Организация экономического сотрудничества развития

Что такое ОЭСР
Организации экономического сотрудничества и развития давали разные определения. Ее называли научным центром, контролирующим органом, клубом богатых стран, практическим университетом. Все эти определения отчасти верны, однако, ни одно из них не отражает полностью сути ОЭСР.
ОЭСР –  организация, объединяющая 29 стран – прежде всего является форумом, в рамках которого правительства стран-членов имеют возможность обсуждать, разрабатывать и совершенствовать экономическую и социальную политику. В его рамках они обмениваются опытом, ищут способы решения общих проблем и вырабатывают согласованную внутреннюю и внешнюю политику, которая, в современном едином мире, должна представлять собой все более плотную сеть единых наднациональных подходов к решению этих проблем. Обмен мнениями между правительствами может вести к заключению соглашений о действиях по единым методам – например, к созданию юридически обязательных кодексов, регулирующих свободное движение капиталов и услуг, соглашениям по борьбе с коррупцией или по отмене субсидий кораблестроению. Однако, гораздо чаще результатами таких обсуждений становится совершенствование методов  работы национальных правительств по широкому спектру направлений публичной политики и проясняет влияние, которое та или иная политика, проводимая отдельными государствами, оказывает на международное сообщество в целом. Кроме того, эти дискуссии представляют уникальный шанс для обмена мыслями и мнениями по перспективам, стоящим перед странами, находящимися в схожих условиях.
ОЭСР – клуб государств-единомышленников. Да, это богатый клуб, учитывая то, что страны-члены ОЭСР производят две трети товаров и услуг в мире, но клуб этот – не эксклюзивный. Основным условием членства в клубе является приверженность страны рыночной экономике и плюралистической демократии. Организация, ядро которой на момент основания составляли государства Европы и Северной Америки, расширилась за счет Японии, Австралии, Новой Зеландии, Финляндии, Мексики, Республики Чехия, Венгрии, Польши и Южной Кореи. Кроме того, организация поддерживает контакты со многими государствами, не входящими в нее, путем осуществления совместных программ со странами бывшего советского блока, государствами Азии и Латинской Америки. В некоторых случаях такие контакты могут в перспективе привести к появлению новых членов организации.
Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Эта работа, организованная по областям, соответствующим структурным подразделениям министерств стран-членов, ответственных за выработку политических решений, осуществляется в тесном сотрудничестве с лицами, которые будут использовать ее результаты при принятии соответствующих решений; на основании результатов этой работы проводятся также и дискуссии между странами-членами в специализированных комитетах ОЭСР. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати.
Эволюция ОЭСР
ОЭСР возникла на базе Организации европейского экономического сотрудничества, созданной для распределения американской и канадской помощи, направляемой по плану Маршалла на послевоенное восстановление Европы. Основной целью ОЭСР, которая была создана как правопреемник ОЕЭС в 1961 г., является построение здоровой экономики в государствах-членах, совершенствование ее эффективности, взаимная притирка их рыночных систем, распространение свободы торговли и вклад в дальнейшее развитие как промышленно развитых, так и развивающихся стран.
За тридцать лет существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран – в настоящее время практических всех, входящих в мировое сообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки.
Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могут как открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма.
По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей пост-индустриальной эре является тесное переплетение экономических связей  стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах.
Структура Организации
Комитеты
Представители стран-членов ОЭСР встречаются между собой и обмениваются информацией в рамках соответствующих профильных комитетов. Эти комитеты, в работе которых принимают участие представители национальных правительств или соответствующих постоянных миссий стран-членов, расположенных, как и Секретариат, в Париже. Вся работа осуществляется под руководством Совета, наделенного полномочиями по принятию решений. В Совет входит по одному представителю от каждой страны-члена, а также представитель Европейской комиссии. Совет проводит свои заседания на регулярной основе на уровне послов стран-членов при ОЭСР, на этих заседаниях вырабатываются общие направления деятельности Организации. Раз в год проводятся заседания Совета на уровне руководителей министерств, когда в его работе принимают участие министры иностранных дел, финансов, и т.д., которые поднимают наиболее важные вопросы и обращают на них внимание общественности, а также устанавливают приоритеты работы ОЭСР на предстоящий год.
Специализированные комитеты проводят свои заседания для выработки новых идей и оценки прогресса достигнутого в более узких областях, как, например, в торговле, в управлении предприятиями государственного сектора, в области содействия развитию, в области финансовых рынков и т.д. В состав органов ОЭСР входит более 200 комитетов, рабочих и экспертных групп. На их заседания ежегодно прибывают около 40 тыс. высокопоставленных служащих национальных правительств для организации, рассмотрения результатов и участия в работе Секретариата ОЭСР. Благодаря средствам электронной связи, они имеют возможность удаленного доступа к документам Организации и обмена информацией через сети данных ОЭСР. Для пользователей Интернета по адресу http://www.oecd.org/ доступна страница ОЭСР, содержащая широкий спектр информации.
Секретариат
Сотрудники Секретариата (1900 чел.) прямо или косвенно обеспечивают работу комитетов ОЭСР. Около 700 экономистов, научных работников, юристов и представителей иных профессий, являющихся сотрудниками соответствующих директоратов, осуществляют исследовательскую и аналитическую деятельность.
Работа Секретариата осуществляется под руководством Генерального секретаря ОЭСР и его четырех заместителей. Генеральный секретарь также председательствует на заседаниях Совета, являясь важнейшим связующим звеном между национальными представительствами при ОЭСР и Секретариатом.
Официальными языками ОЭСР являются английский и французский. Штат сотрудников набирается в странах-членах ОЭСР, тем не менее на время работы они считаются международными служащими и не представляют интересов соответствующих государств. При приеме сотрудников на работу ОЭСР не применяет каких-либо национальных квот, кадровой политикой Организации является найм людей, обладающих высокой квалификацией в соответствующих областях с учетом их опыта работы и национальности.
Финансирование
Работа ОЭСР финансируется за счет взносов стран-членов. Размер ежегодного взноса государств-членов в бюджет Организации рассчитывается по определенной формуле, основанной на соответствующих экономических показателях. Крупнейшим плательщиком являются Соединенные Штаты, обеспечивающие 25 процентов бюджета ОЭСР, на втором месте по величине взносов находится Япония. С одобрения Совета страны-члены имеют право на осуществление дополнительного финансирования отдельных программ или проектов.
Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета.
Результаты работы
В отличие от Всемирного банка и Международного валютного фонда ОЭСР не занимается распределением денежных средств. Организация является прежде всего форумом для выработки новых идей на основе научных исследований и анализа социально-экономической политики и их обсуждения с целью содействия национальным правительствам в разработке как общей политики, согласованной в рамках ОЭСР, так и национальной политики соответствующих государств проводимой как во внутренних делах, так и на других международных форумах.
Несмотря на тот факт, что роль ОЭСР в этих вопросах не всегда является определяющей, в глазах правительств стран-членов она тем не менее чрезвычайно важна. Работа в рамках ОЭСР представляет собой высокоэффективный процесс, начинающийся со сбора данных, и включает как этап анализа, так и этап коллективного обсуждения тех или иных направлений политики. В основе эффективности работы ОЭСР лежит перекрестная проверка предлагаемых решений национальными правительствами, многосторонний контроль за их выполнением и взаимное влияние стран в деле соблюдения взятых на себя обязательств или осуществления реформ. Именно кулуарная работа в рамках ОЭСР позволила определить стоимость субсидий сельскому хозяйству, что впоследствии стало решающим фактором для заключения соглашений по их согласованному снижению. Междисциплинарные исследования по причинам роста безработицы и борьбы с этим явлением послужили тем импульсом, который заставил правительства разработать соответствующие меры по борьбе с ней. Определение препятствий на пути эффективной работы, экономического роста и модернизации и их последствий зачастую побуждает национальные правительства к принятию жестких политических решений, направленных на повышение эффективности экономики. Аналитическая работа ОЭСР и ее усилия по достижению консенсуса по проблемам торговли услугами внесла свой вклад в успешное завершение Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ.
В некоторых случаях дискуссии, начатые в рамках ОЭСР, приводят к проведению полномасштабных переговоров под эгидой организации, в результате которых страны-члены приходят к соглашению по выработке определенных правил сотрудничества в международном масштабе. Эти переговоры могут завершаться как заключением формальных соглашений (например, по борьбе с коррупцией, по экспортным кредитам, движению капиталов и прямым иностранным инвестициям), так и выработкой определенных стандартов и моделей в международном налогообложении, или рекомендаций и основных направлений политики в области охраны окружающей среды.
Большинство материалов, собранных и проанализированных в рамках работы ОЭСР предаются гласности через широкий спектр публикаций: от пресс-релизов и регулярно издаваемых сборников данных и прогнозов до единовременных изданий (или монографий) по конкретным проблемам, от ежегодных экономических обзоров по каждой из стран-членов до регулярно издающихся обзоров по системам образования, науки и вопросам политики в области технологий и защиты окружающей среды. Два раза в год выходит сборник «Перспективы экономики», ежегодно выходят «Прогноз занятости» и доклад по политике ОЭСР в области оказания международной помощи. Публикации ОЭСР пользуются заслуженным авторитетом, и, пожалуй, именно по ним общественность судит о деятельности Организации.
Структура Секретариата
Деятельность Секретариата построена в соответствии со структурой комитетов; комитеты организованы в директораты, в которые также входят рабочие группы и подгруппы, образуемые комитетами. Тем не менее следует отметить, что работа ОЭСР все больше строится на базе междисциплинарных и «горизонтальных» исследований, выходящих за рамки отдельных секторов. Например, в рамках программы ОЭСР «Международное будущее», направленной на упреждающее выявление новых проблем в области социально-экономической политики, задействован широкий круг научных дисциплин. По проблемам занятости и безработицы совместно с исследователями рынка труда и социальной политики работают специалисты в области макроэкономики, налогообложения, предпринимательской деятельности и технологий. Уже немыслимо раздельное изучение проблем охраны окружающей среды и экономических процессов. Неразрывно связаны между собой проблемы торговли и инвестиций. Развитие биотехнологий затрагивает политику в области сельского хозяйства, промышленности, науки, охраны окружающей среды и экономического развития. Изучение проблем глобализации неизбежно потребует привлечения специалистов из практически всех областей социально-экономической политики.
Упрощенная схема ОЭСР
     
Образование, занятость, трудовые и социальные вопросы
  
Организации при ОЭСР
Директорат по науке, технологиям и промышленности
*Международное  агентство по Энергетике
*Центр развития
 
*Агентство по ядерной энергетике
*Центр по исследованиям и новым разработкам в области образования
Служба развития территорий
*Европейская конференция Министров транспорта
*Клуб дю Саэль
Экономика
Крупнейшей, и, пожалуй, наиболее известной структурной единицей ОЭСР является ее Директорат по вопросам экономики, работающий, под руководством главного экономиста ОЭСР, над мониторингом и анализом макроэкономических показателей, наряду со структурными, или микроэкономическими вопросами. Дважды в год, в июне и декабре, Директорат публикует «Перспективы экономики», в которых дается оценка тенденций, проявившихся в прошлом году, а так же прогноз экономического развития на очередной двухлетний период. Постоянный мониторинг состояния экономики стран-членов и все большего числа государств, не входящих в ОЭСР, осуществляется Подразделением исследований по отдельным странам, которое примерно раз в год публикует сборник «Экономическое обозрение».
Часть сотрудников Директората по вопросам экономики занята изучением текущего состояния экономики и ее краткосрочных перспектив с целью предоставления материалов, которые позволили бы осуществление долгосрочных прогнозов. Экономисты, работающие в других подразделениях, изучают платежные балансы и вопросы внешней торговли, функционирование международной валютной системы, воздействие инструментов социально-экономической политики на состояние сельского хозяйства, промышленности, энергетики, окружающей среды, регионального развития, рынков труда и положения в области финансовой политики. Модель международных связей, «Интерлинк», помогает проводить анализ изменений, происходящих как в экономиках стран-членов ОЭСР, так и других государств. «Интерлинк» используется в ряде имитационных моделей, на его основе осуществляется большинство работ Директората по вопросам экономики с применением различных методов прогнозирования и анализа. Аналитические работы по наднациональным аспектам публикуются в сборнике «Экономические исследования», выходящим два раза в год.
Статистика
Директорат по статистике работает по сбору статистических данных о странах-членах ОЭСР. Данные собираются в стандартизированных формах, позволяющие проводить их сравнение в международном масштабе и публикуются как в обычном, так и электронном формате. Одним из основных изданий является ежемесячник «Основные экономические показатели». Специализированные издания включают публикации по внешней торговле, системам национальных счетов, проблемам занятости и безработицы; на регулярной основе производится публикация уточненных данных, которые включают ежемесячные показатели уровня безработицы и динамики потребительских цен. Подразделения Директората публикуют актуальные выверенные показатели по специализированным секторам в форме, позволяющей проводить их сравнительный анализ. В сотрудничестве с работниками органов статистики стран-членов ОЭСР и международных организаций Организация сыграла ведущую роль в разработке новых систем данных, позволяющих производить статистическую оценку в таких новых проблемных областях, как система национальных счетов, производство и потребление энергии, НИОКР, охрана окружающей среды, сфера услуг.
Охрана окружающей среды
В течение трех десятилетий своей работы Директорату по охране окружающей среды удалось сформировать философию ОЭСР, заключающуюся в том, что политика экономического роста и охраны окружающей среды должны взаимно дополнять и укреплять друг друга. Директорат изучает вопросы взаимовлияния политики по охране окружающей среды и торговой, энергетической и сельскохозяйственной политики, а также экономические аспекты изменений климата и вопрос влияния природовосстановительных работ на повышение уровня занятости. Учет экологических факторов при выработке экономической политики привел к созданию таких инструментов, как принцип «за загрязнение окружающей среды – плати» и методов расчета стоимости природных ресурсов, до недавнего времени считавшихся «бесплатными».
Директорат по охране окружающей среды проводит постоянный мониторинг соблюдения экологических требований и публикует результаты экологических данных в выходящем на регулярной основе сборнике «Состояние окружающей среды».
Ведется также публикация экологических данных по странам-членам ОЭСР.
Директорат также отвечает за разработку мер по сокращению и контролю над загрязнением окружающей среды, включающих утилизацию и безопасное захоронение отходов, уменьшение выбросов транспортных средств и внедрение «чистых» технологий. Обеспечение экологической безопасности и здоровья населения включает меры, внедряемые в области производства химической продукции: стандартизация процедур химического анализа и оценки безопасности химических продуктов, стандартизация формата данных и лабораторных методов анализа, а также международный обмен информацией в областях, ранее относимых преимущественно к вопросам национальной политики.
Развитие
Комитет содействия развитию (КСР) проводит работу по поощрению и гармонизации помощи, оказываемой странами-членами ОЭСР развивающимся странам при поддержке Директората по сотрудничеству в вопросах развития, являющегося подразделением Секретариата. Директорат осуществляет контроль за поступлением и правильным расходованием средств, направляемых на помощь, в плане соответствия расходов установленным приоритетам содействия экономическому росту, направленному на благо всего населения и являющемуся устойчивым (не наносящим ущерба окружающей среде и ведущим к росту населения). КСР на регулярной основе ведет учет оказания помощи развивающимся странам государствами-членами ОЭСР с разбивкой по объемам, донорам, получателям и эффективности. Результаты мониторинга публикуются в ежегодном докладе КСР. КСР работает над изучением проблем, тенденций и составлением статистики по вопросам оказания помощи развивающимся странам. Несмотря на то, что Греция, Исландия, Турция и Мексика не являются членами КСР, эти страны проявляют интерес к его работе. КСР также ведет работу со странами-донорами по выработке основных направлений политики в целях повышения эффективности оказываемой помощи и решения вновь возникающих проблем.
Центр развития является научно-исследовательским центром, ставящим своей целью содействие странам-членам ОЭСР в более глубоком понимании экономических и социальных проблем, стоящих перед развивающимися странами. В рамках Центра эксперты и лица, отвечающие за принятие решений в области социально-экономической политики, из развитых и развивающихся стран обмениваются идеями и опытом через публикации и аналитические работы, ведут диалог и совместно работают над выработкой конструктивных изменений политики и решений, на основе которых возможно осуществление практических мероприятий в этой области. Три государства, не входящих в ОЭСР – Аргентина, Бразилия и Чили – являются членами Центра. Отдельная организация – Клуб дю Саэль – занимается вопросами оказания помощи странам Западной Африки.
Управление государственным сектором
От эффективности государственного управления зависит деятельность предприятий и повседневная жизнь людей. Действия правительства в значительной мере определяет состояние экономики в целом. Служба управления государственным сектором (PUMA) работает над оценкой эффективности управления госсектором национальными правительствами, что включает кадровую политику, регулирование, бюджетно-финансовую политику, систему бухгалтерского учета, работу структур, отвечающих за разработку социально-экономической политики и принятие соответствующих решений, и анализирует пути к реформированию данной области.
Специальная программа (Поддержка повышения эффективности руководства и управления (SIGMA)) посвящена вопросам оказания помощи новым демократиям Центральной и Восточной Европы в создании систем управления государственным сектором экономики. Эта программа осуществляется совместно ОЭСР и Европейской комиссией, финансируется, в основном, из фондов программы Phare и за счет взносов 10 стран-членов ОЭСР. Программа направлена на оказание помощи странам с переходной экономикой в реформировании их систем государственных органов на основе опыта и инфраструктуры PUMA.
Торговля
Торговля является двигателем экономического развития, который в эпоху глобализации заработает на полную мощность. Директорат по торговле разрабатывает многосторонние правила и международную дисциплину торговой деятельности, которые станут необходимы для поддержания мирового торгового порядка в связи с развитием и расширением торговли в этой новой эре. Уругвайский раунд переговоров, проведенный в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле решил многие вопросы в этой области. Тем не менее, Директорат по торговле ОЭСР, как и ранее, будет вовлечен в анализ и подготовку новых торговых переговоров, которые затронут совершенно новые категории торговых правил, связанные с вопросами охраны окружающей среды, политики в области конкуренции, промышленной и технологической политики. В то же время, проводимый им анализ товарной структуры торговли и торговой политики может помочь в предотвращении новых проблем, возникающих под давлением все более обостряющейся конкуренции. Уникальная работа, которую Директорат ведет по вопросам экспортных кредитов, способствует отходу от перекосов в структуре торговли.
Предприятия, финансовые и налоговые вопросы
Директорат по финансам, бюджетно-налоговой политике и предпринимательству ведет работу по созданию благоприятной среды для развития предприятий за счет повышения эффективности рынков и установления справедливых и предсказуемых правил в области международных инвестиций и финансирования. Директорат, деятельность которого включает множество аспектов, выступает за более открытое международное инвестирование, движение капиталов и торговлю услугами. В его задачи входит мониторинг динамики финансовых рынков, банковских операций, ценных бумаг и страхования. Директорат устанавливает принципы международного налогообложения, отслеживает последствия проведения налоговых реформ в национальном и международном масштабах и поощряет сотрудничество в борьбе с уклонением от уплаты налогов. Директорат также поощряет здоровую конкуренцию и проведение антимонопольной политики, сотрудничество национальных антимонопольных органов и поддерживает политику, направленную на защиту прав потребителей и предоставление им информации. В круг задач директората входит борьба с отмыванием денег и коррупцией в области международной деловой активности.
Наука, технология, промышленность
Научные изобретения и новые технологии ведут к огромным переменам в области промышленного производства. Директорат по науке, технологии и промышленности исследует влияние, которое развитие в этих областях оказывает на окружающую среду и занятость. В мире, в котором все большую роль в экономической деятельности начинают играть информация и научные знания, он подчеркивает важность  координируемой в международном масштабе информационно-коммуникационной инфраструктуры и дорожно-транспортных систем. Директорат проводит сравнительный анализ инновационных систем, задает условия и разрабатывает конкретные направления политики, которые способствовали бы развитию малых и средних промышленных предприятий, в то же время ставя перед собой задачу совершенствования открытости в области субсидирования производства. В сферу интересов Директората входят и старые, и новые отрасли производства – от кораблестроения, морского транспорта и сталелитейной промышленности до гигантских научных проектов, которые позволяют правительствам не только делить между собой огромные расходы на их осуществление, но и обмениваться полученными результатами – например, в области глубоководного бурения или создания супер-компьютеров. Директорат проводит анализ необходимых мер безопасности и защиты прав интеллектуальной собственности в области биотехнологий.
Социальная политика
Высокий уровень безработицы, нестабильные и низкие заработки, нищета, недостаточный уровень образования разрывают социальную ткань общества и грозят разрушением экономики. Директорат по образованию, занятости, трудовым и социальным вопросам контролирует работу во многих взаимосвязанных областях социально-экономической политики, направленной на предотвращение исключения определенных групп населения из социальной жизни общества. Директорат ведет исследования в области систем образования и профессиональной подготовки, результаты которых в форме фактов и цифр ежегодно представляются в сборнике «Взгляд на образование». Директорат ведет мониторинг динамики структур занятости и заработной платы, предлагая анализ ключевых тенденций и основных направлений политики на рынке труда. Анализируются межгосударственные миграционные потоки, причины их возникновения, их направления и последствия, результаты исследований публикуются в сборниках «Тенденции международных миграций». В круг интересов Директората входит также изучение эффективности здравоохранения и программ социального обеспечения, роль женщин в составе рабочей силы и влияние технологических факторов на положение работников. Через отдельную группу, Центр по исследованиям и новым разработкам в области образования, Директорат проводит изучение новых методик преподавания и учебы.
Сельское хозяйство
По подсчетам Директората по сельскому хозяйству субсидии сектору в 1997 г. обошлись потребителям и налогоплательщикам в 280 млрд. долл. Несмотря на то, что удалось прийти к соглашению по сокращению субсидирования, предстоит большая работа по эффективному и справедливому проведению в жизнь принятых решений, а также по выработке мер, направленных на помощь тем работникам сельского хозяйства, которые понесут наибольшие потери в результате реформ.
К числу приоритетных направлений работы Директората относится разработка системы доходовосполняющих выплат фермерам, которые не будут зависеть от уровня производства сельскохозяйственной продукции, наряду с другими формами поддержки, такими, как внедрение схем повышения уровня образования и профессиональной подготовки, помощь в переориентации использования земельных угодий и рабочей силы. Директорат осуществляет мониторинг реформ в области сельскохозяйственной политики, составляет прогнозы по состоянию сельскохозяйственных рынков и торговли продукцией сельского хозяйства. Отчеты Директората («Мониторинг и перспективы сельскохозяйственной политики») публикуется ежегодно. В ежегоднике освещаются вопросы повышения эффективности сельскохозяйственного производства и маркетинга, рассматриваются связи между состоянием окружающей среды и развитием села. Директорат разрабатывает и внедряет кодексы, определяющие стандарты качества фруктов, овощей, семян, продукции лесной промышленности и тракторов в целях развития торговли.
 Директорат также отвечает за мониторинг политики в области рыбного и водного хозяйства, распоряжения ресурсами прибрежных зон.
Регионы, города, сельские районы
Функционирование рынков и экономический прогресс во многом зависят от того, как растут и развиваются большие и малые города, село. Новые подходы в области политики, направленной на решение социальных, экономических и экологических проблем могут повысить эффективность экономики. Служба развития территорий анализирует способы, которыми политика, осуществляемая по отношению к городу, селу и регионам, вкупе с местными инициативами, может содействовать повышению занятости, подъему уровня и качества жизни, оказывать содействие структурным сдвигам и защите окружающей среды.
Энергетика
Вопросами энергетики занимаются два специализированных агентства:
Международное агентство по энергетике было создано в качестве отдельного органа  в структуре ОЭСР после нефтяного кризиса 1974 г. в целях координации политики в области энергетики. В административном плане Агентство входит в структуру Секретариата, однако не подчиняется ему в вопросах управления. Созданное прежде всего благодаря потребности в резервной распределительной системе, которая позволила бы осуществлять переброску энергетических ресурсов в случаях перебоев, Агентство получило широкий мандат по изучению средств совершенствования энергопоставок и повышения эффективности использования энергетических ресурсов, по согласованию политики в области развития энергетики с природоохранными мероприятиями, организации диалога между производителями и потребителями энергии как входящими, так и не входящими в него. Ежемесячно Агентство представляет отчет по состоянию нефтяных рынков и ежегодно – отчет по политике в области энергетики и программам, осуществляемым странами-членами.
Агентство по ядерной энергетике, членами которого являются все страны входящие в ОЭСР за исключением Новой Зеландии и Польши, ведет работу по безопасному использованию ядерной энергии в мирных целях. Агентство производит оценку научных, технических и экономических проблем, встающих в ходе развития ядерной энергетики и содействует гармонизации правовых основ в этой области. АЯЭ поощряет развитие сотрудничества по вопросам безопасности и правового регулирования требований к существующим и разрабатываемым реакторам, а также оказывает помощь бывшим странам советского блока по повышению безопасности их ядерных реакторов. АЯЭ также стремиться к расширению информации, представляемой общественности, и осуществляет программы, направленные на обеспечение защиты населения и работников ядерной энергетики от радиации и на безопасную утилизацию и захоронение ядерных отходов.
Сотрудничество со странами, не входящими в ОЭСР
С течением времени фокус деятельности ОЭСР постепенно расширялся и в него стали попадать контакты со странами, не входящими в Организацию. Целью этих контактов является дальнейшее развитие экономической интеграции за счет обмена опытом между государствами-членами ОЭСР и не входящими в нее странами.
После распада Советского блока в 1989 г. ОЭСР приступила к осуществлению программы помощи странам Центральной и Восточной Европы. Примерно в то же время была запущена программа по организации контактов с наиболее динамично развивающимися странами за пределами Европы. В Азии на регулярной основе был начат диалог с Гонконгом, Китаем, Малайзией, Сингапуром, Тайванем и Таиландом. В Латинской Америке были установлены связи с Аргентиной, Бразилией и Чили.
В 1998 г. был создан Центр по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР, в ведение которого перешла вся деятельность по отношению к странам не входящим в Организацию. Центр осуществляет два типа программ. Один из них включает тематику из области социально-экономической политики, как, например, торговля, инвестиции, налогообложение и охрана окружающей среды. В рамках этих программ осуществляются контакты стран-членов ОЭСР и групп государств, не входящих в Организацию. Ко второму типу относятся программы, направленные на сотрудничество с отдельными странами или регионами. К числу наиболее крупных программ второго типа относится сотрудничество с Россией и Китаем.
В течение длительного периода ОЭСР работает и поддерживает контакты с развивающимися странами через координационную группу по оказанию зарубежной помощи – Комитет содействия развитию и Центр развития, исследовавший социальные и экономические проблемы развивающихся стран, а также через Клуб дю Саэль, форум, созданный для обмена идеями и консультаций между странами региона Саэль в Западной Африке и агентствами стран-членов ОЭСР, занимающимися программами оказания помощи зарубежным государствам. Сотрудничество в рамках этих органов осуществляется под наблюдением заместителя Генерального секретаря, который обеспечивает координацию их деятельности с программами, осуществляемыми Центром по сотрудничеству со странами, не входящими в ОЭСР.
ОЭСР и общественность
Особое внимание ОЭСР уделяет установлению контактов между правительствами. Тем не менее, в число новых приоритетов Организации страны-члены ОЭСР также включили поддержание связей с широкой общественностью.
ОЭСР поощряет контакты своих экспертов со средствами массовой информации. Организация предоставляет им информацию, книги, организует интервью и, по запросу, предоставляет техническое оборудование радио- и тележурналистам, сотрудникам печатных средств массовой информации.
ОЭСР ежегодно публикует около 500 книг, представляет свои материалы на дискетах, а также широкий спектр мультимедийной продукции. Книги публикуются на английском и французском языках, многие из них переводятся на другие языки мира. Книги можно приобрести через центральный офис ОЭСР в Париже, через ее представительства в Бонне, Токио, Мехико Сити и Вашингтоне, а также через сети розничной торговли.
ОЭСР поддерживает отношения с другими международными организациям. В частности, существуют близкие и давние связи с Советом Европы и его Парламентской Ассамблеей. Официальные связи поддерживаются с Международной организацией труда, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международным агентством по атомной энергии и многими другими организациями, входящими в структуру ООН. ОЭСР координирует свою деятельность с Европейской конференцией министров транспорта, самостоятельным органом, существующим при Секретариате ОЭСР, который занимается проблемами совершенствования всех видов транспорта. Генеральный секретарь проводит консультации с Консультативным комитетом по предпринимательству и промышленности при ОЭСР, а также с Консультативным советом по тред-юнионам при ОЭСР по вопросам, представляющим взаимный интерес, включая предварительные консультации накануне ежегодных заседаний на уровне руководителей министерств. Комитеты ОЭСР также обладают правом вести консультации с этими группами.
Страны-члены ОЭСР
Австралия
Австрия
Бельгия
Канада
Чешская республика
Дания
Финляндия
Франция
Германия
Греция
Венгрия
Исландия
Ирландия
Италия
Япония
Корея
Люксембург
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия
Испания
Швеция
Швейцария
Турция
Соединенное Королевство
Соединенные Штаты