Пенсионная реформа в РФ на современном этапе развития
1.Причины и цели пенсионной реформы………………………………………….2
2.Субъекты рынка обязательного пенсионного страхования……………………4
2.1. Управляющие компании………………………………………………………4
2.2.Негосударственные пенсионные фонды………………………………………8
3. Контроль за ходом пенсионной реформы………………………………………9
4.Страховщики……………………………………………………………………...11
5. Недостатки и варианты их устранения…………………………………………13
Приложение…………………………………………………………………………1
1.Причины и цели пенсионной реформы
Как известно в 2002 году в России началась пенсионная реформа. Суть ее в том, чтобы от чисто распределительной государственной пенсионной системы перейти к смешанной, распределительно-накопительной.
До нынешнего времени государственные пенсии выплачивались и выплачиваются на основе принципа "солидарности поколений": те, кто сейчас на пенсии, получают деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами (если точнее - работодателями за своих работников пропорционально фонду оплаты труда). Собранные деньги не инвестируются - некогда: едва поступив в Пенсионный фонд России, они "с колес" идут на выплату текущих пенсий.
Подобная система хороша, когда на одного пенсионера приходится 3-4 (а лучше еще больше) работающих граждан: тогда можно платить сравнительно достойные пенсии, отбирая у работающих не слишком много. Но если демографическая структура в стране ухудшается из-за увеличения продолжительности жизни и снижения рождаемости, т.е. население стареет, - то сокращается и соотношение числа работающих с числом пенсионеров. Сейчас в России эта цифра уже меньше 2, и в дальнейшем она будет только снижаться. Тогда приходится либо увеличивать налоги, либо уменьшать пенсии.
У нас налицо обе эти неприятности: пенсии почти нищенские, а вместе с тем предприятия-работодатели недовольны чрезмерно высоким, по их мнению, единым социальным налогом, из которого как раз и платятся пенсии. Впрочем, тут мы не первые: развитые западные страны уже давно столкнулись с проблемой старения населения, а вследствие этого - с финансовыми затруднениями распределительных пенсионных систем.
В качестве главного способа решения этой проблемы предлагается введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного страхования. Это означает, что определенная часть пенсионных взносов, поступающих в ПФР за каждого работника, будет не тратиться на текущие пенсии, а инвестироваться в ценные бумаги или иные финансовые активы. Средства эти будут распределяться по индивидуальным счетам, и сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты. С другой стороны, на накопительные счета будут зачисляться доходы от инвестирования.
При такой системе, с одной стороны, к старости у человека должна накопиться определенная сумма, из которой можно будет платить ему пенсию, - а с другой стороны, российская экономика получит столь необходимые ей инвестиционные ресурсы. Обе цели выглядят вполне достойно.
Это не означает полного отказа от распределительной системы: в определенном небольшом размере она будет сохраняться. Вместе с тем, введение накопительного элемента в государственную пенсионную систему не отменяет и не заменяет дополнительного добровольного пенсионного обеспечения в негосударственных пенсионных фондах или страховых компаниях.
Отдельный и очень важный для финансового сообщества вопрос - кто и как будет принимать инвестиционные решения в отношении накопительной части трудовых пенсий. Уже в 2003 году граждане получили возможность выбора: оставить деньги в ПФР для консервативного инвестирования в государственные ценные бумаги или передать их частным управляющим компаниям. В 2004 году появится третий возможный вариант - перевод этих средств в негосударственные пенсионные фонды.
Новая схема выглядит приблизительно так В соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия складывается из трех составляющих:
Базовой части;
Страховой части;
Накопительной части.
Базовая часть гарантируется государством всем гражданам, имеющим минимальный трудовой стаж работы не менее пяти лет.
Сегодня базовая часть составляет 450 рублей. Эта часть будет периодически утверждаться законодательной властью наравне с минимальным размером заработной платы.
Для обеспечения ее выплаты в бюджет будет перечисляться половина ставки пенсионных платежей, то есть 14% от фонда оплаты труда.
Страховая часть учитывает весь период работы и зависит только от того, сколько накопилось пенсионного капитала на Вашем персональном лицевом счете. Этот счет отражает обязательства государства перед Вами и получает денежное выражение с момента получения права на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, будут закрепляться в виде обязательств государства на индивидуальных счетах всех застрахованных лиц. Текущие поступления будут расходоваться на выплату пенсий тем, кто уже находится на заслуженном отдыхе.
На ее формирование в зависимости от возраста и сферы деятельности застрахованного лица будет расходоваться 8-14% от фонда оплаты труда.
Выплаты по этой части будут рассчитываться следующим образом: накопленный на индивидуальном счете пенсионный капитал будет делиться на 19 лет (средняя продолжительность жизни пенсионера), и равномерно распределяться в течение года.
Накопительная часть - Ваши личные сбережения, накапливаемые на специальной части индивидуального лицевого счета, которыми Вы имеете право распоряжаться самостоятельно, путем передачи их профессиональной управляющей компании.
Эта часть будущей пенсии состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода, полученного выбранной Вами управляющей компанией.
Преимущества Новой пенсионной модели
Новая пенсионная система предусматривает учет каждого рубля, внесенного Вами за каждый год и месяц Вашего трудового стажа;
Закрепляются обязательства государства персонально перед каждым работником. После Вашего выхода на пенсию, эти обязательства будут выполняться в полном объеме, с учетом всех повышений и индексаций, проводившихся за годы Вашей трудовой деятельности.
Реформа в пенсионной системе обеспечивает прозрачность пенсионной системы.
Накопительная часть трудовой пенсии обеспечит необходимый пенсионный резерв в расчете на прогнозируемое ухудшение демографической ситуации
2.Субъекты рынка обязательного пенсионного страхования
2.1.Передача пенсионных накоплений частным управляющим компаниям
Согласно Закону от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий", начиная с 2003 года все работающие граждане моложе определенного возраста (мужчины - от 1953 года рождения, женщины - от 1957 года рождения) получают возможность перевести свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда России в частную управляющую компанию (ст.32 Закона).
В основе инвестиционной политики Управляющей компании лежит стратегия сохранения и увеличения капитала, предполагающая использование системы контроля рисков для получения среднего стабильного дохода при минимальном уровне риска в целях сохранения и приумножения средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении Управляющей компании.
Перечень видов активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях Российской Федерации;
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации номинированные в рублях Российской Федерации;
облигации российских эмитентов номинированные в рублях Российской Федерации, за исключением ипотечных ценных бумаг
акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
депозиты в рублях в кредитных организациях.
Структура инвестиционного портфеля.
Структура инвестиционного портфеля должна удовлетворять следующим основным требованиям:
максимальная доля одного эмитента или группы связанных эмитентов в инвестиционном портфеле не должна превышать 5 процентов, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
депозиты в кредитной организации (кредитных организациях, входящих в одну банковскую группу) и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией (кредитными организациями, входящими в одну банковскую группу), не должны в сумме превышать 10 процентов инвестиционного портфеля;
максимальная доля в инвестиционном портфеле ценных бумаг, эмитированных аффилированными компаниями управляющей компании и специализированного депозитария, не должна превышать 5 процентов;
максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10 процентов его капитализации;
максимальная доля в инвестиционном портфеле облигаций одного эмитента не должна превышать 10 процентов совокупного объема находящихся в обращении облигаций данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации;
максимальная доля в совокупном инвестиционном портфеле ценных бумаг одного эмитента не должна превышать 30 процентов совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг данного эмитента, за исключением государственных ценных бумаг Российской Федерации.
Максимальная доля в инвестиционном портфеле активов, указанных в последних двух подпунктах, не должна превышать 20 процентов.
Дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений:
сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений, совершаются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг на условиях поставки против платежа и на основе заявок на покупку и заявок на продажу ценных бумаг по наилучшим из указанных в них ценам при условии, что заявки адресованы всем участникам торгов и информация, позволяющая идентифицировать подавших заявки участников торгов, не раскрывается в ходе торгов другим участникам (далее именуются - рыночные сделки);
средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации, выпущенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и в облигации российских хозяйственных обществ при условии, что срок погашения указанных облигаций не наступил;
средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации при условии, что:
указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выступающий эмитентом указанных ценных бумаг, ежеквартально публикует отчеты об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, а также отчеты об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии этих ценных бумаг;
среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами, рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс. рублей;
средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в муниципальные облигации при условии, что:
указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг;
исполнительный орган муниципального образования, выступающий эмитентом указанных ценных бумаг, ежеквартально публикует отчеты об исполнении бюджета муниципального образования, а также отчеты об исполнении обязательств, возникших в результате эмиссии этих ценных бумаг;
среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами, рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс. рублей;
средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в облигации российского эмитента, являющегося хозяйственным обществом, при условии, что:
эмитент соблюдает требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов о ценных бумагах и о хозяйственных обществах;
указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг;
эмитент указанных ценных бумаг представляет организатору торговли на рынке ценных бумаг ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента;
количество акционеров эмитента составляет не менее 1000;
у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 из последних 3 лет, а в случае существования эмитента менее 3 лет - за весь срок его существования;
стоимость чистых активов эмитента составляет не менее 500 млн. рублей;
рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента составляет не менее 30 млн. рублей;
среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами, рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 400 тыс. рублей;
средства пенсионных накоплений могут инвестироваться в акции российского эмитента, являющегося открытым акционерным обществом, при условии, что:
эмитент соблюдает требования федеральных законов и иных нормативных правовых актов о ценных бумагах и об акционерных обществах;
указанные ценные бумаги включены в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг;
эмитент представляет организатору торговли на рынке ценных бумаг ежеквартальные отчеты, сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента, информацию о количестве акционеров эмитента, информацию о том, что одно лицо и (или) его аффилированные лица стали владельцами более 75 процентов обыкновенных именных акций эмитента;
количество акционеров эмитента составляет не менее 1000;
одно лицо и (или) его аффилированные лица владеют не более чем 75 процентами обыкновенных именных акций эмитента;
у эмитента отсутствуют убытки по итогам 2 из последних 3 лет, а в случае существования эмитента менее 3 лет - за весь срок его существования;
стоимость чистых активов эмитента составляет не менее 500 млн. рублей;
рыночная стоимость всех ценных бумаг эмитента составляет не менее 300 млн. рублей;
среднемесячная сумма рыночных сделок с указанными ценными бумагами, рассчитанная по итогам последних 6 месяцев, составляет не менее 2 млн. рублей;
доля государственных ценных бумаг Российской Федерации одного выпуска не может составлять более 35 процентов инвестиционного портфеля.
Максимальная доля следующих классов активов в инвестиционном портфеле составляет
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации - 40 процентов;
облигации российских эмитентов (помимо облигаций, выпущенных от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации):
облигации, выпущенные от имени муниципальных образований, - 40 процентов;
облигации российских хозяйственных обществ:
в 2004 году - 50 процентов;
в 2005 году - 60 процентов;
в 2006 году - 70 процентов;
с 2007 года - 80 процентов;
акции российских эмитентов, являющихся открытыми акционерными обществами:
в 2004 году - 40 процентов;
в 2005 году - 45 процентов;
в 2006 году - 55 процентов;
с 2007 года - 65 процентов;
Максимальная доля в инвестиционном портфеле отдельных классов активов, определяется в соответствии с законодательными и нормативными актами.
При инвестировании средств пенсионных накоплений Управляющая компания обязана соблюдать иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, договорами с Пенсионным Фондом РФ и другими нормативными правовыми актами.
Для этого ПФР должен сперва выверить информацию о состоянии "специальной части индивидуального лицевого счета" каждого застрахованного лица (т.е. работающего гражданина, за которого платятся страховые взносы в ПФР), а затем до 1 июля направить каждому гражданину отчет о состоянии его счета месте с бланком заявления о выборе управляющей компании. Либо гражданин выбирает управляющую компанию по своему вкусу - тогда деньги должны быть переведены туда до 31 декабря текущего года и в дальнейшем будут вкладываться в соответствии с инвестиционной декларацией УК. Либо гражданин больше доверяет государству или вообще никак не выражает своего отношения к происходящему - тогда деньги остаются в ПФР и инвестируются государственной управляющей компанией (сейчас таковой назначен Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги.
Передача денег управляющей компании, согласно Закону, не приводит к смене формы собственности: средства пенсионных накоплений остаются собственностью Российской Федерации (ст.5 Закона). Договор доверительного управления будет считаться заключенным между РФ и управляющим, и выгодоприобретателем по нему будет являться также РФ, а не гражданин, инициировавший передачу денег управляющему (ст. 18 Закона). Последующие налоговые платежи, включающие в себя пенсионные "страховые взносы", будут по-прежнему приходить в ПФР и лишь по итогам года передаваться управляющему. При выходе человека на пенсию управляющий должен будет возвратить накопленные деньги в ПФР, а этот последний будет выплачивать пенсию.
Чтобы было из кого выбирать, государство должно провести конкурс управляющих компаний (ст. 19 Закона). На сегодняшний день конкурс проведен и 55 УК получили лицензии.
Одним из главных участников рынка пенсионных накоплений станет Государственная управляющая компания (ГУК) в лице Внешэкономбанка. Именно под ее управление, по протезам экспертов Пенсионного фонда России, перейдет до 90% пенсионных накоплений россиян.
- В чем главное отличие частных управляющих компаний от государственной?
- Прежде всего в перечне разрешенных для инвестирования активов, то есть инструментов, в которые можно инвестировать пенсионные накопления. Частные управляющие компании могут вкладывать средства в шесть различных финансовых инструментов, у государственной управляющей компании таких инструментов по закону только четыре - это государственные ценные бумаги в валюте, государственные ценные бумаги в рублях, ипотечные ценные бумаги, гарантированные правительством и остатки на корреспондентских счетах. Но на практике этот список даже меньше, если учесть, что ипотечных ценных бумаг на сегодняшний день еще нет, а остатки на корсчетах минимальны. Таким образом, ответ на вопрос, куда Внешэкономбанк будет вкладывать средства, очевиден - в еврооблигации и внутренние рублевые госбумаги. Такие правила установлены законом.
- Частные УК имеют больше возможностей для получения более высокого дохода, чем ГУК, за счет широкого выбора инструментов. Однако необходимо учитывать, что высокая доходность является оборотной стороной высокого уровня рисков. Чем выше доходность, тем больше риск, чем ниже доходность, тем ниже риск - это общее правило.
- Если потери будут обусловлены неправомерными действиями банка, то по закону их обязаны возместить . Более того, если в деятельности государственного управляющего будут серьезные нарушения, то правительство может вообще назначить другую государственную управляющую компанию. Или сменить весь менеджмент. Причем сделать это оно может в любое время. В этом как раз еще одно принципиальное отличие компании от частных управляющих компаний. Там ключевой мерой воздействия является возможность отзыва лицензии ФКЦБ (Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг), но это непростой процесс, и действия ФКЦБ в данном случае можно оспаривать. Однако ФКЦБ не может сменить менеджмент частной организации.
2.2.Передача пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды
Согласно новой редакции Закона "О негосударственных пенсионных фондах", принятой Законом от 10.01.2003 N 14-ФЗ, сфера деятельности НПФ расширяется: наряду с добровольным пенсионным обеспечением, они теперь смогут участвовать и в обязательном пенсионном страховании, т. е. работать со средствами пенсионных накоплений.
Датой их рождения можно считать 16 сентября 1992 года, когда президент РФ подписал указ "О негосударственных пенсионных фондах". С тех пор количество подобных фондов перевалило за двести. По данным инспекции НПФ при Министерстве труда, на 1 сентября 2003 года в России действует 286 таких фондов. Их услугами пользуются свыше 4,87 млн. россиян. За 2-й квартал 2003 года собственное имущество фондов увеличилось на 6, 9% - до 87 млрд. рублей. Эта сумма складывается из пенсионных резервов НПФ, которые составили 61,039 млрд. рублей, и совокупных вкладов учредителей. В начале 90-х годов НПФ создавались в основном крупными предприятиями и корпорациями для пенсионного обеспечения своих работников. Они действовали по сберегательно-накопительной схеме: пенсии устанавливались пропорционально накопленной сумме. По новому законодательству, НПФ будут привлечены к обслуживанию накопительной части новой пенсионной системы. На рынок пенсионных денег они выйдут с 1 января 2004 года. Фондам, как и прежде, отводится роль "накопителя" средств, они по закону не имеют права самостоятельно инвестировать доверенные деньги. Им придется в обязательном порядке заключать договоры с управляющими компаниями, а те, в свою очередь, будут вкладывать средства в предписанные законом финансовые активы. И еще одно немаловажное обстоятельство: граждане не смогут направлять свои накопления непосредственно в НПФ, средства будут поступать в Пенсионный фонд России, который затем будет перечислять их в частный фонд. Если, конечно, застрахованные лица выскажут подобное пожелание.
НПФ получат доступ в эту сферу на год позже, чем управляющие компании, - только с 2004 года граждане смогут выбирать их наряду с УК. Однако и возможности у них будут пошире: средства пенсионных накоплений, переданные в НПФ, станут собственностью последнего. Правоотношения по поводу этих средств будут описываться уже не договором доверительного управления, а договором об обязательном пенсионном страховании, сторонами которого будут НПФ и доверившийся ему гражданин. Впрочем, для инвестирования этих средств НПФ будут обязаны, со своей стороны, заключать договоры доверительного управления с управляющими компаниями.
Организация-работодатель в случае, если ее работник выберет негосударственный пенсионный фонд, должна будет платить пенсионные "страховые взносы" не в ПФР, а непосредственно в этот НПФ. Собственно пенсионные выплаты также будут идти непосредственно из НПФ, а не из ПФР.
Средства пенсионных накоплений будут учитываться НПФ отдельно от средств, собранных в рамках добровольного пенсионного обеспечения.
3.Контроль
За ходом пенсионной реформы будут постоянно наблюдать три государственные структуры: Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) и Пенсионный фонд России (ПФР). Надзор за инвестированием пенсионных накоплений разделен между Минфином и ФКЦБ. Стоит отметить, что первоначально всю ответственность за это предполагалось полностью возложить на главное финансовое ведомство страны. Однако затем появился проект постановления "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений". По нему Минфину достанется надзор за Пенсионным фондом России (ПФР) и государственной управляющей компанией в лице Внешэкономбанка, а ФКЦБ будет контролировать рыночные процессы пенсионной реформы. В ведение комиссии попадут все частные управляющие компании, которые будут вкладывать пенсионные деньги граждан в ценные бумаги. Частная УК будет проверяться по трем параметрам: надежный ликвидный доход, прозрачность и диверсификация инвестиционного портфеля. В случае выявления у компании финансовых трудностей и неоправданных рисков, связанных с инвестированием пенсионных денег, ФКЦБ может приостановить действие лицензии компании на управление пенсионными активами или даже совсем отобрать ее.
Народный контроль
Если ФКЦБ и Минфин будут выступать в роли государственных контролеров пенсионной реформы, то функцию общественного надзора, в соответствии с указом президента РФ, возьмет на себя Общественный совет. Его главной задачей должна стать защита интересов клиентов пенсионного страхования - то есть частных вкладчиков, которые решатся передать средства коммерческим управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам. Впрочем, совет намерен не менее тщательно отслеживать деятельность и государственной управляющей компании в лице ВЭБа, и Пенсионного фонда России, и даже Минфина с ФКЦБ -в той части, конечно, которая имеет отношение к проведению пенсионной реформы. А для того, чтобы совет мог реализовывать эти задачи, ему по закону предоставлено право вызывать "на ковер" представителей федеральных органов власти, частных УК и НПФ. Стоит отметить, что из всех структур, вовлеченных в проведение пенсионной реформы, в совет вошли только представители работодателей и профсоюзов. Хотя закон прямо указывает, что в состав организации могут входить представители других общественных объединений, а также организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. Тем не менее этого пока не случилось. За рамками совета осталась, например, Конфедерация обществ потребителей, что вызывает теперь немалые нарекания со стороны наблюдателей. Впрочем, вполне возможно, что состав совета будет еще не раз пересматриваться. А пока общественному контролю уже приходится выслушивать нелестные замечания в свой адрес: УК и НПФы, естественно, недовольные появлением еще одного "надзирателя", указывают, что у членов совета не хватает профессиональных знаний и опыта в работе на рынке ценных бумаг. Госструктуры в лице Минфина и ФКЦБ от резких отповедей пока воздерживаются, однако далеко не факт, что совету удастся добиться от них отчета по проделанной работе в рамках проведения пенсионной реформы.
Тот, кто сможет остановить любую сделку
Но чуть ли не главная контролирующая роль отведена на пенсионном рынке спецдепозитарию. Он по закону обязан заключить типовые договоры со всеми управляющими компаниями, прошедшими конкурс. Впрочем, этим функции спецдепозитария не ограничиваются. Он, как и Федеральная комиссия по ценным бумагам, будет на каждодневной основе отслеживать деятельность всех управляющих компаний на финансовых рынках. И в случае, если та или иная УК слишком увлеклась рискованными операциями или оказалась замешанной в "порочащих ее связях", спецдепозитарий может приостановить любую ее сделку. Или даже аннулировать любую операцию, если, по его мнению, она способна привести к неправомерному использованию пенсионных средств. Закон гласит, что спецдепозитарий, где будут храниться финансовые активы управляющих компаний, в России только один. В результате конкурса среди депозитариев победила Объединенная депозитарная компания (ОДК), которую незадолго до этого приобрел Внешторгбанк. Идея, что в ходе пенсионной реформы число спецдепозитариев должно быть увеличено, звучало уже неоднократно, причем как из уст представителей общественности, так и из уст госчиновников. Однако, судя по всему, российские власти пока не рассматривают такую возможность всерьез.
4.Страховщики
По закону "Об инвестировании" управляющая компания может получить допуск к пенсионным накоплениям граждан, только если она застрахует свою ответственность перед ПФР за нарушения договоров доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вызванные ошибками, небрежностью, а также умышленными противоправными действиями работников или иных лиц, в частности преступлениями в сфере компьютерной информации и экономике.
Страховой департамент Минфина выдал первые лицензии "Ингосстраху", и другим страховщикам, которые уже начали объединяться в пулы, создано уже несколько таких пулов. Страховщики объединяются, чтобы выполнить требование закона о собственном капитале не ниже 3 млрд руб. , которому соответствует только "Ингосстрах". Но пока на рынке известен лишь один пул, который учредили "Ингосстрах", "АльфаСтрахование", "Согласие", "Согаз" и "Капитал Страхование", а затем к нему присоединились еще шесть компаний.
Новый рынок не принесет страховщикам больших сборов. Максимально требуемая законом сумма страховки - 300 млн руб. При утвержденном правительством тарифе в 1% от этой суммы для одного управляющего взнос составит максимум 3 млн руб. Даже если Пенсионный фонд заключит договоры со всеми 55 управляющими компаниями, выигравшими конкурс на управление пенсионными накоплениями, максимальные сборы страховщиков составят $5,6 млн.
Но страховщики уверены, что это перспективный рынок. "Это сейчас маленький рынок, но потом, вероятно, лимиты будут увеличиваться", - говорит гендиректор "АльфаСтрахования" Владимир Скворцов. По его мнению, у рынка "огромный потенциал".
Пресса в основном концентрирует свое внимание на вопросах реформирования государственной пенсионной системы, в то время как реформа пенсионного обеспечения гораздо шире. Она состоит из двух частей. Первая - изменение государственной пенсионной системы. Вторая - создание многоуровневой системы негосударственного пенсионного обеспечения с участием в ней различных финансовых институтов (негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, банков и т.д.). Для страховщиков, безусловно, более важна вторая часть.
Без всякого сомнения, страховщики много теряют от того, что их не включили в систему обязательного пенсионного страхования (хотя я все-таки надеюсь, что они в нем когда-нибудь будут участвовать). Однако, поскольку страховые компании - это коммерческие организации, главный их интерес лежит в плоскости создания негосударственного пенсионного обеспечения. Его сегодня в России почти нет: лишь отдельные предприятия и граждане пользуются подобными услугами.
Основная задача, на мой взгляд, заключается в том, чтобы создать все-таки не двух-, а трехуровневую систему пенсионного обеспечения, в которой участвовали бы как государство и работодатели, так и сами наемные работники. Для России, к сожалению, характерны чрезмерный патернализм и иждивенческий подход. Мы зачастую рассчитываем на то, что кто-то кому-то должен. В рыночной же экономике о пенсии гражданина должно думать не только государство, но и работодатель, и в первую очередь - сам наемный работник. Работодатель для привлечения лучших кадров может предложить работникам соцпакет, включающий в себя дополнительную пенсию, выплачиваемую за счет страхования; предприятие может заключить договор коллективного пенсионного страхования сотрудников. Кроме того, наемный работник может и самостоятельно приобрести полис пенсионного страхования за счет своих средств.Таким образом, пенсия каждого человека может быть сформирована из трех частей, которые обеспечиваются соответственно государством, работодателем и самим работником.
Задача заключается еще и в том, чтобы сделать негосударственное пенсионное страхование популярным. Работающее население России - не менее 50 млн человек. В описываемом контексте все они - потенциальные клиенты страховщиков, громаднейший резерв для развития рынка. Вопрос в том, как их заинтересовать. Думаю, усилий самих страховщиков для этого явно не достаточно. Необходима большая работа, пропаганда, связанная с изменением менталитета, привычек, традиций в отношении пенсионного обеспечения и страхования в целом.
Кроме этого, негосударственным пенсионным фондам и страховщикам необходима поддержка со стороны государства. Нужна не только реформа государственной системы пенсионного обеспечения, но и продуманная госполитика, направленная на развитие добровольного пенсионного страхования. Вот это по-настоящему важно для страховщиков.
5.Недостатки
Ставка отчислений на пенсионное обеспечение по-прежнему уплачивается работодателем и остается одной из самых высоких в мире (28%), что давно уже вызывает нарекания работодателей и не способствует выводу зарплат из тени. К тому же это не соответствует проводимой сейчас политике снижения других налогов (в частности, налога на прибыль и подоходного налога).
Несмотря на перераспределение налогового бремени по уплате взносов в пенсионную систему с работника на работодателя, призванное улучшить положение первого, в действительности именно работник несет основную нагрузку по пенсионному обеспечению. Так как предложение труда менее эластично, чем спрос на труд, то и налоговая нагрузка перераспределяется в сторону менее эластичного фактора. Для работодателя в рыночной экономике стоимость труда, куда входят зарплата и все отчисления с нее, определяется его предельной отдачей. Однако формальная обязанность по выплате взносов, лежащая на работодателе, означает, что работник не чувствует ответственности за свое будущее, поэтому может легко согласиться с "серой" зарплатной схемой - при ней зарплата действительно оказывается больше, чем "белая", с которой уплачены все налоги.
Новые законы предполагают следующую схему распределения платежей в пенсионную систему: 14% от заработной платы поступает на выплату базовых пенсий, 8% зачисляется на индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде, на основании которого будет рассчитываться пенсионный капитал, а 6% идут на специальный счет для дальнейшего инвестирования1. Представляется, что было бы логичней обязать работников самим уплачивать отчисления в накопительную систему, что в большей степени отвечало бы идеологии рыночных реформ и повышало ответственность работников за свое будущее.
Как уже упоминалось, предназначение базовой пенсии - предотвращение бедности. Это отражено в законе, предусматривающем поэтапное приближение этой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. Сейчас для большинства пенсионеров базовая пенсия установлена в размере 450 руб. Закон предусматривает также индексацию базовой пенсии в соответствии с инфляцией. Таким образом, в конечном итоге базовая пенсия оказывается привязанной к прожиточному минимуму и индексируется в соответствии с инфляцией. Именно такая практика и применяется в странах, принявших новую систему. Однако далее имеются различия. Так как выплата базовой пенсии осуществляется из федерального бюджета, то делать для нее базой заработную плату совершенно необязательно. В большинстве стран первый уровень пенсий финансируется из общих доходов бюджета, что позволяет снизить зависимость данного вида пенсии от демографической ситуации и уровня заработной платы. Применив тот же принцип и в России, можно было бы в большей степени реализовать предназначение базовой степени и значительно снизить ставку единого социального налога, к чему призывает большинство работодателей.
Установление фонда заработной платы в качестве базы для базовой пенсии означает, что при росте числа пенсионеров и сокращении количества работников существует риск снижения реального размера базовой пенсии. Закон не отрицает этой возможности и говорит, что "коэффициент индексации (базовой пенсии) и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации" (п. 6 ст. 17 закона "О трудовых пенсиях"). Тем самым в самом законе уже заложено положение, что базовая пенсия необязательно будет выполнять свое предназначение.
Все это означает, что пенсионная реформа в России провалилась. Она не выполнила ни одной из поставленных перед ней целей. Схема финансирования пенсий осталась прежней, искажения на рынке труда устранены не будут, "серые" зарплатные схемы останутся, а доходы пенсионеров также будут зависеть от политики правительства. Кроме того, сохраняются льготные категории граждан, имеющих право на досрочную пенсию. Возраст выхода на пенсию в России остается одним из самым низких в мире. С этим можно согласиться, если учесть низкую продолжительность жизни. Однако принятый закон еще дальше снижает эффективный возраст выхода на пенсию, а это уже, учитывая кризисное состояние пенсионной системы, совершенно неприемлемо.
Уже сегодня на одного пенсионера в России приходится лишь 1,2 человека, уплачивающих взносы в пенсионную систему. В ближайшие годы демографическая ситуация несколько улучшится, но после 2007-2008 гг. начнет резко ухудшаться. А это означает, что уже к 2020 г. средняя распределительная пенсия (базовая плюс страховая) составит около 20% от средней зарплаты (в течение 2001 г. средняя пенсия находилась в пределах 30-33% от средней зарплаты). Это означает фактический демонтаж распределительной пенсионной системы в России, т.к. трудно ожидать успешного функционирования системы, обеспечивающей столь низкий доход пенсионерам при огромных ставках отчисления. Помимо того, все находящиеся сегодня у власти к тому времени сойдут с политической сцены и отвечать за принятые решения в отношении пенсионной системы не будут. Пенсионная реформа, предполагающая постепенное устранение распределительной системы, проведена в Казахстане: в отличие от России в законах четко записано, что пенсионная система будет строиться исключительно на накопительном принципе, поэтому будущие пенсионеры имеют возможность хотя бы психологически подготовиться к этому.
Помимо этого, более строгая привязка страховой пенсии к уровню заработной платы при одновременном сокращении налоговой базы означала бы необходимость компенсации выпадающих доходов. В Швеции, например, для этой цели был создан специальный резервный фонд, в котором аккумулируются средства для выполнения обязательств распределительной системы в будущем. Однако для этого предварительно были проведены соответствующие исследования. Похоже, при разработке реформы в России никто подобными исследованиями не занимался и возможность оптимального распределения средств не изучал. На это указывает тот факт, что Пенсионный фонд совершенно бездарно распоряжается текущими доходами. По итогам 2001 г. в Фонде был накоплен профицит - около 70 млрд руб. По окончании 2002 г. в Фонде уже оставалось более 100 млрд руб. Но эти средства так и остаются лежать на счетах в Центробанке, процент на них не начисляется. Кроме того, средства, которые уже сейчас должны поступать в накопительную систему и принадлежащие не Пенсионному фонду, а будущим пенсионерам, также лежат в Центробанке и еще будут находиться там не менее полутора лет.
Реформирование пенсионной системы связано с решением проблемы долга системы социальных гарантий, неизбежно возникающей при сокращении распределительной системы. Этот долг является суммой будущих платежей участникам старой пенсионной системы, платившим взносы и потому имеющим право на получение пенсии в рамках старой системы. Объем долга очень большой и сравним с объемом ВВП страны. Но из-за сокращения поступлений в распределительную систему долг оказывается необеспеченным. Поэтому решение данной проблемы - довольно сложная экономическая задача. Учитывая способности работников Пенсионного фонда в области управления финансами, а также иррациональный страх российского правительства перед любой задачей, имеющей отношение к государственному долгу, можно предположить, что данное объяснение провала пенсионной реформы вполне обосновано.
Внедрение накопительной пенсионной системы, безусловно, необходимо, но только не в таком виде, как это делается сейчас. Непонятным остается, каким образом деньги будут трансформироваться из денег компаний в деньги пенсионного фонда при отсутствии у нас рынка капитала. Неясно, почему отчисления в пенсионный фонд должен делать работодатель, а не сам работник. Непонятно, как средства будут сохраняться при существующем уровне инфляции, даже если этими деньгами будут грамотно распоряжаться. Поразительно и то, что если человек умирает за день до выхода на пенсию, то накопленные средства передаются его семье, а если через день после выхода на пенсию, то все они уходят в Пенсионный фонд и там как-то перераспределяются.
Кроме того, не учитывается факт инфляции. Конечно, для того деньги и предлагается передать в управляющие компании, чтобы инфляция их не уничтожила, но при этом также никто не дает гарантий на их сохранность. Любопытно и то, что данные активы нельзя вкладывать в иностранные ценные бумаги, а что происходит с нашими - всем известно по опыту 1998 г. Не согласен и с выбором Внешэкономбанка в качестве агента по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. ВЭБ не является банком, так как не обладает банковской лицензией, а действует на основе указа президента РФ №2261 от 22 декабря 1993 г.; на основе ВЭБ должно быть создано Федеральное агентство по управлению государственным долгом. Однако до сих пор неясно, когда окончательно сформируется единая система управления госдолгом и агентство начнет работать. В данной ситуации было бы логичным, если бы государственным агентом стал бы Сбербанк или Внешторгбанк.
Ключевым вопросом являются размеры участия государства в пенсионном обеспечении, который еще только предстоит решить.
Таким образом, подводя итог, гражданину надо дать возможность самому во всем разобраться и самому решить, как распорядиться своими деньгами. От государства же требуется установить минимальную зарплату, от которой будут осуществляться отчисления, – в противном случае все становится фикцией. Необходимо сократить список банков, куда можно передать пенсионные средства, поменять структуру инвестиций, установить жесткий надзор. И, самое главное, нужно помнить, что при неразвитом рынке ценных бумаг, периодических кризисах и нашем правительстве у нас в стране возможно все.
ПриложениеСхема распределений пенсионных отчислений
Схема формирования пенсии
1 Законы предусматривают переходный период до 2006 г., в течение которого распределение взносов будет несколько отличаться. Кроме того, старшие поколения будут платить 2% в накопительную систему или полностью останутся в старой системе.
12