Гражданское право

1. Основные типы правопонимания.
Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права.
В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это норма права, правосознание и правоотношение.
Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский (нравственный), социологический и интегративный.
1.1. Право в нормативном правопонимании
Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
1.2. Право в социологическом правопонимании
Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно "наполнять" законы своим реалистичным содержанием.
Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".
1.3. Право в философском правопонимании
Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)
1.4. Право в интегративном правопонимании
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
2. источники права
Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.
Виды источников права:
* социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права).
* государственные источники права - государство в лице его законодательных органов.
* юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.
2.1. Социальная обусловленность права
2.1.1. Совместное сосуществование как источник возникновения права.
Способом бытия людей является совместное сосуществование. Целью такого сосуществования является мирное совместное бытие людей. Но любое совместное сосуществование может эффективно протекать лишь в рамках определенного порядка. Право можно рассматривать как элемент социального порядка, система общеобязательных правил, позволяющих определить и ограничить сферу притязаний каждого индивида, рассматриваемого в качестве составляющей единицы определенного сообщества.
Естественное право — совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе.
2.1.2. Человек как источник содержания права.
Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который осуществляет различные акты социально-значимого поведения и несет ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому здоровью.
Политико-правовая характеристика лица:
ФИО, место жительства, гражданство, возраст, пол, психическое и физическое здоровье, правоспособность и дееспособность.
Правоспособность - способность лица быть носителем прав и обязанностей.
Правоспособность - способность иметь определенные полномочия, обязанности и запрещения. Однако можно не иметь полномочий.
Дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.
Субъект правоотношения
Субъект правоотношения - субъект права, который использует свою праводееспособность.
2.2. Юридический источники права
Источники права - это обстоятельства, питающие появление и действие права.
Виды источников права:
* социальные источники права - развивающиеся общественные отношения (социальная обусловленность права) ;
* государственные источники права - государство в лице его законодательных органов;
* юридические источники права - формы выражения, объективизации нормативной государственной воли; неиндивидуализированные нормативно-правовые акты.
Естественное право - совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую.
Позитивное (положительное) право - это право, выраженное в принятых государством нормах.
Источник позитивного права - это форма выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование, изменение и констатацию факта прекращения существования права определенного содержания.
Правотворчество - это деятельность государственных органов (в случае референдума - всего народа) должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом; источник содержания и юридической силы позитивного права.
Государственный орган - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго орпеделенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Законодательные органы государства - органы, устанавливающие общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Законодательный процесс - завершающая процесс формирования права государственная деятельность, в результате которой определенные положения возводятся через закон, через иные источники в юридические нормы.
Стадии законодательного процесса:
a) законодательная инициатива;
b) обсуждение законопроекта;
c) принятие закона;
d) опубликование (промульгация) закона.
Законодательная воля - одно из проявлений человеческой воли вообще.
Признаки законодательной воли:
a) носит специфический политико-правовой характер;
b) имеет своих носителей, которые обладают данной волей и реализуют ее по поручению общества.
Носители законодательной воли - носители публично-властных правомочий; специально уполномоченные обществом на осуществление законодательной функции политически дееспособные лица.
Юридические источники права - внешняя форма права, означающая выражение государственной воли вовне.
Любой нормативно-правовой акт есть носитель информации о позитивном праве конкретной страны.
Правовой акт - акт, устанавливающий нормы права, вводящий их в действие, изменяющий или отменяющий правила общего характера.
Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, исходящий от уполномоченного на его издание государственного органа (или всех политически дееспособных граждан) , содержащий излагаемые в определенной последовательности правовые нормы и имеющий свои пределы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Индивидуально-правовые акты издаются правоприменительными органами, не содержат правовых норм и не являются источником права, юридически обязательны только для фиксированных в акте лиц.
Действие нормативно-правового акта - порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.
a) Действие нормативно-правового акта во времени продолжается с момента вступления нормативно-правового в силу и до момента утраты им силы.
b) Действие нормативно-правового акта в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера) .
c) Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает распространение нормативных требований на указанный в акте круг (категорию) лиц, с учетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителей других государств, обладающих дипломатическим суверенитетом.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый в особом законодательном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни.
Структура закона - логическое его деление на разделы, главы, статьи.
Содержание закона - правовые нормы.
Законы:
* Конституционный федеральный закон
* Федеральный закон
* Законы субъектов федерации
Подзаконный нормативный акт - разновидность правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнение закона, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.
Виды подзаконных актов:
по субъектам издания и сфере распространения:
* Общие нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны (предписания центральных органов исполнительной власти, нормативные указы президента и постановления правительства).
* Местные подзаконные акты - нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов власти на местах.
* Ведомственные нормативно-правовые акты (инструкции, приказы) министерств и ведомств.
* Внутриорганизационные подзаконные акты, которые издаются различными организациями для рекламентации внутренних вопросов и распространяются только на членов организации.
Юридичская сила - "указание" на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность.
3. Норма права.
Норма права — это :
* признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.
* общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах и иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно-дозволенного, запрещенного или предписанного поведения субъектов права.
Для правовых норм характерна системность, которая заключается в:
1. согласованности — непротиворечивости содержания правовых норм, т.е. одинаковому подходу к регулируемому отношению, и
2. соподчинении — моменте взаимодействия правовых норм в зависимости от их юридической силы.
Так же правовые нормы имеют специализацию, т.е. каждая из них регулирует определенную область общественных отношений или фиксирует определенный способ правового регулирования.
Каждая правовая норма имеет логическую структуру.
Логической структурой правовой нормы является следующая схема: если, то, иначе, -эти слова соответствуют гипотезе, диспозиции и санкции.
Гипотеза — указание на условия, при которых возникают права и обязанности у субъектов права; при которых эта норма действует.
Диспозиция — указание на суть и содержание самого правла оведения, на те права и обязнности, на страже которых стоит государство.
Санкция — называет поощрительные или карательные меры (позитивные или негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в деспозиции нормы.
Для примера можно взять любую правовую норму. Например из Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 25 гласит: "Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности1, может быть принан несостоятельным (банкротом) по решению суда2. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя3."
По отраслям права выделяются нормы государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и других отраслей права.
По функциям: регулятивные нормы — упорядочивающие общественные отношения путем закрепления существующих общественных связей в правовых нормах; охрани тельные нормы — устанавливающие меру юридической ответственности и юридической защиты, порядка их возложения и исполнения.
По характеру, содержащихся в нормах права, правил поведения:
Обязывающие — устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия;
Запрещающие — запрещают совершать определенные действия;
Управомочивающие — предоставляют участникам общественных отношений право совершать положительные действия в целях удовлетворения своих интересов.
По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правового акта:
Абсолютно определенные — это нормы, которые с абсолютной точностью определяют условия их действия, права и обязанности участников отношений или меры юридической ответственности за их нарушение;
Относительно определенные — это нормы, которые не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников общественных отношений или мерах юридической ответственности и предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств;
Альтернативные — это нормы, предусматривающие несколько вариантов, условий их действия, поведения сторон или мер, санкций за их нарушение.
По кругу лиц нормы права подразделяются на:
Общие — распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории;
Специальные — действуют только в отношении определенной категории лиц (учителя, врачи и др.).
4. Правоотношение
4.1. Правоотношение.
Правоотношение - это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.
4.2. Признаки правоотношения:
a) Правоотношение - общественное отношение.
b) Формальная определенность правоотношения. Правоотношение - это всегда четко определенные по своему содержанию посредством нормы права социальные связи.
c) Гипотеза содержит юридические факты.
d) Диспозиция - требования к субъектам права, права и обязанности субъектов.
e) Санкция - модель охранительного правоотношения.
f) Правоотношение - это отношение, охраняемое государством. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.
4.3. Виды правоотношений.
4.3.1. Регулятивные и охранительные правоотношения.
Регулятивные правоотношения — это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее (порожденные гражданско-правовым договором).
Охранительные правоотношения — правоотношения, возникающие вследствие неправомерного поведения субъектов с целью охраны регулятивных правоотношений (привлечение лица в качестве свидетеля по уголовному делу).
4.3.2. Отраслевые правоотношения.
Основанием классификации правоотношений служит деление их отрасли права.
Материально-правовые правоотношения — те, которые возникают на основе норм материального права, их содержанием являются конкретные права и обязанности субъектов права:
* государственно-правовые
* административные
* финансовые
* земельные
* гражданские
* трудовые
* международные
* семейные
* природоохранительные
* исправительно-трудовые правоотношения
Процессуальные правоотношения — те, которые возникают на базе процессуальных норм и предусматривают процедуру осуществления субъективных прав и юридических обязанностей.
4.3.3. Абсолютные и относительные, общие и конкретные правоотношения.
Абсолютные правоотношения — те, правоотношения, где конкретно определен лишь субъект права, все остальные субъекты обязаны не нарушать это право (отношения собственности).
Относительные правоотношения — те правоотношения, где обе стороны персонально определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу (сделки, предусмотренные гражданским правом).
Общие — правоотношения, возникающие непосредственно из закона.
Конкретные — правоотношения, возникающие на основе юридических фактов, т.е. конкретного поведения.
4.3.4. Публичные и частные правоотношения.
Публичное правоотношение есть правоотношение юридически неравных субъектов.
Частное правоотношение есть правоотношение юридически неравных субъектов, равно подчиненных третьему, находящемуся вне их правоотношения, которому они обязаны повиноваться и к которому могут обратиться за разрешением спора о полномочиях и обязанностях.
4.4. Состав правоотношения.
* субъект правоотношения
* объект правоотношения
* субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения - содержание правоотношения
* юридические факты
4.4.1. Субъект правоотношения
Субъект правоотношения - субъект права, который использует свою праводееспособность.
Субъект права - лицо, за которым право признает известные полномочия, запретности, обязанности, таким образом способное вступать в юридические правоотношения.
Правосубъектность лица - способность быть субъектом права. Правосубъектность лица состоит из правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.
Общая правосубъектность. Ей обладают лица в возрасте 18 лет и не признанные судом недееспособными и невменяемыми.
Специальная правосубъектность необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны удовлетворяь определенным требованиям (требования к претендентам на должность судьи).
Правоспособность - способность лица быть носителем прав и обязанностей.
Правоспособность - способность иметь определенные полномочия, обязанностьи и запрещения. Однако можно не иметь полномочий.
Дееспособность - способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.
Виды субъектов правоотношения:
1. в соответствии с отраслями права.
2. по характеру охраняемых и обеспечиваемых правом интересов субъекты делятся на физические и юридические лица.
Физическое лицо - любой родившийся и живущий человек, который осуществляет различные акты социально значимого поведения и несет ответственность сообразно своему полу, возрасту, психическому и физическому здоровью.
Правоспособность физических лиц возникает в момент рождения и прекращается со смертью.
Дееспособность физических лиц связана с психическими и возрастными свойствами человека и зависит от них.
Гражданская дееспособность - способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.
Частичной дееспособностью обладают несовершеннолетние граждане, не достигшие 14 лет (малолетние граждане) и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет.
Полный объем дееспособности наступает с момента совершеннолетия - 18 лет.
Государством предусматривается ограничение дееспособности и признание гражданина недееспособным .
Политическая дееспособность - способность граждан принимать участие в управлении делами государства (кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда).
Деликтоспособность - способность лица отвечать за свои поступки, в первую очередь за совершенное правонарушение.
Юридическое лицо - лицо, которое наделено правоспособностью от своего имени приобретать имущественные права и нести обязанность, обладает обособленным имуществом, имеет право быть истцом и ответчиком в суде (государство, государственные и негосударственные организации).
Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания (ст.51 ч.2 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации (ст.63 п. 8 ГК РФ).
Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующеи целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
4.4.2. Объект правоотношения
Объект правоотношения - это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения.
Объектами правоотношения являются социальные явления и блага:
* Предметы материального мира
* Продукты духовного творчества
* Личные неимущественные благо
* Поведение участников правоотношений
* Результаты поведения участников правоотношений - те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие.
4.4.3. Субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения.
Субъективное право - предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участнико правоотношения, обусловленная объективным правом.
Объективное право - совокупность норм права.
Правомочие - составная часть субъективного права:
* правомочие обладать определенным благом;
* правомочие на совершение определенных действий;
* правомочие на требование от других участников правоотношений исполнять юридические обязанности;
* правомочие обратиться за защитой в судебный орган (притязание).
4.4.4. Юридическая обязанность
Юидическая обязанность - предусмотренная нормой права мера должного поведения участника юридического отношения.
Юридические обязанности делятся на активные и пассивные.
Активная обязанность - закрепленная в норме права необходимость действия.
Пассивная обязанность - закрепленная в норме права необходимость воздержания от совершения действий.
Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для возникновения юридичекой ответственности.
Юридическая ответственность - принудительные меры личного или имущественного характера, которые применяются к правонарушителю независимо от его желания.
4.4.5. Юридические факты
Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, либо прекращение юридических отношений.
Виды юридических фактов:
по характеру наступающих действий юридические факты делятся на :
* правообразующие, влекущие возникновение правоотношений (правонарушение);
* правоизменяющие, влекущие изменение правоотношений;
* правопрекращение, прекращающие субъективные права и обязанности (смерть лица).
По связи с волей участников правоотношений:
события - факты, происхождение которых не связанно с волей участников правоотношений (стихийные бедствия, рождение);
действия - факты, связанные с волей участников правоотношений. Действие совершается осознанно и по воле человека.
Правомерные действия - действия, совершаемые в соответствии с предписаниями юридических норм (заключение договора).
Неправомерные действия (правонарушения) - действия, противоречащие нормам права.
Юридический акт - это такое правомерное действие, которое совершается с намерение породить юридические последствия (купля-продажа, дарение).
Юридический поступок - это такое правомерное действие, которое совершается без цели породить юридические последствия, но такие последствия возникают в силу указания закона (фиктивный брак).
Фактический юридический состав - совокупность юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий, предусмотренных нормой (пенсионное правоотношение).
5. Реализация права
Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.
Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.
Признаки применения норм права:
* Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ;
* Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;
* Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;
* Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке.
Стадии процесса применения норм права:
a) Утановление фактических обстоятельств дела - фактические основы применения норм права.
b) Выбор правовой нормы, что означает дать правовую квалификацицию фактическим обстоятельствам дела.
c) Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
6. Система права
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования.
Элементы системы права:
Юридическая норма - это первичная клетка системы, общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно - дозволенного, запрещенного, предписанного поведения субъектов права.
Правовой институт - это обособленная, выделившаяся группа юридических норм, являющаяся специфической частью отрасли права и его первичное самостоятельное подразделение, регулирующая качественно однородные общественные отношения.
Отрасль права - это систематизированная совокупность правовых норм, образующих самостоятельную часть системы права, регулирующих качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом.
Подотрасль права - это обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты права, регулирующие специальные виды однородных по содержанию общественных отношений( пример: подотрасль природоохранительного права - лесное право).
В основе деления права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования:
* Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.
* Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов воздействия отрасли права на определенную область общ - х отношений, являющихся предметом ее регулирования.
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Конституционное (государственное) право - отрасль, главным источником которой является Основной закон государства - его Конституция.
Публичное право - своего рода функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения.
Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.
Частное право - отрасль права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и корпораций в их имущественной деятельности и личных отношениях.
7. Правосознание и правовая культура.
7.1. Правосознание.
Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:
1. Правовая идеология,
2. Правовая психология.
Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов.
Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы.
От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.
7.2. Правовая культура
Правовая культура — это уважительное отношение к праву, как к определенной социальной ценности, как к инструменту упорядочивания и стабилизации общественной жизни, как к средству защиты прав и свобод человека.
Правовой нигилизм — скептическое и негативное отношение к праву, присутствует в виде идеологических течений и теоретических доктрин (на высоком уровне общественного сознания), стойких предубеждений, негативных установок и стереотипов (на уровне обыденного массового сознания).
Правовая культура общества — это определенное качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также а степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности.
8.
Содержание
1. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ.
1.1. ПРАВО В НОРМАТИВНОМ ПРАВОПОНИМАНИИ
1.2. ПРАВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ПРАВОПОНИМАНИИ
1.3. ПРАВО В ФИЛОСОФСКОМ ПРАВОПОНИМАНИИ
1.4. ПРАВО В ИНТЕГРАТИВНОМ ПРАВОПОНИМАНИИ
2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
2.1. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРАВА
2.1.1. Совместное сосуществование как источник возникновения права.
2.1.2. Человек как источник содержания права.
2.2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИКИ ПРАВА
3. НОРМА ПРАВА.
4. ПРАВООТНОШЕНИЕ
4.1. ПРАВООТНОШЕНИЕ.
4.2. ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЯ:
4.3. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.
4.3.1. Регулятивные и охранительные правоотношения.
4.3.2. Отраслевые правоотношения.
4.3.3. Абсолютные и относительные, общие и конкретные правоотношения.
4.3.4. Публичные и частные правоотношения.
4.4. СОСТАВ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
4.4.1. Субъект правоотношения
4.4.2. Объект правоотношения
4.4.3. Субъективные права и юридические обязанности - содержание правоотношения.
4.4.4. Юридическая обязанность
4.4.5. Юридические факты
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА
6. СИСТЕМА ПРАВА
7. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА.
7.1. ПРАВОСОЗНАНИЕ.
7.2. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
8. СОДЕРЖАНИЕ