Философские основы кибернетики и методология применения в военном деле
I. Введение.
II.Основная часть.
1. Философский смысл основных понятий кибернетики и ее связь с военной наукой.
2. Методологические вопросы применения кибернетики для совершенствования боевой подготовки и управления войсками.
III.Заключение.
Введение.
Процесс научно-технической революции является причиной для пересмотра многих положений военной науки, так как коренные изменения в вооружении и техническом оснащении войск вызывают необходимость иных представлений о характере, способах и формах вооруженной борьбы. Изменения в военном деле должны охватывать не только вооружение и боевую технику, но и все другие сферы военной теории и практики - обучение и воспитание военнослужащих, ведение и обеспечение боевых действий в тактическом, оперативном и даже стратегическом масштабах. Так опыт ведения боевых действий на территории Чечни показал, что тактика времен Великой Отечественной войны, неэффективное использование современного оружия либо полный отказ от использования достижений военной науки в области разведки, связи, автоматизации управления и др. областях ведут к многочисленным потерям личного состава и технике, невозможности выполнения боевых задач в короткие сроки.
Одним из наиболее острых в настоящее время противоречий является противоречие между необходимостью повышения динамичности управления и ведения боевых действий с одной стороны и возрастающим объемом информации в системах управления - с другой. Пренебрежение разрешением данного противоречия ведет к снижению эффективности управления и боевых возможностей войск. Таким образом, вопросы управления войсками и оружием выдвигаются сейчас на одно из первых мест среди проблем военно-научных исследований. Решению возникших проблем призвана помочь наука - кибернетика.
Кибернетика стала одной из наук, которые оказывают наиболее сильное влияние на развитие вооружения, теории и практики военного искусства. Рассмотрение путей воздействия кибернетики на военное дело и тенденций развития их взаимовлияния в будущем позволит существенно обогатить арсенал своих знаний в искусстве управления войсками и оружием, поможет правильно определить направления дальнейших изысканий.
Наряду с необходимостью изучения военными специалистами конкретных научно-технических вопросов кибернетики существует настоятельная потребность в основательном знакомстве с ее общеметодологическими, философскими проблемами. Ведь любые системы управления войсками и оружием, будь они автоматизированы или нет, в определенной степени представляют собой объекты исследования кибернетики. Знание общих принципов кибернетического подхода к анализу и синтезу таких систем особенно важны для офицеров. Уже сегодня многим из нас, а в ближайшем будущем подавляющему большинству придется иметь дело с автоматизированными системами. Офицер-руководитель должен ясно представлять себе их принципиальные возможности, перспективы развития, не бояться и не противиться их внедрению, а всячески способствовать их быстрейшему распространению во всех областях военной деятельности.
1. Философский смысл основных понятий кибернетики и ее связь с военной теорией и практикой.
Философские вопросы любой естественной науки имеют, по крайней мере, три важных аспекта: мировоззренческий, характеризующий главным образом влияние данной науки на развитие философии - обогащение ее законов, уточнения содержания категорий; методологический, выражающий влияние философии на развитие и совершенствование методов исследования и выяснения объективного содержания основополагающих понятий этой науки; и наконец, социологический, который исследует социальную роль и социальную обусловленность данной науки.
Исходя из этого, можно достаточно строго очертить круг философских проблем кибернетики, выделить их из ряда конкретных естественнонаучных и технических вопросов. Это прежде всего выяснение места кибернетики в системе наук о природе и обществе и роли современной техники в ее развитии, а также выяснение той роли, которую призвана сыграть кибернетика в развитии современной науки и техники. К философским проблемам также относятся некоторые методологические проблемы, в частности связанные с применением в кибернетике методов математики и логики с одной стороны и эксперементальных с другой; анализ сущности ее фундаментальных понятий ("управляющая система", "информация", "сложность", "управление", "обратная связь", "модель" и др.); философские выводы развития кибернетики, в частности касающиеся причинности и целесообразности, случайности и необходимости и других достаточно общих категорий.
В данной работе сделана попытка раскрыть основные философские проблемы кибернетики связанные с военным делом.
Кибернетика - это наука об общих законах получения, отбора, хранения, передачи и преобразования информации в сложных технических, биологических, административных и социальных системах.
Кибернетика - наука широких теоретических обобщений, а потому многие ее выводы носят мировоззренческий характер, то есть имеют отношение к формированию философского представления о мире и человеке.
Кибернетика одна из наук, на которой основана механизация в самом широком смысле - не только автоматизация управления станками в промышленности или оружием в армии, но и автоматизация управления промышленностью и войсками в целом.
Истинный философский вопрос - вопрос о предмете, методе и задачах науки. Их определение и выяснение места в системе научных знаний необходимо для любой науки. Но в особенности оно необходимо для науки широких теоретических обобщений, какой является кибернетика.
Следует уточнить понятие "предмет науки". Важно различать понятия "предмет науки" и "объект исследования науки". Объектами исследования науки называют материальные вещи или процессы, изучаемые данной наукой. Когда же говорят о предмете науки, то под этим разумеют не что иное, как основное содержание науки, то есть изучаемые ею законы существования, движения и развития объектов ее исследования.
Для таких наук, как кибернетика, различение предмета науки и объекта ее исследования очень важно: оно означает,
что многие науки могут изучать различные виды законов функционирования одного и того же объекта и в то же время одна наука может исследовать законы, общие для многих качественно различных объектов. Именно отсюда вытекает возможность существования науки, исследующей общие законы управления в машинах, живых организмах и обществе.
В литературе имеется ряд различных определений предмета кибернетики. Наиболее распространены из них следующие:
1. Кибернетика есть наука, изучающая математическими методами управляющие системы и процессы управления.
2. Кибернетика - это наука о процессах передачи, переработки и хранения информации.
3. Кибернетика - это наука, изучающая способы создания, раскрытия строения и тождественного преобразования алгоритмов, описывающих процессы управления, протекающие в действительности.
Внешние различия этих определений производят впечатление разнобоя, однако разные определения с их неизбежной односторонностью отражают лишь разные стороны самого предмета. В общем виде формулировку предмета кибернетики можно определить так:" предметом кибернетики являются общие законы управления", будь-то техническим устройством, живым организмом или обществом.
Для определения специфики предмета кибернетики необходимо ответить на вопрос: имеется ли объективное основание для существования науки об общих законах управления? Да, такое основание существует - это материальное единство мира, в силу которого между самыми отдаленными, качественно различными сферами материального мира нет непереходимых границ, существует сходство формы связей и отношений между вещами, относящимися к различным областям природы и общества.
Таким образом, можно предположить, что кибернетика - это наука о законах структурной организации и функционирования систем управления любой материальной природы и любой сложности, имеющая своей задачей анализ, синтез и автоматизацию таких систем с целью их оптимизации.
Одним из аспектов исследования философских основ науки является анализ основных понятий соответствующей дисциплины. Ведь в понятийном аппарате прежде всего отражается специфика предметной области, которая изучается средствами данной науки. Философия располагает средствами, позволяющими выявлять специфические особенности объектов, "схватываемых" научными понятиями, давать характеристику способа, которым в этих понятиях фиксируются определения отражаемых объектов, исследовать содержание и форму понятия, его познавательные функции, методологическое значение и мировоззренческую роль.
Кибернетика - молодая наука, основные понятия которой еще не устоялись, находятся в стадии разработки и уточнения. К тому же многие понятия кибернетики антропоморфны, то есть напоминают о человеке и его поведении. На управляющие, вычислительные и информационно-логические машины перенесены такие понятия как память, условный рефлекс, решение, выбор, цель и т.д. Неразработанность и спецефический характер понятий кибернетики создают гносеологические трудности, а порой ведут к путанице из-за вольного употребления. Это вызывает необходимость уточнения, переосмысления ряда понятий, а также создания новых понятий.
Проблема исследования понятийного фонда науки, а именно объема и содержания понятий, их координация и субординация - важная философская проблема, имеющая значение как для успешного развития науки, которой принадлежат данные понятия, так и для дальнейшего развития и обогащения самой философии, ее законов, категорий и принципов.
Категории философии - это основные понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи, отношения и свойства вещей. Они вырабатываются философией в результате обобщения и синтеза частных научных понятий. Объем и содержание категорий определяются уровнем развития всей современной науки, причем каждое принципиально новое открытие ведет к развитию и обогащению категорий. На базе таких наиболее общих понятий и следует анализировать смысл понятий кибернетики.
Базовым понятием в кибернетике является "управление". Все другие понятия субординированы или же координированы с этим понятием. Попытка определить понятие "управление" внутренними понятиями кибернетики ведет к логическому "кругу", когда понятие определяется через другое, требующего дополнительного пояснения. Смысл понятия управления может быть раскрыт только через философские категории причинности и целесообразности, структуры и функции и ряд других. Кроме того для анализа информации из других наук о системах управления, а также чтобы идеи, средства и методы кибернетики в свою очередь были понятны и применены другими науками, следует установить степень сходства и различия с наиболее общими понятиями других наук и теорий, включая тактику, оперативное искусство и стратегию.
Первым необходимым условием осуществимости управления является наличие причинно-следственных связей между элементами системы. Однако это необходимый, но недостаточный признак системы управления. Другим необходимым условием осуществимости управления является динамичность системы. Система должна быть подвижной, способной переходить из одного положения или состояния в другое. Если система имеет единственное состояние, то ни о каком управлении и речи быть не может. Вместе с тем и изменчивость системы еще не является достаточным условием возможности управления. Для управления еще необходим такой параметр, путем воздействия на который можно было бы изменять ход преобразований.
Следующим важным условием осуществимости управления является способность системы претерпевать значительные энергетические или пространственно-временные изменения под воздействием малых изменений, то есть система должна обладать усилительными свойствами по отношению к управляющему параметру (сигналу).
Поскольку системы имеют пространственную протяженность, воздействие управляющего параметра и преобразование системы в общем случае разнесены во времени, а параметр и объект управления могут иметь различную физическую природу, то в системах управления должны обеспечиваться передача, хранение и преобразование управляющих сигналов или управляющей информации.
Итак признаками систем управления являются: организованность, детерминированность, динамичность наличие управля-
ющего параметра и усилительных свойств. Кроме этих общих
требований, предъявляемых к любой системе, к системам каждого типа предъявляются еще и специфические требования, определяемые природой и назначением систем. Так системам управления войсками предъявляют требование, чтобы они обеспечивали твердость, гибкость, оперативность, скрытность, централизацию управления, а также инициативу и самостоятельность каждого звена системы.
Все сказанное характеризует управление с точки зрения его формы, а форма в конечном счете определяется содержанием. Содержание процесса управления характеризуется главным образом целью, ради осуществления которой оно осуществляется. Ряд авторов считают, что целью управления является гомеостатиз, то есть уравновешивание системы с изменяющейся внешней средой, сохранение параметров системы через противодействие разрушающим параметрам среды. В управлении войсками это прежде всего сохранение боеспособности войск и целостности боевых порядков. Другими целями являются повышение организованности управления и его оптимизация. В реальных системах содержание управления конкретизируется и в него включается совокупность действий, направленных на достижение цели.
Связь кибернетики с другими науками носит характер сложного взаимодействия, в котором кибернетика и опирается на другие науки и работает на них. Для военной науки в вопросах управления кибернетика выступает в качестве общетеоретической основы. Рассмотрим подробнее соотношение и связь кибернетики с военной наукой.
В конечном счете задача военной науки в целом и ее важнейшей составной части теории военного искусства состоит в том, чтобы ответить на вопрос практики "Как нужно управлять войсками на всех этапах их деятельности, чтобы побеждать любого врага?".
Но вопрос "Как нужно управлять?" - это вопрос, которым занимается кибернетика. Не соперничает ли она со стратегией, оперативным искусством и тактикой, не пытается ли она заменить их? Ответ однозначно отрицательный.
Теория военного искусства изучает вооруженную борьбу и вооруженные силы всесторонне - с военной, политической, моральной, экономической, научно-технической и других точек зрения, в том числе и сточки зрения управления. Кибернетика изучает те же самые объекты, но исключительно как системы управления. Теория военного искусства отвечает не только на вопрос "Как управлять?", но и "Зачем управлять?". Исходя из политики государства и его военной доктрины она определяет цели борьбы и устанавливает критерии оценки ее военных результатов. Кибернетика принимает эти военные и политические цели и критерии как изначально данное и изучает системы управления войсками и оружием, а также протекающие в них процессы с задачей изыскать наивыгоднейшие пути достижения поставленных целей. Она исследует законы вооруженной борьбы как математическая наука, то есть с точки зрения их структуры, формы и количественных соотношений. Кибернетика переводит содержательные оперативно-тактические, стратегические и военно-экономические задачи на язык алгоритма и теории информации, на язык вычислительных машин, решает их, а затем вновь переводит их на язык теории военного искусства.
Таким образом, кибернетика выполняет задания тактики, оперативного искусства и стратегии, обслуживает их примерно так же, как баллистика, радионавигация, топография и другие военно-технические науки.
Является ли кибернетика военно-технической наукой и входит ли она в состав военной науки?
Зачислять кибернетику целиком в разряд военно-технических наук достаточных оснований нет. Не все науки результаты которых учитываются в военном деле, а лишь те из них, которые обладают существенной военной спецификой и результаты которых преимущественно используются именно в этой области относятся к разряду военно-технических наук. Однако в ней существует раздел, который может быть включен туда.
Термин "военная кибернетика", как правило, применяется к тем разделам кибернетики, которые исследуют системы и процессы управления войсками. Что же касается систем управления, систем "человек-боевая машина", систем управления снабжением армии, то большинство авторов предпочитают просто говорить о "применении кибернетики в военном деле". В этом есть определенный резон, поскольку специфика военной области применения кибернетики наиболее отчетливо проявляется именно в системах управления войсками на поле боя.
Таким образом, для военной науки в вопросах, касающихся управления, кибернетика выступает общетеоретической основой. Кибернетика находит широкое применение в проектировании сооружений и военной техники, обучении войск, в решении военно-экономических, военно-административных, военно-инженерных и других военных задач.
2. Методологические вопросы применения кибернетики для совершенствования боевой подготовки и управления войсками.
Наиболее сильное влияние на развитие военного дела кибернетика оказывает путем воздействия на системы управления войсками и оружием, практику подготовки войск. Она изменяет подход к проектированию и планированию, определению эффективности, изысканию методов оптимизации и является теоретической основой их автоматизации.
Проблема повышения эффективности обучения и воспитания военнослужащих продолжает иметь серьезное значение, так как от ее решения зависит повышение боеготовности войск, рациональное использование средств, целесообразное применение людских ресурсов. Для решения этой проблемы применяются методы программированного обучения, кибернетические машины и сетевые графики для планирования и организации учебного процесса.
Кибернетический подход к проблемам обучения и воспитания начинается с построения модели этого процесса. Она отображает подход к обучению как процессу управления формированием и развитием психических свойств личности обучаемого. Здесь преподаватель и обучаемый предстают звеньями системы управления, а процесс обучения и воспитания - циклом передачи, переработки и хранения смысловой и эмонациональной информации.
Такой подход не заменит все остальные методы исследования учебно-воспитательного процесса. Он ограничен с социаль-
ной, психологической и педагогической точек зрения и представляет собой абстрактное, обобщенное построение, в котором ради выяснения наиболее существенных связей отброшено все особенное и специфическое, свойственное конкретному коллективу.
Кибернетическая модель процесса - не символ, а достаточно верная в требуемом отношении копия реального процесса, которая позволяет воспользоваться общими законами управления, вскрытыми кибернетикой, для отыскания путей повышения эффективности обучения и воспитания.
Рассмотрим некоторые следствия, вытекающие из анализа такой модели. Способность любого управляющего устройства руководить процессом определяется его возможностью перерабатывать и передавать управляющую информацию. Так как источником информации в нашей системе выступает мыслительный аппарат преподавателя и поскольку язык есть "непосредственная действительность мысли", то с некоторой погрешностью можно считать, что при отсутствии таких вспомогательных средств, как классная доска, плакаты и т.п., пропускная способность речевого аппарата преподавателя и ее рациональное использование определяют эффективность регулирования в данной системе.
Качество управления в любой системе воспитания зависит также от пропускной способности канала связи, с помощью которого управляющее устройство связано с объектом управления. Наиболее емким каналом связи человека с внешним миром является зрительный канал. Его емкость в несколько десятков раз больше, чем емкость слухового канала.
Необходимым условием функционирования любой системы управления является наличие канала обратной связи. Эффективность управления зависит как от количества информации, передаваемой по этому каналу, так и от величины запаздывания, с которым сообщение поступает в управляющее устройство.
Для оперативного и индивидуального управления работой слушателей необходимо, чтобы каждый из них имел возможность оптимально согласовывать свои информационные характеристики с каналами прямой и обратной связи системы "преподаватель-слушатель". В процессе решения этой задачи возникает потребность в образовании дополнительных "микроконтуров" управления, позволяющих каждому слушателю регулировать скорость подачи материала, по мере надобности получать необходимые разъяснения и контролировать правильность усвоения.
Мы подходим к общим принципиальным схемам учебного процесса при применении программированных учебных материалов и обучающих машин. Кибернетическая модель дает ясное представление об истинном месте обучающих машин и программированных материалов в учебном процессе. Эти устройства и материалы по самой своей природе не могут отменить ни творческого педагогического труда, ни обязанностей преподавателя воспитывать обучаемых. Они также не устраняют необходимости настойчивого изучения и глубокого осмысливания учебного материала обучаемыми.
Истинная роль программированных материалов и обучающих машин состоит в том, чтобы оптимально согласовать информационные характеристики преподавателя со всей аудиторией в целом и с каждым слушателем в отдельности и тем самым повысить производительность учебного процесса.
За последние полвека ни одна область конкретно-научного знания не оказала такого воздействия на развитие познавательного процесса, как кибернетика и комплекс основанных на ее базе научных дисциплин, прогресс которых привел к возникновению такого средства усиления способностей усиления человеческого сознания, как современная быстродействующая и обладающая постоянно возрастающим объемом памяти информационно-вычислительная техника. Компьютер стал сегодня самым распространенным и оказывающем самое глубокое воздействие на развитие познания техническим устройством. Расширение применения вычислительной техники становится важнейшим показателем перспектив дальнейшего развития познания.
Прежде всего, обращают на себя внимание возможности ЭВМ в плане информационного обеспечения осмысления.
Возможности ЭВМ по обеспечению осмыслительной деятельности в плане логической переработки информации позволяют: автоматизировать ряд логических операций и освободить обучаемых от "рутинности" в осмыслительном процессе; расширить возможности многовариантных вычислений и расчетов большой сложности; расширить возможности построения содержательных информационных и логических моделей реальности для осуществления осмысления, как опережающего отражения; и др.
Широки возможности ЭВМ как обучающего средства. Значительная часть научной информации при традиционной технологии информационного обеспечения учебного процесса оказывается неосвоенной. Применение ЭВМ открывает невиданный ранее доступ к самой широкой научной информации, производимой в об-
ществе, повышая степень информированности знаний обучаемых в
ВУЗах специалистов. С расширением объемов информации, привлекаемой для формирования знаний, повышается надежность ее хранения ЭВМ, оперативность и точность предъявления обучаемым для осмысления.
Таким образом, основная цель применения методов кибернетического моделирования, программированного обучения и кибернетических устройств - повышение производительности педагогического труда, качества обучения и его экономичности. Однако эти методы дают эффект лишь в том случае, когда военно-педагогическое исследование определило конкретные критерии эффективности мероприятий и указало наиболее целесообразный тип программ, алгоритмов и обучающих машин.
В последнее время большое значение придается совершенствованию систем и процессов управления войсками. Это важнейшая задача кибернетики в области управления войсками.
Можно выделить ряд основных путей совершенствования систем и процессов управления войсками:
- специальная методика подбора и подготовки командиров и штабных офицеров;
- научно обоснованный отбор необходимой и достаточной для оптимального управления войсками оперативно-тактической информации;
- изыскание оптимальной (с точки зрения удобоуправляемости и возможностей внедрения новых средств и методов управления) организации подразделений, частей, соединений и их штабов;
- внедрение методов научной организации труда в штабах
и пунктах управления, поиск наиболее эффективных методов обработки оперативно-тактической информации, исследование особенностей мышления командира в различных системах управления и разработка оптимальных алгоритмов мышления;
- автоматизация систем и процессов управления войсками - разработка основных принципов автоматизации, создание и внедрение электромеханических и электронных устройств для сбора, передачи, переработки, хранения и отображения информации, определение наилучших условий распределения обязанностей между людьми и машинами в каждом звене управления и на каждом уровне развития науки и техники.
В проведении всех этих мероприятий важная роль принадлежит средствам и методам кибернетики, которая совместно с теорией военного искусства, военной психологией, военной педагогикой, военной администрацией и другими науками комплексно решает проблему повышения эффективности управления войсками.
Наиболее эффективным средством совершенствования систем и процессов управления войсками считается автоматизация и широкое внедрение радиоэлектроники, обеспечивающей автоматизацию сбора, передачи, хранения, переработки и отображения оперативно-тактической информации. Специалисты считают, что автоматизация управления войсками является кардинальной мерой повышения их эффективности. Она представляет интенсивный, качественный скачек, переход к новым принципам , методам и средствам. При этом автоматизация пронизывает своим влиянием все перечисленные ранее мероприятия по совершенствованию систем управления войсками.
Методологические проблемы автоматизации управления
войсками представляют совокупность широкого круга важных
вопросов, требующих специального обсуждения специалистов -
тактиков, электронщиков, философов и психологов. Сюда относятся вопросы о противоречиях в системах управления войсками, вызывающих необходимость автоматизации, а также о противоречиях, возникающих в ходе автоматизации, и о возможностях автоматизации как средстве разрешения этих противоречий. Сюда же относятся вопросы о месте и роли автоматизации управления войсками для сокращения численности Вооруженных Сил, ее обусловленность развитием вооружения и военного искусства, обратное влияние автоматизации на развитие вооружения, организационной структуры войск и на способы и формы подготовки и ведения боевых действий. Это и вопрос о возможности логико-математического описания и моделирования процессов управления войсками, об особенностях мышления командира, офицера органа управления и оператора АСУВ, о специфике их морально-психологической подготовки, оптимальном распределении обязанностей между человеком и машиной. Наконец , о тенденции изменения воинских профессий под воздействием автоматизации управления войсками.
Таким образом широкое применение кибернетики в сфере управления войсками и особенно создание автоматизированных систем требуют серьезной, детальной разработки целого ряда философско-методологических и военно-социологических проблем, что является объектом дальнейшего изучения и исследования.
Заключение.
В этой работе была предпринята попытка рассмотреть философские основы кибернетики и методологии ее применения в военном деле. Важнейшими философскими вопросами кибернетики являются выяснение ее предмета, метода, объема и содержания основных понятий, перспектив развития и ее социальное (в том числе военное) значение. Рассмотрение методологических проблем применения кибернетики в военном деле предполагает обсуждение вопросов о специфике сферы управления управления оружием и войсками, о путях совершенствования систем и процессов управления, о противоречиях в этой области, об автоматизации как средстве разрешения этих противоречий, о соотношении человека и техники в автоматизированных системах управления войсками и т.п.
Затронутые здесь проблемы рассмотрены не достаточно детально и всесторонне. Быстрое развитие военного дела, кибернетики и философии отвергает возможность выдвижения каких-либо окончательных бесспорных истин, годных на все случаи жизни и на все времена. Однако ряд выводов представляется совершенно бесспорными. Это прежде всего вывод о том, что по мере дальнейшего развития военного дела роль и значение идей, методов и средств кибернетики в этой области будет постоянно и неуклонно возрастать.
Второй важный вывод состоит в том, что, решая проблемы внедрения электроники и автоматики в сферу управления войсками и оружием, нельзя нигилистически отрицать роль техники или роль человека. Они составляют нерасторжимое единство.
При этом ведущая роль всегда остается за человеком.
Отсюда возникает необходимость всестороннего использования военными кадрами научных достижений в военном строительстве, обеспечении тесной взаимосвязи науки и практики, выработки и применения подлинно научных методов управления войсками как в подготовке их к современной войне, так и в боевых действиях.
Список использованной литературы.
1. Алтухов П.К. Основы теории управления войсками.-М: Воениздат,1984 г.
2. Баранюк В.А., Воробьев В.И. Автоматизированные системы управления штабов и военных учреждений. - М: Воениздат,1974 г.
3. Балыбердин В.А. Военно - технические вопросы создания АСУ сухопутных войск. - М: Воениздат,1993 г.
4. Бокарев В.А. Кибернетика и военное дело. - М: Воениздат, 1969 г.
5. Васильев С.К. Кибернетика в системах военного назначения. - М: Воениздат, 1979 г.
6. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. - М: "Наука", 1990 г.
7. Змитрович А.И. Лепешинский Н.А. Автоматизированные системы управления. - Минск: БГУ, 1977 г.
8. Исследование операций. Учебник. - М: ВИА, 1990 г.
9. Методологические проблемы кибернетики и информатики.
Материалы методического философского семинара. - Киев: "Наукова думка", 1986 г.
10.Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М: Изд-во политической литературы, 1991 г.
11.Советов Б.Я. АСУ. - М:"Высшая школа", 1989 г.
12.Философские вопросы технического знания. - М:"Наука", 1984 г.
13.Философский словарь. - М:Изд-во политической литературы, 1986 г.