Органы исполнительной власти РФ (Контрольная)
Вариант №4.
1.Органы исполнительной власти Российской Федерации (Правительство РФ; иные федеральные органы власти; компетенция органов государства по управлению отраслью связи).
Государственная власть в Российской Федерации организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно Конституции, исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с Конституцией в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ.
Одной из главнейших задач Правительства является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ. Эту функцию Правительство осуществляет совместно с Президентом.
В соответствии с Конституцией Правительство состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и министров. Председатели государственных комитетов, комитетов РФ, федеральных служб, агентств в состав Правительства РФ не входят.
Конституция устанавливает, что Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Она также устанавливает и точные сроки, в течение которых Президент должен представить Государственной Думе кандидатуру главы федерального Правительства. Эти сроки зависят от обстоятельств, в связи с которыми происходит внесение кандидатуры Председателя Правительства:
? не позднее 2-недельного срока, после вступления в должность вновь избранного Президента РФ;
? не позднее 2-недельного срока, после отставки Правительства РФ;
? в течение недели со дня отклонения внесенной кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.
Кандидатуру на пост Председателя Правительства представляет Государственной Думе Президент или его полномочный представитель в федеральном собрании. Согласно Конституции Государственная Дума рассматривает кандидатуру, предложенную Президентом в течение недели. Кандидат на должность главы Правительства докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства РФ, отвечает на вопросы депутатов. После чего происходит тайное голосование за предложенную кандидатуру или против нее. Решение принимается большинством голосов.
Если предложенная кандидатура отклонена в ходе голосования, то Президент обязан выставить на должность Председателя Правительства новую свою кандидатуру, обсуждение которой происходит в том же порядке. В случае отклонения второй кандидатуры происходит обсуждение по третьей предложенной Президентом кандидатуре.
В случае отклонения третьей кандидатуры Президента РФ на должность Председателя Правительства РФ Президент в праве назначить главу Правительства сам, а Государственную Думу распустить и объявить новые выборы Государственной Думы. Эту возможность Конституция дает Президенту в связи с тем, что при отсутствии Председателя Правительства исполнительная власть не может эффективно исполнять свои обязанности и это ведет к правительственному, а значит и государственному кризису. Однако есть случаи, когда даже после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Президент не имеет права разогнать Думу, например, в период действия на всей территории РФ чрезвычайного или военного положения, а также за шесть месяцев до срока окончания полномочий Президента.
В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после его утверждения на данной должности должен представить Президенту предложение о структуре федеральных органов и исполнительной власти. В настоящее время эта структура утверждена Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно ему она включает Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти: министерства, государственные комитеты РФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные надзоры. Имеются следующие министерства РФ: по атомной энергии; внешних экономических связей; внутренних дел; здравоохранения и медицинской промышленности; иностранных дел; культуры; науки и технической политики; обороны; образования; охраны окружающей среды и природных ресурсов; по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; по делам национальностей и региональной политике; по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ; путей сообщения; связи; сельского хозяйства и продовольствия; социальной защиты населения; строительства; топлива и энергетики; транспорта; труда; финансов; экономики; юстиции.
Созданы государственные комитеты по: антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; высшему образованию; оборонным отраслям промышленности; промышленной политике; статистике; управлению государственным имуществом; санитарно-эпидемиологического надзора; таможенный.
Действуют комитеты РФ по: водному хозяйству; геологии и использованию недр; государственным резервам; делам молодежи; драгоценным металлам и драгоценным камням; земельным ресурсам и землеустройству; кинематографии; машиностроению; металлургии; патентам и товарным знакам; печати; рыболовству; стандартизации, метрологии и сертификации; торговле; физической структуре и туризму; химической и нефтехимической промышленности.
Функционируют федеральные службы: Государственная архивная служба России; Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю; Служба внешней разведки РФ; Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба занятости России; Федеральная служба контрразведки РФ; Федеральная служба лесного хозяйства России; Федеральная миграционная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Государственная налоговая служба РФ; Федеральная пограничная служба; Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию.
Образованы федеральные агентства: Федеральное агентство правительственной связи и информации; Российское космическое агентство.
Организованы федеральные надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России; Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Учреждены также: Главное управление охраны РФ; Департамент налоговой полиции РФ; Высший аттестационный комитет РФ.
Федеральные органы исполнительной власти подчинены Правительству РФ. Непосредственно Президенту РФ подчинены министерство обороны, внутренних дел, иностранных дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки, Главное управление охраны, Федеральное агентство правительственной связи и информации, Государственная архивная служба.
В соответствии с Конституцией федеральные органы РФ для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
В полномочия Председателя Правительства входит подбор команды, входящей в состав Правительства. Глава Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. Президент в свою очередь назначает их на должности.
В соответствии со ст. 113 Конституции Глава Правительства организует работу Правительства в рамках той политики, которую определяет Президент.
Правительство РФ разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет. Последняя в свою очередь принимает федеральный закон о бюджете и направляет его в Совет федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению. При подписании бюджета Президентом и вступлении закона о федеральном бюджете в силу, начинается исполнение закона о бюджете. Он является одним из основополагающих документов, на которых государство строит свою жизнь в течение года.
Обеспечение исполнения закона о бюджете тоже является полномочиями Правительства. Кроме того, Правительство РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении закона о бюджете.
Правительство обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. А также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
В прерогативы Правительства РФ также входит осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечение законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Эти сферы деятельности Правительства в наше время очень актуальны.
Для деятельности вновь избранного Президента большое значение имеет, кто является Председателем Правительства, поэтому перед вновь избранным Президентом РФ Правительство должно слагать свои полномочия, даже если Председатель Правительства был назначен лицом, которое на момент назначения являлось Президентом и вновь избрано на эту должность.
Политические и другие мотивы могут привести Правительство к решению прекратить свои полномочия, в этом случае оно должно подать в отставку. Однако, согласно Конституции, последнее слово об отставке остается за президентом, который может принять ее или отклонить. В последнем случае Правительство обязано продолжать свои полномочия в полной мере. Со своей стороны Президент может согласно Конституции принять решение об отставке Правительства. Последнее обязано подчиниться этому решению.
Согласно Конституции РФ Государственная Дума может на повестке дня поставить вопрос о недоверии Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству принимается большинством голосов. Мотивы, по которым может возникать данный вопрос, Конституция не предусматривает. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент по своему усмотрению может либо объявить об отставке Правительства, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если этот вопрос будет поднят еще раз в течение трех месяцев, то Президент РФ обязан либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу.
Глава Правительства может по Конституции поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Такая ситуация может возникнуть, если Правительство хочет заручиться поддержкой Государственной Думы перед решением каких-либо кардинальных вопросов политики. Если Государственная Дума выражает доверие Правительству, то оно продолжает выполнять свои полномочия, если Государственная Дума в доверии Правительству отказывает, то Президент РФ в течение семи дней объявляет о роспуске Государственной Думы, либо об отставке Правительства и назначает новые выборы.
2.Решить задачу:
Максимова Н.И. работала оператором в отделении связи. Под влиянием необоснованных претензий в ее адрес со стороны начальника смены она высказала устную просьбу об увольнении по собственному желанию. На основании приказа по предприятию Максимова была уволена по ст. 31 КЗоТ РФ (по собственному желанию).
Максимова подала исковое заявление в суд о восстановлении на работе и оплате дней вынужденного прогула. Какое решение должен принять суд?
Согласно условию задачи Максимова была уволена по ст. 31 КЗоТ РФ ("Расторжение трудового договора заключенного на неопределенный срок, по инициативе работника"). Согласно этой статье администрация не может уволить работника по ст.31 КЗоТ РФ "…если нет письменного заявления работника об этом". То есть Максимова написала заявление об увольнении по собственному желанию. Это значит, что даже если она была уволена незаконно ("…под влиянием необоснованных претензий в ее адрес со стороны начальника смены…"), это заявление снимает всю вину с лица незаконно ее уволившего (в данном случае начальника смены). То есть, по моему мнению, суд должен отказать Максимовой в оплате дней вынужденного прогула.
Что касается восстановления на работе, то здесь тоже решение суда может быть не в пользу Максимовой. Дело в том, что она уволилась по собственному желанию и работодатель (отделение связи) вправе на ее должность пригласить другого специалиста. Если это уже было сделано, пока Максимова была в "вынужденном прогуле", то по закону работодатель не имеет права отказать новому специалисту в работе, если вдруг старый специалист решит вернуться на свое место.
P.S.:
Максимовой не нужно было писать заявление об увольнении. Если бы ее уволили не по ст.31 КЗоТ, а по ст.33 КЗоТ, то она бы смогла доказать незаконность своего увольнения и согласно ст. 214 КЗоТ ("Возложение материальной ответственности на должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе") могла бы требовать от виновника (начальника смены) и оплату вынужденного прогула, и восстановления на работе.