Общее собрание акционеров



Оглавление

Наименование раздела
Оглавление
I. Введение
II. Общее собрание акционеров
1. Компетенция собрания
2. Право на участие в собрании
3. Информация о проведении собрания
4. Подготовка и проведение собрания
5. Кворум собрания
6. Порядок принятия собранием решений
7. Голосование на общем собрании акционеров
8. Счетная комиссия
9. Протокол собрания
10. Заключение
Список литературы


I. Введение.
Акционерным обществом является коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (ст.2 Закона "Об акционерных обществах"). Это одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. Его деятельность регламентируетсяглавой 4"Гражданского кодекса Российской Федерации", Федеральным законом " Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 № 65-ФЗ,от 24.05.1999 №101-ФЗ, от 07.08.2001 № 120-ФЗ), рядом указов Президента Российской Федерации, таких как " О мерах по обеспечению прав акционеров" от 27.10.93 г. №1769 (в редакции от 31.07.95 г.), "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров" от 31.07.95 г. №784, "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" от 18.11.95 г. №1157, "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" от 18. 08.96 г.№1210, Постановлением ФКЦБ от 31.05.2002 г №17/пс. и учредительными документами акционерного общества.
Указанные выше документы предполагают возможность существования нескольких органов управления, внутреннего и внешнего контроля органов общего собрания, между которыми существуют проблемы распределения компетенции, установления порядка принятия решений, возможности действия от имени общества, определения ответственности за причиненные убытки. Через эти органы АО осуществляет свои функции, как юридическое лицо.
Федеральный закон "Об акционерных обществах" вводит ряд обязательных требований к органамакционерного общества, оставляя при этом за акционерами право выбора оптимальной, с их точки зрения, для общества структуры органов управления и рационального распределения полномочий между ними. В АО могут создаваться следующиеорганы управления:
-общее собрание акционеров;
-совет директоров (наблюдательный совет);
-единоличный исполнительный орган (генеральный директор, директор);
-коллегиальный исполнительный орган ( исполнительная дирекция,правление);
-ликвидационная комиссия.
Органом внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью АО является ревизионная комиссия. Постоянно действующий орган общего собрания - счетная комиссия.
Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров, через участие в котором владельцы голосующих акций реализуют свое право на управление делами общества. Однако это не означает, что оно всесильно. Собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены регламентирующими документами к его компетенции. Перечень этих вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.
Данная работа посвящена рассмотрению порядка созыва и проведения общего собрания акционеров и его компетенции.
В России установлена обязательная трехзвенная система управления: общее собрание акционеров - совет директоров (наблюдательный совет) - исполнительный орган (единоличный или коллегиальный).
Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.
Всобрании акционеров принимают участие различные акционеры, которых по составу можно разделить на три группы:
1. Акционеры, приобретающие акции в целях перепродажи, получения дохода, которых с компанией их связывает чисто денежный интерес. Это мелкие акционеры, каждому из которых принадлежит небольшая доля собственности. Единственная забота такого акционера состоит в том, чтобы эта доля принесла ему как можно больше денег. При возможности увеличения дохода он продает акции и вкладывает деньги в более выгодные ценные бумаги.
2. Акционеры-работники предприятия (включая администрацию, интересы которой могут расходиться с интересами остального персонала). Интересы работника предприятия, как правило, не замыкаются на дивиденде. Ему совсем не безразлична судьба предприятия, от которой зависит его заработная плата, получение ряда социальных льгот и даже социальный престиж. Побудительный мотив работника представляет собой сочетание мотивов денежного вознаграждения и солидаризации с целями фирмы. Вместе с тем работники-владельцы акций скорее держатели и распорядители, чем ответственные собственники. В массе своей они не способны дать объективную оценку деятельности руководства АО. Поэтому при принятии решений они руководствуются не расчетом, а эмоциями.
3. Крупные акционеры, покупающие акции из предпринимательских соображений. Один и тот же инвестор в одних случаях приобретает предприятие (или ряд предприятий) с тем, чтобы развивать производство, в других - налаживает управление, санирует предприятие, а затем продает, в третьих - покупает пакет акций в целях перепродажи. Но в каждом конкретном случае инвестор выступает в весьма определенной роли. И в процессе приватизации или продажи крупного пакета акций эта роль должна учитываться, исходя из интересов государства.
Влияние указанных категорий акционеров на решения, принимаемые собранием, различно в зависимости от распределения между ними акций.
II. Общее собрание акционеров
В данном разделе рассмотрим следующие вопросы:
1. Компетенция собрания
2. Право акционеров на участие в собрании
3. Информация о проведении собрания
4. Подготовка и проведение собрания
5. Кворум собрания
6. Порядок принятия собранием решений
7. Голосование на общем собрании акционеров
8. Счетная комиссия
9. Протокол собрания

Компетенция, порядок созыва, подготовки и проведения общего собрания акционеров (В дальнейшем - собрание.) регламентируются статьями 47 - 63 Закона.
В акционерном обществе проводится два вида собраний. Во-первых, общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Оно проводится в сроки, определяемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года общества.
Годовое собрание созывает совет директоров (наблюдательный совет) общества с повесткой дня, определенной пунктом 1 статьи 47 Закона.
На каждом годовом собрании решаются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждении аудитора общества, а также рассматриваются и утверждаются (или не утверждаются) годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибылей (в том числе выплата (объявление дивидендов) и убытков.
Проводимые помимо годового собрания являются внеочередными. Такие собрания проводятся (ст.55 Закона) по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества по его собственной инициативе, по требованию ревизионной комиссии (ревизора), аудитора общества, а также акционера (акционеров), являющегося владельцем не менее 10% голосующих акций на дату предъявления требования.
В требованиях о проведении внеочередного собрания должны быть сформулированы вопросы, подлежащие включению в повестку дня собрания, с указанием мотивов их внесения. Совет директоров не вправе вносить в такую повестку какие-либо изменения.
1. Компетенция собрания
Собрание является высшим органом управления общества (п.1 ст.47). Однако это не означает, что его компетенция безгранична. Границы компетенции собрания определяются кругом вопросов, которое оно решает. Эти вопросы перечислены в пункте 1 статьи 48 Закона, а также в его других отдельных статьях.
Границы компетенции собрания определяются также и тем, что оно не вправе отменять или корректировать решения совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа общества, его директора и правления (дирекции), принятые ими решения, если они приняты в соответствии с предоставленными им Законом и уставом общества полномочиями.
Собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции Законом. Решение вопросов, указанных в подпунктах 1 - 20 пункта 1 статьи 48 Закона, относится к исключительной компетенции собрания. Оно не может быть им передано исполнительному органу общества. Эти же вопросы не могут быть им переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением решения вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со статьями 12 и 27 Закона.
В этом преимущество современного законодательства, ликвидировавшего один из крупнейших недостатков ранее действовавшего законодательства, в котором отсутствовало четкое разделение компетенции между различными органами АО. Однако зачастую на практике данная норма нарушается. По укоренившейся традиции общее собрание во многих случаях носит формальный характер, на нем решаются преимущественно производственные и социальные вопросы и в меньшей мере финансовые. Тем самым смешиваются функции управления производством и капиталом, нарушается распределение компетенции между органами управления, снижается эффективность работы.
Определенная Законом об акционерных обществах компетенция общего собрания акционеров (ст.48), безусловно, должна быть отражена в его уставе с тем, чтобы каждый акционер в любой момент мог с ней ознакомиться, а на собрании не возникали диспуты о том, вправе или нет оно решить тот или иной вопрос.
При включении в устав положений о полномочиях общего собрания могут возникнуть некоторые проблемы, в связи с чем представляется целесообразным высказать ряд соображений, которые могут быть учтены при приведении устава общества в соответствие с требованиями Закона об акционерных обществах.
Во-первых, значительная часть вопросов, решаемых общим собранием акционеров, вносится на его рассмотрение советом директоров (п.3 ст.49), если иное не предусмотрено уставом общества. Собрание, одобрив предложение совета директоров, принимает тем самым на себя ответственность за результаты принятого им решения. После того, как решение принято, совет директоров остается как бы в стороне от такой ответственности.
В этой связи общество заинтересовано в том, чтобы обеспечить ответственный подход органов управления, их должностных лиц, обеспечивающих подготовку вопросов и принимающих по ним на своем уровне решения. Исходя из этого целесообразно в уставе записать положение о том, что совет директоров несет ответственность за внесенные на рассмотрение собрания предложения, сославшись на статью 71 Закона.
Факт установления определенных требований и санкций к членам совета директоров обнажит существующую проблему, сделает ее предметом внимания и дополнительно обозначит права рядовых акционеров, имеющих не менее 1 процента акций иголосующих на годовых собраниях при выборе членов совета директоров.
Однако только отразить в уставе саму эту проблему недостаточно. В целях обеспечения вынесения на решение собрания хорошо и всесторонне проработанных предложений полагаю целесообразным регламентировать порядок подготовки проектов решений собрания, отразив его в уставе или каком-либо внутреннем документе общества.
В самом общем виде такой механизм заключается в том, что проекты решений по определенному кругу вопросов подготавливаются с участием правления общества, его директора. Если же на рассмотрение собрания выносятся несогласованные решения, то правление, директор должны дать письменное заключение с обоснованием своей позиции, иметь возможность выразить свое мнение по данному вопросу.
Во-вторых, согласно Закону (гл. Х) к компетенции совета директоров отнесено одобрение сделок с имуществом общества в весьма крупных размерах, что в случае, если такие сделки окажутся неудачными, может принести обществу большие убытки, даже привести его к банкротству. Поэтому акционерам следует подумать о том, чтобы защитить себя в этом плане от разного рода неожиданностей. Дело в том, что современное российское уголовное и гражданское законодательство еще не ориентировано в должной мере на пресечение и предупреждение злоупотреблений в хозяйственной и коммерческой деятельности, что открывает перед различного рода недобросовестными элементами, в том числе и некоторой частью руководящих работников, широкие возможности в присвоении различными путями средств, а затем и имущества предприятий путем сознательного или непреднамеренного доведения их до финансовой несостоятельности, банкротства.
Возможность банкротства предприятия многократно увеличивается в результате вступления в различного рода производственно-коммерческие отношения, в том числе с иностранными партнерами. Часто причина банкротства здесь кроется не только в некомпетентности и невежестве в коммерческой деятельности, но и безответственности и халатности ответственных работников, разрабатывающих взаимные договорные обязательства сторон, их полной неспособности просчитать хотя бы на ближайшую перспективу последствия принимаемых ими решений.
Опасности банкротстваподвержены любые акционерные общества, если их акционеры не смогут самостоятельно уберечь свои имущество и денежные средства от расхищения. В этой связи общим собраниям акционеров целесообразно взять под свой контроль те действия администрации, которые связаны с распоряжением значительными средствами, хотя возможностей для этого, надо прямо сказать, немного.
В этих целях, в частности, возможно предусмотреть правило, согласно которому в годовом отчете совета директоров, решение по которому принимает годовое собрание, должна быть дана полная информация о сделках с имуществом общества в истекшем финансовом году и их результатах.
Необходимо также использовать возможности, хотя и очень ограниченные, в части участия общего собрания акционеров в принятии решений о совершении крупных сделок от лица общества.
Так, решение о заключении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества (ст.79), принимается советом директоров общества единогласно. Если же согласие о заключении такой сделки в совете директоров не достигнуто, по решению совета директоров этот вопрос может быть вынесен на решение общего собрания акционеров.Учитывая, что члены совета директоров по различным причинам не одобряют некоторые сделки, но в то же время выносят вопрос о них на решение собрания, они тем самым возлагают на собрание ответственность за принятое решение, последствия которого могут быть для общества весьма негативными. Вместе с тем, принять правильное решение массе неискушенных в финансовых делах рядовых акционеров значительно сложнее, чем специалистам членам совета директоров.
Поэтому желательно по возможности ограничить число таких решений, а также возможность "протащить" на собрании выгодное кому-то решение. В этих целях целесообразно предусмотреть в уставе, что в подобных ситуациях решение принимается квалифицированным большинством участников собрания.
Особенно осторожными акционерам необходимо быть при принятии собранием решения об одобрении сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества. В данном случае общество рискует потерять сразу половину своего имущества, что практически означает его банкротство. Заметим, что согласно Закону (ст.79) только собрание вправе разрешать такие сделки большинством в 3/4 голосов акционеров – владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании.
Не менее осторожными акционерам следует быть на собраниях, на которых решается вопрос о заключении сделок, в которых заинтересованы руководящие работники общества и его крупные акционеры. Законом об акционерных обществах (ст.83) предусмотрено, что решение в данном случае принимается общим собранием акционеров-владельцев голосующих акций большинством голосов акционеров, не заинтересованных в сделке, в определенных данной статьей случаях, которые целесообразно повторить в уставе общества, а именно:
- если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2 и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, предусмотренных абзацами третьим и четвертым настоящего пункта;
- если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции;
- если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2 процентов обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции.
При включении указанных записей в устав все акционеры будут знать свои права, а внесение этих вопросов в повестку дня собрания не будет для них неожиданным явлением. Они смогут вполне осознанно подготовиться к принятию самостоятельного решения.
В то же время всем акционерам необходимо знать все ограничения на проведение сделок, которые предусмотрены главой ХI "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Закона. В этих целях данную главу желательно полностью привести в уставе или ином внутреннем документе общества.

2. Право на участие в собрании

Право на участие в собранииустанавливается в соответствии со статьей 51 Закона. В список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются:
- акционеры - владельцы обыкновенных акций общества;
- акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, предоставляющих в соответствии с его уставом право голоса, если такие привилегированные акции были размещены до 1 января 2002 года или в такие привилегированные акции были конвертированы размещенные до 1 января 2002 года эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в привилегированные акции;
- акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, размер дивиденда по которым определен в уставе общества (за исключением кумулятивных привилегированных акций общества), в случае, если на последнем годовом общем собрании независимо от основания не было принято решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа или было принято решение о неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям этого типа;
- акционеры - владельцы кумулятивных привилегированных акций общества определенного типа, в случае, если на последнем годовом общем собрании, на котором в соответствии с уставом общества должно было быть принято решение о выплате по этим акциям накопленных дивидендов, независимо от основания такое решение не было принято или было принято решение о неполной выплате накопленных дивидендов;
- акционеры - владельцы привилегированных акций общества, в случае, если в повестку дня общего собрания включен вопрос о реорганизации или ликвидации общества;
-акционеры - владельцы привилегированных акций общества определенного типа, в случае, если в повестку дня общего собрания включен вопрос о внесении в устав общества изменений или дополнений (утверждении устава общества в новой редакции), ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций, а также о принятии решения, являющегося в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" основанием для внесения в устав общества изменений или дополнений, ограничивающих права акционеров - владельцев этого типа привилегированных акций;
-представители Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в случае, если в отношении общества используется специальное право на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция");
-иные лица в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В случае, если акции общества составляют имущество паевых инвестиционных фондов, в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются управляющие компании этих паевых инвестиционных фондов.
В случае, если акции общества переданы в доверительное управление, в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, включаются доверительные управляющие, за исключением случаев, когда доверительный управляющий не вправе осуществлять право голоса по акциям, находящимся в доверительном управлении. (п. 2.11 постановления ФКЦБ от 31.05.2002г.)
От ранее действовавших отличаются и дифференцируются сроки составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров: самый ранний срок для даты составления списка акционеров сократился и составляет 50 дней (вместо 60), но для случая проведения внеочередного общего собрания акционеров, в повестку дня которого включен вопрос об избрании кумулятивным голосованием нового совета директоров, этот срок стал более продолжительным – 65 дней. Установление разных сроков для разных вопросов компетенции общего собрания акционеров достаточно обоснованно: возможность составления списка акционеров за более продолжительный срок при решении вопроса о переизбрании совета директоров связано с предоставлением акционерам возможности предложить своих кандидатов в совет директоров. Следовательно, необходимо иметь достаточный запас времени для выдвижения кандидатов, их включение в список для голосования, а также в установленные сроки уведомить акционеров о проведении общего собрания.
Достаточно серьезным изменением в отношении расширения прав акционеров можно назвать снижение порога в количестве акций, обладание которыми предоставляет акционеру право ознакомления со списком лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров: теперь оно принадлежит акционерам, обладающим не менее чем 1 процентом акций, ранее это количество должно было быть в 10 раз больше. Однако стоит отметить, что акционеры, обладающие 1 процентом акций, и раньше пользовались этим правом, но через обращение к регистратору общества. Таким образом, указанное изменение лишь легализовало уже существующее положение вещей.
Вместе с тем, необходимо указать на существующие изъяны при реализации данного права: целью его является предоставление возможности миноритарным акционерам объединить свои усилия для консолидированного выступления по тому или иному вопросу на общем собрании акционеров, избрании единого кандидата в органы управления и контроля общества. Однако составление списка акционеров порой занимает достаточно продолжительное время (например, в случае, когда основными зарегистрированными лицами в реестре акционеров являются номинальные держатели акций), что приводит к существенному усложнению, а иногда и невозможности достижения указанной цели.
Голосование на общем собрании акционеров является для акционера возможностью выразить свое отношение по вопросам, связанным с деятельностью общества. Эти вопросы составляют компетенцию общего собрания акционеров, и если в отношении круга вопросов, принятие решения по которым является прерогативой общего собрания акционеров, практически никаких изменений не произошло, то этого нельзя сказать о порядке принятия решений. По общему правилу решение принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества, участвующих в голосовании. Раньше возможность квалифицированного голосования устанавливалась как непосредственно нормами Закона, так и уставом общества. Теперь же ситуация изменилась, и, скорее всего, не в лучшую с позиций защиты интересов акционеров сторону: Законом оставлена возможность исключительно законодательного установления квалифицированного голосования, например, в вопросах дополнительной эмиссии акций, одобрении крупных сделок. При этом можно установить, что законодатель в этом вопросе достаточно непоследователен: для вопроса, решение по которому итак предполагает квалифицированное большинство голосов, зачастую установлена возможность предусмотреть уставом большее число голосов, необходимое для принятия решения (например, см. пп.3, 4 ст.39 ФЗ об АО).
Получается, что решение о размещении акций посредством закрытой подписки можно принимать более чем три четверти голосов акционеров, предусмотрев это уставом общества, в то время как порядок принятия решения о консолидации акций (до недавнего времени являвшейся одним из самых распространенных способов изменения структуры акционерного капитала) локальными нормами изменить нельзя, данный вопрос в соответствии с ФЗ об АО должен приниматься всегда простым большинством (см. п.2 ст.49 ФЗ об АО см. п.2 ст.49 ФЗ об АО). В этом отношении внесенные изменения нельзя причислить к позитивным, и, необходимо отметить, нормы предыдущей редакции были более демократичными и в большей степени могли гарантировать учет интересов акционеров.
Законом об акционерных обществах (ст.57) институт представителей акционеров сохранен: они имеют право на участие в общем собрании акционеров. Поскольку представители акционеров имеют право участвовать в работе общего собрания на основе доверенности, необходимо особо остановиться на вопросе подтверждения их права на представительство перед обществом. Такая необходимость возникает потому, что акционеры заинтересованы в том, чтобы поручить защиту своих интересов специалистам высокой квалификации, наделив их большим числом голосов, способным влиять определенным образом на решения, принимаемые общим собранием акционеров. К тому же по различным, часто независящим от акционеров причинам многие из них не могут принимать участия в работе собраний.
В этой связи акционерам необходимо знать правила, регламентирующие представительство, поскольку известно немало случаев, когда нарушаются права акционеров. Наиболее характерные из них, когда разрешается давать доверенность только определенным лицам - членам совета директоров, правления, акционерам, работающим в данном обществе, произвольно ограничивается срок ее действия.Представительство и порядок выдачи доверенности, ее содержание регламентируются статьями 182 - 189 ГК РФ. Там, в частности, сказано, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (т.е. не порождает никаких последствий, кроме того, что она недействительна).
Действие доверенности прекращается вследствие: истечения срока доверенности; отмены доверенности лицом, выдавшим ее; отказа лица, которому она была выдана; прекращения юридического лица, от имени которого она была выдана; прекращения юридического лица, которому выдана доверенность; смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
Лицо, выдавшее доверенность, может во всякое время отменить доверенность, а лицо, которому доверенность выдана, отказаться от нее. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно. Лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об этом лицо, которому доверенность выдана, также известных ему третьих лиц (в данном случае акционерное общество), для представительства перед которыми дана доверенность.
Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц (в данном случае - акционерного общества). Это правило не применяется, если третье лицо (акционерное общество) знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось. По прекращении доверенности лицо, которому она выдана, или его правопреемники обязаны немедленно вернуть доверенность.
Таким образом, утверждение некоторых заинтересованных должностных лиц о том, что представлять интересы акционеров на общих собраниях может ограниченный круг работников, не основывается на законе. Мало того, оно ему прямо противоречит. Любой акционер вправе выдать доверенность на представление его интересов любому правомочному и дееспособному гражданину или юридическому лицу. Кроме того, закон четко определяет причины, в силу которых прекращается доверенность. Поэтому никакое должностное лицо не вправе прекращать действие доверенности по иным основаниям. Вместе с тем следует иметь в виду, что акционер вправе в любое время заменить своего представителя на общем собрании акционеров или лично принять в нем участие (п.1 ст.57 Закона).
В случае если акционер передал, продал свою акцию в период между датой составления списка акционеров, дающего право на участие в собрании, и до даты его проведения, лицо, включенное в список, обязано выдать приобретателю доверенность на голосование или голосовать на собрании в соответствии с указанием приобретателя акции. Такое правило применяется также к каждому последующему случаю передачи акций (п.2 ст.57 Закона).
Следует также иметь в виду возможный случай, когда акция общества находится в общей долевой собственности нескольких лиц. Тогда, согласно пункту 3 статьи 57 Закона, правомочия по голосованию на общем собрании акционеров осуществляются по их усмотрению одним из участников общей долевой собственности либо их общим представителем. Полномочия этих лиц должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.

3. Информация о проведении собрания

Порядок доведения до акционеров информации о проведении собрания регламентирован статьей 52 Закона. Ею предусмотрены две формы информации, одну из которых вправе выбрать общество по своему усмотрению. Во-первых, форма сообщения акционерам о проведении собрания, в том числе орган печати в случае сообщения в виде опубликования информации, определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Общество вправе информировать акционеров о проведении собрания, используя и иные средства массовой информации - телевидение, радио. При этом необходимо учитывать требования статьи 92 Закона, согласно которой информацию о проведении общего собрания акционеров открытое общество обязано опубликовать в средствах массовой информации, доступных до всех акционеров данного общества.
Во-вторых, если уставом общества не предусмотрена определенная форма сообщения, то уведомление о проведении общего собрания акционеров, в том числе рассылка бюллетеней для голосования, осуществляется заказным письмом.
Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее, чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, - не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.
В случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 53 настоящего Федерального закона, сообщение о проведении внеочередного общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее чем за 50 дней до даты его проведения.
Сообщение о проведении собрания должно содержать:
- полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;
-форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
-дата, место, время проведения общего собрания акционеров и в случае, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 60 настоящего Федерального закона заполненные бюллетени могут быть направлены обществу, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
-дата составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;
-повестка дня общего собрания акционеров;
-порядок ознакомления с информацией (материалами), подлежащей предоставлению при подготовке к проведению общего собрания акционеров, и адрес (адреса), по которому с ней можно ознакомиться.
В сообщении о проведении общего собрания, проводимого в форме собрания, помимо вышеуказанных сведений, предусмотренных п.2 ст.52 Закона, должно быть указано время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании (Постановление ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс).
К информации (материалам), подлежащей представлению акционерам при подготовке годового общего собрания акционеров, относятся годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества и аудитора общества по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества, сведения о кандидатах в совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию (ревизора) общества. К этой информации относятся и другие вопросы, включаемые в повестку дня внеочередного общего собрания акционеров.
В случае, если интересы акционеров представляет номинальный держатель акций, сообщение о проведении собрания направляется в его адрес. Номинальный держатель акций обязан довести до сведения своих клиентов сообщение о проведении собрания.

4. Подготовка и проведение собрания
Этому вопросу посвящена статья 54 Закона. При подготовке общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества, а в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Закона, лица, созывающие собрание, определяют:
- дату, место и время проведения собрания;
- повестку дня собрания;
- дату составления списка акционеров, имеющих право на участие в собрании;
- порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания;
- перечень информации (материалов), предоставляемой акционерам при подготовке
к проведению собрания;
- форму и текст бюллетеня для голосования в случае голосования бюллетенями;
- типы привилегированных акций, владельцы которых обладают правомголоса по вопросам повестки дня общего собрания, проводимогов форме собрания, а также о времени начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании.
Как видим, в 54 статье ничего не сказано о проведении собрания. Что же касается подготовки к нему, то приводится перечень чисто формальных решений, необходимых для созыва собрания.
В то же время подготовка собрания требует проведения многих мероприятий, в том числе и тех, о которых говорится в статьях 51, 52 и 56 Закона. К тому же большинство чисто технических действий, связанных с подготовкой собрания, в Законе, естественно, не могло найти отражения, в этом нет необходимости. Однако без их проведения подготовить собрание невозможно.
Результативность собрания акционеров в значительной степени зависит от того, насколько четко проработана организация его проведения, налажено взаимодействие ведущего собрание, секретариата, держателя реестра, счетной и ревизионной комиссий и участников собрания.
Для того, чтобы избежатьнеобоснованных дискуссий, шквала вопросов из зала по процедурным вопросам, необходим регламент (порядок) проведения собрания акционеров, являющийся составной частью устава общества; компании обязаны внести изменения в свои Уставы либо внутренние документы, регулирующие порядок проведения общих собраний акционеров в связи с тем, что в июле 2002 года было опубликовано Постановление ФКЦБ «Об утверждении дополнительных требований к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров». Это значит, что уже с 18 августа все акционерные общества начали жить по новым правилам принятия корпоративных решений.
В связи с изданием названного документа большинству акционерных обществ придется не только изменить подход к подготовке, созыву и проведению акционерных собраний, но и внести соответствующие изменения в Уставы и внутренние документы акционерных обществ. Следовательно, именно этот нормативный акт в первую очередь повлияет на отечественные компании, и именно его акционерные общества будут наиболее часто применять в текущей деятельности.
На первый взгляд «Дополнительные требования» не содержат никаких существенных изменений, связанных с общими собраниями акционеров. Все вроде бы остается на своих местах. И только внимательное изучение положения раскрывает истинный смысл документа. Дело в том, что «Дополнительные требования», изменяя детали, призваны трансформировать представление об общем собрании акционеров, превратив его из пустой формальности и наглядного примера нарушения прав миноритарных владельцев ценных бумаг в действенный механизм, предполагающий участие в управлении компанией всех ее акционеров.
Удастся ли «Дополнительным требованиям» достичь поставленной цели, покажет время, однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы по поводу содержания этого документа.
Так, при подготовки общего собрания акционеров устанавливается исчерпывающий перечень способов, с помощью которых акционер может контактировать с компанией. В частности, для того чтобы внести предложения в повестку дня общего собрания или инициировать проведение внеочередного акционерного собрания, надо воспользоваться одним из следующих средств:
·направит письмо почтой;
·вручить под роспись уполномоченному лицу общества;
· направить иным способом, предусмотренным Уставом или внутренними документамиобщества (например, с помощью электронной почты).
К сожалению, при почтовом извещении «Дополнительными требованиями» устанавливается возможность послать письмо либо по местонахождению единоличного исполнительного органа общества, либо по иным адресам, указанным в Уставе и внутренних документах юридического лица. Вряд ли это положение существенно поможет акционерам довести свое мнение до компании. Скорее всего оно будет использоваться для того, чтобы неугодные акционеры не смогли внести интересующие их вопросы в повестку дня и выдвинуть кандидатов в органы общества. Если общество устанавливает несколько адресов для приема корреспонденции, лучше направлять письма по местонахождению его генерального директора.
В связи с данным нововведением компаниям целесообразно внести некоторые изменения в свои Уставы либо внутренние документы, регулирующие порядок проведения общих собраний акционеров. В частности, следует указать точные адреса, по которым акционеры могут контактировать с обществом. Во избежание возможных разногласий необходимо предусмотреть, кому акционер или его представитель будет вручать под роспись свои предложения. Это может быть генеральный директор или председатель Совета директоров компании, корпоративный секретарь общества (если в обществе предусмотрена такая должность), иное лицо, уполномоченное принимать письменную корреспонденцию, адресованную обществу. Если компания предполагает контактировать со своими акционерами иными способами, например посредством факсимильной и телеграфной связи, электронной почты с использованием электронной цифровой подписи и т.д., их необходимо перечислить в Уставе или внутренних документах общества.
Необходимо предусмотреть, что считается датой внесения предложений. Ведь в некоторых случаях указанную дату достаточно сложно определить без соответствующего разъяснения. В случае с факсимильными сообщениями это может быть и получение предложения, к примеру, путем автоматического приема документа факсимильным аппаратом, и непосредственная регистрация документа лицом, ответственным за получение данного вида посланий.
Пожалуй, наиболее значимое положение «Дополнительных требований» — о месте проведения акционерного собрания.
До последнего времени основные владельцы акций, не желавшие по определенным причинам участия в собрании другой группы акционеров, применяли следующий прием: Совет директоров определял местом проведения собрания либо глухую деревеньку на Дальнем Востоке, либо фешенебельный курорт на Тихоокеанском. Основная масса акционеров прибыть к определенному времени в назначенное место не могла.
Во избежание такой ситуации ФКЦБ устанавливает положение, согласно которому общее собрание должно проводиться в поселении (городе, поселке, селе), являющемся местом нахождения общества. Правда, предоставляется право в Уставе или внутренних документах компании закрепить иное место проведения собрания. Эта последняя оговорка может свести на нет все старания пресечь манипуляции с данным положением. Ведь ничто не мешает основным акционерам простым большинством голосов утвердить для проведения собрания целый перечень городов мира.
Если в компании сложилась традиция проводить общие собрания акционеров не по местонахождению общества, необходимо в срочном порядке принимать дополнения к Уставу или внутреннему документу, регулирующему порядок деятельности собрания.
Широко распространена ситуация, когда местонахождение общества, например, во Владивостоке, а все его акционеры — в Москве. Самое интересное в этом то, что собрание, на котором будут вноситься соответствующие изменения, следует проводить в соответствии с рассматриваемыми «Дополнительными требованиями», т.е. по местонахождению компании. В противном случае будет сохраняться опасность судебного обжалования решений, принятых на таком собрании.
Наконец-то решен вопрос об оформлении бюллетеней при выборах членов Совета директоров с помощью кумулятивного голосования. При этой процедуре число голосов, принадлежащих каждому акционеру, умножается на число лиц, которые должны быть избраны в Совет директоров общества, и акционер вправе отдать полученные таким образом голоса полностью за одного кандидата или распределить их между двумя и более кандидатами. В связи с этим возникал логичный вопрос: необходимо ли в бюллетене для голосования приводить графы «против» и «воздержался», ведь если акционер не отдает кому-то свои голоса, это уже говорит о его неодобрении предложенной кандидатуры. В то же время ФЗ «Об акционерных обществах» требовал, чтобы все бюллетени содержали три графы: «за», «против» и «воздержался», не устанавливая никаких исключений.
Теперь все встало на свои места. Согласно «Дополнительным требованиям» варианты голосования в рассматриваемом случае, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался», указываются один раз по отношению ко всем кандидатам. В таком бюллетене напротив имени каждого кандидата должно находиться поле для проставления числа голосов, отданных за него лицом, которое принимает участие в общем собрании и выбирает вариант голосования «за».
Это положение потребует внести изменения во внутренние документы, регулирующие порядок деятельности собрания или Совета директоров. Дело в том, что во многих обществах формы бюллетеней для голосования закреплены одним из этих документов. Поэтому может возникнуть корпоративный конфликт, когда одна часть акционеров будет требовать избирать членов Совета директоров по старой форме бюллетеней, а другая будет призывать руководствоваться требованиями положения ФКЦБ.
Созыв общего собрания акционеров
В «Дополнительных требованиях» закреплена формулировка, что в сообщении об общем собрании должно быть указано место его проведения, т.е. адрес, по которому будет проводиться собрание.
Подробно регламентировано, какие документы относятся к дополнительной информации, обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании. Если в Уставе или внутренних документах компании указаны другие документы, необходимо привести эти положения в соответствие с «Дополнительными требованиями».
В частности, на годовом общем собрании акционеров необходимо представлять:
·годовой отчет общества;
· заключение ревизионной комиссии о достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общества;
·рекомендации Совета директоров общества по распределению прибыли, в том числе по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты, и убытков компании по результатам финансового года.
«Дополнительные требования» раскрывают, какая информация должна входить в состав годового отчета общества. Долгое время не существовало общего подхода к составлению данного документа, теперь же компании будут учитывать обязательный перечень сведений:
·положение общества в отрасли;
·приоритетные направления деятельности общества
·отчет Совета директоров о результатах развития общества по приоритетным направлениям его деятельности;
·перспективы развития общества;
· отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям общества;
·описание основных факторов риска, связанных с деятельностью общества;
· перечень совершенных обществом в отчетном году крупных сделок и сделок с заинтересованностью;
· состав Совета директоров, включая информацию об изменениях, имевших место в отчетном году, информацию о членах Совета директоров, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
· сведения о лице, занимающем должность единоличного исполнительного органа (управляющем, управляющей организации) общества и о членах коллегиального исполнительного органа общества, в том числе их краткие биографические данные и владение акциями общества в течение отчетного года;
· критерии определения и размер вознаграждения (компенсации расходов) лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации) общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа и каждого члена Совета директоров или общий размер вознаграждения (компенсации расходов) всех этих лиц, выплаченного или выплачиваемого по результатам отчетного года;
· сведения о соблюдении обществом Кодекса корпоративного поведения;
· иную информацию, предусмотренную Уставом или иным внутренним документом общества.
Установлен срок получения копий материалов, подлежащих представлению участникам общего собрания акционеров. Дело в том, что многие компании, не желая знакомить с информацией своих миноритарных акционеров, всячески оттягивали момент представления, пользуясь тем, что в Федеральном законе «Об акционерных обществах» срок не установлен. В результате копии материалов представлялись миноритариям уже после проведения собрания.
Теперь же общество обязано предоставить лицу, имеющему право на участие в общем собрании акционеров, копии указанных документов в течение 5 дней с даты поступления соответствующего требования. В связи с этим нововведением компании должны указать этот срок в своих Уставах и внутренних документах, регулирующих порядок деятельности собрания. Разумеется, компания может установить и меньший срок предоставления копий.
Порядок проведения общего собрания акционеров
Известны случаи, когда некоторые компании, желая не допустить к участию в собрании неугодных акционеров, отказывали их представителям в регистрации на основании того, что в доверенности содержатся неполные паспортные данные. По их мнению, следовало указать практически всю информацию, содержащуюся в паспорте, включая семейное положение и количество детей.
Теперь же не пустить представителя акционера на собрание на данном основании будет нельзя, ведь в «Дополнительных требованиях» четко указывается, что под паспортными данными представителя и представляемого, которые должны содержаться в доверенности на голосование, понимаются нумерация бланка паспорта и дата его выдачи.
После принятия поправок к Федеральному закону «Об акционерных обществах», установившему, что в компаниях с числом акционеров более 500, функции счетной комиссии выполняет регистратор (лицо, которое ведет реестр акционеров общества), возник один интересный вопрос: можно ли привлечь к этим функциям стороннего регистратора, т.е. компанию, которая не ведет реестр акционеров именно этого общества?
«Дополнительные требования» попытались устранить расплывчатость пунктов Закона, пояснив, что если ведение реестра акционеров осуществляется определенным регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами.
К сожалению, по имеющимся сведениям, эта формулировка не сняла проблемы. Некоторые специалисты считают, что ФКЦБ неверно истолковало положение ФЗ «Об акционерных обществах», поэтому можно ожидать появления исков, оспаривающих законность данной нормы права.
Для того чтобы исключить злоупотребления при регистрации участников собрания с целью задержать их и не допустить голосования по некоторым вопросам повестки дня, «Дополнительные требования» устанавливают, что регистрация лиц, участвующих в общем собрании, должна осуществляться по адресу проведения общего собрания.
Уставы и внутренние документы компаний, в которых оговаривается возможность установления места регистрации участников собрания, расходящегося с местом его проведения, должны быть приведены в соответствие с изложенной выше нормой.
Вызывает интерес новое положение, касающееся открытия собрания. В частности, если к началу собрания нет кворума ни по одному из вопросов, включенных в повестку дня, открытие собрания переносится на срок, установленный Уставом или внутренним документом общества, регулирующим деятельность общего собрания, но не более чем на 2 ч. Если же в приведенных документах отсутствует указание на срок переноса открытия общего собрания, его открытие переносится на 1ч. При этом подобный перенос более одного раза не допускается.
Принятое положение разрешает тупиковую ситуацию, возможную при самостоятельном проведении акционерами или иными имеющими на это право лицами внеочередного собрания. Представим ситуацию, что акционеры, владеющие более 10% голосующих акций общества, по собственной инициативе проводят общее собрание, т.к. Совет директоров отказал в созыве. При этом в Уставе общества предусматривается, что председателем общего собрания акционеров может быть только председатель Совета директоров либо, в случае его отсутствия, один из членов Совета. Разумеется, члены Совета директоров не являются на это собрание. Что делать? Ведь оно не может проводиться без председателя.
«Дополнительные требования» разъясняют, как вести себя в подобной ситуации. Председателем общего собрания является лицо, принявшее решение о проведении внеочередного общего собрания (его представитель) или, если решение о проведении внеочередного общего собрания принято несколькими лицами, одно из них, определенное их решением. Т.е. в нашем случае акционеры–инициаторы проведения общего собрания должны принять решение, кто из их числа будет председательствовать на собрании.
В «Дополнительных требованиях» снимается вопрос, что считать датой проведения общего собрания, проходящего в форме заочного голосования акционеров. Подобной датой является дата окончания приема бюллетеней для голосования.
В Уставах и внутренних положениях некоторых компаний может быть определено, что датой проведения акционерного собрания, проходящего в форме заочного голосования акционеров, является дата подведения итогов собрания. Согласно рассмотренному положению ФКЦБ, данная фраза неверна и, следовательно, подлежит исключению из документов.
Помимо упомянутых норм «Требования» содержат большое число мелких нововведений. Пока неясно, способен ли этот нормативный акт коренным образом изменить подход акционерных компаний к проведению общих собраний. С уверенностью можно лишь сказать, что не все положения данного постановления ФКЦБ найдут поддержку среди участников корпоративных отношений. Некоторые нормы будут оспариваться в суде, а другие — просто-напросто игнорироваться. В связи с этим возникает разумный вопрос: хватит ли у уважаемого ведомства сил и возможностей, чтобы проконтролировать надлежащее исполнение этого документа всеми акционерными обществами на всей территории Российской Федерации?

5. Кворум собрания

Каждое собрание должно быть достаточно представительным, чтобы отражать мнение акционеров, представляющих большинство голосов по размещенным обществом акциям. Это правило должно соблюдаться, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы обеспечить соблюдение интересов этих акционеров, а значит, общества в целом. И, во-вторых, для того, чтобы акционеры, не участвующие по тем или иным причинам в работе собрания, не имели незаконных оснований опротестовать принятые им решения.
В этой связи статьей 58 Закона регламентируется величина и порядок определения кворума общего собрания акционеров. Оно правомочно, т.е. имеет кворум, если на момент окончания регистрации для участия в собрании зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. На практике это означает, что кворум имеется, если зарегистрировались акционеры, обладающие в совокупности пятьюдесятью процентами акций плюс одна голосующая акция.
В случае, если проводится заочное голосование, то при определении кворума и подведении итогов голосования учитываются голоса, представленные бюллетенями, полученными обществом от акционеров (их представителей) не позднее даты окончания приема бюллетеней.
Если же на момент окончания регистрации для участия в собрании кворум не собран, объявляется дата проведения нового собрания. Новое собрание обязательно проводится по повестке дня несостоявшегося собрания, ее изменение не допускается.Новое собрание, созванное взамен несостоявшегося, считается правомочным, если на момент окончания регистрации для участия в нем зарегистрировались акционеры (их представители), обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества. Уставом общества с числом акционеров более пятисот тысяч может быть предусмотрен меньший кворум для проведения общего собрания акционеров взамен несостоявшегося.
Сообщение о проведении нового общего собрания акционеров осуществляется в форме, статьей 52 Закона (при этом абзац 2 пункта 1данной статьи неприменяется).

6. Порядок принятия собранием решений
Порядок принятия собранием решений регламентируется статьями 49 - 50 Закона. Правом голоса на собрании по вопросам, поставленным на голосование, обладают
:- акционеры - владельцы обыкновенных акций общества;
- акционеры - владельцы привилегированных акций общества в случаях, предусмотренных Законом и уставом общества, т.е. когда их акции становятся голосующими.
Решения принимаются простым или квалифицированным большинством голосов. Квалифицированное большинство голосов требуется в случаях, предусмотренных Законом и уставом общества. Так, решение по вопросам, указанным в подпунктах 1 - 3, 5 и 17 пункта 1 статьи 48 Закона, принимается большинством в три четверти голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании.
Решение по вопросам, указанным в подпунктах 2, 6 и 14 - 19 пункта 1 статьи 48 Закона, принимается только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не установлено уставом общества.
Очень часто собраниям приходится принимать решения о порядке их ведения. В этих случаях следует руководствоваться уставом или внутренним документом общества, регламентирующим порядок ведения собрания, который и определяет механизм принятия решения по ведению собрания.
Важно отметить, что собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в его повестку дня, а также изменять повестку дня: исключать или корректировать внесенные в нее вопросы, дополнять ее, включая другие вопросы. Решения, принятые собранием, а также итоги голосования доводятся до сведения акционеров в порядке и сроки, предусмотренные Законом и уставом общества, но не позднее 25 дней с даты принятия этих решений.
Решение собрания может быть принято и без совместного присутствия акционеров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (ст. 50 Закона). Такое голосование называется заочным. Заочное голосование может проводиться по вопросам, отнесенным к компетенции собрания, за исключением тех, которые рассматриваются собранием в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона, т.е. заочно нельзя проводить годовое собрание акционеров.
Заочное голосование проводится с использованием бюллетеней для голосования,отвечающих требованиям статьи 60 Закона. При этом дата предоставления акционерам бюллетеней для голосования должна быть установлена не позднее чем за 30 дней до дня окончания приема обществом от них заполненных бюллетеней. Таким образом, акционер должен получить бюллетень не позднее чем за 30 дней до окончания приема обществом его заполненного бюллетеня.
В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Закона акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований Закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества, но только в случае, если он не принимал участия в собрании или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы.
Судебная практика свидетельствует о том, что акционеры часто обращаются в суды с исками об отмене принятых общими собраниями акционеров решений как ущемляющих их интересы и законные права. В этой связи, обобщив сложившуюся судебную практику, Верховный и Высший Арбитражный Суды приняли соответствующее решение. Своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 (п.8) они дали следующее разъяснение.
При рассмотрении исков о признании решения общего собрания акционеров недействительным следует учитывать, что к нарушениям Закона, которые могут служить основаниями для удовлетворения иска акционера о признании решения общего собрания акционеров недействительным, относятся, в частности: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания акционеров; непредоставление возможности ознакомиться с необходимой информацией, материалами по вопросам, включенным в повестку дня собрания несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования при заочном его проведении и др.
Вместе с тем при разрешении таких споров суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков данному акционеру (п.7 ст.49 Закона).
Если обжалование решения общего собрания акционеров мотивировано нарушениями организационного или процедурного характера, при решении вопроса о признании его недействительным или об оставлении в силе необходимо иметь в виду, что порядок принятия решений общего собрания акционеров определяется статьей 49 Закона и уставом общества. Если устав не приведен в соответствие с Законом, то на основании пункта 3 статьи 94 он применяется в части, не противоречащей Закону.
Казалось бы, что, повторяя положения Закона, разъяснение Судов не внесло каких-либо уточнений, касающихся применения положений пункта 7 статьи 49 Закона. Однако такое мнение было бы ошибочным. Данное разъяснение сыграло значительную положительную роль, подтвердив, что при применении пункта 7 статьи 49 необходимо учитывать все положения Закона, его определенных статей, регламентирующих организацию и процедуру подготовки и проведения общего собрания акционеров. Это означает, что любое организационное или процедурное нарушение правил подготовки и проведения собрания может служить основанием для возбуждения иска о признании решения собрания недействительным. Дело же суда - принять свое решение.

7. Голосование на общем собрании акционеров

В соответствии со статьей 59 Закона голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу "одна голосующая акция - один голос", за исключением случаев проведения кумулятивного голосования по выборам членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Голосование на общем собрании акционеров общества с числом акционеров-владельцев голосующих акций более ста по вопросам повестки дня осуществляется только бюллетенями для голосования (ст.60 Закона).
Форма и текст бюллетеня для голосования утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества. Бюллетень выдается акционеру (его представителю), зарегистрировавшемуся для участия в собрании (непосредственно после регистрации), за исключением случая, когда бюллетень направляется акционеру по почте.
Бюллетень для голосования должен содержать следующие данные:
- полное фирменное наименование общества;
- дату и время проведения собрания;
- формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование, и очередность его рассмотрения;
- варианты голосования по каждому вопросу, поставленному на голосование,
выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался" (Как было показано выше, акционеру иногда выгодно не принимать участие в голосовании. Поэтому в бюллетень для голосования можно внести еще один вариант голосования: "Не принимал участия в голосовании".);
- указание о том, что бюллетень должен быть подписан акционером (его представителем).
В случае проведения голосования по вопросу об избрании члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или ревизионной комиссии (ревизора) общества бюллетень для голосования должен содержать сведения о кандидате (кандидатах) с указанием его фамилии, имени, отчества.
В бюллетене при выборах членов Совета директоров с помощью кумулятивного голосования напротив имени каждого кандидата должно находиться поле для проставления числа голосов, отданных за него лицом, которое принимает участие в общем собрании и выбирает вариант голосования «за».

8. Счетная комиссия

Согласно статье 56 Закона счетная комиссия создается в обществах с числом акционеров более ста. Количественный и персональный состав счетной комиссии утверждается собранием по представлению совета директоров. Также утверждается лицо, исполняющее функции счетной комиссии.
В составе счетной комиссии не может быть меньше трех человек. В состав счетной комиссии не должны входить члены совета директоров, члены ревизионной комиссии (ревизор) общества, члены правления (дирекции), а равно представители управляющей организации или управляющий, а также лица, выдвигаемые согласно повестке дня собрания на эти должности. В обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций более пятисот выполнение функций счетной комиссии может быть возложено на специализированного регистратора общества.
Счетная комиссия ведет учет акционеров (их представителей), зарегистрированных для участия в собрании, определяет кворум, разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на собрании, разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование, обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования, составляет протокол об итогах голосования, передает в архив бюллетени для голосования.
Как видим, роль счетной комиссии общего собрания акционеров не сводится только к подсчету голосов. Функции ее многообразны и ответственны. Счетная комиссия является рабочим органом собрания, принимающим окончательные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Само собрание, так же как и лица, ведущие его, обязано исполнять, принимать к сведению решения комиссии.
Статья 61 Закона регламентирует порядок подсчета голосов при голосовании, осуществляемом при помощи бюллетеней для голосования: засчитываются, учитываются, голоса по тем вопросам, по которым акционером (его представителем) оставлен только один из возможных вариантов голосования. Если же бюллетень заполнен с нарушением этого требования, он признается недействительным и голоса по содержащимся в нем вопросам не учитываются.
Если же бюллетень для голосования содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение указанного выше требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признания бюллетеня недействительным в целом.
Если правом голоса по вопросу, поставленному на голосование, обладают владельцы и обыкновенных, и привилегированных акций, подсчет голосов осуществляется по всем голосующим акциям совместно, за исключением случаев, когда иное предусмотрено уставом общества (п.2 ст.49 Закона).
Согласно статье 62 Закона по итогам голосования счетная комиссия составляет протокол, подписываемый членами счетной комиссии или лицом, выполняющим ее функции. После составления протокола об итогах голосования бюллетени для голосования опечатываются счетной комиссией и сдаются в архив общества на хранение. Протокол об итогах голосования подлежит приобщению к протоколу общего собрания акционеров. Итоги голосования оглашаются на собрании, в ходе которого проводилось голосование, или доводятся до сведения акционеров после закрытия собрания путем опубликования отчета об итогах голосования или направления его акционерам.

9. Протокол собрания

Статья 63 Закона регламентирует порядок составления и содержание протокола общего собрания акционеров. Он составляется не позднее 15 дней после закрытия собрания в двух экземплярах, подписываемых председательствующим на собрании и его секретарем. В протоколе указываются:
- место и время проведения собрания;
- общее количество голосов, которыми обладают акционеры владельцы голосующих акций общества;
- количество голосов, которыми обладают акционеры, принимающие участие в собрании;
- председатель (президиум) и секретарь собрания, повестка дня собрания.
В протоколе должны также содержаться основные положения выступлений, вопросы, поставленные на голосование, и итоги голосования по ним, решения, принятые собранием.
Как видим, порядок ведения протокола общего собрания акционеров изложен в Законе весьма лаконично итребует уточнения в уставе общества для того, чтобы обеспечить правильность ведения и своевременность оформления протокола, исключить бытующее в нашей действительности совершенно нетерпимое явление, когда решения собрания переписываются задним числом в угоду чьих-либо групповых и личных интересов, не являющееся в то же время должностным преступлением.
Поэтому в уставе общества целесообразно изложить обязательные требования к конкретным должностным лицам, к ведению, оформлению и хранению протоколов. В этой связи большой практический интерес представят такие требования:
1. Протокол собрания ведется на основании повестки дня, основных положений выступлений участников собрания, вопросов, поставленных на голосование, протоколов секретариата о регистрации и протоколов счетной комиссии о голосовании. Протоколы в двух экземплярах (оригинал и страховая копия) подписываются председателем собрания и руководителем секретариата (секретарем) и оформляются не позднее (указать количество) дней после окончания собрания.
2. Оригиналы протоколов собраний находятся на хранении в архиве общества, страховые копии протоколов - у секретаря совета директоров. По требованию акционеров или их полномочных представителей протоколы собраний предоставляются для ознакомления секретарем совета директоров. Акционеры и их полномочные представители вправе за свой счет снимать копии с протоколов собраний.
3. В случае обнаружения ошибок, неточностей, недостоверного изложения фактов в протоколе собрания акционер вправе требовать от совета директоров их исправления. В свою очередь совет директоров обязан принять меры по внесению в протокол соответствующих изменений и уточнений. Совет директоров обязан сделать об этом соответствующее сообщение следующему собранию акционеров, внеся данный вопрос в повестку дня.

10. Заключение

Проведенный в работе анализ документов, регламентирующих деятельность акционерного общества, показывает, что общее собрание акционеров действительно является высшим органом управления, наделенным в рамках его компетенции достаточными правами для реального воздействия на совет директоров и исполнительный орган А.О. Правовые возможности общества могу регулироваться в широких пределах с помощью Устава, при этомЗакон об акционерных обществах запрещает уменьшать объем прав общего собрания ниже установленного им предела.
В ходе анализа установлена необходимость конкретизации отдельных положений закона в Уставе акционерного общества с целью исключения возможности их различного толкования.



Список литературы:

Нормативные акты:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Федеральным законом " Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года (в ред. Федеральных законов от 13.06.1996 № 65-ФЗ,от 24.05.1999 №101-ФЗ, от 07.08.2001 № 120-ФЗ)
3. Указ Президента Российской Федерации " О мерах по обеспечению прав акционеров" от 27.10.93 г. №1769 (в редакции от 31.07.95 г.)
4. Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров" от 31.07.95 г. №784
5. Указ Президента Российской Федерации "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" от 18.11.95 г. №1157
6. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" от 18. 08.96 г.№1210,
7. Постановлением ФКЦБ от 31.05.2002 г №17/пс. и учредительными документами акционерного общества.

Литература:
1. Комментарий к ФЗ" Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года
( с изм. и доп. 07.08.2001 № 120-ФЗ)
2. Викторова Ю.Л. Годовое общее собрание акционеров// www.lin.ru 2001г.
3. Иванов А.А.Правовое положение акционеров изменилось//www.ballfort.com/ru2001г.
4. Ломакин Д. Право акционера на информацию //www.ballfort.com/ru 2002 г.
5. Маслова И. Право акционера на участие в управлении// www.lin.ru2002г.
6. Молотников А. Общее собрание акционеров// www.lin.ru 2001г.
7. Морголин М. Новый закон об акционерных обществах. Комментарии замечаний.// www.lin.ru 2001г.
8. Носов С.И. Вопросы совершенствования российского акционерного законодательства // Журнал российского права. - №1. - январь 2001 г.
9. Орлова Н.А. Обертышева Л.А .«СТЕК» 2002 г.
10. Сидор П.Л. Актуальные вопросы нового акционерного законодательства// www.lin.ru 2001г.
11. Перимбаев С.А. Корпоративное управление-жизнь по новым правилам ч1,2// www.lin.ru 2002г.
Решетина Е. Общее собрание акционеров: практический аспект. // www.lin.ru 2001г.