Судебное разбирательство по административным делам

Введение.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации. Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями. Это право становится регулируемым законом, юридическим правом.
Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства.
Гражданское судопроизводство подразделяется на три вида : исковое, особое и производство по делам , возникающим из административно-правовых отношений.
Развитие законодательства России показало, что название третьего из перечисленных видов судопроизводства носит до некоторой степени условный характер.
Условность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства ( гл.22-25 ГПК ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений.


Судопроизводство по жалобам на постановления органов внутренних дел.


Суды рассматривают дела по жалобам в случаях, предусмотренных законом. Такие случаи перечисляются в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.( КоАП). В пп.1,2,3 ст. 267 КоАП говорится об обжаловании гражданином постановления об административном правонарушении в районный суд, а именно постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации, решения сельской администрации, поселковой администрации, постановления иного органа ( должностного лица ) ( органа внутренних дел) о наложении административного взыскания в виде штрафа и о наложении другого административного взыскания, в п.4 постановления органа внутренних дел ( должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, - в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу).
Судьи районных судов согласно ст.194, 202 и 202 прим . КоАП уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания в виде исправительных работ и административного ареста ( ст.31,32 КоАП). Поэтому необходимо отличать две правовые ситуации :
- ситуацию, когда судья единолично применяет административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ или ареста за административное правонарушение в соответствии со ст. 202 и 202 прим. ГПК ;
- ситуацию, когда судья единолично рассматривает гражданское дело, но по правилам, предусмотренным главой 24 (ст.236 – 239 ГПК).
- Гражданское дело возникает тогда, когда иные органы ( должностные лица ) , а не судьи согласно правилам о подведомственности дел об административных правонарушениях, рассмотрели и вынесли постановление о наложении административного взыскания. В главе 15 КоАП приведены названия 33 органов государства, должностные лица которых имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и постановления которых можно обжаловать в суд для проверки их законности в порядке гражданского судопроизводства. В п.5 ст.194 гл.15 КоАП указаны органы внутренних дел. В главе 16 ст.203 обозначена подведомственность дел об административных правонарушениях которые могут рассматривать органы внутренних дел.
Данный вид судопроизводства не был предусмотрен в ГПК 1923 г., и производство по делам, связанным с судебным обжалованием административных взысканий в виде штрафов, было регламентировано в ГПК РСФСР 1964 г. Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких дел был необходим, поскольку судебное обжалование постановлений о наложении штрафа было предусмотрено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке « и в ст. 21-25 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».


Подача жалобы.
В течении десяти дней со дня вручения гражданам и должностным лицам объявления постановления о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке они вправе обжаловать соответствующие действия в суд по месту жительства.
Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления происходит в соответствии со ст.26 КоАП. Копия постановления в течении трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
Порядок вручения копии постановления определяет исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в суд. Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок обращения исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении. Если же копия постановления высылается по почте, то десятидневный срок следует исчислять с момента вручения копии постановления гражданину почтой.
Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 14 апреля 1988 г. « О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях"»( пп. 3, 5) в редакции Постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г. разъяснил судам, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения взыскания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения в суд по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.
Обратиться с жалобой в суд вправе не только лица, привлеченные к административной ответственности ( ст.247 КоАП), но и потерпевший ( ст.248 КоАП), законные представители (ст.249 КоАП), представители в лице адвоката при наличии полномочий, удостоверенных ордером юридической консультации ( ст. 250 КоАП), другие представители при наличии доверенности.
Жалоба должна соответствовать требованиям ст. 126 ГПК и содержать сведения, необходимые для своевременного и правильного ее разрешения, а именно : фамилия, имя, отчество лица, обращающегося в суд, и его адрес; наименование органа ( должностного лица ), постановление которого обжалуется; дата его вынесения и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы жалобы.
В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, установив, что представленных доказательств недостаточно, вправе предложить той и другой стороне представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств затруднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица истребует письменные либо вещественные доказательства.
В соответствии со ст. 270 КоАП подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган, осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Рассмотрение жалобы.
Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок. Заявитель и государственный орган или должностное лицо извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не служит препятствием для разрешения дела.
При рассмотрении дела суд обязан проверить правильность действий государственного органа или должностного лица и установить следующее : производится ли взыскание на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом; был ли соблюден установленный порядок привлечения лица, к которому предъявлено требование, к выполнению возложенной на него обязанности; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством установлена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в совершении этого нарушения; не превышает ли наложенный штраф установленный предельный размер; учтены ли при определении размера штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного и его имущественное положение; не истекли ли сроки давности для наложения и взыскания штрафа.
Специфическими нормами, определяющими особенности рассмотрения дел по обжалованию административных взысканий, являются:
1. норма о сокращенном по сравнению с большинством исковых дел сроке ( ч.4 ст.99 ГПК), а именно: десятидневном сроке рассмотрения жалобы;
2. возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и должностного лица либо представителя органа, принявшего постановление об административном взыскании.

Верховный Суд РСФСР разъяснил, что с учетом действия принципа законности суду необходимо тщательно исследовать обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности его совершившего.
Если при рассмотрении жалобы в судебном заседании выяснится, что на основании постановления о наложении административного взыскания выдан исполнительный лист, произведена опись имущества, т.е. производится исполнение, то суд обязан проверить: правильно ли проведена опись имущества, не нарушено ли, в частности, приложение №1 к ГПК, содержащее перечень видов имущества граждан, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.

Решение суда по жалобе.
Предметом судебного решения является законность или , наоборот, незаконность привлечения гражданина к административной ответственности и применения к нему меры административного взыскания.
Сущность судебного решения по рассматриваемым делам раскрыта в п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР №4 от 14 апреля 1988 г. В случае признания необоснованным привлечения заявителя к административной ответственности, говорится в Постановлении Пленума, за отсутствием состава и события административного правонарушения, а также иных перечисленных в ст. 227 КоАП обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, суд выносит решение об отмене постановления и прекращении дела об административном правонарушении. Если действия административного органа ( должностного лица) по при- менению административного взыскания являются законными и обоснованными, суд оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. Суд вправе изменить меру взыскания, учитывая при этом характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, им- ущественное положение, обстоятельства, смягчающие ответственность, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
Установив, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено органом ( должностным лицом), неправомочным решить данное дело, суд своим решением отменяет постановление, а дело об административном правонарушении, если не истекли сроки наложения административного взыскания, направляет на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).
Отмена постановления с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же орган ( должностному лицу), возможна, в частности, в случае, если суд, рассматривая дело по жалобе потерпевшего, придет к выводу о мягкости примененного в отношении нарушителя административного взыскания либо о необоснованности вынесения постановления о прекращении производства по делу, однако при условии, если не истекли сроки наложения административного взыскания.



Задача.

Жукова обратилась в суд с иском о взыскании алиментов на содержание дочери.
Ответчик Жуков предъявил встречный иск о разделе жилого дома, так как он полагал, что стоимость части дома, принадлежащего ему, соответствует сумме причитающихся платежей на содержание дочери. Во время судебного разбирательства стороны пришли к соглашению, которое заключалось в том, что Жукова отказывается от взыскания алиментов, а ответчик Жуков от раздела жилого дома. Суд утвердил мировое соглашение.
Назовите основания предъявления встречного иска. Правильно ли поступил суд ?

Спорное материально-правовое требование одного лица к другому, подлежащее рассмотрению в определенном процессуальном порядке , называется иском.
Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает материально-правовое требование к ответчику.
Закон предоставляет в равной мере одинаковые возможности для защиты своих прав обеим сторонам процесса. Основными средствами защиты ответчика против предъявленного иска служат возражения. Согласно закону ответчик вправе до вынесения решения судом предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Встречный иск – это материально-правовое требование ответчика к истцу, заявленное для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявляя встречный иск, ответчик добивается отклонения требований истца либо зачета своих требований.
Судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству, разъясняя сторонам их процессуальные права и обязанности, должен назвать среди них право предъявления встречного иска ( п.2 ст. 142 ГПК ). В соответствии со ст.121 ГПК встречный иск независимо от его подсудности принимается для его совместного рассмотрения в суде по месту предъявления первоначального иска. Закон предусматривает определенные условия принятия встречного иска к производству суда вместе с первоначально предъявленным исковым требованием в случаях, если :
1. встречное требование направлено к зачету первоначального требования ;
2. удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворения первоначального иска;
3. между встречным и первоначальным иском имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению споров.
Для принятия встречного иска достаточно одного из условий, предусмотренных законом.

В приведенной задаче основанием предъявления встречного иска служит материально-правовое требование Жукова к зачету первоначального иска исходя их того , что стоимость части дома , после раздела будет соответствовать сумме его алиментных обязательств по содержанию дочери.
Судом в удовлетворении встречного иска Жукова должно быть отказано, так как согласно п.1 ст.116 Семейного кодекса РФ от 08.12.1995 г.( с изменениями и дополнениями от 15.11.1997.г и 27.06.1998г.) «Алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями».1
Алименты представляют собой важный источник существования детей и других нетрудоспособных членов семьи, поэтому требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь ( ст.419 ГПК). По причине строгого целевого назначения алименты в соответствии с п.1 .ст.116 СК РФ не могут быть зачтены по другим встречным требованиям должника.
При заключении мирового соглашения между Жуковой и Жуковым суд поступил не правильно, так как он должен был проверить , не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение закону, не нарушает ли оно права и охраняемые законом интересы других лиц. При наличии указанных обстоятельств суд должен отказать в утверждении мирового соглашения. В данном случае были нарушены права дочери Жуковых. Согласно п.1 ст.60 СК РФ «Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса».Жуков не может быть освобожден от уплаты задолженности по алиментам, согласно п.1 ст.114 СК РФ «Освобождение от уплаты задолженности по алиментам или уменьшение этой задолженности при уплате алиментов по соглашению сторон возможно по согласию сторон, за исключением случаев уплаты алиментов на несовершеннолетних детей».2




Список литературы.
1. Конституция Российской Федерации. Комментарий М. 1993г.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации . Комментарий. М. «Норма» 2001 г.
3. Семейный Кодекс Российской Федерации .08.12.1995 г. с изменениями и дополнениями от 15.11.1997 г. и 27.06.1998 г.// Сборник законодательства Российской Федерации.
4. Семейный Кодекс Российской Федерации. Комментарий.М.»Норма» 1998 г.
5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Комментарий. М.»Норма» 2001 г.
6. М.К. Треушников.Гражданский процесс. Учебник.м.»Городец».2000 г.
7. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР.Комментарий .»Бек» М.2000
8.Д.Н. Бахрах, Административно-правовой статус граждан в России. Учебное пособие.Издательство "Пятая среда", Екатеринбург, 1998 г.
9.Д.Н. Бахрах, Административное право. Учебник.Издательство "БЕК", Москва, 1996 г.
10. Гражданское процессуальное право России. Учебник. Москва «Былина» 98г
11. Гражданский процесс. Учебник. Москва «Проспект» 1997г.

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 г.//Сборник законодательства Российской Федерации
2 Семейный Кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 г //Сборник законодательства Рф