Устав муниципального образования и его роль в М.С.У.

Содержание:
I. Общие положения ........................................Стр.1
I. Вопросы местного значения ......................Стр.2
III. Устав М.О. "Вельский район" .................Стр. 4
IV. Список использованной литературы ......Стр. 15
I. Общие положения
В соответствии с новой Конституцией Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим возникает задача формирования принципиально новой системы органов власти. Сложность решения такой задачи усугубляется отсутствием соответствующего опыта в историческом прошлом, поскольку местное самоуправление в России традиционно рассматривалось как вид местного государственного управления. В настоящее же время Конституция Российской Федерации гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 3 Конституции РФ). Отсюда возникает необходимость чёткого закрепления в законодательстве компетенции местного самоуправления, полномочий, в рамках которых органы местного самоуправления действуют независимо от органов государственной власти.
20 декабря 1995 года Областным Собранием депутатов принят Закон “О местном самоуправлении в Архангельской области”.
Настоящий Областной Закон в соответствии с Конституцией РФ, действующими федеральными законами устанавливает организационные основы местного самоуправления, регулирует порядок образования и обустройства структур и органов местного самоуправления в Архангельской области.
Финансирование, землепользование, экономические основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления регулируются федеральными законами и законами Архангельской области.
Местное самоуправление признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственной или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Иными словами можно сказать, что местное самоуправление - это власть, которая отнимается у государства и передаётся непосредственно гражданам, проживающим в данном населённом пункте, получающим возможность решать свои проблемы на референдумах, сходах, собраниях, либо выборными представителями этих граждан.
II. Вопросы местного самоуправления
К вопросам местного значения относятся:
- принятие и изменение Устава муниципального образования, контроль за его соблюдением;
- владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
- местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования и его отдельных территорий;
- содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
- организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;
- охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
- регулирование планировки и застройки территорий;
- создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
- контроль за использованием земель на территории муниципального образования ;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
- организация, содержание и развитие муниципальных энерго, газо, тепло и водоснабжения и канализации;
- организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территории населенных пунктов;
- организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организация и содержание муниципальных архивов;
- организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
- создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
- создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
- сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
- организация и содержание муниципальной информационной службы;
- создание условий для деятельности средств массовой информации района;
- создание условий для организации зрелищных мероприятий;
- создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
- обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
- участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
- обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.
III. Устав М.О. "Вельский район"
Первым пунктом к вопросам местного значения относится принятие Устава, т. е. местного закона, по которому будет жить население того или иного муниципального образования.
Для разработки проекта Устава нашего района была образована рабочая комиссия, в состав которой входили юристы, специалисты районной администрации, главы сельских, поселковых администраций, представители различных партий и общественных организаций. На обсуждение комиссии было представлено два различных проекта. В ходе изучения, обсуждения в комиссии, на заседаниях Совета администрации на страницах местной газеты “Вельские вести” был разработан единый проект Устава и 9 декабря 1996 года Устав муниципального образования “Вельский район” был принят населением на местном референдуме. 16 июня 1997 года зарегистрирован Управлением юстиции администрации Архангельской области. Он является основным правовым документом, регулирующим наиболее существенные вопросы организации местного самоуправления.
Устав состоит из 7 глав.
Глава № 1. “Муниципальное образование и его территория.”
В данной статье обозначен состав территории М.О., центром которого является город Вельск, территория и её границы.
Глава № 2. “Муниципальное управление.”
Местное самоуправление осуществляется населением путём референдума, выборов, а также через выборный орган - Собрание депутатов. В Уставе прописаны вопросы местного значения, т. е. те вопросы, которые касаются обеспечения жизнедеятельности населения М.О.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Должностные лица несут ответственность за осуществление данных полномочий.
В статье 8 прописаны права граждан по осуществлению местного самоуправления.
Глава № 3. “Структура и формы осуществления местного
самоуправления.”
Органами местного самоуправления М.О. "Вельский район" являются:
- представительный орган - Собрание депутатов (38 человек);
- глава местного самоуправления;
- исполнительный орган - администрация М.О.;
- соответствующие администрации в рабочих посёлках и сельсоветах;
- органы территориального общественного самоуправления.
К компетенции Собрания депутатов относятся:
- решение не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального
образования или о передаче рассмотрения новой редакции Устава на референдум;
- утверждение местного бюджета, положений о внебюджетных фондах и их смет, отчетов об исполнении бюджета и смет внебюджетных фондов;
- принятие планов и программ развития муниципального образования, контроль за их исполнением;
- установление местных налогов и сборов;
- установление порядка управления муниципальной собственностью;
- принятие нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного значения;
- контроль за деятельностью исполнительных органов местного самоуправления;
- формирование постоянных комиссий и депутатских групп;
- утверждение структуры органов местного самоуправления;
- иные вопросы, отнесенные законодательством к его ведению.
Глава муниципального образования возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Он же является председателем Собрания депутатов.
Глава местного самоуправления:
- возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.
- разрабатывает схему управления экономикой муниципального образования, социальной сферой, а также организации охраны общественного порядка и прав граждан;
- определяет штаты и разрабатывает структуру аппарата администрации муниципального образования, принимает на работу и увольняет должностных лиц, рабочих и служащих аппарата, глав администраций территориальных образований с учетом мнения их населения, руководителей муниципальных предприятий, применяет меры поощрения и дисциплинарные взыскания в соответствии с законодательством о труде;
- организует работу с кадрами администрации, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
- осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации и учреждениями, состоящими на бюджете, а также контроль за деятельностью предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
- организует и контролирует выполнение решений, постановлений и распоряжений Собрания депутатов и администрации муниципального образования общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, находящимися на территории муниципального образования ;
- заключает договоры и соглашения с государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе зарубежными, по любым вопросам жизнедеятельности муниципального образования и интересов его населения;
- представляет Собранию депутатов ежегодный доклад о деятельности администрации муниципального образования;
- представляет Собранию депутатов проект бюджета и ежегодный отчет о его исполнении;
- организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
- рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов местного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
- представляет интересы муниципального образования в суде, в иных органах власти и управления;
- отменяет противоречащие законодательству приказы руководителей органов и структурных подразделений администрации муниципального образования;
- оказывает содействие соответствующим комиссиям в осуществлении ими своих полномочий;
- открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, распоряжается средствами администрации муниципального образования, подписывает финансовые документы;
- издает постановления и распоряжения в пределах своей компетенции, которые вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено самим актом;
- взаимодействует с руководителями органов местного самоуправления;
- осуществляет представительские и иные функции от лица органов местного самоуправления и от лица муниципального образования;
- подписывает от лица местного самоуправления в порядке, определяемом Уставом, нормативные правовые акты;
- организует работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления ;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Глава № 4. “Органы территориального местного самоуправления.”
Территориальное общественное самоуправление населения осуществляется через собрания (сходы) граждан для решения вопросов местного значения, а также через Советы, домовые и уличные комитеты.
Порядок их организации и деятельности определяются Собранием депутатов.
Глава № 5. “Финансово-экономическая основа местного
самоуправления.”
Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности переданное в установленном порядке в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения.
В состав муниципальной собственности М.О. входят:
- средства местного бюджета и внебюджетные фонды;
- муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
- муниципальные предприятия и организации;
- муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения;
- муниципальные образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, культуры и спорта;
- другое движимое и недвижимое имущество.
Отношения администрации муниципального образования с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на договорной основе.
Администрация муниципального образования вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории, привлекать на договорных началах предприятия, учреждения, организации к участию в строительстве, благоустройстве, содержании объектов на соответствующей территории, создавать предприятия, учреждения, организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Финансовую основу местного самоуправления муниципального образования составляют бюджет, внебюджетные и валютные фонды, кредитные ресурсы, ценные бумаги, заемные средства, долговые обязательства, средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими законодательными и исполнительными органами, и иные финансовые ресурсы.
Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет и осуществляют контроль за его исполнением.
Утверждение бюджета и отчета об исполнении бюджета производится
Собранием депутатов.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Архангельской области отчислений от федеральных налогов и налогов Архангельской области.
Глава № 6. “Ответственность и гарантии органов местного
самоуправления.”
Собрание депутатов, администрация муниципального образования, их органы и должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с Законом.
Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения в порядке и при условиях установленных настоящим Уставом.
Ответственность перед государством наступает в случае нарушения
Конституции Российской Федерации, Устава Архангельской области, федеральных и областных Законов, настоящего Устава.
Ответственность перед физическими и юридическими лицами наступает в
порядке установленном федеральными Законами, Законами Архангельской области, Уставом муниципального образования.
Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления и его должностные лица, а также граждане, проживающие на территории муниципального образования, вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, других органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений.
Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам местного значения, защиты прав и интересов населения муниципального образования подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены.
IV. Заключение
Собственно, в жизни граждан района ничто не изменилось после того, как Конституция продекларировала местное самоуправление. Ровно, как и после принятия федерального и областного законов и Устава муниципального образования “Вельский район”. Прошло более 2-х лет после принятия данных законов. Суть местного самоуправления - это когда жители территории сами решают вопросы местного значения, вне государственных структур.
Но у нас нет пока того, что называется гражданским обществом. Мы привыкли и не умеем брать на себя ответственность за собственное бытие. Мы приучены интересы государства ставить выше интересов общества и гражданина и за это получать от государства в виде гарантированного обеспечения работой и крыши над головой в типовых домах. Что есть - то есть, осуждать или отрицать нашу психологию и наши привычки бесполезно. Надо согласиться с тем, что сегодня в таком виде местное самоуправление - это не самоуправление, а может быть только фундамент к нему. Правда изменилась экономика страны, вернее изменились производственные отношения в стране. В результате социальная, жилищная, культурная сферы жизнедеятельности в муниципальных образованиях не нужны ни государству, ни предприятиям. А в местном бюджете не хватает средств на их обеспечение.
Местная власть - это не государственная власть, потому что избирается населением и отвечает соответственно перед ним. Но это уже не самоуправление в прямом своём понятии, потому что без поддержки и вмешательства государства на данном этапе не обойтись.
Выращивать местное самоуправление желательно снизу, с уровня посёлка, деревни, а не сверху. Эффективность местного самоуправления в целом снижается оттого, что оно внедряется сверху. Если бы оно шло снизу, то, возможно, эффект был бы другой. Но что такое “снизу”? Это предполагается совсем иной уровень самосознания людей, когда они ясно понимают, что нужно сделать для того, чтобы лучше жить.
Но очень многие это не хотят понять. Но самое главное, не было бы в стране развала. Вводить местное самоуправление нельзя в тот период, когда предприятия не работают, принятые законы несовершенны или просто не выполняются, а все объекты социальной сферы, граждане с невыплаченной пенсией, пособиями и заработной платой ложатся на плечи местного бюджета, дефи-
цит которого составляет более 50%.
Устав муниципального образования “Вельский район” - это местный закон, по которому строится работа администрации, Собрания депутатов, общественных формирований, их взаимоотношения, права, обязанности и ответственность.
В данном документе чётко прописана компетенция представительного и исполнительного органов, это нам помогает в работе. Вельский район - не простой район. На нашей территории работают партии: КПРФ, ЛДПР, НДР, Отечество, ДРП; большую активность проявляют общественные движения: “Важский край”, профсоюзы, “Союз предпринимателей”, Совет ветеранов, Совет женщин и др.
Устав регламентирует права всех организаций, партий, движений. Изменения в Устав внести не так и просто, поэтому данный местный закон нам сегодня нужен.
Список использованной литературы:
1. Конституция РФ. 1996 г.
2. Местное самоуправление в зарубежных странах. Москва,
1994 г.
3. Журнал “Местное самоуправление” №№ 8-9, 10-11,1998 г.
3. Областной Закон “О местном самоуправлении в Архан-
гельской области”
4. Устав М.О. "Вельский район" , 1996 г.
5. Газета “Российская Федерация”, № 17, 1997 г.