В чем сложность налога на добавленную стоимость (в определении и собирании)
(в определении и собирании).
Прообраз налога на добавленную стоимость (НДС) появился в 20-х гг. XX в.: в рамках налоговой реформы, проводимой в этот период в Германии, был предложен «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.
В современном виде НДС был разработан в 1954 г. во Франции. Его автор – французский экономист М. Лоре. Данный налог был введен в налоговую систему Франции в 1958 г. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.
В 90-х гг. XX в. НДС входил в налоговые системы более чем 80 стран. Среди экономически развитых странах его не применяют в США и Японии. При этом следует отметить, что на уровне штатов в США действует налог с продаж – косвенный налог на потребление, схожий с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.
В Российской Федерации НДС появился в начале 90-х. гг. XX в. Причиной его включения в налоговую систему страны стала не только необходимость существенно увеличить доходы бюджета, но и желание вступить в ЕЭС. НДС был введен Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и начал взиматься с 01.01.1992. Закон утратил силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах». Однако отдельные его положения продолжали действовать до декабря 2002 г.
В настоящее время НДС регулирует гл. 21 НК РФ, он относится к федеральным налогам и взимается на всей территории Российской Федерации.
НДС – косвенный налог на потребление, распространяющийся на товары, работы и услуги. Основное назначение этого налога – реализация фискальной (бюджетообразующей) функции налогов.
В полном соответствии со своим назначением НДС занимает первое место среди бюджетообразующих налогов федерального уровня бюджетной системы.
Показатель «добавленная стоимость» применяется для расчета валового внутреннего продукта и представляет собой разницу между стоимостью реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью продуктов, потребленных при ее производстве.
Другими словами, добавленная стоимость – это сумма затрат, добавляемых к стоимости исходного сырья и материалов на каждой стадии производства, продажи, перепродажи.
Определить величину добавленной стоимости можно двумя способами:
(суммированием всех ее компонентов (метод сложения);
(путем нахождения разницы между стоимостью реализации и суммарной стоимостью всех компонентов исходного сырья (метод вычитания).
В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации закреплен второй из указанных вариантов расчета. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы. В целях налогообложения в принципе нет необходимости определять собственно величину добавленной стоимости, основная задача – определить соответствующую ей сумму налога. Использование метода вычитания в данном случае способно значительно облегчить ее решение. Расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определяется в два этапа:
(рассчитывается сумма НДС, соответствующая всему обороту (стоимости реализации);
(из полученной суммы вычитаются суммы НДС, перечисленные поставщикам и подрядчикам в составе платежей за различные компоненты исходного сырья.
Основная сложность практической реализации этого способа определения величины добавленной стоимости – понять, какие суммы входного НДС (т.е. поступившие на начальной стадии процесса производства) относятся к составляющим исходного сырья, а значит, подлежат вычету, а какие – нет. В налоговом законодательстве Российской Федерации это достигается путем установления критериев, которым должны соответствовать суммы входного НДС.
Установленный на сегодняшний день в налоговом законодательстве РФ порядок исчисления НДС является достаточно экономически грамотным, поэтому вряд ли он претерпит в ближайшем будущем существенные изменения. Наиболее вероятно, что изменения в законодательстве будут направлены на наиболее полное соответствие НДС текущей экономической ситуации в стране и коснутся в основном налоговых льгот.
Несколько иначе дело обстоит с налоговым контролем правильности исчисления и уплаты НДС, в частности – с контролем соответствия уплачиваемых в бюджет сумм реальной экономической деятельности налогоплательщиков.
Налог реально уплачивает потребитель конечного продукта, плательщик НДС на промежуточных стадиях производства, продажи, перепродажи представляет собой всего лишь передаточное звено, задача которого перераспределить денежные потоки: получив НДС от покупателя в составе выручки, перечислить его государству.
Налогоплательщик на каждой стадии движения продукта должен перечислять в бюджет ту сумму налога, которая соответствует его добавленной стоимости. Сложение всех сумм налога, уплаченных на каждой такой стадии, и будет соответствовать суммарной добавленной стоимости, которая сформируется к моменту достижения продуктом стадии конечного потребления. Налоговый вычет в разрезе бюджета имеет следующий смысл – суммы входного НДС, принимаемого к вычету на каждой стадии движения продукта, должны быть перечислены в бюджет на предыдущей стадии его движения. Только в этом случае к моменту конечного потребления в бюджет поступит вся сумма налога, соответствующая достигнутой на этот момент совокупной добавленной стоимости.
Установлены следующие категории лиц, на которых возлагается обязанность по уплате НДС (ст. 143 НК РФ):
> организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц, иностранные юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, международных организаций и т.п., созданные на территории РФ);
> индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы);
> лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемы в соответствии с ТК РФ.
Внесенные приказом МНС России от 26 декабря 2003 г. № БГ-3-03/721 изменения и дополнения в Методические рекомендации вступили в силу 26 декабря 2003 года.
МНС России уточнило круг плательщиков НДС, дополнив пункт 1.1 Методических рекомендаций. Уточнено, что организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).
Объектом обложения НДС в том виде, в каком он определен в ст. 146 НК РФ, не вполне соответствует названию и сути этого налога. Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) больше соответствует объекту обложения налогом с оборота. Суть проблемы – в сложности прямого расчета налоговой базы для корректно определенного объекта – величины добавленной стоимости. Поэтому при установлении НДС законодатели пошли по компромиссному пути – установили объект налогообложения как для налога с оборота, а при определении суммы налога, непосредственно подлежащей уплате в бюджет, определили порядок корректировки величины налога от суммы, соответствующей обороту, до суммы, соответствующей добавленной стоимости.
Объектами обложения НДС признаются совершающиеся на территории РФ:
* реализация товаров, работ и услуг;
* передача товаров, выполнение работ либо оказание услуг для собственных нужд, если соответствующие расходы не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
* выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
* ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Общим условием для всех объектов налогообложения является то, что операция должна совершаться на территории РФ. Суть проблемы состоит в том, что территория РФ и таможенная территория РФ не совпадают – разницу между ними составляют находящиеся на географической территории РФ особые экономические зоны, созданные в соответствии с федеральными законами.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Она является существенным элементом налога и определяется особым образом применительно каждому конкретному налогу.
Законодательством установлены адвалорные (процентные) ставки НДС, таким образом, сумма налога меняется пропорционально изменению налоговой базы. Все установленные ставки НЛС можно классифицировать следующим образом:
> прямые ставки:
* обычная ставка: 18%;
* пониженные (льготные) ставки: 0 и 10%;
> расчетные ставки (применяются к сумме платежа, часть которого составляет сумма налога).
Прямые налоговые ставки могут применяться, если налогоплательщик или налоговый агент располагает информацией о величине налоговой базы. Однако в ряде случаев налогоплательщик может иметь информацию о величине платежа, в состав которой одновременно входят и налоговая база по данной операции, и соответствующая ей сумма НДС, причем последняя в явном виде не указывается. В таких ситуациях возникает необходимость определить сумму НДС так называемым «расчетным методом», который указан в п. 4 ст. 164 НК РФ и основу которого составляет применение расчетных ставок налога. Платеж, в состав которого входит НДС, состоит из двух частей:
- собственно оплаты товаров (работ, услуг), принимаемых в данном случае за 100%;
- суммы НДС, рассчитанной от величины оплаты по ставке, установленной для данной категории операций, - 10 или 18%.
До изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ, расчетные ставки были указаны с округлением до двух знаков после запятой. В настоящее время округленная ставка налога сохранилась только для одной операции – реализации предприятия в целом, как имущественного комплекса. Необходимость применения этой ставки и ее величина (15,25%) установлены в п. 4 ст. 158 НК РФ.
Налоговый период – один из существенных (обязательных) элементов налога. Он представляет собой период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Общие условия определения налогового периода установлены в ст. 55 НК РФ.
Налоговый период по НДС установлен в ст. 163 НК РФ:
- квартал, если ежемесячная сумма выручки без учета НДС в течение квартала не превышает 1000 000 руб.;
- месяц, если не выполняется установленное ограничение.
Исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, производится в два этапа:
- на основании исчисленной налоговой базы определяется сумма налога с оборота;
- сумма налога с оборота, исчисленная на первом этапе, корректируется до суммы НДС путем применения налоговых вычетов.
Если первый этап расчета практически не содержит каких-либо значимых трудностей (все трудности обычно связаны с определением налоговой базы, а не самой суммы налога), то на этапе корректировки зачастую возникают проблемы. Все зависит от того, с какой степенью определенности налогоплательщик в конкретном случае может ответить на следующие вопросы:
1) какую часть так называемого «входного» НДС можно принять к вычету;
2) какими документами необходимо подтвердить правомерность налогового вычета;
3) в какой момент можно произвести вычет.
В соответствии со ст. 168 НК РФ налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемой продукции обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС, которая исчисляется по каждому виду продукции как соответствующая налоговой ставке процентная доля соответствующих цен (тарифов).
Счет-фактуры играют в налоговых отношения достаточно важную роль – именно наличие этого документа при соблюдении всех установленных правил по его оформлению является необходимым основанием для принятия входного НДС к вычету.
Одно из планируемых правительством нововведений – электронные счета-фактуры. Предполагается, что информация обо всех выписанных налогоплательщиками счетах-фактурах будет заноситься в специальную базу данных, доступ к которой в режиме реального времени будут иметь все налоговые органы. Такой порядок позволит усилить контроль над движением НДС путем сопоставления его сумм, заявляемых всеми контрагентами, и исключить возмещение налога на основании «левых» счетов-фактур. Однако не совсем ясно, кто будет вносить информацию в такую базу данных.
В настоящее время Правительство РФ решило пойти по следующему пути: ведение раздельных расчетов по оплате товаров, работ, услуг и по перечислению соответствующих сумм НДС, что довольно просто, но ведет к увеличению объема расчетов и расчетных документов. Рассматриваемая правительством схема предполагает создание специального банковского счета – НДС-счета, на котором и будут аккумулироваться потоки НДС.
По ссылке на газету "Ведомости", идея спецсчетов состоит в том, что каждое предприятие обязано открыть в дополнение к расчетному счету еще и специальный счет для уплаты налога на добавленную стоимость. При покупке компания переводит платеж без НДС на расчетный счет поставщика, а сумму налога - на специальный. Деньги со спецсчета можно перевести только в бюджет для уплаты НДС либо другому поставщику - тоже для уплаты НДС. По словам М. Моторина, межведомственная рабочая группа изучала возможные последствия введения спецсчетов в течение полугода и пришла к выводу, что новая система поможет вернуть в бюджет 200 млрд. руб. "Столько, по оценке МНС, теряется каждый год в связи со всеми левыми схемами принятия к зачету неуплаченного НДС", - говорит М. Моторин. Предложение введения НДС-счета – признание того, что собирать НДС не выходит: экспортеры мешают. Новое спецсредство должно отделить настоящих экспортеров от фирм-однодневок.
Постоянное напряжение вокруг НДС объясняется тем, что речь идет о действительно больших деньгах – этот налог обеспечивает половину поступлений в федеральную казну. У бизнеса и налоговых органов встречные претензии. Предприниматели, прежде всего экспортеры, возмущены постоянными задержками возмещения и тем, что положенные им по закону суммы зачастую можно выбить из бюджета только через суд.
Фискальные органы говорят о незаконном возмещении НДС теми же экспортерами и о мошенничестве при уплате этого налога при внутреннем товарообороте.
Чтобы понять, для чего, собственно, понадобились налоговым органам специальные НДС-счета, можно вспомнить суть этих обвинений. В обычных условиях НДС, который предприниматель уплачивает своему поставщику, меньше того, что он получает от покупателя своей продукции. Вычитая сумму уплаченного НДС из суммы полученного, предприниматель определяет размер платежа по налогу, который он должен перевести в бюджет.
Понятно, что при желании можно легко создать обратную ситуацию - когда бюджет оказывается должен предпринимателю. Для этого сумма налога искусственно увеличивается – путем серии перепродаж товара внутри цепочки из своих фирм-однодневок.
Финальной продажей товара по низкой цене создается ситуация, когда продавец получает право на возмещение НДС из федерального бюджета. При этом при одной из перепродаж налог в госказну не уплачивается, однодневка-перекупщик, "назначенная" организаторами схемы центром прибыли, исчезает.
Список используемой литературы.
1. «Налог на добавленную стоимость. Теория и практика» И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. Изд. «Эксмо», 2004.
2. www.iteam.ru
3. www.formus.ru
4. «Документы и комментарии» №2, февраль, 2004
5. Еженедельная профессиональная газета «Учет, налоги, право» №43, 16-22 ноября,2004г.
6. Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации.