действия права в условиях чрезвычайного положения
5) Режимы военного и особого положения.
6) Связь чрезвычайного режима с другими специальными административно-правовыми режимами.
7) Чрезвычайная ситуация в Закарпатском регионе.
8) Вывод.
Режим чрезвычайного положения является одним из специальных административно-правовых режимов Украины. Что же такое правовой режим ?
Правовой режим - совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующих определенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектами деятельности, временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, а чаще всего сочетанием этих факторов. Мы видим, что понятие правового режима сопоставимо с понятием правового статуса. Правовой режим характеризует деятельность и с нею связывает права и обязанности ее участников.
Правовой режим - это комплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленный юридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационных средств. Он задается параметрами двоякого рода : во-первых, особой специальной значимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами ; во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности, отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет в себе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности»*1.
Среди правовых режимов выделяются наиболее общие, универсальные, производные режимы.
К общим относятся режимы отраслей права. Правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования - отраслевой юридический инструментарий.
Административно-правовой режим - это определенное сочетание административно-правовых средств регулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивным методом юридического воздействия. Оно отражается в том, что субъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.
*1 Алексеев С.С. общие дозволения и общие запреты в советском праве. Москва 1989г. ст. 186
Что касается конкретных параметров специальных административно-правовых режимов, то они могут существенно различаться. Все это проявляется в наличии большего или меньшего количества запретов и позитивных обязательств, или более развернутой сети льгот и позволений. Он различаются масштабом свободы граждан и организаций в использовании своих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений в конституционном статусе граждан и организаций, по времени и территории действия и другим критериям.
Административно-правовые режимы можно различать по территориальному критерию : общегосударственные (секретности и др.), региональные (закрытого административно - территориального образования и др.). По времени действия существуют режимы постоянные и временные, ситуационные (например чрезвычайное положение). В ряде случаев полезно различать режимы по объектам средствам деятельности : заповедников, ядов, валюты и др.
Поделить также можно их на централизованные и децентрализованные в зависимости от порядка их введения.
Большую роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют акты исполнительной власти. По юридической природе среди них следует различать нормативные, содержащие первичные «режимные» нормы, акты нормативного право применения и чисто правоприменительные. Под нормативно-правоприменительными понимаются такие содержащие нормы права решения, которые исполнительные органы принимают, опираясь на нормы более высокой юридической силы. Например : на основе закона Президент Украины издает указ, которым вводится режим чрезвычайного положения и устанавливаются определенные правила, а временная администрация, руководствуясь законом и указом, устанавливает комендантский час.
В создании осуществлении административно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, огромное значение имеет организационная и материально-техническая подсистемы. Организационная подсистема обслуживает значительную правоприменительную деятельность органов исполнительной власти (должностных лиц), призванных обеспечить соблюдение установленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан и хозяйствующих субъектов обязанностей.
Обеспечение действия административно-правовых режимов связано также с решением экономических, материально-технических вопросов : подготовка сил и средств, достаточных для функционирования режима, создание специальных фондов финансирования, оказание помощи пострадавшим, осуществление спасательных, ремонтных работ и т.д.
Во всех административно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны : содержательную и формальную. Содержательная сторона - это причины и цели существования режима, его организационные, экономические элементы, связанные с ним действия. А юридическая сторона - кто, на какой срок, на какой территории устанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, система режимных обязанностей и прав.
Все специальные административно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан. Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничения должны устанавливаться только законами.
Итак, я ознакомился с общими понятиями, а также видами административно-правовых режимов на территории Украины и увидел какое место среди них занимает режим чрезвычайного положения. А теперь перейду непосредственно к режиму чрезвычайного положения.
Развитие человеческого общества представляет собой как известно очень сложный и противоречивый процесс. В определенные периоды его жизнедеятельности происходит обострение социальных и техногенных противоречий, противоречий между природой и обществом. Это влечет за собой возникновение этнических и социальных, политических и военных конфликтов, экономических катастроф, крупномасштабных промышленных аварий и т.д.
Экстремальные ситуации угрожают жизни и здоровью людей, создают условия для уничтожения значительных материальных и духовных ценностей. Они грозят дестабилизацией и разрушением социальной системы и требуют безотлагательного принятия неординарных мер и прежде всего правовых, организационных, экономических, материально-технических.
Проведенный в Украине анализ чрезвычайных ситуаций выявил рост числа пожаров в жилых, промышленных зданиях и сооружениях, авиационных катастроф, аварий на магистральных
трубопроводах, на сетях коммунального хозяйства и в системах жизнеобеспечения городов, случаев массовых отравлений людей.
Наряду с ростом происшествий техногенного характера отмечается и увеличение количества чрезвычайных ситуаций природного характера. Лесные пожары, масштабные потопы, инфекционные заболевания - это стихийные бедствия наносят значительный ущерб экономике, влекут гибель людей. За примером далеко ходить не надо, достаточно вспомнить недавнее стихийное бедствие в Закарпатье. Тысячи людей остались без крыши над головой и без средств на существование и государство делает все чтобы им помочь.
Экстремальная (чрезвычайная) ситуация представляет собой совокупность опасных для общества факторов, создающих угрозу безопасности жизненно важным интересам личности, общества и Государства и требующих для своего урегулирования иного нормативного воздействия, иной управляющей подсистемы чем те, которые действуют в обычных условиях.
Правовые режимы, при помощи которых происходит такая перестройка юридического инструментария, можно определить как чрезвычайные (экстремальные). Они относятся к административно-правовым режимам.
Чрезвычайный режим - это специальный правовой режим жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Главное в их содержании то, что они изменяют правовой статус субъектов этой территории, систему органов исполнительной власти, устанавливают меры, которые используются для урегулирования ситуации.
Законодательство закрепляет три основных разновидности чрезвычайных режимов : 1. «особое» 2. «чрезвычайное» 3. «военное» положение. Из них наибольшее внимание законодатель уделил режиму чрезвычайного положения (ЧП).
Правовую основу чрезвычайного положения, кроме конституционных норм, составляют Закон «О чрезвычайном положении» от 26 июня 1992 года, а также законодательные акты, в основном регламентирующие деятельность отдельных органов государственного управления в условиях чрезвычайного положения, - закон Украины «О милиции», «О СБУ» и другие.
Режим чрезвычайного положения при наличии чрезвычайной ситуации вводится в установленном законом порядке компетентными государственными органами. Иными словами, существуют фактические (чрезвычайная ситуация) и юридические (правовой акт) основания возникновения данного правового режима.
Главное в его содержании :
1) ограничение прав и свобод граждан, коллективных субъектов права ;
2) изменение системы государственной власти путем образования новых исполнительных органов, перераспределения компетенции, предоставление дополнительных полномочий.
Лишь при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой иными способами невозможно, вводится чрезвычайное положение.
Из всего этого вывод, чрезвычайное положение - это предусмотренный Конституцией Украины особый правовой режим деятельности государственных органов, органов местного и регионального самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, временно допускающий установленные ограничения в осуществлении конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц возлагающий на них дополнительные обязанности.
Правовой режим чрезвычайного положения направлен на обеспечение безопасности граждан в случае стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также на защиту прав и свобод граждан, конституционного строя при массовых нарушениях правопорядка, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти либо изменения конституционного строя Украины путем насилия.
Цели введения режима чрезвычайного положения :
1) скорбящая нормализация обстановки ;
2) восстановление конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц ;
3) восстановление нормального функционирования конституционных органов власти, органов местного и регионального самоуправления и других институтов гражданского общества ;
4) оказание помощи пострадавшим гражданам, организациям ;
5) ликвидация последствий беспорядков, эпидемии, катастрофы, стихийного бедствия ;
Законодательство Украины определяет основания объявления чрезвычайного положения, дает характеристику возможных обстоятельств, используя следующие критерии :
а) конкретные явления, возникновение которых создает опасность
для жизни и здоровья граждан, нормальной деятельности
государственных институтов, имущества : эпидемии, эпизоотии,
крупные аварии ;
б) обстоятельства, служащие основанием для объявления
чрезвычайного положения, должны представлять собой реальную,
чрезвычайную и неизбежную угрозу. То есть законодатель не
связывает основания объявления чрезвычайного положения с
наступлением конкретных явлений или событий ; применение
чрезвычайных мер может быть вызвано и угрозой наступления
реальной опасности ; задачей чрезвычайного положения будет как
раз устранение такой угрозы ;
в) сферы, в которых могут возникнуть чрезвычайные ситуации, -
общественный порядок, межнациональные отношения,
взаимоотношения природы и общества ;
г) степень кризисности чрезвычайной ситуации должна быть таковой, чтобы органы государственной власти признали, что существующие у них в силу обычного законодательства возможности недостаточны и что для ее урегулирования необходимо применение чрезвычайных мер ;
Какие же условия введения чрезвычайного положения в Украине :
1) стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии, эпизоотии,
создающие угрозу жизни и здоровью населения ;
2) массовые нарушения правопорядка, сопровождающиеся насилием
над гражданами, ограничивающие их права и свободы ;
3) блокирование или захват отдельных особо важных объектов или
местностей, угрожающий безопасности граждан и нарушающий
нормальную деятельность органов государственной власти и
управления, местного и регионального самоуправления ;
4) попытка захвата государственной власти или изменения
государственного строя Украины насильственным путем ;
5) посягательство на территориальную целостность государства,
угрожающих изменению его границ ;
6) необходимость восстановления конституционного правопорядка и
деятельности органов государственной власти.
Чрезвычайное положение на всей территории Украины или в отдельных ее местностях вводится постановлением Верховного Совета Украины с незамедлительным уведомлением Президента Украины или Указом Президента Украины, подлежащим утверждению Верховным Советом Украины. А на территории Автономной Республики Крым чрезвычайное положение вводится с незамедлительным уведомлением Верховного Совета Республики Крым.
А до введения чрезвычайного положения при наличии условий, Президент Украины или Председатель Верховного Совета Украины обязан обратиться через средства массовой информации или иным возможным способом к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимися инициаторами либо участниками действий, которые являются условием для введения чрезвычайного положения, с требованием прекратить свои противоправные действия в течении установленного в обращении строка и предупреждением о возможности введения чрезвычайного положения.
Но надо заметить и то, что чрезвычайное положение может быть введено незамедлительно и без предупреждения. Это в том случае, когда требуются неотложные меры для спасения населения или недопущения гибели людей.
Что же должно быть указано в постановлении Верховного Совета Украины или в Указе Президента Украины о введении чрезвычайного положения :
1) обстоятельства, которые послужили причиной для введения чрезвычайного положения ;
2) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения ;
3) перечень конституционных норм, действия которых временно прекращаются, перечень и пределы чрезвычайных мер, а также исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан ;
4) государственные органы, осуществляющие меры чрезвычайного положения, и пределы их чрезвычайных полномочий ;
5) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение ;
6) время, с которого вводится чрезвычайное положение, и его продолжительность.
Акт о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации, не позднее чем за шесть часов до вступления его в законную силу, за исключением обстоятельств, требующих неотложных мер по спасению населения, когда чрезвычайное положение вводится немедленно и без предупреждения.
В том случае, если Президент Украины вводит чрезвычайное положение, то он обязан передать Указ о введении чрезвычайного положения Верховному Совету Украины не позднее трех часов со времени подписания, а Верховный Совет Украины обязан рассмотреть переданный ему Указ в течение не более двадцати четырех часов. В период между сессиями Верховный Совет Украины рассматривает Указ о введении чрезвычайного положения не народные депутаты обязаны прибыть на заседание Верховного Совета Украины без специального вызова и как можно скорей. А органы государственной власти обязаны содействовать незамедлительному прибытию народных депутатов на заседание Верховного Совета Украины.
Предоставление Президенту права вводить режим чрезвычайного положения вполне оправданно : он имеет в своем распоряжении эффективный механизм оперативного реагирования на кризисные ситуации и может быстро запустить в работу чрезвычайный инструментарий.
Верховный Совет Украины имеет право не утверждать Указ в предусмотренные сроки, о чем население соответствующей территории извещается Верховным Советом Украины через средства массовой информации либо иным способом. В этом случае Указ Президента Украины о введении чрезвычайного положения утрачивает силу.
Срок действия режима чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Украины не может превышать тридцать дней, а вводимого на части ее территории, то есть в отдельной местности - 60 дней. Если Верховный Совет Украины не продлил срок действия чрезвычайного положения, то по истечении срока, действие Указа Президента или постановления Верховного Совета о введении чрезвычайного положения прекращается.
Верховный Совет Украины может продлить действие чрезвычайного положения не более чем на 30 суток. Чрезвычайная ситуация видоизменяет общественные отношения, являющиеся объектом управленческого воздействия и тем самым влияет на систему исполнительной власти.
При введении чрезвычайного положения на всей территории Украины, Верховный Совет Украины продлевает свою сессию на весь срок действия чрезвычайного положения, но, при введении чрезвычайного положения в отдельных местностях Украины, Верховный Совет Украины продлевает свою внеочередную сессию, созванную для решения конкретного вопроса. Также действует и Верховный Совет Республики Крым, если на всей или части территории Республики Крым введено чрезвычайное положение.
Итак, я рассмотрел какие существуют условия, и порядок введения и прекращения действия и прекращения действия ЧП.
А как же действуют органы законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, местной государственной администрации, местного и регионального самоуправления в условиях ЧП ?
Сразу надо заметить, что во время ЧП Государство может принимать меры, предусмотренные законом Украины «О чрезвычайном положении», отступая от своих обязанностей по Конституции Украины лишь настолько, насколько это требуется остротой положения, при условии, что такие меры несовместимы с иными обязательными по международному праву и не влекут дискриминации исключительно на основе национальности, языка, пола, религии или социального происхождения.
Как уже упоминалось, в период действия ЧП не могут быть распущены Верховный Совет Украины и Верховный Совет Республики Крым, приостановлена их и Президента Украины деятельность. Если же ЧП объявлено в межсессионный период Верховного Совета Украины или Верховного Совета Республики Крым, их сессия возобновляется без дополнительного объявления.
Также в условиях ЧП продолжают свою деятельность Конституционный Суд Украины, судьи, органы прокуратуры Украины.
Как правило, Верховный Совет и Президент Украины могут приостановить на время действия ЧП любое решение органов местной государственной администрации, местного и регионального самоуправления, действующих на территории, где введено ЧП.
Органы, осуществляющие управление на соответствующей территории, в условиях ЧП, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для проведения мероприятий, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления конституционного правопорядка и законности, а также ликвидации угрозы безопасности граждан.
Органы государственной исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления территории, на которой введено ЧП, могут быть поставлены в прямую подчиненность Президенту Украины.
Но, если случится ненадлежащее осуществление своих функций органами государственной власти или исполнительными органами местного самоуправления территории, где введено ЧП, то Верховным Советом Украины или Президентом Украины могут быть организованы временные чрезвычайные органы. Следовательно, деятельность органов государственной исполнительной власти, местного и регионального самоуправления приостанавливается. Эти же временные чрезвычайные органы осуществляют функции органов государственной исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, применяют меры, предусмотренные постановлением Верховного Совета Украины или Указом Президента Украины о введении ЧП и несут ответственность за нормализацию обстановки и соблюдение законности на территории, где введено ЧП.
В исключительных случаях для координации действий по обеспечению режима ЧП постановлением Верховного Совета Украины или Указом Президента Украины, командующему Национальной гвардией Украины может быть поручено совместно с Министром внутренних дел и Председателем Службы Безопасности Украины создать оперативный штаб во главе с комендантом территории, который является ответственным за поддержание правопорядка и обеспечение безопасности граждан во вверенной ему территории.
Органы, осуществляющие управление на соответствующей территории, имеют право издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима ЧП.
Со вводом ЧП, как уже подчеркивалось, происходит ограничение прав и свобод. Но, постановлением Верховного Совета Украины или Указом Президента Украины о введении ЧП, устанавливается перечень и пределы чрезвычайных мер, применяемых в условиях ЧП. Дополнительные меры могут вводиться или утверждаться отдельным постановлением Верховного Совета Украины.
На период действия ЧП могут вводиться следующие меры :
1) установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где введено ЧП ;
2) ограничение движения транспортных средств и их досмотр ;
3) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства ;
4) запрещение проведения митингов, уличных шествий, митингов и демонстраций, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий ;
5) запрещение забастовок.
В случае введения ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе, эпидемии, эпизоотии, которые создают угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно к основным мерам принимаются следующие меры :
а) временное выселение людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных помещений ;
б) временное запрещение строительства новых, расширения
действующих предприятий и других объектов ;
в) установление карантина и проведение других обязательных санитарно-эпидемических мероприятий ;
г) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости ;
д) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений, организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях ЧП продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;
е) использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, для отведения опасности и ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств ;
ж) отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций от деятельности которых зависит нормализация обстановки в регионе ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением или своих обязанностей назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.
В целях ликвидации последствий стихийного бедствия, аварий и катастроф в мирное время может проводиться целевая мобилизация, объемы и срок проведения которой определяются Президентом Украины.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения неотложных аварийно-спасательных работ, допускается привлечение трудоспособного населения и транспортных средств граждан для выполнения указанных работ при условии обязательного обеспечения безопасности труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних, а также беременных женщин к работам, которые могут отрицательно повлиять на состояние их здоровья.
Если же ЧП введено по другим основаниям, например, при попытке захвата государственной власти насильственным путем, то дополнительно вводятся следующие меры :
1) введение комендантского часа (запрещается находиться на улице и в других общественных местах без специально выданных удостоверений личности в установленные часы суток) ;
2) приостановление после соответствующего предупреждения деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и самодеятельных объединений граждан, если эта деятельность препятствует нормализации обстановки ;
3) ограничение или временное запрещение продажи оружия, ядовитых и сильнодействующих химических веществ, спиртных напитков ;
4) временное изъятие у граждан зарегистрированного огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, а у предприятий, учреждений и организаций - учебной военной техники, взрывчатых, радиоактивных веществ и материалов, отравляющих и сильнодействующих химических веществ ;
5) введение цензуры, ограничение на выпуск газет ;
6) проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;
7) высылка нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, вместо их проживания или за пределы местности, где введено ЧП за их счет ;
8) особые правила пользования связью ;
9) запрещение изготовления и распространения информационных материалов, которые могут дестабилизировать обстановку.
Органы, осуществляющие управление на территории где введено ЧП, естественно, сами справиться не могут. И поэтому все государственные органы, органы местного территориального самоуправления, предприятия, учреждения, общественные объединения и организации, а также граждане на этой территории обязаны всячески содействовать этим органам и выполнять их решения.
Объединение общественного порядка, охраны жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан в условиях ЧП может осуществляться силами и средствами органов и внутренних войск Министерства внутренних дел Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины в соответствии с действующим законодательством.
В порядке исключения, при введении ЧП при стихийном бедствии, когда стихийное бедствие эпидемия, эпизоотия, авария или катастрофа ставит под угрозу жизнь и здоровье населения и требует срочного проведения больших объемов аварийно-спасательных и восстановительных работ, Президент Украины может привлекать у выполнению этих работ воинские части Вооруженных сил Украины. А списки личного состава воинских подразделений и формирований, а также граждан, принимавших непосредственное участие в устранении обстоятельств, вызвавших введение ЧП, обязательно должны сохраняться в архивах соответствующих министерств и ведомств с последующей передачей их в Государственный архив Украины.
Итак, чрезвычайное законодательство Украины предусматривает :
- во-первых введение прямого президентского правления, при котором органы исполнительной власти территории, на которой введено ЧП, ставятся в прямое подчинение Президенту либо назначенному им органу ;
- во-вторых, увеличение полномочий органов исполнительной власти в условиях ЧП происходит одновременно с ограничением прав и свобод граждан. В условиях социальных бедствий управленческое воздействие направлено на ликвидацию их причин, обеспечение хозяйственно-восстановительных работ, эвакуацию людей и оказание им помощи, поддержание особого режима проживания на указанной территории, содействие деятельности органов власти и иных организаций. Но и в соответствии с этими задачами государственные органы применяют следующие меры : временно выселяют граждан из районов, опасных для проживания с обязательным предоставлением жилища ; проводят санитарно-эпидемические мероприятия ; устанавливают особый режим работы предприятий, учреждений, организаций, в исключительных случаях проводят мобилизацию трудоспособного населения и транспортных средств граждан.
- в-третьих, объявляемое в связи с возникновением массовых беспорядков ЧП представляет собой жесткий административно-правовой режим ограничений и запретов, основу которого составляют меры предупредительно-присекательного характера.
Предусматривается, как писалось выше, возможность : ограничение свободы печати, приостановление деятельности политических партий и других общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки ; выдворение нарушителя общественного порядка, не являющегося жителем данной местности, за пределы территории, на которой объявлено ЧП ; установление комендантского часа. Государственным органам даются полномочия изымать у граждан и организаций оружие, звукоусиливающие технические средства и другие предметы, использование которых влияет на состояние общественной безопасности, вводить запрет на проведение собраний, митингов, забастовок.
Нарушение режима ЧП, естественно, влечет за собой ответственность, которая устанавливается Законом Украины «О чрезвычайном положении» и иными законодательными актами Украины.
Нарушение лицом правил комендантского часа влечет задержание до окончания комендантского часа. Задержанные за нарушение правил комендантского часа подлежат личному досмотру их вещей, о чем составляется протокол.
Нарушение лицом требований режима ЧП, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа до пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или административный арест на срок до пятнадцати суток, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности.
Злостное или неоднократное нарушение установленных требований режима ЧП, совершение действий, которые разжигают национальную вражду, активное препятствование осуществлению гражданами и служебными лицами их законных прав и обязанностей, неповиновение законному распоряжению или требованию лица, которое выполняет обязанности по охране общественного надзора, совершенное в местности, где введено ЧП, влекут за собой наложение штрафа от трех до семи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан на месяц или административный арест на срок до тридцати суток, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности. А те же действия, совершенные должностным лицом, влекут наложение штрафа от пяти до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан в месяц или административный арест на срок до тридцати суток.
Протоколом о нарушении режима ЧП составляются уполномоченным на это должностным лицом.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются в течении трех суток единолично судьей районного (городского) суда в порядке, установленном Кодексом Украины об административных правонарушениях. Лица, совершившие административное правонарушение, могут быть задержаны до рассмотрения дела в суде.
Отмена ЧП влечет за собой прекращение производства по делам о нарушении режима ЧП и незамедлительное освобождение лиц, в отношении которых применено взыскание в виде административного ареста.
В случае задержания иностранных граждан за нарушение режима ЧП, органы власти, действующие на территории, где введено ЧП обязаны сообщить о задержании Министерству иностранных дел Украины.
Если приговор предусматривает смертную казнь, то он в исполнение не приводится в течение всего времени действия ЧП и тридцати суток после его прекращения либо отмены.
Тут надо заметить, что ответственность несут не только граждане, а и лица, которые привлечены к поддержанию режима ЧП. А именно, превышение лицами, привлеченными к поддержанию режима ЧП, своих полномочий, а равно неправомерное применение силы лицами, исполняющими обязанности по охране общественного порядка, влечет за собой ответственность, согласно действующему законодательству.
Только судом осуществляется правосудие на территории, где введено ЧП. На этой территории действуют все суды, образованные в соответствии с Конституцией Украины. Запрещается образование каких бы то ни было других судебных или внесудебных органов. Судопроизводство в судах ведется в соответствии с действующими в Украине на момент введения ЧП законами. И запрещается введение любых сокращенных или ускоренных форм судопроизводства.
А теперь рассмотрим какие существуют гарантии прав физических и юридических лиц в условиях ЧП :
1) лицам, переведенным на работу, не обусловленную трудовым договором, а также привлеченным для работ по ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств, гарантируется оплата труда в соответствии с действующим законодательством, но не менее заработной платы по основному месту работы ;
2) лицам, пострадавшим от чрезвычайных обстоятельств или в связи с проведением работ по их предотвращению или ликвидации их последствий, соответствующие государственные органы предоставляют жилые помещения, возмещают материальные убытки, содействуют в трудоустройстве и оказывают иную необходимую помощь при условии и в порядке, установленных Кабинетом Министров Украины.
3) юридические лица, имущество и ресурсы которых использовались для предотвращения или ликвидации последствий обстоятельств, послуживших причиной введения ЧП, имеют право на возмещение причиненных им убытков в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины.
4) введение ЧП не может быть основанием для применения попыток, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения либо наказания, для каких бы то ни было ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном пакте о гражданских и политических правах и законах Украины, если они не противоречат им. Обязательно нужно заметить, что недопустимо применение обратной силы уголовного закона, устанавливающего наказуемость деяния или усиливающего наказание.
Все рассмотренные мной выше ограничения конституционных прав и свобод граждан, а также прав юридических лиц, которые могут быть применены при условии ЧП являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат. Введение иных ограничений строго запрещено.
Итак мы увидели, что идет во время ЧП усиление административно-правовой деятельности. Это выражается в :
а) закреплении в законодательстве новых составов административных проступков (например, распространение провокационных слухов) ;
б) увеличение штрафных санкций за отдельные виды правонарушений ;
в) установление особых административно-процессуальных правил. Например, вводится новая фигура в административную юрисдикцию - комендант района ЧП, сокращается срок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Рассматривая проблему ЧП нужно также заметить и то, что Верховный совет Украины в течение всего времени действия ЧП осуществляет контроль за соблюдением Закона «О чрезвычайном положении» и проводит периодические депутатские инспекционные проверки территории, где введено ЧП. Все должностные лица обязаны содействовать представителям Верховного Совета Украины в осуществлении проверок и предоставить исчерпывающую информацию по вопросам относящимся к их деятельности в условиях ЧП. Права народного депутата ограничению не подлежат.
Срок полномочий, в случае его истечения, представительных органов местного и регионального самоуправления, Верховного Совета Республики Крым, Верховного Совета Украины, Конституционного Суда Украины на период действия ЧП продлевается.
Важно заметить и то, что в условиях действия ЧП на территории Украины или в отдельных ее местностях не разрешается изменение Конституции Украины и Конституции Республики Крым, избирательных законов Украины и Республики Крым, не проводятся выборы высших органов законодательной власти Украины и Республики Крым, а равно выборы представительных органов местного и регионального самоуправления и местные референдумы на территориях, где введено ЧП.
О введении ЧП Верховный Совет Украины или Президент Украины в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах не позднее 3-х дней со дня его введения уведомляют Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отклонение от обязательств по упомянутому Международному пакту, о пределе этих отклонений и причинах принятия такого решения. Тут же в сообщении указывается также ориентировочная дата прекращения действий указанных отклонений от обязательств, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.
Интересно и то, что Закон Украины «О ЧП» предпосылкой ограничения прав человека и гражданина признает обеспечение общественного порядка, охрану жизни, здоровья, прав и свобод граждан. То есть этот закон содержит такой не предвиденный Конституцией Украины ограничитель, как охрану жизни. Если приводить этот закон в соответствии с Конституцией, то необходимо исключить из него упомянутую предпосылку правоограничения. Но будет ли это отвечать статье 3 Конституции Украины, где говориться, что человек, его жизнь, здоровье и честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность в Украине наибольшая социальная ценность. Или может пойти другим путем - путем внесения изменений к Основному Закону.*1
*1 журнал «Право Украины» - №5, 1997год, стр.47
Вопрос, который бы хотелось рассмотреть более глубоко и досконально это вопрос о механизме действия права в условиях чрезвычайных ситуаций.
Стихийные бедствия, катастрофы, социально-политические и межнациональные конфликты и другие чрезвычайные ситуации, как было замечено ранее, создают реальную угрозу основным субъектам национальной безопасности Украины : людям, гражданам, обществу и государству. А значит любая чрезвычайная ситуация исключает необходимость в жестоком, четко определенном поведении, которое направлено на преодоление и ликвидацию ее последствий.
С учетом этого целью изучения механизма действия права в чрезвычайных ситуациях есть уточнение того, какие их элементы релевантные к формированию и реализации права ; как они влияют на организационно-ресурсную основу этих процессов и как это отражается на правовом поведении субъектов.
Результаты исследований этой проблемы могут быть использованы государственными органами, которые занимаются предотвращением чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий.
Чрезвычайная ситуация должна целенаправленно, с помощью дополнительных усилий удерживаться в определенных рамках, и на этой основе трансформироваться в нормальную, природную ситуацию. Одновременно чрезвычайность означает перераспределение средств, на эту деятельность, а значит и деформацию последней. В самых острых чрезвычайных ситуациях власть как возможность отдавать те или иные распоряжения и добиваться их исполнения переходит от одних структур и субъектов к другим, а сам характер управления становится более авторитарным.
Следовательно, если рассматривать право как способ социального регулирования, то нужно определить, что у чрезвычайных ситуаций :
1) потребность в нем растет, становится острей, даже если при этом увеличивается потребность в моральных регуляторах ; увеличивается роль неформального, чаще всего профессионального, авторитета.
2) изменяется содержание регулятивного потенциала права. Существующая опасность и потребность населения определяют характер реализации, исполнения, применения отдельных компонентов права - правовых предписаний
3) изменяется содержание и процесс реализации права ; последний становится авторитарней, жестче и в ряде случаев принимает форму чрезвычайного или специального порядка.
При этом резко изменяется способность правоприменительных органов исполнять свои функции. Их авторитета, сил и средств становится недостаточно для реализации многих правовых норм, например, тех, которые регламентируют охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В связи с этим изменяется отношение граждан к праву. На первый план выходят жесткие нормы, необходимость соблюдения которых обуславливается понятием «чрезвычайности» и подкрепляется авторитетом чрезвычайной силы.
В связи с существованием проблемы механизма действия права в чрезвычайных ситуациях нужно разработать специфическую методику анализа последних или определить специфический подход к нему. Это может помочь не только увеличению грамотности принятия управленческих решений, но и формированию правовой политики в специфических условиях времени, пространства. Но такой подход должен опираться на несколько общих положений :
1) признание специфичности любой чрезвычайной ситуации, то есть того, что ситуация становится чрезвычайной тогда, когда наполняется новыми чертами. А значит право, как и правовая политика должны обязательно исходить из того, что положение изменилось. Это на первый взгляд тривиальное утверждение, пока еще учитывается слабо, новые правовые задачи часто пробуют решить прошедшими, часто устаревшими средствами ;
2) признание кризисного положения. Любая чрезвычайная ситуация - кризис, а поэтому правореализация при такой ситуации в принципе есть кризисной, то есть недостаточной как за целями, так и за интенсивностью. Это тоже понятное утверждение, которое выплывает из сути чрезвычайной ситуации. Дело лишь в том, чтобы его реализовать относительно к праву. В любом случае анализ механизма действия права в чрезвычайных ситуациях должен учитывать предложения о том, что цели права нужно изменить, а интенсивность и обеспечение правореализационного процесса - усилить. Только специальная информация может в одиночных случаях опротестовать эти предложения ;
3) этот подход должен быть таким, чтобы он учитывал поведение, то есть выходил из наличия разного рода связей и соотношений между элементами чрезвычайной ситуации и механизма действия права, которые получают выявление в поведении субъектов права.
Все это требует :
а) выделения элементов чрезвычайной ситуации (например : содержание угрозы, быстрота развития событий, изменение способов поведения людей и т.д.) ;
б) разделительный анализ элементов механизма действия права в данной ситуации (например : целей права, содержание правовых распоряжений, их готовности до реализации и т.д.) ;
в) сопоставление способов возможной адаптации элементов механизма действия права до элементов чрезвычайной ситуации, включая решение вопроса о возможности такой адаптации и про способы необходимые для этого.
Но сначала нужно дать представление про содержание и структурные элементы механизма действия права.
Понятие “механизм действия права” широко использовалось в юридической литературе при советских временах, начиная приблизительно с 70-х годов. Особенно много про этот механизм писали специалисты в отрасли общей теории права. Можно утверждать, что внимания механизму действия права, как правило, отображало какую-то ориентацию того или иного исследователя на социолого-юридический анализ некоторых правовых систем и права в целом.
Понятие, которое рассматривается, в принципе не было предметом теоретических дискуссий. Механизм действия права исследовался с позиции и в границах действующего права, которое оглашалось социалистическим и действительно во многих своих проявлениях отвечало централизованной системе управления, плановой экономике, а значит, допускало руководящую роль одной партии, что безусловно, протестояло самой идее правового государства.
На современном этапе развития Украины продолжает функционировать право, существует механизм его действия, но это уже не те феномены, которые существовали раньше. И действуют они в новых условиях политических отношений и рыночной экономики, и больше того, новые условия порождают и новые феномены. Уже можно утверждать, что в Украине образуется новое право - право чрезвычайных ситуаций. Началом формирования которого можно считать период использования права во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Конечно права требует исследования механизма его действия, соотношение с механизмом действия права в чрезвычайных ситуациях, четкой терминологии.
Механизм действия права представляет собой социально правовую реальность. Изменение представлений о социальном развитии, право изменяет картину механизма действия права. В определенной социальной ситуации (чрезвычайной) изменяется его реальное положение.
Таким образом, механизма действия права - это процесс формирования и использования правовых разрешений, запретов для регулирования поведения граждан с целью развития и усовершенствования общественных отношений, обеспечение законных прав и интересов личности и общества.
По характерам функционирования разных подсистем механизма действия права можно выделить: право как совокупность норм; релевантные социальные факторы, то есть явления, которые рождают право и влияют на процесс его действия; право реализующие действия и их результаты, положение объекта правового влияния, правового регулирования (последствие действий) .
Такая структура механизма действия права говорит о тесной связи юридических средств с различными факторами, что их обуславливают, отражает развертывание структуры этого механизма во времени, подчеркивает его управленческую не целостность и одновременно социальную обусловленность, представляет процесс действия права в двух ракурсах - как субъекта и как объекта управления.
С учетом другого критерия - способа влияния у механизма действия права могут быть выделены: директивные элементы; элементы которые содействуют исполнению определенного поведения; поведенческие акты реализации нормативных предписаний; элементы контроля и самоконтроля.
По результатам в механизме действия права выделяют: постановление социально-полезных целей; поддержку социально-полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.
Этот взгляд на структуру механизма действия права, хотя он и не единственно возможный, может быть использован для исследования как слагаемых права (основных и комплексных отраслей, институтов, групп норм и т.д.) ,так и действие права в чрезвычайных ситуациях.
Объект действия права в целом - это поведение людей, общественные отношения. Поведение людей выступает в стадии не только реализации права, а и объекта правового регулирования.
После рассмотрения структуры механизма действия права, можно сделать следующий шаг - приступить к его функциональной характеристики, которая отображает динамику, движение исполнения прав в данной ситуации (чрезвычайной, экологической, конфликтной и т.д.) Чтобы дать функциональную характеристику, получить квартиру в динамике, нужны дополнительные усилия.
С учетом приведенной выше характеристики механизма действия права рассмотрим такую сферу его функционирования, проявления, как ч/с. Современная ситуация действия права отображает совокупность взаимообусловленных процессов, которые происходят в Украине, в нашем обществе, в экономической, политической, социально-психологической, экологической и других сферах и достают влияние в возникновении, функционировании и отмирании ряда социальных феноменов, которые получают самостоятельное значение как условия действия права, жизни общества, индивидуального поведения.
Социальная ситуация в традициях правовой науки, всегда широко использует это понятие, отображает специфическую данность, которая сложилась в обществе.
По сути, в этом же понятии и с этой же целью используется законодателем и понятие “чрезвычайные экологические ситуации” (раздел Х111 Закона Украины “об охране окружающей природной Среды”), которое дополняется понятиями “ зоны чрезвычайных экологических ситуаций”, “ зоны экологической катастрофы ( статья 65 )”, “ чрезвычайное положение “ ( Закон Украины “ об чрезвычайном положении”), “ угроза национальной безопасности (раздел 111-тий Концепции национальной безопасности Украины, утвержденный Постановлением Верховного Совета Украины от 16 января 1997 г.) и некоторыми другими.
Все указанные термины используются для описания специфических, чрезвычайных социальных ситуаций с помощью разных указаний на последствия. Единого подхода к определению этих понятий, как и их иерархии нет. Безусловно, это вызывает негативные последствия для правотворческой и правоприменительной практики. Например, термин “чрезвычайное положение” законодателем понимается двузначно: как ситуация, которая возникает, складывается, изменяется, и как положение, что может быть введено, продолжено или отменено, т.е. режим - положение.
Рассмотрим содержание и соотношение приведенных выше понятий. У концепции национальной безопасности Украины понятием “национальная безопасность” определяется ее состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, Государства от внешних и внутренних угроз. А к основным объектам безопасности Концепция относит гражданина (его права и свободу); общество (его духовные и материальные ценности); Государство ( его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность и не прикосновенность границ). В этом же документе называются угрозы национальной безопасности Украины в важных сферах жизнедеятельности ( политической, экономической, социальной и т.д.), но не определяется это понятие.
В Законе “ О чрезвычайном положении” под угрозой безопасности граждан или конституционному строю нашего государства понимается обстоятельства, что составляет реальную, чрезвычайную и неминуемую угрозу. Подавление которой невозможно без применение чрезвычайных мероприятий (статья 3). В статье 4 этого Закона перечисляются условия, при которых должно вводиться чрезвычайное положение, к ним относятся:
1)стихийные бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии,
эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения;
2) массовые нарушения правопорядка, сопровождаемые насилием над гражданами, ограничивающих их права и свободы;
3) блокирование или захват отдельных особо важных объектов или ценностей, угрожающее безопасности граждан и нарушающего нормальную деятельность органов государственной власти и управления, местного и регионального самоуправления;
4) попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя Украины насильственным путем;
5) посягательства на территориальную целостность государства, угрожающие изменением его границ;
6) необходимость восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.
Этот Закон вообще не дает определение понятия “чрезвычайная ситуация”, а раскрывает только понятие “чрезвычайное положение” и цель его введения (статья 1,2 ).
Лучше всего характеристика чрезвычайных ситуаций содержится в Законе Украины “ об охране окружающей природной среды”, в нем, зонами экологической катастрофы определяются территории, где в следствии деятельности человека или разрушающего влияния стихийных сил природы, возникли стойкие и необратимые отрицательные изменения в окружающей природной Среды, что привело к невозможности проживания на них населения и введения хозяйственной деятельности (часть 2 статьи 65 ). Зонами повышенной экологической опасности считаются территории, где в следствии деятельности людей или разрушительного характера стихийных сил природы в окружающей природной среде на долгий час возникли отрицательные изменения, которые ставят под угрозу здоровье людей, сбережение природных объектов и ограничивают ведение хозяйственной деятельности ( часть 3, статья 65 ) но, и этот Закон не определяет понятие “ чрезвычайные ситуации ”, а только указывает на их социальные последствия ( статьи 65, 66 ).
Суммируя сказанное, можно выделить такие элементы чрезвычайных ситуаций: на явность угрозы ( реальной, потенциальной, неминуемой, чрезвычайной ); объекты, что находятся в опасности ( жизнь и здоровье людей, их права и свободы, материальные и духовные ценности общества, конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность государства, нормальная деятельность государственных институтов ); последствия ( необратимые, обильные, долгие и т.д.); необходимость принятия дополнительных мер, способов, приложение усилий для решения этих ситуаций ( ликвидации последствий, смягчение их последствий и т. д. ).
Все эти элементы, если их рассматривать в совокупности или отдельно, в той или иной степени имеют признаки кризисности, специфичности, экстремальности.
Очень важное значение имеет вопрос о классификации ч/с, которая может проводится за разными критериями: источником возникновения; последствиями; масштабами; степенью остроты; сферою проявления и т.д. Во многих случаях эти ситуации классифицируются действующим законодательством, поскольку от этого зависят полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, выбор юридических средств, которые обеспечивают действие права и других мер.
За источником возникновения чрезвычайные ситуации можно разделить на внешние и внутренние: межнациональные конфликты, массовые беспорядки, стихийные беды, большие аварии , катастрофы и т.д. (статья 4 Закона ”О чрезвычайном положении”); за масштабными - на глобальные и локальные, что требуют для их ликвидации принятия масштабных (эвакуация граждан , мобилизация населения и т.д.) или ограничительных ( запрет продажи отдельных видов товаров, проведения сборов, митингов, демонстраций и т.д. ) мер или мер, которые имеют общий характер или расширяются на отдельные категории лиц или на некоторые объекты ( установление особенного режима въезда и выезда, ограничение свободы передвижения по территории, где введено ч/п ); последствия этой ситуации, что вызывают необратимые временные последствия, и такие, при которых нарастают социально-политические, экономические, военные, экологические и другие последствия; за степенью остроты - на реальные и потенциальные, которые требуют введение режима чрезвычайного ( военного) положения немедленно и без предупреждения ( статья 14, 15 Закона Украины “ Об обороне Украины” пл.19, 20 статьи 106 Конституции Украины ) или с соблюдением установленной законодательством процедуры, в том числе обращение к инициаторов или участникам действий, что стали предпосылкой для введения ч/п, с предупреждением и требованием остановить противоправные действия, утверждение решения о введении ч/п органами государственной власти и т.д.; по сфере проявления ( с учетом происхождения)- по ситуации военного, техногенного, экологического, природного происхождения ( стихийные бедствия ), биогенного, зоогенного, фитогенного и социально-политического характера; для локализацией поражающего фактора или по масштабам задействованных сил и средств на глобальные, региональные, местные, районные, (микро районные), объектные, а по скорости развития- на ситуации взрывного характера, быстро проходящие, медленно проходящие.
Комплексные критерии нужно использовать для классификации ч/с у внутренних сфера проявления последних с учетом источника их опасности, масштабов, механизма образования и т.д. Соответственно, невоенные ЧС можно разделить на такие, что имеют:
1)техногенный характер - транспортные аварии, в том числе аварии товарных, пассажирских поездов и поездов метрополитена, авиационные катастрофы и т.д., пожары на транспорте, в жилых домах, на радиоактивно, химически и биологически опасных объектах и т.д. взрывы в домах, на коммуникациями технологических устройствах объектов систем жизнеобеспечения города и населения, на складах боеприпасов, на транспорте и т.д.
аварии с выбросам сильнодействующих ядовитых веществ, с выбросом действующих радиоактивных веществ на предприятиях ядерно-топливного цикла, на железнодорожном транспорте и т.д. обвал сооружений, транспортных коммуникаций, домов (жилых, социально-культурного назначения); аварии на системах обеспечения (электроэнергетических, на предприятиях медицинской промышленности, очистительных сооружениях и т.д.);
2) стихийный характер - сильный ветер, смерч, шквал, лесные, торфяные пожары, мороз с температурой ниже 30 градусов С в течении трех дней и т.д.
3) экологический характер - ситуации, которые вызваны изменением в результате деятельности людей, окружающей природной среды и связанные с изменением состояния грунта, ландшафта, (оседание, обвал, массовая гибель рыбы, покрытие пленкой 1/3 и больше поверхности водоема при его площади до 6 кв. км, переполнение промышленными отходами мусорников и т.д.)
4) биогенный и зоогенный характер - эпидемии, пандемии, инфекционные заражения на экзотические болезни или болезни неизвестные, массовые отравления населения водой, продуктами питания, массовое появление зверей- носителей и распространителей опасных инфекций и т.д.
5) социально-политический характер - массовые беспорядки на почве трудовых конфликтов, межнациональные конфликты, терроризм с личными или политическими интересами, организация формирований с оружием, захват заложников, забастовки работников систем жизнеобеспечения (пожарной, экстренной медицинской и т.д.)
Таким образом, классификация ЧС имеет большое значение в связи с обеспечением механизма действия права, например, для образования условий его эффективности (информационных, организационных, кадровых), введения дополнительных условий ответственности за нарушения режима ЧП или невыполнение должностными лицами обязанностей, которые на них возложены.
Регулятивный потенциал права и процесс его реализации зависит от ряда характерных черт ЧС. Эти характеристики могут быть выражены в эмпирических показателях.
К этим показателям относятся такие: количество пострадавших и погибших людей; материальных вред, влияние на функционирование систем жизнеобеспечения населения и отраслей народного хозяйства (полный, частичный отказ); возможность исполнения работ по ликвидации последствий (полная, частичная) и наличие необходимых для этого человеческих, финансовых, материальных и информационных ресурсов; масштабы расширения; скорость развития; ведомости о силах и средствах, что принимают участие в предупреждении ЧС, в том числе спасательные, аварийные и т.д.
Как вывод из всего сказанного, можно сделать несколько заключений, которые имеют как теоретическое, так и практическое значение право-образовательного и правореализационного характера. Анализ содержания и структуры механизма действия права в ЧС, состав, показатели и классификация ЧС свидетельствуют о том, что необходимо:
1) разработать единственное, на уровне законодательства понятие ЧС, четко обозначить ее структурные элементы и свойства или в Законах Украины о национальной безопасности Украины, о Совете национальной безопасности и обороне, варианты которых подготовлены, или, например, в Основах законодательства о ЧС, катастрофах или в другом акте общего характера;
2) установить иерархию как понятий, связанных с ЧС, так и самих ЧС, классифицировать их , обозначить критерии, по которым они должны принадлежать к тому или иному классу, поскольку именно от этого, в первую очередь, зависит перечень, порядок правовых, организационных и других мер обеспечения безопасности населения и территорий;
3) в законодательном порядке определить условия введения режима ЧП, полней закрепить права и обязанности субъектов, которые действуют в ЧС, а также гарантии прав граждан в условиях ЧП;
4) образовать при областных гос. администрациях, а также в городах Киеве и Севастополе Советы обеспечения безопасности населения и территорий, правовой основой деятельности которых должен быть закон о безопасности населения и территории Украины, проект которого могут подготовить специалисты Института государства и права НАН Украины вместе с заинтересованным в этом министерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по правам защиты населения от Чернобыльской катастрофы.
Итак, я рассмотрел механизм действия права в чрезвычайных ситуациях, узнал что такое механизм права и ее соотношение с механизмом действия права в чрезвычайных ситуациях. Также я увидел недостатки законодательства о чрезвычайных ситуациях и пути их преодоления, узнал классификацию. Структуру, содержание чрезвычайных ситуаций.
Теперь перейду к режиму особого и военного положения и попробую дать их короткую характеристику.
«Особое положение» - это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, посредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жесткости и объему правоограничений уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения.
Чрезвычайная ситуация, дающая основание установить особое положение как правило, характеризуется потенциальной угрозой жизнедеятельности населения, нарушением обычных процессов хозяйственной деятельности, невозможностью органов государственной власти и управления нормально выполнять свои функции без расширения их административно-властных полномочий.
Законодатель не определяет точного перечня мер, которые могут быть использованы при возникновении особых условий, ограничиваясь формулировками : «осуществление неотложных мер», «особые меры, связанные со спасением жизни людей...» и т.п.
Например, в случае опасности распространения инфекционных заболеваний людей на отдельной территории или в населенных пунктах, правительство и местная администрация могут вводить особые условия хозяйствования и режимы жизни населения. Или, в случае объявления участка территории зоной экологического бедствия, на ней прекращается деятельность хозяйствующих субъектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на территории зоны населения, запрещается строительство, реконструкция хозяйствующих объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования. В условиях особого положения применяются также следующие меры :
* установление особого режима въезда и выезда граждан, а также ограничение свободы передвижения ;
* ограничение движения транспортных средств и других материально-технических ресурсов хозяйствующих субъектов.
В особых условиях необходимо создать специальный организационно-управленческий механизм - временные структурные единицы с компетенцией, позволяющей им решать задачи надведомственного характера. Например, в соответствии с Водным Кодексом Украины осуществление мер по ликвидации стихийных бедствий, вызванных вредным воздействием вод, проводится противопаводковыми и другими специальными комиссиями. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций, предприятий и граждан по предупреждению и ликвидации массовых заболеваний образуется чрезвычайные противоэпидемические комиссии.
Обязательно Правительство Украины должно утвердить комплекс мер по обеспечению эвакуации украинских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации. В случае возникновения чрезвычайной ситуации для осуществления оперативного руководства деятельностью по проведению эвакуации украинских граждан из государства, где возникла чрезвычайная ситуация, Правительством должна создаваться комиссия. Достаточно вспомнить недавнее событие произошедшее на одном из горнолыжных курортов Австрии, где сошедшая с гор лавина забрала жизни многих иностранных туристов. Украинских граждан среди них к нашему счастью не было.
Меры, используемые органами исполнительной власти в особых условиях для ликвидации экстремальной ситуации, могут быть подразделены на административно-правовые и организационно-технические. К последним относятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, противоэпидемические, противопаводковые, противопожарные, инженерно-технические и другие мероприятия.
Таким образом меры, составляющие содержание режима особого положения, отличаются от чрезвычайных мер режима ЧП :
во-первых, по порядку установления (особое положение может быть введено местными органами государственной власти) ;
во-вторых, по степени жесткости и объему правоограничений ;
в-третьих, по характеру изменения организационно-управленческого механизма ;
До сих пор речь шла о территориальных экстремальных правовых режимах. Однако чрезвычайные условия требуют создания не только специальных территориальных, но и специальных режимов отдельных видов деятельности. В частности, это касается режимов функционирования Украинской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
Украинская система предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях объединяет органы государственной исполнительной власти Украины всех уровней, различные общественные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях. В зависимости от обстановки различают три режима функционирования Украинской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях :
1) режим повышенной готовности ;
2) режим повседневной деятельности ;
3) чрезвычайный режим.
Чрезвычайный режим - это функционирование системы при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также в случае применения возможным противником современных средств поражения.
Решения о введении того или иного режима принимает Министерство чрезвычайных ситуаций Украины, соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям с учетом конкретной обстановки.
Введение чрезвычайного режима означает :
* организацию защиты населения ;
* выдвижение сил и средств в район чрезвычайной ситуации ;
* организацию работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Перейдем теперь к военному положению. Военное положение - вводится на всей территории Украины или в отдельных ее местностях с объявлением состояния война, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Украину.
Регулирование режима военного положения определяется характером и степенью угрозы общественной и государственной безопасности, жизни и здоровью граждан во время войны. В период военных действий разрушаются нормальные общественные взаимосвязи, изменяется работа управленческого механизма. Социальная среда в районе военных действий практически выходит из-под нормального воздействия обычного законодательства. В этой связи на режим военного положения возлагаются задачи стабилизации системы общественных отношений, обеспечения работы государственных институтов, общественного порядка и общественной безопасности. Кроме того, режим военного положения должен обеспечить успешное действие вооруженных сил.
Конституция Украины (статья 106 пп 19,20) говорит, что Президент Украины возглавляет Совет национальной безопасности обороны Украины и именно он вносит Верховному Совету Украины уведомление про объявление положения войны и принимает решение об использовании Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против Украины. Принимает соответственно закону решение об общей или частичной мобилизации и о введении военного положения в Украине или в отдельных местностях в случае угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, Режим военного положения может быть определен Конституционным Судом Украины, если к примеру Верховный Совет Украины посчитает незаконным принятие решение Президентом о введении военного положения.
Военное положение вводится вплоть до прекращения состояния войны, вторжения, нападения, блокады территории Украины или отдельных ее местностях, объявленных на военном положении может передаваться специальным органам или даже военным властям.
Необходимо четко разграничить режим ЧП при котором угроза безопасности исходит от внутренних социальных конфликтов, и режим военного положения, призванный способствовать преодолению внешней угрозы, достижению победы над воюющей стороной.
Хотя в исключительных случаях и в условиях ЧП, вызванного стихийным бедствием, Президент Украины может принимать меры по привлечению вооруженных сил для обеспечения безопасности, социально-правовая функция этих воинских частей отличается от той, которую они выполняют при военном положении. В условиях ЧП они играют вспомогательную роль, выполняют распоряжения и приказы государственных властей (гражданских).
Военным положением обусловлено ограничение ряда прав граждан и организаций, связанных с передвижением, проведением
собрания, митингов, забастовок, использованием транспортных радиопередающих средств, хозяйственной деятельностью и др.
Одновременно могут быть возложены дополнительные обязанности, ужесточено административное принуждение.
Очень приближенным к ЧР и режимам секретности, потому что это нарушение может вызвать ЧС , а значит попробует остановиться подробнее и на этом режиме.
Тайну можно понимать как информацию, не подлежащую разглашению, доступ к источникам которой должен быть ограничен ради защиты чьих-то интересов. В зависимости от субъекта, интересы которого обеспечиваются такими ограничениями, различают личную, коммерческую, государственную тайну. Защита такой информации от нежелательного распространения обеспечивается нормами морали и права.
Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Украины.
Информация тесно связана с ее носителями - материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.
Можно назвать следующие признаки государственной тайны:
1) это очень важные сведения;
2) из разглашение может принести ущерб государственным интересам;
3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закреплены в законодательстве;
4) она охраняется мерами уголовной ответственности и иными принудительными средствами;
5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим - режим секретности.
Итак, секретность - важное средство обеспечения государственной безопасности, но это ограничение и закреплено Конституцией Украины права граждан “свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом”.
Практика показывает, что режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата. Засекречивание - любимое “лакомство” бюрократии: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя режим секретности, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроль за власть
имущими.
Этот режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Украины и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждения и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Украины, взявшими на себя обязательство, либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне. Режим это является - передовой линией борьбы демократии и тоталитаризма, а его реальное состояние отражает результаты этой борьбы.
Как и вся деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной, то есть основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.
И так, какие же есть стадии производства по обеспечению секретности:
1) правила засекречивания;
2) защита государственной тайны;
3) рассекречивание.
1. Засекречены могут быть сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющие важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности. Не подлежат засекречиванию сведения о:
- чрезвычайные происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;
- состояние экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности ;
- привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
- фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и должностными лицами;
- о размерах государственных валютных резервах Украины;
- о состоянии здоровья высших должностных лиц Украины.
Должностные лица засекретившие такие сведения могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суде. Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
Есть установленные три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и в сопроводительном документе на него: “особой важности”, “ совершенно секретно “, “ секретно “. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности Украины в случае их распространения. Президент Украины утверждает перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.
Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутый перечень сведений, подлежащий засекречиванию. Основанием для засекречивания являются соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о его необходимости и степени секретности. При засекречивании помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность ( соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т.д.).
2. Защита государственной тайны прежде всего предполагает создание ведомств, органов, структурных единиц, которые бы постоянно и профессионально занимались этим делом. Во многих организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности ( в прошлом они чаще всего назывались “ первыми отделами”). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.
Второй компонент защиты - правила допуска должностных лиц, граждан организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения или в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Допуск должностных лиц и граждан Украины к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Органы власти проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянного проживания заявителя или его близких родственников за границей и другое). Допуск лиц без гражданства, иностранцев, эмигрантов осуществляется в исключительно разрешительном порядке.
Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятий руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.
Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно-правового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну ; письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий ; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот ; ознакомление с нормами законодательства
Украины о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.
Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу. За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, допущенные к ней на постоянной основе получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений.
Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации организации и т.д.), а также даже за неоднократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.
Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.
Передача секретной информации от одной организации другой, другим государствам (т.е. распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну) производится только с разрешения компетентного органа государственной власти. На органы Службы безопасности Украины возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждениях независимо от форм собственности.
Рассекречивание сведений и их носителей представляет собой снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне. Рассекречивание может осуществляться по общему правилу и в специальном порядке.
По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения. Некоторые сведения (об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и другое) никогда не должны рассекречиваться.
Рассекречивание может проводиться досрочно ;
1) в связи с международными обязательствами Украины ;
2) из-за изменения объективных обстоятельств, в следствии которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайне является нецелесообразной. Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отношению сведений, должны периодически пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежавших засекречиванию, и выяснять обоснованность засекречивания.
3) досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятий, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации.
4) граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.
Существуют еще специальные режимы (административно-правовые) такие как общий и специальный таможенный режимы, режим охраны государственной границы Украины и другие. С помощью режима секретности я показал соотношение режима ЧП с другими административно-правовыми режимами. Их сходства и различия. Например, сходство административно-правовых режимов и режима ЧП в том, что они ограничивают права граждан и накладывают на них дополнительные обязанности.
После всего написанного о ЧП, хотелось бы чуть-чуть конкретней остановиться на определенном примере.
В ноябре 1997 года беда постигла Закарпатье. Чрезвычайная ситуация того региона заключалась в обильных паводках, не выдержали многие дамбы и много территориальной местности оказались залиты водой. Давайте рассмотрим какие были последствия этого стихийного бедствия и какие меры приняли органы исполнительной власти для ликвидации последствий. Также рассмотрим нормативный акт, который был принят Президентом Украины в связи с этой чрезвычайной ситуацией.
Возьмем немного статистики о последствиях этой внезапной беды. Из-за паводка из мест проживания было отселено двадцать четыре тысячи человек. Много населенных пунктов оставались без энергоснабжения, чуть лучше дело обстояло с газоснабжением. Была прервана связь с 67 населенными пунктами. Водная стихия разрушила 174 км дамб и 20 мостов, еще 8 были на грани разрушения. Повреждено 30 км автодорог, а помимо этого зафиксировано 27 оползневых процессов, которые могли привести к новым жертвам. К восстановительным работам было привлечено около десяти тысяч человек и около 700 единиц техники. Наводнение разрушило 1300 зданий, подтоплено 21200 домов, 118 населенных пунктов.
А, что самое страшное, то не обошлась эта чрезвычайная ситуация без жертв. Это стихийное бедствие унесло жизни 14 человек, а это самый большой удар для Государства.
За спасателями в зону бедствия, почти сразу же отправились и медики. Во много раз возросла опасность инфекционных заболеваний. С инфекционной патологией обнаружены 1050 человек. Чем же это было вызвано ? Специалисты осмотрели 6 тысяч колодцев и источников и выяснили что 30% проб не соответствуют нормам.
Отраден и тот факт, что жители других областей Украины и других государств не остались в стороне. В область из других регионов Украины, а также из-за границы начала поступать гуманитарная помощь. Люди помогали чем могли. Например, Черновицкая областная администрация прислала 2,5 тонны муки, 2,5 тонны сахара и многое другое. А Служба безопасности Украины прислала полевые военные кухни, передвижные радиостанции, которые были так необходимы в горных селах, оставшихся без электроэнергии. Реформаторская и римско-католическая церковь государства Венгрии обратилась к Правительству государств-содружеств с призывом о неотложной помощи Закарпатскому региону. Свыше 6200 гривен перечислили из своей зарплаты судьи и работники аппарата Конституционного Суда Украины в фонд помощи потерпевшим от стихийного бедствия в Закарпатье. Это заставляет думать, что все-таки в высших органах власти есть люди, которых чужая беда не обошла стороной.
Сразу после водной стихии Президент Украины незамедлительно издал Указ «О мерах ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатской области» от 7 ноября 1998 года.
В нем говориться, что в связи с катастрофическим паводком в Закарпатской области, который привел к разрушению большого количества сооружений, в следствии чего жители многих населенных пунктов остались без крыши над головой, с другими большими материальными утратами, значительно усложнилась экологическая обстановка. С целью обеспечения безопасности граждан, оказания им эффективной помощи, скорейшей нормализации обстановки Президент Украины постановил :
1) объявить территорию Закарпатской области зоной чрезвычайной экологической ситуации ;
2) Кабинету Министров Украины выделить из резервного фонда Кабинета Министров Украины необходимые средства для проведения мер, связанных с ликвидацией стихийного бедствия, например, для оказания материальной помощи потерпевшим, отселения их в безопасные районы, предоставления им жилых помещений, приобретение для них теплой одежды, продуктов питания, медикаментов и т.п. Установить жесткий контроль за целевым назначением денег, которые выделяются для ликвидации последствий стихийного бедствия. Организовать проведение противопаводковых и санитарно-эпидемических мер. Обновить транспортные дороги, мосты, линии связи, энерго- и газообеспечение и другие инженерные сооружения и коммуникации.
Решить в установленном порядке вопрос об отсрочке платежей
предприятий, учреждений, организаций и граждан в
государственный бюджет в связи с особенными обстоятельствами,
что сложились.
3) Кабинету Министров Украины вместе с Национальным банком Украины рассмотреть вопрос об использовании льготной кредитации предприятий, учреждений и организаций в Закарпатской области с целью погашения задолженности с выплаты заработной платы и пенсий ;
4) Совету Министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской местным государственным администрациям оказать помощь Закарпатской области в удовлетворении их нужд в строительных материалах, топливе, продуктах питания, одежде, других материальных ресурсах ;
5) Министерству иностранных дел Украины обратиться к международным организациям с просьбой оказать возможную материальную и финансовую помощь для ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатской области ;
6) Комиссии по вопросам гуманитарной помощи при Кабинете Министров Украины, Государственному таможенному Комитету Украины, Государственному Комитету по делам охраны государственной границы Украины, Закарпатской областной государственной администрации обеспечить оперативное оформление и адресную передачу гуманитарной помощи, которая приходит для потерпевших в Закарпатской области.
7) Министерству Внутренних дел Украины, Министерству по вопросам чрезвычайных ситуаций в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, командующему Национальной Гвардией Украины обеспечить охрану общественного порядка, строгое законодательства по защите личных и имущественных прав граждан, охраны их жизни и здоровья, а также обеспечить охрану и сохранение имущества предприятий, учреждений и организаций.
После того Верховный Совет Украины рассмотрел и принял постановление об утверждении Указа Президента «О мерах ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатской области».
Из всего написанного можно сделать определенные выводы. Я рассмотрел тему «Чрезвычайные режимы в Украине». Я узнал, что законодательство закрепляет три основных разновидности чрезвычайных режимов :
1) «особое» - опосредствует экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость применения особых мер, по жестокости и объему правоограничений уступающих тем мерам, которые используются при режиме чрезвычайного положения ; 2) чрезвычайное положение ; 3) военное положение - вводится на всей территории Украины или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также при наличии непосредственной угрозы вооруженного нападения другого государства или группы государств на Украину. И в сумме, в совокупности они составляют чрезвычайные режимы - специальные правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной деятельности и функционирования органов власти на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Я также узнал что такое ЧП, условия и порядок введения и прекращения его ; как действуют органы законодательной и исполнительной власти, судов, прокуратуры, местной государственной администрации, местного и регионального самоуправления в условиях ЧП ; какие меры принимаются в условиях ЧП ; какая существует ответственность за нарушение режима ЧП и какие есть гарантии прав граждан и юридических лиц в условиях ЧП.
Я провел параллель и сравнил все чрезвычайные режимы. Увидел какие есть сходства и различия между ними. Самое большое сходство в том, что все чрезвычайные режимы ограничивают права и свободы граждан. Также я показал место чрезвычайных режимов в системе специальных административно-правовых режимов, а также вкратце охарактеризовал режим секретности, нарушение которого и может привести к ЧП. Охарактеризовал, что такое вообще правовой режим.
Я также рассмотрел такую проблему как механизм действия права в условиях ЧП, а именно что такое механизм действия права в целом и его соотношение с механизмом действия права в условиях ЧП. Тут я узнал классификацию, структуру, содержание чрезвычайных ситуаций.
Я рассмотрел, на конкретном примере, чрезвычайную ситуацию в Закарпатье и увидел последствия и меры, которые принимало государство для скорейшей нормализации обстановки.
И конечно же, я рассмотрел нормативные акты, которые применяются при чрезвычайной ситуации, и показал их недостатки. А они имеются, и органам законодательной и исполнительной власти нужно сделать все, чтобы их стало как можно меньше, ведь от этого зависит безопасность жизни и здоровья граждан - главной ценности государства.
Список использованной литературы :
1) Закон Украины «О чрезвычайном положении» от 26 июня 1992 года.
2) Закон Украины «О милиции»
3) Закон Украины «О Службе безопасности Украины»
4) Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г.
5) Закон Украины «Об обороне Украины»
6) Водный кодекс Украины
7) Конституция Украины
8) Указ Президента Украины «О мерах по ликвидации последствий стихийного бедствия в Закарпатской области» от 7 ноября 1998г.
9) Коваль Л.В. «Административное право» - 1998 г.
10) Д.Н. Бахрах «Административное право» - Москва, 1997г.
11) газета «Киевские ведомости» - от 12.11.1998г. стр.2
12) газета «Голос Украины» - от 10.11.1998г. стр.6
13) журнал «Право Украины» №8-1998 стр.67-74, №5-98г. Стр.47
14) журнал «Краєзнавство» - №43-1998г.- стр.9-12