Фондовые биржи

ФОНДОВЫЕ БИРЖИ.

Фондовые биржи это организации, деятельность которых заключается в создании условий для обращения ценных бумаг и определении их рыночных цен.

Фондовая биржа должна состоять не менее чем из трех членов, все из которых должны быть ее акционерами. Не акционеры не могут быть членами биржи. Фондовая биржа создается как закрытое акционерное общество.

Фондовая биржа не преследует коммерческих целей. Ее деятельность основана на самоокупаемости. Фондовая биржа не является коммерческой организацией.

Для ведения биржевой деятельности, в соответствии с "Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, бирже необходимо зарегистрироваться и получить лицензию в Министерстве экономики и финансов. Без таковой лицензии осуществление биржевой деятельности незаконно.

Фондовые биржидействуют на основании "Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РФ", а также на основании Устава и внутреннего распорядка по совершении сделок с ценными бумагами.
Порядок совершения сделок во время биржевых торгов, а также и порядок расчетов по окончательным сделкам фондовая биржа выбирает и вырабатывает сама. Все это должно быть утверждено Министерством экономики и финансов при регистрации биржи. Последующие изменения в Уставе биржи также должны быть утверждены Министерством.

Министерство экономики и финансов в случаях если:

1) Не соответствие уставных документов, правил и деятельности биржи законам
о фондовых биржах РФ.
2) Правила и внутренний распорядок биржи не соответствуют правилам, установленным Министерством экономики и финансов РФ.
3) Происходят нарушения законов о фондовых биржах РФ, правил или внутреннего распорядка деятельности бирж руководителями или членами
биржи.
имеет право приостановить или отозвать лицензию, а также применить
иные санкции.

Фондовая биржа вправе устанавливать:
1) Квалификационные требования к представителям членов на биржевых торгах.
2) Минимальные обязательственные требования к инвестиционным организациям, необходимым для вступления в члены биржи.

Членами фондовой биржи могут быть: инвестиционные компании,
исполнительные органы государства, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Только члены фондовой биржи могут осуществлять на ней деятельность. Не разрешается временное членство на бирже, а также сдача биржевого места на бирже не членам биржи.

Финансовая деятельность биржи осуществляется за счет:
1) регулярных членских взносов членов фондовой биржи.
2) продажи акций биржи, дающей право вступить в ее члены
3) биржевых сборов с каждой сделки, заключенной на бирже.
4) других доходов.
Доходы биржи направляются на покрытие ее расходов.

Правила допуска ценных бумаг к торговле на фондовой бирже или исключение их из торговли устанавливаются биржой по согласованию с Министерством экономики и финансов РФ.

Понятие предпринимательской деятельности. Новое российское законодательство рассматривает предпринимательскую деятельность как деятельность по производству товаров, оказанию услуг, выполнению работ. То же содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.
Основные признаки предпринимательской деятельности закреплены в Гражданском Кодексе РФ. Среди этих признаков названа прежде всего цель предпринимательства как хозяйственной деятельности -- направленность на извлечение прибыли. Именно эта основная цель выделяет предпринимательскую деятельность из более широкого понятия хозяйственной деятельности как деятельности по производству и реализации материальных благ.
К другим признакам предпринимательской деятельности Закон относит ее осуществление субъектом предпринимательской деятельности (предпринимателем): а) от своего имени; б) на свой риск; в) под свою имущественную ответственность. Эти признаки свидетельствуют о том, что предпринимателем может быть признан только осуществляющий хозяйственную
деятельность субъект права, действующий от своего имени, т.е. физическое или юридическое лицо. Деятельность, направленная на получение прибыли, но не хозяйственная, не является предпринимательской.
Закон не отражает еще один важный признак предпринимательства -- осуществление предпринимательской деятельности на постоянной (профессиональной) основе. Вряд ли можно говорить о предпринимательстве при единичном или эпизодическом изготовлении товаров (оказании услуг, выполнении работ).
Понятие предпринимательской деятельности имеет важное практическое значение. Как уже отмечалось. Основы гражданского законодательства в ряде случаев особо регулируют отношения, вытекающие из предпринимательской деятельности. Так, ст. 401 ГК РФ предусматривает ответственность предпринимателя-предприятия за нарушение обязательств независимо от наличия вины, ст. 395 ГК РФ устанавливает повышенную ответственность предпринимателя в денежных обязательствах и др. Для применения этих и подобных норм необходимо определить, связаны ли отношения с предпринимательской деятельностью.
Практическое значение имеет и разграничение видов предпринимательской деятельности. Например, в налоговом законодательстве различаются производственная, торговая, снабженческо-сбытовая, посредническая и иные виды предпринимательской деятельности. В зависимости от вида предпринимательской деятельности определяется и размер налогов.
Так, налог на прибыль в повышенном размере взимается с посреднической деятельности. В экономическом смысле посреднической является заготовительная, снабженческо-сбытовая, торговая деятельность. Однако субъекты этой деятельности действуют в своих интересах, под свою ответственность, поэтому эти виды деятельности в юридическом смысле не посреднические. Не относит их к посреднической деятельности и налоговое законодательство. Оно лишь говорит об оказании посреднических услуг.
В соответствии с п. 12 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной 6 марта 1992 г., к посреднической отнесена лишь деятельность, связанная с договорами поручения и комиссии, т.е. деятельность в чужих интересах.
С предпринимательской деятельностью связано и понятие предпринимательского риска, в том числе как объекта страхования. Предприниматель ведет деятельность на свой риск, т.е. должен предвидеть возможные неблагоприятные последствия и
принимать меры к их предотвращению либо отказаться от предпринимательства.
Наконец, о предпринимательской деятельности говорится как о самостоятельной и инициативной. Термин "самостоятельная деятельность" подчеркивает то обстоятельство, что вмешательство в предпринимательскую деятельность органов власти и управления возможно лишь в установленных законом пределах. Она ведется без прямых планово-административных команд. Как правило, предпринимательская деятельность требует от предпринимателя коммерческой инициативы, деловой хватки, способности принимать решения с учетом риска.
В ряде законов употребляется термин "хозяйствующий субъект" в смысле лица, ведущего хозяйственную деятельность (следовательно, термины "хозяйствующий субъект" и "предприниматель", как правило, тождественны). Российскому законодательству пока неизвестны термины "коммерсант", "торговый агент" и др., применяемые в законодательстве о предпринимательстве ряда государств с развитой рыночной экономикой, особенно в странах, которым присущ дуализм права, т.е. когда наряду с гражданским правом существует торговое право (торговый кодекс).
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Разнообразный характер отношений, регулируемых законодательством о предпринимательстве, диктует применение различных методов их правового регулирования.
Нормативные акты о предприятиях до 1987 года детально перечисляли их права и обязанности. Закон о предприятиях бывшего Союза, принятый в 1987 году, закреплял лишь основные права. Так же был построен и Закон Российской Федерации от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В соответствии с этим Законом предпринимателям разрешено вести любую не запрещенную хозяйственную деятельность и принимать любые решения, не противоречащие законодательству. При таком методе правового регулирования применяется правило "дозволено все, что не запрещено". Такое же отношение к предпринимательской деятельности сохранил и ныне действующий ГК.
Этот метод регулирования прав предпринимателей, примененный в законодательстве, принято называть методом общих дозволений в отличие от разрешительного метода, используемого для регулирования управленческих отношений.
При таком методе правового регулирования самостоятельность предпринимателей ограничивается лишь двумя моментами -- отнесением решения тех или иных вопросов к компетенции органов власти и управления и наличием в законодательстве запретов. В качестве примера запрета может быть назван запрет недобросовестной конкуренции. Прямые запреты встречаются редко, их в законодательстве немного. Но запреты могут быть выражены и в иной правовой форме: устанавливаться путем указания перечня дозволенных действий, определения порядка совершения действий и др. Таким образом, границы дозволенного поведения предпринимателя предусматриваются всей системой правового регулирования гражданско- правовых отношений.
Принцип "разрешается делать все, что не запрещено законом" неприменим к правовому регулированию компетенции органов власти и управления экономикой. Их компетенция (полномочия) должна быть четко определена в законодательных актах, как и форма, порядок и сроки направления властных актов. При этом действует диаметрально противоположное правило "запрещено все, что не разрешено".
Орган власти или управления обязан действовать в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка. Его нарушение влечет негативные последствия. Акт, принятый органом власти или управления с нарушением компетенции либо с нарушением действующего законодательства, может быть признан судом или арбитражным судом недействительным полностью или частично по заявлению предпринимателя (ст. 20 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса).

Назначение и задачи института несостоятельности (банкротства).
Рыночная экономика и предпринимательская деятельность не могут эффективно функционировать при отсутствии законодательства, охраняющего экономический (гражданский) оборот от последствий неэффективной работы его участников, проявляющейся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, когда такое неисполнение приобретает стойкий, систематический характер. Возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным должником и принятия в отношении него специальных мер вплоть до ликвидации.
В соответствии с ГК РФ граждане отвечают по обязательствам всем своим имуществом. Крупный кредитор находящегося в тяжелом финансовом положении предприятия может предъявить требование, для удовлетворения которого придется реализовать все или почти все имущество должника, в результате чего он фактически прекратит существование и требования других его кредиторов не будут удовлетворены. Необходимо защитить интересы всех кредиторов.
С другой стороны, когда возникает угроза, что часто находящееся в тяжелом финансовом положении предприятие в. результате удовлетворения требований кредиторов останется без имущества и уже по одному этому прекратит существование, возникает необходимость защитить и его собственные интересы, ввести решение вопроса о его существовании в определенные рамки, подчинить установленным законом реорганизационным процедурам. -Наконец, до ликвидации предприятия и распродажи его имущества желательно попытаться, если это возможно, принять меры к оздоровлению (санации) предприятия и сохранению его как производителя ценностей (товаров, работ и услуг) и работодателя.
Объявление предприятия несостоятельным (банкротом) -- институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу производителей, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность. Вынужденное принудительное прекращение деятельности и есть, с одной стороны, реализация максимально возможного риска, а с другой -- наступление наивысшей степени ответственности субъекта. Поскольку он отвечает самим своим существованием.
Признаки несостоятельности. Судебный порядок разрешения дела. Согласно ГК РФ предприятие может быть объявлено несостоятельным (банкротом), как правило, в судебном порядке решением арбитражного суда.
Основанием для такого решения является неспособность предприятия удовлетворить требования своих кредиторов, а также налоговые и иные платежи государству вследствие превышения обязательств предприятия-должника над его имуществом или неудовлетворительной структуры его баланса. Внешним признаком этой неспособности предприятия является приостановление им текущих платежей -- неоплата требований в течение трех месяцев с момента наступления срока исполнения. При указанных признаках любой из кредиторов, а также прокурор вправе обратиться с заявлением в соответствующий арбитражный суд, .котор