Ответственность по таможенному праву

Вопрос № 1.
Ответственность за нарушения в сфере таможенного дела регулируется нормами различных отраслей права, и в этом проявляется комплексный характер таможенного права.
Закон различает посягательства различной степени тяжести на таможенное дело – преступления и проступки. Те и другие, по сути дела, являются нарушениями таможенных правил, но критерием разграничения служит вред, причинённый нарушением.
Правонарушения представляющие наибольшую степень общественной опасности, приобретают характер преступлений. Привлечение к ответственности за их совершение регулируется нормами уголовного права.
Административными нарушениями по своему характеру и содержанию являются нарушения таможенных правил, основание и порядок привлечения к ответственности за которые регламен6тируются нормами таможенного законодательства.
Другая группа правонарушений в таможенной сфере – административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. Производство по таким делам осуществляется в соответствии с нормами таможенного законодательства, а в части, не урегулированной ими – в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные кодексом РСФСР об административных правонарушениях, наступает в тех случаях, когда эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Таким образом правонарушения в сфере таможенного дела являются:
* Преступления;
* Нарушения таможенных правил;
* Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов.
*
Вопрос № 2.
Уголовная ответственность за преступления в сфере таможенного дела.

Преступления в сфере таможенного дела принято называть «таможенными преступлениями». Ответственность за них предусматривается уголовным законодательством. К таким преступлениям относятся:
* Контрабанда (ст. 188 УК РФ);
* Незаконный экспорт технологий, научно – технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
* Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
* Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
* Уклонение от уплаты таможенных платежей ( ст. 194 УК РФ).
*
Контрабанда. Наиболее распространённым и общественно опасным преступлением является контрабанда (чит. Ст. 219 ТК РФ).
Наряду с этим ТК РФ содержит ряд составов нарушений таможенных правил, предусматривающих способы совершения правонарушений таможенных правил, аналогичные способам контрабанды. Например, ст. 276 ТК РФ устанавливает ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля; по ст.277 ТК РФ квалифицируется сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. В случае же обманного использования документов или средств идентификации при перемещении через таможенную границу действия виновного содержат состав нарушения таможенных правил, предусмотренный ст. 278 ТК РФ.
Все эти действия характерны для контрабанды, но не являются преступлением, поскольку лишены обязательных для контрабанды-преступления признаков: крупного размера либо особенностей перемещаемых товаров, перечень которых определён в ч. 2 ст. 188 УК РФ (перемещение через таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и т.д.).
УК РФ в значительной степени воспринял понятие контрабанды данное в ст.219 ТК РФ, согласно которому контрабандой признаётся перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием определенных средств, веществ, товаров.
Согласно ч. 3 ст. 219 ТК РФ наказывается контрабанда в соответствии с УК РФ.
Приняв за основу понятие контрабанды, данное в ТК РФ, УК тем не менее внесло в него существенные коррективы.
В соответствии со ст. 188 УК РФ 1996 г. контрабандой признаётся перемещение через таможенную границу способами, указанными в ч. 1 ст. 219 ТК РФ, но только в крупном размере. Какой крупный размер следует считать крупным, определяется в Примечании к ст. 188: крупным размером признаётся перемещение контрабандным способом товаров, стоимость которых превышает двести минимальных размеров оплаты труда, установленных на момент совершения преступления.
И таможенное и уголовное законодательство едины в определении способов контрабанды.

Перемещение товаров помимо таможенного контроля означает любые действия по ввозу или вывозу товаров, минуя определённые таможенными органами места, в которых, прежде чем товары будут допущены к пересечению таможенной границы, должен быть проведён таможенный контроль (таможни, таможенные посты), или вне установленного времени производство таможенного оформления.

Сокрытие от таможенного контроля представляет собой любой способ утаивания товаров, использование тайников, специальных хранилищ, придание одним товарам вида других товаров.

Обманное использование документов выражается в предъявлении таможенному контролю заведомо подложных либо недействительных документов, содержащих недостоверные сведения, и т.п. действия.

Обманное использование средств таможенной идентификации предполагает использование фальсифицированных пломб, печатей, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и др.

Недекларирование или недостоверное декларирование означает незаявление сведений либо заявление ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Более опасным видом контрабанды является ввоз на территорию РФ и вывоз товаров, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. Перечень был установлен в ст. 219 ТК РФ.
Вместе с тем в отличии от таможенного законодательства УК РФ не относит к контрабанде невозвращение на таможенную территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, временно вывезенных и подлежащих обязательному возвращению. Такие действия образуют самостоятельный состав преступления, предусмотренный ст. 190 УК РФ.
Существенно отличаются положения УК и в определении субъекта квалифицированной контрабанды. Повышенная уголовная ответственность предусмотрена за контрабанду совершенную должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Впервые закон (ч. 3 ст. 188 УК РФ) предусмотрел повышенную ответственность за контрабанду, совершенную с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Представляющей повышенную опасность признаётся также контрабанда, совершавшаяся неоднократно, т.е. не менее двух раз.
Одним из способов контрабанды ст. 219 ТК РФ называет перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств путём её прорыва. УК РФ не воспринял это положение. Подобные действия сами по себе не образуют состава преступления контрабанды, если отсутствуют иные признаки преступления, присущи этому составу.
УК РФ устанавливает наиболее опасную форму контрабанды – совершение её организованной группой ( ч. 4 ст. 188).
Повышенная опасность контрабанды, совершённой организованной группой, предполагает и более строгую санкцию. Если «простой» состав контрабанды, предусмотренный ч. 1 ст. 188 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет, то за контрабанду, совершённую организованной группой (ч. 4 ст. 188 УК РФ), предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества.

Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники. В перечне правонарушений в сфере таможенного дела, которые таможенное законодательство относит к преступлениям, данный состав не упомянут. Однако УК РФ за подобные действия устанавливает уголовную ответственность в ст. 189, и это обусловлено международными обязательствами нашей страны по нераспространению оружия массового поражения.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ст. 221 ТК РФ устанавливает, что незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела, являются преступлениями и наказываются в соответствии с нормами уголовного права.
Такими деяниями являются:
1. Умышленное заявление таможенным органам РФ ложных сведений с целью сокрытия полученных в результате осуществления внешнеэкономической деятельности доходов в валютных ценностях;
2. Занижение их размера;
3. Несоблюдение установленных требований об обязательном ввозе или переводе в РФ полученных таким путём валютных ценностей;
4. Совершение платежей в иностранной валюте или платёжных документах в иностранной валюте по фиктивным внешнеэкономическим сделкам, связанным с перемещением товаров через таможенную границу;
5. Другие незаконные валютные операции и иные деяния с валютными ценностями, касающиеся таможенного дела.
Перечисленные действия должны расцениваться как преступления, если они совершены в значительном или крупном размере, либо лицом, ранее судимым за подобные действия, либо организованной группой.
Обязательным условием для привлечения к уголовной ответственности является крупный размер невозвращённой из-за границы валюты (более 10 тыс. минимальных размеров оплаты труда).

Уклонение от уплаты таможенных платежей. Может выражаться как в действии, так и в бездействии. Это, в частности:
Заявление таможенным органам ложных сведений, повлекших за собой неуплату таможенных платежей;
Предоставление таможенным органам подложных финансовых документов, подтверждающих факт уплаты либо являющихся обеспечением уплаты таможенных платежей;
Отзыв плательщиком платёжных документов по перечислению банком денежных средств на счета таможенных органов;
Нарушение сроков уплаты таможенных платежей, установленных Таможенным комитетом РФ, при реальной возможности их уплатить.
Уклонение от уплаты таможенных платежей признаётся только в том случае, если оно совершено в крупном размере, т.е. стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.


1


1