Английский, теоретическая грамматика

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

1) Поясните взаимоотношения логики и грамматики.
2) Перечислите предпосылки возникновения науки грамматики.
3) Укажите истоки и предпосылки возникновения семиотики.
4) Укажите истоки и предпосылки возникновения математической (алгебраической) лингвистики.
5) Поясните, что понимается под формальной трактовкой грамматики.
6) Поясните взаимосвязь грамматики и статистики.
7) Поясните, что понимают, когда говорят, что грамматика является дисциплиной неформальной.
8) Поясните, чем отличаются объяснительные термины от опознавательных терминов.
9) Укажите основные типы грамматических исследований.
10) Дайте определение объяснительных терминов. Приведите примеры.
11) Поясните, в чем состоит специфика структуры языка.
12) Поясните, что понимается под элементом системы.
13) Поясните, что понимается под структурой системы.
14) Перечислите основные строи языка. Дайте их определение.
15) Поясните, в чем состоит знаковость единиц языка.
16) Поясните, в чем состоит коренное различие между языком и искусственной знаковой системой.
17) Поясните, что понимается под макросистемой. Приведите примеры.
18) Поясните, что понимается под микросистемой. Приведите примеры.
19) Перечислите три основные подсистемы языка.
20) Охарактеризуйте фонологический уровень языка.
21) Поясните, в чем проявляется системный характер функционирования языковых единиц.
22) Дайте определение парадигмы. Приведите примеры.
23) Поясните, какие отношения называются парадигматическими. Приведите примеры.
24) Что понимается под оппозициями в парадигматических отношениях. Приведите примеры.
25) Что понимается под синонимикой в парадигматических отношениях. Приведите примеры.
26) Охарактеризуйте парадигматику и синтагматику как две стороны структуры языковой системы.
27) Поясните, что понимается под грамматическим значением слова. Приведите примеры.
28) Поясните, что понимается под лексическим значением слова. Приведите примеры.
29) Поясните, как соотносятся лексические и грамматические значения.
30) Охарактеризуйте лингвистическую сущность грамматического значения.
31) Охарактеризуйте грамматическую категорию времени в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
32) Охарактеризуйте грамматическую категорию наклонения в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
33) Охарактеризуйте грамматическую категорию вида в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
34) Охарактеризуйте грамматическую категорию залога в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
35) Охарактеризуйте смыслоорганизующую функцию грамматических значений.
36) Перечислите категориальные значения существительных, глаголов и прилагательных.
37) Поясните регулирующую роль морфемной синтагматики в теоретической грамматике.
38) Перечислите основные типы внутренних синтагм. Приведите примеры.
39) Поясните, что понимается под синтаксической моделью предложения. Приведите примеры.
40) Поясните, что понимается под значением предметности.
41) Перечислите основные критерии для изучения морфемного состава слова в традиционной грамматике.
42) Поясните, что понимается под одноморфемным словом. Приведите примеры.
43) Охарактеризуйте основные виды морфем с точки зрения функционального и позиционного критериев.
44) Поясните, чем корневые морфемы отличаются от аффиксальных. Приведите примеры.
45) Приведите примеры слов-композитов. Поясните их образование.
46) Поясните, что понимается под связанными морфемами. Приведите примеры.
47) Поясните, что понимается под самостоятельными морфемами. Приведите примеры.
48) Поясните, что понимается под открытыми морфемами. Приведите примеры.
49) Поясните, что понимается под скрытыми морфемами. Приведите примеры.
50) Поясните, что понимается под сегментными морфемами. Приведите примеры.
51) Поясните, что понимается под принципами грамматической классификации слов.
52) Поясните, что понимается под лексическим классом.
53) Поясните, что понимается под лексическим подклассом.
54) Поясните, что понимается под надклассом.
55) Охарактеризуйте термин «класс речи».
56) Поясните различие между знаменательными словами и служебными. Приведите примеры.
57) Поясните, что понимается под лексико-семантическим вариантом слова.
58) Поясните, что понимается под семным анализом слова. Приведите примеры.
59) Охарактеризуйте интервальные семы. Приведите примеры.
60) Поясните, что понимается под профессионально дефинированным значением слова. Приведите примеры.
61) Дайте определение лексикум. Приведите примеры.
62) Поясните, что понимается под формальным критерием классового распределения слов.
63) Поясните, что понимается под функциональным критерием разнесения слов по частям речи. Приведите примеры.
64) Поясните, на примерах, категориальную характеристику каких лексем можно назвать «смешанной предметно-процессной»?
65) Перечислите основные знаменательные части речи в английском языке.
66) Поясните, что понимается под формословами. Приведите примеры.
67) Поясните разницу между позиционно-дистрибутивной классификацией слов и более прогрессивным делением слов по частям речи.
68) Поясните, что понимается под позиционно-дистрибутивным наблюдением, проведенным над словами с классификационной целью. Приведите примеры.
69) Охарактеризуйте основные знаменательные части речи как слова с самостоятельной денотативно-назывной функцией. Приведите примеры.
70) Перечислите составляющие лексической парадигмы номинации.
71) Перечислите грамматические категории глагола в английском языке. Приведите примеры.
72) Перечислите грамматические категории местоимения в английском языке. Приведите примеры.
73) Перечислите грамматические категории наречия в английском языке. Приведите примеры.
74) Перечислите общие грамматические категории существительного в русском и английском языках. Приведите примеры.
75) Перечислите общие грамматические категории глагола в русском и английском языках. Приведите примеры.
76) Перечислите функции местоимений в модели предложения. Приведите примеры.
77) Поясните, что понимается под лексической парадигмой именования. Приведите примеры.
78) Поясните, как реализуется супплетивизм в рамках лексической парадигмы именования. Приведите примеры.
79) Поясните, что понимается под функционально-парадигматическим статусом служебных слов. Приведите примеры.
80) Опишите функции местоимений в русском и английском языках. Приведите примеры.
81) Охарактеризуйте категорию падежа в русском и английском языках. Приведите примеры.
82) Охарактеризуйте категорию числа в русском и английском языках. Приведите примеры.
83) Охарактеризуйте категорию рода в русском и английском языках. Приведите примеры.
84) Поясните, что понимается под категорией грамматического рода. Приведите примеры.
85) Поясните, что понимается под активными и пассивными существительными. Приведите примеры.
86) Опишите способы образования степеней сравнения прилагательных в русском и английском языках. Приведите примеры.
87) Опишите способы образования степеней сравнения наречий в русском и английском языках. Приведите примеры.
88) Дайте определение элативу. Приведите примеры.
89) Сравните категорию вида в русском и английском языках. Приведите примеры.
90) Сравните категорию времени в русском и английском языках. Приведите примеры.
91) Поясните, что понимается под абсолютными формами времени. Приведите примеры.
92) Поясните, что понимается под относительными формами времени. Приведите примеры.
93) Охарактеризуйте категорию времени в древнерусском языке. Приведите примеры.
94) Охарактеризуйте категорию залога в русском языке. Приведите примеры.
95) Охарактеризуйте категорию залога в английском языке. Приведите примеры.
96) Укажите, какие семы сочетает в себе сослагательное наклонение. Приведите примеры.
97) Укажите особенность русского сослагательного наклонения. Приведите примеры.
98) Поясните, как выражаются в русском языке модальности недействительности. Приведите примеры.
99) Поясните, как выражаются в английском языке модальности недействительности. Приведите примеры.
100) Охарактеризуйте особенности сослагательного наклонения I в английском языке. Приведите примеры.
101) Охарактеризуйте особенности повелительного наклонения в английском языке. Приведите примеры.
102) Сравните значение форм повелительного наклонения в русском и английском языках. Приведите примеры.
103) Охарактеризуйте категорию лица в русском и английском языках. Приведите примеры.
104) Поясните, как компенсируется отсутствие притяжательных прилагательных в английском языке. Приведите примеры.
105) Дайте определение семы. Приведите примеры.
106) Опишите образование страдательного залога в русском языке. Приведите примеры.
107) Поясните значение собственно-возвратных глаголов. Приведите примеры.
108) Поясните значение взаимовозвратных глаголов. Приведите примеры.
109) Поясните значение общевозвратных глаголов. Приведите примеры.
110) Поясните, почему И. П. Иванова считает, что вида как особой грамматической категории в английском языке нет.
111) Охарактеризуйте предложение как цельнооформленную единицу сообщения.
112) Охарактеризуйте предложение как коммуникативно-предикативную единицу.
113) Сравните слово и предложение с функциональной точки зрения. Приведите примеры.
114) Поясните, что понимается под модальностью. Приведите примеры.
115) Поясните, что понимается под предикативностью. Приведите примеры.
116) Поясните, что служит определяющим фактором при разделении предложения по уровню сложности. Приведите примеры.
117) Перечислите основные структурные типы предложения по уровню сложности. Приведите примеры.
118) Проанализируйте основной состав предложения. Приведите примеры.
119) Поясните, что понимается под структурным минимумом предложения. Приведите примеры.
120) Поясните соотношение между элементарным предложением и моделью предложения.
121) Перечислите типы предложений по категориальной семантике подлежащего. Приведите примеры.
122) Перечислите типы предложений по категориальной семантике сказуемого. Приведите примеры.
123) Охарактеризуйте рему повествовательного предложения. Приведите примеры.
124) Охарактеризуйте рему побудительного предложения. Приведите примеры.
125) Охарактеризуйте рему вопросительного предложения. Приведите примеры.
126) Перечислите шесть промежуточных, смешанных коммуникативных типов предложения. Приведите примеры.
127) Раскройте текстообразующую роль предложения. Приведите примеры.
128) Дайте определение кумулемы. Приведите примеры.
129) Укажите функции сверхфразового единства. Приведите примеры.
130) Проанализируйте виды стилизации по характеру семантических средств выражения. Приведите примеры.
131) Перечислите функциональные аспекты речи, выделяемые в диктеме. Приведите примеры.
132) Охарактеризуйте систему конструкционных функций предложения. Приведите примеры.
133) Укажите основные типы пропозитивной семантики.
134) Укажите виды речи, выделяемые по критерию экспликативного и импликативного содержания.
135) Поясните, что понимается под фонетической сегментацией речи. Приведите примеры.
136) Опишите соотношение абзаца и кумулемы. Приведите примеры.
137) Поясните, что понимается под диктемой. Приведите примеры.
138) Перечислите функциональные аспекты речи, выделяемые в диктеме. Приведите примеры.
139) Поясните, что представляет собой полный (всеуровневый) фрагмент вертикальной конструкционной парадигмы эквивалентности. Приведите примеры.
140) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: thin
141) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: fat
142) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: interesting
143) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: amusing
144) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: delicious
145) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: ridiculous
146) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: silly
147) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: famous
148) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: far
149) Образуйте множественное число от существительного: number
150) Образуйте множественное число от существительного: manager
151) Образуйте множественное число от существительного: baby
152) Образуйте множественное число от существительного: glass
153) Образуйте множественное число от существительного: tomato
154) Поставьте сказуемое в пассивный залог: He gave me two hours.
155) Поставьте сказуемое в пассивный залог: She offered to lift me up.
156) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They read the book to her.
157) Поставьте сказуемое в пассивный залог: We wrote them a letter.
158) Поставьте сказуемое в пассивный залог: She gave me a drum as a present.
159) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Ann sent me a letter.
160) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They took the child with them.
161) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Kate showed me her new dress.
162) Поставьте сказуемое в пассивный залог: She paid me 2 $.
163) Поставьте сказуемое в пассивный залог: I asked them for a piece of advice.
164) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Yesterday evening someone broke into our house.
165) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Mr. Kelly can’t use his office at the moment.
166) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Somebody has stolen my bicycle!
167) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Did you paint your room?
168) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They have changed their minds.
169) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Do you speak French?
170) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Tom plays tennis.
171) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Sometimes people do stupid things.
172) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: My car breaks down from time to time.
173) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Cats catch mice.
174) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Ann watches television.
175) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Did Sue get married?
176) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I invited Ann to the party.
177) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: We go for a walk every day.
178) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: She speaks over the phone everyday.
179) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I can’t translate from Russian into Spanish.
180) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I can’t read German.
181) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I don’t write letters.
182) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: She doesn’t swim in the pool.
183) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Mike can’t drive.


Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 1

184) Перечислите роды морфем. Приведите примеры.
185) Охарактеризуйте грамматическую категорию падежа в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
186) Поясните, что понимается под лексико-семантическим вариантом слова.
187) Поясните, что понимается под закрытой частью лексикона. Приведите примеры.
188) Охарактеризуйте категорию модальности в английском языке. Приведите примеры.
189) Проанализируйте основной состав предложения. Приведите примеры.
190) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: noisy
191) Образуйте множественное число от существительного: baby
192) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They arrested 20 people.
193) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I invited Ann to the party.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 2

1) Поясните взаимосвязь грамматики и статистики.
2) Поясните, что понимается под законом строения членимой формы.
3) Поясните, что понимается под разрывными морфемами. Приведите примеры.
4) Перечислите общие грамматические категории местоимения в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте категорию залога в английском языке. Приведите примеры.
6) Укажите виды речи, выделяемые по критерию экспликативного и импликативного содержания.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: sweet
8) Образуйте множественное число от существительного: key
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Mr. Kelly can’t use his office at the moment.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Do you speak French?




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------




Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 3

1) Укажите основные типы грамматических исследований.
2) Поясните, что понимается под грамматической формой слова.
3) Поясните, что понимается под функциональным критерием разнесения слов по частям речи. Приведите примеры.
4) Перечислите общие грамматические категории прилагательного в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Поясните, что понимал А. И. Смирницкий под видом как грамматической категорией. Приведите примеры.
6) Перечислите шесть промежуточных, смешанных коммуникативных типов предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: talented
8) Образуйте множественное число от существительного: fly
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Did you paint your room?
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: He doesn’t read newspapers.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 4

1) Поясните, чем отличаются объяснительные термины от опознавательных терминов.
2) Перечислите основные типы внутренних синтагм. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под самостоятельными морфемами. Приведите примеры.
4) Поясните, что понимается под синтаксической характеристикой слова. Приведите примеры.
5) Поясните, что понимается под относительными формами времени. Приведите примеры.
6) Поясните, что понимается под модальностью. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: big
8) Образуйте множественное число от существительного: manager
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: She gave me a drum as a present.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: It rains every day this summer.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------







Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 5

1) Поясните, что понимается под системой и системностью в языке.
2) Поясните, что понимается под грамматическим значением слова. Приведите примеры.
3) Охарактеризуйте интервальные семы. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте категорию определенности/неопределенности в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Поясните значение собственно-возвратных глаголов. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте грамматические особенности сложного предложения.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: naughty
8) Образуйте множественное число от существительного: number
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: He didn’t ask my name.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Usually the concerts start at 7 o’clock.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 6

1) Поясните, в чем состоит категориальный метод исследования в грамматике.
2) Охарактеризуйте грамматическую категорию залога в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под «аллоэмической» терминологией.
4) Перечислите составляющие лексической парадигмы номинации.
5) Опишите категорию степени качеств в русском языке. Приведите примеры.
6) Опишите соотношение абзаца и кумулемы. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: passive
8) Образуйте множественное число от существительного: child
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: The bill includes service.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: He played football every Sunday.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------









Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 7

1) Поясните, что понимается под языковым знаком.
2) Поясните, что понимается под процессом грамматизации и формализаций значений.
3) Поясните, что понимается под принципами грамматической классификации слов.
4) Перечислите грамматические категории глагола в английском языке. Приведите примеры.
5) Перечислите морфологические средства для выражения видовых значений в русском языке. Приведите примеры.
6) Перечислите функциональные аспекты речи, выделяемые в диктеме. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: active
8) Образуйте множественное число от существительного: death
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: I asked them for a piece of advice.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I met Ann in the street yesterday.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 8

1) Поясните, что понимается под расщеплением значения языкового знака.
2) Охарактеризуйте грамматическую категорию наклонения в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под профессионально дефинированным значением слова. Приведите примеры.
4) Перечислите грамматические категории местоимения в английском языке. Приведите примеры.
5) Опишите образование страдательного залога в русском языке. Приведите примеры.
6) Перечислите функции стилизации. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: ridiculous
8) Образуйте множественное число от существительного: mouse
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Somebody attacked Brian in the street.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Ann goes to the library twice a week.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------




Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 9

1) Поясните, в чем состоит коренное различие между языком и искусственной знаковой системой.
2) Поясните, что понимается под бесформенными словами. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под субституционными морфемами. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте категорию рода в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Поясните, что понимается под абсолютными формами времени. Приведите примеры.
6) Поясните, что понимается под структурным минимумом предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: funny
8) Образуйте множественное число от существительного: money
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: We wrote them a letter.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Tom plays tennis.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 10

1) Охарактеризуйте синтаксический уровень языка.
2) Охарактеризуйте парадигматику и синтагматику как две стороны структуры языковой системы.
3) Поясните, что понимается под семным анализом слова. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте категорию падежа в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Поясните, как выражаются в английском языке модальности недействительности. Приведите примеры.
6) Поясните, что понимается под предикативностью. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: tasty
8) Образуйте множественное число от существительного: willow
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: You should make the choice.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Do you go shopping every day?




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------




Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 11

1) Поясните, что понимается под конкретным компонентом значения. Приведите примеры.
2) Приведите примеры осознания людьми существования грамматической категории.
3) Поясните, что понимается под пустым морфом. Приведите примеры.
4) Поясните, что понимается под формословами. Приведите примеры.
5) Поясните, как выражаются в русском языке модальности недействительности. Приведите примеры.
6) Поясните соотношение между элементарным предложением и моделью предложения.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: wonderful
8) Образуйте множественное число от существительного: thesaurus
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: He’s given Kate the money.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Did you have a swim this morning?




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 12

1) Поясните, что понимается под обобщенным компонентом значения. Приведите примеры.
2) Поясните, что понимается под нулевой морфемой. Приведите примеры.
3) Охарактеризуйте термин «класс речи».
4) Поясните, что понимается под открытой частью лексикона. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте категорию лица в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Раскройте текстообразующую роль предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: interesting
8) Образуйте множественное число от существительного: face
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: People don’t use this road.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Cats catch mice.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------




Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 13

1) Поясните, что понимается под структурой системы.
2) Охарактеризуйте грамматическую категорию числа в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под аддитивными морфемами. Приведите примеры.
4) Перечислите функции местоимений в модели предложения. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте особенности сослагательного наклонения I в английском языке. Приведите примеры.
6) Перечислите типы предложений по категориальной семантике сказуемого. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: thin
8) Образуйте множественное число от существительного: thesis
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They asked me a lot of questions.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I left her house at 7 0’clock.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 14

1) Поясните, в чем состоит основное различие между словосочетанием и предложением.
2) Поясните, как соотносятся лексические и грамматические значения.
3) Поясните, что понимается под формальным критерием классового распределения слов.
4) Поясните, как реализуется супплетивизм в рамках лексической парадигмы именования. Приведите примеры.
5) Укажите функцию прилагательных в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Проанализируйте виды стилизации по характеру семантических средств выражения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного:
8) Образуйте множественное число от существительного: tomato
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They built the house last summer.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Do you clean car every week?




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------




Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 15

1) Поясните, в чем состоит специфика структуры языка.
2) Охарактеризуйте грамматическую категорию рода в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
3) Поясните, на примерах, категориальную характеристику каких лексем можно назвать «смешанной предметно-процессной»?
4) Перечислите основные служебные части речи в русском языке.
5) Перечислите грамматические категории английского глагола. Приведите примеры.
6) Дайте определение кумулемы. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: hungry
8) Образуйте множественное число от существительного: shoe
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Somebody has stolen my bicycle!
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: George doesn’t go to the cinema very often.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 16

1) Дайте определение опознавательных терминов. Приведите примеры.
2) Что понимается под оппозициями в парадигматических отношениях. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под сегментными морфемами. Приведите примеры.
4) Поясните, на примерах, что кладется в основу позиционно-дистрибутивной классификации слов.
5) Охарактеризуйте особенности условного наклонения в английском языке. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте рему побудительного предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: curious
8) Образуйте множественное число от существительного: duty
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: I called the ambulance.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: She reads a lot.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------




Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 17

1) Охарактеризуйте особенности грамматического строя языка.
2) Поясните, что понимается под синтаксической моделью предложения. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под профессионально недефинированным значением слова. Приведите примеры.
4) Поясните, что понимается под функционально-парадигматическим статусом служебных слов. Приведите примеры.
5) Поясните, почему И. П. Иванова считает, что вида как особой грамматической категории в английском языке нет.
6) Перечислите основные структурные типы предложения по уровню сложности. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: quick
8) Образуйте множественное число от существительного: college
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: He accused me of stealing the cat.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Tom has breakfast at 10 o’clock.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 18

1) Поясните, что понимается под макросистемой. Приведите примеры.
2) Охарактеризуйте грамматическую категорию вида в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
3) Приведите примеры слов-композитов. Поясните их образование.
4) Перечислите семы, входящие в семантику артикля the. Приведите примеры.
5) Сравните значение форм повелительного наклонения в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Поясните, что служит определяющим фактором при разделении предложения по уровню сложности. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: silly
8) Образуйте множественное число от существительного: traffic
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They cancelled all flights.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I can’t read German.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------





Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 19

1) Охарактеризуйте морфологический уровень языка.
2) Что понимается под синонимикой в парадигматических отношениях. Приведите примеры.
3) Поясните, как подразделяются аффиксы по позиции относительно корня. Приведите примеры.
4) Перечислите грамматические категории прилагательного в английском языке. Приведите примеры.
5) Поясните, как компенсируется отсутствие притяжательных прилагательных в английском языке. Приведите примеры.
6) Поясните, что представляет собой полный (всеуровневый) фрагмент вертикальной конструкционной парадигмы эквивалентности. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: kind
8) Образуйте множественное число от существительного: horse
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They should offer Tom the job.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I can’t translate from Russian into Spanish.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 20

1) Укажите истоки и предпосылки возникновения семиотики.
2) Охарактеризуйте грамматическую категорию времени в системе русского языка и английского. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под полидифференциальным принципом.
4) Перечислите основные служебные части речи в английском языке.
5) Дайте определение семы. Приведите примеры.
6) Поясните, что понимается под диктемой. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: slow
8) Образуйте множественное число от существительного: place
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: You should call a doctor.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I have a swim twice a week.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------







Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 21

1) Поясните, что понимается под содержанием морфемы. Приведите примеры.
2) Поясните регулирующую роль морфемной синтагматики в теоретической грамматике.
3) Поясните, что понимается под интралингвистическими факторами. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте основные знаменательные части речи как слова с самостоятельной денотативно-назывной функцией. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте особенности сослагательного наклонения II в английском языке. Приведите примеры.
6) Перечислите типы предложений по категориальной семантике субъективно-объективного отношения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: fat
8) Образуйте множественное число от существительного: life
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Everybody likes Mat.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I have called my friend.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 22

1) Охарактеризуйте фонологический уровень языка.
2) Перечислите основные функции внутренних синтагм.
3) Охарактеризуйте основные виды морфем с точки зрения функционального и позиционного критериев.
4) Приведите примеры выражения категории определенности//неопределенности в русском языке. Поясните их.
5) Охарактеризуйте особенности предположительного наклонения в английском языке. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте предложение как цельнооформленную единицу сообщения.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: stupid
8) Образуйте множественное число от существительного: deer
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They don’t pay Jim very much.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: My car breaks down from time to time.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------






Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 23

1) Перечислите понятия, из которых складывается концепт системы языка. Дайте их определение.
2) Поясните, что понимается под лексическим значением слова. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под эксралингвистическими факторами. Приведите примеры.
4) Охарактеризуйте категорию числа в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Сравните категорию вида в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Дайте определение оккурсемы. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: small
8) Образуйте множественное число от существительного: tremor
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: She taught the child to read.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Mary cleans her room once a week.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 24

1) Перечислите предпосылки возникновения науки грамматики.
2) Приведите примеры формативных синтагм.
3) Поясните, что понимается под одноморфемным словом. Приведите примеры.
4) Перечислите общие грамматические категории глагола в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Поясните значение общевозвратных глаголов. Приведите примеры.
6) Перечислите функциональные аспекты речи, выделяемые в диктеме. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: sad
8) Образуйте множественное число от существительного: play
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Tom bought me a book.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Did Sue get married?




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------










Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 25

1) Поясните, что понимают, когда говорят, что грамматика является дисциплиной неформальной.
2) Охарактеризуйте смыслоорганизующую функцию грамматических значений.
3) Поясните, что понимается под скрытыми морфемами. Приведите примеры.
4) Поясните, что понимается под лексической парадигмой именования. Приведите примеры.
5) Укажите, как в английском языке выражается модальность действительности, относящаяся к настоящему времени. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте рему вопросительного предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: far
8) Образуйте множественное число от существительного: time
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They took the child with them.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: I don’t usually smoke.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 26

1) Перечислите основные строи языка. Дайте их определение.
2) Охарактеризуйте лингвистическую сущность грамматического значения.
3) Поясните, что понимается под супрасегментными морфемами. Приведите примеры.
4) Поясните, что понимается под приименными уточнителями. Приведите примеры.
5) Поясните значение взаимовозвратных глаголов. Приведите примеры.
6) Перечислите типы предложений по категориальной семантике подлежащего. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: smart
8) Образуйте множественное число от существительного: sheep
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: He recorded our conversation.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Usually Ann makes an omelette herself.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------









Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 27

1) Дайте определение объяснительных терминов. Приведите примеры.
2) Поясните, в чем проявляется системный характер функционирования языковых единиц.
3) Поясните, что понимается под семантическим критерием при выделении частей речи.
4) Поясните, что понимается под активными и пассивными существительными. Приведите примеры.
5) Укажите, как в русском языке выражается модальность действительности, относящаяся к настоящему времени. Приведите примеры.
6) Сравните слово и предложение с функциональной точки зрения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: dirty
8) Образуйте множественное число от существительного: roof
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Yesterday evening someone broke into our house.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: We don’t go to the park in the evening.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 28

1) Перечислите особенности грамматического строя английского языка.
2) Поясните, как соотносятся форма содержания и форма выражения. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под функциональным критерием при выделении частей речи.
4) Перечислите три части словарного состава (с точки зрения его грамматически существенных свойств).
5) Укажите, какие семы сочетает в себе сослагательное наклонение. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте предложение как коммуникативно-предикативную единицу.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: hot
8) Образуйте множественное число от существительного: foot
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: This factory produces cars.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: She speaks over the phone everyday.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------









Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 29

1) Поясните, в чем состоит знаковость единиц языка.
2) Поясните, что понимается под моделями предложений. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под открытыми морфемами. Приведите примеры.
4) Перечислите общие грамматические категории наречия в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Укажите особенность русского сослагательного наклонения. Приведите примеры.
6) Дайте определение распространенного простого предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: angry
8) Образуйте множественное число от существительного: church
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: She offered to lift me up.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: We go for a walk every day.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 30

1) Поясните, что понимается под элементом системы.
2) Поясните, понимается под синтагметическими отношениями в языке. Приведите примеры.
3) Дайте определение лексикум. Приведите примеры.
4) Перечислите общие грамматические категории существительного в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте особенности повелительного наклонения в английском языке. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте диктему и перечислите ее функции. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: famous
8) Образуйте множественное число от существительного: dictionary
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They read the book to her.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: He has a walk in the park every evening.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------









Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 31

1) Поясните, что понимается под формальной трактовкой грамматики.
2) Поясните, что понимается под лексико-грамматическими значениями классов слов.
3) Перечислите основные критерии для изучения морфемного состава слова в традиционной грамматике.
4) Поясните, на примерах, как работает формально-морфологический признак (в качестве основы деления словарного состава).
5) Охарактеризуйте значение возвратно-среднего залога в русском языке. Приведите примеры.
6) Поясните, что является центром предикации в предложении глагольного строя. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: short
8) Образуйте множественное число от существительного: gate
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: He made his decision.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Mike can’t drive.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 32

1) Поясните, что понимается под микросистемой. Приведите примеры.
2) Поясните, что понимается под грамматическими формами словоизменения. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под надклассом.
4) Перечислите грамматические категории наречия в английском языке. Приведите примеры.
5) Опишите функциональные различия в употреблении форм залогов в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Поясните, что понимается под фонетической сегментацией речи. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: tall
8) Образуйте множественное число от существительного: potato
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They have changed their minds.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Ann watches television.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------







Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 33

1) Поясните, что является предметом изучения грамматики.
2) Поясните, что понимается под «деревом непосредственных составляющих».
3) Поясните, что понимается под лексическим подклассом.
4) Поясните разницу между позиционно-дистрибутивной классификацией слов и более прогрессивным делением слов по частям речи.
5) Опишите способы образования степеней сравнения наречий в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Поясните функциональную сущность предикации. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: little
8) Образуйте множественное число от существительного: ship
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: They have changed the date of the meeting.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: She had a bath every day.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------



Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 34

1) Поясните взаимоотношения логики и грамматики.
2) Поясните, какие отношения называются парадигматическими. Приведите примеры.
3) Поясните, что понимается под лексическим классом.
4) Охарактеризуйте категорию активности/пассивности в русском и английском языках. Приведите примеры.
5) Охарактеризуйте категорию вида в древнеанглийском языке. Приведите примеры.
6) Охарактеризуйте члены простого предложения. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: delicious
8) Образуйте множественное число от существительного: goose
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Kate showed me her new dress.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Did you have a nice meal?




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------








Экзаменационный билет по предмету
АНГЛ. ЯЗ. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

Билет № 35

1) Перечислите три основные подсистемы языка.
2) Перечислите категориальные значения существительных, глаголов и прилагательных.
3) Поясните, что понимается под монодифференциальным принципом.
4) Поясните, что понимается под позиционно-дистрибутивным наблюдением, проведенным над словами с классификационной целью. Приведите примеры.
5) Опишите способы образования степеней сравнения прилагательных в русском и английском языках. Приведите примеры.
6) Укажите функции сверхфразового единства. Приведите примеры.
7) Образуйте сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательного: beautiful
8) Образуйте множественное число от существительного: person
9) Поставьте сказуемое в пассивный залог: Ann sent me a letter.
10) Перепишите предложения так, чтобы сказуемое употреблялось в форме Continuous: Sometimes people do stupid things.




Зав. кафедрой
--------------------------------------------------