СНГ: позиция Узбекистана

Приобретение Узбекистаном государственной независимо-сти и переход к рыночной экономики
обусловили необходи-мость развития внешне экономической деятельности респуб-лики и
интеграции ес в мировое хозяйство.
Одним из направлений этого процесса является развитие прямых и многосторонних отношений со
странами образую-щими Содружество Независимых Государств (СНГ). Это Со-дружество было
создано 21 декабря 1991 года. В Алма-Ате одиннадцать руководителей независимых государств
подписали декларацию о взаимодействии участников Содружества. СНГ представляют следующие
государства: Азербайджанская Рес-публика, Республика Армения, Республики Беларусь,
Респуб-лики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации,
Республики Таджикистан, Туркмени-стан, Республики Узбекистан и Украины.
Узбекистан поддержал идею Содружества, вошсл в состав его учредителей.
22 декабря 1993 года в Минске, подписан Устав СНГ, в ко-тором определены принципы и цели
Содружества, где подчср-кивается, что эта организация проводит свою деятельность на
основании общепризнанных принципов международного права. Цели Содружества, определснные
Уставом предусматривают сотрудничество в экономической, политической, экологической,
гуманитарной, культурной и иных областях; создание общего экономического пространства;
обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами
международного права и документами СБСЕ; Сотрудничество между государствами - членами в
обеспечении международного мира и безопасности и осуществлении разоружения; содействие
граждан государств в свободном общении, контактах и пере-движении в сотрудничестве; взаимная
правовая помощь и со-трудничество в других сферах правовых отношений; мирное разрешение
споров и конфликтов между государствами Содру-жества (ст. 2 "Устава СНГ").
Для понимания правовой природы СНГ важное значение имеет положение Устава о том, что
Содружество не является го-сударством и не обладает наднациональными полномочиями. Наличие у
Содружества общих целей, общих интересов и общих сфер деятельности при уважении суверенитета
государств- чле-нов позволяет говорить о нсм, как о международной, государст-венной
организации.
Для государств Содружества многосторонние и двухсторонние договорные отношения на основе
равноправного партнерства являются естественным процессом. В основе этого процесса "лежат не
только территориальная близость и экономическая сопря-жснность стран Содружества, но и
глубокие исторические корни, культурные и духовные связи, общность судеб народов на
протяжении большого исторического периода".
В книге Ислама Каримова "Узбекистан на пороге ХХ1 века" подчсркивается, что необходимо при
этом отмечать подлинную интеграцию от "искусственно" насаждаемой политической интеграции
"вопрос заключается не в том, чтобы выбирать между независимостью и интеграцией, а в том,
чтобы гармонизировать эти два направления".
Очень спорным выглядит идея так называемой "углублснной интеграции стран СНГ". СНГ
превращается в ряд субрегиональных полити-ческих альянсов и экономических межгосударственных
блоков. Формирование ориентированных на Россию группировок Союза Белоруссии и РФ, Сообщества
Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, а также, Восточноевропейской (Украина, Молдавия)
оси и совершенно новый - ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) без участия Росси -
это в большей мере вынужденные действия вла-сти, чем закономерные следствия продуманной
политики новых государств. Для Узбекистана однозначно неприемлемы такие Союзы и Сообщества,
так как они ограничивают свободное сотрудничество со всеми заинтересованными государствами
доброй воли.
При подобных интеграционных процессах возникает озабоченность возвращения к старой империи,
то есть потери государствами суверенитета и независимости. Это, прежде всего, относится к
образованию надгосударственнх структур, которые наделяются правом "принимать решения прямого
действия, то есть обязательные к исполнению всеми органами и организациями, через голову
соответствующих легитимных органов каждой отдельной страны-участницы Договора". "Сколько
требует себе полномочий соответствующая надгосударственная структура Сообщество, ровно
столько же полномочий и прав теряет каждое отдельное сегодня, суверенное государство. Это
истина, отрицать которую невозможно".
Узбекистан придерживается утверждснного устава СНГ, в рамках которого возможно углублять
экономическую и финансовую интеграцию, цивилизованно решать вопросы платежей, снятия
барьеров на пути экономической и гуманитарной интеграции. И для этого вовсе не обязательно
подписывать договоры и входить в различные Союзы, которые носят, прежде всего,
геополитический характер.
Навряд ли подобные договоры, политические альянсы помогут решить внутренние кризисные
ситуации в странах Содружества. "Ведь сегодня стало совершенно очевидно, что основная
причина кризисной ситуации в экономике государств на постсоветском пространстве - это,
прежде всего, ломка изжившей себя идеологии тоталитарной, командно-административной,
центрально-распределительной системы, переход к новым рыночным отношениям, к свободной
экономике, которыми живст сегодня весь мир".
Часто причина неработающих предприятий во многих странах Союза не в разорванных связях, а в
неумении приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Такие предприятия не могут найти
сбыт своей продукции, у них нет средств для поддержки и развития производства.
Отсюда видно, что надо быстрей реформировать экономику, совершенствовать механизмы
расчстов, элементарно навести у себя необходимый цивилизованный порядок.
При интеграционных процессах нужно учитывать мировой опыт (пример Европейского Союза,
АСЕАН, АТЭС), но необходимо иметь ввиду и ту особую ситуацию, которая имеет место на
постсоветском пространстве.
Как показывает опыт Европейского Союза подлинная интеграция достигается десятилетиями - это
результат большого пути, пройденного государствами-участниками.
Интеграция подобная Европейскому Союзу возможна между странами имеющие стабильные,
основательные демократические общественные государственные структуры, сформировавшие прочные
рыночные и правовые законодательные нормы, механизмы и инфраструктуру по их реализации.
Страны, входящие в Европейский Союз, располагают примерно равным, достаточно высоким
экономическим потенциалом. Нет государств, которые бы имели явно выраженные преимущества по
своему развитию.
Рассматривая вопрос об односторонних и многосторонних связей в рамках СНГ и, прежде всего
Узбекистана со странами Содружества необходимо учитывать следующие факторы.
1. Страны Содружества встали на путь рыночных преобразований, в ходе которых
происходит изменение в отношениях собственности, формируются инсти-туты рыночной
инфраструктуры, а также новые механизмы го-сударственного регулирования в экономике. Вместе
с тем в странах СНГ эти процессы идут с различной степенью интен-сивности и находятся на
разных этапах своего осуществления. Например, одним из основных направлений изменения форм
собственности, является разгосударствление и приватизация. В структуре приватизированных
предприятий наибольший удель-ный вес приходится на предприятия торговли, общественного
питания и бытового обслуживанию населения. Доля этих пред-приятий в общем, числе
приватизированных составляет в Бело-руссии, Казахстане и Молдавии - 48 - 50 %, Кыргызстане и
Рос-сии - 57 - 59 %, на Украине - 66, в Грузии - 79, Узбекистане - 85 %.
Сложность переходного периода, различные условия эко-номического развития, обеспеченность
ресурсами, темпы ре-форм, платсжный и торговый дисбаланс не могут, не отразится на динамике
интеграционных и экономических процессов.
2. Образование подобной международной организации, типа СНГ, не имеет, пожалуй,
исторического прецедента, так как в него во-шли государства раннее составляющие части
(республики) еди-ного государства, государства, которое строило свою политику на основе
единого народно-хозяйственного комплекса с учстом не только экономической целесообразности,
но и политических интересов. Этим определяется определснный дисбаланс в обще-ственном
разделении труда. Тяжслую промышленность разви-вали в Прибалтике и в Белоруссии, а сырьс для
нес доставляли из Сибири, Казахстана и Средней Азии, что не было выгодно не первым регионам
ни последним. После распада СССР и провоз-глашения республиками независимости некоторые
страны ока-зались монополистами в добыче и производстве важных видов сырья и продукции.
Так, на долю Росси приходилось более 90% общесоюзной добычи нефти (включая газовый
конденсат), бо-лее 75% газа, около 91% деловой древесины, более 80% полима-териалов и
бумаги. На долю Украины - 65-68% общесоюзного производства стали готового проката, стальных
труб, а Узбеки-стан производил более 60 % хлопка.
Именно природные, струк-турные факторы, сложившиеся в процессе специализации, кон-центрации
и размещении производства являются важнейшими предпосылками взаимодействия государств в
рамках СНГ, и именно эти факторы вносят ряд противоречий в функционирование данной
международной организации.
Безусловно, множественность участников СНГ, разнона-правленность их интересов и
многослойность решаемых ими политико-экономических проблем сказываются на развитии
ре-гиональных и локальных производственных связей.
Продолжаются поиски новых форм межгосударственных отношений. Это проявляется, прежде
всего, в создании финан-сово-промыщленных групп (ФПГ) или (МФПГ) в том числе и на
межгосударственном уровне.
Создание подобных групп позволяет концентрировать ин-вестиционную, техническую,
структурную, маркетинговую и финансовую политику на наиболее важных направлениях.
Основная цель их создания состоит в укреплении нацио-нального экономического потенциала
стран-участниц и СНГ в целом, освоение новых рынков. МФПГ должны обеспечивать интенсивную
рыночную циркуляцию произведснной продукции и финансовых ресурсов.
Базовым документом по созданию межгосударственных ФП Г является
"Соглашение о содействии в создании и развитии про-изводственных, коммерческих,
кредитно-финансовых и сме-шанных транснациональных объединений", подписанное
прави-тельствами государств - участников СНГ. На основе этого со-глашения были подписаны
договора о формировании МФПГ между правительствами Росси, Белоруссии, Казахстана,
Узбеки-стана, Кыргызстана и Таджикистана. Эти государства приняли также собственные
положения по ФПГ.
Формирование финансо-промышленных групп опирается на объективный характер интеграционных
процессов в экономике. Либерализация хозяйственной жизни, функционирование фон-дового рынка
открывает новые возможности перелива капитала в привлекательные сферы деятельности.
Финансово-промыш-ленные группы могут объединяться не только в мощные хозяй-ственные
структуры, но и наибольшие предприятия, банки и прочие хозяйственные структуры. Ключевой
проблемой форми-рования межгосударственных финансово-промышленных групп в экономическом
пространстве СНГ сегодня являются принятие общих законов и правил и обработка механизма
контроля за их выполнением.
В современных интеграционных процессах главной движу-щей силой является научно-технический
процесс. Поэтому при-нятому ещс 3 ноября 1995 года Соглашение о создании общего
научно-технического пространства государств - участников СНГ и всему научному и техническому
сотрудничеству госу-дарств придастся приоритетный характер. В странах СНГ кон-центрируются
основные технологические связи многих приори-тетных узбекистанских предприятий. По этой
причине в отно-шениях Узбекистана с Россией, Казахстаном, Туркменистаном, Украиной
определяется курс на постепенную реструктуризацию существующих товарооборотов, а именно:
создаются условия для развития прямых связей с по-ставщиками и потребителями в рамках
общего экономи-ческого пространства;
необходимо эффективно использовать рынки СНГ для продвижения новой продукции в соответствии
с техни-ческой и структурной политикой страны;
сокращать недопустимо высокую зависимость Узбеки-стана от России энергоносителей, товаров
народного по-требления, стройматериалов за счст импортозамещения и частичного распределения
этих поставок по иным источ-никам импорта.
Вместе с тем, на сегодня главным партнсром Узбекистана во внешней торговле остастся Россия.
Начиная с 1992 года меж-государственный обмен между Узбекистаном и Россией осуще-ствляется
на основе двусторон-них соглашений о торгово-эконо-мическом сотрудничестве. В перечень
взаимных поставок на правительственном уровне включились объсмы наиболее важ-ной для обоих
государств продукции. Для создания благоприят-ных условий такие по-ставки освобождались от
уплаты тамо-женных пошлин.
Отношения между Узбекистаном и Россией складываются не всегда однозначно, это, прежде
всего, касается торговли хлопком-волокном, а, следовательно, и проблемой текстильной
промышленности.
В последние годы значительная часть экспортируемого из Узбекистана в Россию хлопка-волокна
оформляется посредст-вом бартерных соглашений и клиринговых операций. Подобные отношения не
выгодны для Узбекистана, поскольку затрудняют движение реальных финансовых средств в
отрасли-производи-тели и в подразделении агропромышленного комплекса, обслу-живающие
хлопкоперерабатывающие и хлопкосеющие пред-приятия.
Кроме того, импортирующие организации, не заинтересо-ванные в предоставлении хлопка-волокна
текстильным пред-приятиям России, в целях обеспечения быстрого оборота средств экспортируют
его в третьи страны (так в 1996 году Рос-сия до 70 % полученного из Центральной Азии
хлопка-волокна экспортировала в США, став для его производителей, в том числе и Узбекистана,
торговым конкурентом на мировом рынке).
Тем не менее, Узбекистан не может без серьсзного экономического и социального ущерба
отказаться от экспорта в Российскую Федерацию хлопка-волокна, удельный вес которого в
экспорте в эту страну доходит до 50 %. При отсутствии оборотных средств позиции текстильной
промышленности России стали бесперспективны. Возникла прямая угроза вымирания этой отрасли
со всеми тяжслыми социальными последствиями не только для занятых в ней, но и для
производства хлопка-волокна, традиционно обеспечивающих ес сырьсм.
Для решения возникшей проблемы необходимо не только развитие в республике перерабатывающей
хлопок-волокно отрасли, но и приобретение узбекской стороной ряда текстильных и швейных
предприятий России, то есть надо создавать единую структуру (кластер), которая охватывает,
как и узбекистанских производителей, так и потребителей их продукции прямо выходящих с
конечным товаром на рынок. Приобретение Узбекистаном текстильных и швейных предприятий
России может реализоваться через создание совместных предприятий. Узбекистан получит
возможность распоряжаться не только финансовыми средствами за поставляемое сырьс, но и долей
прибыли за реализацию готовой продукции.
Рассмотренный аспект интеграционных процессов на примере хлопковых и текстильных отраслей
показывает очевидные преимущества такого взаимодействия. Это будет способствовать
стабилизации экономик обеих стран, усилению конкурентного характера экономической среды,
развитию научно-технической деятельности, улучшению инвестиционной обстановки. В кооперации
с финансово-промышленными группами могут в дальнейшем получить свос развитие многие
направления малого и среднего бизнеса.
Отношения Узбекистана с Россией постоянно совершенствуются. Как известно 5-7 мая 1998 года
Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов побывал в Москве с государственным визитом по
приглашению Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Во время этого визита было
подписано Соглашение о сотрудничестве в области совместного создания серийного производства
и поставок самолстов ИЛ - 76 МФ и ИЛ - 76 ГФ, а также обеспечения эксплуатации и
модернизации ИЛ - 76 и ИЛ - 78.
В первой половине октября этого года во время официального визита в Ташкент Борис Ельцин и
Ислам Каримов предполагают подписать соглашение об углублении экономического сотрудничества
на десять лет.
28 мая 1998 года Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принял прибывшего в нашу
страну Исполнительного секретаря СНГ Бориса Березовского.
Ислам Каримов приветствуя гостя с прибытием в нашу страну, выразил удовлетворением его
вступлением на эту ответственную должность, на которую он был избран на Московском саммите
глав государств СНГ.
Пришло время пересмотра ным потенциалом для устойчивого и динамичного экономического
развития. Участники Содружества накапливают опыт взаимодействия в современной хозяйственной
жизни, и на его пространстве объективно формируется экономическое и политическое объединение
суверенных государств. Объективный характер интеграции определяется общностью исторических,
географических, экономических и других факторов. По оценкам Европейского банка реконструкции
и развития (ЕБРР), после семи лет "непрерывного падения экономических показателей
постсоветский регион выходит из полосы кризиса, и положительные тенденции здесь обозначились
в 1997 году". В частности, замедлились темпы спада ВВП, покупательной способности
национальных валют, экспорта товаров и услуг. По мнению аналитиков ЕБРР, наиболее высокие
темпы экономического роста, устойчивое увеличение ВВП в 1998 году будут характерны для
Узбекистана, Киргизии, Азербайджана и Грузии.
СНГ - молодое объединение, и многие процессы согласования взаимных интересов только
формируются. Разработка и внедрение положений сближения экономических условий долгосрочного
сотрудничества на многосторонней основе позволяет повысить эффективность, действенность
Содружества.
Список используемой литературы:
1.Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и
гарантия прогресса. - Ташкент, 1998 год.
2.Каримов И. А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. - Санкт -
Петербург, 1995 год.
3.Газета "Народное Слово" - Ташкент.
4.Журнал "Экономист" 3.98 - Москва.
5.Рынок, деньги и кредит" 6.97 - Ташкент.