Защита прав потребителей по Российскому законодательству

Защита прав потребителей по Российскому законодательству
Содержание
Введение
Законодательство о защите прав потребителей
Безопасность товаров (работа, услуг)
Срок службы(годности). Гарантийный срок
Последствия продаж товаров с недостатками
Список литературы (правовые источники)

Введение
Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Теперь закон значительно повысил ответственность производителей продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей установить для них ряд новых обязанностей.

Законодательство о защите прав потребителей
Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских странах еще в 70-е годы. Монополизация производства торговли заставила правительства прибегнуть к мерам государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты одной из них - потребителя.
Основным нормативным актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ “О защите прав потребителей” введеный в действие 7 апреля 1992 года.
Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления работ и оказания услуг, то есть в области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан.
Закон не содержит каких либо общих критериев разграничения компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе.
Закон не распространяется на потребителей - юридических лиц, а также на потребителей - физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для предпринимательской деятельности.
Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи.
Под предпринимателями понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности их имущества.
Одним из важнейших прав потребителя является право на получение товаров, результатов работ и услуг, соответствующих обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона).
Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245 Гк) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям.
Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть.
1. Закон в отличие от Гк не первое место поставил не договор, а обязательное требование стандартов.
Законом РФ от 28 мая 1992г. ”О поставках продукции и товаров для государственных нужд” установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных нужд, и о соотношении этого Закона и “Закона о защите прав потребителей”.
В законе РФ “О поставках продукции и товаров для государственных нужд” зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия договора. Два других критерия (обычные требования, информация о товаре) также должны учитываться при определении качества товара, поставляемых для государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться лишь нормативная документация установленная законодательством. Правовая форма этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана с компетенцией соответствующего органа.
2. ГК отсылает обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены (существенное условие).
Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, независящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве.
3. Закон дополнительно ввел новый критерий - информация о продукции - критерий качества.
Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является право на обмен товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применимо к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг.
Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и республик в составе РФ.
Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том торговом предприятии, где он был приобретен.
Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При не согласии потребителя с отказом в обмене он вправе предъявить к продавцу соответствующий иск.
Безопасность товаров (работ, услуг).
Введеный в действие на территории РФ законы “О сертификации продукции и услуг”, “О стандартизации”, “О защите прав потребителей” ужесточают требования к качеству и безопасности производимых (подаваемых) изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров или оказываемых ими услуг.
Указанные законы предусматривают обязательную сертификацию товаров (работ, услуг), потенциально опасных для здоровья, жизни и имущества граждан, в том числе при их импорте в РФ.
Закон “О защите прав потребителей” (ст.5) устанавливает что потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вреда его имущества. В целях обеспечения упомянутого права в стандартах устанавливаются обязательные требования которые должны это обеспечивать.
Безопасность должна обеспечиваться при разработке и изготовлении товаров, путем обеспечения возможности его ремонта и технического обслуживания. Ответственность за определение необходимости и разработку специальных правил несет изготовитель (исполнитель). это обстоятельство важно, поскольку распределение обязанностей между государственными органами, исполнителями (изготовителями) и продавцом может иметь существенное значение при определении ответственного за причиненный вред лица в том случае, если специальные правила не были разработаны, утверждены, доведены до потребителя либо оказались недостаточными или не были утверждены требования к продукции по ее безопасности.
Закон требует не только довести до сведения потребителя специальные правила использования, транспортировки, хранения и утилизации товаров результатов работ), но и предупредить его о продолжительности срока службы (годности) изделия (то есть о его потенциальной опасности после истечения указанного срока), необходимые действия по его истечении и возможных последствиях в случае не выполнения этих действий. Предупреждение должно быль сделано продавцом (исполнителем) в порядке, установленном Законом для предоставления потребителю информации о продукции. В случае, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствии со статьей 12 Закона.
Каждый из органов, контролирующих безопасность товаров, реализует предоставленные ему полномочия в закрепленной области или по определенной группе товаров (работ, услуг) в соответствии со своей компетенцией, установленные законодательством.
Длительное время существовала практика, когда все требования по безопасности, утвержденные специальными контролирующими органами, переносились в государственный стандарт на соответствующую продукцию (или на них делалась ссылка), который утверждался Госстандартом. Определенный шаг в этом направлении сделан Положением о Госстандарте России, утвержденным постановлением правительства России от 25.12.95г. Этим документом установлено, что разграничение полномочий по отдельным видам деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации межу Госстандартом России и другими центральными органами федерально исполнительной власти регулируются положениями об этих органах и соглашениями между ними и Госстандартом России.
Закон “О защите прав потребителей” не ограничивается установлением порядка и формы правового регулирования требований к безопасности товаров (работ, услуг). Одновременно устанавливается порядок проверки соответствия изготовленной продукции упомянутым требованиям, а также меры, направленные на предотвращение поступления опасной продукции к потребителю. Для указанной цели предусматривается введение обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям безопасности.
На сертифицированные товары в установленном порядке выдается сертификат. Номенклатуру товаров (работ, услуг) подлежащих обязательной сертификации, согласно Закону определяет Госстандарт России.
Продукция прошедшая сертификацию и выпускаемая предприятиями может оказаться фактически не соответствующей установленным требованиям безопасности. На этот случай Закон предусматривает: если установлено, что при использовании, транспортировке или хранении товаров (результатов работ) с соблюдением установленных правил они причиняют или могут причинить вред - принять меры по изъятию их из оборота, приостановить их производство.
Закон недостаточно четко дифференцирует обязанности изготовителей (исполнителя) и продавцов в случае выпуска продукции с нарушением требований к безопасности. Необходимые меры должны приниматься немедленно, независимо от того, кем установлены эти факты и обстоятельства. Производство продукции и ее реализация должны быть приостановлены до устранения причин, вызывающих вред, т. е. до устранения нарушений производственного происхождения или других недостатков.
Законом установлено, что за нарушение требований по безопасности товаров (работ, услуг) предусмотренных п.5 ст.5, а также за необоснованную выдачу сертификата ответственность определяется п.2 ст.41 Закона (до 3-х должностных окладов на руководителей и органов сертификации).
Изготовитель обязан:
* обеспечить изготовление продукции в соответствии с установленными требованиями к ее качеству;
* представить продукцию на сертификацию;
* разработать специальные правила использования продукции;
* установить срок службы (годности) продукции;
* обеспечить разработку и доведение до потребителя необходимой информации;
* в установленных случаях приостановить производство и реализацию продукции либо снять ее с производства, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
* в установленных случаях возместить в полном объеме причиненный ущерб;
Продавец обязан:
* обеспечить реализацию товаров, имеющих сертификат безопасности;
* обеспечить доведение до потребителя необходимой информации;
* в установленных случаях приостановить реализацию, принять меры по изъятию из оборота и у потребителей опасной продукции;
* в установленных случаях возместить в полном объеме починенный ущерб.
Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона.

Срок службы (годности) Гарантийный срок
Согласно п.2 ст.5 Закона на товары (результаты работ), использование которых по истечении определенного срока представляет опасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды или может причинить вред имуществу потребителей устанавливается срок службы (годности).
Сущность этих сроков состоит в том, что использование соответствующих товаров по прямому назначению за их пределами недопустимо или даже невозможно ввиду достижения предельного технического состояния или приобретения каких-либо вредных качеств в результате их использование становится опасным.
Сроки службы устанавливают обычно для машин, приборов и других товаров длительного пользования, а срок годности - для пищевых продуктов лекарств, и т. п.
В течение этого срока изготовитель (исполнитель) несет определенные обязанности, направленные на обеспечение возможности использования продукции, и ответственность за их неисполнение или не надлежащее исполнение.
Согласно Закону продажа товаров с просроченным сроком годности запрещается. Своеобразной разновидностью срока годности является срок реализации, который устанавливается для ряд скоропортящихся товаров (молоко и молочные изделия и т. д.).Предельный срок реализации указывается на упаковке, таре, в накладной.
Товары с истекшим сроком реализации считаются утратившими свои потребительские свойства и не могут быть реализованы потребителю. Но Закон не устанавливает, кем определяется срок годности.
Закон не содержит никаких разъяснений о существе понятия “гарантийный срок”. Впервые он упоминается в ст.12 Закона как срок, в течении которого могут выявляться недостатки товара. В ст.18 гарантийный срок также трактуется как временной период обнаружения недостатков товара. При этом указывается, что он устанавливается изготовителем. таким же образом характеризуется гарантийный срок и на выполненную работу (оказанную услугу) в ст.30 Закона. Однако кем он устанавливается, в этом случае не указано.
Гражданский кодекс РСФСР в главе о договоре поставки продукции (ст.263 Гк) предусматривает, что сроки и порядок установления покупателем недостатков поставленной ему продукции которые не могли быть обнаружены при обычных условиях приемки, и предъявления поставщику претензий, вытекающих из поставки продукции не надлежащего качества определяются законодательством.
Таким образом, речь идет о сроках, в течение которых могут устанавливаться скрытые недостатки. Той же статьей предусмотрено, что в отношении продукции, предназначенной для длительного пользования или хранения, стандартами и техническими условиями могут предусматриваться более длительные сроки для установления покупателем указанных недостатков - гарантийные сроки.
Договорами могут устанавливаться гарантийные сроки, если они не предусмотрены стандартами или техническими условиями, а также гарантийные сроки более продолжительные чем предусмотренные ГОСТ и ТУ.
Статьей 248 ГК указанные положения по существу, распространены на договор розничной купли-продажи.
В соответствие с Законом гарантийный срок это - удлиненный (по сравнению с установленным в законе) срок для выявления недостатков товаров (работ, услуг) которые не могут быть обнаружены при его обычной приемке (скрытые недостатки).
Гарантийные сроки и сроки службы (сроки, установленные Законом) исчисляются со дня продажи товара потребителю. Если день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляться со дня изготовления товара.
Для сезонных товаров (обувь, одежда и т. п.) такие сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, определяемого правительствами РФ и республик в его составе исходя из территориальных климатических условий местонахождения потребителя.
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в других случаях, когда момент заключения договора купли-продажи не совпадает с передачей товара потребителю эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если товары нуждаются в специальной установке (подключении или сборке) со дня их производства.
Гарантийные сроки на результаты работ, услуг должны исчисляться со дня принятия работы (услуги) потребителем, а в случае несвоевременного ее принятия по вине потребителя - со дня установленного договором срока исполнения услуги.

Последствия продажи товара с недостатками
Под товаром с недостатками понимается товар ненадлежащего качества, не соответствующий требованиям ст.14 Закона.
Ст. 17 Закона установлено что потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
* безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на исправление недостатков потребителем ибо третьим лицом;
* заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);
* заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
* расторгнуть договор и возместить убытки.
Упомянутые требования могут быть предъявлены потребителем по своему выбору продавцу или торговому предприятию, по месту нахождения потребителя, которое создано продавцом или выполняет соответствующие функции на основе договора с ним.
Потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении недостатков товара и по истечении гарантийных сроков. Такое требование может быть предъявлено в течение установленного срока службы, а если он не установлен - в течение 10 лет, когда в товаре выявлены существенные недостатки, допущенные по вине изготовителя. Если требование не удовлетворено в предусмотренный срок 10 дней, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, установленные ст. 17 Закона.
При расторжении договора расчеты с потребителем производятся в случае повышения цены исходя из стоимости товара на момент предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены - из стоимости товара на момент покупки.
Все обязанности которые возлагает Закон на продавца некачественного товара, могут быть выполнены им непосредственно, за исключением одной - устранения недостатков товара. В связи с этим необходимо рассмотреть не только вопрос о субъекте, несущем ответственность перед потребителем, а также обязанности третьих лиц, предусмотренные Законом.
Должники несут перел потребителем солидную ответственность. В случае, если изготовитель полностью или частично отказался удовлетворить требование третьего лица о возмещении расходов и уплате вознаграждения, спор должен решаться в судебных органах в общем порядке по иску третьего лица.

Литература (правовые источники)
1.Закон РФ “О защите прав потребителей” от 7.02.92 №2300-1
//Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ №15,1992г. ст.786
2.Постановление Верховного Совета РФ от 7.02.92 №2300/1-1 “О введении в действие Закона “О защите прав потребителей”
//ВСНД и ВС №15,1992г.№787
3.Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГК АП РФ (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей. Утв. Приказом ГК АП РФ №51 от 23.04.93 рег.№243
//Российские вести №90,1993г.
4.Закон Рф от 10.06.93 №5153-1 “О сертификации продукции и услуг”
//ВСНД и ВС №26 1993г.