Эколого-экономический механизм развития туристическо-рекреационной индустрии в Приморских регионах Украины


Содержание
Введение
1. Законодательные аспекты туристическо-рекреационной деятельности – с.4
2. Анализ состояния развития экономического потенциала региона – с.11
3. Перспективы развития и механизм привлечения инвестиций в туристическо-рекреационную индустрию Приморского региона.
Заключение

Введение

Опыт промышленно-развитых стран показывает, что международный туризм является наиболее известным средством, позволяющим в короткие сроки осуществить поступление в страну денег в национальной валюте. На протяжении короткого времени туризм занял важное место в мировой экономике. В настоящее время насчитывается около 400 млн. туристов. Среднегодовые темпы роста этого показателя составляют 4-5%. Еще боле высокими темпами возрастают валютные поступления от международного туризма. Они составляют более 11%, а их объем в ценах 1990 г. превышает 200 млрд. долларов ежегодно.
В экономике многих стран доходы от туризма и сейчас имеют огромное значение. Так, поступления Испании от международного туристского обмена превышают затраты на него почти в 7 раз, Турции – в 6 раз, Португалии – в 4,8 раза, Греции – 3,5, Италии – в 2 раза. Нетрудно заметить, однако, что все эти страны являются приморскими государствами, и значит, вполне уместно проводить аналогии с Украиной.
Иностранный туризм как экспортная отрасль экономики, занимает первое место в государствах со средним уровнем развития, таких, как Испания – 41,7%, Греция – 40,4%, Португалия – 22,%, второе и третье место в высокоразвитых странах: Австрии – 32%, Швейцарии – 10%, Италии – 9,8%, Дании – 8,7%, Франции – 8,5%.
Активный международный туризм часто выступает как стабилизатор в платежных балансах отдельных стран. Так, например, в Венгрии поступления от иностранного тризма позволяют этой стране покрывать ежегодно почти половину дефицита платежного баланса по расчетам за товары и услуги. В Швейцарии туризм как источник валютных поступлений стоит на втором месте после машиностроения, т.е. находится впереди таких традиционных для этой страны отраслей экономики, как часовая и химическая промышленность. Во Франции он занимает третье место среди экспортных отраслей хозяйства, уступая по объему поступлений только автомобилестроению и черной металлургии.
Международный туризм является более выгодной формой реализации товаров и услуг, чем внешняя торговля, так как представляет собой экспорт, осуществляемый в пределах страны. Приобретая разнообразные товары в стране посещения, и оплачивая их в валюте, иностранные туристы вывозят их за пределы таможенных границ государства, т.о. увеличивая объем экспортируемых им товаров. Такой экспорт чаще всего называют «невидимым», или «скрытым». В настоящее время на его долю, которая постоянно возрастает, приходится приблизительно 25% всей мировой торговли.
Активный международный туризм, кроме всего прочего, является важным средством пропаганды национального производства за рубежом, что осуществляется без вкладывания в это каких-либо дополнительных средств.
Если позитивные итоги национального и международного туризма на экономику региона и страны в целом очевидны, то отрицательные результаты и последствия развития стали осознаваться и анализироваться гораздо позже. В настоящее время уже ясно, что при оценке социально-экономического значения туризма не следует впадать в крайности. Нельзя рассматривать туризм как панацею от всех экономических бед, считая, что развитие туризма автоматически приведет к процветанию государства. В ряде случаев оно не приносит желаемых результатов для экономики, а подчас может даже иметь отрицательные последствия.
Специалисты в области туризма выделяют следующие отрицательные последствия развития туризма.
1. Социально-экономические, связанные с возможным импортом инфляции. Имеется в виду ситуация, когда в страну или регион прибывает значительное число иностранных туристов с высокой покупательной способностью. Это может вызвать расстройство рынка и инфляцию, которая затем распространится и на другие секторы экономики, вызывая структурные нарушения в социально-экономической области. Такие последствия могут наблюдаться не только в развивающихся, но и в некоторых развитых странах – Италии, Испании, на юге Франции.
2. Социально-культурные и психологические, связанные с эффектом подражания образу жизни и поведению иностранных туристов, что противоречит традиционным ценностям и нормам поведения.
3. Экологические, связанные с ускоренной индустриализацией естественных ландшафтов, строительством дорог и портов, загрязнением водоемов и пляжей.
Имеются многочисленные примеры, подтверждающие эти положения. Наиболее показателен в этом отношении пример Туниса, где программа развития туризма с участием иностранного капитала была разработана еще в начале 70-х годов. Результаты ее реализации оказались неутешительными. Каждый отель, построенный в стране с участием иностранных фирм, занимает не менее 10 га, что привело к отчуждению земель, вытеснению крестьян и т.д. Только в одном из районов курортная зона в 400 га вытеснила 1500 мелких собственников огородов, занимавшихся выращиванием овощей. Началась спекуляция земельными участками. Подъем туризма лишил местных жителей жилья, которое было продано иностранцам, либо перестроено в семейные пансионаты. Пострадала торговля: на одном из островов стоимость аренды мелкой лавки подскочила с 2-4 динаров в день до 600 динаров. Наблюдается упадок ремесел и чудовищное загрязнение моря из-за концентрации на побережье 1 млн. человек. До 1977 года ни один туристический объект не имел очистных сооружений и располагался на выгребных ямах. Синтетические моющие средства, используемые при уборке и стирке и очень опасные для моря, нарушали традиционное рыболовство. Обострилась проблема питьевой воды: туристы потребляют в среднем 500 литров воды в сутки, местные жители – 10 л.
Этот пример показывает, как опасно создавать туристические объекты, не предусматривая никаких мер по их интеграции в ту среду, в которой они находятся, не принимая во внимание экологические факторы. Задача такой интеграции должна возлагаться на органы, ведающие государственной туристской политикой.

Глава 1. Законодательные аспекты туристско-рекреационной деятельности.

В Украине основным законом, регулирующим деятельность в области туризма, является Закон о туризме, принятый ВР Украины 15.09.95. Этот документ определяет основные правовые, организационные, воспитательные и социально-экономические меры реализации государственной политики Украины в области туризма. Целью Закона является создание правовой базы для становления туризма как высокорентабельной отрасли экономики в важного средства культурного развития граждан, обеспечения занятости населения, увеличения валютных поступлений, защита законных прав и интересов туристов и субъектов туристической деятельности, определение их обязанностей и ответственности.
Деятельность этого Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от их форм собственности, физических лиц, деятельность которых связана с предоставлением туристических услуг, а также на граждан, которые их получают.
Закон Украины о туризме определяет государственную политику в области туризма, указывает государственные органы, ее регулирующие, а также определяет организационные вопросы по предоставлению туристических услуг.

Согласно Закону основными направлениями государственной политики являются, в частности:
* Привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени, проведения целевого отдыха, знакомство с культурно-историческим наследием, природной средой;
* обеспечение рационального использования и сбережения туристических ресурсов, становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины, создание эффективной системы туристической деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма.
* создание и усовершенствование нормативно-правовой базы в области туризма согласно существующему законодательству Украины, международным нормам и правилам;
* создание благоприятного для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничного и других видов контроля;
* создание экономических условий, стимулирующих развитие туризма в Украине;
* привлечение национальных и иностранных инвестиций в развитие туристической индустрии;
* поддержка развития туризма в регионах, определения статуса отдельных туристических центров, создание условий для приоритетного развития туристической индустрии;
* развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития туризма, разработка и заключение международных двухсторонних и многосторонних договоров в области туризма и определение механизма их реализации.
Однако, следует отметить, что более детально государственную политику в области туризма описывают программы развития туризма на национальной и региональном уровнях. Такими являются, например, Постановление Кабинета Министров Украины от 28 июня 1997 года «Про программу развития туризма в Украине до 2005 года», Распоряжение Одесской областной государственной администрации «Про программу развития туризма в Одесском регионе до 2005 года», «Про меры по развитию санаторно-курортной деятельности в Автономной Республике Крым» и т.д. Подобные программы, в отличие от Закона, описывают конкретные меры по реализации идей, заложенных в законах и подзаконных актах. Так, в тексте «Программы развития туризма в Украине до 2005 года» указано, что ее основной целью является реализация государственной политики в области туризма, стимулирование дальнейшего развития внутреннего и международного туризма, эффективного использования природного и историко-культурного потенциала для создания единого современного конкурентоспособного туристического комплекса Украины.
Центральным органом государственной исполнительной власти в области туризма является Государственный комитет Украины по туризму, полномочия которого определяются Законом Украины «О туризме» и Указом Президента Украины «Про положение про Государственный комитет Украины по туризму» от 29.12.98.
Согласно Указу основными функциями Госкомтуризма являются:
* Принятие участия в формировании и реализации государственной политики в области туризма и развития туристической индустрии, защита прав и интересов государства в этой отрасли;
* Определение перспектив и направлений развития внутреннего и зарубежного туризма, устройства его материально-технической и социальной базы;
* Координация деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, а также туристических предприятий, оздоровительных учреждений независимо от форм собственности и подчинения по вопросам туризма;
* Принятие участия в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам туризма. В пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативные акты, обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по его усовершенствованию;
* Организация информационной, рекламной и издательской деятельности по вопросам туристической деятельности;
* Осуществление планирования (выдает и лишает лицензии) деятельности субъектов предпринимательства независимо от формы собственности, предоставляющих туристические услуги.
В настоящее время реализуется направление делегирования полномочий Государственного комитета по туризму комитетам по туризму областных администраций. Это делается для улучшения управления и регулирования туристической деятельности на региональных уровнях. Так, в Распоряжении Одесской областной государственной администрации «Про программу развития туризма в Одесском регионе до 2005 года» внесено предложение про делегирование права выдачи лицензий на туристическую деятельность комитету по туризму и рекреационному хозяйству Одесской облгосадминистрации.

Главной задачей при разработке отечественного законодательства в области развития туристическо-рекреационной индустрии являлось создание благоприятных условий именно для развития въездного («иностранный» в Законе) и внутреннего туризма. Нетрудно объяснить, почему. Именно въездной туризм является экспортной деятельностью, то есть приносит в страну валюту. Внутренний же туризм своей целью ставит рациональное использование свободного времени украинских граждан, их оздоровление, что в свою очередь, способствует повышению производительности их труда.
Из законодательства можно увидеть, какие конкретные меры по стимулированию въездного туризма были предприняты украинской властью. Так, например, в письме ГНАУ от 14.05.98 про обложение налогом на добавленную стоимость туристических услуг указано, что туристические услуги считаются экспортированными, если их продажа осуществляется за пределами Украины непосредственно субъектом туристической деятельности (агентом) через представительство в иностранном государстве и/или через нерезидента, а их предоставление осуществляется на территории Украины.
Согласно Закону Украины от 03.04.97 “Про налог на добавленную стоимость” установлен следующий порядок начисления налога на добавленную стоимость этих категорий (видов) туристических услуг:
1. Согласно пункта 6.2.2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» по нулевой ставке облагаются операции по предоставлению туристических услуг на территории Украины в случае их продажи за пределами Украины непосредственно или при посредничестве нерезидентов с использованием безналичных расчетов.
Таким образом, при условии проведения безналичной формы расчетов с субъектом туристической деятельности и только в случае продажи за пределами Украины непосредственно субъектом либо при посредничестве нерезидентов, стоимость туристических услуг на территории Украины облагается налогом по нулевой ставке, поскольку такие операции являются экспортными.

Этим достигается двойная выгода. Во-первых, стимулируется развития въездного туризма в Украину, что, как было упомянуто во введении, развивает «скрытый экспорт» украинских товаров и услуг. Во-вторых, 50% валюты, полученной по безналичным расчетам, подлежит обязательной продаже, что также, при большом масштабе предоставляемых туристических услуг, является значительным притоком валютных средств в страну.

Однако, еще одним важным примером действий государства по увеличению притока туристов и снижения налогов и сборов с предприятий туристической индустрии является Указ Президента Украины «Про меры относительно развития санаторно-курортной деятельности в Автономной республике Крым» в котором устанавливается, что на период до 1 января 2005 года освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по продаже (включая продажу нерезидентам) путевок на санаторно-курортное лечение и отдых в санаторно-курортных учреждениях, расположенных в Автономной Республике Крым.
Одной из проблем, существующих в настоящее время в области туристического законодательства является отсутствие взаимосвязи между нормами, регулирующими экономическую деятельность субъектов туристической индустрии и экологическим законодательством в Украине. Таким образом, сложилась ситуация, в которой законодательство в области экоменеджмента существует (см. табл. 1), но его значение в туристическо-рекреационной индустрии теряется.
Так, в Постановлении Совета УС №1836/93 отмечается, что цель и принципы экологической политики в ЕС состоят, в частности, в предотвращении, уменьшении и максимальной ликвидации загрязнения, особенно в очагах его образования, на основании принципа «виновник загрязнения расплачивается», в обеспечении эффективного управления ресурсами и в использовании экологически чистой технологии, способствуя тем самовоспроизводящему развитию общества.

К примеру, в Канаде используется четыре уровня правового регулирования:
* Федеральные законы, регламенты и директивы, относящиеся к проблеме национальной важности (океанические и материковые навигационные воды, национальный транспорт, опасные отходы и пр.)
* Регламенты и директивы по экологическим проблемам (качество воздуха и воды, утилизация отходов, управление лесным хозяйством, использование пестицидов и т.п.) действующие, прежде всего, в рамках десяти канадских провинций (Лицензии на деятельность выдаются местными властями);
* Муниципальные законы, регулирующие таки показатели, как сброс сточных вод в канализационные системы, шум, использование очищенной воды и пр.;
* Общие законы, использующиеся для оценки причиненного ущерба, а также для решения споров между сторонами в случаях, когда регламенты и подзаконные акты провинций не могут быть применены.
Система экоменеджмента в Украине определяется, формируется и регламентируется Законом Украины «Об охране окружающей природной среды», принятым еще в 1991 году, а также другими законодательно-правовыми актами.
Мониторинг основных нормативно-правовых актов Украины в области природопользования
Табл.1
№ П/П
Название нормативно-правового акта (закона)
Основные концептуальные положения законодательных актов
1
Закон «Об охране окружающей природной среды»
Правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущего поколений
2
Земельный Кодекс Украины
Регулирование земельных отношений с целью создания условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и восстановления плодородия почв.
3
Водный Кодекс Украины
Регулирование правовых отношений с целью обеспечения научно обоснованного рационального использования вод для потребностей населения и отраслей экономики, воспроизводства и охраны водных ресурсов
4
Кодекс Украины о недрах
Регулирование горнодобывающих отношений с целью обеспечения рационального комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье
5
Лесной Кодекс Украины
Регулирование правовых отношений с целью обеспечения научно обоснованного рационального использования лесных ресурсов
6
Закон «Об экологической экспертизе»
Регулирование общественных отношений для обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей природной среды, защиты экологических прав и интересов
7
Закон об охране атмосферного воздуха
Определяет правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны и использования атмосферного воздуха
8
Закон «Об исключи-тельной морской экономической зоне»
Регулирует правовой режим исключительной (морской) экономической зоны Украины
№ П/П
Название нормативно-правового акта (закона)
Основные концептуальные положения законодательных актов
9
Концепция развития особо охраняемых территорий и природного фонда
Определяет концептуальные положения и принципы развития особо охраняемых территорий
10
Закон «О природно-заповедном фонде Украины»
Определяет правовые основы организации, охраны, эффективного использования природно-заповедного фонда Украины, воспроизводства его природных комплексов и объектов
11
Закон «Об отходах»
Определяет правовые, организационные и экономические основы деятельности, связанной с предупреждением или уменьшением объемов образования отходов на территории Украины
Т.П. Галушкина, С.К. Харичков «Экологический менеджмент в Украине: реалии и перспективы»
Природоохранные законодательные акты должны закрепить приоритет охраны природы и здоровья населения над другими видами деятельности, сформулировать принципы и установить единые правила и порядок ведения хозяйственной деятельности и в первую очередь с помощью экономических методов управления.
Таким образом, необходимо сформулировать новую систему эколого-правовых отношений, обеспечивающих включение экологических и санитарно-гигиенических требований в сферу производственно-хозяйственной деятельности и обеспечить гарантии природоохранных программ и мероприятий по сохранению здоровья населения.
При этом задачей законодательства об охране окружающей природной среды является регулирование отношений в области охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности, предупреждения и ликвидации отрицательного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду; сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и природных объектов, связанных с историко-культурным наследием.
Таким образом, мы видим, что у государства есть законодательные и финансовые рычаги для управления и регулирования предоставления туристических услуг на территории Украины. Насколько они эффективны – покажет время.
Однако следует отметить, что кроме благоприятного экономического законодательства, для эффективного развития туристическо-рекреационного комплекса в регионе необходимо не только законодательство, но и соответствующее сочетание природных ресурсов. В этом плане Приморский регион Украины, в частности, Одесская область, являются достаточно уникальным комплексом.

Глава 2. Состояние развития экономического потенциала региона

Общая площадь Украинского Причерноморья составляет 86,4 тыс. км2, население (по состоянию на 1 января 1992 г.) – 5,26 млн. чел., т.е., соответственно, 14,3% от общей территории Украины и 10,1% от ее населения. Плотность населения на 1 км2 составляет, соответственно: 54,9 чел. – в Николаевской, 79,1 чел. – в Одесской и 44,6 чел. – в Херсонской областях.
Регион характеризуется мягким климатом: жаркое продолжительное лето, непродолжительная теплая зима. Среднегодовые температуры составляют от 8,8 0С – в северных регионах до 10,8 0С – в южных.
Приморское положение региона и его непосредственный выход к крупнейшим речным магистралям определяют хозяйственную структуру Украинского Причерноморья. Для региона характерен именно приморский тип размещения, функционирования и развития производительных сил. Крупные порты, самые мощные морские и речные перегрузочные комплексы, ведущие промышленные объекты расположены в приморско-устьевых участках наиболее крупных судоходных рек региона. К примеру, такие индустриально-транспортные центры Украинского Причерноморья, как Одесса, Херсон, Николаев, Ильичевск, Измаил, Белгород-Днестровский, Рени и т.д. Если порты Одессы, Южного, Измаила, Рени ориентируются в основном на экспортирование грузов, то порты Ильичевска и Усть-Дунайска, напротив, на их импорт.
Следует отметить, что именно в приморской зоне региона сконцентрированы 75-80% всех мощностей морского хозяйства Причерноморья, не менее 85% общего промышленного производства, около 70% населения региона, практически все санаторно-рекреационные хозяйства, большая часть как производственной, так и социальной инфраструктуры.
Все это создает чрезвычайную техногенную нагрузку на относительно узкую береговую линию региона. Размещение в ней подавляющей части портово-промышленных центров, инфраструктуры самого разного рода, а также населения усилило экологическую нагрузку со всеми вытекающими последствиями: загрязненность атмосферного воздуха и моря; отвод и без того ограниченного количества береговых земель для хозяйственной деятельности, их последующая эрозия и т.д.
Ситуация значительно ухудшается в последние годы. Достаточно сказать, что если в недавнем по Украине обезвреживалось более 76% вредных веществ, выбрасываемой в атмосферу, то в Одесской области лишь 54%, а в Херсонской – 50%.
Все это еще раз подтверждает необходимость совместной деятельности и координации усилий на сохранение региона шельфа Черного моря. При сочетании функционирования туристско-рекреационного сектора с морехозяйственным и индустриальным комплексами, по-видимому, возможно их совместное развитие в сочетании с природоохранной и экологической деятельностью.
Необходимо отметить, что в регионе имеются богатые рекреационные ресурсы, т.к. именно лечебные грязи лиманов, морская вода, минеральные воды, а также морские пляжи и теплый климат по общемировым стандартам являются основой создания туристско-рекреационных комплексов.
Туристическо-рекреационные ресурсы Одесского региона – органическая составляющая часть его социально-экономического комплекса.
В регионе находятся 92 природно-заповедных зоны. В их числе заповедники государственного значения – Дунайские, Днестровские плавни, ботанический сад Одесского государственного университета, 42 памятника природы, 2 заповедных урочища и т.д.
На территории области протекают реки Дунай, Днестр, Южный Буг; находится более 20 лиманов и озер. В их числе Куяльницкий, Хаджибейский, Тилигульский лиманы, озера Алибей, Шаганы и др.
Своеобразием туристическо-рекреационного потенциала регион обязан многочисленным памяткам древних времен с известными историко-архитектурными заповедниками, памятниками и музеями. Это, в частности, раскопки античных городов Тиры, Никонии, оборонной архитектуры в г. Белгороде-Днестровском, которому в 1998 году исполняется 2500 лет; памятники культовой архитектуры в городах Одессе, Измаиле, Рени, Килие.
Среди объектов туризма большое значение имеют Одесский государственный академический театр оперы и балета, различные музеи, Одесские катакомбы, диорама штурма войсками А. Суворова крепости Измаил…
Важную роль играет культурно-рекреационное хозяйство региона. Благоприятные климатические условия Приморья, многочисленные пляжи, теплая морская вода, рапа лиманов, лечебные грязи, минеральные источники обусловливают его общегосударственное значение.
Рекреационные ресурсы связаны, прежде всего, с приморско-прибрежной полосой. Протяженность морских пляжей составляет 175 километров. Их ширина достигает 50 метров, а в некоторых зонах и значительно больше. Черное море характеризуется тем, что его вода имеет значительно меньшую соленость, чем Мировой океан (0,5 - 0,6), что делает терапию (морское купание) более приятным и целебным. Вместе с тем вода Черного моря сильно минерализована, имея в своем составе соли брома, йода и др. В связи с этим, лечебными солями и кислородам обогащен и морской воздух. Морские купания используются как мощное лечебно-профилактическое средство при кожных, нервных и сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях верхних дыхательных путей и др.
Особую роль в настоящее время и при будущем развитии туристско-рекреационного комплекса будет играть тот факт, что одесские рекреационные зоны имеют лечебные грязи и минеральные воды практически всех разновидностей, имеющихся на территории СНГ и за рубежом.
Лечебные грязи Кульяницкого лимана под Одессой имеют мировую известность. Их геологические запасы оцениваются примерно 24000 тыс. м2 а общие балансовые запасы – более чем в 15000 м3.
Рапа Куяльницкого лимана также имеет большое лечебное значение, т.к. содержит соли магния, кальция, йода и брома. Тилигульский лиман также имеет большие запасы лечебных грязей (около 14000 тыс. м3.)
Высококачественные и кондиционные лечебные грязи также имеются в Будакском лимане, в озере Сасык, в районе в районе Сухого лимана (общие запасы около 14000 м3.)
В курортно-медицинских зонах Очаковская и Кинбурская также имеются запасы лечебных грязей, например, соленые иловые сульфидные грязи материкового типа.
Минеральные воды также являются ценным ресурсом рекреационного комплекса Причерноморья. Всемирно известна минеральная вода типа «Куяльник». В Белгород-Днестровском районе имеются минеральные воды общего назначения и сульфатного типа. Причем они уже активно используются в лечебных целях в Белгороде-Днестровском, курортах Затока и Сергеевка.
В районе Очакова и Морского обнаружена и хорошо изучена в бальнеологическом отношении минеральная вода типа «Куяльник», известны Березанская минеральная вода, минеральные воды в районе Варварки и на Кинбурской косе.

Особо следует отметить, что рекреационные ресурсы, как правило, находятся недалеко от крупных агломераций с их развитой транспортной инфраструктурой, системами инженерно-бытовых коммуникаций и представляющими большой познавательный интерес культурно-историческими ценностями.
В области находится около 290 учреждений оздоровления и отдыха. Это санатории, санатории-профилактории, дома и базы отдыха, детские оздоровительные учреждения, которые могут одновременно предоставлять свои услуги почти 68000 отдыхающим.
Прием, обслуживание туристов ведут 175 туристических предприятий, 7 специализированных отелей, 2 кемпинга, 6 туристических баз, 26 предприятий питания, 2 автотранспортных предприятия.
Это обстоятельство является большим плюсом с точки зрения развития туристско-рекреационных комплексов. Однако, с другой стороны, именно антропогенная нагрузка на санаторно-рекреационные ресурсы Причерноморья является одной из серьезных проблем региона.
3. Проблемы и стратегия развития региона.
- Экологический аспект
Как уже было отмечено, одним из главных факторов привлечения туристов в Причерноморский регион Украины является состояние окружающей среды. Договоренность по экологическому контролю за качеством окружающей среды была подписана странами Черноморского бассейна 30-31 октября 1996 г. в Стамбуле, Турция. Там был составлен план по оздоровлению и защите Черного моря.
Был проведен Трансграничный Диагностический анализ (TDA), на основании которого были сделаны следующие выводы:
1. Экосистеме Черного моря по-прежнему угрожают поступления загрязняющих веществ, многие из которых являются биогенными. В Черное море биогены поступают из источников, находящихся на суше; перенос их осуществляется реками. Дунай отвечает более, чем за половину объема биогенов, поступающих в Черное море.
2. С недостаточно обработанными (очищенными) стоками в море поступают микробиологические загрязнители, угрожающие общественному здоровью и служащие в некоторых случаях преградой для развития устойчивого туризма и аквакультуры.
3. Помимо этого, экосистеме Черного моря угрожают продолжающиеся поступления других вредных веществ, особое место среди которых занимает нефть. Нефтяные загрязнения возникают в результате случайных или плановых выбросов с судов и наземных источников.
4. Более того, имевшее в прошлом место внесение чуждых видов с балластными водами судов уже нанесло существенный урон экосистеме Черного моря и продолжает являться угрозой для соседних Средиземного и Каспийского морей.
5. Неразумное пользование ресурсами, в частности, непродуманный подход к прибрежному рыболовству и пользованию береговой зоной, препятствуют устойчивому развитию Черноморского региона. Большая часть рыбных запасов Черного моря уже пострадала от загрязнения и чрезмерного вылова, или находится под угрозой чрезмерного вылова; многие прибрежные районы обезображены эрозией и бесконтрольным использованием под городское строительство. Вследствие этого под угрозой исчезновения находятся уникальные места обитания и ландшафты, и, в конечном счете, биологическое разнообразие и продуктивность экосистемы Черного моря.
6. Вышеизложенное позволяет предположить, что процесс деградации Черного моря необратим. Однако мониторинг среды, проводившийся в течение 4-5 последних лет, показывает ощутимое и продолжающееся улучшение обстановки в некоторых местах Черного моря. Судя по всему, это улучшение представляет собой косвенный результат уменьшения (ослабления) экономической деятельности в регионе и, до некоторой степени, природоохранительных мер, предпринимаемых правительством. Проблема, которую регион должен решать сегодня, заключается в обеспечении здоровья Черного моря при одновременной стабилизации и развитии экономики.
7. Стратегический план действий – шаг к достижению устойчивого развития Черноморского региона. Его конечными целями являются создание здоровой обстановки и условий жизни для населения, проживающего в городской и сельской местности региона, сохранение и поддержание биологического разнообразия экосистемы Черного моря с жизнеспособными природными популяциями высших организмов, включающих в себя морских млекопитающих и осетровых рыб, а также гарантированные средства к существованию за счет разумного развития рыболовства, аквакультуры и туризма для населения всех причерноморских стран.

В качестве основы совместных действий стран, принявших участие в конференции, а именно Болгарии, Грузии, Румынии, России, Турции и Украины были выработаны следующие принципы:

8. В основу менеджмента прибрежной зоны должна быть положена концепция устойчивого развития, что позволит действовать, не выходя за пределы экологической емкости экосистемы Черного моря и не подвергая риску интересы будущих поколений.
9. Следует руководствоваться принципом соблюдения осторожности, который позволит предпринимать превентивные меры в случае возникновения опасений, что какой-либо род деятельности может увеличить риск нанесения ущерба здоровью человека, живым ресурсам и морским экосистемам, красоте пейзажа или же воспрепятствовать допускаемому законом мореиспользованию, даже если причинно-следственная связь между данным видом деятельности и ее последствиями не представляется очевидной. Принцип осторожного подхода должен применяться и тогда, когда имеющаяся или поступающая информация носит неясный, ненадежный или неопределенный характер.
10. Следует предпринимать предварительные действия, в число которых входят планирование поправок на непредвиденные обстоятельства, определение воздействий на окружающую среду и стратегическая оценка среды (определение последствий правительственных политик, программ и планов для окружающей среды).
11. Необходимо поощрить использование чистых технологий, что потребует замены или поэтапной отмены существующих неэкономных и экологически вредных технологий.
12. Следует всемерно пользоваться экономическими рычагами, способствующими процессу устойчивого развития. Их диапазон включает в себя реализацию экономических инициатив, направленных на внедрение экономически безопасных технологий и видов деятельности, поэтапную отмену субсидий на экологически вредные и сомнительные технологии и виды деятельности; внедрение системы штрафов для пользователей по принципу «загрязнил - плати»; а также отчетность по использованию природных ресурсов и среды.
13. Экологические и здравоохранительные соображения должны приниматься в расчет при планировании в таких сферах, как туризм, градостроение, развитие сельского хозяйства и промышленности, рыбного промысла и аквакультуры.
14. Пока проблемы, связанные с установлением морских границ в регионе, находятся в стадии решения, следует практиковать тесное сотрудничество между причерноморскими государствами, предусматривающее принятие мер, способствующих оздоровлению и охране экосистемы Черного моря и рациональному использованию его ресурсов.
15. Следует всячески поддерживать сотрудничество всех стран Черноморского бассейна, и, в частности, стран Черноморского побережья и бассейна реки Дунай.
16. Следует поощрять привлечение посредников при осуществлении Стратегического плана действий, например, при определении прав пользователя и прав собственности.
17. Доступ к информации и привлечение общественности должны обеспечиваться посредством распространения информации о работе, проделываемой по оздоровлению и охране Черного моря, а также за счет признания и использования права общественности, включая и посредников, на участи в принятии решений и реализации настоящего Стратегического плана действий.

На конференции в Стамбуле были приняты несколько основных направлений, по которым осуществляется природоохранная деятельность и экомониторинг окружающей среды.
Такими направлениями являются:
А. Борьба с загрязнениями.
При этом рассматриваются такие пункты, как «наземные источники загрязнения», «реки», «атмосферное загрязнение»; проводится контроль над точечными источниками загрязнения, изучаются объемы загрязнений, поступающих от плавсредств и в результате свала мусора. Кроме того, рассмотрены вопросы Трансграничного перемещения опасных отходов, оценки и мониторинга загрязняющих веществ.
Б. Управление живыми ресурсами
В этом блоке рассматриваются вопросы промышленной эксплуатации ресурсов, охраны биологического разнообразия, охраны мест обитания и ландшафта, оценки уровней воздействия на окружающую среду и объединенного управления прибрежной зоной. Помимо этого, отдельным пунктом выделен вопрос развития устойчивой аквакультуры и туризма. В частности, там предлагается «развивать экологический туризм посредством, помимо прочих способов, осуществления конкретных экспериментальных проектов в государствах побережья Черного моря... Индустрия туризма должна планироваться более рационально, и учитывать соображения, касающиеся водоснабжения, качества очистки пляжных вод от стоков, использование природных ресурсов и развития курортов при представлении соответствующих проектов. От этого подхода выиграет и индустрия туризма, и окружающая среда. Помимо этого, проекты, связанные с развитием туризма, должны проходить экспертизу на предмет возможных воздействий на окружающую среду»
Таким образом, стратегический план действий по Черному морю, который был подготовлен под эгидой BSEP (Black Sea Ecological Program) включает в себя следующие основные предложения в отношении КУПЗ (Комплексное управление прибрежной зоной):
* Региональное сотрудничество: разработка региональной стратегии КУПЗ по Черному морю с целью установления общих целей КУПЗ, подходов и деятельности, укрепления Центра активности КУПЗ и целевых проектов, согласования планов землепользования и введения общей зональной классификации правил.
* Планирование: укрепление национальных межотраслевых комитетов; разработка национальной стратегии КУПЗ в соответствии с региональной стратегией; разработка модельных проектов КУПЗ в каждой стране; дальнейшая разработка законодательства и правил КУПЗ на основе обмена опытом между черноморскими странами.
* Обследования эрозии прибрежной зоны: пилотные исследования и показательные проекты по внедрению современных методов и подходов к охране прибрежной зоны в Черноморском регионе.
* Региональный план на случай чрезвычайных обстоятельств: обеспечение надлежащей охраны окружающей среды путем составления регионального плана на случай чрезвычайных обстоятельств в соответствии с требованиями Международной морской организации и международных соглашений.
* Участие общественности: повышение роли общественности в процессе принятия решений, с тем чтобы обеспечить одобрение общественностью национальной стратегии КУПЗ, местных городских планов и планов землепользования.
- Проблема привлечения инвестиций в туристическо-рекреационную индустрию региона
В настоящее время назрела необходимость в либерализации внешнеэкономической деятельности и к началу активной политики по интеграции Украины в европейское сообщество. В сфере туризма и рекреации это должно означать создание благоприятных условий для иностранных и внутренних инвесторов. В настоящее время инвестиционный климат в Украине большинством заинтересованных лиц оценивается как неблагоприятный. Для изменения его статуса на благоприятный необходимы изменения со стороны государственных органов. Основными изменениями должны стать твердые гарантии сохранности инвестиций. Так, наиболее распространенным является мнение о том, что инвесторам не нужны даже специальные льготы, но необходима твердая уверенность в том, что их деньги останутся их деньгами. В этом отношении Украина пока еще не может заявлять о своих твердых гарантиях.
Однако в отношении льгот для иностранных инвесторов недавно были сделаны существенные изменения. Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях стимулирования инвестиционной деятельности», принятый парламентом 15 июля появился как альтернативный двум законопроектам Президента, аналогичным его же Указам. Вот как выглядит мнение Андрея Серветника, старшего специалиста налогово-юридического отдела ООО «Артур Андерсен».
– Вполне логичным выглядит изменение Закона о налогообложении прибыли предприятий (п. 7.8.5. ст.7, пп.13.2 и п.п.13.7 ст.13 данного Закона), вследствие чего:
* Прямо и однозначно указано, что налог на дивиденды, установленный подпунктом 7.8.2, не применяется при выплате дивидендов нерезидентам, которые облагаются налогом в порядке, определенном п.13.7. ст.13 Закона;
* Дивиденды исключены из перечня доходов, подлежащих налогу на репатриацию по ставке 15% (п.13.2 ст.134);
* Ставка налога на суммы доходов нерезидентов, полученных в виде дивидендов, облагаются налогом по ставке 15% (в предыдущей редакции – 30%), если иное не предусмотрено нормами международных соглашений.
Достаточно революционное изменение части 1 подпункта 3.2.8. Трудно переоценить значение дополнений к рассматриваемому пункту, согласно которому передача взноса в уставный фонд не подлежит обложению НДС, «в том числе при ввозе основных фондов на таможенную территорию Украины (кроме подакцизных товаров) или их вывозе за пределы таможенной территории Украины». А значит, есть надежда на то, что в данном вопросе наконец-то появилась определенность, означающая решение проблемы в пользу иностранных инвесторов.
В целом, рассматриваемый Закон можно оценить как достаточно прогрессивный, так как его положения значительно ослабляют налоговое давление на иностранных инвесторов, а также вносят ясность (надеемся - окончательную) во многие спорные вопросы налогообложения.

Также одним из приоритетных направлений в привлечении иностранных инвестиций в туризм в Украине может стать формирование свободных зон рекреационного предпринимательства.
Создание туристических и курортно-рекреационных СЭЗ наряду с дополнительным привлечением иностранной валюты позволит решить комплекс экономических, экологических, социальных, научных и других проблем, связанных с кардинальным улучшением данного вида деятельности, в т.ч.: реконструкции материально-технической базы курортов, расширение набора рекреационных услуг и видов досуга, повышения квалификации и заработной платы обслуживающего персонала.
Исходя из отсутствия традиционного опыта создания рекреационных СЭЗ и последствий их экономического, социального и экологического влияния на прилегающий регион целесообразно на первом этапе формирования отдельных локальных зон, компактное размещение которых позволит с максимальной эффективностью использовать зарубежный опыт и потенциал в данной сфере деятельности.
Ведущими критериями отбора места расположения туристических и курортно-рекреационных СЭЗ с учетом специфических региональных особенностей должны быть:
а) наличие ценных, в т.ч. уникальных рекреационных ресурсов (лечебные грязи, минеральные воды, удобные морские пляжи), позволяющие обеспечить значительные поступления валюты в результате экспорта этих ресурсов, за лечение и оздоровление рекреантов, а также поднять международный престиж курорта;
б) развитие отдельных слабоосвоенных в рекреационном отношении приморских районов и решение на этой основе социально-экономических проблем, в т.ч. трудоустройство, жилищные проблемы и др.;
в) кардинальное улучшение состояния окружающей природной среды в результате закрытия или перепрофилирования экологически вредных производств и т.д.

Туристические и курортно-рекреационные СЭЗ должны создаваться в границах уже сложившихся курортных районов и рекреационных зон. При этом предпочтение необходимо отдавать тем участникам, которые имеют выгодную транспортную инфраструктуру, сложившуюся сеть здравниц и туристических учреждений.
Исходя из предложенных критериев размещения, первоочередными объектами создания туристических и курортно-рекреационных СЭЗ должны стать здравницы Одесского курортно-рекреационного региона, который является особо привлекательным для западных интуристов и предпринимателей в связи с возможностью вложения своих инвестиций в эту перспективную сферу деятельности и получения значительной прибыли в условиях повышающейся международной конкуренции на мировом рекреационном рынке. Спецификой развития указанных СЭЗ должно стать формирование крупной, ориентированной на экспорт базы по добыче, использованию и вывозу в другие регионы Украины, страны СНГ, а также за рубеж части особо ценных видов рекреационных ресурсов, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке, таких как высококачественные лечебные иловые грязи, минеральные воды и т.д.

- Маркетинговый аспект развития региона

В Распоряжении Одесской областной администрации «Про программу развития туризма в Одесском регионе до 2005 года» в разделе «Информационно-рекламная и маркетинговая деятельность» указано, что «с целью изучения потребностей рынка и активного влияния на его формирование необходимо создать информационно-рекламную и маркетинговую системы, наладить выпуск высококачественной рекламной продукции, информационно-справочного материала, специализированных туристических изданий…
В связи с этим предусматривается, в частности, подготовка и внесение на рассмотрение облгосадминистрации предложения о создании при комитете по туризму и рекреационному хозяйству хозрасчетной информационно рекламной и маркетинговой службы…, а также изучить практику информационной и маркетинговой деятельности в некоторых странах с развитой инфраструктурой туризма (Болгария, Словакия, Венгрия в т.ч.)»
Интересно в этом случае ознакомиться с данными, предоставленными Министерством туризма Болгарии руководителю Службы по торгово-экономическим вопросам Болгарского консульства в Одессе г-ну С. Кирчеву для доклада на Второй международной молодежной конференции по маркетингу и менеджменту в туризме «Черноморская Жемчужина -99», проводимой локальным комитетом Международной Ассоциации студентов и молодых специалистов в области экономики и управления AIESEC Одесса.
«Для изменения существовавшего до недавнего времени представления о Болгарии как о стране морского отдыха и зимнего лыжного туризма, мы будем рекламировать возможности, которые предлагают экологический, сельский, охотничий туризм, проведение различных конгрессов. В стране имеются отличные возможности для развития пешеходного туризма, скалолазания, альпинизма, спелеологического туризма. В горах имеются благоприятные условия не только для лыжного туризма, но и горных переходов. Хорошие перспективы у велосипедного и конного туризма. В районах национальных парков и заповедников имеются условия для организации фотосафари и природного туризма. Предпосылкой для развития этих видов туризма является исключительное разнообразие флоры и фауны Болгарии, благоприятные климат и рельеф. На Черноморском побережье предлагаются и подводные виды спорта.
О новых акцентах в предложении можно говорить еще долго. Важным, однако, является то, что повышение качества и разнообразия выбора туристического продукта в Болгарии должны соответствовать самым современным требованиям туристического рынка, растущей конкуренции, мы должны сохранить интерес наших традиционных гостей – в 1998 ее посетили более чем 2 млн. 300 тыс. иностранных туристов – и привлечь на нетрадиционные для нашей страны рынки новых туристов».
Также на конференции «Черноморская Жемчужина -99» было предложено краткое описание Центра промоушна региона.
Центр Регионального Продвижения Туризма

1.Миссия организации: Создание положительного имиджа региона с целью привлечения туристов и инвестиций.
Главный приоритет развитие incoming tourism из стран СНГ и стран Европы.
Работа с представителями различных возрастных категорий:
- молодёжь
- люди средних лет
- пожилые (старые) люди
Основное внимание уделяется молодёжи т.к. этот класс туристов наименее требователен к внешним условиям (условия проживания, погода и т.д.)
Работа с различными по обеспеченности группами:
- высоко обеспеченные
- средне обеспеченные
- низко обеспеченные
Основное внимание уделяется среднеобеспеченным группам т.к. они представляют наиболее многочисленный и стабильный класс туристов.
Работа с различными по статусу социальными группами:
- интеллигенция
- рабочие
- бизнесмены
- семьи
- студенты
- служащие
Изучение внешней информации о состоянии туристического рынка по различным источникам:
- исследовательские институты
- Госкомтуризма
- специализированные и неспециализированные издания в прессе.
Изучение потребностей существующих потребителей через:
- отчёты лидеров туристического рынка
- проведение социологических исследований (опросов)
Проведение анализа существующей ситуации (SWOT-анализ).
Сильные стороны:
- отсутствие коммерческих интересов (сила для привлечение партнёров)
- отсутствие такой деятельности на рынке
- необходимость такой деятельности
Слабые стороны:
- отсутствие стабильного финансирования
- отсутствие непосредственного опыта подобной деятельности
Возможности:
- выход на рынок СНГ и стран Европы
- полная самоокупаемость
Опасности:
- сложная экономическая ситуация ставит под угрозу существование центра(возможен отказ от финансирования партнёрами)
- не чёткая законодательная база2.Цели и задачи центра:
- исследование ситуации на рынке туристических услуг
- предоставление информации
- сбор и обработка информации о регионе
- выработка рекомендаций
3. Целевые группы:
- туроператоры
- турагентства
- различные объединения туркомпаний (в т.ч. международные)
- госструктуры
- СМИ
- Население
Выбранные целевые группы отличаются подходами в передаче им информации.
Как инструменты при передаче информации могут использоваться:
- карты
- открытки
- информационные и рекламные буклеты
- статьи и репортажи в СМИ
- видео материалы
- интернет
- сувениры
- статистические данные
Также необходимо:
- участие в выставках и ярмарках по туризму ( в т.ч. в международных)
- связь с внутренним и внешними туристическими компаниями
- связь с аналогичными центрами за границей
4. Маркетинг микс
Место расположения – Одесса.
Предлагаемый продукт - достоверная и полная информация о регионе.
Для кого предоставляется информация? – для всех целевых групп (конечная цель донесение информации конечному пользователю т.е. туристу).
Цена данной услуги? –данные услуги должны предоставляться бесплатно, платными могут быть лишь некоторые способы передачи информации
Как будет продвигаться данная деятельность? – в процессе продвижения данной услуги и продвижении непосредственно региона используются уже перечисленные инструменты.
5.Общий промоушн:
Продвижение данного вида услуг с постоянной адаптацией под изменяющуюся ситуацию.
6.Как проходит продвижение :
- участие в выставках (поиск, налаживание контактов; налаживание контактов с коллегами; последующая рассылка информации; “добивание”)
- рассылка целевой информации (туристическим фирмам, специализированным издательствам)
- целевая реклама ( поиск финансирования, поиск партнёров)
- организация study tours для: СМИ, бизнесменов, представителей посольств и консульств
- работа с прессой по туризму
- использование интернета (www….)
7. Определение стратегии по модели Ансоффа
Исходя из данной модели «продукт» можно охарактеризовать как «новый продукт на старом рынке».
- «Продукт» нуждается в постоянном совершенствовании
- изначально «продукт» создаётся адаптируемым
- имеет возможность быть лучшим на рынке СНГ
- имеет возможность выхода на более платёжеспособные рынки Европы
Заключение

Итак, мы рассмотрели некоторые предпосылки к усовершенствованию функционирования отрасли экономики, которая по оценкам международных экспертов, является одной из наиболее быстрорастущих в мире. И в Украине она может стать одной из самых рентабельных при условии государственной политики, направленной на ее активное совершенствование.
Туристическо-рекреационная индустрия не является наукоемкой, не является экологически опасной (при ее разумном развитии) и позволяет достаточно быстро получить доход на вложенный капитал. Теперь задачей государства является направление и определение основных принципов развития индустрии. Есть возможность привлечь в эту отрасль не только зарубежный, но и внутренний инвестиционный капитал, что может активно способствовать выходу украинской экономики из кризиса.
Страна, повышая уровень жизни своих граждан, невольно привлекает их путешествовать. Недаром одни из самых путешествующих наций – это немцы и японцы. Однако, развивая эту отрасль, можно добиться повышения уровня благосостояния населения страны. Кроме того, туризм способствует улучшению экологической обстановки с стране. Ведь никто не захочет ехать в страну, где нет нормальных условий для жизни, где природа не ценится как наивысшее достояние державы.
Также туризм через межкультурное взаимопонимание влияет на людей, делая их более терпимыми друг у другу. Это помогает избежать конфликтов и войн. Не случайно, что страны, провозгласившие политический нейтралитет, - Швейцария, Швеция, Австрия, Мексика, всегда были и остаются притягательными для туристов.
В условиях мирных, стабильных двухсторонних и многосторонних отношений между государствами международный туристический обмен значительно возрастает. По данным статистики, в последние два десятилетия объем международного туризма в Европе увеличивается ежегодно. Это результат новой политической обстановки, сложившейся на Европейском континенте во второй половине нынешнего столетия.
И Украина как страна, желающая войти в Европейское Содружество, должна следовать тенденциям, движущимся в этом обществе. Это может послужить неплохим движущим фактором для ускорения процесса объединения Европы и развития Украины как ее составной неотъемлемой части.

Список использованной литературы:
1. “Про заходи щодо розвитку санаторно-курортної діяльності в Автономній Республіці Крим” УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ
2. “Про оподаткування податком на додану вартість послуг з туризму”. Державна податкова адміністрація , Лист № 5628/10/16-1101 від 14.05.98
3. “Про Основні напрями розвитку туризму в Україні до 2010 року” УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ
4. “Про податок на додану вартість” ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ. ЛИСТ від 12.12.97 р. N 16-1118/11-10316
5. “Про Положення про Державний комітет України по туризму” Президент України , Указ Президента № 1400/98 від 29.12.98
6. “Про Програму розвитку туризмув Україні до 2005 року” КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ ПОСТАНОВА від 28 червня 1997 р. N 702
7. “Про программу розвитку туризму в Одеському регіоні до 2005 року” Одеська Обласна Державна Адміністрація. Розпорядження від 15 грудня 1997 р.
8. “Про туризм” ВР України , Закон № 324/95-ВР від 15.09.95
9. Галушкина Т.П. Харичков С.К. Экологический менеджмент в Украине Од. 1998
10. Герасименко В.Г. Основы туристского бизнеса Од. 1996
11. Галабов К. “Развитие общества и комплексное управление прибрежной зоной в Черноморском регионе” /Спасение Черного моря. Бюллетень BSEF, 09/96/
12. Николайчук О. “А теперь – о хорошем” /Бизнес, № 32 от 9.08.99/
13. Рабочие материалы конференции «Черноморская Жемчужина -99»
14. Стратегический план действий по оздоровлению и защите Черного моря /материалы конференции, Стамбул, Турция, 30-31 октября 1996 г./

Нормативные акты получены с информационно-поискового сервера LIGA-ONLINE 2