Понятие и признаки преступления по Уголовному праву
Понятие преступления является одной из основных категорий уголовного права. Для осуществления стоящих перед уголовным законодательством задач охрани личности, прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РБ, мира и безопасности человечества от преступных посягательств, а также предупреждения преступлений, УК РБ определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями.
Преступление всегда представляет собой деяние (действие или бездействие). Такая формулировка закона подчеркивает, что преступление — это всегда поведение, деятельность конкретного человека.
Противоправное поведение человека может быть выражено как в активной деятельности, так и в бездействии лица в случаях, когда на него законом была возложена обязанность действовать. Бездействие в таком случае также представляет собой определенный поступок. Понятием деяния в УК охватывается как общественно опасное действие (бездействие), так и его вредные последствия.
Как правомерное, так и противоправное поведение человека начинается с мыслительной деятельности, которая сама по себе (мысли, умозаключения человека) не может быть преступной, если не сопровождается непосредственной деятельностью, поступками человека. Намерения, цели, ради осуществления которых человек не предпринимает действий, не относятся к области уголовно-правового регулирования, поскольку не создают опасности причинения вредных последствий.
Такое положение в настоящее время является общепринятым в науке уголовного права, Вместе с тем, так было не всегда. Например, в древнегерманском праве не проводилось различия между кражей задуманной и совершенной: «Если ты не совершил задуманную тобой кражу только ради страха, то ты все-таки совершил ее своим помыслом». Рассмотрим подробнее понятие и признаки, присущие преступлениям, а также их классификацию.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
В настоящее время понятие преступления дано в ст. 7 УК Республики Беларусь. В соответствии с законом преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие) запрещенное настоящим Кодексом. По своему характеру данное определение можно назвать формально-материальным: оно содержит указание на общественную опасность преступления (но в отличие от предыдущей редакции ст. 7 УК не перечисляет общественные отношения) и одновременно показывает запрещенность деяния уголовным законом.
Важнейшими характеристиками, позволяющими определить деяние как преступление, являются его признаки. Признаки преступления указаны в законе. К ним относятся: общественная опасность деяния (ст. 7 УК); противоправность деяния (ст. 7 УК); виновность деяния (ст. 7 УК); наказуемость (ст. ст. 3 и 20 УК и санкции статей Особенной части УК).
Общественная опасность является главным, определяющим признаком преступления. Под общественной опасностью принято понимать объективную способность деяния причинять вред охраняемым уголовным законом общественным отношениям. Общественная опасность объясняет, почему то или иное деяние может быть признано преступным и поэтому в наибольшей степени отражает материальную сущность преступления.
Однако характеристика преступления как общественно опасного деяния не исчерпывается только указанием объектов, на которые оно посягает. Это лишь одна из существенных сторон характеристики общественной опасности.
Общественная опасность может зависеть от особенностей самого общественно опасного деяния - места, времени, способа, обстановки его совершения. Так, охота является незаконной, если она произведена с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ или газов, на территории государственного заповедника или заказника; время совершения убийства — матерью новорожденного ребенка во время или сразу после родов является обстоятельством, существенно влияющим на степень общественной опасности этого преступления.
Раскрывая содержание характера общественной опасности, следует отметить, что она определяется теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, т.е. объектом преступления. В системе Особенной части УК преступления расположены не произвольно, а в зависимости от той значимости, которую законодатель придает различным видам общественных отношений. Поэтому правомерно утверждение, что характер общественной опасности преступления определяется тем местом, которое преступление занимает в системе Особенной части УК, иначе говоря — квалификацией преступления. Преступления, посягающие на одни и те же общественные отношения, принадлежат к одному типу общественной опасности. Так, посягательства на жизнь человека имеют один характер общественной опасности, посягательства на собственность — другой.
Противоправность, как признак преступления, выражается в том, что оно должно быть прямо запрещено Уголовным кодексом в определенных формулировках, указывающих типичные, необходимые и достаточные признаки для преступлений данного вида. В правовом государстве этот признак преступления имеет такую же значимость, как и общественная опасность. Два этих признака находятся в неразрывной связи. Законодатель, признавая какое-либо деяние общественно опасным, запрещает его уголовным законом, т.е. делает его противоправным.
Виновность в совершении преступления обозначает, что деяние может быть признано преступлением лишь при наличии вины, т.е. определенного психического отношения лица к своему деянию и наступившим в результате этого последствиям. В соответствии со ст.3 УК уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, то есть умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.
Наказуемость преступления указывает, что за его совершение Уголовный кодекс предусматривает назначение наказания. В каждой статье Особенной части УК, определяющей признаки конкретного преступления, в санкции в обязательном порядке называется наказание, которое должно применяться к виновному лицу.
ОТЛИЧИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОТ ИНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Все правонарушения принято разграничивать по степени их вредности для общества на преступления и правовые проступки.
Преступление — наиболее серьезный вид правонарушения. Преступлениями признаются общественно опасные виновные деяния, запрещенные уголовным законодательством. Не являются преступлениями деяния, хотя формально и содержащие признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие общественной опасности (ст.7 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
За преступления применяются наиболее строгие меры государственного принуждения — уголовные наказания. Многие их разновидности существенно ограничивают правовой статус лиц, признанных виновными в совершении преступлений (лишение свободы, некоторых прав, званий, конфискация имущества). За особо опасные преступления предусмотрена исключительная мера наказания — смертная казнь (впредь до полной ее отмены).
Признать виновным в совершении преступления и назначить наказание за него может только суд, причем только в установленной для этого процессуальной форме. Отбывание наказания регламентируется специальным (уголовно-исполнительным) законодательством. У лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, некоторое время (в зависимости от срока лишения свободы) сохраняется судимость. Это особое юридическое состояние, отражающееся на правовом и моральном положении лица, считающегося судимым, и признаваемое отягчающим обстоятельством при повторном совершении преступления.
Правовыми проступками являются все остальные правонарушения, т.е. противоправные виновные деяния, признаваемые общественно вредными, но не общественно опасными, и влекущие за собой не уголовные наказания, а так называемые правовые взыскания. Проступки различаются между собой по сферам правопорядка, которые они подрывают, и по видам взысканий, которые за них применяются. Они бывают административными, дисциплинарными, гражданско-правовыми, а также материальными в области трудовых отношений.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. За совершение административных правонарушений применяются такие взыскания, как предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права (права управления транспортными средствами, права охоты), исправительные работы на срок до двух месяцев, административный арест до пятнадцати суток. Виды административных взысканий, органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, виды административных правонарушений, производство по делам о них, а также порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий определены Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Дисциплинарными проступками считаются нарушения трудовой, служебной, воинской, учебной дисциплины. За такие на рушения налагаются различные дисциплинарные взыскания. Так, трудовым законодательством предусмотрены такие взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность на определенный срок, увольнение с работы. Уставами о дисциплине предусмотрены такие виды взысканий, которые соответствуют специфике воинской службы, работы в органах внутренних дел, на железнодорожном транспорте, в гражданской авиации и др. Дисциплинарная ответственность судей, прокуроров и некоторых других категорий должностных лиц регулируется специальными положениями.
Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией предприятия, учреждения, организации, специально образуемыми органами (квалификационными комиссиями — в отношении судей). Налагаются они не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не подвергавшимся такому взысканию.
Гражданские правонарушения (деликты) — это причинения неправомерными действиями вреда личности, организации или их имуществу, а также заключение противозаконных сделок, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или избирательных прав. Гражданские правонарушения влекут применение к правонарушителю таких мер правового воздействия, как принудительное возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенного права, исполнение невыполненной обязанности и т.п.
Разновидностью противоправных деяний, которыми наносится вред субъекту права, является материальный ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими, находящимися с ним в трудовых правоотношениях. В большинстве случаев материальная ответственность, наступающая при таких обстоятельствах, ограничивается частью причиненного ущерба (в зависимости от объекта правонарушения, способа причинения вреда и других возможных обстоятельств). Она может составлять одну треть, две трети среднемесячного заработка или оклада или устанавливается в кратных по отношению к ним размерах.
Последствиями правовых проступков являются предусмотренные правом меры принудительного воздействия на правонарушителя, имеющие своей целью либо восстановление нарушенных им прав и исполнение нереализованных обязанностей, либо карательное воздействие на правонарушителя в целях его исправления и предупреждения повторных правонарушений. Правовосстановительные меры воздействия, или, как иногда их называют, меры защиты, предусматриваются диспозициями правовых норм (принудительное взыскание алиментов, возврат имущества от недобросовестного его приобретателя законному собственнику, восстановление необоснованно уволенного работника на прежнем месте работы). Карательные или штрафные меры воздействия (ограничение каких-либо прав, лишение свободы, возложение особых обязанностей и другие меры принуждения, в той или иной мере порицающие правонарушителя) предусмотрены санкциями правовых норм.
Иногда все меры правового воздействия — и меры защиты, и карательные меры, и даже меры поощрения — относят к правовым санкциям. Но делать этого, видимо, не следует, поскольку названные меры существенно разнятся по своему назначению и не могут, не должны охватываться одним юридическим понятием — санкция. В отличие от мер защиты, определяемых в диспозициях правовых норм, карательные меры, предусмотренные их санкциями, относятся к мерам юридической ответственности. Если мерами защиты правонарушитель побуждается к выполнению уже имеющихся у него обязанностей (содержать своих детей), то меры юридической ответственности означают возникновение у него новых, причем обременяющих, карающих его обязанностей (отбыть лишение свободы за уклонение от уплаты алиментов).
Правда, некоторые меры государственного воздействия содержат в себе признаки как карательного, так и правовосстановительного (защитного) характера. Такое положение возможно в сфере имущественных, гражданско-правовых отношений. Но в этом не следует усматривать противоречия: если правовосстановительные меры "обрушиваются" на правонарушителя в качестве новых и в то же время карающих его обязанностей, они, несомненно, являются мерами юридической ответственности.
Последние, в отличие от мер защиты, порождают у правонарушителя состояние наказанности, по-разному определяемое в различных отраслях права.
МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕЯНИЯ
Часть 2 ст. 7 УК определяет: "Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности." Такие деяния называются малозначительными, а положение ч.2 ст.7 УК имеет целью предотвратить признание преступлениями деяний, которые хотя и запрещены законом, но не имеют той относительно высокой общественной опасности, присущей преступлению. Именно в этом заключается смысл данной нормы.
Малозначительность поступка могут обусловить лишь признаки, которые проявились в совершенном деянии (способ совершения преступления, его мотив, цель, степень вины лица и т.д.). Обстоятельства, не проявившиеся в деянии (чистосердечное раскаяние лица после совершении преступления, добровольное возмещение причиненного ущерба, образ жизни виновного до совершения преступления, семейное положение и т.д.), при определении его преступности учитываться не должны.
КРИТЕРИИ ПРИЗНАНИЯ ДЕЯНИЯ МАЛОЗНАЧИТЕЛЬНЫМ
К признакам (критериям) малозначительного деяния следует относить:
- причинение деянием малозначительного ущерба;
- направленность умысла лица именно на причинение малозначительного ущерба;
- второстепенная роль лица в совершении преступления, не представляющего большой общественной опасности;
- приготовление или покушение на преступление, не представляющее большой общественной опасности.
Признаки, определяющие малозначительность деяния, находятся в обратной связи с объектом посягательства: чем большую важность и значимость представляют общественные отношения, которые были нарушены совершенным деянием, тем меньший вред может позволить признать деяние малозначительным.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Классификация преступлений осуществляется по характеру и степени общественной опасности.
Характер общественной опасности определяется сравнительной ценностью общественных отношений, т.е. объектов преступления. Он является качественной характеристикой преступления, которая наиболее полно отражается при правовой оценке содеянного, когда деяние квалифицируется по статье Особенной части УК, имеющей в системе Особенной части свое определенное место.
Степень общественной опасности - это своеобразная количественная характеристика преступления, позволяющая проводить разграничение между однородными или одинаковыми по характеру общественной опасности преступлениями. При определении степени общественной опасности учитываются особенности преступного деяния (совершено оно одним лицом или в соучастии группой лиц, окончено или не окончено, способ посягательства и т.д.), а также иные объективные и субъективные признаки. Степень общественной опасности свое воплощение находит прежде всего в санкции.
В Уголовном кодексе четкой системы преступлений в зависимости от их тяжести нет, называются лишь некоторые термины и понятия. Однако сравнительный анализ статей УК дает основания для следующей классификации преступлений:
1. Особо тяжкие преступления;
2. Тяжкие преступления;
3. Преступления, не являющиеся тяжкими (менее тяжкие);
4. Преступления, не представляющие большой общественной опасности.
Особо тяжкие преступления - это такие умышленные тяжкие преступления, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати пяти лет, пожизненное заключение или исключительная мера наказания - смертная казнь (см. ст. ст. 22, 22' и 23 УК). Кроме того, к особо тяжким относятся особо опасные государственные преступления, независимо от санкции статьи.
Тяжкие преступления - это умышленные преступления, представляющие повышенную общественную опасность и перечисленные в исчерпывающем перечне статьи 7' УК Республики Беларусь. В этом перечне указаны и преступления, за которые по закону может быть назначено наиболее строгое наказание - лишение свободы на срок до двадцати пяти лет, пожизненное заключение или исключительная мера наказания - смертная казнь. Таким образом, в едином перечне ст. 7' УК содержатся тяжкие и особо тяжкие преступления, единственное отличие между ними -вид и размер наказания.
Преступления, не являющиеся тяжкими (менее тяжкие) - это такие преступления, которые не указаны в ст. 7' УК в связи с тем, что они не посягают на наиболее значимые общественные отношения. К менее тяжким также относятся преступления, которые хотя и посягают на важные объекты или причинили существенный ущерб, но совершены по неосторожности.
Разновидностью менее тяжких преступлений являются преступления, не представляющие большой общественной опасности. К ним относятся такие деяния, при совершении которых закон разрешает освобождение от уголовной ответственности ( см. ч. З ст. 10, ст. ст. 48 и 49 УК). Четких критериев для определения этой группы преступлений закон не указывает, однако в судебно-следственной практике к таким деяниям относят преступления, за которые по закону предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или менее строгое наказание. В эту же группу преступлений входят и такие, за которые УК допускает применение мер общественного воздействия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе освещения темы курсовой работы основополагающим тезисом является то, что преступления от иных правонарушений отличаются наличием характера противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права, не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
Последствием совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения — уголовного наказания с последующей судимостью. Другие правонарушения сопровождаются менее жесткими мерами воздействия и судимости не влекут. Поэтому преступления стоят на самой высшей ступени иерархии правонарушений, исходя из степени опасности обществу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть.: Учебное и практическое пособие/ А. И. Лукашов, Э. И. Саркисова, С. Е. Данилюк, Э. Ф. Мичулис, А. А. Шардаков, И. С. Яцута; Под общ. ред. доц. А. И. Лукашова. - Мн.: "Тесей", 1997. - 576 с.
2. Общая теория государства и права: Курс лекций /А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общей ред. А.Ф.Вишневского. - Мн.: Тесей, 1998. - 576 с.
3. Мороз В.В. и др. Уголовное право Республики Белрусь: Основные положения курса: Учеб. пособие/ В.В.Мороз, В.С.Яловик, А.Л.Савенок. Мн.: изд. В.М.Скакун 1999. - 84 с.
4. Лазебник Ю.В., Мороз В.В. Уголовное право (общая часть): Учеб. пособие. - Мн.: ЗАО "ВЕДЫ", 1997. - 68 с.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
2