Экономико-географическая характеристика Германии

Введение
1. Общая характеристика региона
1.2. Население
2. Экономика региона
2.1. Общая характеристика
2.2. Транспорт
2.3. Металлургия
2.4. Машиностроение
2.5. Автомобилестроение
2.6. Электротехника
2.7. Химическая промышленность
2.8. Электроэнергетика
2.9. Сельское хозяйство
3. Внешнеэкономическая деятельность
4. Инвестиционная привлекательность
5. Внешнеэкономические связи с Россией
6. Перспективы и проблемы развития
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение
На современном этапе развития международных отношений, во времена распространения НАТО и ЕС на восток, Германия видится для России наиболее перспективным партнёром из стран Запада. Именно поэтому я выбрал Германию в качестве объекта собственного исследования. Цель данного реферата – выявить особенности ЭГП Германии. В соответствии с поставленной целью были определены следующие важнейшие задачи: дать общую характеристику, проанализировать экономику региона, оценить инвестиционную привлекательность, исследовать особенности внешнеэкономических отношений, выявить актуальные проблемы. Объектом исследования в реферате выступает Федеративная Республика Германия. Предметом исследования в реферате явилось экономико-географическое положение. Информационной базой для написания реферата послужили труды отечественных учёных, статьи, статистические материалы по вопросам развития Германии.

1. Общая характеристика региона
Германия (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ) (Bundesrepublik Deutschland), государство в Центр. Европе, омывается Северным и Балтийским морями. 357 тыс. км2. Граничит с девятью государствами – Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Австрией, Швейцарией, Францией, Чехией и Польшей. На юге она граничит с Австрией (длина границы 784 км) и Швейцарией (334 км). На западе – с Нидерландами (577 км), Францией (451 км), Бельгией (167) и Люксембургом (138 км). На востоке – с Польшей (456 км) и Чехией (646 км). На севере Германия граничит с Данией (68 км) и омывается Северным и Балтийским морями. Общая протяжённость границы 3621 км, длина береговой линии – 2389 км. Общая площадь страны 356 957 кв. км. Население 81,2 млн. человек (1993); св. 90% — немцы. Городское население св. 85%. Официальный язык — немецкий. Среди верующих — протестанты (лютеране, св. 50%) и католики. В административно-территориальном отношении ФРГ состоит из 16 земель, каждая из которых имеет свою столицу, конституцию, парламент и правительство. Федеральные земли делятся на старые и новые, кроме этого имеется три города - самостоятельных государства – это Берлин, Бремен и Гамбург. К новым федеральным землям относятся: Шлезвиг-Гольштейн (Киль), Мекленбург-Передняя Поммерания (Шверин), Бранденбург (Потсдам), Саксония (Дрезден), Саксония-Анхальт (Магдебург), Тюрингия (Эрфурт) и земля-государство Берлин. К старым федеральным землям относятся: Нижняя Саксония (Ганновер), Северный Рейн-Вестфалия (Дюссельдорф), Рейнланд-Пфальц (Майнц), Гессен (Висбаден), Саарланд (Саарбрюкен), Баден-Вютттемберг (Штутгарт) и Бавария (Мюнхен) и две земли-государства – Бремен и Гамбург. Глава государства — президент; глава правительства — федеральный канцлер. Законодательный орган — бундестаг, органы представительства земель — бундесрат. Столица — Берлин, местопребывание президента; местопребывание правительства и бундестага — Бонн (в 1991 принято решение о переводе правительства и бундестага в Берлин до 2000).
Крупнейшие города : Берлин (3 467 тыс. человек), Гамбург (1 708 тыс. человек), Мюнхен (1 240 тыс. человек) и Кёльн (964 тыс. человек).
На севере — Северо-Германская низменность с холмами и озерами, южнее — возвышенности и средневысотные горы (Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд, Тюрингенский Лес, Гарц, Рудные горы), чередующиеся с плато и равнинами. На юге — отроги Альп высотой до 2963 м (г. Цугшпитце).
Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние температуры января на равнинах от 0 до -3 °С, в горах до -5 °С, июля соответственно 16-20 °С, 12-14 °С. Осадков 500 — 800 мм в год, в горах 1000 — 2000 мм. Крупные реки — Рейн, Везер, Эльба, Одер. На юге — Боденское оз. Ок. 30% территории занято лесами. Национальные парки — Баварский Лес, Берхтесгаден; многочисленные резерваты, памятники природы.
1.2. Население
По численности населения Германия стоит на втором месте в Европе после России – 82 797 400 чел. (июль 2000 г.). Плотность населения - 232 человека на кв.км. выше плотность населения среди стран Европы лишь в Бельгии и Голландии. Население размещено по территории Германии весьма неравномерно. В Берлине, районе наибольшей концентрации, после объединения численность населения растет быстро: сейчас там насчитывается примерно 3,4 млн. жителей, а к концу тысячелетия достигнет предположительно восьми млн. человек. В промышленных областях на Рейне и Руре, где один город незаметно переходит в другой, проживает свыше четырех млн. человек – примерно 5500 человек на кв. км. Другими районами промышленно-городской агломерации являются Рейнско-Майнская область с городами Франкфурт, Висбаден и Майнц, промышленный регион Рейна-Неккара с городами Майнгейм и Людвигсхафен, экономический регион вокруг Штутгарта, а также экономические районы Бремена, Дрездена, Гамбурга, Кельна, Лейпцига и Мюнхена. Этим густонаселенным районам противостоят весьма малонаселенные области в Северо-Германской низменности, области Эйфеля, Баварского леса, Верхнего Пфальца, земля Бранденбург и обширные пространства Мекленбурга - Верхней Поммерании. Плотность населения на западе Германии значительно выше, чем в пяти новых землях на востоке. Почти на 30% площади там проживает лишь пятая часть населения страны. В восточной части Германии находятся четыре из двадцати городов с численностью населения свыше 300 000 тыс. человек. Почти каждый третий житель республики проживает в одном из 85 крупных городов (свыше 100 тыс. жителей). Это около 26 млн. человек. Преобладающее же число населения, напротив, живет в селах и небольших городах: свыше семи миллионов проживают в населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек, 46 млн. – в общинах с численностью населения в пределах 2000 – 100 000 человек.
Национальный состав населения характеризуется ярко выраженной однородностью, преобладанием немцев. Имеется лишь несколько крайне малочисленных национальных меньшинств - голландцы, датчане. В стране постоянно проживают 8 млн. иностранцев, что составляет 9,7% всего населения. В основном это иностранные рабочие,занимающиесяпочти исключительно малоквалифицированным и низкооплачиваемым трудом.  По национальному составу самая большая группа иностранцев - турки, почти треть от общего количества и около 2,4% от численности населения, выходцы из Югославии - 0,9%, итальянцы - 0,7%, греки - 0,4%, поляки - 0,3%, хорваты - 0,2%, боснийцы - 0,25% и граждане Австрии - 0,2% Подавляющее большинство немцев вполне терпимо относится к таким рабочим, не выражает по отношению к ним неприязни, за исключением групп немцев, настроенных расистски или неонацистки. Вместе с тем в условиях массовой безработицы, которая охватывает сейчас около 4 млн. коренных жителей страны, пребывание миллионов иностранных рабочих объективно создает значительный конфликтный потенциал. Иностранцы стали в Германии серьезным экономическим фактором. Им принадлежит 281 тысяча фирм, что составляет 6,3% всех зарегистрированных в стране предприятий. Лидерство в сфере бизнеса прочно захватили турки, они владеют 22,9% принадлежащих иностранцам предприятий.
Средняя продолжительность жизни составляет 80 лет у женщин и 74 года у мужчин. Несмотря на высокую среднюю продолжительность жизни, численность населения падает, т.к. уровень рождаемости постоянно снижается (9.35 новорожденных/1000 человек). Уже более 16% немцев сегодня - лица старше 66 лет, и всего 18% моложе 18. Среди некоренного населения картина иная: 23% составляет молодежь до 18 лет, а стариков - всего 3,2%. Значительно выше среди иностранцев и рождаемость: уже с конца 70-х новорожденные неграждане составляют ежегодно более 13%. Трудоспособное население составляет 39 750 000 человек (48 %). В промышленности занято - 41%, в сельском хозяйстве - 6% от трудоспособного населения.
     Очевидно, что основным источником для пополнения и омоложения населения в Германии является иммиграция. Однако такое положение не всегда встречает понимание у коренного населения страны. Это приводит к многочисленным проблемам в отношениях коренного населения и иностранцев.

2. Экономика региона
2.1. Общая характеристика
ЭГП Германии чрезвычайно выгодное. Страна расположена в центре наиболее экономически-развитого района Европы, где сходятся крупнейшие торговые итранспортные артерии мирового значения. Через Германию проходят все важнейшие торговые пути, соединяющие западную и восточную Европу. Страна имеет выход к Северному и Балтийскому морям, что также способствует укреплению торгово-экономических связей страны.
Германия — высокоразвитая индустриальная страна. В структуре ВВП (1992) доля промышленности и строительства составляет 33,6%, сельского и лесного хозяйства св. 2%. Добыча бурого (1-е место в мире) и каменного угля, нефти, природного газа, полиметаллических руд, калийной и поваренной солей. Производство электроэнергии, главным образом на теплоэлектростанциях (ок. 1/4 на АЭС). Черная и цветная металлургия, разнообразное машиностроение: станкостроение, электротехника и радиоэлектроника, приборо-, автомобиле-, судостроение и др. Мощная химическая и нефтехимическая промышленность. Развиты деревообрабатывающая, легкая, пищевкусовая промышленность, производство изделий из фарфора, музыкальных инструментов. Высокоинтенсивное сельское хозяйство с преобладанием отраслей животноводства (свиноводство и молочное животноводство). Растениеводство специализируется на производстве зерна (пшеницы, ячменя и др.), сахарной свеклы, картофеля. Хмелеводство. Виноделие. Рыболовство. Длина (1991, тыс. км): железных дорог 91,4, автодорог 496,6. Тоннаж морского торгового флота 5,6 млн. т дедвейт (1992). Главные морские порты: Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Вильгельмсхафен, Любек, Росток — Варнемюнде. Экспорт: машины, оборудование, химические продукты, изделия легкой промышленности. Основные внешнеторговые партнеры — страны ЕЭС, США, Россия. Денежная единица - Евро.

2.2. Транспорт
Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами, в первую очередь сообщение Северной и Северо-Западной Европы с Австрией и Швейцарией и далее, через альпийские туннели и перевалы, с Италией. Германия принимает участие в создании Европейской системы автострад и трансевропейских скоростных железных дорог. В основном грузо- и пассажироперевозки осуществляются железными дорогами, автодорогами и водными путями.
Главной водной транспортной артерией Германии является Рейн, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению. Речные бассейны Рейна и Дуная были связаны друг с другом после сооружения канала от Майна. Каналы, проложенные через Рурскую область, соединяют ее с северогерманскими портами Эмден, Бремен и Гамбург.Паромные линии соединяют балтийские порты Путтгарден (под Любеком) и Варнемюнде (Росток) с крупнейшим датским островом Зеландия, а порт Засниц на Рюгене – с южной Швецией.
Основу железнодорожной транспортной системы ФРГ составляют федеральные железные дороги, находящиеся в собственности государства. Длина железнодорожных путей достигла в 1998 году 42 тыс. км. Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и прекрасным техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок курсирующие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км.
Несмотря на усилия правительства повысить роль железнодорожного транспорта в грузовых перевозках, в ФРГ они осуществляются главным образом по автодорогам (за исключением транспортировки тяжелых грузов). Роль грузового автотранспорта растет и в международных перевозках. Частные поездки граждан также большей частью осуществляются на автомобилях. Германию покрывает густая сетка автомобильных дорог с твердым покрытием – более 110 км дорожного полотна на 100кв. км территории.
К 1998 протяженность общегерманской сети скоростных автодорог (автобанов) составила 11,2 тыс. км. Протяженность других категорий автодорог возросла не столь значительно, но их качество при этом существенно улучшилось. Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.
Главный западногерманский аэропорт, крупнейший во всей континентальной Европе, находится во Франкфурте-на-Майне. Все городские агломерации с населением более 1 млн. человек имеют собственные аэропорты с регулярным авиационным сообщением. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза».
2.3. Металлургия
Ранее Германия являлась одним из мировых лидеров по производству стали. В районе Рура было сконцентрированы основные производственные мощности сталелитейной промышленности. Но с 1973 г. было проведено закрытие многих металлургических предприятий. Что касается положения этой отрасли в восточных землях, то местная тяжелая индустрия была остановлена вскоре после объединения двух стран. После трудного для отрасли 1999 года металлургия имеет четкую тенденцию к увеличению объемов сбыта, особенно к росту экспорта стали. Немецкие фирмы в последние годы смогли увеличить свою производительность и достигли лидирующего положения в Европе, производя 390 тонн каждые 1000 рабочих часов (на втором месте Италия с 375 тоннами). Потребление продукции отрасли в 2000 году превзошло уровень 1999 года: возрос как внутренний спрос (+15,8%), так и внешний (+9,7%), что вылилось в рост цен производителей на 11,5%. Основа успеха в металлургии в динамичном развитии других отраслей немецкой промышленности. Высокий уровень активности имеют автомобильная промышленность, которая поглощает примерно 25% выпуска сталелитейной продукции, машиностроение (10%), электротехника (5%). Германия - главный производитель продукции машиностроения и ведущий экспортер машин и оборудования среди стран ЕС. Во многих секторах машиностроения ФРГ является несомненным технологическим лидером, специализируясь на высококачественных товарах. У немецких товаров хорошая репутация по всему миру, что стимулирует экспорт в Великобританию и США, поддерживает внутренний спрос. В настоящее время опорными отраслями экономики Германии являются машиностроение (транспортное, электротехническое и электронное), химическая отрасль, пищевая промышленность.
2.4. Машиностроение
Машиностроение ориентировано на внешние рынки, а потому многопрофильно и многоукладно. Устойчивый рост практически во всех секторах машиностроения наблюдается с середины 1999 года. Во многом это достигнуто за счет оптимизации использования производственных мощностей (88,8%). Стабильная внешняя обстановка позволила Германии достичь лидирующих позиций на мировых рынках. Так, например, экспортный коэффициент полиграфических и бумагопроизводящих машин и механизмов составил в 2000 году 0,85, а его доля в мировом экспорте - 40%. За Германией на значительном расстоянии следуют: США (28%), Япония (10,1%), Швейцария (9,9%), Великобритания (8%). Немецкие производители текстильных машин и механизмов также являются ведущими экспортерами с экспортным коэффициентом свыше 0,9. Это же можно отнести и к производителям транспортного оборудования и станков. В 1999 году Германия произвела 21,5% мирового выпуска станков, уступив только Японии (22,4%).
2.5. Автомобилестроение
Германия по праву является лидером (наряду с США и Японией) в мировом автомобилестроении. Качественные германские легковые автомобили пользуются популярностью во всем мире. Автомобилестроительные заводы сконцентрированы в землях Баден-Вюртемберг (Ауди, Даймлер-Бенц), Нижней Саксонии (Фольксваген), Гессене (Опель), Северной Рейн-Вестфалии (Форд, Опель), Баварии (БМВ) и Саарленде (Форд). Производство автомобилей в восточных землях было прекращено по причине несоответствия экологическим требованиям выпускаемой продукции. Но Фольксваген, Опель и Даймлер-Бенц быстро освоили и переориентировали восточногерманские заводы на изготовление автомобилей собственных марок. Производит Германия также пожарные, поливальные, уборочные машины (фирма IVEKO ) и грузовые автомобили. Доля грузовых автомобилей в мировом производстве: меньше 6 тонн - 22%, 6-15 тонн - 4%, больше 15 тонн - 30%
2.6. Электротехника
С конца 19 в. Германия стала выдвигаться на первые позиции в мире по производству электротехнического оборудования. Центром производства был Берлин, где располагались такие известные корпорации, как "Siemens", "AEG", "Telefunken", и "Osram". После второй Мировой войны и разделения Германии, наиболее мощное и современное производство развернулось в Мюнхене, Штутгарте, Нюрнберге и других центрах Южной Германии. В ГДР электротехническая и электронная промышленность (специализировавшаяся на поставке станков с ЧПУ в коммунистические страны) была сконцентрирована в Берлине и Дрездене. После объединения эта отрасль в восточных землях развития не получила, из-за сильного износа и старения производственных мощностей.
2.7. Химическая промышленность
С конца 19 в. начался подъем и химической промышленности. Страна активно создавала мировой рынок искусственных красителей. Основным сырьем для химической отрасли является нефть. Большинство нефтехимических заводов сосредоточены вдоль Рейна и его притоков - в Людвигсхафене, близ Франкфурта и в рурском промышленном районе (концерны Bayer и BASF).
Восточногерманские заводы были в Галле и Лейпциге были закрыты из-за сильного загрязнения окружающей среды. В структуре производства химической промышленности выделяется увеличивающееся в последние годы производство пластмасс (рост 7,6% в 2000 г.), красок, лака, шпатлевки (5%).
2.8. Электроэнергетика
Германия более половины своих потребностей в энергетических ресурсах обеспечивает за счет импорта. Основную роль играют нефть и газ. Доля угля составляет 30 %. Нефть поступает в танкерах по нефтепроводам с нефтепромыслов Северного моря, из России, из африканских государств (Нигерия, Ливия), государств Персидского залива. Нефтеперерабатывающие воды размещены по всей стране равномерно. Крупнейшие центры - Гамбург, Кельн, Карлсру, Ингольшдадт, Шведт.
Газовая промышленность использует природный газ, поступающий из Нидерландов, норвежского сектора Северного моря, из России и собственных месторождений. Ежегодно страна потребляет до 70 млрд. куб. м. природного газа. Из них около 30 млрд. куб. м. поставляется из России.
2.9. Сельское хозяйство
Развитие сельского хозяйства ФРГ переходом к индустриальным методам производства в послевоенный период характеризуется повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия является его концентрация и вытеснение мелкого производителя.
Доля сельского хозяйства в производстве ВНП и в занятости в Германии невелика – составляет 15% (с учетом доли перерабатывающих отраслей) и около 5% занятых. Потребности населения в продуктах питания покрываются за счет собственного производства на 90%. Основной отраслью сельского хозяйства ФРГ является животноводство (67% общего объема реализуемой сельскохозяйственной продукции). Средний уровень потребления мясных продуктов - 97 кг в год. Средняя урожайность зерновых в западных землях 62 ц/га, в восточных землях - 53,5 ц/га.

3. Внешнеэкономическая деятельность
Внешние связи играют ключевую роль в экономической жизни Германии. С самого начала она выступала за тесные межотраслевые связи в мировой экономике и принцип международного разделения труда. В соответствии с этим строится и внешнеторговая политика Германии. Федеративная Республика выступает за дальнейшую либерализацию мировой торговли с более сильным учетом экологических и социальных аспектов в духе устойчивого развития. Открытость по отношению к внешнему миру привела к тому, что Германия - после США - имеет второй по объему внешнеторговый оборот в мире.
Внешняя торговля. Германская внешняя торговля неуклонно развивается. Согласно имеющимся данным за 1999 г., вновь достигнуты рекордные результаты. Совокупная стоимость экспорта выросла до 992,3 млрд. марок (+ 3,9 %), импорта - до 867,7 млрд. (+ 4,8 %). Позитивное сальдо германского внешнеторгового баланса снизилось на 2,4 млрд. марок и составило 124,6 млрд. В первой половине 1999г. на внешней торговле негативно сказывались последствия экономических и финансовых кризисов в Азии, России и Латинской Америке. Но уже во второй половине 1999 г. и в начале 2000 г. темпы роста измерялись порой двузначными цифрами.
В настоящее время примерно 24,3 % всех занятых в германской экономике прямо или косвенно работают на экспорт. Это означает, что примерно каждое четвертое рабочее место в Германии зависит от экспорта. В обрабатывающей промышленности эта зависимость еще выше: четверть всей ее продукции идет на экспорт. Важнейшими экспортными товарами в 1999 г. были автомобили (191,6 млрд. марок), станки (158,2 млрд.), изделия химической (141,1 млрд.) и электротехнической промышленности (123,9 млрд.).
К важнейшим импортным товарам относятся автомобили (132,1 млрд. марок), электротехнические изделия (99,7 млрд.) и продукция машиностроения (98,7 млрд.), с которыми на мировой рынок сейчас пробиваются развивающиеся страны и уже давно - молодые индустриальные государства. Тесное переплетение германской экономики с мировым хозяйством влечет за собой и определенную зависимость. Поэтому Германия чутко реагирует на все помехи в мировой торговле и на изменения мировой конъюнктуры: это затрагивает рабочие места, капиталовложения, доходы и уровень жизни. Стабильная мировая экономика, свобода торговли и упорядоченная валютная система являются важными предпосылками для позитивного непрерывного развития германского народного хозяйства.
Торговые партнеры. Важнейшими торговыми партнерами Германии являются промышленные государства Запада, на которые в 1999 г. приходилось 77,5 % ее экспорта и 75,0 % - импорта. Благодаря продолжающемуся процессу экономической интеграции стран ЕС стремительное развитие получила внутриевропейская торговля. В 1999 г. доля ЕС в германском экспорте составила 57,2 %, в импорте - 54,1 %
Важнейшим торговым партнером Германии по-прежнему остается Франция. В 1999 г. стоимость германского экспорта во Францию составила около 112,9 млрд. марок, импорта - примерно 87,9 млрд. марок. Вторым по величине рынком сбыта германской продукции - после Франции - стали США (100,8 млрд. марок). Это касается германского импорта, то США занимают здесь второе место (71,2 млрд. марок), уступая лишь Франции. За ними следуют Нидерланды и Италия.
В 1999 г. вырос объем германской внешней торговли со странами Центральной и Восточной Европы, включая страны СНГ. По сравнению с предыдущим годом товарооборот с ними вырос на 1,8 % и составил 192,5 млрд. марок. В 1999 г. германский экспорт в эти страны уменьшился на 5,9 %, составив 97,4 млрд. марок; импорт вырос на 11,1 %, достигнув 97,4 млрд. марок. Польша закрепила за собой позицию ведущего торгового партнера Германии на востоке Европы. Торговый оборот между Польшей и Германией составил почти 42 млрд. марок (плюс 4 %). На втором месте Чехия (39,5 млрд.).
В целом 70-75 % объема германской внешней торговли приходится на европейские государства, примерно 13 % - на азиатско-тихоокеанский регион, около 10 % - на Северную Америку и примерно по 2 % - на Африку и Латинскую Америку. Самое крупное негативное сальдо Германия уже много лет имеет в торговле с Японией. В 1999 г. Германия импортировала из Японии товаров на сумму 42,0 млрд. марок, а Япония закупила в Германии товаров лишь на 20,5 млрд. марок.
Инвестиции за рубежом. В 1999 г. германские предприятия инвестировали за границей 171,67 млрд. марок. А иностранные инвесторы вложили в Германии в тот же период 96,3 млрд. марок, при этом за 1998 г. эта цифра составляла лишь около 38,41 млрд. Если взглянуть на сращивание капиталов германских фирм с зарубежными за границей и наоборот, то инвестиции - согласно общемировой тенденции - были сделаны в основном в странах ЕС и в Америке. Инвестиционные потоки при этом устремлялись в промышленные страны, причем в 1999 г. из Германии они направлялись главным образом в Великобританию, Францию и США, а в Германию - из Франции, Великобритании и США. В основном прямые инвестиции - это касается обоих потоков - делались в сферу услуг и обрабатывающую промышленность. В мировой экономике прямые инвестиции играют все большую роль в глобализации деятельности предприятий и в развитии тесных экономических связей между странами. За последнее время международная конкуренция в области привлечения мобильного иностранного капитала в ту или иную страну значительно обострилась. Согласно докладу ООН о мировых инвестициях за 1999 г. 92 % прямых инвестиций во всем мире были сделаны промышленными странами, на которые в свою очередь и пришлось почти 72 % этих инвестиций. Поэтому при наличии благоприятных общих условий у Германии и в будущем есть прекрасные шансы играть важную роль в этой сфере, как в качестве дающей, так и принимающей стороны.
Чтобы подстраховаться от возможного экономического и политического риска при вкладывании капиталов в развивающиеся страны, федеральное правительство использует особый механизм финансирования. Так, с целью защиты и поощрения инвестиций она заключила договора со 124 развивающимися странами и государствами Центральной и Восточной Европы. Для защиты от политического риска федерация предоставляет гарантии на размещенный в указанных странах капитал, если инвестиции там рассматриваются как целесообразные. Созданное федерацией Германское общество по вопросам инвестиций и развития поощряет прямые капиталовложения германских фирм в третьем мире и в странах, проводящих реформы. Кредитное ведомство реконструкции и развития предоставляет германским средним предприятиям льготные кредиты и дотации в рамках программы для малого и среднего бизнеса, программы по созданию филиалов и технологической программы.
Баланс по текущим операциям. Традиционно большое активное сальдо Германии по экспорту иногда подвергалось критике за границей. Однако ознакомление с ее балансом по текущим операциям показывает, что активному сальдо внешней торговли противостоит высокий дефицит в "невидимом" балансе услуг. Расходы немцев, проводящих отпуск за границей, денежные переводы иностранных рабочих из Германии на родину, помощь развивающимся странам, взносы Федеративной Республики в кассу ЕС и в другие международные организации, а также негативное сальдо в доходах от имущества и состояний "съедают" прибыль, полученную от торговли. После объединения страны германский баланс по текущим операциям сошел поначалу даже на минус. Только за один 1990 г. положительное сальдо в объеме 79,0 млрд. марок упало до минус 30 млрд. марок. В 1999 г. в германском балансе по текущим операциям было зарегистрировано негативное сальдо в размере 32,8 млрд. марок. Тем самым Германия утратила свою прежнюю роль крупнейшего экспортера капитала в мире. Наоборот, для финансирования экономического подъема в восточной Германии в большом объеме требуется иностранный капитал.

4. Инвестиционная привлекательность
В центре процесса глобализации Германия и сегодня является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках.
Тесное переплетение мировых хозяйственных связей открывает новые шансы для обеспечения людей товарами и услугами по низким ценам, новые перспективы на мировых рынках и новые возможности на рынке труда.
Большим шансам, которые открываются в результате процесса глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Параметры международной конкуренции диктуют и направление движения: больше гибкости при адаптации к новым условиям и больше трудовой отдачи, больше рынка и меньше государственного регулирования - все это необходимо для того, чтобы повысить международную конкурентоспособность Германии.
В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды германским предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счет роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя.
Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности. Ответ на вызов современности не может заключаться в протекционизме или в управляемой сверху промышленной политике: торговые барьеры и субсидии приносят больше вреда, чем пользы. Жизненно важное значение для германской экономики имеет осуществление стратегии открытости рынков и использование преимуществ международного разделения труда, создание европейского экономического и валютного союза, а также освоение новых рынков за пределами ЕС.
Поэтому цель федерального правительства заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Необходимо повысить конкурентоспособность предприятий на глобализированных рынках за счет налоговой реформы, наступательной политики в области инноваций, более эффективного содействия малому и среднему бизнесу.
Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. В рамках реформы налогообложения предприятий вводится единая налоговая ставка на доходы юридических лиц в размере максимум 25 % Кроме того, будут сокращены отчисления на социальные нужды. Взносы в фонды социального страхования должны быть снижены с 42 до менее 40 % Это в равной мере улучшит положение, как предприятий, так и граждан.
Необходимо укреплять инновационный характер, прежде всего, мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях.
Экологическая модернизация открывает новые шансы для перспективных предприятий. Налог на потребление энергии делает продукцию, на которую было затрачено меньше энергии, конкурентоспособной. В качестве примера можно привести создание автомобиля с расходом 3 литров горючего на 100 км пробега. Имеются хорошие шансы для того, чтобы германская промышленность взяла на себя роль застрельщика и в международном плане. Ведь улучшение окружающей среды - это глобальная задача, решать которую в будущем придется всем странам мира.
Мелкие и средние предприятия являются важнейшей опорой германской экономической системы. Поэтому одна из приоритетных задач правительства заключается в создании максимально благоприятных общих условий для малого и среднего бизнеса. Наряду с уже упомянутыми налоговыми мерами будут приняты и другие, прежде всего, в пользу мелких предприятий. Необходимо упростить и сделать более эффективной помощь предприятиям.
Проекты по созданию новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того, чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на трудном этапе. Поэтому Федеральное Правительство улучшает институциональные предпосылки для предоставления рискового капитала. Кроме того, в сотрудничестве с банками, инвестиционными и страховыми компаниями будут изучены возможности для создания фондов рискового капитала. Перед Германией стоит сегодня крупная проблема занятости. Уровень безработицы превышает 10 %, что общество в целом может вынести только с трудом. Однако сократить безработицу силами одних лишь политиков невозможно. Свой вклад в решение этой проблемы должны внести также предприятия и стороны по заключению коллективных договоров.
Подъем экономики на востоке - задача всех немцев. В октябре 1990 г. состояние экономики в восточной части Германии было ужасным. Весьма эффективному, отвечающему требованиям международной конкуренции народному хозяйству на западе противостояла государственная экономика на востоке, которая была очень плохо подготовлена к предстоящей интеграции.
Преобразование в значительной мере нерентабельной экономики в конкурентоспособные производственные структуры потребовало больших совместных усилий от всех сторон: от деловых кругов, государства, но в первую очередь от жителей восточной Германии, которые и по сей день играют решающую роль в продвижении вперед процесса обновления. Прогресса удалось добиться лишь потому, что жители новых Федеральных Земель должным образом проявляли личную инициативу и готовность адаптироваться к новым условиям. Часто им приходилось осваивать новое поле деятельности, неоднократно менять место работы или даже быть безработными. После воссоединения был достигнут заметный прогресс в деле выравнивания жизненных уровней на востоке и западе страны. И хотя от отрасли к отрасли показатели различны, в целом уровень заработной платы на востоке составляет уже 91 % от западного. С 1991 г. доля ВВП на душу населения в Восточной Германии выросла с около 40 до более 60 % от западногерманского уровня.
Ключевую роль в структурной перестройке экономики новых Федеральных Земель на первом этапе - после 1990 г. - сыграло Попечительское ведомство, являвшееся субъектом публичного права. Согласно закону перед ним стояла задача санировать восточногерманские предприятия, приватизировать их и - если потребуется - закрывать.
За сравнительно короткое время (до конца 1994 г.) Попечительскому ведомству удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам почти все находившиеся в государственной собственности производственные предприятия. Однако в руках государства все еще остается большой фонд недвижимости, которая постепенно будет распродаваться.
С самого начала - наряду с приватизацией крупных государственных предприятий - большое внимание уделялось возрождению эффективно действующих средних предприятий. Благодаря широкой финансовой поддержке со стороны федерального правительства, земель и Европейского Союза был дан толчок созданию новых предприятий, которые смогли компенсировать значительную часть рабочих мест, утраченных в результате структурной перестройки на больших комбинатах. На сегодняшний день здесь насчитывается 550.000 средних предприятий, которые предоставляют работу для примерно 3,2 млн. человек. Особенно заметен прогресс в создании эффективной инфраструктуры. Никогда прежде в Европе инфраструктура не модернизировалось в таком объеме и за такие короткие сроки:
- До конца 1999 г. были заново проложены или коренным образом модернизированы 11.700 км автодорог федерального значения и 5 400 км железных дорог.
- Фирма "Дойче телеком АГ" создала около 5,7 млн. новых телефонных точек.
- В области жилищного строительства - благодаря финансовой поддержке со стороны государства - были отремонтированы или построены более 4,3 млн. квартир. Таким образом, модернизированы или заново построены более 50 % квартир, имевшихся в жилищном фонде на 1990 г.
- Заметный прогресс имеется и в структурной перестройке сельскохозяйственных предприятий. По европейским меркам наиболее конкурентоспособные структуры были созданы, прежде всего, в сфере земледелия.
Ситуация на сегодняшний день. Условия для экономической деятельности в новых федеральных землях - по международным меркам - привлекательны. Свидетельство тому: около 1700 зарубежных компаний из примерно 50 стран инвестировали здесь свои средства. Среди них и целый ряд известных во всем мире концернов, например, "Дженерал моторз", США (автомобильная промышленность), "Эльф акитен", Франция (энергетика), "Доу кемикл", США (химическая промышленность), "Эдванст майкро дивайсез", США (производство компьютеров), "Самсунг", Южная Корея (электроника) и "Квернер", Норвегия (судостроение). К услугам иностранных инвесторов современная инфраструктура. Профессиональный уровень, мотивированность и гибкость рабочей силы, по общему признанию, являются образцовыми. Кроме того, иностранные инвесторы получают весьма высокую по европейским меркам финансовую поддержку.
Прогресс в деле экономического строительства отражают данные о динамике экономического роста. До 1995 г. восточногерманская экономика развивалась высокими темпами. Реальный экономический прирост составлял до 10 % в год. Высокие темпы роста достигались в первую очередь за счет активной строительной деятельности, которая особенно сильно была заметна в первые годы после воссоединения. На сегодняшний день ситуация пришла в норму, что привело к падению темпов роста в строительном секторе. По прежнему быстро растущий производственный сектор не смог полностью компенсировать падение темпов роста в строительстве, и потому в 1998 г. ВВП на востоке Германии вырос всего на 2 % и впервые с момента воссоединения его прирост был ниже, чем на западе страны (2,8 %)
Стратегия в деле повышения экономической привлекательности восточногерманских земель. Программа будущего 2000 обеспечивает в среднесрочном плане необходимые рамки для финансовой поддержки восточногерманских Земель. Несмотря на необходимость консолидации федерального бюджета, средства, выделенные для программы "Подъем экономики на востоке", заметно превышают уровень 1998 г. В федеральном бюджете на 2000 г на нее выделено около 38 млрд. марок 3,1 млрд. на поощрение инноваций, научных исследований и разработок, 2,3 млрд. на региональную экономическую поддержку, 19,1 млрд. на развитие инфраструктуры, 11,9 млрд. на поддержку рынка труда, 1,7 млрд. на нужды организаций-преемниц Попечительского ведомства и преодоление бремени, оставшегося в наследство от ГДР.
Сюда следует добавить 14 млрд. марок в виде специальных федеральных трансфертов, выплачиваемых восточногерманским Землям в рамках "Пакта солидарности" для ликвидации последствий, обусловленных расколом Германии, а также для поддержки сравнительно слабого финансового положения коммун.
Целью федерального правительства остается создание на востоке эффективной экономики, способной самостоятельно выдержать рыночную конкуренцию и предоставляющей достаточно шансов в сфере занятости и доходов.
Несмотря на позитивные признаки и сокращение безработицы с 18,2 % (1998) до 17,6 % (1999), уровень безработицы на востоке все еще вдвое превышает западногерманский. Поэтому Федеральное Правительство продолжит активную политику на рынке труда, чтобы облегчить безработным переход в сферу занятости.

5. Внешнеэкономические связи с Россией
Германия - важнейший экономический партнер России среди стран ЕС и в большинстве случаев играет для нее роль «окна в Европу». В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономическихсвязяхРоссии.Этообусловлено в первую очередь общим историческим фоном российско-германских отношений. С другой стороны, экономическое сотрудничество Германии с Россией лежит в русле политики Евросоюза по отношению к России. Совместная стратегия Европейского Союза в отношении России, принятая в июне 1999 года, предусматривает интенсификацию сотрудничества, прежде всего в таких областях как наука, воздушный транспорт, космос и энергетика. ЕС поддерживает также вступление России в ВТО как предпосылку для создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией.
Внешнеторговый баланс между Германией и Россией традиционно складывается в пользу последней. Россия с показателями объема торговли в 48,46 миллиардов немецких марок в 2001 году заняла 14 место среди торговых партнеров Германии.
Структура торговли по группам товаров (январь-ноябрь 2001г., российские данные) :
Импорт из Германии: продукты питания, вкусовые продукты (кофе, табачные изделия, алкогольные и другие напитки и т.д.) и сельскохозяйственные продукты: 9,48 %; сырье: 0,4 %; полуфабрикаты: 11,98 %; готовая продукция: 78,07 % (машины и оборудование: 22,84 %, электронная продукция: 14,31%; продукция автомобилестроительной промышленности: 15,67%)
Экспорт в Германию: продукты питания, вкусовые продукты (кофе, табачные изделия, алкогольные и другие напитки и т.д.) и сельскохозяйственные продукты: 1,52%; сырье: 39,03 % (нефть-сырец: 37,29%); полуфабрикаты: 56,42 % (газ, топливо, мазут: 39,1%); готовая продукция: 2,88 %
Структура торговли в 2001 году подтверждает традиционную схему: Россия как поставщик сырья, Германия как экспортер готовых товаров.
Германское и Российское правительства едины в том, что объем прямых германских инвестиций в России должен возрасти и что это может быть достигнуто только за счет создания соответствующих рамочных условий или улучшения уже существующих. Одной из существенных задач двусторонней Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству, созданной Федеральным канцлером Г.Шредером и Президентом В.Путиным, является определение и устранение препятствий для инвестиций на основе анализа отдельных случаев. С германской стороны деятельность Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству координируется Федеральным министерством финансов, Федеральным министерством экономики и технологий, Министерством иностранных дел и Восточным комитетом германской экономики. Информацию о конкретных случаях можно сообщить в эти организации через Союз Немецкой Экономики в Российской Федерации или через Департамент экономики и науки Германского Посольства в Москве.
Союз Немецкой Экономики в Российской Федерации свел воедино основные препятствия для инвестиций и опубликовал их в брошюре.
В частности, речь идет о правовых, бюрократических или административных барьерах – например, в таких сферах как валютное право, право, касающееся товариществ, компаний и объединений, гражданское право, защита инвесторов, конкурсное право, регулирующее вопросы несостоятельности физических и юридических лиц, имущественное право, страховое право, сертификация и таможенное дело.

6. Перспективы и проблемы развития
Экономическая мощь Германии обусловливает высокий уровень жизни населения инасыщение рынкатоварами производственного и потребительского значения. Подъем мировой экономики способствует подъему экономики Германии в среднесрочном периоде, что позволяет улучшать основные экономические показатели, способствует росту инвестиций и объема производства.В ближайшие годы свои позиции смогут упрочить такие отрасли немецкой экономики как машиностроение, электротехника, химическая промышленность и автомобильная промышленность.
При прогнозах развития экономики Германии на средне- и долгосрочный период необходимо учитывать, что более 2/3 немецкой внешней торговли зависит от других стран "зоны евро".
Сокращение внешнеторговых связей со странами Северной и Южной Америки происходит одновременно с увеличением доли стран Восточной Европы и СНГ в объеме внешнеторгового оборота Германии. Этот фактор, наряду с сильной импортной зависимостью ФРГ в ряде отраслей и групп товаров, прежде всего сырьевых, а также поиском новых рынков для сбыта традиционной немецкой продукции, играет существенную роль в развитии процесса постепенного расширения деловой активности Германии на Восток.
Среди проблем развития государства отдельное место занимают возникающие вследствие развития промышленности экологические проблемы. Их решению уделяется большое внимание, особенно в землях восточной Германии. Разработаны довольно совершенные технологииутилизациииуничтоженияотходов производства. Например, уже несколько лет под Гамбургом функционирует самая современная установка по сжиганию бытовых отходов. Отработанные газы здесь очищаются и поглощаются таким образом, что в атмосферу попадает только теплый воздух. В новых землях экологическая ситуация гораздо сложнее, главным образом из-за широкого применения бурового угля, что не только загрязняет атмосферу, но и наносит огромный ущербпочве. Поэтомув ближайшеевремя придется израсходовать десятки миллиардов марок только на рекультивацию земель, особенно в районе Лейпцига, где добывается основная масса бурого угля.
Вообще же, большая часть проблем лежит в рассмотренных сферах, в которых они излагаются более подробно и даны возможные варианты их решения.

Заключение
Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать заключение, что Германия является одним из лидеров (по всем показателям) в своём регионе в частности, и во всём ЕС - в общем. Это высокоразвитая страна постиндустриального общества, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и сферой услуг. Безусловно, имеется ряд довольно-таки значительных проблем, но потенциал страны и нации, общественно-политический курс, а также история экономики страны и её формирования не даёт повода для беспокойства за будущее Германии. Как стратегический партнёр, Германия представляет собой огромный интерес для России, и имеется множество препосылок для успешного развития сотрудничества.

Список использованных источников и литературы
1. Аксёнова М.Д. Страны. Народы. Цивилизация//М.Д. Аксёнова.-М.:2002.
2. Богданович О.И. Страны мира/О.И. Богданович, Ю.А. Дрозд.-М.:2002.
3. Зорская М.А. Германия//М.А. Зорская.-М.:2001.
4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира//В.П. Максаковский.-М.:2000.
5. Мировая экономика.Экономика зарубежных стран/Под редакцией Колесова.-М.:2000.
6. http://geo2000.ru
7. http://germany.org.ru