Экзаменационные билеты по предмету Теоретическая фонетика арабского языка

1) Дайте определение понятия «язык».
2) Дайте определение понятия «речь».
3) Дайте определение понятия «речевой акт».
4) Дайте определение понятия «речевая деятельность».
5) Назовите уровни языка и языковые единицы каждого из уровней.
6) Объясните, в чем выражается единство письменной и устной речи.
7) Дайте определение понятия «территориальный диалект».
8) Дайте определение понятия «социальные диалекты».
9) Дайте определение понятия «профессиональные языки».
10) Дайте определение понятия «языковая норма».
11) Дайте определение понятия «узус»
12) Укажите круг задач общей фонетики.
13) Укажите круг задач частной фонетики.
14) Дайте определение понятия «фонология».
15) Дайте определение понятия «аллофон».
16) Дайте определения понятия «фонема» по Щербе Л.В.
17) Сравните понятия «архифонема» и «гиперфонема» в определении Московской фонетической школы.
18) Назовите функции фонемы. Приведите примеры.
19) Объясните, каковы пределы чередования фонем в разных языках.
20) Перечислите виды чередований фонем.
21) Объясните, чем определяется равновесие фонетической системы.
22) Охарактеризуйте фонологические различия согласных и гласных в арабском литературном языке.
23) Дайте характеристику системы гласных арабского литературного языка.
24) Дайте сопоставительный анализ систем гласных в арабском литературном и русском языках.
25) Назовите конститутивные признаки согласных арабского литературного языка в сопоставлении с согласными русского языка (РЯ).
26) Дайте характеристику группы эмфатических согласных в арабском литературном языке.
27) Дайте характеристику группы твердых согласных в арабском литературном языке.
28) Дайте характеристику группы мягких согласных в арабском литературном языке.
29) Дайте характеристику группы средних согласных в арабском литературном языке.
30) Назовите основные органы речевого аппарата.
31) Дайте определение понятия «артикуляционная база языка» (АБ).
32) Назовите отличительные особенности артикуляционной базы арабского языка в сопоставлении с артикуляционной базой русского языка.
33) Дайте классификацию согласных арабского литературного языка по месту артикуляции.
34) Дайте классификацию согласных арабского литературного языка по способу артикуляции.
35) Назовите акустические характеристики согласных в арабском литературном языке.
36) Охарактеризуйте группы согласных по дополнительной артикуляции (второй фокус).
37) Назовите фонетические процессы, соответствующие облегчению мускульных напряжений в потоке речи.
38) Охарактеризуйте фонетические процессы, возникающие в связи с употреблением неустойчивых согласных.
39) Назовите фонетические позиции, в которых происходит падение хамзы.
40) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику эмфатических согласных [t?-d?].
41) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику эмфатического согласного[z(].
42) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику эмфатического согласного [s?].
43) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабских согласных [h? - ?].
44) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабского согласного [q].
45) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабского согласного [(].
46) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабского согласного [h].
47) Поясните, в чем заключается «ассимиляция», как фонетический процесс в арабском литературном языке.
48) Поясните, в чем заключается «редукция гласных», как фонетический процесс в арабском литературном языке.
49) Дайте определение понятия «орфоэпия» - как произносительной нормы.
50) Объясните, что означают орфоэпические варианты произношения.
51) Охарактеризуйте принципы арабского письма.
52) Поясните, как соотносятся между собой: алфавит, графика и орфография.
53) Охарактеризуйте фонетический принцип орфографии.
54) Дайте определение понятия «орфофония».
55) Охарактеризуйте территориальные варианты произношения.
56) Дайте определение диалекта.
57) Дайте определение понятия «сегментные единицы языка».
58) Дайте определение понятия «супрасегментные единицы языка».
59) Дайте определение понятия « просодия».
60) Поясните, какие наблюдения доказывают произносительную целостность слога.
61) Назовите типы слогов в арабском литературном языке и сделайте выводы относительно их отличительных особенностей их структуры.
62) Назовите тенденции развития слоговой структуры в арабском лиитературном языке.
63) Назовите правила слогоделения в арабском литературном языке.
64) Поясните, что понимается под фонетическим словом. Дайте примеры
65) Охарактеризуйте слово как фонетическую единицу.
66) Дайте определение понятия «словесное ударение».
67) Назовите средства выделения ударного слога в слове.
68) Объясните, что означает свободное или связанное (фиксированное) ударение.
69) Назовите языки, в которых встречаются свободное или связанное (фиксированное) ударения.
70) Укажите основные функции словесного ударения.
71) Назовите доминирующее средство выделения ударного слога в арабском литературном языке.
72) Назовите, к какому типу относится словесное ударение в арабском литературном языке.
73) Опишите особенности словесного ударения в арабском литературном языке.
74) Поясните, почему словесное ударение в арабском литературном языке называется ритмическим.
75) Назовите особенности словесного ударения в египетском варианте арабского литературного языка.
76) Назовите особенности словесного ударения в ливанском варианте арабского литературного языка.
77) Назовите и объясните причины перемещения словесного ударения в арабском литературном языке под действием ритмического фактора.
78) Назовите и объясните причины перемещения словесного ударения в арабском литературном языке под действием грамматического фактора.
79) Объясните, что означает ударение речевого такта.
80) Дайте определение понятия «интонация» в физическом аспекте.
81) Охарактеризуйте интонацию как сложное единство просодических элементов.
82) Охарактеризуйте компоненты интонации: мелодику, ударение, ритм.
83) Назовите элементы ритмического членения фразы.
84) Дайте определение ритмической группы (речевого такта) в арабском литературном языке.
85) Объясните, чем достигается единство ритмической группы в арабском литературном языке.
86) Назовите закономерности вхождения синтаксических элементов в одну ритмическую группу в арабском литературном языке.
87) Назовите, из чего складывается «интонационная структура фразы».
88) Поясните, какие типы тонов наблюдаются в речи и как они изображаются графически.
89) Дайте определение понятию «ритмическая группа» (речевой такт).
90) Дайте определение понятию «микротакт».
91) Дайте характеристику интонационного центра во фразе.
92) Объясните, какую роль играет ритм в интонационной структуре арабского литературного языка.
93) Дайте определение понятия «интонация», как языкового феномена.
94) Перечислите функции интонации.
95) Объясните, в чем заключается лингвистическое значение коммуникативного аспекта интонации.
96) Объясните, в чем заключается лингвистическое значение эмоционального аспекта интонации.
97) Объясните, в чем заключается «принцип замены», сформулированный А.М. Пешковским.
98) Назовите функции мелодики как компонента интонации.
99) Объясните, в чем заключается логическая функция интонации.
100) Поясните, в каких отношениях находятся интонационная и логическая структуры фразы.
101) Поясните, как отражаются в интонационной структуре отношения между субъектом и предикатом суждения.
102) В чем состоит коммуникативная функция интонации.
103) Скажите, чем характеризуется интонационная структура высказывания.
104) Объясните, в каких отношениях находятся такие понятия как «модель-предложение – высказывание».
105) Охарактеризуйте вопрос как коммуникативный при высказывании.
106) Охарактеризуйте логическую структуру вопросов с называемым предикатом.
107) Охарактеризуйте основные интонационные средства выражения вопросительности в вопросах с прямым порядком слов.
108) Определите, как отражается смещение предиката суждения на интонационной структуре вопроса с частицей «hal».
109) Назовите отличия в интонационной структуре вопросов с частицей «hal» в сопоставлении с вопросами с частицей «?a»
110) Охарактеризуйте роль интонации в удостоверительных вопросах.
111) Охарактеризуйте особенности интонационной структуры в альтернативных вопросах.
112) Охарактеризуйте особенности интонации вопросов с неизвестным предикатом.
113) Поясните, какие интонационные признаки позволяют отличить вопросы с неизвестным предикатом (специальные вопросы) от вопросов с известным предикатом (общие вопросы).
114) Дайте определение понятия «произносительный стиль».
115) Объясните, в чем проявляется разнообразие произносительных стилей.
116) Дайте определение понятия «культура речи».
117) Объясните, в чем состоит значение правильного произношения.
118) Дайте определение понятия «речевой этикет».
119) Перечислите пункты, которые составляют характеристику речевого этикета.
120) Дайте определение понятия «паралингвистика».
121) Назовите паралингвистические средства речи.
122) Поясните, почему письменность стремится в той или другой мере запечатлеть идеальный фонетический состав слов.
123) Поясните, почему при изучении иностранного языка особые трудности возникают при освоении сходных звуков.
124) Поясните, почему при изучении иностранного языка следует особое внимание уделять правильной постановке ударения и интонации.

Билет № 1

125) Опишите проблему соотношения устной и письменной речи.
126) Объясните, каковы пределы чередования фонем в разных языках.
127) Поясните, в чем заключается «ассимиляция», как фонетический процесс в арабском литературном языке.
128) Перечислите стадии развития письма.
129) Дайте определение понятия «сегментные единицы языка».
130) Назовите и объясните причины перемещения словесного ударения в арабском литературном языке под действием грамматического фактора.
131) Объясните, какую роль играет ритм в интонационной структуре арабского литературного языка.
132) Назовите интонационные типы, исходя из «семантического подхода».
133) Охарактеризуйте логическую структуру вопросов с называемым предикатом.
134) Поясните, почему целесообразно использовать две транскрипции, отражающих идеальный фонетический состав слов и транскрипцию связной речи.


Билет № 2

1) Дайте определение понятия «языковая норма».
2) Объясните, чем определяется равновесие фонетической системы.
3) Расскажите, как функционируют гласные в потоке речи.
4) Дайте определение понятия «орфофония».
5) Назовите правила слогоделения в арабском литературном языке.
6) Какие фонетические процессы сопровождают выделение ударного слога в слове.
7) Охарактеризуйте интонацию как сложное единство просодических элементов.
8) Назовите интонационные средства выделения субъекта и предиката суждения в повествовательной фразе арабского литературного языка.
9) Охарактеризуйте особенности интонационной структуры в альтернативных вопросах.
10) Охарактеризуйте значение кинесических средств речевого общения.


Билет № 3

1) Объясните, в чем выражается единство языка и речи.
2) Дайте характеристику системы гласных арабского литературного языка.
3) Назовите основные органы речевого аппарата.
4) Дайте определение понятия «орфоэпия» - как произносительной нормы.
5) Дайте определение понятия «слог».
6) Поясните, почему словесное ударение в арабском литературном языке называется ритмическим.
7) Объясните, чем достигается единство ритмической группы в арабском литературном языке.
8) Объясните, в чем заключается лингвистическое значение коммуникативного аспекта интонации.
9) Поясните, почему интонация социальна?
10) Поясните, какие задачи ставит перед собой фоностилистика.



Билет № 4

1) Объясните, в чем выражается различие языка и речи.
2) Дайте характеристику группы эмфатических согласных в арабском литературном языке.
3) Дайте определение понятия «артикуляционная база языка» (АБ).
4) Охарактеризуйте традиционный принцип орфографии.
5) Объясните, как соотносятся слог и морфема в тональных языках.
6) Дайте определение понятия «словесное ударение».
7) Поясните, в чем сходство интонационной структуры фразы с акцентной структурой слова и в чем состоит их различие.
8) Дайте определение понятию «интонационная единица».
9) Охарактеризуйте вопрос как коммуникативный при высказывании.
10) Назовите паралингвистические средства речи.

Билет № 5

1) Дайте определение понятия «речь».
2) Объясните, что понимается под фонемным составом слова.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику согласных [s-z]
4) Охарактеризуйте принципы арабского письма.
5) Назовите возможные типы тонов на участке слога.
6) Опишите особенности словесного ударения в арабском литературном языке.
7) Дайте определение ритмической группы (речевого такта) в арабском литературном языке.
8) Объясните, в чем заключается «принцип замены», сформулированный А.М. Пешковским.
9) Назовите отличия в интонационной структуре вопросов с частицей «hal» в сопоставлении с вопросами с частицей «?a»
10) Объясните, в чем проявляется разнообразие произносительных стилей.

Билет № 6

1) Дайте определение понятия «говор».
2) Дайте характеристику группы твердых согласных в арабском литературном языке.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику эмфатического согласного [s?].
4) Определите цели транслитерации.
5) Назовите типы слогов в арабском литературном языке и сделайте выводы относительно их отличительных особенностей их структуры.
6) Объясните, в чем состоит кульминативная функция ударения.
7) Дайте определение понятию «ритмическая группа» (речевой такт).
8) Объясните, почему интонация дискретна в парадигматическом плане
9) Скажите, чем характеризуется интонационная структура высказывания.
10) Объясните, в чем заключается проблема выделения произносительных стилей.

Билет № 7

1) Дайте определение понятия «речевой акт».
2) Назовите конститутивные признаки согласных арабского литературного языка в сопоставлении с согласными русского языка (РЯ).
3) Укажите функцию активных и пассивных звуков в образовании звуков речи.
4) Опишите процессы взаимодействия между говором и диалектом.
5) Дайте определение понятия «супрасегментные единицы языка».
6) Дайте определение динамического ударения.
7) Назовите, из чего складывается «интонационная структура фразы».
8) Охарактеризуйте типы интонационных конструкций по Е.А. Брызгуновой по употреблению.
9) В чем состоит коммуникативная функция интонации.
10) Охарактеризуйте значение мимики, как невербального средства общения.

Билет № 8

1) Дайте определение понятия «речевая деятельность».
2) Укажите круг задач частной фонетики.
3) Поясните, почему происходит аккомодация гласных к согласным в арабском лиитературном языке.
4) Поясните, что понимается под вариативностью произношения.
5) Объясните, как определяет понятие слог теория мускульного напряжения.
6) Объясните, что означает свободное или связанное (фиксированное) ударение.
7) Назовите закономерности вхождения синтаксических элементов в одну ритмическую группу в арабском литературном языке.
8) Поясните, возможно ли наложение интонационной структуры высказывания, выраженного простым предложением, на высказывание, выраженное распространенным предложением.
9) Определите, как отражается смещение предиката суждения на интонационной структуре вопроса с частицей «hal».
10) Поясните, что стимулирует необходимость учета национальных особенностей этикета.

Билет № 9

1) Дайте определение понятия «профессиональные языки».
2) Дайте определение понятия «архифонема» по Трубецкому Н.С.
3) Дайте общую характеристику звукового строя арабского литературного языка.
4) Перечислите принципы орфографии, характерные для разных языков.
5) Назовите средства фонетического объединения слова и их роль.
6) Объясните, что означает ударение речевого такта.
7) Назовите (перечислите) компоненты интонации.
8) Назовите функции мелодики как компонента интонации.
9) Поясните, можно ли определить по интонации национальную принадлежность говорящего.
10) Дайте определение понятия «культура речи».

Билет № 10

1) Объясните, в чем выражается различие между письменной и устной речью.
2) Сравните понятия «архифонема» и «гиперфонема» в определении Московской фонетической школы.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику эмфатических согласных [t?-d?].
4) Охарактеризуйте фонетический принцип орфографии.
5) Назовите компоненты акцентно-ритмической структуры слова.
6) Объясните, что означает тональное (музыкальное) ударение.
7) Что составляет ритмический рисунок фразы в арабском литературном языке.
8) Поясните, какими подходами пользуются ученые при классификации интонационных типов.
9) Докажите, что основные элементы интонационной структуры простого повествовательного предложения накладываются на распространенное предложение.
10) Объясните, в чем состоит значение правильного произношения.

Билет № 11

1) Назовите типы групповых различий языка.
2) Охарактеризуйте согласные арабского литературного языка по дифференциальным относительным признакам.
3) Поясните, в чем заключается «редукция гласных», как фонетический процесс в арабском литературном языке.
4) Поясните, какой вид письма называют пиктографией.
5) Объясните, в чем заключается «просодия слога».
6) Назовите и объясните причины перемещения словесного ударения в арабском литературном языке под действием ритмического фактора.
7) Дайте определение понятия «интонация» в физическом аспекте.
8) Поясните, в каких отношениях находятся интонационная и логическая структуры фразы.
9) Поясните, почему в альтернативных вопросах наблюдается нейтрализация интонационных средств.
10) Дайте определение понятия «произносительный стиль».

Билет № 12

1) Поясните, как письменная речь влияет на устную. Приведите примеры.
2) Назовите, какие отношения складываются между фонемами в арабском литературном языке.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабских согласных [t-d].
4) Поясните, что понимается под письмом.
5) Дайте определение «слоговые интонации», проиллюстрируйте примерами.
6) Перечислите типы ударений, как способа выделения слога.
7) Дайте характеристику интонационного центра во фразе.
8) Объясните, в чем заключается логическая функция интонации.
9) Охарактеризуйте роль интонации в удостоверительных вопросах.
10) Поясните, благодаря чему открылись новые перспективы изучения этикета.

Билет № 13

1) Объясните, в чем выражается единство письменной и устной речи.
2) Дайте характеристику группы средних согласных в арабском литературном языке.
3) Охарактеризуйте группы согласных по дополнительной артикуляции (второй фокус).
4) Охарактеризуйте социальные варианты произношения.
5) Дайте определение понятия « просодия».
6) Укажите основные функции словесного ударения.
7) Поясните, из чего складывается мелодический рисунок фразы.
8) Назовите интонационные средства выделения предиката суждения в вопросе (предиката вопроса).
9) Как выражается интонационно коммуникативная цель высказывания.
10) Объясните, почему речевой этикет является составной частью культуры народа.

Билет № 14

1) Дайте определение понятия «узус»
2) Объясните роль согласных и гласных в функциональных изменениях, происходящих в звучащей речи.
3) Объясните, почему в классификацию согласных вводится параметр фокуса артикуляции.
4) Дайте определение диалекта.
5) Укажите возможные принципы слогоделения. Приведите примеры.
6) Назовите особенности словесного ударения в ливанском варианте арабского литературного языка.
7) Назовите ситуации, когда синтаксические элементы фразы не входят в одну ритмическую группу в арабском литературном языке.
8) Объясните, в чем заключается лингвистическое значение эмоционального аспекта интонации.
9) Поясните, какие интонационные признаки позволяют отличить вопросы с неизвестным предикатом (специальные вопросы) от вопросов с известным предикатом (общие вопросы).
10) Объясните, почему ударение является существенным элементом речевой культуры.

Билет № 15

1) Дайте определение понятия «групповые жаргоны».
2) Определите фонематическое значение удвоенного согласного в арабском литературном языке (АЛЯ).
3) Дайте классификацию согласных арабского литературного языка по способу артикуляции.
4) Дайте определение понятия « вариативность».
5) Поясните, что понимается под фонетическим словом. Дайте примеры
6) Назовите языки, в которых встречаются подвижное или неподвижное ударения.
7) Поясните, почему синтагматическое деление фразы в арабском литературном языке не всегда совпадает с фонетическим.
8) Дайте определение понятия «интонация», как языкового феномена.
9) Расскажите о роли ритма в фонетической организации фразы.
10) Поясните, почему при изучении иностранного языка следует особое внимание уделять правильной постановке ударения и интонации.

Билет № 16

1) Назовите основные функции «речи».
2) Дайте сопоставительный анализ систем гласных в арабском литературном и русском языках.
3) Дайте классификацию согласных арабского литературного языка по степени мускульного напряжения.
4) Охарактеризуйте морфологический принцип орфографии.
5) Объясните, что означает длительность и долгота слога.
6) Назовите две возможные степени редукции безударных гласных.
7) Дайте определение понятию «микротакт».
8) Объясните, в чем заключается синтаксическая функция интонации.
9) Охарактеризуйте основные интонационные средства выражения вопросительности в вопросах с прямым порядком слов.
10) Поясните, почему при изучении иностранного языка особые трудности возникают при освоении сходных звуков.

Билет № 17

1) Поясните, как устная речь влияет на письменную. Приведите примеры.
2) Перечислите виды чередований фонем.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабского согласного [(].
4) Дайте определение понятия «языковая норма».
5) Объясните, как происходит движение тона в пределах слога.
6) Назовите языки, в которых встречаются свободное или связанное (фиксированное) ударения.
7) Назовите , какую роль в фразе выполняет ударение речевого такта в арабском литературном языке.
8) Объясните, в чем заключается роль интонации в устной речи.
9) Объясните, почему интонационные средства в одном языке отличаются от интонационных средств в другом языке.
10) Дайте определение понятия «паралингвистика».

Билет № 18

1) Дайте характеристику устной и письменной речи.
2) Дайте характеристику группы мягких согласных в арабском литературном языке.
3) Назовите акустические характеристики согласных в арабском литературном языке.
4) Поясните, что понимается под слоговым письмом.
5) Поясните, какие наблюдения доказывают произносительную целостность слога.
6) Объясните, как могут компенсироваться различные средства выделения ударного слога в слове.
7) Назовите элементы ритмического членения фразы.
8) Поясните, как отражаются в интонационной структуре отношения между субъектом и предикатом суждения.
9) Охарактеризуйте особенности интонации вопросов с неизвестным предикатом.
10) По каким параметрам формулируются правила ведения разговора (беседы).

Билет № 19

1) Дайте определение понятия «язык».
2) Поясните, в каких отношениях находятся звук и фонема.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабских согласных [h - g( ].
4) Охарактеризуйте территориальные варианты произношения.
5) Объясните, как определяет понятие слог сонорная теория.
6) Назовите доминирующее средство выделения ударного слога в арабском литературном языке.
7) Охарактеризуйте понятие «мелодика» - как компонент интонации.
8) Поясните, какова роль паузы в интонационном оформлении высказывания.
9) Объясните, в каких отношениях находятся такие понятия как «модель-предложение – высказывание».
10) Дайте определение понятия «речевой этикет».

Билет № 20

1) Назовите разновидности социальных диалектов.
2) Объясните, что имеется в виду под понятием «чередование фонем».
3) Охарактеризуйте явление «палатализации».
4) Поясните, что понимается под письменностью.
5) Объясните, как определяет понятие слог экспираторная теория.
6) Объясните, что означает фразовое ударение.
7) Поясните, какие типы тонов наблюдаются в речи и как они изображаются графически.
8) Перечислите функции интонации.
9) Охарактеризуйте, какое интонационное выражение находят субъект и предикат высказывания в повествовательной фразе.
10) Поясните, почему письменность стремится в той или другой мере запечатлеть идеальный фонетический состав слов.

Билет № 21

1) Назовите уровни языка и языковые единицы каждого из уровней.
2) Дайте определения понятия «фонема» по Щербе Л.В.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабских согласных [s-z].
4) Дайте определение понятия говора.
5) Назовите тенденции развития слоговой структуры в арабском лиитературном языке.
6) Назовите особенности словесного ударения в египетском варианте арабского литературного языка.
7) Охарактеризуйте компоненты интонации: мелодику, ударение, ритм.
8) Поясните, какими подходами пользуются ученые при классификации интонационных типов.
9) Поясните, можно ли определить по интонации национальную принадлежность говорящего.
10) Объясните, почему при изучении иностранного языка следует закреплять «идеальный фонетический состав слов».

Билет № 22

1) Дайте определение понятия «условные языки (арго)».
2) Охарактеризуйте фонологические различия согласных и гласных в арабском литературном языке.
3) Назовите характерные особенности укладов губ в артикуляционной базе арабского литературного языка.
4) Охарактеризуйте особенность русской орфографии.
5) Укажите, что понимается под структурой слогов. Укажите структурные типы слогов. Приведите примеры.
6) Назовите, к какому типу относится словесное ударение в арабском литературном языке.
7) Дайте характеристику интонационного центра во фразе.
8) Объясните, почему интонация дискретна в парадигматическом плане
9) Объясните, почему интонационные средства в одном языке отличаются от интонационных средств в другом языке.
10) Поясните, почему со временем изменяется понятие культуры речи.

Билет № 23

1) Объясните, почему высказывание (произнесенное или написанное) понимается собеседником.
2) Укажите круг задач общей фонетики.
3) Поясните, в чем заключается «диссимиляция», как фонетический процесс в арабском литературном языке.
4) Охарактеризуйте принципы русского письма.
5) Охарактеризуйте слово как фонетическую единицу.
6) Назовите средства выделения ударного слога в слове.
7) Объясните, какую роль играет ритм в интонационной структуре арабского литературного языка.
8) Объясните, в чем заключается синтаксическая функция интонации.
9) Поясните, какие интонационные признаки позволяют отличить вопросы с неизвестным предикатом (специальные вопросы) от вопросов с известным предикатом (общие вопросы).
10) Объясните, почему упорядочение произношения имеет большое общественное значение.

Билет № 24

1) Назовите основные функции языка.
2) Назовите тенденции в функционировании фонетической системы арабского литературного языка.
3) Охарактеризуйте фонетические процессы, возникающие в связи с употреблением неустойчивых согласных.
4) Охарактеризуйте принципы иероглифического письма.
5) Назовите типы слогов в арабском литературном языке и сделайте выводы относительно их отличительных особенностей их структуры.
6) Поясните, в каких случаях слово в арабском литературном языке имеет более одного ударения. Как они называются?
7) Назовите , какую роль в фразе выполняет ударение речевого такта в арабском литературном языке.
8) Дайте определение понятию «интонационная единица».
9) Охарактеризуйте основные интонационные средства выражения вопросительности в вопросах с прямым порядком слов.
10) Перечислите пункты, которые составляют характеристику речевого этикета.

Билет № 25

1) Поясните, какие отношения существуют между единицами языка.
2) Назовите примеры исторических изменений в фонетической системе арабского языка.
3) Дайте классификацию согласных арабского литературного языка по их акустическим характеристикам.
4) Укажите соотношение говора и диалекта.
5) Дайте определение понятия « просодия».
6) Объясните, что означает логическое ударение.
7) Охарактеризуйте компоненты интонации: мелодику, ударение, ритм.
8) Объясните, в чем заключается логическая функция интонации.
9) Охарактеризуйте роль интонации в удостоверительных вопросах.
10) Поясните, почему речевой этикет тесно связан с социальной структурой общества.

Билет № 26

1) Дайте определение понятия «социальные диалекты».
2) Дайте определение понятия «фонология».
3) Укажите функцию глотки (фаринкса) в образовании звуков речи в арабском литературном языке.
4) Поясните, как соотносятся между собой: алфавит, графика и орфография.
5) Объясните, как определяет понятие слог сонорная теория.
6) Объясните, что означает подвижное или неподвижное ударения.
7) Поясните, какие типы тонов наблюдаются в речи и как они изображаются графически.
8) Объясните, в чем заключается лингвистическое значение коммуникативного аспекта интонации.
9) Поясните, почему в альтернативных вопросах наблюдается нейтрализация интонационных средств.
10) Перечислите вербальные компоненты этикета.

Билет № 27

1) Дайте определение понятия «наречие».
2) Назовите функции фонемы. Приведите примеры.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабского согласного [q].
4) Определите цели транскрипции и какие виды транскрипции существуют.
5) Укажите возможные принципы слогоделения. Приведите примеры.
6) Объясните, что означает тональное (музыкальное) ударение.
7) Что составляет ритмический рисунок фразы в арабском литературном языке.
8) Объясните, в чем заключается «принцип замены», сформулированный А.М. Пешковским.
9) Поясните, почему интонация социальна?
10) Охарактеризуйте значение мимики, как невербального средства общения.

Билет № 28

1) Дайте определение понятия «территориальный диалект».
2) Дайте определение понятия «аллофон».
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику арабских согласных [h? - ?].
4) Охарактеризуйте грамматический принцип орфографии.
5) Дайте определение «слоговые интонации», проиллюстрируйте примерами.
6) Назовите языки, в которых встречаются свободное или связанное (фиксированное) ударения.
7) Поясните, в чем сходство интонационной структуры фразы с акцентной структурой слова и в чем состоит их различие.
8) Охарактеризуйте типы интонационных конструкций по Е.А. Брызгуновой по употреблению.
9) Охарактеризуйте особенности интонационной структуры в альтернативных вопросах.
10) Поясните, благодаря чему открылись новые перспективы изучения этикета.

Билет № 29

1) Назовите основные функции языка.
2) Перечислите виды чередований фонем.
3) Укажите функцию голосовых связок в образовании звука речи в арабском литературном языке.
4) Назовите разновидности письма.
5) Назовите правила слогоделения в арабском литературном языке.
6) Назовите языки, в которых встречаются подвижное или неподвижное ударения.
7) Назовите (перечислите) компоненты интонации.
8) Поясните, в каких отношениях находятся интонационная и логическая структуры фразы.
9) Расскажите о роли ритма в фонетической организации фразы.
10) Объясните, в чем проявляется разнообразие произносительных стилей.

Билет № 30

1) Назовите основные функции «речи».
2) Назовите, какие отношения складываются между фонемами в арабском литературном языке.
3) Охарактеризуйте явление «веляризации».
4) Объясните , что означают орфоэпические варианты произношения.
5) Объясните, как соотносятся слог и морфема в тональных языках.
6) Объясните, в чем состоит кульминативная функция ударения.
7) Дайте определение понятия «интонация» в физическом аспекте.
8) Назовите интонационные средства выделения субъекта и предиката суждения в повествовательной фразе арабского литературного языка.
9) Охарактеризуйте особенности интонации вопросов с неизвестным предикатом.
10) Дайте определение понятия «речевой этикет».

Билет № 31

1) Объясните, почему высказывание (произнесенное или написанное) понимается собеседником.
2) Дайте характеристику группы средних согласных в арабском литературном языке.
3) Дайте артикуляторно-акустическую характеристику эмфатического согласного[z(].
4) Поясните, какой вид письма называют пиктографией.
5) Объясните, как определяет понятие слог теория мускульного напряжения.
6) Объясните, что означает фразовое ударение.
7) Назовите элементы ритмического членения фразы.
8) Дайте определение понятия «интонация», как языкового феномена.
9) Назовите отличия в интонационной структуре вопросов с частицей «hal» в сопоставлении с вопросами с частицей «?a»
10) Поясните, почему при изучении иностранного языка особые трудности возникают при освоении сходных звуков.

Билет № 32

1) Дайте определение понятия «речевой акт».
2) Дайте определения понятия «фонема» по Щербе Л.В.
3) Назовите характерные особенности укладов языка в артикуляционной базе арабского литературного языка.
4) Объясните , что означают орфоэпические варианты произношения.
5) Назовите компоненты акцентно-ритмической структуры слова.
6) Назовите и объясните причины перемещения словесного ударения в арабском литературном языке под действием ритмического фактора.
7) Назовите, из чего складывается «интонационная структура фразы».
8) Объясните, в чем заключается лингвистическое значение эмоционального аспекта интонации.
9) Определите, как отражается смещение предиката суждения на интонационной структуре вопроса с частицей «hal».
10) Поясните, почему при изучении иностранного языка следует особое внимание уделять правильной постановке ударения и интонации.

Билет № 33

1) Дайте определение понятия «профессиональные языки».
2) Объясните роль согласных и гласных в функциональных изменениях, происходящих в звучащей речи.
3) Назовите фонетические процессы, соответствующие облегчению мускульных напряжений в потоке речи.
4) Охарактеризуйте принципы арабского письма.
5) Объясните, что означает длительность и долгота слога.
6) Объясните, что означает ударение речевого такта.
7) Дайте определение понятию «микротакт».
8) Поясните, как отражаются в интонационной структуре отношения между субъектом и предикатом суждения.
9) Скажите, чем характеризуется интонационная структура высказывания.
10) Объясните, почему при изучении иностранного языка следует закреплять «идеальный фонетический состав слов».

Билет № 34

1) Дайте определение понятия «территориальный диалект».
2) Поясните, в каких отношениях находятся звук и фонема.
3) Назовите отличительные особенности артикуляционной базы арабского языка в сопоставлении с артикуляционной базой русского языка.
4) Поясните, что понимается под вариативностью произношения.
5) Поясните, какие наблюдения доказывают произносительную целостность слога.
6) Какие фонетические процессы сопровождают выделение ударного слога в слове.
7) Дайте определение ритмической группы (речевого такта) в арабском литературном языке.
8) Объясните, в чем заключается роль интонации в устной речи.
9) Объясните, в каких отношениях находятся такие понятия как «модель-предложение – высказывание».
10) Поясните, почему целесообразно использовать две транскрипции, отражающих идеальный фонетический состав слов и транскрипцию связной речи.

Билет № 35

1) Дайте определение понятия «групповые жаргоны».
2) Объясните, чем определяется равновесие фонетической системы.
3) Дайте классификацию согласных арабского литературного языка по месту артикуляции.
4) Охарактеризуйте территориальные варианты произношения.
5) Дайте определение понятия «сегментные единицы языка».
6) Дайте определение понятия «словесное ударение».
7) Назовите ситуации, когда синтаксические элементы фразы не входят в одну ритмическую группу в арабском литературном языке.
8) Перечислите функции интонации.
9) Охарактеризуйте, какое интонационное выражение находят субъект и предикат высказывания в повествовательной фразе.
10) Поясните, какие задачи ставит перед собой фоностилистика.