Предмет и метод трудового права
Предмет трудового права
Трудовые отношения
Организационно-управленческие отношения
в сфере труда
Отношения по трудоустройству
Отношения по профессиональной подготовке и
повышению квалификации кадров непосредст-
венно на производстве
Отношения по надзору за охраной труда
и соблюдением трудового законодательства
Отношения по рассмотрению трудовых споров
Метод трудового права
Сочетание централизованного и локального
регулирования общественных отношений в
сфере труда
Сочетание договорного, рекомендательного и
императивного способов регулирования
Участие в регулировании общественных отношений
трудовых коллективов и профсоюзных органов
Своеобразие способов защиты трудовых прав и
обеспечения обязанностей
Предмет трудового права.
Трудовое право как отрасль права имеет свою специфическую сферу регулирования – сферу общественного труда. Будучи источником общественного богатства, труд определяет прогресс общества. Вот почему среди отраслей современного права трудовое право занимает одно из ведущих мест.Оно регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе функционирования рынка труда, организации и применения наемного труда. В своей совокупности эти отношения и составляют основные элементы(ядро) предмета трудового права.
Как известно, возникающие при производстве материальных и духовных благ общественные отношения носят объективный характер и присущи любому совместному труду. При этом совместный труд нужно рассматривать в качестве неотъемлемого свойства общественного производства, как связь людей, взаимодействующих в коллективном применении орудий и средств труда. Причем это взаимодействие всегда имеет черты организованного труда. Т.о., совместный труд представляет собой систему организованного поведения людей, осознавших необходимость соблюдения определенных правил применения пруда в коллективе.
В зависимости от экономического положения участников совместного труда(т.е. от их отношения к средствам производства), следует различать две его основные разновидности: самостоятельный труд(труд собственников) и наемный труд(труд несобственников). Вторая разновидность обусловливает возможность эксплуатации наемных работников и необходимость существования рынка труда(рабочей силы) как составной части рыночных экономических отношений. Наряду с указанными основными разновидностями совместного труда существует и смешанная форма, предполагающая коллективный труд собственников и несобственников.
Становление и дальнейшее развитие рыночных форм организации труда в россии обусловлено широкой приватизацией организаций, находившихся в собственности государства, утверждением частной собственности и связанным с нею преодолением отчуждения трудящегося от результатов труда. Все это требует новых подходов к правовому регулированию общественных отношений в сфере организации и применения труда. При этом важно подчеркнуть, что трудовое право призвано регулировать не технологию процесса труда, а социальные связи по его организации и применению, ибо предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, или иначе: отношения между людьми по участию их в общественном труде.
Трудовые отношения.
Среди общественных отношений, составляющих в своей совокупности предмет трудового права, главное место занимают трудовые отношения, которые складываются как в самом процессе произвадства материальных и духовных благ, так и всфере услуг и обслуживания,где применяется труд работников, организованных на началах общественной кооперации труда.Объектом и основным содержанием трудовых отношений выступает работа, т.е. деятельность, связанная с непосредственной реализацией способности граждан к труду(рабочей силы). Вследствие этого главным предметом трудового права являются общественные отношения по поводу применения и организации живого труда или работы.
Как экономическая категория трудовые отношения представляют собой неотьемлемую часть производственных отношений. Они отражают положение различных социальных групп, их взаимоотношения в производстве и взаимный обмен деятельностью. Будучи элементом производственных отношений, трудовые отношения находятся во взаимосвязи и взаимозависимости с отношениями собственности на орудия и средства производства и с отношениями распределения продуктов производства. Трудовым отношениям как звену производственных отношений свойственны все особенности последних: они носят объективный характер(т.е. не зависят от сознания людей), изменяются в соответствии с изменениями производительных сил общества, всегда подвергаются активному воздействию со стороны надстройки(в т.ч. со стороны трудового права как элемента надстройки).
Участниками (субъектами) трудовых отношений выступают работник и работодатель(организация, собственник-предприниматель), которые свои взаимоотношения строят, как правило, на договорной(контрактной) основе и на возмездных началах. За свой труд работники получают либо заработную плату по заранее установленным нормам(тарифам), либо часть дохода организации.
Трудовые отношения как предмет трудового права характеризуются следующими специфическими чертами: во-первых, эти отношения протекают в условиях внутреннего трудового распорядка с подчинением работника регламентированным условиям совместной деятельности; во-вторых, работник включается в трудовой коллектив конкретной организации: в-третьих, включение работника в трудовой коллектив опосредованно особым юридическим фактом(трудовым договором(контрактом), актом об избрании на должность...); в –четвертых, содержание трудовых отношений сводится к выполнению работником определенного рода работы в соответствии с его специальностью, квалификацией, должностью.
Говоря о трудовых отношениях как предмете трудового права, следует иметь ввиду, что речь в данном случае идет лишь о тех из них, которые базируются на наемном труде. Трудовые отношения, основанные на самостоятельном труде(труде собственников), в соответствии с действующим законодательством не включаются в предмет трудового права. Это относится, в частности, к индивидуально-трудовой деятельности, деятельности предпринимателей-собственников, трудовым корпорациям и товариществам, не применяющим труд наемных работников. Например, труд писателя, ученого, изобретателя, если он совершается вне общественной кооперации труда, не относится к сфере трудового права. Однако если тот же труд писателя или ученого протекает в трудовом коллективе редакции журнала или научного учреждения по заданию администрации в рамках трудового договора (контракта),то налицо обычные трудовие отношения, регулируемые трудовым правом, ибо они основаны на наемном труде. В силу наемного характера госслужбы трудовые отношения госслужащих также следует относить к предмету трудового права, однако служба в Вооруженных Силах, в органах внутренних дел, пограничных войсках, контрразведке и внешней разведке к предмету трудового права не относится, а составляет предмет административного права. Служба в указанных органах выходит за рамки трудовых отношений и обычной работы. Она связана с выполнением оборонной функции государства.
Т.о., подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что трудовые отношения как предмет трудового права представляют собой звено производственных отношений, складывающихся в процессе применения труда в общественной кооперации труда, когда гражданин включается в коллектив организации для выполнения определенного рода работы(трудовой функции) с подцинением установленному трудовому распорядку.
Проект Трудового кодекса РФ предлагает сформулировать сферу действия (предмет) в следующей редакции: ”Трудовой Кодекс... регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений ”(Российская газета 1999г,28 апреля).
В систему общественных отношений, составляющих предмет трудового права, помимо собственно трудовых, входят также отношения, которые тесно связаны с ними – предшествуют, сопутсвуют им либо вытекают из них. Это организационно-управленческие отношения в сфере труда, отношения по трудоустройству, по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве, по надзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, по рассмотрению трудовых споров(индивидуальных и коллективных).
Организационно-управленческие отношения в сфере труда.
Как правило, эти отношения складываются в процессе организации и управления трудом между работодателем, с одной стороны, и трудовым коллективом либо профкомом – с другой. Они касаются главным образом установления и применения условий труда в конкретной организации, улучшения материально-бытовых и культурных форм обслуживания трудящихся, рационального использования фондов организации, нормирования и оплаты труда и других вопросов, затрагивающих коллективные и индивидуальные интересы работников. Применительно к главному предмету трудового права- трудовым отношениям- организационно-управленческие отношения играют служебную роль: они призваны организовывать трудовые отношения и управлять ими в рамках конкретной общественной кооперации труда. На протяжении всего периода функционирования трудовых отношений организационно-управленческие отношения выступают в качестве их спутника
и организатора.
Типичной разновидностью организационно-управленческих отношений в сфере труда выступают в настоящее время отношения, связанные с разработкой, принятием и исполнением коллективных договоров и соглашений(генеральных, отраслевых(тарифных) и специальных). Они действуют в организациях независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.
Отношения по трудоустройству.
Они возникают в связи с обращением граждан к органам, ведающим трудоустройством(органам государственной службы занятости на местах), с просьбой подыскать им подходящую работу. Существование в России системы государственных органов трудоустройства призвано содействовать реализации гражданами конституционного права на труд, особенно в тех случаях, когда они оказываются безработными и испытывают затруднения в подыскании работы или получении профессиональной подготовки по новой для них специальности. Как показывает практика, в содействии подысканию работы нуждаются, в основном, женщины, молодежь после окончания общеобразовательных школ, лица, высвобождаемые из организаций в связи с научно-техническим прогрессом, банкротством, совершенствованием организации труда и системы управления.
Как правило, отношения по трудоустройству предшествуют возникновению трудовых отношений. Органы трудоустройства при этом выполняют обычно посреднические функции между организациями, нуждающимися в кадрах, и гражданами, изъявившими желание устроиться на работу по определенной специальности, квалификации, должности. Для решения главной задачи – трудоустройства – органы государственной службы занятости располагают банком данных о наличии свободных рабочих мест и вакансий в регионах и в конкретных организациях.
Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве.
Эти отношения возникают в связи с получением гражданами рабочих специальностей в ходе индивидуального, бригадного либо курсового ученичества, которое обычно предшествует периоду их самостоятельной работы, а также в связи с углублением трудящимися своих профессиональных навыков на курсах повышения квалификации.
Являясь составной частью предмета трудового права, указанные отношения имеют своим содержанием не труд, как таковой, а обучение по определенной специальности и квалификации. Их целевая направленность состоит в том, чтобы посредством профессионального обучения на производстве обеспечить подготовку граждан к труду в качестве квалифицированных работников.
Возникновение отношений по профессиональной подготовке связано с заключением договора между гражданином и организацией, по которому стороны берут на себя взаимные обязательства, связанные с процессом профессионального обучения. Длительность отношений по профессиональной подготовке кадров ограничена определенным сроком. По мере успешного окончания обучения граждане сдают квалификационные экзамены, им присваивается соответствующая специальность и квалификация, после чего они на основании приказа(распоряжения) работодателя зачисляются на самостоятельную работу и становятся полноправными участниками трудовых правоотношений.
Отношения по надзору за охраной труда и соблюде-нием трудового законодательства.
Указанные отношения склады-ваются в процессе надзорной деятельности компетентных государственных органов за состоянием охраны труда и соблюдением трудового законодатель-ства в организациях. Такими органами в настоящее время выступают органы Рострудинспекции. В профсоюзах функцию контроля и надзора осуществляют как общие органы(комитеты и советы профсоюзов), так и специализированные (техническая и правовая инспекции труда). Общий государственный надзор за соблюдением трудового законодательства осуществляют органы прокуратуры. Среди государственных органов, осуществляющих специализированный надзор за охраной труда на предприятиях и в учреждениях, следует выделить органы Госсанэпиднадзова, Госэнергонадзора, а также органы Государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.
В прцессе осуществления функции надзора за охраной труда и соблюдением трудового законодательства эти органы вступают в правовые отношения с организациями, предпринимателями, должностными лицами из числа администрации. Естественно, что складываются эти отношения не сами по себе, а в связи с необходимостью охраны труда и защиты прав работников.Указанные охранительные отношения поэтому относятся к категории сопутсвующих. Однако эти отношения нередко возникают еще до того, как предприятие вступит в строй(например, предупредительный надзор за охраной труда на стадии разработки и утверждения проекта, надзор на стадии сооружения или реконструкции организации). В этих случаях, естественно, надзорные отношения складываются до возникновения трудовых отношений и носят характер предшествующих.
Отношения по рассмотрению трудовых споров.
Они складываются в связи с разрешением в органах по рассмотрению трудовых споров неурегулированных разногласий, касающихся применения или установ-ления условий труда работников. Участниками этих отношений выступают спо-рящие субъекты(работник – работодатель; трудовой коллектив - работодатель), с одной стороны, и орган по рассмотрению трудового спора – с другой.
В отличие от иных общественных отношений, составляющих предмет трудового права, эти отношения носят процессуальный характер, ибо они касаются не материальной стороны спора, а процедуры его разрешения. Согласно действующему трудовому законодательству индивидуальные трудовые споры(работник - работодатель) рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам(КТС), избираемых трудовыми коллективами организаций, а также в судах. Коллективные трудовые споры(конфликты) разрешаются примирительными комиссиями, посредниками и трудовым арбитражем.
Т.о., предмет трудового права Росии составляют в настоящее время две группы общественных отношений: 1)трудовые отношения – главный элемент (ядро) предмета; 2)иные общественные отношения, существование которых обесловлено неразрывной связью с трудовыми отношениями.
Метод трудового права
Если предмет трудового права отвечает на вопрос, что или, иначе, какой круг общественных отношений регулирует указанная отрасль права, то метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется это регулирование.
Современный метод трудового права России можно охарактеризовать четырьмя основными признаками:1)сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений,составляющих предмет трудового права; 2)сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования; 3) участие в регулировании общественных отношений трудовых коллективов и профсоюзных органов; 4) своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.
Сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда
Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом, ибо именно посредством такого сочетания достигается единство и дифференциация условий труда в зависимости от отраслевых и региональных особенностей производства, лучше учитываются общие и специфические условия труда в конкретных организациях.
Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда – продолжительность рабочего времени; вводится тарифная система для бюджетников; принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда работников. В этом регулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы госвласти и госуправления, а также высшие органы профсоюзний системы – на уровне страны, отрасли. Принятые в результате централизованного регулирова-ния нормативные акты могут носить как директивный(обязательный), так и рекомендательный характер.
С помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондов предприятия(сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков; условия коллективного договора и др.Участниками локального регулирования выступают, с одной стороны, работодатель(организация, пред-приниматель), а с другой – трудовой коллектив(профком, совет трудового коллектива). Принятый в результате локального регулирования нормативный акт распространяет свое действие в пределах данной организации.
Сочетание договорного, рекоментадельного и импе-ративного способов регулирования.
Названный признак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли – трудовые отношения. В соответствии с действующим законодательством договор здесь выступает основным юридическим (правообразующим) фактом. Через его посредство устанавливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения, то есть реализуется конституционное право граждан на труд. Договорная форма регулирования характерна в ряде случаев и для других общественных отношений, входящих в предмет прудового права. Так, например, организационно-управленческие отношения в сфере труда получают юридическое оформление в коллективных договорах и соглашениях, договорах арендного подряда, в соглашениях по охране труда и других совместных формах локального нормотворчества, в которых принимают участие работодатель и трудовой коллектив(либо от его имени - профком).
Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений состоит в том, что установленное на основе договора правовое отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон. Например, без взаимного согласия сторон нельзя вносить изменения и дополнения в содержание коллективных договоров и соглашений, изменять и дополнять трудовые договора(контракты).
Рекомендательный способ регулирования, получивший определенное распространение в условиях перехода экономики страны на рыночные отношения, предполагает принятие норм-рекомендаций, адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудового права. Этот способ характеризует мягкое регулирование путем указания на желатель-ное для государства поведение субъектов общественных отношений.
Однако договорный и рекомендательный способы регулирования общественных отношений в сфере труда, хотя и получили довольно широкое распространение за последние годы, полностью не исчерпывают характеристи-ку метода трудового права. Дело в том, что оба указанных способа на практике нередко сочетаются с государственно-властным(императивным) способом регулирования. Такое сочетание диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель(предприниматель, администрация предприятия) наделяется правом применять меры дисциплинарного наказания, привлекать к материаль-ной ответственности, увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции.
Активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзних органов.
В РФ трудовой коллектив организации решает вопрос о необходимости заключения с работодателем коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект; рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом организации; определяет перечень и порядок предоставления работникам организации социальных льгот и поощрений; определяет и регелирует формы и условия деятельности общественных организаций; решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.
На государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имеществе которых вклад государства или местного органа госвласти составляет более 50%, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием(конференцией) и его выборным органом –
-советом трудового коллектива.
Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли регулируются помимо законодательства РФ также уставом организации и коллективным договором.
Ст.226 КЗоТ РФ закрепила общее право профсоюзов представлять интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. В связи с этим они, естественно, участвуют в различных общественных отношениях, регулируемых трудовым правом. Так, например, установление условий труда и заработной платы, применение законодательства о труде в случаях, предусмотренных законодательством, осуществляется с участием профсоюзов. Профессиональные союзы осуществляют надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, контролирует жилищно-бытовое обслуживание работников.
Своеобразие способов защиты трудовых прав работников.
Это своеобразие проявляется прежде всего в том, что трудовые права работников – главный предмет деятельности профсоюзов, содержание их основной, защитной функции. Действующее законодательство предоставляет им большие права не только по установлению условий труда, но и по осуществлению контрольно-надзорной деятельности, участию в организации примирительных и согласительных комиссий по разрешению трудовых споров(конфликтов), трудовых арбитражей. Своеобразие далее заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – комиссий по трудовым спорам(КТС), избираемых самими трудовыми коллективами. Индивидуальный трудовой спор обязательно должен быть рассмотрен КТС, если работник самостоятельно или с помощью профкома не урегулировал своих разногласий при непосредственных переговорах с работодателем.
Используемая литература – “Трудовое право”.Учебник 1999г. М