Меры поощрения и взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы
ВВЕДЕНИЕ
1. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы
2. Порядок применения мер поощрения к лицам, лишенным свободы
3. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы
4. Порядок применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы
5. Особенности исполнения взысканий в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор либо карцер и перевода в помещения камерного типа
6. Должностные лица, применяющие меры поощрения и взыскания, и объем их полномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного законодательства, обеспечением законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной, быстрой и справедливой юстиции, независимого правосудия, но с преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и, главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их правовое сопровождение и обеспечение государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придет только через повышение ответственности, возложенной " на институты государственной власти", решительные действия по экономическому, политическому и социальному реформированию, созданию качественной " правовой базы для таких действий".
Все вышесказанное в особенной степени касается пенитенциарной системы, так как роль уголовно-исправительной системы в формировании реабилитационной политики государства к осужденным непереоценима.
# 1. Меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы
За хорошее поведение и честное отношение к труду и обучению к осужденным могут применяться следующие меры поощрения:
- объявление благодарности;
- занесение на доску передовиков производства;
- награждение похвальной грамотой;
- премирование за лучшие показатели в работе;
- разрешение на получение дополнительно одной посылки или передачи в год;
- предоставление дополнительно одного краткосрочного или длительного свидания либо платные телефонные переговоры длительностью пятнадцать минут в год;
- разрешение дополнительно израсходовать деньги в сумме до пятнадцати процентов минимальной заработной платы на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни, а в воспитательно-трудовых колониях - до двадцати процентов в месяц;
- досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
- перевод в исправительно-трудовой колонии особого режима осужденных, отбывших не менее одной трети срока наказания, из помещений камерного типа в обычные жилые помещения в той же колонии;
- увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в тюрьме на общем режиме, - до двух часов, на строгом режиме - до одного часа.
Осужденным, доказавшим свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду и обучению, могут быть в установленном законом порядке представлены к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст.65 ИТК Украины).
# 2. Порядок применения мер поощрения к лицам, лишенным свободы
Применение мер поощрения имеет своей целью осуществление воспитательного воздействия как на тех лиц, к которым эти меры применяются, так и на других осужденных. Меры поощрения применяются на основе объективной оценки поведения осужденных. Меры поощрения применяются на основе объективной оценки поведения осужденных.
При поощрении осужденного к нему применяется, как правило, одна мера поощрения.
Денежная премия зачисляется на лицевой счет осужденного.
Меры поощрения в виде разрешения на дополнительное получение посылки или передачи и предоставления свидания могут применяться только к осужденным, имеющим право соответственно на получение посылки или передачи и на свидания.
Осужденным, содержащимся в тюрьме на общем режиме, в порядке поощрения может предоставляться только краткосрочное свидание.
С осужденного может быть досрочно снято, как правило, только одно ранее наложенное взыскание.
Осужденным, содержащимся в тюрьме, увеличение времени прогулки производится на срок не более одного месяца (ст. 66 ИТК Украины).
# 3. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным свободы
За нарушение требований режима отбывания наказания к осужденным могут применяться следующие меры взыскания:
- предупреждение или выговор;
- внеочередное дежурство по уборке помещений и территории места лишения свободы;
- разовое лишение осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовых колониях, посещения кино, концерта, участия в спортивных играх;
- лишение очередного свидания;
- лишение права на получение очередной посылки или передачи и запрещение на срок до одного месяца покупать продукты питания;
- отмена улучшенных условий содержания, предусмотренных ст. 38-39 ИТК Украины ( сумма денег, разрешаемая к расходованию осужденным и свидания осужденных с родственниками и иными лицами);
- водворение осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях, в штрафной изолятор с выводом или без вывода на работу либо учебу на срок до пятнадцати суток, а содержащихся в воспитательно-трудовых колониях - в дисциплинарный изолятор на срок до десяти суток;
- водворение осужденных, содержащихся в тюрьмах, в карцер без вывода на работу или учебу на срок до пятнадцати суток;
- перевод осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного и строгого режима, в помещения камерного типа на срок до шести месяцев, в колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до одного года, а в тюрьмах - на строгий режим на срок, установленный ст.29 ИТК Украины (от двух до шести месяцев); перевод осужденных, содержащихся в обычных жилых помещениях колонии особого режима, в помещения камерного типа в той же колонии (ст.67 ИТК Украины).
# 4. Порядок применения мер взыскания к лицам, лишенным свободы
При назначении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения преступления, поведение осужденного до проступка, количество и характер ранее наложенных взысканий, а также объяснение осужденного по существу проступка. Налагаемые взыскания должны соответствовать тяжести и характеру проступка осужденного.
За несколько проступков, совершенных одновременно, налагается одно взыскание.
Взыскание может быть наложено только на одно лицо, совершившее проступок и не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась проверка, то со дня ее окончания. но не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Наложенное взыскание обращается к исполнению немедленно или во всяком случае не позднее одного месяца со дня его наложения. Если в течении месяца со дня наложения взыскания оно не было обращено к исполнению, то это взыскание не исполняется.
Меры взыскания в виде перевода осужденных в помещения камерного типа в колониях общего, усиленного и строгого режима, а также в одиночную камеру в колонии особого режима назначаются в случае безуспешного применения других мер воздействия.
Взыскание в виде лишения права на получение очередной посылки или передачи с одновременным запрещением на срок до одного месяца покупать продукты питания применяется в отношении лиц, имеющих право на получение посылок и передач; взыскание в виде запрещения на срок до одного месяца покупать продукты питания - в отношении лиц, не имеющих права на получение посылок и передач.
Повторный перевод на улучшенные условия содержания может иметь место не ранее чем через год с момента отмены улучшенных условий содержания или ранее года, если взыскание, в силу которого отменены улучшенные условия содержания, было снято администрацией исправительно-трудового учреждения до истечения года.
Повторный перевод осужденных из помещений камерного типа колонии особого режима в обычные жилые помещения в той же колонии может иметь место не ранее чем через год со дня возвращения их в помещения камерного типа.
Осужденный вправе обжаловать наложенное на него взыскание. Подача жалобы не приостанавливает исполнения взыскания. При наличии к тому оснований наложенное взыскание может быть отменено, смягчено или заменено должностным лицом, применившим его. Вышестоящее должностное лицо может отменить взыскание в случае, если должностное лицо, наложившее взыскание, превысило свои полномочия или взыскание было наложено при отсутствии нарушения со стороны осужденного.
Если в течение года со дня отбытия взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он признается не имеющим взыскания (ст.68 ИТК Украины).
# 5. Особенности исполнения взысканий в виде водворения в штрафной
или дисциплинарный изолятор либо карцер и перевода в помещения
камерного типа
Осужденный, в порядке взыскания водворенные в штрафной или дисциплинарный изолятор либо в карцер, лишаются права на получение свиданий, посылок, передач и бандеролей, отправку писем, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости. Им не разрешается пользоваться настольными играми и курить.
В штрафных изоляторах и в карцерах, кроме того, осужденным не разрешается пользоваться книгами, журналами, газетами и иной литературой, им не выдаются постельные принадлежности и не предоставляются прогулки.
В дисциплинарных изоляторах осужденным предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью один час.
В карцерах устанавливается одиночное содержание.
В помещениях камерного типа исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого режима, а также в одиночных камерах колоний особого режима устанавливается режим, предусмотренный для содержания осужденных на строгом режиме в тюрьме.
Осужденные содержащиеся в штрафных изоляторах с выводом на работу, в помещениях камерного типа и в одиночных камерах колоний, работают отдельно от других осужденных (ст.69 ИТК Украины).
# 6. Должностные лица, применяющие меры поощрения и взыскания,
и объем их полномочий
Правом применять меры поощрения и меры взыскания, перечисленные выше, пользуется начальник исправительно-трудового учреждения, а также все вышестоящие начальники. Меры поощрения и взыскания могут применять также заместитель начальника исправительно-трудового учреждения, начальник отряда исправительно-трудовой колонии, старший воспитатель и воспитатель воспитательно-трудовой колонии в пределах своих полномочий, указанных далее.
Меры поощрения в виде: разрешения на получение дополнительно одной посылки или передачи в год; предоставления дополнительно одного краткосрочного или длительного свидания либо права на одни платные телефонные переговоры продолжительностью пятнадцать минут в год; разрешение дополнительно израсходовать деньги в сумме до пятнадцати процентов минимального размера заработной платы для покупки продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни, а в воспитательно-трудовых колониях - в сумме до двадцати процентов минимального размера заработной платы в месяц; досрочного снятия ранее наложенного взыскания; увеличение времени прогулки - применяются по постановлению начальника исправительно-трудового учреждения.
Перевод осужденных в исправительно-трудовых колониях особого режима из помещений камерного типа в обычные жилые помещения в той же колонии производится по постановлению начальника колонии, согласованному с наблюдательной комиссией.
Другие меры поощрения применяются по приказу начальника исправительно-трудового учреждения.
Меры поощрения в виде благодарности и досрочном снятии ранее наложенном взыскания могут применяться устно.
Меры взыскания в виде: лишения очередного свидания; лишения права на получение очередной посылки или передачи и запрещения на срок до одного месяца покупать продукты питания; отмены улучшения условий содержания, предусмотренных статьями 38 и 39 ИТК Украины; водворения осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях, в штрафной изолятор с выводом или без вывода на работу либо учебу, а содержащихся в воспитательно-трудовых колониях - в дисциплинарный изолятор; водворение осужденных, содержащихся в тюрьмах, в карцер без вывода на работу или учебу - применяются по постановлению начальника исправительно-трудового учреждения.
Перевод осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного и строгого режима или в обычных жилых помещениях колонии особого режима, в помещения камерного типа и перевод осужденных, содержащихся в колонии особого режима, в одиночные камеры в той же колонии производится по мотивированному постановлению начальника колонии, согласованному с наблюдательной комиссией.
Другие меры взыскания применяются по приказу начальника исправительно-трудового учреждения либо устно.
Заместитель начальника исправительно-трудового учреждения пользуется таким же, как и начальник этого учреждения, правом применять меры поощрения и взыскания, за исключением перевода осужденных в помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор и карцер.
Начальник отряда, старший воспитатель колонии имеют право применять в устной форме меры поощрения в виде объявления благодарности или досрочного снятия ранее наложенного ими взыскания, а также меры взыскания в виде предупреждения или выговора, внеочередного дежурства по уборке помещений и территории места лишения свободы, разового лишения осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовых колониях, посещения кино, концерта, участия в спортивных играх. Воспитатель колонии имеет право объявлять устно благодарность, а также налагать в устной форме взыскание в виде предупреждения или выговора (ст. 71 ИТК Украины).
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В последнее время вокруг вопроса о состоянии пенитенциарной системы в Украине идет много споров. По мнению специалистов, отечественная система исполнения наказаний требует коренной перестройки.
Практика зарубежных стран свидетельствует, что в мире не существует какого-то общепринятого правила подчинения уголовно-исправительной системы. В одних странах (Швеция, Польша, США, Словакия) пенитенциарные учреждения являются структурными подразделениями министерств юстиции, но при этом они наделены определенными степенями автономии; в других (Монголия, Куба, Румыния, Россия) эти учреждения подчиняются системе МВД; в третьих (Шотландия, Латвия) - имеют особенный, самостоятельный статус.
Некоторые украинские ученые придерживаются мнения о том, что пенитенциарная система должна быть представлена самостоятельным комитетом или департаментом при Кабинете министров. Таким образом, она не должна подчиняться ни МВД, ни Министерству юстиции, а только лишь активно участвовать в межведомственном сотрудничестве. Мотивируется это следующим образом: не могут люди, чья профессия заключается в том, чтобы заниматься оперативно-розыскной деятельностью, быть составной частью пенитенциарной системы, которая призвана следить за исполнением наказания и обеспечивать содержание преступников. Не могут быть в такой системе и те, кто формально осуждает, следит за исполнением приговоров, соблюдением закона. По их мнению, новый ведомственный подход к пенитенциарной системе даст возможность государству более эффективно проводить реабилитационную политику по отношению к осужденным, способствовать их возвращению в общество полноценными гражданами.
Осенью 1997 года эксперты Совета Европы по соблюдению прав человека и требований Европейских тюремных правил проводили инспекторскую проверку учреждений пенитенциарной системы. Они сделали вывод, что в сегодняшних условиях, сложившихся в Украине, необходимо прежде всего рассмотреть возможность создания автономной “тюремной” структуры. По их убеждению, это даст возможность проводить более целенаправленную и конструктивную политику в учреждениях уголовно-исправительной системы.
V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Исправительно-трудовой кодекс Украины от 23 декабря 1970 г.
2.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове-
том Украины 28.06.1996г.
3.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
4.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.