Организация социального обеспечения инвалидов
Введение
1. Нормативные правовые акты о социальном обеспечении инвалидов.
2. Права инвалидов и меры их социальной защиты.
3. Организации и учреждения, осуществляющие социальную защиту инвалидов.
Заключение
Введение
Инвалиды являются социальной группой, которым необходимо повышенное внимание со стороны общества, особая охрана их прав со стороны государства. Кризис экономики, инфляция, рост цен прежде всего ударили по ним.
Наличие у человека определенных физических недостатках не должно быть причиной, тормозящей полноценную работу личности. В истории есть немало примеров, когда люди с дефектами зрения, слуха, двигательного аппарата добивались поразительных результатов. Неповторимость, уникальность каждого человека должна работать на общество и задача общества - создать все условия для этого.
В то же время не должно сложиться такой ситуации, когда "человек в коляске" занимает положение, которое он не заслужил своим трудом. Задача государства - уровнять, а точнее поднять шансы инвалидов до возможностей среднего гражданина.
На этом пути существует множество препятствий. Например, чрезмерное техническое обеспечение инвалидов может вызвать в обществе негативное отношение, в то время как в некоторых случаях для решения проблемы достаточно социальной коррекции, чтобы на недостатки инвалида не обращали бы внимания. Но не стоит забывать, что под категорию "инвалид" желают попасть люди, таковыми совсем не являющиеся.
Основополагающие законодательные нормы, регулирующие положение инвалида в обществе, его права и обязанности являются необходимыми атрибутами любого правового государства.
1995 год ознаменовал принятие двух законов о правовом обеспечении инвалидов: Федеральный Закон Российской Федерации "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Федеральный Закон РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Хотя система социальной защиты инвалидов и пожилых граждан существовала до принятия этих законов, но нормативно система была закреплена только сейчас.
Эта система может быть представлена следующей структурой:
1. Пенсионные отношения
2. Отношения по обеспечения денежными пособиями
3. Отношения по социальному обеспечению
4. Обеспечение и содержание детей в детских учреждениях
5. Социальная помощь нуждающимся из числа инвалидов и престарелых
1. Нормативно- правовые акты по социальному обеспечению инвалидов в РФ.
Нормативные правовые акты по социальному обеспечению инвалидов Российской Федерации основаны на принципах, провозглашенных международными правовыми документами о социальном обеспечении. Международные правовые акты по социальным вопросам являются источниками права социального обеспечения, поскольку в них содержатся основополагающие идеи о праве каждого человека на различные виды социального обеспечения. Так, Всеобщая Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение и закрепила принципы его предоставления. Право каждого человека на социальное обеспечение признается Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.
Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 декабря 1975 года, содержит определение понятия "инвалид", а также провозглашает права инвалидов на медицинское лечение, восстановление здоровья и положения в обществе, на удовлетворительный уровень жизни и др.
Конвенция "О пособиях по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца" № 128 (1989 г.) содержит условия назначения пенсий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. 1
Основным правовым актом, гарантирующим право инвалидов на социальное обеспечение на территории Российской Федерации является Конституция РФ. Непосредственное отношение к социальному обеспечению имеют многие положения Конституции. Так, статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты. Из положения статьи 7 Конституции вытекает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека. 2
Как уже отмечалось, важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют статьи 15 (4) и 17 (1) Конституции. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы. Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.
Особое значение дал права социального обеспечения имеют статьи Конституции, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения. Так, статья 41 провозглашает право на охрану здоровья и медицинскую помощь и обязанность государства по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. В статье 39 закреплено право на социальное обеспечение в случае инвалидности. 3
В Конституции Российской Федерации закреплены гарантии реализации прав граждан в области социального обеспечения. Согласно статье 45, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Каждый вправе защищать своя права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Это означает, что граждане, права которых в сфере социального обеспечения нарушаются, могут отстаивать эти права в рамках закона по своему усмотрению. Конституция устанавливает ряд конкретных юридических гарантий защиты прав граждан, Так, статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления. общественных объединений и должностных лиц, указывается в этой статье Конституции, могут быть обжалованы в суде. Кроме того, согласно статье 46 граждане вправе в соответствии с международными договорами российской Федерации обращаться в межгосударственные органы но защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.4
Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении в Российской Федерации.
Основными правовыми актами по вопросам социального обеспечения являются федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 5
По определению, данному в законе, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". 6
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Также, в законе дается понятие о социальной защите инвалидов. Это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. 7
Закон регулирует вопросы медико-социальной экспертизы инвалидов, их реабилитации, обеспечения жизнедеятельности инвалидов.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности. 8
Закон устанавливает основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, их права и гарантии соблюдения прав инвалидов, а также правила организации социального обслуживания в Российской Федерации.
Кроме международных правовых актов, Конституции РФ и федеральных законов, социальное обеспечение инвалидов регулируется следующими правовыми документами: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также актами общественных организаций и локальными правовыми актами.
Примерами правовых актов данного уровня могут быть Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», «О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание», «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» и др.9
Таким образом, в систему правовых актов, обеспечивающих социальную защиту инвалидов, входят правовые документы различного уровня. Они взаимосвязаны между собой главными принципами, лежащими в основе организации социального обеспечения инвалидов.
2. Права инвалидов и меры их социальной защиты.
Одним из направлений деятельности по социальной защите населения являются экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, закрепленные в законодательных актах РФ.
Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. 10
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на: уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской федерации; информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; согласие на социальное обслуживание; отказ от социального обслуживания; конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления.
Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды 1 группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.
Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.
Инвалидам, получившим трудовое увечье или профессиональное заболевание, путевки для санаторно-курортного лечения предоставляются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Дети -инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в году к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.
Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.
Социальное обслуживание включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральной видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются людям, имеющим на это право, на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности.11
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов может осуществляться как на постоянной, так и на временной основе: полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживаний (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь; социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание).
Последняя из перечисленных форм - социальное обслуживание на дому, является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем (см. Раздел 1. "Нормативные правовые акты о социальном обеспечении инвалидов"), гарантированных государством социальных услуг, относятся: организация питания, включая доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения; поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные социальные услуги.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами и различными формами заболеваний.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Эта форма социального обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
На полустационарное социальное обслуживание, в отличие от стационарного, могут быть зачислены не все категории инвалидов. К нему принимаются нуждающиеся в такой форме граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Эта форма помощи включает следующие социальные услуги: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилого помещения; организацию юридической помощи е целях защиты прав обслуживаемых лиц; организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров; иные срочные социальные услуги.
В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.
Бесплатно оказываются социальные услуги: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.
На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.
Существуют государственные и муниципальные программы по реабилитации инвалидов.
Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Реабилитация инвалидов включает в себя: медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования и ортезирования; профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально- производственной адаптации и трудоустройства; социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановления, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральной базовой программой реабилитации инвалидов.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
Материальное обеспечение инвалидов, предусмотренное законодательством РФ, включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской федерации. Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Организации и учреждения, осуществляющие социальную защиту инвалидов.
Организации и учреждения, осуществляющие социальную защиту граждан пожилого возраста и инвалидов, составляют систему социального обслуживания.
Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.
В государственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги. Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с федеральным и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, а также выделяют площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.
В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муниципальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслуживания в муниципальные центры социального обслуживания. 12
При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых среднедушевой доход на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Муниципальные центры социального обслуживания могут осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям.
Деятельность муниципальных центров социального обслуживаний финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Финансирование деятельности муниципальных центров социального обслуживания осуществляется из средств местных бюджетов. Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюджетов.
Для оказания помощи в деятельности администрации муниципального центра социального обслуживания могут создаваться общественные (попечительские) советы.
Для решения жилищной проблемы создается Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов, который включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Такой фонд является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.
Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона.
Учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Их учредителями являются благотворительные, общественные или религиозные организации.
Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, освобождаемые гражданами пожилого возраста и инвалидами, направляемыми в стационарные учреждения социального обслуживания, подлежат заселению в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими гражданами пожилого возраста и инвалидами, а также могут быть предоставлены в установленном законом порядке для использования в качестве служебных жилых помещений работникам стационарных учреждений социального обслуживания.
Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются соответственно федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств бюджетов, указанных в части первой настоящей статьи, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов являются: средства, поступающие из целевых социальных фондов, в том числе из фондов социальной поддержки населения; кредиты банков и средства других кредиторов; доходы от хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций системы социальной защиты населения, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходы от ценных бумаг; средства, поступившие от граждан пожилого возраста и инвалидов в качестве платы за социальные услуги; благотворительные взносы и пожертвования; другие источники, не запрещенные законом.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Деятельность субъектов негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской федерации. 13
Литература
1. Конституция РФ. М, 1993.
2. Социальная защита. 1996. №№ 3-4.
3. Федеральный закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации». // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып.№ 5, 1996.
4. Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып. №5. 1996
5. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Екатеринбург, 1996.
1 Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. Екатеринбург, 1996. С.9
2 Конституция РФ. Ст.7 М, 1993. С.6
3 Конституция РФ Ст.39 С.15
4 Там же. Ст. 46 С.18
5 Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып.№ 5, 1996. С.157
6 Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып.№ 5, 1996. Ст.1 С.157
7 Там же. Ст.2 С. 157
8 Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып. №5. 1996 Ст. 1 С.125
9 См. Социальная защита. 1996. №№ 3-4.
10 Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып.№ 5, 1996. Ст.1 С.157
11 Федеральный закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып.№ 5, 1996. Ст.1 С.157
12 Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып. №5. 1996 Ст. 1 С.125
13 Федеральный закон Российской Федерации «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Старость под охраной государства. Документы, комментарии, разъяснения. Вып. №5. 1996 Ст. 1 С.125
1