Развитие нотариата в России

Среди правоохранительных органов нашей страны немаловажное значение принадлежит гос. нотариату. Нотариат представляет собой систему гос.органов, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов и выполнение других нотариальных действий, напрвленных на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в дальнейшем.
Необходимость появления нотариата в России как и в других странах мира, была вызвана объективными закономерностями развития общества, главная из которых - обеспечение сохранности частной собственности как священной и неприкосновенной, создание условий, при которых собственник по своему усмотрению и желанию мог ей распоряжаться.
В дореволюционной России нотариусами могли быть только российские подданные, совершеннолетние, не опороченные судом или общественным приговором, не занимающий никакой должности не в государственной, не в общественных учреждениях. Должность нотариуса предоставлялась только после сдачи экзамена (на проф. пригодность) председателю окружного суда, старшему нотариусу и прокурору.
В дореволюционной России нотариус был уважаемым и высококвалифицированным специалистом. Нотариальные документы, составленные Российскими нотариусами принимались во всех странах. Нотариус не только охранял собственость физических и юридических лиц, но и сам был достаточно обеспеченным человеком. За совершение нотариальных действий, помимо строгих установленных пошлин и сборов, нотариус, по добровольному согласию с клиентом взымал плату в свою пользу, а если такого соглашения не было, то по таксе, устанавливаемой Министерством Юстиции совместно с МВД и Министерством финансов в законодательном порядке и с величайшего утверждения. Пошлины и сборы шли в бюджет, а такса лично нотариусу, т.е. чем интенсивнее он работал, тем больше получал. На первый взгляд благодаря такой лично заинтересованности он мог совершать любые сделки в том числе и незаконные, но сделать он этого не мог. Кажду сделку он обеспечивал своим залогом, размер которого определялся Министерством юстиции, МВД и Министерством финансов. Если на покрытие взыскани залог был израсходован полностью или частично, нотариус временно отстранялся до его пополнения, если же залог не восполнялся в теч. 6 месяцев нотариус увольнялся. Предусматривались и другие организационные формы обеспечения безопастности - это регулирование числа нотариусов. Такая практика объяснялась прежде всего заботой о нотариусах - чтобы они могли спокойно содержать свою семью, ценили свою должность стольже достойную, как и должность судьи. И сегодня это действительно так в странах Латинского нотариата (их более 50), в Италии стать нотариусом можно на конкурсной основе поработав адвокатом, судьёй. В Германии на открывшуюся должность нотариуса на конкурсной основе претендуют как правило 50-70 человек.
После октябрьской революции свободный нотариат России коренным образом изменил свой правовой статус. Как ни парадоксально роль его стала ничтожной. Неизменно потребность у Советской власти в нотариате отсутствовала. Отмена часной собственности на землю, на средства производства, на жилище обрекла некогда мощный российский нотариат на гибель. Он содержался теперь за счёт республиканского бюджета: вся пошлина за совершение нотариальных действий поступала в местный бюджет. В его компетенцию теперь входило удостоверение (сугубо формальное) копий документов.
В законодательство конечно вносились отдельные изменения. Так в 1973-1974 г.г. существенно было обновлено союзное и республиканское нотариальное законодательство: 19 июля 1973 г. принят Закон СССР "О государственном нотариате."
Затем в союзных республиках были созданы республиканские законы о государственном нотариате (В РСФСР - 2 августа 1974 г.)
Необходимость обновления нотариального законодательства была обусловлена экономическими, социальными и культурными преобразованиями в нашей стране и расширением культурных и международных связей. С принятием нового нотариального законодательства изменилась система его источников. Если ранее основными нормативными актами в этой области были Положения о государственном нотариате, то теперь это уже акты самого высокого ранга - Законы о государственном нотариате. Такое изменение учитывает характер и существо норм, закреплённых в этих законах, а так же соответствуют роли, которую играет нотариат среди других органов, призванных защищать права и законные интересы граждан и организаций.
Несомненным достоинством названного закона является то, что регулирует деятельность не только нотариальных контор, но и определяет компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия (исполкомы местных Советов, консульские учреждения СССР), а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые приравниваются к нотариально засвидетельствованным документам.
Однако с переходом общества к рыночным отношениям стало ясно, что гос. нотариат к работе в новых бусловиях не подготовлен. Думается, всё дело в недостатках правовых и организационных форм его деятельности. Посему Министерство финансов будучи ответственным за организацию работы нотариата, ежегодно обобщало работу контор, определяло нагрузку нотариусов и просило через Министерство финансов у Совета министров России дополнительные единицы, что позволило бы открыть новые нотариальные конторы или увеличить число нотариусов в уже существующих. Только в 1992 г. нотариальным конторам выделено 600 должностей к уже имеющимся 4,5 тыс. нотариусов дополнительно. Однако это число оказалось каплей в море. Очереди в нотариальных конторах не уменьшились, напротив они стали длиннее, что заставило журналистов писать о стихийном бедствии. Нотариус не имел полагающегося ему штата работников, зачастую выполнял роль машинистки, что поощрялось государством благодаря утверждению "Положения об оказании платных дополнительных услуг" где нотариусу было выгодно взять плату за дополнительные услуги. Он также не был оснащён нужным оборудованием, когда например в Германии конторы оснащаются ЭВМ, а все сотрудники могут из её памяти вызвать любую информацию о совершённых нотариальных действиях.
И наконец, нотариус лично не заинтересован в интенсивности своего труда, т.к. взысканная им пошлина взымается в бюджет гоударства.
В связи с этим перед Министерством юстиции РФ возникает делема: или увеличить число нотариусов в 2,3,4 и более раз или коренным образом перестроить нотариат. Но путь постоянного укрупнения и расширения сети государственных нотариальных контор заведомо тупиковый. Отсюда коренная перестройка нотариата - не дань времени, а объективная потребность общества. Именно это обусловило необходимость необходимость разработки проекта Основ законодательства РФ о нотариате, который был окончательно принят 11 февраля 1993 г.
Подготавливая проек Основ Министерство юстиции РФ не стремилось что-то непременно "сломать". Напротив, была цель: дать возможность возродиться российскому нотариату, ни в коем случае не отказываясь и не принижая роль государственного. Авторы проекта Основ исходили из того, что частный и государственный нотариат ничем не отличаются по своему правовому положению, что как государственным, так и частным нотариусом может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку у нотариуса, сдавший квалификационный экзамен на право занятия нотариальной деятельностью, получивший лицензию и назначенный на должность.
Основы законодательства РФ о нотариате возвращают из небытия понятие нотариального округа, существовавшее когда-то на Руси.
Так, в соответствии с Положением о нотариальной части 1892 г. нотариусы состояли в ведомствах тех окружных судов, в округе которых находилось их местопребывание.
В Основах законодательства РФ о нотариате несколько расширены обязанности нотариуса. В частности он должен разъяснять физическим и юридичеким лицам их права и обязанности, которые возникнут после совершения нотариальных действий и т.д.
(c) ALone