Судебная система Украины
Военным судам гарнизонов как судам первой инстанции подсудны гражданские дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления, кроме подсудных военным судам регионов и Военно-Морских Сил; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие или военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, прав и законных интересов воинских частей; учреждении, организаций.
Военным судам регионов, Военно-морских Сил как судам первой инстанции подсудны дела по жалобам на незаконные действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше.
Межобластному суду как суду первой инстанции подсудны все дела, подлежащие решению в порядке гражданского судопроизводства, на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины.
1. Система судов в Украине включает районные (городские) суды, межрайонные (окружные), военные суды гарнизонов. Верховный Суд Республики Крым, областные суды, Киевский и Севастопольский городские суды, межобластные суды, военные суды регионов, Военно-морских Сил, Верховный Суд Украины. Поэтому при предъявлении иска (подаче заявления) необходимо определить, в какой суд истец или заявитель вправе обратиться с заявлением.
Вопрос о подсудности перед судьей возникает после положительного разрешения им вопроса о подведомственности дела. Судья должен теперь определить, какой именно суд должен рассматривать данное дело. В законодательстве, судебной практике и литературе термин «подсудность» употребляют в трех пониманиях. Во-первых, подсудность — это институт гражданского процессуального права, т.е. система норм, регулирующих отношения по определению конкретного суда при предъявлении заявления. Во-вторых, под подсудностью понимают свойства конкретного дела, в силу которых оно подлежит рассмотрению в определенном суде как в суде первой инстанции. В-третьих, подсудность следует понимать и как совокупность гражданских дел, подлежащих рассмотрению и разрешению в данном звене судебной системы и в данном суде.
2. В процессуальном законе, судебной практике и литературе указано на два вида подсудности: родовую и территориальную. Вместе с тем в соответствии со ст. 7 ГПК подсудность по субъективному признаку можно, разделить на единоличную и коллегиальную ( ст. 1241 ГПК).
3. Назначение родовой подсудности состоит в том, чтобы распределить всю совокупность гражданских дел, подведомственных суду, между отдельными звеньями судебной системы, т.е. родовая подсудность является разграничителем судебной компетенции по вертикали. Определить родовую подсудность — это значит установить, суд какого из звеньев судебной системы должен разрешать в качестве суда первой инстанции данное гражданское дело. Критериями разграничения компетенции по рассмотрению гражданских дел между звеньями судебной системы являются: род (категория) дела, субъективный состав участников спора, наличие процессуальной инициативы или указание вышестоящего суда.
4. Основное правило о родовой подсудности содержится в комментируемой статье: все дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, кроме отнесенных к компетенции других судов, рассматриваются районными (городскими) судами. Поэтому с учетом предложенных критериев данным судам подсудны: 1) исковые дела, вытекающие из гражданских, трудовых, кооперативных и семейных правоотношений, к которых хотя бы одной стороной является гражданин; 2) некоторые дела, возникающие из административных правоотношений-(ст. 236 ГПК);
3) дела особого производства (ст. 254 ГПК); 4) деда с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций и некоторые другие дела.
5. Однако данное указание ст. 123 ГПК Украины — это только общее правило. Поэтому родовая подсудность специальных судов является исключением из этого правила.
Определенная часть гражданских дел с участием военнослужащих и военных организаций закреплена в ст. 123 ГПК за военными судами гарнизонов: по жадобам военнослужащих на неправомерные действия и решения должностных лиц и органов военного управления; дела о защите чести и достоинства, сторонами в которых являются военнослужащие и военные организации, другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, прав и законных интересов военных частей, учреждений, организаций.
6. Межобластные суды нижестоящих звеньев не имеют и по смыслу ст. 124 ГПК приравнены к областным судам. В качестве судов первой инстанции рассматривают дела, подлежащие разрешению в порядке гражданского судопроизводства, на особо режимных объектах, расположенных на территории Украины.
7. С учетом приведенных выше критериев родовую подсудность областного суда можно определить следующим образом. Областным судам по первой инстанции подсудны дела по жалобам на решения местных государственных органов, принятые в отношении религиозных организаций (ст. 248ц ГПК). Военным судам регионов, Военно-Морских Сил подсудны дела по жалобам на действия и решения военных должностных лиц и органов военного управления на уровне военных объединений и выше.
С учетом только субъектного критерия родовой подсудности областному суду подсудны дела любой категории, в которых одной из сторон является районный суд ст. 124 ГПК).
Военному суду региона. Военно-морских Сил подсудны дела, в которых одной из сторон является гарнизонный суд.
В соответствии с третьим критерием — наличием процессуальной инициативы вышестоящего суда — областной суд вправе истребовать любое гражданское дело, находящееся в производстве того или иного суда области, и принять его к производству областного суда. Прямого указания об этом в ГПК нет, но практика судов Украины вдет по такому пути, т.к. ст. 133 ГПК предусматривает право председателя областного суда по ходатайству сторон и других участвующих в деле лиц, по заявлению прокурора, а также по собственной инициативе истребовать любое гражданское дело, находящееся в производстве того или иного суда, передать его на рассмотрение другого (а значит, и областного суда).
Изучение судебной практики показывает, что областные суды при решении этого вопроса используют свое право тогда, когда дело представляет сложность, большой общественный интерес или является принципиальным для формирования судебной практики в данном регионе. Но при любых обстоятельствах областной суд может изымать из производства районного (городского) суда только одно дело, но никак не категорию гражданских дел.
Процессуальная: инициатива вышестоящего суда допускается и в случае, предусмотренном ст. 316 ГПК. Данная статья устанавливает следующее правило: суд кассационной инстанции в случае повторной отмены решения суда первой инстанции обязан обсудить вопрос о принятии дела к своему рассмотрению по первой инстанции, о чем указывает в определении. Эту статью необходимо уточнить, указав о принятии дела не к своему производству, а к производству областного суда.
В соответствии с четвертым критерием — указанием вышестоящего суда — областной суд может выступать в качестве суда первой инстанции в том случае, когда Верховный Суд Украины отменит в порядке надзора все состоявшиеся по делу решения и укажет на необходимость разрешения этого дела по существу областным судом.
8. В соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы в Украине, утвержденной Постановлением Верховного Совета Украины от 28 апреля 1992 г. Верховный Суд Украины не рассматривает дела по первой инстанции. Однако действующее гражданско-процессуальное законодательство предусматривает, что Верховный Суд Украины рассматривает по первой инстанции следующие гражданские дела: по жалобам на решения и действия Центральной избирательной комиссии по выборам Президента Украины и заявлениям об отмене решения Центральной избирательной комиссии (ст. 243* ГПК); по заявлениям об отмене решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата в народные депутаты Украины (ст. 243 ГПК); по жалобам на решения и действия Центральной избирательной комиссии (см. 2431 ГПК); по жалобам на решение государственного органа Украины по делам религий, принятые в отношении религиозных организаций (ст. 24512 ГПК). Кроме того, Председатель Верховного Суда Украины, его заместители могут истребовать любое дело из любого суда и передать его на рассмотрение по существу в Верховный Суд Украины.
Гражданские дела, в которых одной из сторон является районный (городской) суд, военный суд гарнизона, рассматривает соответственно Верховный Суд Республики Крым, областной суд. Киевский и Севастопольский городские суди, военный суд региона, Военно-Морских Сил.
Подсудность гражданских дел, в которых одной из сторон является Верховный Суд Республики Крым, областной суд. Киевский или Севастопольский городской суд, межобластной суд, военный суд региона. Военно-морских Сил, определяет Верховный Суд Украины.
1. Комментируемая статья органически связана с предыдущей и разрешает один из вопросов родовой подсудности: разграничение компетенции между звеньями судебной системы по субъектному составу участников спора (второй критерий, указанный в п. 3 комментария к ст. 123 ГПК).
2. Согласно правилу данной статьи те дела, где одной стороной в споре является районный (городской) суд, рассматривает соответственно Верховный Суд Республики Крым, областные и приравненные к ним суды. Однако подобное правило не установлено для тех случаев, когда одной стороной в споре являются сами областные и приравненные к ним суды. Здесь подсудность гражданского дела определяется Верховным Судом Украины, который в качестве суда первой инстанции, как представляется, должен определить другой областной суд.
Судья единолично рассматривает все гражданские дела, подведомственные суду. Дела но спорам об определении места жительства и отобрании ребенка, установлении отцовства, выселении в случае отмены решения, постановленного единолично судьей, рассматриваются в коллегиальном составе суда.
Если в деле соединены исковые требования, часть которых подлежит коллегиальному рассмотрению, дело рассматривается коллегиально.
В связи со сложностью дела суд кассационной или надзорной инстанции при отмене решения может направить на новое рассмотрение в коллегиальном составе суда также любое другое дело.
1. Комментируемая статья устанавливает правило о том, что все гражданские дела, подведомственные суду, рассматриваются судьями единолично.
2. Вместе с тем данная статья предусматривает два исключения из общего правила, когда дело по существу должно рассматриваться коллегиальным судом после отмены решения по этому делу, вынесенного судьей единолично. Первое зависит от категории дела, а второе — от усмотрения кассационного или надзорного суда, отменяющего решение.
Во-первых, после отмены единоличного решения судьи коллегиально рассматриваются дела по спорам об определении места жительства и отобрании ребенка, установлении отцовства и выселении.
Во-вторых, независимо от категории дела, а в связи со сложностью конкретного дела, суд кассационной или надзорной инстанции при отмене решения может направить любое дело на новое рассмотрение в коллегиальном составе. Поскольку «сложность дела» является понятием оценочным, то вышестоящий суд, отменяя решение, по своему усмотрению решает вопрос о необходимости коллегиального рассмотрения данного дела. Положительно этот вопрос может решаться, например, в случае повторной отмены единоличного решения судьи, отмены единоличного решения и кассационного определения по данному делу, многосубъектного состава участников спора и т.п.
3. Статья 7 ГПК и данная статья предусматривают новую классификацию подсудности — разделение ее на виды в зависимости от того, кто должен рассматривать данное дело: судья единолично или коллегиальный суд. По этому критерию подсудность может быть единоличной и коллегиальной.
4. Данная статья устанавливает также приоритет коллегиальной подсудности над единоличной: если в деле соединены исковые требования, часть которых подлежит коллегиальному рассмотрению, а другая — единоличному, дело рассматривается коллегиальным судом.
Иски предъявляются в суде по месту жительства ответчика. Иски к государственным предприятиям, учреждениям, организациям, колхозам, иным кооперативным организациям, их объединениям, другим общественным организациям, пользующимся правами юридического лица, предъявляются по месту нахождения их органа управления.
1. Комментируемая статья, а также статьи 126-131 ГПК, устанавливают правила территориальной подсудности, которая необходима в гражданском судопроизводстве для того, чтобы разделить подведомственные судам дела между отдельными судами внутри каждого звена судебной системы в зависимости от территории, на которую распространяется юрисдикция каждого из этих судов. Определить территориальную подсудность — это значит установить, в каком конкретно суде должно быть рассмотрено и разрешено данное гражданское дело. Эта подсудность определяет территориальную компетенцию каждого суда по разрешению гражданских дел.
Гражданское процессуальное законодательство различает несколько видов территориальной подсудности в зависимости от, места жительства сторон, характера спорного правоотношения, соглашения между сторонами,, наличия связи между делами. Такими видами подсудности, являются: общая территориальная подсудность, альтернативная, договорная, исключительная и подсудность по связи дел. Установление гражданским процессуальным законодательством данных видов подсудности означает в одних случаях предоставление сторонам льготы при выборе суда, а в других — создание суду и участникам дела наиболее благоприятных условий для разрешения гражданского деда.
2. Комментируемая статья устанавливает правила общие территориальной подсудности. Хотя процессуальное законодательство прямо не применяет такого понятия, но в судебной практике и юридической науке оно широко применяется, т.к. по правилам данной статьи рассматривается большинство гражданских дел.
3. В части первой статьи установлено правило, согласно которому иски предъявляются в суде по месту жительства ответчика. В соответствии со ст. 17 ГК Украины местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Поэтому местом жительства не считается место пребывания гражданина. Следовательно, иски к гражданам, отбывающим уголовное наказание, должны предъявляться не в суд по месту их пребывания, а в суд по месту их жительства.
4. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших пятнадцатилетнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительство их родителей (усыновителей) или опекунов (часть 2 статьи 17 ГК Украины). Иски к несовершеннолетним в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет предъявляются по общим правилам — в суд по месту их жительства. По правилам общей подсудности предъявляются также заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным (ст. 256 ГПК).
5. В соответствии с частью второй комментируемой статьи иски к государственным предприятиям, организациям, колхозам, иным кооперативным организациям, их объединениям, другим общественным организациям, пользующимся правами юридического лица, предъявляются в суд по месту нахождения их органа управления.
6. Место жительства гражданина или место нахождения органа юридического лица обязан указывать в исковом заявлении истец (ст. 137 ГПК).
Общая территориальная подсудность является гарантией защиты интересов ответчика. Это вполне оправдано, т.к. само по себе предъявление к нему иска еще не свидетельствует о том, что ответчик совершил гражданское правонарушение.
Иски о взыскании средств на содержание (алименты) и об установлении отцовства, иски рабочих и служащих, вытекающие из трудовых правоотношений, иски колхозников об оплате труда, иски, вытекающие из авторского права, права на открытие, изобретение, полезную модель, промышленный образец и рационализаторское предложение, могут предъявляться также по месту жительства истца.
Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также потерей кормильца, могут предъявляться истцом по его месту жительства или по месту причинения вреда.
Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, могут предъявляться истцом по месту его жительства или по месту нахождения ответчика.
Иски граждан, связанные с защитой их прав как потребителей товаров (работ, услуг), могут быть предъявлены по их выбору по месту своего жительства или по местонахождению ответчика, по месту причинения вреда или по месту выполнения договора.
Иски, вытекающие из деятельности филиала юридического липа, могут быть предъявлены также по месту нахождения филиала.
Иски к ответчику, место постоянного жительства которого неизвестно, предъявляются по месту нахождения его имущества, или по месту его временного жительства либо нахождения, или по последнему известному месту постоянного жительства либо постоянного занятия ответчика.
Иски к ответчику, не имеющему в Украине места жительства, могут быть предъявлены по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в Украине.
Место нахождения имущества и последнее известное место жительства или занятия ответчика должны быть в каждом случае достоверно установлены.
Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасение на море могут предъявляться также по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
Иски о расторжении брака с лицами, призванными в установленном порядке безвестно отсутствующими, недееспособными вследствие душевной болезни иди слабоумия, а также с лицами, осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет, могут предъявляться по месту жительства истца.
Иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца также в случае, если при нем находятся несовершеннолетние дети либо если ему во состоянию здоровья или по иным уважительным причинам выезд к месту жительства ответчика представляется затруднительным. По желанию супругов дело можно рассматривать по .месту жительства любого из них.
1. Комментируемая статья устанавливает правила подсудности по выбору истца — альтернативной подсудности. Существо этой подсудности в том, что она не исключает возможности обращения в суд по правилам общей подсудности, а напротив, наряду с этой устанавливает возможность обращаться в другой или другие суды, т-е. устанавливает альтернативу - возможность для истца выбирать один из двух или нескольких судов. Правила об этой подсудности не всегда одинаково разрешают вопрос об альтернативе.
2. Первая группа случаев выбора судов состоит в том, что в число судов, один из которых может выбирать истец, обязательно входит и суд по месту жительства истца. Сюда относятся правила, содержащиеся в частях 1-3, 5, 11, 12 данной статьи. Так, иски о взыскании алиментов, об установлении отцовства и взыскании алиментов, иски рабочих и служащих, вытекающие из трудовых правоотношений, иски колхозников к колхозам об оплате труда, иски, вытекающие из авторского прав, права на открытие, изобретение, полезную модель, промышленный образец и рационализаторское предложение могут предъявляться в суд по месту жительства ответчика (ст. 125 ГПК) либо в суд по месту жительства истца.
В ряде случаев истец может выбирать не один из двух, а один из трех судов. Так, в соответствии с частью второй данной статьи по делам по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также потерей кормильца, у истца есть право выбора одного суда из трех возможных: по месту жительства ответчика, по месту жительства истца и по месту причинения вреда.
Своеобразным в этой группе случаев является правило частя двенадцатой данной статьи, которая допускает предъявление иска о расторжении брака в суд по месту жительства истца и тогда, когда ему по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам выезд к месту жительства ответчика представляется затруднительным. Надо иметь в виду, что во всех предыдущих случаях суд избирался по усмотрению истца, а здесь истец может лишь проявить инициативу о рассмотрении дела в суде по месту своего жительства и представить документы, подтверждающие затруднительность выезда в суд по месту жительства ответчика. Окончательное решение о рассмотрении дела в суде по месту жительства истца в этом случае принимает судья, проверивший эти документы.
3. Вторая группа правил об альтернативной подсудности не предусматривает в качестве одного из возможных суда по месту жительства истца. К числу альтернативных судов закон относит суды по месту причинения вреда, по месту нахождения филиала юридического лица, по месту нахождения имущества ответчика, его временного жительства либо нахождения и др. (части 4, б, 7, 8 данной статьи).
Так, иски о возмещении вреда, причиненного имуществу граждан или юридических лиц, могут предъявляться в суд по месту жительства ответчика либо по месту причинения вреда (ч. 4 ст. 126 ГПК).
В соответствии с ч. 7 ст. 126 ГПК иски к ответчику, место постоянного жительства которого неизвестно, предъявляются по месту нахождения его имущества или по месту его временного жительства либо нахождения, или по последнему известному постоянному месту жительства либо постоянного занятия ответчика. В этом случае истец имеет право выбора одного из нескольких возможных судов. При этом закон вводит своеобразные категории: место временного жительства либо нахождения ответчика, постоянного занятия ответчика. То есть закон допускает предъявление иска по месту работы, учебы и т.д.
Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасение на море согласно ч. 10 ст. 12б ГПК могут предъявляться также и по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
4. По правилам альтернативной подсудности предъявляются также жалобы и заявления по отдельным категориям неисковых дел.
Иски, возникающие из договоров, в которых указано место : исполнения или исполнение которых по их особенностям возможно только в определенном месте, могут быть предъявлены по .месту исполнения.
1. Альтернативой является и подсудность, названная в ГПК подсудностью по месту исполнения договора. В соответствии со ст. 127 ГПК иски, возникающие из договоров, в которых указывается место исполнения договора или исполнение которых по их особенностям возможно только в определенном месте, могут быть предъявлены по месту исполнения договора или в соответствии со ст. 125 ГПК по месту нахождения ответчика или органа юридического лица, являющегося ответчиком. То есть и в данном случае, предусмотренном комментируемой статьей, у истца есть право выбора одного суда из двух, указанных в законе.
Право выбора подсудности между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
1. Комментируемая статья содержит правило, относящееся к статьям 126 и 127 ГПК. Из содержания этой статьи следует, что льготная альтернативная подсудность по перечисленным статьям и во всех иных случаях устанавливается для истца. О некоторых особенностях реализации истцом права выбора суда см. пункт 2 комментария к ст. 126 ГПК.
Сторонам предоставляется право установить договорную территориальную подсудность, кроме исков, предусмотренных статьей 130 настоящего Кодекса.
1. Комментируемая статья устанавливает правила договорной подсудности. Договорная подсудность предусматривает, что сторонам предоставляется право договором определить подсудность конкретного дела. К данному правилу примыкает и возможность для супругов по их желанию предъявить иск о расторжении брака по месту жительства любого из них. Но во всех случаях договором нельзя изменить родовую и исключительную подсудность.
2. Установление договорной подсудности направлено на обеспечение сторонам возможности самим определить суд, где с максимальным удобством может быть рассмотрено их дело. Соглашение о подсудности может совершаться как при заключении основного договора в качества одного из условий, так и при возникновении споров в связи с исполнением договора.
Иски о праве на строение, об исключении имущества из описи предъявляются по месту нахождения этого имущества или его основной части.
Иски о порядке пользования земельными участками рассматриваются районным (городским) судом но месту нахождения земельного участка.
Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту нахождения наследственного имущества или основной его части.
Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации, которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
1. Комментируемая статья устанавливает правила об исключительной подсудности. По ряду категорий гражданских дел гражданско-процессуальный закон устанавливает только один определенный суд, исключая другие. Ст. 130 ГПК устанавливает четыре случая исключительной подсудности.
2. Иски о праве на строение, об исключении имущества из описи предъявляются только в суд по месту нахождения этого имущества или основной его части. Иски о порядке пользования земельными участками предъявляются в суд по месту нахождения земельного участка. Это правило обусловлено тем, что при рассмотрении и разрешении этих дел часто бывает необходим осмотр на месте или другие проверочные действия.
3. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, предъявляются в суд по месту нахождения наследственного имущества или основной его части. Но если наследственное имущество уже принято наследниками, иски к ним предъявляются по правилам общей подсудности. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения управления транспортной организации. Это обусловлено тем, что дело должно рассматриваться там, где предъявлялась и рассматривалась претензия к перевозчику.
4. По правилам исключительной подсудности рассматривается ряд неисковых дел. Так, из числа дел, возникающих из административно-правовых отношений, по правилам исключительной подсудности рассматриваются: жалобы на неправильности в списках избирателей и в списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме, подаются в суд, в район деятельности которого входит избирательный участок (ст. 238 ГПК); в суд по месту нахождения соответствующей избирательной комиссии подаются жалобы на решения и действия избирательных комиссий (ст. 243');
жалобы на отказ в регистрации инициативной группы избирателей рассматривается судом по месту нахождения окружной избирательной комиссии (ст. 2436 ГПК); жалобы на действия должностного лица, ущемляющие права граждан, подаются в суд по месту работы должностного лица, чьи действия обжалуются (ст. 2484 ГПК); заявления о досрочном прекращении полномочий народного депутата Украины в случае невыполнения им требований о несовместимости депутатской деятельности с другими видами деятельности — в Киевский городской суд (ст. 24321 ГПК).
5. Дела особого производства также рассматриваются, как правило, в соответствии с требованиями исключительной подсудности. Так, заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным подаются в суд по месту жительства этого гражданина, а если он находится на излечении, то по месту нахождения лечебного заведения (ст. 258 ГПК), а также дела в порядке главы 31-Б.
В соответствии со ст. 261 ГПК дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются районным (городским) судом по месту жительства заявителя. Заявления об установлении неправильности записи в актах гражданского состояния подаются также в суд по месту жительства заявителя (ст. 267 ГПК). Судом по месту жительства заявителя рассматриваются и дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 272 ГПК). Дела о восстановлении прав на утраченные ценные бумаги на предъявителя рассматривают народные суды по месту нахождения учреждения, выдавшего эту ценную бумагу (ст. 276 ГПК). И, наконец, жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении подаются в суд по месту нахождения нотариальной конторы или другого органа либо должностного лица, совершившего нотариальное действие или отказавшегося его совершать (ст. 285 ГПК).
6. Исключительная подсудность установлена в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела, т.к. именно в указанных в законе судах это может быть осуществлено в силу нахождения в районе их деятельности основной массы доказательств.
Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется по месту жительства или по месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца.
Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суде по месту рассмотрения первоначального иска,
Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если не был заявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.
1. Данная статья устанавливает правила о подсудности по связи дел. Этот вид территориальной подсудности установлен гражданско-процессуальным законодательством с целью создания лучших условий для выяснения действительных взаимоотношений сторон, обеспечения процессуальной экономии в результате сосредоточения фактического и доказательственного материала в одном суде. Статья 131 ГПК предусматривает только один случай этой подсудности: встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в суде по месту рассмотрения первоначального иска.
2. Часть 1 этой статьи содержит правило об одном из случаев альтернативной подсудности, а часть 3 является отсылочным правилом. Вместе с тем в этой статье надо было бы закрепить следующее правило: иск третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, предъявляется в суд, рассматривающий спор между сторонами.
Если судья признает, что дело данному суду ее подсудно, он возвращает истцу для подачи в надлежащие суд его исковое заявление со всеми приложениями к нему вместе с мотивированным определением о причинах непринятия искового заявления.
На определение о непринятии искового заявления по мотивам неподсудности может быть подана жалоба, внесено частное представление.
Если исковое заявление прислано в суд по почте или если его неподсудность данному суду обнаружена не при приеме его, судья должен немедленно уведомить об этом истца и переслать заявление вместе со своим мотивированным определением надлежащему суду по истечении срока на подачу жалобы, внесение представления на это определение, а в случае подачи жалобы, представления — после постановления определения об оставлении жалобы, представления без удовлетворения.
Запрещается передавать в другой суд дела, начатые рассмотрением по существу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса.
1. В соответствии с п. 7 ст. 13б ГПК неподсудность заявления является основанием к отказу в его принятии. Нарушение заявителем правил о подсудности является свидетельством несоблюдения порядка подачи заявления.
2. Если нарушение правил о подсудности выявлено судьей в момент подачи заявления, то судья выносит мотивированное определение об отказе в принятии заявления, в котором необходимо указать тот суд, куда может обратиться заявитель. Определение судьи об отказе в принятии заявления может быть обжаловано заявителем, на него может быть также внесено частное представление прокурора, поскольку такое определение препятствует осуществлению права на возбуждение дела (ст. 323 ГПК).
3. В том случае, когда заявление поступило в суд почтой или когда подсудность выявлена не при приеме его, судья должен немедленно уведомить об этом истца и переслать заявление вместе с мотивированным определением об отказе о его принятии надлежащему суду по истечении срока обжалования (внесения представления). Если данное определение обжаловано истцом или на него внесено частное представление прокурора, то заявление в надлежащий суд пересылается после вынесения определения кассационного суда об оставления жалобы, представления без удовлетворения.
4. По общему правилу (за исключением случаев, указанных в ст. 133 ГПК) запрещается передавать в другой суд дела, начатые рассмотрением по существу в данном суде.
Председатель Верховного Суда Украины, его заместители, а также председатель Верховного Суда Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов, военного суда региона, Военно-Морских Сил имеют право в пределах своей компетенции ко ходатайству сторон и других лиц, принимающих участие в деле, по заявлению прокурора или по собственной инициативе истребовать любое гражданское дело, имеющееся в производстве того или иного суда, и передать его на рассмотрение в другой суд Украины.
Суд, в производстве которого находится дело, с соблюдением порядка, установленного частью третьей статьи 132 настоящего Кодекса, может передать дело на рассмотрение другого суда:
1) если суд признает; что данный иск по обстоятельствам дела может быть с большим удобством разрешен по месту производства главнейших действий, подлежащих проверке, или вообще в другом суде, а не в суде, избранном истцом;
2) если просьба ответчика, место жительства которого не было известно; о передаче дела по месту его действительного проживания будет признана заслуживающей удовлетворения.
Если по устранении судьи замена его в данном суде невозможна, дело направляется в Верховный Суд Республики Крым, областной, Киевский или Севастопольский городской суд, военный суд региона, Военно-Морских Сил для передачи на рассмотрение другому суду.
1. Комментируемая статья устанавливает основания и порядок передачи дела из одного суда в другой в пределах Украины.
По общему правилу запрещается передавать в другой суд дела, начатые рассмотрением по существу. Однако процессуальное законодательство допускает в отдельных случаях передачу дела в другой суд и тогда, и когда в момент предъявления иска (подачи заявления) правила о подсудности не были нарушены. Все эти случаи по субъективному признаку можно разделить на две группы.
Во-первых, передачу дела из одного суда в другой суд Украины могут осуществлять Председатель Верховного Суда, его заместители, а также председатель Верховного Суда Республики Крым, областного. Киевского и Севастопольского городских судов по ходатайству сторон и других лиц, участвующих в деле, а также по собственной инициативе. В этом случае возможно изменение не только территориальной, но и родовой подсудности, например передача дела из производства районного суда в производство областного суда.
Во-вторых, передачу дела другому суду может осуществлять в трех случаях и суд, в производстве которого находится данное дело:
1) если суд признает, что данный иск по обстоятельствам дела может быть с большим удобством разрешен по месту производства главнейших событий, подлежащих проверке, или вообще в другом суде, а не в суде, избранном истцом; 2) если просьба ответчика, место жительства которого в момент предъявления иска не было известно, о передаче дела по месту его действительного проживания будет признана заслуживающей удовлетворения. И в первом, и во втором случаях вопрос об изменении подсудности разрешается по усмотрению суда, но в первом случае суд руководствуется соображениями удобства рассмотрения дела, а во втором — необходимостью обеспечения ответчику гарантий защиты его прав;
3) если в районном народном суде избрано недостаточное количество судей для обеспечения коллегиального рассмотрения, дело передается для рассмотрения в межрайонный (окружной) суд (ст. 21 ' Закона «О судоустройстве Украинской ССР»).
2. Пленум Верховного Суда Украины обращает внимание судов на то, что исходя из характера предоставленных законом полномочий, указанные в ч. 1 ст. 133 ГПК лица вправе в пределах своей компетенции передать на рассмотрение в иной суд как любое гражданское дело, так и заявление о возбуждении гражданского дела.
Дело, направленное из одного суда в другой в порядке, предусмотренном статьей 133 Настоящего Кодекса, должно быть принято к рассмотрению судом, которому оно направлено.Пререкания между судами о подсудности не допускаются»
1. Комментируемая статья устанавливает правило о недопустимости пререканий о подсудности. Дело, направленное из одного суда в другой в порядке ст. 133 ГПК, должно быть принято судом, которому оно направлено. Пререкания о подсудности между судами согласно комментируемой статье не допускаются. Это означает, что суд не вправе отказать в принятии направленного ему дела. Если суд считает, что дело направлено ему в нарушение закона или необоснованно, он может сообщить об этом вышестоящему суду.
Составление протоколов и их содержание.
О каждом судебном заседании и отдельном судебном действии, совершенном вне заседания, составляется протокол. В протоколе судебного заседания указывается:
1) год, месяц, число и место, а также время начала судебного заседания;
2) наименование и состав суда;
3) фамилии секретаря, прокурора, сторон и других лиц, участвующих в деле, представителя общественной организации или трудового коллектива, свидетелей, эксперта и переводчика;
4) рассматриваемое дело;
5) сведения о вручении повесток, неявка вызванных в суд сторон и других лиц, участвующих в деле, свидетелей, эксперта, переводчика;
6) все распоряжения председательствующего;
7) разъяснение судом сторонам и другим лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, в частности права заявлять отводы, а также разъяснение представителю общественной организации или трудового коллектива его процессуальных прав (статья 161 настоящего Кодекса);
8) заявления и ходатайства сторон и других лиц, участвующих в деле, .а также представителя общественной организации или трудового коллектива;
9) основное содержание объяснений сторон и других лиц, участвующих в деле, мнение общественной организации или трудового коллектива, изложенное их представителем, а также показания свидетелей, устное разъяснение экспертом своего заключения и ответы на поставленные ему дополнительные вопросы;
10) представленные в судебном заседании письменные и вещественные доказательства, их осмотр, а если эти доказательства не прилагаются к делу — номер, дата, содержание письменных доказательств, а также признаки и свойства вещественных доказательств;
11) определения суда, постановленные во время рассмотрения дела без удаления в совещательную комнату;
12) содержание судебных прений;
13) исключен;
14) о провозглашении решения;
15) время окончания судебного заседания по данному делу.
1. Комментируемая статья обязывает суд составлять протокол о каждом судебном заседании и о каждом отдельном процессуальном действии, совершенном вне заседания. Поэтому протокол является одним из важнейших процессуальных документов. Проверяя дело в кассационном и надзорном порядке, вышестоящие суды в значительной степени именно по протоколу могут определить степень полноты судебного разбирательства и сделать вывод об обоснованности и законности судебного решения. Между тем многие суды недооценивают значение протоколов судебного заседания, составляют их излишне кратко и небрежно, и, следовательно, закладывают возможность упрека со стороны вышестоящего суда в неполноте судебного разбирательства.
2.С учетом такого значения протокола судебного заседания для рассматриваемого дела данная статья очень подробно регламентирует его содержание. Пункты 1 и 15 данной статьи имеют существенное значение для проверки соблюдения сроков рассмотрения дела. Весьма важным является пункт 5 данной статьи, т.к. при проверке решения по делу вывод о законности и обоснованности решения зависит часто от того, всех ли необходимых по данному делу участников привлек к рассмотрению дела данный суд.
Разъяснение процессуальных прав участникам дела и заявленные ими ходатайства должны четко отражаться в протоколе, что может исключить упрек со стороны вышестоящего суда о нарушении субъективных прав участников процесса.
Особо важным является подробное отражение в протоколе такой части судебного заседания, как рассмотрение дела по существу. Именно по этой части в большей степени и можно сделать вывод о полноте судебного разбирательства по каждому гражданскому делу, а значит и по обоснованности и законности судебного решения по делу.
Порядок составления и оформления протоколов
Протоколы судебного заседания ведет секретарь. По сложному делу протокол судебного заседания должен бить окончательно оформлен и подписан в течение трех дней после окончания судебного заседания.
Протоколы подписывают председатель судебного заседания и секретарь.
1. В соответствии с данной статьей протокол судебного заседания ведет секретарь. Поэтому его качество зависит прежде всего от квалификации секретаря судебного заседания. Судьи должны оказывать помощь секретарям в изучении действующего права, особенно в той его части, которая регулирует судебное разбирательство гражданских дел. Надлежащее качество протокола зависит также от умения председательствующего так проводить судебное заседание, чтобы его ход был понятен секретарю и чтобы секретарь успевал фиксировать все процессуальные действия.
По сложным делам закон допускает возможность окончательного оформления и подписания протокола в течение трех дней.
2. Протокол подписывают председательствующий в судебном заседании и секретарь. В тексте протокола могут быть и подписи лиц, участвующих в деле, других участников процесса (сторон — под условиями мирового соглашения, эксперта — под зафиксированными в протоколе его ответами на вопросы и т.д.).
В протоколе судебного заседания не должно быть исправлений, подчисток, и т.п., он должен быть написан грамотным языком.
Замечания на протокол
Стороны и другие лица, участвующие в деле имеют право ознакомиться с протоколом судебного заседания и в течении трех дней после подписания протокола додать свои замечания на допущенные в протоколе неправильности или неполноту протокола.
1. Важным процессуальным правом сторон в соответствии с данной статьей является их право ознакомиться с протоколом судебного заседания и в течение трех дней с момента его подписания принести замечания на неточности или неполноту протокола.
2. Замечания на протокол подаются в форме заявления. Если лицом, подающим замечания на протокол, пропущен трехдневный срок, то замечания на протокол прилагаются к заявлению о восстановлении пропущенного срока. Вопрос о восстановлении срока в этом случае разрешается по общим правилам гражданского судопроизводства (см. комментарий к ст. 89 ГПК).
Рассмотрение замечаний на протокол
Председательствующий рассматривает замечания на протокол и, в случае согласия с замечаниями, удостоверяет их правильность.
В случае несогласия председательствующего с поданными замечаниями они вносятся на рассмотрение судебного заседания в том же составе суда, который рассматривал дело, а если это невозможно, замечания рассматриваются судом, в составе которого должны быть двое из судей, принимавших участие в рассмотрении дела. В необходимых случаях вызываются лица, подавшие замечания на протокол. Рассмотрев замечания, суд постановляет определение, которым удовлетворяет правильность замечаний или отклоняет их. В случае пропуска срока для подачи замечании председательствующий оставляет их бег рассмотрения, если не найдет оснований для восстановления срока. Если дела рассматривалось судьей единолично, он рассматривает замечания на протокол единолично. Замечания на протокол во всех случаях приобщаются к делу.
Замечания на протокол должны быть рассмотрены в течении пяти дней со дня их подачи.
1. Данная статья определяет порядок и сроки рассмотрения замечаний на протокол. Этот порядок зависит от того, единолично или коллегиально рассматривалось дело по существу.
2. При единоличном рассмотрении дела замечания на протокол рассматриваются также единолично тем судьей, который по существу рассматривал данное дело. Если он соглашается с замечаниями, то удостоверяет их правильность и, напротив, если не согласен, то отклоняет их. В том и в другом случае определение судьи и замечания приобщаются к делу.
3. Если дело рассматривалось коллегиальным судом, то первоначально вопрос о замечаниях на протокол разрешает председательствующий. В случае согласия с замечаниями он своей резолюцией удостоверяет их правильность и приобщает к делу. Если он не согласен с замечаниями, то вопрос о замечаниях выносится на рассмотрение коллегиального суда. Это должен быть тот же состав суда ила хотя бы двое судей из того же состава, который рассматривал данное дело. В судебном заседании могут вызываться и лица, подавшие замечания на протокол. По итогам рассмотрения суд постановляет определение, которым удостоверяет правильность замечаний на протокол либо отклоняет их. Но в том и в другом случае определение суда вместе с замечаниями на протокол приобщаются к делу.
4. Данная статья устанавливает пятидневный срок как для единоличного, так и для коллегиального рассмотрения замечаний на протокол судебного заседания