Восточные славяне,феодальная раздробленность,образование русского централизованного государства,Россия в xVII веке
Именно в XVII в. сложились 2 формы эксплуатации: барщина (в Черноземье) и оброк (натуральный и денежный). Производительность труда оставалась на прежнем, крайне примитивном уровне. Практически не появлялись новые сельскохозяйственные культуры. В советской историографии существует положение о том, что именно в XVII в. в социально-экономической жизни страны начинают происходить изменения, якобы свидетельствующие о зарождении капитализма. Это было сделано для того, чтобы каким-то образом нивелировать (уравнять) отставание России от Западной Европы, показать, таким образом, что капитализм в России имеет относительно длительную историю. Прежде всего, нельзя говорить о зарождении промышленности в полном смысле этого слова. Основной формой промышленного производства оставалось ремесло. Но теперь ремесленники изготавливают не на заказ, а на рынок. Такая форма ремесла называется мелкотоварным производством.
Особенностью русской промышленности является широкое распространение промыслов (солеварение, обработка дерева и кожи, ткачество и пр.). В связи с этим развивается специализация районов. Поморье специализируется на изделиях из дерева и солеварении, Поволжье - на обработке кожи, Новгород и Смоленск - на производстве льна, Тула и Кашира - железоделательном производстве.
Новым в российской промышленности было появление мануфактур. Однако, в отличие от Западной Европы, мануфактуры появились не как реакция на экстенсивное расширение рынка сбыта, а как государственная необходимость. И появились они не в лёгкой (как в Европе), а в тяжёлой промышленности. Хозяевами русских мануфактур были иностранные купцы или государство. Первая мануфактура появилась в 1636г. в Туле, её основал голландец Виниус. Вслед появились и другие мануфактуры. В Москве самыми известными были хамовничья и оружейная мануфактуры, а также монетный двор. В связи со специализацией районов, переходом ремесла в стадию мелкотоварного производства происходит складывание всероссийского рынка, т.е. начинают устанавливаться торговые отношения между различными районами, центром которых продолжала оставаться Москва. (Более половины товаров России проходило через Москву).
Основной формой торговли была ярмарка (сезонная ежегодная оптовая торговля), которая проходила осенью или весной. Эта форма торговли была наиболее оптимальной для любого русского человека. Редкость проведения ярмарок можно объяснить извечной русской проблемой - плохими дорогами, масштабность - отсутствием как таковых денег у крестьян. Крупнейшим торговым центром была, конечно, Москва. Самыми известными были Макарьевская ярмарка близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская - около Брянска.
Участниками рынка были купцы и их капитал. Гости - высшая категория купцов - имели право выезда за границу, право владения вотчиной, они были освобождены от некоторых повинностей. Гостиная и суконная сотни имели те же привилегии за исключением права выезда за границу. Мелкие торговцы продавали товары (как правило, повседневного спроса), в разнос.
Во внешней торговле государство имело несколько монополий на пушнину, икру. Иначе русский народ не оставил бы ни единого пушного зверя или осётра. С Востоком Россия торговала по Каспию и Волге (Астрахань - центр), ввозили ковры, ткани. Из Европы импортировали металлические изделия, сукно, краски, вина. Россия вывозила пеньку (сырьё для корабельных канатов), пушнину, кожу, техническое сало. Единственным портовым городом был Архангельск. Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках иностранных купцов, русские же не имели ни кораблей, ни капиталов, ни образования, ни определённой организованности. Для того, чтобы сократить проникновение иностранных купцов вглубь страны, в 1663г. вышел соответствующий торговый устав. Он заменил многочисленные торговые пошлины единым налогом 5%, а для иностранных купцов - 6%, если они продают свои товары не в Архангельске, а внутри страны - 8%. В 1667г. по инициативе выдающегося государственного деятеля Ордин-Нащокина был принят новоторговый устав. Он запрещал торговлю между иностранцами, розничную торговлю иностранным купцам, а так же вводил для них двойные пошлины, если они торговали внутри страны.
Это положило начало российскому протекционизму (политика создания благоприятных условий для отечественных капиталов, торговцев, промышленников), который сам по себе является естественным продолжением или следующей стадией политики меркантилизма. Изначально меркантилизм был направлен на создание и повышение золотого денежного запаса в стране, развитие собственного производства и сферы услуг. Чтобы в стране осталось как можно больше денег, нужно развивать производство для продажи, а не покупки необходимых товаров. На этой стадии политики меркантилизма появляется протекционизм. Все эти новые явления действительно появились в социально-экономической жизни России, но говорить о зарождении капитализма рано.
Основной признак буржуазного общества - появление его основополагающих классов буржуазии и пролетариата. Благодаря преобразованиям Ордин-Нащокина 12 представителей этих классов фактически были во главе правительства. В России только начинает складываться процесс накопления капиталов, а наёмных рабочих не было вообще. XVII в. - период формирования так называемой абсолютной монархии. Она характеризуется сосредоточением полной власти в руках монарха, который полностью распоряжается казной, армией, получает абсолютное право издавать законы и для управления страной создаёт разветвлённый бюрократический аппарат. В Европе абсолютизм появляется, когда старый господствующий класс феодалов теряет своё экономическое могущество, лавируя между этими противоречиями, монарх берёт всю власть в свои руки, пользуясь поддержкой с обеих сторон (в первую очередь со стороны феодалов).
Первыми признаками абсолютизма в России были изменение роли Боярской Думы и сокращение Земского Собора. В 1649г. Земский Собор принимает новый свод законов Соборное уложение. Последний полный Земский Собор собирался в 1653г. относительно вопроса о присоединении Украины, а самый последний в истории России - в 1683г. Изменилась и ситуация: старая формула "Царь приказал, а бояре приговорили". В Боярской Думе повысился удельный вес дворян (они теряют своё аристократическое значение), внутри возникают дополнительные органы Государственная Палата и Расправная Палата. Дума становится исключительно громоздким учреждением. Изменился сам титул русского царя. Прежний титул "Государь, Царь и Великий князь Всея Руси" заменяется на "Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий князь всех Великие и Малые и Белые Русии самодержец". Подчёркивалось божественное происхождение самодержавный характер. Соборное Уложение установило наказание смертной казни за хулу на царя и за умысел против него.
В XVII в. расцветает приказная система, к концу века приказов становится около 80. Они делились на постоянные и временные, территориальные и военные. Резко увеличилось число приказных людей так, что в 1640г. таких людей было менее 300, а к концу века - более 3000. Приказная система оказалась исключительно несовершенной. Многие приказы дублировали друг друга. Появляется приказ тайных дел, который осуществляет функцию контроля над остальными приказами и Счётная Палата, осуществляющая контроль над тратой денег другими приказами. Учреждения, контролирующие бюрократию органов, являются важнейшим признаком абсолютизма.
Неотъемлемой особенностью российского абсолютизма является то, что в России не только не зарождалось буржуазных элементов, но вместе с тем проходило дальнейшее усиление крепостного права (Соборное Уложение вообще отменило всякие переходы). Следовательно, в России происходит консервация феодального способа производства. Особенностью российского абсолютизма было также отсутствие регулярной армии и финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, которое собиралось для каждой военной кампании и стрельцов, которые в мирное время занимались промыслом и торговлей. Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение.
Становление абсолютизма происходит в основном в период царствования Алексея Михайловича, который по словам Ключевского, прошёл полный курс древнерусского образования под присмотром своего деда патриарха Филарета, был очень набожным человеком. Современники называют его "тишайшим", а век, в который он правил - "бунташным". Это во многом было связано с формированием абсолютизма, т.е. изменением как политической, так и социальной жизни страны.
Социальные потрясения XVII в. вызваны были формированием новой социальной классовой структурой российского общества. Соборное Уложение 1649г. завершило процесс формирования крепостной системы в стране. Под системой крепостного права не следует понимать только лишь прикрепление крестьян к земле помещика. Крепостная система - это прикрепление к государству всех социальных структур российского общества. Аристократические сословия бояре и дворяне были прикреплены обязательством государственной службы и землёй, реальным собственником которой продолжало оставаться государство. После реформ Никона и церковного раскола фактически прикреплённым государству оказывалось и российское духовенство.
Первые социальные потрясения были вызваны конкретной экономической политикой, которую проводило правительство Морозова. Оно вошло в историю под названием соляного бунта. В 1646г. правительство ввело новые налоги на соль. Недовольные этим потребители и торговцы высказали свои пожелания правительству. В 1647г. новые налоги на соль отменили. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям по прибору - стрельцам и пушкарям. В 1648г. начался Соляной бунт. Толпа остановила возвращавшегося с богомолья царя и предъявила ему ряд требований. Начались погромы боярских усадеб, восставшие требовали выдать им Морозова (фактически руководил всей работой государственного аппарата), Плещеева (глава Земского приказа), Траханиотова (глава Пушкарского приказа). Царь сумел отстоять свояка боярина Морозова, толпа разорвала на части Плещеева и Траханиотова. Морозова отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. В это время начались восстания в других городах. Самые крупные из них были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные поставками хлеба в Швецию. Они были очень быстро подавлены правительством.
В 1661г. дабы компенсировать потери от войн со Швецией и Польшей правительство ввело медные деньги, которые приравнивались к серебряным. Налоги нужно было платить серебром, а торговать - медью. Крестьяне просто перестали везти продовольствие в города. Медные деньги стали резко обесцениваться, недовольство народа нововведением росло до тех пор, пока не вылилось в восстание. Выступление против медных денег в 1662г. было названо Медным бунтом. Царь находился в Коломенском, к нему пришла толпа с требованиями выдать неугодных народу бояр. Восстание жестоко подавили прибывшие в Коломенское стрельцы. Они многих людей изрубили, других - утопили. Таким образом, восстание было подавлено. Медные деньги пришлось изъять из-за полного расстройства финансовой системы. Правда, за один рубль меди давали всего 2 деньги (в рубле было 200 денег). После расправ над бунтовщиками стрельцов правительство приказало повесить 150 человек, других клеймили, ссылали на далёкие окраины.
Медный бунт, потрясший царя Алексея Михайловича, оказался ничтожен в сравнении с тем народным пожаром, который разгорелся спустя несколько лет на Дону. В 1666г. начались события, которые собственно и дали название XVII в. как "бунташному". Казаки, составлявшие в то время основную часть населения Дона, под предводительством Василия Уса направились к столице, грабя по пути усадьбы бояр и дворян, практически дошли до Тулы, но повернули назад, боясь встречи с регулярными войсками
В 1667г. начались события, которые получили название крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Он был казаком станицы Зимовейской, знал калмыцкий и татарский языки и выступал в роли переводчика. Разин участвовал в походах против Крыма. Русское правительство не желало в условиях войны с Речью Посполитой (1654-1667) развязать и военные действия с Крымом, запретило казакам воевать с ним. Самое благодатное направление грабежа и разбоя было закрыто для казаков, те устремились к Каспию и Закавказью. В 1667г. Разин начал свой знаменитый поход за "зипунами" (очевидно, это ковры). Собрав 1тыс. казаков, он захватил Астрахань, дошёл до Персии, захватил Дербент, Баку. Этот поход закончился в 1669г. Таким образом, 1667-1669гг. - первый этап выступлений Разина завершился. Это был просто грабительский поход, назвать его крестьянской войной нельзя.
Второй этап 1670-1671гг. дал основания историкам назвать походы Разина крестьянской войной. В 1670г. Степан Разин решил выступить против бояр-изменников. Он стал рассылать в различные районы страны т.н. "прелестные письма", в которых говорил, что выступает за царя против бояр-угнетателей. В 1670г. он решил идти в новый поход по Волге, но только не к Каспию, а вверх по течению - на север. Отряд Степана Тимофеевича численностью 7тыс. человек подошёл к Царицыну. Жители города добровольно впустили Разина с отрядом, он в свою очередь ввёл казачье устройство в Царицыне (всех жителей распределили по десяткам и сотням, вместо воеводы назначил городового атамана). Из Астрахани против Степана Разина был направлен отряд стрельцов, однако "астраханские ратные люди великому государю изменили и сами пристали к нему (Стеньке Разину), с ним бою не учинили". Так Степан Разин беспрепятственно подошёл к Астрахани, жители сами отдали город в распоряжение казакам.
Затем Разин двинулся вверх по Волге, на его сторону добровольно перешли Саратов и Самара. Ряды восставших множились, к Разину примыкали беглые крестьяне, холопы, другие казачьи отряды. На подавление восстания было направлено 60тыс. стрельцов и служилых людей. В то время как повстанцев насчитывалось 20тыс. человек. Потерпев поражение, Разин бежал на Дон. Его выдали царским войскам свои, не так давно преданные казаки во главе с Корнеем Яковлевым. Летом 1671г. Разина четвертовали на Красной площади. Правительство торжествовало победу. Участники восстания подверглись жестоким преследованиям. В одном только Арзамасе в течение трёх месяцев было казнено свыше 11тыс. человек.
Причинами поражения были стихийность, неорганизованность, социальная ограниченность восставших. В советской историографии восстание Разина назвали крестьянской войной, но, во-первых, крестьянство в восстании почти не участвовало, во-вторых, антифеодальные лозунги появились лишь на втором этапе и то, как вынужденная мера. В последнее время восстание Разина все чаще характеризуется только как "восстание". Крестьянской войной его можно назвать в том смысле, что в целом оно было направлено против существующей системы, а главным угнетаемым классом было крестьянство. В ходе кровавого мятежа Разина казачество попыталось низвергнуть установившийся в России государственный порядок и утвердить своё правление. Но и в случае своей победы, перебив бояр, воевод, помещиков и приказных, восставшие не смогли бы создать новое справедливое общество. Неизбежно, раньше или позже, из самой казачьей среды должны были появиться новые землевладельцы, приказные. Но прежде чем жизнь России вошла бы в обычную колею, она была бы залита кровью, отброшена далеко назад в своём развитии.
Самым главным социальным движением XVII в. был т.н. церковный раскол - крупнейшее событие не только в церковной, но и в политической жизни России. XVII в. в Европе характеризуется как век модернизации феодального общества, английской революции, появление буржуазно философских доктрин. Инквизиция как символ средневековья уходит в прошлое. Несмотря на изоляцию России, перемены в Европе не могли не оказывать воздействие на русское общество. Отношения между церковью и государством в XVII в. вступили в новую стадию. Именно благодаря деятельности православной церкви во многом произошло образование русско-московского централизованного государства, и это государство сохранило свою независимость в смутное время (патриарх Филарет).
В течение XV-XVI вв. место церкви в политической истории определилось спором между иосифлянами и нестяжателями. Спор был разрешён при помощи государства. Новая династия Романовых утвердилась во многом благодаря патриарху Филарету, который именовался "Государем Всея Руси". Но после Смуты в русской православной церкви накопилось значительное количество проблем, на первый взгляд – формальных. После падения Византии как государства, в Москву бежало значительное количество греческих монахов, которые естественно привезли с собой церковную литературу. В результате притеснения православных с Украины пришло значительное число священников, появились разночтения в христианской литературе. Большое влияние оказывал Запад.
В этих условиях в 40е гг. в Москве вокруг царского духовника Степана Вонифатьева сложился кружок ревнителей древнего благочестия. Они выступили против произвольного сокращения церковной службы и беспорядков во время богослужения, обличали такие пороки духовенства, как пьянства, разврат мздоимство, против проникновения светских начал в духовную жизнь. Выступили с программой исправления церковных книг и унификации церковных обрядов. Главную роль играли Новгородские митрополит Никон и протопоп Аввакум. Первоначально члены кружка взяли за образец древнерусский текст, но выяснилось, что и там нет единства. Правительство Алексея Михайловича всё-таки желало установить контакты с Европой и, став в 1651г. патриархом, Никон взял за образец греческие книги. Собранный в 1652г. Церковный Собор одобрил нововведение. Члены кружка, выступившие против, были сосланы. Никона поддержал и царь.
Сначала между царём и патриархом установились дружеские отношения. В отсутствие царя Никон фактически управлял и, так же, как и Филарет, стал именоваться "Государем". Но вскоре между ними произошёл раскол. Никон выступил с программой "цезаре папизма", суть которой заключалась в независимости и даже превосходстве духовной власти над светской. Царь перестал приглашать патриарха на приёмы в Кремль. Никон объявил о снятии сана и отъезде в монастырь, будучи уверенным, что Государь сам будет просить вернуться его. Но этого не произошло. В 1666г. Церковный Собор низложил Никона и отправил в монастырь.
В результате церковного раскола возникло новое социальное движение – старообрядчество. Его нельзя сравнить ни с одним религиозным движением Западной Европы. Старообрядцы выступали за чистоту древнерусской веры, сохранение книг и обрядов. Среди старообрядцев были представители практически всех социальных групп: бояре (Морозова), дворяне, стрельцы, крестьяне, посадники. Причиной столь глубокого раскола была исключительная религиозность российского общества и быстрота проводимых Никоном реформ.
Церковный Собор (1666-1667гг.) объявил проклятие всем старообрядцам и предал их суду гражданских властей. По Соборному уложению (1649г.) за "хулу на Господа Бога" полагалась смертная казнь. Начались казни еретиков. Старообрядцы целыми деревнями уходили на север или в Сибирь, некоторые сжигали себя. В1668-1676гг. – вспыхнуло восстание в Соловецком монастыре. Взять монастырь удалось лишь после предательства монаха. Старообрядческое движение было своеобразной формой протеста и против абсолютной монархии, и против крепостнических порядков. Т. к. реформы Никона проходили вместе с закрепощением общества и установлением абсолютизма.
Для составления нового уложения царь велел собрать в Москве представителей всех социальных групп, с наказами от своих выборщиков. Была создана комиссия в составе князей Одоевского, Прозоровского, Волынского, Леонтьева, Грибоедова. Основным источником стал "Литовский Статут" - сборник феодального права Великого княжества Литовского. Другим источником стали наказы выборщиков, третьим – указы царя и боярские приговоры. Уложение 1649г. определяло все стороны общественной жизни: в политике – отношение к власти и царю, церковные отношения, земельные (операции с недвижимостью вотчин и поместий), семейные отношения, уголовное право. Впервые огромное внимание уделялось вопросу о государственной власти. В главе второй предусматривалась особая охрана главы государства, здоровья и чести Государева. Особую защиту получила церковь, "за хулу на Бога и его матери" – смертная казнь. Налагались суровые наказания за бесчинства и беспорядки в храмах во время богослужения. За оскорбление духовенства за совращение православных. Уничтожались "белые слободы", урегулирован порядок владения поместьями и несения поместной службы дворянами. В главе "Суд о крестьянах" устанавливался бессрочный сыск беглых крестьян, торговля становилась привилегией лишь посадского населения.
В 1632г. началась т.н. Смоленская война, русские войска под руководством воеводы Шеина одержали ряд побед и захватили Смоленск. Но вскоре сами оказались окруженными войсками короля Польши Владислава. В 1634г. был заключен "Поляновский мир", по которому поляки получили все русские города, захваченные у них в ходе военных действий назад. Владислав отказался от претензий на русский престол и назвал Михаила братом. Донские казаки захватили в 1637г. турецкую крепость Азов в русское подданство, но созванный в 1642г. Земский Собор, боясь войны с Турцией, отказал в этом.
Главные события середины XVII в. были связаны с русско-польскими отношениями, проблемой присоединения (воссоединения) Украины и России. Вообще сам термин "Украина" появился в XV в. и относился к окраинным русским землям. В XIV-XV вв. значительная часть земель оказались в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой (Польши). Русичи, т.е. не говорящие на польском языке и не католики считались в Польше людьми второго сорта. Особенно их положение ухудшилось в XVII в. Это было связано с тем, что в результате волнений и внутренних распрей ухудшилось положение польской шляхты, которое усилило эксплуатацию православного населения.
Еще в XV в. за Днепровскими порогами складывается уникальное политическое образование, получившее название Запорожская Сечь. Это было своеобразное казачье самоуправное государство, здесь собирались беглые крестьяне из России, Польши, Казанского и Астраханского ханств. Можно даже говорить о своеобразной этнической группе. Запорожцы занимались набегами на Крымское ханство, что было выгодно Польше. Если Российское государство смирилось с существованием казачества и перестало их вылавливать, особенно после Ермака ("С Дону выдачи нет"), то поляки приняли определенную часть казачества к себе на службу, составлялись списки (реестры) служилых казаков, которые получали жалование из польской казны.
В XVII в. казачества коснулся процесс социальной дифференциации. Основной идеей Запорожского казачества было создание независимого государства, сохранение православной веры. В 1647г. произошли события, спровоцировавшие конфликт между Польшей и Сечью. В то время, когда Богдан Хмельницкий представлял Речь Посполитую на переговорах, был убит его сын. Это принципиально изменило политическое мировоззрение Хмельницкого. Объективной предпосылкой начавшихся выступлений казачества была эксплуатация и притеснения православных, а гибель сына – повод. Хмельницкий быстро собрал войско и выступил против своих хозяев (Речи Посполитой). При этом наиболее активное участие приняли украинские крестьяне. Хмельницкий выступил в союзе с крымским ханом. Недалеко от города Сборова он нанес поражение полякам, но в этом сражении, крымский хан перестал его поддерживать. Союз с казаками был выгоден Крыму для противовеса Польше, но усиливавшаяся Сечь стала опасной.
В городе Сборове Речь Посполитая подписала с Хмельницким договор, согласно которому количество реестровых (получавших жалование) казаков увеличивалось до 40 тыс. Речь не шла о независимости государства. Три воеводства (Киевское, Черниговское, Братиславское) перешли под гетманское управление. Все должности в этих воеводствах могли занимать лишь православные, но все повинности остались, что вызвало недовольство крестьян. Под давлением крестьян Хмельницкий возобновил военные действия. В 1651г. под Берестечком его войско терпит поражение из-за предательства крымского хана. В 1652г. Хмельницкий заключает менее выгодный договор – Белоцерковский: количество реестровых казаков сократилось до 20 тыс., под властью гетмана оставалось лишь Киевское воеводство, но польский Сейм (парламент) этот договор не утвердил (не ратифицировал), надеясь полностью добить повстанцев.
Тогда после очередной победы у г. Батюг Хмельницкий обращается к русскому царю Алексею для заключения союза. (Речь не шла об автоматическом вхождении украинских земель в состав Русского государства). При абсолютном самодержавии в России верхушка казачества не хотела терять свою власть. Главная цель православного крестьянства – освобождение от феодальной зависимости, а к 1652г. в России сформировывалась система крепостного права. Единственный аргумент в пользу вхождения в Россию - предупреждение конфессионального гнета. Целый год Земский Собор не мог решить вопрос о союзе с Сечью. Причин несколько: автоматически это означало войну с Польшей, союз с казачеством означал ухудшение отношений с Крымом.
Наиболее веские аргументы против этого союза выдвигал Ордин-Нащокин. По его мнению, приоритетным для России был выход к Балтийскому морю. Польша воевала со Швецией, следовательно, союз с Польшей выгодней для России, чем война. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Польше такова, что через некоторое время это государство развалится само по себе, православное население итак отойдет к России, но на условиях Москвы. Только в 1653г., не послушав Ордин-Нащокина, Земский Собор принял решение принять Украину в состав Российского государства. В январе 1654г. Переяславская Рада приняла решение войти в подданство царя восточного православного, что не означало вступление Украины в состав России в полном смысле, речь скорее шла либо о конфедерации, либо о протекторате. На Украине сохранилось выборное казачье управление во главе с гетманом, местный порядок судопроизводства.
Началась война с Польшей. Она продолжалась с переменным успехом. В ходе ее Россия вступила в войну со Швецией. И казачья верхушка во главе с гетманом Выговским переориентировалось против России. В 1658г. Россия подписала со Швецией перемирие, а в 1661г. Каргизский мир, согласно которому Россия отказывалась от всех приобретений войны (Ям, Копорье,
Иван-Город). В 1661г. начались переговоры с Польшей, они длились 6 лет и закончились Андрусовским перемирием, согласно которому Левобережная Украина и Смоленск отходили к Украине. Правобережная Украина и Белоруссия оставались за Польшей, Киев на два года уходил к России, но Ордин-Нащокин сумел добиться, чтобы Киев навсегда остался за Россией. В 1668г. Вечный мир с Польшей закрепил Андрусовское перемирие и Киев за Россией.
Итоги внешней политики XVII в.: главную задачу – выход к Балтийскому морю - решить не удалось; в результате войн с Польшей (длившихся целый век) значительная часть земель с православным населением вошла в состав России; освоение Сибири и Дальнего Востока способствовало укреплению государственного аппарата и крепостного права. Таким образом, во внешней политике сохранялась экстенсивная модель развития общества. Уже в XVII в. Россия вела войны не только за свои утраченные территории (Балтика), но и за земли, никогда не входившие в состав древнерусского государства, никогда не принадлежавшие Московскому государству. Следовательно, на практике стала воплощаться идея о Московском государстве, как единственном защитнике православных славянских народов (предпосылки имперской внешней политики).