Основное звено системы общих судов
В подсистеме общих (гражданских судов) районный суд является основным звеном. Это обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.
Принципы организации райсуда определяются Конституцией РФ, законом о судебной системе, законом о судоустройстве, законом о статусе судей и другим законодательством.
Суд этого уровня действует в каждом районе или городе, не имеющего районного отделения, а кое-где (в Москве) – в недавно созданных административных округах. В районе (городе) создается 1 суд, но возможно создание одного суда на район и город или район и города, расположенные на территории данного района.
Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов. Образование таких судов осуществляется местной администрацией по представлению органа, выполняющего функцию организационного обеспечения деятельности судов или по согласованию с ним.
§2. Этапы развития райсуда.
История нашего государства показала настоятельную необходимость в судебных органах.
Еще в октябре-ноябре 1917 года народ сам стихийно начал создавать судебные органы. Эти суды образовывались жителями городских кварталов, улиц и просто нескольких домов. Именно они явились прототипом основного звена современной судебной системы – районных судов.
Декреты о суде.
Декрет №1, в статье 2 которой говорилось о создании местных судов. Местные суды действовали в составе постоянного судьи и двух очередных заседателей.
Декрет №1 установил и компетенцию местных судов. Так, по уголовным делам ими могло быть назначено наказание не более 2-х лет лишения свободы, а гражданские дела принимались к производству только по иску на сумму до 3 тыс.руб.
Декрет №2 изменил наименование судов местных. Они стали называться местными народными судами.
Декрет №3 возлагал на местный суд рассмотрение всех уголовных дел за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасилованиях, разбоях, бандитизме.
Положением о народном суде, принятым в ноябре 1918 г. учреждался народный суд, действовавший на территории района
Такому суду стали подсудны все гражданские дела и все уголовные дела, за исключением дел подсудных революционным трибуналам.
Положения о народном суде от 21 октября 1920 года внесли лишь некоторые уточнения в организацию и деятельность народных судов.
Положение о судоустройстве РСФСР 1922 года окончательно установило судебную систему РФ.
Активные попытки совершенствования районных судов начались в конце 80-х гг.
§3. Полномочия районного суда.
Основные полномочия районного суда являются разбирательства гражданских, уголовных и некоторых других дел по первой инстанции, то есть принятие решений по существу тех вопросов, которые затронуты в соответствующих делах.
Но сравнительно недавно на него возложены некоторые функции по проверке законности и обоснованности при определенных условиях своих собственных решений по гражданским делам, а по закону о судебной системе он должен начать осуществлять такую проверку приговоров и иных решений мировых судей, которые станут реально функционировать после принятия закона о мировых судьях.
Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягащающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о похищениях людей и захвате заложниках, участие в вооруженных формированиях.
Значительную часть всех дел и материалов составляют гражданские дела.
§4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей.
Судьи судов основного звена имеют право:
- требовать от отдельных должностных лиц и горожан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;
- вносить представление в государственную органы, общественные организации и должностными лицами об устранении нарушителей закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
- затрагивать информацию от государственных и общественных органов научных учреждений и информационных центров.
§5. Председатель (судья) народного суда.
В состав районного суда входят все судьи и народные заседатели данного суда. В район с большим количеством населения и значительным объемом работы в состав входят несколько судей и значительное число народных заседателей (30-40:1). В малонаселенных районах с относительно небольшим объемом работы суд может состоять из одного судьи и необходимого количества народных заседателей (односоставные). Их насчитывается примерно 1/3 от общего количества районных судов.
Председатель районного суда.
- руководит организацией работы в суде;
- председательствует в судебных заседаниях по рассмотрению дел по первой инстанции и кассационной инстанции либо назначает для этого другого члена суда;
- распространяет обязанности между своими замами;
- созывает заседания президиума, суда и председательствует на них при рассмотрении дел в порядке надзора;
- вносит в президиум суда надзорные протесты;
- организует работы по обобщению и изучению судебной практики;
- утверждает планы работы суда;
- направляет местной администрации заявки на составление списков прис. засед-й;
- организует работу с населением и рассматривает заявления и жалобы граждан;
- контролирует финансовую отчетность суда;
- ведает кадровыми вопросами аппарата суда;
- организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда.
Ближайшими помощниками председателями суда общей юрисдикции среднего звена являются его заместители, которые в свою очередь выполняют функции председателей судебных коллегий, председательствуют на их заседаниях, выполняют поручения председателя суда и иные функции.
В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или одного из судей этого суда.
Если в суде работает один судья и он не может по какой-то причине выполнять свои обязанности, то решением председателя суда субъекта Федерации его обязанности возлагаются на судью из ближайшего района или города.
§6. Организация работы в районном суде.
Правильная организация работы райсуда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности и возлагается на председателя суда. Кроме него в этом участвуют все судии и иные работники суда.
Принципы распределения дел между судьями:
- функциональный (предметный) принцип предусматривает, что каждый судья рассматривает определенную категорию дел (гражданских дел, трудовые споры, дела из семейных правоотношений и т.д.);
- территориальный принцип: каждый судья рассматривает все дела (все категории дел), возникающие на закрепленной за ним территории;
- предметно-территориальный принцип: каждый судья рассматривает только дела определенной категории, возникшие на закрепленной за ним территории;
- беззональный принцип: каждый судья рассматривает все гражданские дела, заявление по которым поступили к нему во время осуществления им приема населения, и те уголовные дела, которые передал на его рассмотрение председатель суда.
Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.
Планирование деятельности суда и отдельных судей предусматривает – ее время выполнения работ с аппаратом суда, повышение правовых знаний народных заседателей, изучение судебной практики и состояние занятости в районе, время судебных заседаний по конкретным делам, график приема населения судьями, время и место совещаний судей и т.п.
Прием населения, который ведется председателем, всеми судьями суда и работниками аппарата в строго установленное время;
Обобщение судебной практики включающее ее сбор, изучение и формулирование выводов;
Работа с кадрами суда: формирование аппарата суда, повышение квалификации судей и работников аппарата.
Ведение статистической отчетности по всем направлениям деятельности суда: рассмотрение различных категорий и дел, исполнительное производство и т.п.
Ведение работ с законодательством включает ее отслежение изменений законодательства и хранение контрольных экземпляров нормативно-правовых актов и разъяснение судебной практики В/С РФ;
Делопроизводство, т.е. фиксирование движения дел, поступающих и исходящих документов и т.п.
Непосредственное организационное технологическое обеспечение работы суда осуществляет аппарат суда:
В состав аппарат суда входят:
- руководящие работники суда;
- администратор суда;
- консультанты;
- заведующий канцелярией;
- секретари суда;
- секретари судебных заседаний.
Правовые источники.
1. Закон о судебной системе.
Ст. 4. Суды в РФ.
1) Правосудие в РФ осуществляется судом и только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов не предусмотренных настоящим федеральным конституционным законом, не допускается.
2) В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные суды и мировые судьи субъектов РФ), составляющие судебную систему РФ.
3) К федеральным судам относятся: В/С РФ; В/С респ.; краев и обл/с, с/гор федерального значения; с/автономных областей и автономных округов; рай/с; военные и специализированные/с составляют систему федеральных судов общей юрисдикции; ВАС РФ; фед. А.С. округов; АС субъектов РФ; составляющие систему федер. А.С.
4) К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Ст. 21. Районный суд.
1. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
2. Районный суд является непосредственно высшей по отношению к мировым судьям, действительным на территории соответствующего судебного района.
3. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом
Ст. 36. Особенности судопроизводства в судах общей юрисдикции после введения в действие настоящего федерального конституционного закона.
Районные (городские) суды, образованные до введения в действие настоящего фед. конст. закона, считаются райсуды.
2. Закон о судоустройстве.
Ст. 25. Полномочия районного (городского) нарсуда.
1) Районный (городской) нарсуд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.
2) В случаях, предусмотренных законодательными актами РСФСР, райнарсуд или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях.
3) Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, оказывает правовую помощь товарищеским судам, а также осуществляет другие полномочия представленные ему законодательством.
Ст. 26. Председатель районного (городского) нарсуда.
1) Председатель районного (городского) нарсуда:
- председательствует в судебных заседаниях: назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между народными судьями;
- организует работу с нарзаседателями;
- ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- руководит изучением и обобщением судебной практики ведением судебной статистики; вносит представления в госорганы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушении закона, причины условий, способствующих совершению правонарушения;
- представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу;
- руководит работой аппарата суда;
- организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;
- организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказание правовой помощи товарищеским судам;
- осуществляет другие полномочия, предоставляемые ему законодательством.
2. Если в районный (городской) нарсуд выбран 1 народный судья, он осуществляет полномочия председателя рай (гор) нарсуда.
Ст. 28. Совет народных заседателей.
1) При районном (гор) суде образует совет народных заседателей.
2) Организация, задачи и порядок деятельности совета нарзаседателей определяется положением, утвержденным Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Закон о статусе судей.
Ст.2. Единство статуса судей.
1) Все судьи в РФ обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяется федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов РФ.
Особенности правового положения судей конституционного суда РФ определяется федеральным конст. законом.
2) Судьям, в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалифицированные классы. Присвоение судье квалифицированного класса не означает изменения его статуса относительно других судей.
Ст. 10. Недопустимость вмешательства в деятельность судей.
1) Всякое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия преследуется по закону.
2) Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Ст. 11. Срок полномочий судьи.
1) Полномочия судьи РФ не ограничены определенным сроком кроме случаев, предусмотренных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
2) Мировые судьи избираются сроком на 5 лет населением округа, на которых распространяется их юрисдикция.
3) Судьи рай (гор) нарсудов, судьи военных судов гарнизонов (армии, флотов, соединений) впервые назначаются сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий.
Ст. 12. Несменность судьи.
Судья не сменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленному настоящим законом.