Безопасность жизнедеятельности
Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи по производственной безопасности.
обучение работающих вопросам охраны труда;
обеспечение безопасности производственного оборудования;
обеспечение безопасности зданий и сооружений;
обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты;
обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха;
обеспечение безопасности производственных процессов;
нормализация условий труда и др.
Одним из важнейших факторов охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.
Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.
Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.
Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.
Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).
Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы:
общие требования безопасности;
требования безопасности перед началом работ;
требования безопасности во время работы;
требования безопасности в аварийных ситуациях;
требования безопасности по окончанию работы.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).
Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.
Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).
Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.
У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.
Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется:
работодателем и руководителями подразделений;
через совместный административно-общественный контроль;
через контроль вышестоящей организации;
инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.);
инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации);
через смотры по охране труда и технике безопасности.
Обучение безопасности труда и виды инструктажа
Обучение безопасным приёмам труда для работников проводится на основании государственного стандарта - "ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения". Необходимость обучения и инструктирования работников законодательно закреплена в КЗоТе РФ. В частности, статья 144 кодекса обязывает администрацию (работодателя) организовывать для работников проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности и другим правилам.
В статье 18 федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" изложены обязанности работодателя проводить вводный инструктаж, обучать безопасным методам работы и оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим. Здесь же закрепляется обязательность подготовки по охране труда при изучении программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 инструктажи подразделяют на следующие виды.
Вводный инструктаж - проводится со всеми вновь принимаемыми на работу; проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом возложены эти обязанности; проводится по программе, утверждённой руководителем организации в кабинете по охране труда.
Первичный инструктаж на рабочем месте - проводится со всеми вновь принятыми на предприятие, кроме лиц, которые не связаны с обслуживанием и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов. Перечень профессий и должностей работников, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает работодатель.
Повторный инструктаж - проходят все работники, за исключением лиц, освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте, не реже одного раза в полугодие. Для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.
Внеплановый инструктаж - проводится при изменении вида работ, при введении в действие новых или переработанных стандартов или инструкций по охране труда, при несчастном случае на производстве, при нарушении требований безопасности труда, по требованию органов надзора, при перерывах в работе 60 дней (для работ, к которым предъявляют повышенные требования безопасности труда - 30 дней).
Целевой инструктаж - проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка и разгрузка, уборка территории); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий.
Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, преподаватель). О проведении инструктажа лицо, проводившее инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. Целевой инструктаж фиксируется в наряд-допуске или оформляется протоколом.
Обучению и проверке знаний по охране труда подлежат:
руководители и специалисты организаций, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющих руководство, организацию, надзор и контроль работ, выполняемых подчинёнными им работниками;
инженерные и педагогические работники образовательных организаций, функциональные обязанности которых имеют отношение к производственной деятельности (в мастерских, лабораториях, полигонах и т.п.);
руководители и специалисты при всех формах повышения их квалификации по специальности (профессии).
Обучение и проверка знаний по охране труда проводится для руководителей и специалистов периодически, но не реже одного раза в три года. Внеочередное обучение и проверка знаний по охране труда для руководителей и специалистов организаций проводится:
при введении новых или переработанных (дополненных) законодательных и иных нормативных актов по охране труда;
при изменениях технологических процессов, переводе на другую работу, если это предусматривает изучение новых правил по охране труда;
по требованию государственной инспекции труда;
при перерыве в работе более одного года.
При успешной сдаче экзамена выдается удостоверение утверждённого образца. Руководители и специалисты, не прошедшие проверку знаний по охране труда из-за неудовлетворительной подготовки, обязаны в срок не позднее одного месяца пройти повторную проверку знаний. В случае неудовлетворительной проверки знаний по охране труда во второй раз, решается вопрос о соответствии занимаемой должности.
Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда
В основе государственного надзора и общественного контроля за охраной труда лежит законодательная база: "Конституция РФ", федеральный закон "Об основах охраны труда в РФ", "КЗоТ РФ", а также ряд указов Президента РФ, постановления Правительства РФ, Министерства труда РФ и др.
Общий надзор за исполнением законов о труде и охране труда в Российской Федерации осуществляет прокуратура.
Указом Президента РФ N850 от 4 мая 1994 года государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда возложен на Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда РФ. В настоящее время Федеральная инспекция труда действует в соответствии с "Положением о Федеральной инспекции труда", утвержденным постановлением Правительства РФ N78 от 28 января 2000 года.
В соответствии с данным "Положением", государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда имеют право:
беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях;
получать информацию, приостанавливать работу;
выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания и налагать штрафы на должностных лиц, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда.
Постановлением Министерства труда РФ N58 от 30 октября 1995 года утверждено "Примерное положение о подразделении по охране труда органа исполнительной власти по труду субъекта РФ". В соответствии с этим положением, работники данного подразделения осуществляют управление, руководство и организацию в области охраны труда на соответствующей территории субъекта Федерации. Для осуществления своих обязанностей эти работники имеют соответствующие права и полномочия:
беспрепятственно посещать предприятия всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчинённости;
получать необходимую информацию.
Общественный контроль осуществляют профсоюзы или иные представительные органы коллектива и, в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (ст. 22) и "Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (утверждёнными Постановлением Минтруда РФ N30 от 8 апреля 1994 года), имеют право:
контролировать выполнение работодателем законодательства по охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование, получать информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии;
предъявлять требования о приостановке работ при угрозе жизни и здоровью работников, выдавать работодателю обязательные к рассмотрению представления по устранению выявленных нарушений законодательства об охране труда;
контролировать выполнение коллективного договора в пунктах, где отражены вопросы условий труда и охраны труда, принимать участие при разработке нормативных актов по охране труда;
обращаться в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях требований по охране труда, принимать участие в рассмотрении трудовых споров по охране труда.
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда
На основе "Рекомендаций по организации мероприятий по охране труда", утверждённых постановлением Минтруда РФ N11 от 27 февраля 1995 года, разрабатываются планы мероприятий по охране труда.
Мероприятия по охране труда оформляются разделом в коллективном договоре и соглашения по охране труда с учётом предложений Рострудинспекции и других федеральных органов надзора, работодателя и трудового коллектива.
Внесение изменений и дополнений в соглашение производится по взаимному соглашению сторон.
Контроль за выполнением соглашения осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями.
Планирование мероприятий по охране труда классифицируется на перспективное, годовое и оперативное.
Перспективное планирование включает в себя разработку комплексного плана улучшения условий и охраны труда. Разработке этого плана предшествует анализ состояния условий и охраны труда и результатов аттестации рабочих мест.
Годовое планирование включает, как правило, часть комплексного плана и коллективный договор (соглашение) по охране труда.
Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач. В составлении плана мероприятий по охране труда участвуют все отделы и службы предприятия. Проект плана рассматривается на совместном заседании профкома и администрации и утверждается работодателем.
На предприятиях, в соответствии с существующим законодательством, периодически должны проводиться проверки состояния условий труда, обновляться данные санитарно-технической паспортизации.
Ряд мероприятий по улучшению условий труда, как правило, закладывается в коллективном договоре или отдельном соглашении по охране труда, который заключается между работодателем (администрацией) и коллективом. Конкретные условия могут быть оговорены и при заключении индивидуального трудового соглашения (контракта).
В настоящее время большинство предприятий должны включать в комплексные и годовые планы мероприятий по охране труда и работы по проведению сертификации на соответствие требованиям по охране труда.
Эти мероприятия должны быть выполнены в соответствии с постановлением Минтруда РФ N 64 от 3 ноября 1995 года "Об организации работы по проведению сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда".
В соответствии с "Временными правилами сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда", утверждёнными данным постановлением Минтруда РФ, по результатам сертификации органами по труду субъектов Российской Федерации выдаётся сертификат соответствия одной из трёх категорий:
Аттестация рабочих мест выполняется в соответствии с постановлением Минтруда РФ N12 от 14 марта 1997 года "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
Для подготовки к аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях составляется перечень рабочих мест и выявляются опасные и вредные факторы производственной среды.
Для организации и проведения аттестации рабочих мест работодатель приказом создаёт аттестационную комиссию.
Сроки проведения аттестации устанавливаются организацией, исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений на рабочих местах (освещённости, шума, вибрации к др.).
Контроль за выполнением мероприятий по охране труда осуществляет администрация, выборный представительный орган коллектива (профком) и специально созданная на основе законодательства совместная комиссия (при числе работающих более 10 человек).
Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется в соответствии со статьёй N19 федерального закона "Об основах охраны труда в РФ". В частности:
Финансирование осуществляется в рамках соответствующих целевых программ за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. При этом могут быть использованы средства, полученные из сумм штрафов, налагаемых за нарушение законодательства по охране труда и добровольных взносов организаций и физических лиц.
Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.
В отраслях экономики, субъектах РФ и в организациях могут создаваться фонды охраны труда.
Травматизм и методы его изучения.
Производственная травма (трудовое увечье) - это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма - это результат механического воздействия при наездах, падениях или контакте с механический оборудованием.
Травмирование возможно вследствие воздействий:
химических факторов, например, ядохимикатов, в виде отравлений или ожогов;
электрического тока - ожоги, электрические удары и др.;
высокой или низкой температуры (ожоги или обморожения);
сочетания различных факторов.
Производственный травматизм - это совокупность несчастных случаев на производстве (предприятии).
Различают несколько причин производственного травматизма
Технические, возникающие вследствие конструкторских недостатков, неисправностей машин, механизмов, несовершенства технологического процесса, недостаточной механизации и автоматизации тяжёлых и вредных работ.
Санитарно - гигиенические, связанные с нарушением требований санитарных норм (например, по влажности, температуре), отсутствием санитарно-бытовых помещений и устройств, недостатками в организации рабочего места и др.
Организационные, связанные с нарушением правил эксплуатации транспорта и оборудования, плохой организацией погрузочно-разгрузочных работ, нарушением режима труда и отдыха (сверхурочные работы, простои и т.п.), нарушением правил техники безопасности, несвоевременным инструктажем, отсутствием предупредительных надписей а др.
Психофизиологические, связанные с нарушением работниками трудовой дисциплины, опьянением на рабочем месте, умышленным самотравмированием, переутомлением, плохим здоровьем и др.
Профессиональное заболевание - это повреждение здоровья работника в результате постоянного или длительного воздействия на организм вредных условий труда.
Различают острые и хронические профессиональные заболевания. К острым относят профессиональные заболевания, возникшие внезапно (в течение одной рабочей смены) из-за воздействия вредных производственных факторов с большим превышением предельно допустимого уровня или предельно допустимой концентрации.
Профессиональное заболевание, при котором заболело два и более работников, называется групповым профессиональным заболеванием.
Предельно допустимый уровень производственного фактора - это уровень производственного фактора, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдалённые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Острое профессиональное заболевание возможно в виде ожога глаз ультрафиолетовым излучением при выполнении сварочных работ, при отравлении хлором, оксидом углерода и др.
Хронические профессиональные заболевания развиваются после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов, например, вибрации, производственного шума и др.
Неблагоприятные (вредные) условия труда могут создаваться запыленностью (шахты, цементное производство), загазованностью (химическое производство, кирпичные заводы), повышенной влажностью, производственным шумом, вибрацией, неудобной рабочей позой, тяжёлым физическим трудом и др.
В зависимости от вида производственных вредностей могут развиться такие заболевания как пневмокониозы, повреждение кожных покровов, нарушение опорно-двигательного аппарата, виброболезнь, шумовая болезнь (тугоухость) и др.
Удельный вес рабочих мест с вредными и опасными условиями труда вырос с 1990 года по настоящее время более чем на 5% и составляет в последние годы в среднем примерно 23%, достигая в отдельных отраслях производства трети и даже половины.
Первичный выход на инвалидность с 1990 года вырос примерно на 50%.
С учётом реального объёма производства, показатели травматизма в России постоянно возрастают (при некотором численном сокращении числа травм на производстве в последние годы). Экономические потери при этом ежегодно возрастают на 10-30%.
Из зарубежного опыта отметим следующее.
По международным стандартам работодатель обязан застраховать каждого работника не только от несчастных случаев на производстве, но и от ущерба, связанного с лечением.
Международной организацией труда минимальный размер такой страховки рекомендован в размере зарплаты за 7500 рабочих дней.
В странах с сильным профсоюзным движением в коллективные договоры включается обязательство работодателя застраховать своих работников также от последствий бытовых травм и общей заболеваемости, иногда - вместе с членами семьи.
Расследование и учет несчастных случаев на производстве проводят в соответствии с "Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002г N73, а также статьями 227-231 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).
Несчастный случаи (НС) на производстве - это случай, происшедший с работающим вследствие воздействия опасного производственного фактора (для застрахованного - это страховой случай).
Несчастные случаи в зависимости от причин, места и времени происшествия делятся на две группы: несчастные случаи, связанные с работой, и несчастные случаи, не связанные с работой (бытовые травмы),
Несчастные случаи, не связанные с производством, но происшедшие на производстве - это несчастные случаи, происшедшие при изготовлении предметов в личных целях, самовольном использовании транспорта предприятия, участии в спортивных мероприятиях на территории предприятия, при хищении имущества предприятия.
Бытовые несчастные случаи - это несчастные случаи, происшедшие в быту (дома) или при нахождении на предприятии вне рабочего времени.
Расследование несчастных случаев на производстве выполняется в соответствии с Трудовым кодексом РФ и "Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях", утверждённым постановлением Минтруда России N73 от 24 октября 2002 года. Этим же постановлением утверждены формы документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве.
Расследование несчастного случая может быть достаточно сложным процессом, поскольку интересы пострадавшего и работодателя часто не совпадают.
Действие нормативных актов по расследованию и учёту несчастных случаев на производстве распространяется на:
Работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками;
уполномоченных работодателем лиц (представители работодателя);
физических лиц, осуществляющих руководство организацией (руководители организации);
физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем;
других лиц, участвующих с ведома работодателя в его производственной деятельности своим личным трудом, правоотношения которых не предполагают заключения трудовых договоров.
Расследованию подлежат травмы, в том числе причиненные другими лицами, включая:
тепловой удар, ожог, обморожение;
утопление;
поражение электрическим током или молнией;
укусы, нанесенные животными и насекомыми;
повреждения, полученные в результате взрывов, аварий и т.п.
Расследованию и учёту подлежат несчастные случаи, происшедшие:
при исполнении трудовых обязанностей, в том числе во время командировки, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
при следовании на работу или с работы на транспортном средстве работодателя, а также на личном транспортном средстве при использовании его в производственных целях;
во время служебных поездок на общественном транспорте, а также при следовании по заданию работодателя к месту выполнения работ и обратно, в том числе пешком;
при следовании к месту служебной командировки и обратно;
при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха;
во время междусменного отдыха при работе вахтовым методом;
при привлечении к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Работники организации обязаны незамедлительно извещать руководство о каждом происшедшем несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья в связи с проявлениями признаков острого заболевания.
О каждом страховом случае работодатель в течение суток обязан сообщить страховщику (фонд социального страхования).
О групповом несчастном случае (пострадало два и более человек), тяжёлом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель в течение суток обязан направить извещение соответственно:
о несчастном случае, происшедшем в организации:
в соответствующую государственную инспекцию труда;
в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
в федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности;
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
в территориальные объединения организаций профсоюзов;
в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (объекте), подконтрольной этому органу;
страховщику;
о несчастном случае, происшедшем у работодателя - физического лица:
в соответствующую государственную инспекцию труда;
в прокуратуру по месту нахождения работодателя - физического лица;
в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в территориальный орган государственного надзора, если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном этому органу;
страховщику.
О групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях и несчастных случаях со смертельным исходом также информируется Федеральная инспекция труда Минтруда России.
Если указанные несчастные случаи произошли в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, то соответствующим образом информируются специально уполномоченные органы государственного надзора.
Для расследования несчастного случая на производстве в организации работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. Во всех случаях состав комиссии должен состоять из нечетного числа членов.
В состав комиссии включаются специалист по охране труда организации, представители работодателя, представители профсоюзного органа (коллектива), уполномоченный (доверенный) по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке, где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
В расследовании несчастного случая на производстве у работодателя - физического лица принимают участие указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе.
Несчастный случай на производстве, происшедший с лицом, направленным для выполнения работ к другому работодателю, расследуется комиссией, образованной работодателем, у которого произошел несчастный случай. В состав данной комиссии входит уполномоченный представитель работодателя, направившего это лицо.
Несчастные случаи, происшедшие на территории организации с работниками сторонних организаций при исполнении ими задания направившего их работодателя, расследуются комиссией, формируемой этим работодателем.
Несчастные случаи, происшедшие с работниками при выполнении работы по совместительству, расследуются комиссией, формируемой работодателем, у которого фактически производилась работа по совместительству.
Расследование несчастных случаев со студентами, проходящими производственную практику (выполняющими работу под руководством работодателя), проводится комиссиями, формируемыми и возглавляемыми этим работодателем. В состав комиссии включаются представители образовательного учреждения.
Для расследования группового несчастного случая, тяжёлого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом в комиссию дополнительно включаются:
государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профсоюзов. Возглавляет комиссию государственный инспектор труда;
по требованию пострадавшего (или его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо;
в случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель территориального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
при несчастном случае, происшедшем в организациях на объектах, подконтрольных территориальным органам Федерального горного и промышленного надзора России, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа и возглавляет комиссию представитель этого органа;
при групповом несчастном случае с числом погибших 5 и более человек в состав комиссии включаются также представители Федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности и общероссийского объединения профсоюзов. Председателем комиссии является главный государственный инспектор труда по субъекту Российской Федерации, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Федерального горного и промышленного надзора России, - руководитель этого территориального органа.
При крупных авариях с человеческими жертвами 15 и более человек расследование проводится комиссией, назначаемой Правительством России.
Расследование несчастных случаев (в том числе групповых), в результате которых пострадавшие получили повреждения, отнесенные в соответствии с установленными квалифицирующими признаками к категории легких, проводится в течение трех дней.
Расследование иных несчастных случаев проводится в течение 15 дней. В некоторых случаях председатель комиссии может продлить срок расследования, но не более чем на 15 дней. Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего в течение месяца.
Тяжелые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом, происшедшие с лицами, выполнявшими работу на основе договора гражданско-правового характера, расследуются в установленном порядке государственными инспекторами труда на основании заявления пострадавшего (доверенного лица, членов его семьи).
В ходе расследования несчастного случая комиссия производит осмотр места происшествия, выявляет и опрашивает очевидцев несчастного случая и должностных лиц, знакомится с действующими в организации нормативными и распорядительными документами, по возможности получает объяснения от пострадавшего.
Расследуются в установленном порядке и по решению комиссии могут квалифицироваться как не связанные с производством:
смерть вследствие общего заболевания или самоубийства;
смерть или иное повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) работника;
несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий, квалифицированных правоохранительными органами как уголовное правонарушение.
При поступлении жалобы пострадавшего, выявлении сокрытого несчастного случая, установления нарушений порядка расследования и в некоторых иных случаях, государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование.
Несчастные случаи, квалифицированные, как несчастные случаи на производстве, подлежат оформлению актом о несчастном случае на производстве по форме Н-1*.
Акт формы Н-1 составляется комиссией в двух экземплярах. При несчастном случае на производстве с застрахованным работником составляется дополнительный экземпляр акта формы Н-1.
При групповом несчастном случае на производстве акты формы Н-1 составляются на каждого пострадавшего отдельно.
В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного работника, содействовавшей возникновению или увеличению размера вреда, причиненного его здоровью, в акте расследования указывается степень его вины в процентах, с учетом заключения профсоюзного или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации (не более 25%).
По результатам расследования каждого группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом составляется соответствующий акт в двух экземплярах.
Работодатель в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать пострадавшему один экземпляр утвержденного им и заверенного печатью акта формы Н-1. Вторые экземпляры акта с копиями материалов расследования хранятся в течение 45 лет работодателем.
При страховых случаях третий экземпляр утвержденного и заверенного печатью акта формы Н-1 работодатель направляет страховщику.
Каждый оформленный в установленном порядке несчастный случай на производстве регистрируются работодателем в журнале регистрации несчастных случаев на производстве и включаются в годовую форму федерального государственного статистического наблюдения за травматизмом на производстве.
В случае ликвидации организации или прекращения работодателем - физическим лицом предпринимательской деятельности оригиналы актов о расследовании несчастных случаев на производстве подлежат передаче на хранение правопреемнику, а при его отсутствии - соответствующему государственному органу.
Государственный надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве осуществляется органами Федеральной инспекции труда.
Методы анализа производственного травматизма
При анализе причин, приведших к несчастному случаю, используются следующие методы
СТАТИСТИЧЕСКИЙ метод, при котором обрабатываются статистические данные по травматизму и вычисляются следующие показатели:
а) коэффициент частоты травматизма
Кч =N·1000/С , (2.1)
где N - количество несчастных случаев;
С - среднесписочный состав предприятия;
б) коэффициент тяжести травматизма
Кт = Д / N , (2.2)
где Д - количество дней нетрудоспособности вследствие несчастного случая;
в) коэффициент общего травматизма
Кобщ = Кч·Кт = Д·1000/С ; (2.3)
г) коэффициент, определяющий процент несчастных случаев с выходом на инвалидность и со смертельным исходом,
Кис = Т·1000/N , (2.4)
где Т - количество несчастных случаев с выходом на инвалидность и смертельным исходом;
д) коэффициент, отражающий количество пострадавших на 1000 работающих,
Кп=П·1000/С , (2.5)
где П - количество пострадавших.
При необходимости вычисляются и другие показатели.
МОНОГРАФИЧЕСКИЙ метод, при котором проводится детальный анализ приемов работы и условий труда на одном инструменте или при одной операции. Привлекаются специалисты разного профиля. Цель анализа - оценить причину несчастного случая и разработать мероприятия по предупреждению их в будущем.
ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ метод, при котором на графическое изображение территории предприятия или его структурного подразделения (цеха, участка) наносится специальными условными знаками места, где произошёл несчастный случай. На графическом плане предприятия наглядно отражаются неблагополучные рабочие места.
ТЕХНИЧЕСКИЙ метод, при котором проводят расчёт и испытание технических средств (машин, механизмов, спасательных средств, сигнализации) с целью выявления наиболее безопасных.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ метод, при котором оцениваются экономические показатели травматизма.
Общие потери предприятия и государства от несчастных случаев можно вычислять по формуле:
Эг=Рпр+Рдр+Н, (2.6)
где Рпр - расходы предприятия, связанные с несчастным случаем (стоимость оборудования, сырья, заработная плата и др.);
Рдр - расходы других учреждений, связанные с несчастным случаем (пенсии, путёвки);
Н - недополученные государством налоги.
Зависимость экономических потерь предприятия от количества несчастных случаев, числа дней нетрудоспособности и средней зарплаты пострадавших можно представить эмпирической формулой:
Рпр = (0,6Т + 1,28Д)В + 8ТВ, (2.7)
где Д - суммарная длительность нетрудоспособности в днях;
Т - количество несчастных случаев в год;
В - среднедневная зарплата пострадавших в рублях.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ОСВЕЩЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ
Рациональное освещение должно удовлетворять следующим основным требованиям:
освещенность рабочих поверхностей не должна быть ниже минимальной, установленной исходя из санитарно-гигиенических условий.
равномерность освещения одной и той же плоскости на протяжении 0,75 м не должна быть ниже 0,1?0,3; равномерность освещения определяется как отношение наименьшей освещенности Етin к наибольшей Етах на данной поверхности, т.е.
Етin Етах <0,l ? 0,3.
источники света не должны иметь большую мощность, а приборы освещения должны иметь специальное устройство для уменьшения слепящего действия источников света.
Для выполнения этих требований ПТЭ предписывают минимальную освещенность, расстояние между светильниками в зависимости от мощности источника света и конкретного типа работы. Пользуясь приведенными в таблицах ПТЭ нормами, можно подсчитать число светильников определенной мощности, необходимое для освещения того или иного типа работы.
Иногда необходимо производить расчеты освещения (для проверки фактической освещенности при принятой расстановке
светильников, для определения числа светильников в местах, где отсутствуют рекомендации ПТЭ и т. д.). Прирасчете электрического освещенияиспользуютметоды:
точечный;
светового потока;
удельной мощности. Целью расчета любым методом является определениечисласветильникови ихмощностейдляобеспеченияминимальнойосвещенностиЕтin .Исходными данными длярасчетаявляютсяЕтinиплощадь освещаемойповерхности S.
Вертинальная плоскость
Горизонтальная плоскость
Перпендику-* лярная плоскость
рис. График к расчету освещенности
Точечный метод. Исходными данными для применения этого метода являются кривая распределения силы света светильника и расстояние от светильника до заданной точки освещаемой поверхности.
Пусть источник света Се освещает перпендикулярно расположенную к лучу /а плоскость АВ (рис.). Освещенность в точке О на этой плоскости
E = Ia / R2.
Освещенность на горизонтальной плоскости
Er = Ia * cos a / R2 = /a cos3 a / h2,
где h — высота подвеса светильника от горизонтальной плоскости.
Освещенность на вертикальной плоскости
EB = /a sin a / R2 = = /a sin a cos2 a / A2 = Er tg a.
Инженерный расчет освещенности (лк) следует вести по формулам для плоскостей:
Горизонтальной
Er = knlacos*a/{kh2);
Вертикальной
EB = knla cos2 a sin a/(kh2),
где kn = Fn/l000 — поправочный коэффициент;
/a—сила света лампы под углом а, определяемая из кривой светораспределения светильника;
Fn — световой поток применяемой лампы, лм;
k=1,2 ? 2,0 — коэффициент запаса, учитывающий запыление и загрязнение светильников.
Результат расчета сопоставляется с нормами освещенности. Если результат расчета меньше минимальной нормативной освещенности, принимают светильник с большей силой света и повторяют расчет, добиваясь результата, равного или превышающего норму минимальной освещенности.
Метод светового потока применяется для определения светового потока для обеспечения заданной минимальной освещенности, установленной нормами для данных условий работ.
Световой поток всех светильников, обеспечивающий требуемую среднюю освещенность,
F = k*zосв* Етin * S / ?осв
где zосв = l,3?l,4 — коэффициент минимальной освещенности, равный отношению средней освещенности Еср к минимальной Еmin;
Еmin — минимальная освещенность, лк;
S — площадь, подлежащая освещению, м2;
?осв — коэффициент использования осветительной установки, зависящий от типа светильника, коэффициентов отражения стен и потолка помещения, длины и ширины освещаемой площади, высоты подвеса светильников над рабочей поверхностью и т. д.
Коэффициент ?осв определяется из таблиц, приводимых в каталогах и справочниках по светотехнике.
Задавшись типом светильника, принимают лампу определенной мощности со световым потоком Fn, после чего можно определить число светильников для светового потока F:
n = F/FCBi
где FСВ = FJ *?CB?CB — к. п. д. светильника.
Затем можно определить расстояние между светильниками l = L/n. Это расстояние для обычных помещений должно составлять l= (1,5?2)h, где h — высота подвеса светильника. Для всех типов работ расстояние между светильниками регламентируется отраслевыми ПТЭ.
Метод удельной мощности служит для предварительного определения мощности осветительной установки или для ориентировочной оценки правильности выполненного расчета. Он базируется на средних значениях мощности, необходимой для создания требуемой освещенности при средних значениях коэффициента использования осветительной установки.
Удельный расход мощности на освещение жилых и общественных помещений колеблется в пределах 3,5?12 Вт/м2, а для производственных помещений — 3?10 Вт/м2.
Например значения удельных мощностей (Вт/м2) для освещения подземных выработок: очистных и подготовительных забоев 5; промежуточных транспортных выработок 3; главных откаточных выработок 1?2; электромашинных камер 8?10; околоствольных выработок 6?8.
Учитывая коэффициент запаса, коэффициент использования установки, светоотдачу ламп, удельную мощность w (Вт/м2) в первом приближении можно принимать
W= Еmin / (3 ? 4)
Отраслевые ПТЭ нормируют минимальную освещенность для различных рабочих мест и помещений, что позволяет легко определить w по формуле. Далее при известной площади S подлежащих освещению помещений или выработок определяется требуемая мощность для освещения, равная Sw (Вт). При мощности одного светильника Рл число светильников
N= Sw / Рл