Экологический туризм
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА 5
2.ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ПРИРОДУ 7
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ 12
3.1.Понятие «экологический туризм» 15
3.2.Виды экологического туризма 19
4.ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ) 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ВВЕДЕНИЕ
Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Он использует примерно 7% мирового капитала, а годовой доход от международного туризма в 2000 году по оценкам Всемирной туристской организации, составил 600 млрд. долларов при 660 млн. совершённых международных путешествий. /8./
В начале 90-х годов доля туризма даже составила более 10% мировой торговли товарами и услугами, что позволили ему занять 3 место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 году туризм должен выйти на первое место.
Международный туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платёжный баланс страны. Помимо влияния на экономику многих стран международный туризм воздействует на их социальную и культурную среду, экологию. А последние, в свою очередь, влияют на туристов.
Однако рост международного туризма вызывает некоторые негативные последствия, например инфляция, разрушение окружающей среды и нарушение традиций местного населения. Это особенно наглядно проявляется в развивающихся странах, где туристы из более богатых индустриальных стран своим присутствием навязывают присущий им образ жизни и уровень потребления. Следовательно, своевременная и всесторонняя оценка последствий международного туризма является очень важным фактором для составления такой экономической и туристской политики, которая позволяла бы извлекать максимальную выгоду и предупреждать разрушительное воздействие туризма.
С начала 80-х годов нашего столетия наметился сдвиг в приоритетах путешественников. Вместо жаркого солнца всё чаще предпочтение отдаётся тенистым лесам, а вместо городских громад - поселениям традиционных народностей. Это заставляет говорить о феномене так называемого экологического туризма, особого сектора туристской области, который, по некоторым оценкам, уже охватывает более 10% туристского рынка, а темпы его роста в 2-3 раза превышают соответствующие темпы во всей индустрии туризма.
Целью курсовой работы является изучение географии экологического туризма. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
- изучение литературных и картографических источников;
- анализ понятия «экологический туризм»;
- выявление основных видов экологического туризма;
- составление карты «экологический туризм» (на примере отдельных регионов).
Основными методами исследования явились: метод теоретического анализа и картографический.
1.ПОНЯТИЕ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА
Туризм находится в тесной связи с новой отраслью географии - рекреационной географией, изучающей природно-географические, культурно-исторические и иные условия, способствующие развитию туризма.
Рекреация - это совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населённого пункта, являющихся местом их постоянного жительства.
Рекреацию по ее продолжительности можно разделить на кратковременную с возвращением на ночлег в места постоянного проживания и длительную с ночлегом вне места постоянного проживания. Территориально кратковременная рекреация ограничивается пригородной зоной в радиусе одно-двухчасовой пешеходной или транспортной доступности, а осуществление длительной рекреации территориально практичности не ограничено. По своему содержанию длительная рекреация совпадает с таким ёмким понятием, как туризм. В современной научной литературе под туризмом принято понимать совокупность отношений и явлений, возникающих в процессе путешествия и пребывания людей вне своего постоянного места жительства, если пребывание не превращается в продолжительное или во временное занятие ради заработка.
Туризм (от латинского – поездка), путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха. Осуществляется, как правило, через туристические организации по туристическим маршрутам (в форме организованного или самодеятельного туризма). Является одним из наиболее эффективных средств удовлетворения рекреационных потребностей населения, так как сочетает оздоровление, познание, общение и т.д. Путешествия в пределах своей страны объединяются понятием внутренний (национальный) туризм, за ее пределами - иностранный (международный) туризм. Широко распространен экскурсионный туризм. В зависимости от целей путешествий, туризм подразделяется на познавательный, спортивный, природный, любительский, туризм с социальными целями, деловой (ярмарки, конгрессы), религиозный и т.д. В международной статистике принято считать туристическими поездки на курорты и в дачные местности, а также массовые краткосрочные выезды коллективов, отдельных групп и лиц в специальные зоны отдыха. В зависимости от средств передвижения и использования техники или иных видов транспорта различают: водный, пешеходный, лыжный, конный, ж/д, вело, мото, авто и авиатуризм, форма горного туризма - альпинизм.
2.ВЛИЯНИЕ ТУРИЗМА НА ПРИРОДУ
В процессе туристской деятельности неизбежно происходит изменение окружающей среды. В настоящее время проблема охраны окружающей среды и ее улучшение занимают важное место во многих исследованиях. Ранее исследованиям по анализу туристской деятельности уделялось мало внимания, да и то рассматривали воздействие туризма только в определённых точках земного шара или воздействие отдельных его видов.
Воздействие туризма на окружающую среду может быть прямым, косвенным и побудительным, а также положительным и отрицательным. Туризм не может развиваться без взаимодействия с окружающей средой, однако с помощью управления развитием туризма и чёткого планирования, возможно уменьшить негативное воздействие и увеличить положительное.
Положительное воздействие международного туризма включает: охрану и реставрацию исторических памятников, создание национальных парков и заповедников, защиту берегов и рифов, сохранение лесов и т.д.
Однако во многих развивающихся странах не предпринимают ни каких шагов для защиты и сохранение природы из-за отсутствия необходимых финансовых средств, а полученные от туризма доходы перекачивались в другие, приоритетные сферы считавшиеся экономически более выгодными.
При оценки влияния туризма на природу важно также, с кокой точки зрения она ведётся: ведь то, что считается положительным с точки зрения туристов, может оказаться негативной с точки зрения местных жителей. Например, сохранение парков может быть причиной сокращения пастбищ для скота и, следовательно, причиной спада производства пищевых продуктов.
Негативные воздействие туризма, к сожалению, часто берут верх над положительными. В частности, это воздействие на качество воды в реках, морях, озёрах и на качество воздуха из-за применения транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания на масляном топливе; шум от деятельности разных развлекательных заведений; уничтожение местной и дикой фауны туристами; разрушение исторических памятников вандалами, осуществляя на них надписи, и т.д. Это примеры лишь незначительных повреждений, причиняемых окружающей среде.
Политика строительства новых гостиничных комплексов и инфраструктур вдоль побережья, особенно в 70-е годы, отрицательно повлиявшая на окружающую среду, в последние годы стала неактуальна. В некоторых странах применяются ограничения на строительство зданий в непосредственной близости к морю, например в Индии.
Так как в туристской сфере употребляется продукция многих других отраслей, прямо не производящих туристских продуктов, воздействие их на окружающую среду также следует учитывать.
Политика по защите окружающей среды должна быть нацелена на долгосрочный период для обеспечения продолжительности туристской деятельности. Однако многие, особенно развивающиеся страны игнорируют это, предпочитая коммерческую и финансовую сиюминутную выгоду.
Для оценки влияния на окружающую природную среду приняты разные модели. В некоторых туристских местах слабо действуют нормативных акты, а природоохранные службы практически отсутствуют. Однако отсутствие нормативной базы, обеспечивающей защиту окружающей среды, не должно останавливать процесс планирования развития туризма. Специалисты в этой области должны провести собственную оценку воздействия на окружающую среду. Следует отметить, что защита окружающей среды является более простой и дешёвой мерой, чем исправление нанесённого вреда в будущем.
Политика развития туризма с учётом экологического воздействия становится всё более актуальной, и всемирная туристская организация предлагает много программ по охране окружающей среды.
Охрана и преобразование рекреационных территорий включает в себя определение норм нагрузок на природные комплексы, выделение зелёных зон и курортных лесов, охрану рекреационных земель, лесоустроительные мероприятия, охрану подземных вод и минеральных ресурсов и источников, сохранение чистоты воздушного бассейна и д.р.
Туристская деятельность может привести к негативным последствиям: к нежелательным изменениям природы горных склонов, к загрязнению их отходами и т.п. Развитие рекреационной деятельности оборачивается многолюдьем, резким увеличением числа автотуристов. Вопросы охраны природных ресурсов должны решаться за долго до начала эксплуатации рекреационной территории, т.е. ещё в стадии проектирования. Обусловлено это тем, что именно природные ресурсы являются основой, «градообразующей базой» развития рекреационного хозяйства. «Градообразующая база» должна быть максимально сохранена ввиду сложности результативных мероприятий и их высокой стоимости.
Туризм, как правило, выступает фактором, который стимулирует выявление, охрану, реставрацию и рациональное использование природных ресурсов и культурно-исторических ценностей. Это происходит потому, что принимающая иностранцев страна мобилизует рекреационные ресурсы, чтобы достойно встретить гостей, дольше их задержать на своей территории и составить самое благоприятное впечатление в целях прежде всего рекламного характера для потенциальных туристов. Во-вторых, это встречное стремление путешественников искать и находить новое, интересное и полезное во время зарубежных поездок. В-третьих, возможность использования части поступлений от туризма на охрану и восстановление национальных богатств.
В настоящее время большинство стран Европы провели паспортизацию природных и исторических ценностей, что позволило наметить правильные пути развития туризма и охраны национальных богатств. Принятие в последние годы в ряде стран строгих мер, направленных на охрану природы, создание новых национальных парков и заповедников, попытки научного определения допустимых нагрузок на природу т.п. - всё это в значительной степени отразило стремление предельно нейтрализовать негативные стороны бурно развивающегося международного туризма и одновременно создать для него наиболее благоприятную обстановку, сохранить и улучшить природно-географическую обстановку, сохранить и улучшить природно-географискую среду. Озеленение городов, борьба против шума и наведение чистоты тоже в известной степени результат требований развития туризма.
К заслугам международного туризма следует отнести усиление охраны лесов и их восстановление в ряде европейских стран, создание на Гавайских островах так называемого «Райского парка», насчитывающего более тысячи видов тропических птиц, заповедника на острове на острове Саа-Нане на озере Виктория и т.д. /8./
Отрицательное влияние туризма, сказывается, прежде всего, на природных богатствах стран или районов массового отдыха и путешествий. Особую привлекательность для туристов имеют нетронутые лесные ландшафты. Конечно, лесные пожары, связанные с разжиганием костров, в основном относятся к явлениям, характеризующим внутренний туризм, а не международный, поскольку комфортабельно обставленные маршруты иностранных туристов, как правило, не сопровождаются приготовлением пищи на кострах. Однако вырубка лесов, вызванная созданием туристских комплексов, которые требуют расчистки площадок для строительства, стала сопутствовать развитию международного туризма.
Национальные парки – один их наиболее притягательных объектов для туристов. Так, в США посещаемость национальных парков достигает 90 млн. своих и иностранных туристов в год. И как бы желательно ни относились к природе организаторы поездок и посетители, всё же из-за чрезмерного числа людей на ограниченных площадях национальных парков происходит распугивание животных и вытаптывание растительности. Совершенствование коммуникаций, создание торговой сети и отелей на заповедных территориях, вызываемое стремлением создать для туристов сервис и получить повышенную прибыль, также не способствует сохранению первозданных ландшафтов.
Массовое развитие туризма, в том числе иностранного, таит немалую опасность и для животного мира, поскольку многие туристы не довольствуются осмотром, кинофотосъемками представителей фауны, а стараются принять участие в охоте, мало задумываясь над тем, не наносит ли отстрел животных ущерба природе. Несмотря на меры, принятые во многих странах, браконьерство иностранцев остаётся и сейчас ещё частым явлением в некоторых районах Африки, Азии и Латинской Америки.
Итак, чрезмерное «наступление» на природу, проводимое в целях развития туризма, не служит ни сохранности природных богатств, ни улучшению отдыха туристов.
Решение этой важнейшей и далеко не простой проблемы должно идти по линии повышения общей культуры туризма, в том числе и международного, усиление законодательных и охранных мер, выработки с научных позиций норм нагрузки на каждый туристский объект, развития экологического туризма.
Охрана природных богатств требует создания и специальных технических средств. Это касается, во-первых, внедрения в курортное дело различного вида машин для очистки пляжей, приточных вод и вод морей, озёр и водохранилищ; во-вторых, более широкого использования техники для наблюдения за состоянием природы и поведением отдыхающих; в-третьих, обеспечение туристов новыми видами транспорта, снаряжения и оборудования, использование которых исключило бы нанесение ущерба природе.
3.ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
За последнее десятилетие мало какое зарубежное издание, посвящённое туризму, обходится без упоминания экологического туризма. В отечественной географической науке проблемы экологического туризма рассматриваются в работах Н.С. Мироненко, А.В. Дроздова, И.Н. Панова и др. новый вид туризма противопоставляется туризму традиционному. Отличие туризма экологического - в приоритетах туристов, которые стремятся в первую очередь к общению с природой, познанию ее объектов и явлений, активному отдыху на природе. Традиционные развлечения и бытовой комфорт отходят на второй план. Это делает охрану природы экономически выгодной. Развитие экотуризма основывается на стремление свести к минимуму изменение окружающей среды. Из-за меньшего объёма необходимой туристской инфраструктуры (отелей, ресторанов и других увеселительных заведений), из расчёта на одного туриста и на каждый доллар прибыли, данный вид туризма характеризуется меньшей ресурсоемкостью.
Неотделимо от экологического туризма и экологическое просвещение. Познавая природу, туристы проникаются необходимостью бережного к ней отношения. Вклад экологического туризма в формирование экологической культуры поистине неоценим.
Согласно Закону Российской Федерации "О туризме" экологический туризм - путешествия, совершаемые с целью экологического воспитания и образования туристов. Однако современность требует вкладывать в понятие экотуризма другой, более широкий смысл, не ограничиваясь целями экологического просвещения. Акцентирование внимания на экологическом воспитании и образовании создает искушение относить к экотуризму все путешествия с природоведческими целями. По этой причине посещение музеев природы практически всегда приравнивают к форме экологического туризма. Но настоящих экотуристов вряд ли восхитят чучела животных или охотничьи трофеи. Главная цель экотуриста - не природоведческое образование, а потребление экологических ресурсов, в т.ч. и информационных. Экологические ресурсы - это свойства естественного баланса компонентов природной среды (животных, растительности, почв, климата, рельефа и т.д.), который формировался без активного влияния человеческой деятельности. Главной ценностью экологических ресурсов является природная естественность. Именно она притягивает туристов из городов, где люди постоянно ощущают отрицательное воздействие загрязненных воздуха и воды, шума и социальных конфликтов. Потребляя экологические ресурсы, отдыхающие получают оздоровительный и познавательный эффект.
Вторая особенность экологического туризма - его устойчивость. Экологический туризм на всех уровнях управления туристским комплексом воспринимается так же, как и простым потребителем, - слишком упрощенно. Сегодня останови любого прохожего и спроси, что такое экотуризм, он ответит, что это - путешествие на природу, в национальный парк или посещение музея природы. И в Законе "О туризме" при определении понятия "экотуризм" использован именно такой, обывательский, подход, который приемлем для бесед на кухне, но не годится для регулирования отношений между производителями туристских услуг. Более того, узкое и уже узаконенное толкование экотуризма не дает шансов для существования альтернативного понимания экотуризма как явления. Однако по данному вопросу уже были кое-какие наработки, которые в законе почему-то не нашли отражения. Так, в рамках проекта "Охрана биоразнообразия лесов Беловежской пущи" в 1997 г. был издан Русско-английский словарь-глоссарий, где указывалось, что экологический туризм - это sustainable tourism, т.е. устойчивый. На этом признаке экотуризма особое внимание акцентируют исследователи из России, страны, которая обладает самым большим экотуристским потенциалом в мире, и из Германии, государства, где наибольшими темпами растет экотуристский спрос. Что же означает понятие устойчивости? Во-первых, оно подразумевает сохранение в целости экологических ресурсов, а во-вторых, традиционного уклада жизни населения в месте организации экотуризма. Такая позиция с одной стороны исключает из экотуристских занятий промысловые виды (охота, рыбалка и сбор грибов и ягод с целью заготовки), т.к. изъятие в большом количестве природных компонентов ведет к нарушению природного баланса и противоречит мотивам экотуристов, а с другой - предполагает создание инфраструктуры, нацеленной не на удовлетворение требований комфортабельного отдыха, а на сохранение природной среды. При этом рекреационная функция экотуристской инфраструктуры является дополнительной. Это значит, что экологические тропы создаются, прежде всего, для того, чтобы управлять передвижением туристов, а уже потом для того, чтобы удобно было гулять; оборудование кострищ и заготовка для туристов дров нужны в первую очередь для того, чтобы отдыхающие не жгли костров, где попало, и не вырубали деревья, и только во вторую очередь - для удобства отдыха; пляжи оборудуются для создания привлекательных мест отдыха с целью отвлечения внимания туристов от заповедных побережий, а не для привлечения большего числа туристов, и т.п.
Вместе с тем экологический туризм должен способствовать восстановлению и сохранению традиционного образа жизни местного населения, его культуры и этнографических особенностей. развитие устойчивого экотуризма возможно лишь с созданием в местностях, прилегающих к природоохранным территориям, специальных экотуристских (ландшафтных) парков, где деятельность местных жителей по реализации туристам услуг по приему и продуктов домашнего хозяйства имела бы льготы и стимулы. Что касается белорусских национальных парков, то при таких условиях они освободились бы от тяжелой ноши затрат по организации туристского размещения и питания и смогли бы переориентировать свои скудные средства лишь на развитие специализированного обслуживания туристов: экскурсионные услуги, экологические семинары, прокат туристского снаряжения, организация походов с целью ознакомления с уникальными природными местами, продажа туристам дров и т.п. Это в большей степени соответствовало бы целям и задачам национальных парков. Похожие методы организации туристского обслуживания давно используются в Польше. Так, например, в польской части Беловежской пущи частный сектор обслуживает более 80% объема проживания туристов. При этом на службы национальных парков возлагаются функции по поддержанию в надлежащем состоянии дорожно-тропиночной сети, по организации массовых мероприятий, по контролю за рекреационной нагрузкой на природные комплексы. Такая схема функционирования национальных парков характерна для всех цивилизованных стран. Именно она способна создать экономические условия для сохранения этнического колорита периферийных регионов страны через уменьшение оттока сельского населения из них, их социально-экономического развития за счет туризма.
Таким образом, для того, чтобы экологический туризм мог реально оказывать положительное влияние на хозяйство и социальную сферу страны, а также быть реальным приоритетным направлением туризма, его понятие должно вбирать три основных аспекта: 1) ориентация туристов на потребление экологических ресурсов, 2) сохранение естественной природной среды, 3) поддержание традиционного уклада жизни населения периферийных регионов. Поэтому имеющееся в Законе "О туризме" определение экотуризма должно быть расширено. Это возможно в рамках специальной программы по развитию экологического туризма. Из зарубежных аналогов наиболее известным является австралийская "National ecotourism Strategy", принятая в 1994 г.
И еще хотелось бы обратить внимание на один момент. В русском языке есть прилагательное "экологический", которое по отношению к туризму означает его ориентацию на экологические ресурсы, и есть слово "экологичный", т.е. экологически безопасный, или устойчивый.
3.1.Понятие «экологический туризм»
Термин «экологический туризм» и более распространенная его краткая форма «экотуризм» представляют собой буквальный перевод английских «ecological tourism» и «ecotourism». Эпитет экологический - не единственный, применяемый в английском языке и соответственно в американской, канадской, английской, австралийской литературе и в литературе многих других стран для обозначения новых направлений в туризме, сформировавшихся в последнее десятилетие в результате влияния идей «зелёного движения» и развития экологического мировоззрения. Встречается, например, термин «зелёный туризм». Обычен также термин «природный туризм». Последний наряду с обширным спектром других распространен и в немецкоязычных странах, где прилагательное «экологический» употребляется вообще весьма редко, а в определениях «зелёных» отраслей туризма практически не используется. Там наиболее широкое хождение получил термин «Sanfter Tourismus», который можно перевести на русский язык как «мягкий туризм».
Обычно «мягкий» туризм противопоставляется «жестокому», главной целью которого является максимизация прибыли, в то время как для «мягкого» туризма приоритетны не только успешный бизнес, но и забота о культурном благополучии туристских регионов, щадящем использовании и воспроизводстве их ресурсов, минимизации ущерба окружающей среде. Следует, однако, иметь в виду, что нередко под «мягким» туризмом подразумевают туризм «спартанского» типа в условиях максимально тесного контакта с дикой природой.
Многообразию терминов отвечают широта содержания и множественность конкретных форм деятельности в той новой обширной области индустрии туризма, которую мы обобщённо называем экологическим туризмом. Существует немало и различных определений экотуризма, каждое из которых выявляет те или иные важные аспекты последнего. В совокупности эти определения достаточно полно описывают и разнообразие, и эволюцию представлений о целях и задачах новой туристской отрасли.
В соответствии с определением Й. Криппендорфа, главная цель новой политики туризма, первоначально названного этим автором тихим, или спокойным, туризмом, состоит в том, чтобы «долговременно обеспечивать физический и духовный отдых возможно большему числу людей в непосредственном контакте с ландшафтом, а также в отвечающих ландшафту и потребностям отдыхающих формам поселений с учётом долговременных интересов местных жителей». Рекомендуемые виды занятий, адекватные тихому туризму, впоследствии получившему название «мягкий туризм», это спокойные, не технизированные занятия, т.е. прогулки пешком, на велосипедах или верхом, плавание, лыжные прогулки и т.п. Это определение и пояснение к нему Криппендорф формулировал в основном через характеристики, представляющие собой альтернативы особенностям жестокого туризма. Одним из лейтмотивов политики, предложенной этим автором, служил мотив гуманизации туризма. /4,с.92/
В определении используемом П. Хасслахером, названы четыре «стратегических» компонента, наличие и взаимодействие которых характеризует мягкий туризм: «нетехнизированный туризм, самостоятельное региональное развитие, социальная ответственность, культурная ответственность». Все эти компоненты автор полагает равнозначными, однако на практике, предлагая перечень территорий в Австрии, где, по его мнению, следует развивать мягкий туризм, он отдаёт предпочтение районам, которые ещё не охвачены интенсивным, технизированным туризмом. Таким образом, в определении Хасслахера приоритетным критерием мягкого туризма служит его нетехнизированность. Кроме того, по Хасслахеру, мягкий туризм не может развиваться во всех туристских регионах. /4,с.92/
Похожее по структуре, но иное по содержанию определение предложил К.Х. Рохлитц. Согласно этому автору, мягкий туризм представляет собой систему. Состоящую также из четырёх взаимодействующих элементов: оптимального отдыха гостей, «интактного» ландшафта, т.е. такого, с которым гости соприкасаются непосредственно, интактной местной социокультурной сферы и прибыли от туристской деятельности. Само определение формулируется следующим образом: «Мягкий туризм - это количественно умеренный туризм, который благодаря дистанцированной интеграции создаёт для местных жителей экономические выгоды и обеспечивает взаимопонимание между гостями и местными жителями, а также не причиняет ущерба ни ландшафту, ни местной социокультурной среде». Важным пояснением автора к этому определению служит указание на такой характер взаимодействия элементов в системе «мягкий туризм». Который обеспечивается в значительной мере за счёт направления части прибыли на устранение до некоторой степени неизбежного нарушения природного ландшафта. /4,с.93/
Существенное дополнение к изложенным выше определениям и концепциям мягкого туризма сделал Д. Крамер. По его мнению, гуманизация туризма, реформирование и превращение жестокого туризма в мягкий более продуктивны не на индивидуальном уровне, т.е. не через изменение индивидуального поведения туристов или конкретных политиков и руководителей туристского бизнеса, а через целенаправленное воздействие общественных организаций на политику крупных турфирм. Такими организациями этот автор считает, прежде всего, альпийские союзы, а также природоохранные общества, члены которых готовы поступится комфортом, и проводить свой отпуск в сравнительно суровых условиях, во множестве покупая у крупных фирм «мягкие» туры. Таким образом, по Крамеру, в системе «мягкий туризм» важнейшим компонентом является не просто турист, а сознательный, подготовленный турист. /4,с.93/
По мнению А.В. Дроздова с охарактеризованными выше немецкоязычными определениями мягкого туризма и более строгим терминологическим обозначением этого направления в туризме («экологически и социально ответственный туризм») во многих отношениях сходны определения экотуризма, существующие в англоязычной литературе. Можно только отметить их сравнительный лаконизм и широкое использование термина устойчивость. Ещё одной их заметной чертой является стремление связать экотуризм преимущественно с естественными, ненарушенными или мало нарушенными и охраняемыми ландшафтами. /4,с.93/
Вместе с тем в некоторых из этих определений указаны и такие свойства экотуризма, как забота о социальном, культурном и экономическом благополучии местного населения.
В качестве характерного примера можно привести определение, выработанное правительственными и общественными туристскими и природоохранными организациями Австралии и используемое в документе «Национальная стратегия экотуризма». Определение гласит: «Экотуризм - это экологически устойчивый туризм, имеющим своим основанием природу, включающей ознакомление с окружающей природной средой и ее объяснение».
Можно выделить пять критериев, которым должен соответствовать экологический туризм. Экологический туризм должен быть: 1) обращённым к природе и основанным на использовании преимущественно природных ресурсов; 2) не наносящим ущерба или минимизирующим ущерб среде нашего обитания, т.е. экологически устойчивым; 3) нацеленным на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнёрства с природой; 4) заботящимся о сохранении местной социокультурной сферы; 5) экономически эффективным и обеспечивающим устойчивое развитие тех районов, где он осуществляется.
В соответствии с этими критериями даже плавание на лайнере по Амазонке можно посчитать экологическим туром при условии, что с позиции технологии этот лайнер будет совершенен, что туристы будут часто покидать судно для лодочных пеших или верховых маршрутов, что они ознакомятся с местной природой, аборигенной культурой и экологическими проблемами региона и внесут определённый вклад в их решение, пусть даже простейшим способом - пожертвованиями на природоохранные проекты.
Вместе с тем приведённый пример показывает, что целесообразно различать две трактовки экотуризма: узкую (классическую) и широкую. Данный пример, очевидно, относится к экотурам в их широком понимании. Узкая трактовка экотуризма господствует в странах, обладающих большими территориями - Канаде, США, Австралии. Такую трактовку поддерживают и развивают, прежде всего, представители «зелёного» движения. Широкой трактовки придерживаются эксперты по туризму и его исследователи из стран Западной Европы, обладающей весьма ограниченными ресурсами «дикой природы».
Итак, экотуризм представляет собой широкое и развивающееся направление в индустрии туризма, он не всегда одинаково понимается в разных странах, его формы динамичны, он проникает в прежде далёкие от экологической ориентации области туристской деятельности и ограничивать его слишком строгими рамками и одним единственно верным определением едва ли разумно.
3.2.Виды экологического туризма
В литературе встречаются несколько терминов, относящихся к сфере экотуризма.
Биотуризм - туризм, объектом которого являются любые проявления живой природы, будь то отдельные виды или биоценозы.
Природный туризм - туризм, объектом которого является любая природа, как живая, так и неживая (например, пещеры, горы, водоёмы и др.) природный туризм включает в себя биотуризм как одно из тематических направлений.
Объектами собственно экотуризма - могут быть как природные, так и культурные достопримечательности, природные и природно-антропогенные ландшафты, где традиционная культура составляет единое целое с окружающей природной средой.
Всемирная туристская организация использует термин приключенческий туризм в качестве ещё более широкого понятия, включающего в себя экотуризм. Однако экотуризм, хотя и обладает приключенческим элементом, не всегда подразумевает приключения в чистом виде. Поэтому справедливо считать, что понятие «приключенческий туризм», и «экотуризм» во многом пересекаются, но первое не поглощает второе.
Классификация экотуризма по видам транспорта имеет свои особенности.
Различают экологически водный туризм (на байдарках, на плотах, каноэ, парусники и другие), пешеходный, лыжный, конный, велосипедный, автомобильный (электромобили), авиационный (планеры, аэростаты).
Всё большее распространение получает агротуризм, или агроэкотуризм. Это туризм в сельской местности, при котором туристы во время своего отдыха ведут сельский образ жизни на фермах и хуторах. Развитие такого вида туризма наиболее актуально для стран Западной Европы (и отчасти США) с небольшим процентом естественных ландшафтов и высоким уровнем сельскохозяйственной освоённости территории.
Экологический туризм в Италии может развиваться в национальных парках. Система национальных парков находится на карте /рис. 1./
В широком обиходе находятся также синонимические термины устойчивый, или поддерживающий, туризм и «зелёный» туризм. Они подразумевают туризм с применением технологий, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Но не всякий устойчивый туризм можно считать экологическим, так как экологические технологии могут быть использованы и в организации пляжного туризма, и в гостиничном деле в крупных городах, и даже в авиаперевозках.
Обычно в путешествии турист надеется, с одной стороны, получить определённый объём знаний, а с другой - отдохнуть на природе. По преобладанию той или иной цели можно выделить научный, познавательный и рекреационный виды экотуризма.
Чисто научным экотуризмом занята относительно небольшая часть туристов. Однако этот вид является источником информации об удалённых и малоизученных районах, необходимой как для науки, так и для грамотного планирования развития самого экотуризма. В последнее время в научных полевых исследования, не требующих высокой квалификации, всё чаще стала использовать помощь обыкновенных туристов-добровольцев. Многие из них с удовольствием совмещают отдых на природе с такими экзотическими занятиями, как сбор яиц редких видов черепах где-нибудь в Коста-Рике или учёт численности копытных в заповедниках России.
Практически каждое экопутешествие преследует познавательные цели. Объектами познавательного, как и научного, экотуризма становятся отдельные наиболее интересные с точки зрения наблюдения биологические виды, так называемые star species, такие как, например слоны, львы, другие крупные виды хищников и копытных в Восточной Африке и Азии. До войны в Раунде среди иностранных туристов был очень популярен специально созданный заповедник для горилл.
Часто экотуристов привлекают особые достопримечательности неживой природы, геоморфологические, гидрологические и другие объекты (горы и каньоны, пещеры, озёра и реки). Здесь помимо познавательного, реализуется рекреационный элемент экотуризма, который включает спортивный туризм, альпинизм, лыжные, конные, водные и пешие походы и другие виды активного и пассивного отдыха.
Объектом экотуризма могут стать экзотические растительные сообщества, или биоценозы, например, тропические лиса, цветущие летняя тундра и весенняя пустыня. Но чаще туристов привлекают уникальные ландшафты в целом. Наконец, в большинстве случаев в число объектов познавательного экотуризма попадают культурные, исторические или этнографические особенности, неотделимые от природного окружения.
Наиболее популярными видами деятельности экотуристов являются пешие походы, наблюдения за птицами, кино- и фотосъёмка, экосафари, проживание в палаточных городках, посещение гор и альпинизм, рыбалка водный туризм, ботанические экскурсии, археологический и палеонтологический туризм, спелеотуризм, наблюдение экзотических бабочек.
При условии грамотного развития экологический туризм может сыграть свою роль в разрешении современного социально-экологического кризиса. Он содействует охране природы и традиционных культур. Возрастающий спрос в этом секторе туризма приводит к созданию новых особо охраняемых природных территорий, в первую очередь национальных и природных парков. Экологический туризм приносит существенный доход в государственный бюджет. Особенно это касается развивающихся стран. Для их слабой экономики несколько миллиардов долларов, которые приносит экологический туризм в казну всех развивающихся стран, - большие деньги. На многих территориях экологический туризм может стать отраслью специализации, представляя конкурентоспособную альтернативу разрушающей природу хозяйственной деятельности.
Наша страна обладает обширными территориями с нетронутой природой. К сожалению, до последнего времени развитие экотуризма в России шло преимущественно на самодеятельном уровне. Сейчас мы выходим на многие мировые рынки, в том числе и на рынок туризма. Развитие экологического туризма может сохранить природную красоту уникальных территорий.
4.ГЕОГРАФИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
(НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ)
География международного туризма
Распространение современного международного туризма отличается значительной территориальной неравномерностью. В самом общем виде она отражает разные уровни социально-экономического развития Севера и Юга (Центра и Периферии мирового хозяйства). Так, согласно имеющимся расчетам, на постиндустриальные страны ныне приходится 57% всех туристских прибытии, на развивающиеся страны — 30% и на страны с переходной экономикой — 1,3%.
Своеобразна география экологического туризма. Если основные международные потоки традиционных туристов направлены из развитых стран в развитые, а среди принимающих стран лидируют Франция, США, Испания, Италия, то экотуристы направляются главным образом из развитых стран в развивающиеся. Последние находятся преимущественно в тропиках, природа которых экзотична и притягательна для обитателей умеренных широт. Здесь среди лидеров - Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.
Европа является основным туристским районом мира. На европейском континенте расположены страны наиболее развитого туризма, которые обладают благоприятными природно-климатическими условиями и изобилуют разнообразными туристскими достопримечательностями. Европа почти целиком расположена в умеренном поясе, лишь крайний север ее заходит в субарктический и арктический пояса, а юг - в субтропический. Для отдыха наиболее благоприятны в климатическом отношении три полуострова, примыкающие к Средиземному морю (Пиренейский, Аппенинский, Балканский).
В развитых странах Европы и Америки экотуристы очень часто путешествуют и по своим странам. Экотуристами переполнены национальные парки США, а посещение некоторых парков даже приходится заказывать заранее. Хрупкое экологическое равновесие на «диких» территориях не выдерживает возрастающих рекреационных нагрузок. Возникает необходимость в создании новых рекреационных территорий.
Экотуристы стремятся в места с нетронутой природой, но таковых на нашей планете остаётся всё меньше, и многим приходится довольствоваться квазиприродой (как бы природой) вторичных, уже значительно изменённых человеческой деятельностью, ландшафтов.
Шри-Ланка
Российский туризм на Шри-Ланку имеет ряд специфических особенностей, касающихся, прежде всего его сезонности. Пики посещения острова туристами из стран Западной Европы приходятся на август, февраль и март. На отечественном туррынке продажи начинаются в октябре, достигают максимальных объемов в период новогодних праздников и плавно сходят на нет к началу мая. На выезды с последней декады декабря до середины января приходится до 30% российского турпотока в Шри-Ланку.
По целям поездок в посещении острова иностранцами преобладают экскурсионные туры. Гостей из РФ в большей степени привлекает сочетание экскурсий с морским отдыхом. Вместе с тем, как отмечает директор компании “Коннайсанс Тревел” Ирина Озерова, востребованность познавательных поездок у россиян в последнее время увеличивается: помимо посещений известных достопримечательностей центра острова – пещерного храма Дамбулла, старейшего города страны Канди и др., набирает популярность “зеленый туризм” – поездки в горы, знакомство с заповедниками. Шри-Ланка имеет давние традиции охраны природного и растительного мира – первые документы о защите дикой природы здесь датированы III веком до н.э. Сейчас 12% территории острова занимают природоохранные зоны. Это 3 заповедника и 12 национальных парков, в том числе “Бундала” (колонии крупных водоплавующих птиц), “Удавале” (слоны, олени, буйволы, шакалы, дикобразы), “Ялла” (слоны, крокодилы, вараны, олени). Принимая во внимание эту тенденцию, в 2001 г. “Коннайсанс Тревел” намерен предложить туристам несколько специализированных программ экологического и активного (рафтинг) туризма.
Рассмотрим географию агротуризма на примере Италии.
В нынешнем году Италия намерена принять более 2 млн. агротуристов. Доля россиян в этом объеме, вероятно, будет близка к нулю.
География агротуризма
Датой рождения итальянского агротуризма принято считать 5 декабря 1985 г., когда в стране был принят федеральный закон о развитии этого сектора национальной экономики. Среди провинций Италии первыми нововведение оценили области Кампанья (региональный закон о развитии агротуризма здесь был принят еще в 1984 г.), Пулья, Трентино-Альто-Адидже, Марке и Калабрия.
За прошедшие 15 лет популярность сельского отдыха в стране значительно увеличилась. Если в 1985 г. Италия принимала всего 550 тыс. агротуристов, то в прошлом году этот показатель достиг отметки 1,7 млн. чел. и, по прогнозам Национальной ассоциации агротуризма и окружающей среды Италии, к концу 1999 г. перешагнет 2-х миллионный рубеж. Доля зарубежных гостей за тот же период возросла с 10 до 18%. Финансовый оборот в отрасли по сравнению с серединой 1980-х гг. увеличился в 7 раз - с 85 до 615 млрд. итальянских лир (около $0,34 млрд.). Особое внимание власти уделяют развитию инфраструктуры агротуризма в экономически отсталых южных районах страны - Базиликате, Пулье, Калабрии, Сицилии и Сардинии, где чрезвычайно остро стоит проблема занятости сельского населения.
По данным Итальянского государственного института статистики (ISTAT), к концу 1998 года в Италии было зарегистрировано 9 718 хозяйств, предоставляющих деревенский отдых, что на 14,7% больше, чем в 1997 году. 45% этих хозяйств находятся на северо-востоке Италии, в основном, в провинции Больцано (27,6%). В центральных районах Италии сосредоточено 24% объектов для деревенского туризма, большая часть которых сконцентрирована в Тоскане (15%). Менее всего распространен деревенский туризм на юге Италии и на островах, сообщает ИС МегаТИС.
В настоящее время число крестьянских дворов в Италии, оборудованных для приема туристов приближается к 9 тыс. - это около 125 тыс. койко-мест. Среди отдельных провинций лидируют Тоскана (34% агрохозяйств), Умбрия (14%), Сицилия (7%), а также Марке, Венето и Пулья.
Какие бывают агрохозяйства.
По типам предоставляемых туруслуг агрохозяйства делятся на три категории: "Природа и здоровье", "Традиционная гастрономия" и "Спорт". Агрохозяйства первого типа, специализирующиеся на сочетании сельского и экологического туризма, преимущественно расположены в провинциях Кьянти, Умбрия, на Сицилии, а также в районах термальных источников, заповедников и национальных парков.
География крестьянских хозяйств категории "Традиционная гастрономия" более широка - Лигурия, Тоскана, Венето, Умбрия, Марке, Пулья, Калабрия, винодельческие районы страны. Как правило, каждый крестьянский двор имеет узкопрофильную специализацию и производит продукты, типичные для той или иной местности: приморский юг и острова - рыбу и морепродукты, столичная область Лацио - вина "Кастелли романи", Абруццо - оливковое масло и т. п. Объекты, специализирующиеся на активных видах отдыха, также расположены практически во всех итальянских провинциях. Они преимущественно приспособлены для занятий плаванием, велоспортом, теннисом, прогулками на лошадях и, как правило, представляют собой не традиционное агрохозяйство, а кемпинги.
Туристам предлагается на выбор размещение в комнатах, отдельных домах или апартаментах. Большинство агрохозяйств в Италии относится к последней категории. Для провинции Трентино-Альто-Адидже, например, это соотношение выглядит следующим образом: хозяйства, предлагающие размещение только в апартаментах, - 44%, в комнатах и апартаментах - 22%, только в комнатах - 30%. Оставшиеся 4% не предлагают услуг по размещению туристов и специализируются на приеме гостей, предпочитающих жить в палатках на свежем воздухе.
Классификация и цены
Так же, как и в других альпийских странах, предназначенные для приема туристов итальянские крестьянские дворы имеют единую систему классификации, обозначающую "цветками" уровень предоставляемых услуг. Большинство агрохозяйств в стране (85%) относятся к категории 2-3 "цветка". Стоимость проживания в них варьируется от 25 до 60 тыс. лир за ночь ($13-$35). Цена на услуги крестьянских дворов категории 5 "цветков" начинается в среднем от 50 тыс. лир ($30).
Стоимость проживания в крестьянских домах также зависит от сезона. Каждое агрохозяйство, в зависимости от спроса, выделяет несколько периодов: от "А", когда действуют базовые цены, до "D" - пики сезона. Продолжительность этих периодов и цены размещения значительно варьируются в зависимости от района страны. В Тоскане, например, базовые цены на проживание, как правило, действуют с конца февраля по начало апреля, и с конца октября до середины декабря. Период "В" здесь приходится на начало апреля - середину мая и середину сентября - конец октября. Цены в период "В" составляют около 125% от базовых. Период "С" длится с конца мая до конца сентября (140%), а наибольший спрос на услуги агрохозяйств в Тоскане наблюдается в конце декабря - начале января - в периоды рождественских и новогодних праздников (155%). На юге страны ситуация несколько иная. Притом, что базовые цены на проживание здесь на 7-10% ниже, чем в северной Италии, Калабрии, Базиликате, Пулье, на Сицилии и Сардинии, часто выделяют только два периода - "А" (середина января - начало апреля, середина апреля - начало мая и начало октября - середина декабря) и "В", когда цены вырастают на 10-15%.
Кроме того, в каждом агрохозяйстве существует собственная система скидок для детей и молодежи. Как правило, дети до 2 лет проживают бесплатно, от 3 до 12 лет - пользуются 20%-ной скидкой.
Развитие агротуризма в Италии
Рекреационном ресурсом для экологического туризма также является национальные парки. /6./
На территории Италии находится 5 национальных парков (общей площадью 272 тыс. га), более 150 полных резерватов и заказников (ландшафтные, зоологические, ботанические, биогенетические и т. п.) общей площадью 103,5 тыс. га.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ
1. Абруццо (Abruzzo) — 39 160 га (1922), Абруцци, провинция Акуила; Молизе, провинция Кампобассо; Лацио, провинция Фрозиноне (до 2247 м). Участок Абруццских Апеннин. Ледниковый ландшафт. Карстовые явления. Буковые леса. Эндемичные подвиды бурого медведя и серны, - волк, лисица, беркут, белоспинный дятел, мухоловка-белошейка, снежный вьюрок. Включает озеро Барреа, или Акуила, Рамсар.
2. Гран-Парадизо (Gran Paradiso) — 70000 га (1922, с 1856 королевская охота), Балле-д'Аоста, провинция Аоста; Пьемонт, провинция Турин (1200—4061 м). Участок Грайских Альп, массив Гран-Парадизо. Высокогорные ландшафты с ледниками, снежниками. Альпийские и субальпийские луга, хвойные леса. Горный козел, серна, горностай, зайцы, беркут.
3. Калабрия (Calabria) — 17 000 га (1968), Калабрия, провинция. Козенца, Катандзаро, Реджо-ди-Калабрия (ок. 1000 м). Несколько разобщенных участков. Ландшафты Луканских Апеннин. Средиземноморская растительность.
4. Стельвио (Stelvio) — 137 000 га (1935), Ломбардия, провинция Сондрио; Трентино-Альто-Адидже, провинция Больцано и Тренто (650—3899 м). Горный массив Ортлес. Глубокие долины. Ледники. Альпийские луга, хвойные леса. Бурый медведь, благородный олень, серна, косуля, сурок, беркут.
5. Чирчео (Circeo) — 8400 га (1934), Лацио, провицния Латина (0—541 м). Приморская равнина, дюны, озера, холмы. Участки дубрав. Кабан, лисица, куницы лесная и каменная, норка, заяц, лань. В пределах НП выделены в 1971 г. полные резерваты: Ровине-ди-Чирче (Rovine di Circe) — 46 га, Пишина-делла-Гаттучча (Piscina della Gattuccia) — 46 га, Лестра-делла-Коша (Lestra della Coscia) — 42 га, Пишина-делла-Баньятуре (Piscina delle Bagnature) — 57 га, а в 1975 г. 4 озера — резерваты для водоплавающих птиц: Паоло-Сабаудиа (Lago di Paolo-Sabaudia) — 1474 га, Моначи (Lago di Monaci) — 94 га, Капролаче (Lago di Caprolace) — 229 га, Фольяно (Lago di Fogliano) — 395 га. Рамсар.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показал анализ литературных и картографических источников, экотуризм является наиболее динамической отраслью туризма. География экотуризма формируется. Наиболее распространённым видом является агроэкотуризм и экологический туризм национальных парков. Странами, где экологический туризм получил наибольшее развитие, являются: Италия, Кения, Танзания, Эквадор, Коста-Рика, Непал, а также Австралия, Новая Зеландия и ЮАР.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материал может использоваться при разработки экотуров и учителями географии при изучении тем взаимоотношения человека и природы в разных курсах школьной географии и во внеклассной работе.
Проблема экологического туризма многоаспектная и требует дальнейшего изучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 207 с.
2. Котляров Е.А. География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных рекреационных комплексов. – М.: Мысль, 1978. - 238 с.
3. Папирян Г.А. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 209 с.
4. Дроздов А.В. Экологический императив и рекреационная география. //Известия РАН. Серия географическая. – 1998. - №4 с.92-94
5. Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых. – 2000. - №21
6. Борисов В.А., Белоусова Л.С., Винокуров А.А., Охраняемые природные территории мира. Национальные парки, заповедники, резерваторы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1985. – 310 с.
7. Панов И.Н. Экологический туризм. //География. - 1997. - №45. – с. 11.
8. Зачиняев П.Н., Фалькович Н.С. Географии международного туризма. – М.: Мысль, 1972. с.35-63
9. Дмитлевский Ю.Д. Туристические районы мира. – М.: Туристические районы мира. – Смоленск: СГУ, 2000. – 224 с.
10. Хвилер Ян Шри-Ланка: не только пляжи. //Турбизнес. – 1999. - №8.