Система и виды наказаний

Введение
В настоящее время право как регулятор общественных отношений играет все большую и большую роль, особенно после отказа от нигилистических воззрений в этой области и начала построения правового государства. Уголовное законодательство - это цепной пес современного общества, который охраняет, защищает, обеспечивает реализацию правовых отношений. Оно способствует тому, чтобы общественные регуляторы работали нормально, были наполнены реальным содержанием и справедливо карает каждого правонарушителя, принуждая его к соблюдению установленных общеобязательных правил поведения.
Вопрос о системе наказаний, возможных мерах государственного принуждения, в этой связи, представляется одним из наиболее важных. За последние годы, в процессе реформы уголовного законодательства, появились новые виды наказаний, некоторые из них (например, ограничение по военной службе) уже применяются, некоторые (арест, ограничение свободы) только планируется применять в ближайшем будущем, хотя они уже присутствуют в тексте уголовного закона. Назначение, сущность, различные аспекты некоторых наказаний были изменены. Иные виды уголовных наказаний (высылка, ссылка) были исключены еще в начале правовой реформы. Существенно сужены рамки применения высшей меры наказания - смертной казни через расстрел.
В литературе данная тема, в целом, была изучена достаточно хорошо, что связано, в первую очередь, с тем, что система и виды наказаний, в том или ином виде, существовали во всех уголовных законах, хотя и были наполнены различным содержанием. Одновременно, как следует из приведенных выше обстоятельств, значительная часть работ, как монографий, так и учебников, устарела в большей или меньшей степени. Ниже будет показано, что очень немного наказаний не претерпело существенных изменений после принятия нового Уголовного кодекса. При этом, следует учитывать, что судебная практика по вновь добавленным видам уголовно-правовой ответственности либо пока вовсе отсутствует (ограничение свободы, обязательные работы, арест), либо еще не осмыслена и не подытожена (например, ограничение по военной службе). Еще должным образом не изучено смещение акцентов с более тяжких видов наказания, связанных с ограничением свободы к более мягким с одной стороны, и наблюдающаяся уже полтора десятилетия тенденция к увеличению средних сроков лишения свободы, с другой.
Все это свидетельствует о том, что необходимы новые теоретические правовые исследования в области системы и видов наказаний. Настоящая работа представляет собой одну из попыток проведения такого исследования и сравнительно-правового анализа с целью более точного и глубокого уяснения смысла и различных аспектов системы и видов наказания.
Необходимо учитывать, что работа по реформированию уголовного законодательства должна вестись постоянно, а в настоящий момент она просто переживает очень активную фазу. Сразу после введения в действие Уголовного кодекса специалисты обнаружили в нем очень много недостатков и пробельностей. Как следствие этого, встал вопрос о внесении изменений и дополнений в текст закона, который постепенно решается Федеральным Собранием. В работе подчеркнуты некоторые положения, которые могут подвергнуться расширительному толкованию или быть изменены в ближайшее время.
При выполнении настоящей работы автор пользовался следующими источниками: действующее уголовное законодательство Российской Федерации (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс), законодательство РСФСР советского периода (УК РСФСР 1961 года, Основы уголовного законодательства СССР 1958 года, другие нормативно-правовые акты), судебной практикой, обзорами практики, издаваемыми Верховным Судом РФ, комментариями к Уголовному кодексу, научной литературой, изучающей дореволюционное законодательство, монографиями различных авторов по вопросам системы и видов наказания, журналами "Государство и право", "Вестник Верховного Суда СССР", "Российская юстиция" и другими нормативно-правовыми актами и юридической литературой.

1. Система наказаний в уголовном праве РФ
1.1 Понятие системы наказаний в теории уголовного права
Если мы обратим свое внимание на историю уголовного права, то станет очевидно, что даже в самых первых памятниках права (Законы Ману, Законы царя Хаммурапи и т.п.) можно выделить определенную систему наказаний, хотя авторы этих сводов законов не знали такого понятия и не пытались составить строго определенный перечень возможных видов наказаний. Из этого можно сделать вывод, что система наказаний объективно существует независимо от степени ее формальной определенности в источнике уголовного права и теоретического обоснования в юридической науке.
Вопрос об определении системы наказаний является, наверное, единственным в данной области, который не вызывает сколько-нибудь серьезных разногласий у теоретиков уголовного парв. Под системой наказания обычно понимают установленный в уголовном законе исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, расположенных в определенной последовательности с учетом их сравнительной тяжести1.
Разумеется, в связи с изменением характера, сущности общественных отношений в нашей стране, представлений о необходимости или, наоборот, ненужности различных видов наказаний, гуманности и справедливости, система наказаний в отечественном уголовном праве на протяжении веков претерпевала различные изменения, которые и будут вкратце рассмотрены ниже.
1.2. История и эволюция системы наказаний в советский период
Первый отечественный исторический источник уголовного права - "Русская правда", предусматривала несколько видов юридической ответственности - штраф (вира), конфискацию имущества и выдачу преступника в рабство вместе с семьей ("поток и разграбление"), смертная казнь. Имеющая значительное количество пережитков родового строя, "Русская Правда", тем не менее, имела огромное значение как первый систематизированный сборник законодательства на территории нашей Родины. Впоследствии (уже в следующих редакциях самой "Русской Правды") система наказаний пополнялась новыми видами, как правило, заимствованных из византийских обычаев, очень жестоких и архаичных.
Впервые же в четко сформулированном виде система наказаний предстала в Соборном Уложении 1649 года, принятом Земским собором. Для нее были характерны индивидуализация наказания (то есть, нераспространение карательных мер на родственников преступника), его сословный характер (различные виды и мера государственного принуждения для представителей разных сословий), неопределенность в установлении наказания (возможность судебных органов или царя определять меру наказания), чрезмерная жестокость (примерно в шестидесяти случаях предусматривалось применение смертной казни, различные средневековые методы квалифицированных казней, многочисленные увечащие наказания и т.п.).
На протяжении более двухсот лет эта система изменялась и совершенствовалась, пока во времена Александра II не была изменена вся судебная система. Некоторые виды наказаний, преимущественно средневековые, исчезали, например, заливание горла металлом для фальшивомонетчиков, некоторые появлялись, например, гражданская казнь. В целом, к Октябрьской революции Российская империя имела достаточно развитое уголовное законодательство, хорошо отлаженную машину правосудия, не лишенную, впрочем некоторых феодальных и сословных пережитков и определенной предвзятости судей.
После революции большевики, пришедшие к власти, начали решительное реформирование всей правовой системы. Разумеется, при этом не могло не измениться уголовное право в общем, и система и виды наказаний в частности. Была даже попытка убрать сам термин "наказание", заменив его на "меры социальной защиты судебно-исправительного характера", однако последнее словосочетание использовалось недолго.
В первых нормативных актах по уголовному праву сохранялись наказания в виде лишения свободы, конфискации имущества и некоторые другие, использовавшиеся и в царской России. Одновременно использовались и наказания, вызванные к жизни новыми социальными условиями.
Руководящие начала по уголовному права РСФСР 1919 года ввели ряд "примерных видов" наказания, располагая их от наименее тяжкого до наиболее строгого: внушение, общественное порицание, принуждение к действию (пройти курс обучения, "перековки"), объявление бойкота, исключение из объединения на время или навсегда, возмещение причиненного ущерба, отрешение от должности, запрещение занимать ту или иную должность, исполнять работу, конфискация имущества, лишение политических прав, объявление врагом народа или революции, лишение свободы на определенный или неопределенный срок до наступления известного события, объявление вне закона, расстрел. Кроме того, можно было различные виды наказания.
УК РСФСР 1922 года в ст.32 устанавливал следующий перечень наказаний, на этот раз исчерпывающий: изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить причиненный вред и, наконец, расстрел, предусмотренный ст. 33 УК.
Этот же Уголовный кодекс различал наказания в собственном смысле слова и меры социальной защиты, к которым относились помещение в учреждение для умственно или морально дефективных, принудительное лечение, удаление из местности проживания (высылка) и запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Эти меры социальной защиты были дополнены и классифицированы в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 года на меры судебно-исправительного характера, медицинского и медико-педагогического характера. По своей сущности они принципиально отличались от наказания.
Перечень наказаний, предусмотренных Основными началами 1924 года неоднократной дополнялся. Так, в 1936 году судам было предоставлено право применять к лицам, совершившим наиболее опасные преступления, лишение свободы в виде заключения в тюрьму.
Основные начала характеризовались системой наказаний, сложившийся в условиях жесткой репрессивной политики (которая началась отнюдь не в 1937, а непосредственно в 1917 году), культа личности и классовой борьбы и не могла отвечать новым требованиям, сложившимся после смерти Сталина. Поэтому в 1958 году были приняты новые Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, которые внесли в нее существенные изменения. Так, из нее были исключены объявление врагом трудящихся, удаление из пределов СССР, лишение избирательных прав. После этого система наказаний включала в себя следующие виды (ст.21): лишение свободы, ссылка, высылка, лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание, конфискация имущества, лишение воинского или специального звания. Для военнослужащих предусматривалось также заключение в дисциплинарный батальон. Смертная казнь как исключительная мера наказания предусматривалась вне системы наказаний. Основы 1958 года предусматривали для республик возможность устанавливать иные виды наказания. В Уголовном кодекс РСФСР 1961 года, кроме уже перечисленных видов, предусмотрены были также увольнение от должности и возложение обязанности загладить причиненный вред (пп. 5,6 ч.1 ст. 21).
Ситуация с применением смертной казни (высшей меры наказания) в советский период более подробно рассмотрена ниже, в разделе, посвященном соответствующему виду наказания.
Таким образом, уголовной законодательство содержит точный и исчерпывающий перечень видов наказаний, которые суд может назначить лицу, совершившему преступление. Применение наказаний, не предусмотренных уголовным законом, недопустимо.
Основные принципы и цели наказания были заложены еще в советский период и в настоящее время в теории уголовного права не произошло в это направлении серьезных изменений, чего нельзя сказать о системе и отдельных видах наказаний.
1.3. Современное состояние системы наказаний
Формирование новой системы наказаний в отечественном уголовном праве было, в основном, завершено с принятием нового Уголовного Кодекса Российской Федерации, вступившего в действие 1 января 1997 года.
В кодексе достаточно много новелл, изменений и дополнений. Значительная часть из них касается и системы и видов наказаний. Так, еще в 1993 году были исключены и соответственно не вошли в новый кодекс такие виды наказаний как ссылка и высылка. Изменена вся последовательность системы наказаний - теперь первыми в списке следуют не смертная казнь (которая ранее в общий перечень наказаний включена не была, но фактически открывала систему наказаний статьей 23 УК РСФСР) и лишение свободы, а штраф и другие, более мягкие виды наказаний. По мнению некоторых теоретиков, такое построение перечня будет ориентировать суды на применение более мягкого вида наказания2.
Отменены такие виды наказаний как увольнение от должности (по нашему мнению, его более гибко и точно заменяет запрещение занимать определенные должности), общественное порицание (которое следовало бы отнести скорее к мерам общественного воздействия, а не уголовного наказания, судами оно применялось очень редко), возложение обязанности загладить причиненный вред (как вид наказания намного удобнее использовать штраф, а для возмещения нанесенного ущерба использовать гражданско-правовые методы, что уже и практиковалось ранее). В то же самое время старое законодательство не знало таких видов наказания как обязательные работы (ст. 49 УК), ограничение по военной службе (ст. 51 УК), ограничение свободы (ст. 53 УК) и арест (ст. 54 УК). В отдельный вид наказания вынесено пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК).
В уголовно-правовую регламентацию известных ранее видов наказания также были внесены существенные изменения. Так, изменения внесены в порядок исчисления штрафа, его предельные размеры, а также в перечень наказаний, которыми может быть заменен штраф в случае злостного уклонения от его уплаты.
При применении лишения воинского звания, почетного звания или классного чина, внесено изменение, позволяющее суду самому лишать осужденного почетного звания (ранее, согласно ч.2 ст.36 УК РСФСР суд мог только обращаться с просьбой о лишении почетного звания или наград в соответствующий орган), добавлено указание на возможность лишения классного чина.
Изменена и регламентация исправительных работ - отбывание наказания ограничено местом работы осужденного, изъяты какие-либо указания на возможность замены этого вида наказания лицам, признанным нетрудоспособными, уточнена правовая природа наказания.
Из ст. 52 УК РФ, регламентирующей применение конфискации имущества исключены некоторые положения гражданско-правового характера, кроме того, в ч.2 ст. 52 содержится новое предписание, обращенное к законодателю, об установлении конфискации имущества за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений.
Серьезно изменен также порядок и основания применения содержания в дисциплинарной воинской части (ранее ст. 34 УК РСФСР, сейчас ст. 55 УК РФ). Расширен круг лиц, к которым может быть применено данное наказание (за счет контрактников), уменьшается срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части с трех до двух лет, сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим лишение свободы.
Законодатель внес также существенные изменения в уголовно-правовую регламентацию лишения свободы, которая и до этого регулярно подвергалась изменениям и дополнениям. Кроме редакционных и содержательных изменений в статусе некоторых учреждений, нашла свое законодательное закрепление тенденция к увеличению средней продолжительности наказания. Теперь лишение свободы может быть назначено на срок от шести месяцев до двадцати лет (ч.1 ст. 24 УК РСФСР предусматривала назначение этого наказания на срок от трех месяцев до пятнадцати лет). Кроме того, изменен принцип сложения наказания - его общая продолжительность может достигать двадцати пяти лет (ч.3 ст.69 УК РФ). Пожизненное лишение свободы, в основном, сохранило свою регламентацию, за исключением того момента, что теперь оно не может быть назначено тем же лицам, которым не может быть назначена смертная казнь - совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, женщинам и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
При этом некоторые из новых видов наказаний, которые будут рассмотрены ниже, еще не применяются, поскольку для этого пока не созданы условия.
Рассмотрев систему наказаний российского уголовного права и изменения, которые она претерпела по сравнению с уголовным законодательством советского периода, обратимся к анализу непосредственно отдельных видов наказания.

2. Виды наказаний
Современное уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает несколько возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния. В настоящее время их насчитывается тринадцать, и это позволяет суду выбрать наиболее адекватный вид и меру государственного принуждения в соответствии с принципом индивидуализации уголовной ответственности. Эти возможные виды наказания перечислены в статье 44 УК РФ: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и, наконец, исключительная мера наказания - смертная казнь.
Необходимо отметить, что некоторые виды наказаний не могут быть применены к несовершеннолетним, поэтому для них система наказаний, в соответствии со статьей 88 УК РФ, выглядит следующим образом: штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.
При этом, в последние годы наблюдается рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Так, в 1996 году удельный вес несовершеннолетних осужденных составил 10,6%, в 1997 - 11,6%, а в первом полугодии 1998 года - уже 12,1%3. Это говорит о том, что система наказаний для несовершеннолетних не полностью справляется со своими функциями.

Существует несколько оснований классификаций видов наказаний. Например, по характеру карательного элемента они делятся на наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, наказания, ограничивающие свободу, смертная казнь. Но наиболее часто встречающееся деление связано с возможностью их применения независимо или в зависимости от других. По этому критерию наказания делятся на основные, дополнительные и наказания, которые могут применяться в качестве основных и дополнительных. Такая система несколько неудобная для анализа, поскольку смысл и цели одного и того же наказания, применяемого как основное и как дополнительное (например, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью) различны. Поэтому подробнее мы рассмотрим виды наказаний в таком порядке, в котором они идут непосредственно в тексте уголовного закона.
2.1. Штраф.
Под штрафом понимается денежное взыскание назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, в размере, соответствующему определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период4.
Этот вид наказания - один из самых древних, и более того, один из самых распространенных в отечественном уголовном праве. Как уже отмечалось наложение штрафа (виры) было самым частым наказанием за большинство преступлений по "Русской Правде". В последующем его роль снижалась, а в годы советского периода оно вообще исчезло из системы наказаний, появившись снова только в Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик 1958 года (статья 21) и, соответственно, в Уголовном Кодексе РСФСР (статьи 21, 30).
Штраф направлен на поражение частной собственности осужденного и оказывает воздействие преимущественно на материальные стороны ценностной ориентации его личности. В тоже время, суды должны обращать внимание, прежде всего на материальное положение осужденного, поскольку штраф не должен превращаться ни в средство откупа (богатый осужденный), ни в средство разорения (бедный осужденный).
По общему правилу штраф в качестве основного наказания применяется в случаях совершения преступлений небольшой и средней тяжести, однако в качестве дополнительного он может применяться и при совершении тяжких преступлений. Например, п.2 статьи 161 предусматривает ответственность в виде лишения свободы и штрафа в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Всего около ста пятидесяти составов действующего УК предусматривают применение штрафа в качестве основного или дополнительного наказания. Это значительно больше, чем в законодательстве 1961 года, когда таковых составов насчитывалось около 70. Более раннее положение норм, включаемых в институт штрафа также указывает на то, что законодатель вновь рассматривает его одним из наиболее эффективных видов наказаний. Кроме того, штраф, в соответствии со статьей 80 УК РФ, может заменить неотбытую часть наказания, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести. Все это делает штраф значительно более гибким видом наказания.
Размер штрафа как уголовного наказания определен п.2 ст. 146 УК и составляет от двадцати пяти до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Как видно, размеры штраф сильно изменились по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР, где они по общему правилу составляли от одной второй до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо до пятидесятикратной суммы причиненного ущерба. Однако такой штраф не мог служить в достаточной мере серьезным уголовным наказанием - относительно низкий размер приближал его к видам административной ответственности, поэтому в исключительных случаях законодатель шел на серьезное увеличение суммы штрафа. Например, ч.2 ст. 1622 УК РСФСР устанавливала ответственность от трехсот до пятисот минимальным размеров оплаты труда. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда следит за правильностью назначения размера штрафа и указывает нижестоящим судам на ошибки в назначении наказания5.
К несовершеннолетним штраф может быть применен только в том случае, когда известно, что виновный имеет самостоятельный заработок или имущество, на которое может быть обращено взыскание, при этом размер штрафа должен составлять от 10 до 500 минимальных размеров оплаты труда или его дохода за период от двух недель до шести месяцев6. Сделано это, как легко догадаться, для того, чтобы не причинить материального вреда родителям или опекунам несовершеннолетнего. Практика также свидетельствует, что суды не назначают штраф подросткам от 14 до 16 лет, даже при наличии у них самостоятельного заработка7.
Законодательство устанавливает также порядок уплаты штрафа - он должен быть внесен добровольно по указанию суда в сберегательный банк или в отделение Центрального Банка РФ в течение 30 дней (ст.31 Уголовно-исполнительного кодекса) или в течение 1 года, если уплата штрафа была отсрочена. В случае злостного уклонения от уплаты, штраф может быть заменен исправительными работами, исправительными работами или арестом (ч.5 ст. 46 УК РФ). Кроме этого, в случае неуплаты штрафа, если суд не заменит осужденному меру уголовного воздействия, сумма штрафа взыскивается судебным исполнителем в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество, принадлежащего осужденному. Единственное ограничение имущества, не подлежащего взыскания, указано в ч.4 ст.38 УИК - его состав совпадает с составом, определенного в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.
Основания для отсрочки или рассрочки (выплаты по частям) штрафа на срок до одного года также определены в законе - согласно ч.2 ст.31 УИК РФ, это отсутствие возможности осужденного одновременно уплатить всю сумму штрафа, подтвержденное заключением судебного исполнителя.
Таким образом, видно, что роль штрафа как уголовного наказания значительно повысилась в современном уголовном законодательстве, по сравнению с советским периодом. Вероятно, что усиление роли штрафа законодатель связывает с новой экономической реальностью, а, кроме того, с тем фактом, что рецидив среди лиц, подвергшихся штрафу, составляет всего от 6 до 8,5 процентов, то есть очень невысокий. Это означает, что штраф может способствовать исправлению осужденного без применения мер, ограничивающих его свободу, и сделать невыгодным совершение преступлений, имеющих в своей основе материальную выгоду.
2.2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Это более молодые виды наказания. В советский период они существовали, начиная с 1919 года, когда были приняты Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В них существовали такие виды наказания, как отрешение от должности и запрещение занимать ту или иную должность, выполнять работу. Являясь изначально механизмом классовой борьбы, который позволял отсекать от управления "неполноценных" в классовом отношении элементов, впоследствии эти наказания стали достаточно широко применяться для исключения возможности доступа лиц, совершивших преступление, к возможности его рецидива.
Согласно современному российскому уголовному законодательству (ст. 47 УК РФ), данное наказание может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного. При этом п.3 ст.47 УК РФ предусматривает возможность назначения в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью даже в тех случаях, когда оно отсутствует в соответствующей норме Особенной части УК РФ.
Несмотря на то, что такое положение (хотя и неявно, в ст. 29 УК РСФСР) существовало и раньше, суды нередко до сих пор упускают из вида возможности назначить рассматриваемую меру наказания в качестве дополнительной. На это обстоятельство неоднократно указывал Верховный Суд РФ8, и это стало причиной того, что правовая норма, допускающая назначение дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью стала более четко выражена в действующем ныне Уголовном кодексе. Тем не менее, Верховный Суд возвращается к этой теме вновь и вновь, что свидетельствует о недостаточно грамотном применении этого вида наказания. Так, при рассмотрении вопроса о мерах ответственности за экологические преступления, Верховный Суд призвал судей обсуждать вопрос о необходимости назначения виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью9.
Разница между понятиями "занимать определенные должности" и "заниматься определенной деятельностью" состоит в том, что первое состоит в запрещение занятия должностей на государственной или муниципальной службе, а второе - в запрещении осуществлять определенные функции в коммерческой или иной организации10.
В теории уголовного права нет единой точки зрения на природу данного наказания. Некоторые авторы утверждает, что данный вид наказания является специальным, поскольку основания их применения определяются как характером совершенного деяния, так и "тем, что лицо выступает в качестве специального субъекта"11. Однако, с нашей точки зрения, в постановлении Пленума Верховного Суда от 29 августа 1980 года "О практике назначения судами дополнительных наказаний" четко говорится: то обстоятельство, что к моменту постановления приговора подсудимый не занимал должности или не занимался деятельностью, с которой было связано совершенное преступление, не является препятствием для применения рассматриваемого наказания в качестве дополнительного12. Таким образом, говорить о наличии специального субъекта преступления можно далеко не всегда, хотя некоторую специфичность данного наказания необходимо все-таки признать.
Есть различие в сроках исчисления рассматриваемого наказания в зависимости от его вида - основного или дополнительного. Когда лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в качестве основного наказания, то истечение срока начинается с момента вступления приговора суда в законную силу. Если же оно назначается в качестве дополнительного наказания, при этом основное наказание связано с лишением или ограничением свободы, начало течения сроков дополнительного наказания начинается с момента освобождения осужденного из мест лишения свободы. Это вполне логично, поскольку в случае длительных сроков лишения свободы (свыше трех лет) дополнительное наказание просто потеряло смысл, если бы существовало иное положение. Следовательно, можно сказать, что действие лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как бы сохраняется для периода нахождения на свободе.
Учет осужденных к данному виду наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции, при это необходимо отметить, что рассматриваемое нами наказание вовсе не запрещает работу в той или иной отрасли. Так, если лицо было осуждено по статье 200 УК РФ ("Обман потребителей"), и ему в качестве дополнительной меры наказания было избрано лишение права занимать материально-ответственные должности, то это не означает, что лицо не может устроиться работать в магазине или ином торговом предприятии в качестве, например, грузчика или охранника. При этом администрация предприятия не вправе привлекать осужденного к тем работам, выполнение которых связано с деятельностью, которая запрещена данному лицу приговором суда. Поэтому суд должен четко назвать должности (они должны быть обозначены нормативно или обладать идентификационными признаками), которые запрещено занимать виновному, с целью недопущения расширительного толкования наказания.
Предупредительная сила данных наказаний несомненна: лицо лишается доступа к той должности или деятельности, которая была использована для совершения преступных деяний. Конечно, говорить об исправлении асоциальных наклонностей личности с помощью только одного этого наказания вряд ли приходится, но суды нередко применяют его в качестве дополнительного, а в качестве основного используют штраф или исправительные работы, способствуя тем самым исправлению лица без применения мер лишения или ограничения свободы.
2.3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Этот вид наказания представляет собой разновидность морального воздействия на осужденного, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление (статья 48 УК РФ).
История этого наказания очень древняя. Еще до революции широко использовались его предки - лишение прав, варьирующиеся от выдачи головой (превращения в холопа) до опалы, лишения права заседать в боярской Думе или приказе, как это было, например, по Соборному Уложению 1649. Применялись эти наказания, разумеется, только к привилегированным сословиям и напоминали частичное объявление вне закона. В последнем Уголовном Кодексе советского периода (1961 год) это наказание также существовало и было предусмотрено статьей 29 УК РСФСР.
Это наказание применяется только в виде дополнительного, причем оно не предусмотрено ни в одной статье Особенной части УК, поэтому суд назначает его самостоятельно. Единственное ограничение состоит в том, что основное максимально возможное наказание, согласно п.4 ст. 15 УК РФ, должно быть свыше пяти лет лишения свободы (то есть, преступление должно быть тяжкими или особо тяжким).
Необходимо также иметь в виду, что ученые степени (доктора, кандидаты наук и т.п.), спортивные звания, профессиональные не относятся к почетными званиям и суд не может их лишить на основании статьи 48 УК РФ.
Воспитательное воздействие этого наказания на осужденного, с нашей точки зрения, не очень велико, поскольку в большинстве случаев позорящее воздействие наказания (особенно, лишение воинского звания), направленное на психологическую сторону личности осужденного, не достигнет своей цели. Более того, оно может привести к озлоблению осужденного, усилению его асоциальных наклонностей, способствовать его отчуждению от общества ("поставлен вне закона"). В то же время, данное наказание подчеркивает осуждение преступного поведения виновного судебными органами и государством в целом.
2.4. Обязательные работы.
Этот вид наказания является новеллой по сравнению с Уголовным Кодексом РСФСР, хотя его подобие существовало еще в царской России (общественные работы назначались волостными судами). Пока еще статья 49 УК РФ, регулирующая назначение этого вида наказания, не введена в действие, поскольку согласно ст. 4 Федерального закона о введение в действие Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 года, которая предусматривает, что обязательные работы (так же как и арест) будут применяться после создания необходимых для исполнения этого вида наказания условий, но не позднее 2001 года13.
По замыслу законодателя, обязательные работы, открывая перечень видов наказания, так или иначе ограничивающих свободу, должны выступать как наиболее щадящий способ непосредственного воздействия на личность, связанные с ограничением свободы. Этот наказание применяется только как основное.
Содержанием этого вида наказания по ч. 1 ст. 49 является бесплатный труд, от количества, характера и условий осуществления которого осужденный уклониться не вправе.
Статья 26 Уголовно-исполнительного Кодекса устанавливает условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ. Так, осужденные к обязательным работам должны соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание в виде обязательных работ; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный для них судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
Законодатель устанавливает в ч.3 ст.49 УК РФ возможность и порядок замены этого вида наказания в случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ ограничением свободы или арестом.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ по ст. 30 УИК РФ признается осужденный, который: а) более двух раз в течение месяца не вышел на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушил трудовую дисциплину; в) скрылся в целях уклонения от отбывания наказания.
В ч. 4 ст. 49 УК РФ установлен перечень лиц, к которым наказание этого вида не применяется:
С нашей точки зрения, впоследствии может возникнуть потребность в расширительном толковании этой нормы, поскольку военнослужащий или работник правоохранительных органов по причинам их постоянного нахождения на службе такому наказанию подвергнуты быть не могут.
Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, которые также ведут учет осужденных, разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, контролируют поведение осужденных, ведут суммарный учет отработанного осужденными времени и контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.
2.5. Исправительные работы.
До 1933 года это наказание имело название "принудительные работы", а Исправительно-трудовом кодексе 1933 года - "исправительно-трудовые работы". До этого указания на исправительные работы встречается в первых актах советского периода по уголовному праву (Декрет "О суде", Инструкции революционным трибуналам и др.).
По сравнению с Уголовным Кодексом 1961 года, были внесены некоторые изменения в регламентацию исправительных работ - статьи 27 и 28 УК РСФСР объединены в одну - 50 УК РФ, отбывание наказания ограничено местом работы осужденного, введены новые основания и порядок замены данного вида наказания более строгими, изъяты какие-либо указания на возможность замены данного вида наказания в отношении лиц, признанных нетрудоспособными.
Сущность наказания состоит в том, что из заработка осужденного вычитается в доход государства определенная денежная сумма (от пяти до двадцати процентов), при этом за осужденным сохраняется постоянное место работы. Срок назначения может колебаться, согласно п.1 ст. 50 УК РФ, от двух месяцев до двух лет.
В настоящее время исправительные работы - одно из наиболее часто встречающихся в тексте УК наказаний. Применяются они только как основной вид наказания, в случаях, определенных санкциями норм Особенно части УК. В последнее время наметилась тенденция к увеличению применения судами этого вида наказания - в настоящее время около 25% приговоров включают в себя указания на исправительные работы.
Значение исправительных работ еще и в том, что они могут заменить штраф в случае злостного уклонения от его уплаты. Если же лицо уклоняется от исправительных работ, то их, в свою очередь, могут заменить более строгие наказания: арест, ограничение свободы, лишение свободы.
Исправительные работы оказывают психологическое воздействие на осужденного, воплощая в себе упрек государства, ограничивают право на перемену места работы (запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции) и, в некоторой степени, профессии (государственная служба, банковская сфера и т.п., как правило, недоступны для осужденных), порождают имущественные последствия, уменьшая реальный заработок осужденного. В то же время исправительные работы очень экономичны с точки зрения государственных расходов и не связаны с разрывом позитивных социальных связей осужденного.
С этой точки зрения, необходимо признать, что исправительные работы являются одним из тех видов наказания, которые заслуживают еще более частого применения.
2.6. Ограничение по военной службе.
Этот вид уголовного наказания может быть назначен только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Согласно п.1 ст. 52 УК РФ, срок наказания составляет от трех месяцев до двух лет, во время которых лицо не может быть повышено в звании и которые не засчитываются в выслугу лет, необходимой для присвоения очередного звания.
Специфичность данного вида наказания очевидна - в Особенной части оно предусмотрено чуть более чем в десяти статьях УК РФ, расположенных в разделе XI "Преступления против военной службы". Данное наказание применяется только в виде основного за преступления, характеризующиеся наличием специального субъекта. При этом оно может быть назначено также вместо исправительных работ при совпадении особого статуса подсудимого, наличия санкции в статье Особенной части настоящего Кодекса в виде исправительных работ за совершенное преступление и желания суда назначить исправительные работы, которые он в таком случае заменяет на данный вид наказания, то есть, ограничение по военной службе.
Поскольку применение этого вида наказания как основного (ранее, исправительные работы военнослужащим заменялись содержанием на гауптвахте сроком до двух месяцев14), имеет небольшую историю, суды, прежде всего военные, пока не очень активно назначают эту меру государственного принуждения, даже при наличии к тому оснований. Так, дело лейтенанта А. было рассмотрено сперва военным судом Южно-Сахалинского гарнизона и за уклонение от военной службы согласно ч.3 ст.337, ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на один год в колонии общего режима. Между тем, оснований для столь сурового приговора военный суд Дальневосточного военного округа не усмотрел и в кассационном порядке назначил А. наказание в виде ограничения по военной службе на два года, одновременно освободив его от наказания на основании ст.7 акта об амнистии от 24 декабря 1997 года15.
Заканчивая рассмотрение данного вида наказания необходимо отметить, что кроме воздействия на профессиональные стороны личности осужденного, ограничение по военной службе наносит материальный ущерб виновному, поскольку согласно п.2 ст. 51 УК РФ, из денежного содержания осужденного производятся удержания в размере до двадцати процентов.
2.7. Конфискация имущества.
Этот вид наказания известен с глубокой древности - нанесение материального ущерба осужденному за тяжкие преступления являлось одной из гарантий от рецидивов (в древности) и представляло своего рода компенсацию государству за необходимость проведения мероприятий по осуществлению правосудия. Легко догадаться, что такое наказание направлено, прежде всего, на материальные стороны личности.
Применяться конфискация имущества, согласно п.3 ст.45 УК РФ, может только как дополнительное наказание, в случаях, предусмотренных санкциями Особенной части Уголовного кодекса16. Конфискация имущества не может быть заменена иными материальными взысканиями - штрафом, выплатой в денежном выражении и т.п.
Необходимо отграничивать конфискацию имущества как юридическое наказание от конфискации предметов, нажитых преступным путем, орудий преступления, наркотиков и других вещей, изъятых из гражданского оборота, которые не могут являться объектом вещных прав или собственностью осужденного.
Верховный суд указывал, что обсуждая вопрос о назначении конфискации имущества, суды обязаны учитывать не только тяжесть содеянного преступником, но и данные о его личности, материальном и семейном положении, а также на недопустимость назначения конфискации имущества при условном осуждении17.
Изъятия из имущества подлежащего конфискации определяются уголовно-исполнительным законодательством РФ, в который входят предметы, отсутствие которых сильно затрудняет адаптацию осужденного после отбытия основного наказания. Перечень имущества не подлежащего конфискации включает в настоящий момент: жилой дом, квартира или ее части, в котором проживает осужденный и его семья (не более одного дома или квартиры на одну семью), земельные участки, необходимые для хозяйственных построек, а также ведения сельского или подсобного хозяйства, семена, необходимые для очередного посева сельскохозяйственных культур, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности, кухонная утварь, находящаяся в употреблении, минимально необходимая мебель, детские вещи, деньги в сумме до трех минимальных размеров оплаты труда на каждого члена семьи, а также некоторые иные вещи18.
В целом, конфискация имущества - одно из самых действенных и радикальных средств, оказывающих влияние на материальные стороны личности осужденного.
2.8. Ограничение свободы.
Это новое наказание, появившееся в Уголовном кодексе 1997 года и применяющееся как основное. Сущность его состоит в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Необходимость такого наказания вызвана тем, что нередко исправления осужденного можно достичь не направляя его в пенитенциарные учреждения и не разрывая его положительных социальных связей. Согласно пп.2,3 ст. 53 УК РФ это наказание назначается за умышленные преступления на срок от одного года до трех лет, а за неосторожные преступления - на срок от одного года до пяти лет. При этом, при замене исправительных работ ограничением свободы, его срок может составлять менее одного года.
В случае злостного уклонения от отбывания наказания, когда выяснилась невозможность исправления асоциальных наклонностей осужденного к нему может быть применено лишение свободы на срок, определенный приговором суда. При этом время уже отбытого наказания засчитывается из расчет один день ограничения свободы за один день лишения свободы.
Ограничение свободы назначается лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.
Этот вид наказания пока не применяется, поскольку не созданы для этого условия. Его введение в действие ожидается не позже 2001 года.
2.9. Арест.
Это наказание также является правовой новеллой и заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ оно может быть назначено также на срок менее одного месяца. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте19.
Согласно ч.1 ст. 69 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденные женщины, осужденные мужчины, осужденные несовершеннолетние, а также лица, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость, размещаются для отбытия наказания раздельно.
Наказание применяется только как основное, в случаях предусмотренных нормами Особенно части Уголовного кодекса. Этот вид наказания не может быть назначен лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет.
Этот вид наказания, как уже отмечалось выше, пока не применяется, но некоторые подводные камни в нем, а вернее в несогласованности между нормами Общей и Особенной уже отмечены. Так, В.М. Степашин приводит в качестве примера гипотетический казус. Допустим, Н., имеющая пятилетнего ребенка, умышленно причиняет легкий вред здоровью Д. при рецидиве. В соответствии с ч. 2 ст. 68 УК срок наказания Н. не может быть ниже двух месяцев ареста (ст. 115 УК), но арест к виновной неприменим. В этом случае, по мнению автора, оказывается невозможным само назначение наказания20.
2.10. Содержание в дисциплинарной воинской части.
Этот вид наказания применяется как основной к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту или призыву на должностях сержантского или рядового состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Сроки наказания могут варьироваться то трех месяцев до двух лет в пределах санкции статьи Особенной части или в порядке замены лишения свободы сроком не более двух лет из расчета один день лишения свободы на один день содержания в дисциплинарной части. Правила отбывания наказания регламентируются главой 20 (ст. 155 - 171) Уголовно-исполнительного кодекса РФ и приказом министра обороны РФ от 29.07.1997 года "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими"21. Организационно дисциплинарные части представляют собой отдельные роты или батальоны, в которых и отбывают наказание военнослужащие.
Этот вид наказания на практике применяется обычно судами военных частей и гарнизонов. Устанавливая его, законодатель стремился сохранить существующую в России правовую норму, позволяющую психологически воздействовать на осужденных военнослужащих путем формулирования уголовно-правового упрека, а также возложением на виновного дополнительных тягот, связанных с прохождением службы в части с более жестким режимом.
2.11. Лишение свободы на определенный срок.
Несмотря на увеличение доли других наказаний в общем числе санкций уголовно-правовых норм, лишение свободы на определенный срок до сих пор является наиболее распространенным видом наказания в Российской Федерации (от 30 до 35%). Оно заключается в принудительной изоляции от общества на срок от шести месяцев до двадцати лет (по совокупности преступлений - до двадцати пяти лет, а по совокупности приговоров - до тридцати лет22). При этом для лиц, совершивших преступление до достижения восемнадцатилетнего возраста, наказание в виде лишения свободы не может превышать десяти лет, в соответствии со п. 6 ст. 88 УК РФ.
Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство устанавливает также вид исправительно-трудового учреждения в зависимости от тяжести совершенного преступления, наличия непогашенных судимостей и других юридических фактов. Так, в соответствии со ст. 58 УК РФ, отбывание лишения свободы назначается
лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, - в колониях-поселениях;
лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести и тяжких преступлений, а также лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше пяти лет, - в исправительных колониях общего режима;
лицам, впервые осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, и женщинам при особо опасном рецидиве преступлений - в исправительных колониях строгого режима;
при особо опасном рецидиве преступлений, а также лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, - в исправительных колониях особого режима.
Кроме того, часть срока может быть назначена в виде отбывания наказания в тюрьме при наличии одного из двух условий: совершение особо тяжкого преступления на срок свыше пяти лет или особо опасном рецидиве преступлений.
Обобщение судебной практики показывает, что суды в целом дифференцированно подходят к назначению наказания в виде лишения свободы, осуществляя на практике принцип индивидуализации наказания. Наиболее часто к лишению свободы приговариваются осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, таким образом, наблюдается увеличение среднего срока наказания, что уже нашло свое закрепление в уголовном законодательстве. Между тем, количество приговоров, отмененных высшими судебными инстанциями, остается достаточно высоким. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ неоднократно обращался к теме назначения наказания в виде лишения свободы, обобщал судебную практику, давал рекомендации нижестоящим судам, особенно в части должной оценки всех обстоятельств дела, могущих повлечь изменения квалификации содеянного виновного, и, следовательно, изменить вид и меру наказания.
Лишение свободы может заменить ограничение свободы и исправительные работы в случаях злостного от них уклонения.
В целом, лишение свободы остается одним из наиболее распространенных видов наказаний, причем не только в России и бывших республиках Советского Союза, но и в мире также. Тот вид наказания, ввиду его тяжести, должен назначаться лицам, которые представляют значительную угрозу для общества или исправление которых представляется невозможным без применения мер лишения свободы. Кроме лишения свободы на определенный судом срок, применяется также еще одно, очень суровое наказание, о котором речь пойдет ниже.
2.12. Пожизненное лишение свободы.
Назначение пожизненного лишения свободы является относительно новым для нашего законодательства и было введено в 1992 году Верховным Советом РСФСР в порядке помилования при замене смертной казни. Отдельным видом наказания пожизненное лишение свободы стало после введения в действие Уголовного кодекса РФ 1997 года. Согласно ст. 57 УК РФ, пожизненное лишение свободы назначается, когда суд сочтет возможным не применять к подсудимому смертную казнь, а применение наказания в виде лишения свободы на определенный срок представляется слишком мягким.
Законодатель сохраняет для лиц, которым назначен этот вид наказания, шанс выйти на свободу при условии исправления (если будет признано, что они не нуждаются в дальнейшем отбывании наказания) и отбытии не менее 25 лет лишения свободы.
По кругу лиц, сохранены те же ограничения, что и для смертной казни - невозможно применять пожизненное лишение свободы к женщинам, лицам, которым на момент совершения преступления не исполнилось восемнадцати лет и лицам, достигшим шестидесятипятилетнего возраста.
Как показывает изучение практики, обстоятельствами, служащими основаниями к замене наказания в виде смертной казни на пожизненное лишение свободы, являются, в частности, отсутствие судимостей, молодой возраст, положительные характеристики, явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, отсутствие отягчающих обстоятельств23.
2.13. Смертная казнь.
Исключительная мера наказания, применяемая только за особо тяжкие преступления против жизни (п.2 ст.20 Конституции РФ, ч.1 ст. 59 УК РФ). Наверно, именно это наказание вызывает сейчас больше всего споров. Его происхождение восходит к наиболее древним временам человеческой истории и кровной мести за оскорбление или убийство кого-либо из рода. В русском уголовном праве смертная казнь присутствовала во всех дореволюционных законодательных сборниках, начиная с "Русской Правды", где она применялась, впрочем, не слишком широко. Пик был достигнут после принятия Соборного Уложения, согласно которому более 60 составов преступлений наказывались смертью и артикулов Петра Первого, когда выделялось уже 123 состава, предусматривающих смертную казнь. Разумеется, это не сильно больше, чем в Уголовном Кодексе РСФСР 1961 года, но ведь и составов преступлений во второй половине двадцатого века было известно несколько больше.
Сразу после революции 1917 года (26 октября - 8 ноября по новому стилю) смертная казнь была отменена. Но уже менее чем через год, в связи с началом гражданской войны и объявлением "красного террора" она была восстановлена в виде расстрела 21 февраля 1918 года (до революции применялось также повешение). Специальным декретом ВЦИК и СНК от 17 января 1920 года смертная казнь была вновь отменена, что свидетельствовало о затухании гражданской войны, но наступление генерала Врангеля и война с Польшей 1920 года вновь вызвали необходимость восстановить применение расстрела как меры, применяемой к дезертирам и изменникам. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года поместил расстрел в перечне мер наказания, указав на его временный характер и возможность применения вплоть до полной отмены смертной казни.
В 1943 году была введения новая форма осуществления смертной казни, более жестокая, мучительная и позорящая - повешение, применяемая к наиболее злостным изменникам Родине. 26 мая 1947 года смертная казнь, Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене смертной казни" вновь была отменена, но уже только в мирное время, а за преступления, наказуемые смертной казнью, в мирное время предполагалось применять лишение свободы сроком на двадцать пять лет. Однако уже через три года тот же орган разрешил применение расстрела к изменникам Родины, подрывникам, диверсантам и шпионам, а в 1954 году этот список был дополнен лицами, совершившими умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.
Последовавшее за этим принятие Основ уголовного законодательства 1958 года и Уголовного Кодекса РСФСР 1961 года подтвердили существование смертной казни через расстрел как высшую, исключительную меру наказания без указания ее временного характера. С нашей точки зрения это свидетельствовало об окончательном признании Советским государством смертной казни, даже несмотря на завершение сталинского периода репрессий и чисток.
Конституция Российской Федерации, как уже отмечалось разрешила ограниченное использование смертной казни, а новый Уголовный Кодекс 1997 года детализировал возможности ее применения. В настоящее время этот вид юридической ответственности предусмотрен за пять составов преступлений - умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 105), посягательство на жизнь общественного или политического деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или проводящего расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцид (ст. 357). Легко заметить, что все эти преступления связаны с большей общественной опасностью, поэтому законодатель, несмотря на протесты Совета Европы, который выступает за полную отмену смертной казни в государствах-членах24, счел необходимым в качестве высшей меры указать возможность смертной казни.
В настоящее время смертная казнь в России не применяется, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 02 февраля 1998 года25. Поскольку введение судов присяжных длится уже несколько лет (вернее, больше шести лет ничего не делается в этом направлении) и займет еще очень немало времени, мы можем говорить о том, что один из самых эффективных и действенных видов, предусмотренный Конституцией и уголовным законодательством, фактически парализован. Те осужденные, которые были приговорены к смертной казни в установленном порядке с участием присяжных заседателей, также подолгу ожидают исполнения приговора. Кто-то из них пишет просьбы о помиловании в соответствующую комиссию при Президенте Российской Федерации, кто-то, напротив, умоляет сократить ему срок ожидания. Лица, приговоренные к смертной казни, испытывают значительные моральные страдания, поскольку не знают, когда именно приговор в отношении них будет приведен в исполнение.
До тех пор, пока действовала предыдущая Конституция 1978 года и уголовное законодательство советского периода, судами смертная казнь чаще всего назначалась за бандитизм (ст. 77 УК РСФСР), изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия (ч.4 ст. 117 УК РСФСР), посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника (1912 УК РСФСР). В целом, в конце 80-х - начале 90-х годов, смертная казнь составляла менее 0,05% в целом по структуре наказаний, а по составам, которые предусматривали применение смертной казни - около 5%.
Высшие судебные инстанции нередко рассматривают дела, связанные с назначением смертной казни в кассационном порядке. Так, в 1997 году Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ было рассмотрено 157 таких дел в отношении 185 человек. Из них отменены приговоры в отношении 11 человек (5,9%)26. С другой стороны, той же инстанцией на протяжении девяностых годов неоднократно отменялись приговоры ввиду необоснованной мягкости наказания (по несколько десятков приговоров ежегодно), в том числе и по статьям, предусматривающим применение смертной казни.
Одним из несомненных плюсов смертной казни является полное отсутствие рецидивов. Моральное облегчение, испытываемое обществом, когда преступник несет заслуженное, с точки зрения социума, наказание также трудно переоценить. Среди недостатков обычно называют уподобление государства преступнику, упуская из виду необходимость государственного принуждения и обеспечения общественного порядка, невозможность исправления осужденного и ожесточение общества. Однако общество в данных случаях не заинтересовано в исправлении осужденного, а стремится лишь сохранить общественный порядок от особо тяжких на него посягательств, а лучше всего это сделать, физически уничтожив преступника. Опросы общественного мнения показывают, что население поддерживает эту высшую меру наказания. Фонд "Общественное мнение" проводил такие опросы в конце 1997 и конце 1998 годов. Количество респондентов, высказавшихся за отмену смертной казни было соответственно 21 и 30 процентов, против отмены смертной казни высказались 70 и 64 процента соответственно. Более того, уже после запрещения вынесения смертных приговоров Конституционным Судом РФ, в новом опросе (02 июня 1999 года) за приведение уже вынесенных приговоров в исполнение высказалось почти 70 процентов россиян27.
Именно поэтому, в современных условиях, учитывая российские правовые традиции, ставить вопрос о полной отмене смертной казни, с нашей точки зрения, нецелесообразно.


Заключение
Таким образом, мы рассмотрели все современные виды наказания, перечисленные в действующем уголовном законодательстве и систему наказаний, в которую они входят. Разумеется, практически каждый из видов заслуживает отдельного исследования, поскольку из-за ограниченности объема настоящей работы за рамками остались некоторые аспекты применения наказания, замены одних наказаний другими, изучение судебной практики по вопросам назначения наказания.
Однако, в целом тема представляется раскрытой. В работе был проведен сравнительно-правовой анализ различных видов наказания, приведена краткая история уголовно-правового принуждения, начиная с "Русской Правды" и дореволюционного права и заканчивая законодательством советского периода. Каждый вид наказания, предусмотренный действующим уголовным законом был рассмотрен в отдельном небольшом исследовании, дано его определение, указаны те нормы, которые образуют институт правовых норм, связанных с его регламентацией.
Была дана оценка современному состоянию системы наказания, ее истории в советский период, необходимости, положительных и негативных сторон различных видов наказаний, особенностей их применения, личное отношение автора к тем или иным мерам государственного воздействия на виновных в совершении преступлений. Отмечено, что из тринадцати предусмотренных Уголовным кодексом видов наказания, пока реально действуют только десять, остальные три (арест, обязательные работы и ограничение свободы) должны будут введены в уголовно-исполнительную практику не позднее 2001 года, после создания соответствующих условий для их исполнения.
Был проведен сравнительный анализ системы наказаний современного Уголовного Кодекса РФ (вступил в действие в 1997 году) и системы наказаний, предусмотренной законодательством бывшей РСФСР, выделены новеллы в уголовном праве, отмечены наказания, которые были исключены из системы наказаний, перечислены те наиболее существенные изменения, которые были внесены законодателем в текст уголовного закона.
Автор придерживается позиции, которую разделяет большинство практиков и теоретиков-правоведов - наказание должно быть индивидуализировано. Это следует понимать, прежде всего, таким образом, что если возможно исправление личности осужденного без применения мер, связанных с лишением свободы, то необходимо использовать более гуманные виды наказания - российские пенитенциарные учреждения оставляют не так уж много шансов на исправление асоциальных наклонностей личности и передача их в ведение Министерства юстиции не сможет быстро решить проблему. Тем более, что современные уголовно-правовые санкции предоставляют судебным органам широкие возможности по применению таких видов наказания как штраф, исправительные работы и обязательные работы за преступления небольшой и средней тяжести. Анализ судебной практики показывает относительно небольшой уровень рецидивов среди тех, кто подвергся таким наказаниям, особенно по сравнению с уровнем рецидивов среди тех, кто был осужден к лишению.
Однако, если правоприменитель уверен в невозможности исправления осужденного, в его постоянной особой опасности для общества, он должен не колеблясь применять высшую меру наказания - смертную казнь, - поскольку содержать осужденного к пожизненному лишению свободы за счет налогоплательщиков негуманно по отношению к последним. Впрочем, применение смертной казни возможно лишь после завершения судебной реформы, а именно, введения судов присяжных.
Разумеется, автор далек от отрицания роли такой распространенной меры наказания как лишение свободы на определенный срок, просто необходимо обратить внимание на более мягкие виды наказания, с помощью которых можно легче достичь целей, стоящих перед уголовным наказанием.
Закончить работу мне хотелось бы мыслью одного из выдающихся исследователей уголовного права, Ч. Беккариа, который утверждал, что уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания производит всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемым надеждой на безнаказанность. С этим мнением трудно не согласиться.

Библиография
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации / Собрание законодательства РФ. - 13.07.1997. - №2. - Ст. 198.
4. Федеральный Закон "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 / Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - №25. - Ст. 2955.
5. Приложение I к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Собрание законодательства РФ. - 13.01.97. - №2. - Ст. 198.
6. Постановление Конституционного Суда №3-П от 02.02.1999 / Собрание законодательства РФ. - 08.02.1999. - №6. - Ст. 867.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 №8 // "Российская газета". - №138. - 19.07.1997.
8. Определение Судебной коллегии Верховного Суда от 09.12.97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - №6. - С. 9.
9. Приказ министра обороны РФ от 29.07.1997 года "О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998, №1. С. 9-35.
10. Обзор судебной работы военных судов гарнизонов и воинских частей за I полугодие 1998 года от 01.07.98.
11. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 1998 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998. - №11.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 27.01.1999 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1999. - №3. - С.2
13. Обзор кассационной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 1997 год // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1998. - №12. - С. 12.
14. Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1997. - №7. - С. 20
15. Уголовный Кодекс РСФСР 1961г. По состоянию на 30 июля 1996 года.
16. Багрий-Шахматов Л.В., Гуськова В.И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. - Воронеж, 1971.
17. Гордеев В. О преступности и судимости в СССР // Вестник Верховного Суда СССР. - 1991. - №3. - С. 21-22.
18. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. Изд. 2-е. - М.: Юрист, 1998.
19. Малько А.В. Смертная казнь как правовое ограничение // Государство и право. - 1993. - №1.
20. Марцев А. Специальное предупреждение преступлений. - Омск, 1977.
21. Наумов А. Российское уголовное право. Общая часть. - м.: БЕК, 1996.
22. Решетников Ф. Беккариа. - М., 1987.
23. Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. - М.: Юрид. лит., 1984.
24. Сборник пленумов Верховного Суда РФ. - М.: Юрид. лит., 1998.
25. Свердлов М.Б. "От Закона Русского к Русской Правде". - М.:, Юрид. лит., 1988.
26. Смертная казнь: за и против. / Под ред. С.Г. Келиной. - М.: Юрид. лит., 1989.
27. Совет Европы. Итоговая декларация второго саммита Совета Европы // Дипломатический вестник. - 1997. - №11. С. 9-13.
28. Степашин В. Назначение наказания // Вестник Омского государственного университета. - 1999. - №2. - С. 163-166.
29. Уголовно-исполнительное право. Учебник / Под ред. Шмарова И. - М., 1998.
30. Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Здравомыслова Б. и др. - М.: Юрид. лит., 1994.
31. Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Козаченко И. - М:ИНФРА, 1997.
32. Сервер фонда "Общественное мнение". http://www.fom.ru

1 Уголовное право. Учебник. / под ред. Здравомыслова и др. М., 1994. С. 361 - 362.
2 Жалинский А. Комментарий к ст. 44 УК РФ. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ / под ред. Скуратова Ю. и Лебедева В. М., 1999.
3 Степашин В. Назначение наказания // Вестник Омского государственного университета. 1999. №2. С. 164.
4 п.1 ст. 46 УК РФ
5 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. №6. С. 9;
6 ч.2 ст. 88 УК РФ
7 Комментарий к ст. 88 УК РФ
8 См.: Сборник пленумов Верховного Суда РФ. С. 188-190.
9 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. №1. С. 3.
10 См: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97
11 Багрий-Шахматов Л.В., Гуськова В.И. Теоретические проблемы классификации уголовных наказаний. Воронеж, 1971г. С. 37
12 См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1980. №5; 1984. №4.
13 Собрание законодательства РФ, 17.06.96. №25, ст.2955.
14 ч.2 ст.34 УК РСФСР
15 Обзор судебной работы военных судов гарнизонов и воинских частей за I полугодие 1998 года от 01.07.98.
16 п.2 ст. 52 УК РФ
17 Сборник пленумов Верховного Суда. С. 188-190.
18 См. Приложение I к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Собрание законодательства РФ, 13.01.97, №2, ст. 198.
19 ст. 54 УК РФ.
20 Степашин В. Назначение наказания. Вестник Омского государственного университета. 1999, №2. С. 164.
21 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998, №1. С.9.
22 п.4 ст. 56 УК РФ.
23 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1998. №12. С. 12.
24 См, например: Итоговая декларация второго саммита Совета Европы // Дипломатический вестник. 1997. №11. С. 9 - 13.
25 Собрание законодательства РФ. 08.02.99. №6, ст.687.
26 Бюллетень Верховного Суда РФ. 07.1997. С. 20
27 Архив опросов фонда "Общественное мнение". http://www.fom.ru/archive



16