TCP\IP

Семейство протоколов TCP/IP
1. Введение
Семейство протоколов TCP/IP широко применяется во всем мире для объединения
компьютеров в сеть Internet. Единая сеть Internet состоит из множества сетей
различной физической природы, от локальных сетей типа Ethernet и Token Ring, до
глобальных сетей типа NSFNET. Основное внимание в книге уделяется принципам
организации межсетевого взаимодействия. Многие технические детали, исторические
вопросы опущены. Более подробную информацию о протоколах TCP/IP можно найти в
RFC (Requests For Comments) - специальных документах, выпускаемых Сетевым
Информационным Центром (Network Information Center - NIC). Приложение 1 содержит
путеводитель по RFC, а приложение 2 отражает положение дел в области
стандартизации протоколов семейства TCP/IP на начало 1991 года.
В книге приводятся примеры, основанные на реализации TCP/IP в ОС UNIX. Однако
основные положения применимы ко всем реализациям TCP/IP.
Надеюсь, что эта книга будет полезна тем, кто профессионально работает или
собирается начать работать в среде TCP/IP: системным администраторам, системным
программистам и менеджерам сети.
2. Основы TCP/IP
Термин "TCP/IP" обычно обозначает все, что связано с протоколами TCP и IP. Он
охватывает целое семейство протоколов, прикладные программы и даже саму сеть. В
состав семейства входят протоколы UDP, ARP, ICMP, TELNET, FTP и многие другие.
TCP/IP - это технология межсетевого взаимодействия, технология internet. Сеть,
которая использует технологию internet, называется "internet". Если речь идет о
глобальной сети, объединяющей множество сетей с технологией internet, то ее
называют Internet. 2.1. Модуль IP создает единую логическую сеть
Архитектура протоколов TCP/IP предназначена для объединенной сети, состоящей из
соединенных друг с другом шлюзами отдельных разнородных пакетных подсетей, к
которым подключаются разнородные машины. Каждая из подсетей работает в
соответствии со своими специфическими требованиями и имеет свою природу средств
связи. Однако предполагается, что каждая подсеть может принять пакет информации
(данные с соответствующим сетевым заголовком) и доставить его по указанному
адресу в этой конкретной под сети. Не требуется, чтобы подсеть гарантировала
обязательную доставку пакетов и имела надежный сквозной протокол. Таким образом,
две машины, подключенные к одной подсети могут обмениваться пакетами.
Когда необходимо передать пакет между машинами, подключенными к разным подсетям,
то машина-отправитель посылает пакет в соответствующий шлюз (шлюз подключен к
подсети также как обычный узел). Оттуда пакет направляется по определенному
маршруту через систему шлюзов и подсетей, пока не достигнет шлюза, подключенного
к той же подсети, что и машина-получатель; там пакет направляется к получателю.
Объединенная сеть обеспечивает датаграммный сервис.
Проблема доставки пакетов в такой системе решается путем реализации во всех
узлах и шлюзах межсетевого протокола IP. Межсетевой уровень является по существу
базовым элементом во всей архитектуре протоколов, обеспечивая возможность
стандартизации протоколов верхних уровней. 2.2. Структура связей протокольных
модулей
Введем ряд базовых терминов, которые мы будем использовать в дальнейшем.
Драйвер - это программа, непосредственно взаимодействующая с сетевым адаптером.
Модуль - это программа, взаимодействующая с драйвером, сетевыми прикладными
программами или другими модулями. Драйвер сетевого адаптера и, возможно, другие
модули, специфичные для физической сети передачи данных, предоставляют сетевой
интерфейс для протокольных модулей семейства TCP/IP.
Название блока данных, передаваемого по сети, зависит от того, на каком уровне
стека протоколов он находится. Блок данных, с которым имеет дело сетевой
интерфейс, называется кадром; если блок данных находится между сетевым
интерфейсом и модулем IP, то он называется IP-пакетом; если он - между модулем
IP и модулем UDP, то - UDP-датаграммой; если между модулем IP и модулем TCP, то
- TCP-сегментом (или транспортным сообщением); наконец, если блок данных
находится на уровне сетевых прикладных процессов, то он называется прикладным
сообщением.
Эти определения, конечно, несовершенны и неполны. К тому же они меняются от
публикации к публикации. Более подробные определения можно найти в RFC-1122,
раздел 1.3.3. 2.4. Потоки данных
Рассмотрим потоки данных, проходящие через стек протоколов, изображенный на
рис.1. В случае использования протокола TCP (Transmission Control Protocol -
протокол управления передачей), данные передаются между прикладным процессом и
модулем TCP. Типичным прикладным процессом, использующим протокол TCP, является
модуль FTP (File Transfer Protocol протокол передачи файлов). Стек протоколов в
этом случае будет FTP/TCP/IP/ENET. При использовании протокола UDP (User
Datagram Protocol - протокол пользовательских датаграмм), данные передаются
между прикладным процессом и модулем UDP. Например, SNMP (Simple Network
Management Protocol - простой протокол управления сетью) пользуется
транспортными услугами UDP. Его стек протоколов выглядит так: SNMP/UDP/IP/ENET.
Модули TCP, UDP и драйвер Ethernet являются мультиплексорами n x 1. Действуя как
мультиплексоры, они переключают несколько входов на один выход. Они также
являются демультиплексорами 1 x n. Как демультиплексоры, они переключают один
вход на один из многих выходов в соответствии с полем типа в заголовке
протокольного блока данных (рис.2).
Когда Ethernet-кадр попадает в драйвер сетевого интерфейса Ethernet, он может
быть направлен либо в модуль ARP (Address Resolution Protocol адресный
протокол), либо в модуль IP (Internet Protocol - межсетевой протокол). На то,
куда должен быть направлен Ethernet-кадр, указывает значение поля типа в
заголовке кадра.
Если IP-пакет попадает в модуль IP, то содержащиеся в нем данные могут быть
переданы либо модулю TCP, либо UDP, что определяется полем "протокол" в
заголовке IP-пакета.
Если UDP-датаграмма попадает в модуль UDP, то на основании значения поля "порт"
в заголовке датаграммы определяется прикладная программа, которой должно быть
передано прикладное сообщение. Если TCP-сообщение попадает в модуль TCP, то
выбор прикладной программы, которой должно быть передано сообщение,
осуществляется на основе значения поля "порт" в заголовке TCP-сообщения.
Мультиплексирование данных в обратную сторону осуществляется довольно просто,
так как из каждого модуля существует только один путь вниз. Каждый протокольный
модуль добавляет к пакету свой заголовок, на основании которого машина,
принявшая пакет, выполняет демультиплексирование.
Данные от прикладного процесса проходят через модули TCP или UDP, после чего
попадают в модуль IP и оттуда - на уровень сетевого интерфейса.
Хотя технология internet поддерживает много различных сред передачи данных,
здесь мы будем предполагать использование Ethernet, так как именно эта среда
чаще всего служит физической основой для IP-сети. Машина на рис.1 имеет одну
точку соединения с Ethernet. Шестибайтный Ethernet-адрес является уникальным для
каждого сетевого адаптера и распознается драйвером.
Машина имеет также четырехбайтный IP-адрес. Этот адрес обозначает точку доступа
к сети на интерфейсе модуля IP с драйвером. IP-адрес должен быть уникальным в
пределах всей сети Internet.
Работающая машина всегда знает свой IP-адрес и Ethernet-адрес. 2.5. Работа с
несколькими сетевыми интерфейсами
[1] В документации по TCP/IP термины шлюз (gateway) и IPмаршрутизатор
(IP-router) часто используются как синонимы. Мы сочли возможным использовать
более распространенный термин "шлюз". исходящий в сети, и принимает адресованные
ему Ethernet-кадры, а также Ethernet-кадры с адресом "FF:FF:FF:FF:FF:FF" (в
16-ричной системе), который обозначает "всем", и используется при
широковещательной передаче.
Ethernet реализует метод МДКН/ОС (множественный доступ с контролем несущей и
обнаружением столкновений). Метод МДКН/ОС предполагает, что все устройства
взаимодействуют в одной среде, в каждый момент времени может передавать только
одно устройство, а принимать могут все одновременно. Если два устройства
пытаются передавать одновременно, то происходит столкновение передач, и оба
устройства после случайного (краткого) периода ожидания пытаются вновь выполнить
передачу. 3.1. Аналогия с разговором
Хорошей аналогией взаимодействиям в среде Ethernet может служить разговор группы
вежливых людей в небольшой темной комнате. При этом аналогией электрическим
сигналам в коаксиальном кабеле служат звуковые волны в комнате.
Каждый человек слышит речь других людей (контроль несущей). Все люди в комнате
имеют одинаковые возможности вести разговор (множественный доступ), но никто не
говорит слишком долго, так как все вежливы. Если человек будет невежлив, то его
попросят выйти (т.е. удалят из сети). Все молчат, пока кто-то говорит. Если два
человека начинают говорить одновременно, то они сразу обнаруживают это,
поскольку слышат друг друга (обнаружение столкновений). В этом случае они
замолкают и ждут некоторое время, после чего один из них вновь начинает
разговор. Другие люди слышат, что ведется разговор, и ждут, пока он кончится, а
затем могут начать говорить сами. Каждый человек имеет собственное имя (аналог
уникального Ethernet-адреса). Каждый раз, когда кто-нибудь начинает говорить, он
называет по имени того, к кому обращается, и свое имя, например, "Слушай Петя,
это Андрей, ... ля-ля-ля ..." Если кто-то хочет обратиться ко всем, то он
говорит: "Слушайте все, это Андрей, ... ля-ля-ля ..." (широковещательная
передача).
4. Протокол ARP
В этом разделе мы рассмотрим то, как при посылке IP-пакета определяется
Ethernet-адрес назначения. Для отображения IP-адресов в Ethernetадреса
используется протокол ARP (Address Resolution Protocol - адресный протокол).
Отображение выполняется только для отправляемых IP-пакетов, так как только в
момент отправки создаются заголовки IP и Ethernet. 4.1. ARP-таблица для
преобразования адресов
Принято все байты 4-байтного IP-адреса записывать десятичными числами,
разделенными точками. При записи 6-байтного Ethernet-адреса каждый байт
указывается в 16-ричной системе и отделяется двоеточием.
ARP-таблица необходима потому, что IP-адреса и Ethernet-адреса выбираются
независимо, и нет какого-либо алгоритма для преобразования одного в другой.
IP-адрес выбирает менеджер сети с учетом положения машины в сети internet. Если
машину перемещают в другую часть сети internet, то ее IP-адрес должен быть
изменен. Ethernet-адрес выбирает производитель сетевого интерфейсного
оборудования из выделенного для него по лицензии адресного пространства. Когда у
машины заменяется плата сетевого адаптера, то меняется и ее Ethernet-адрес. 4.2.
Порядок преобразования адресов
В ходе обычной работы сетевая программа, такая как TELNET, отправляет прикладное
сообщение, пользуясь транспортными услугами TCP. Модуль TCP посылает
соответствующее транспортное сообщение через модуль IP. В результате
составляется IP-пакет, который должен быть передан драйверу Ethernet. IP-адрес
места назначения известен прикладной программе, модулю TCP и модулю IP.
Необходимо на его основе найти Ethernet-адрес места назначения. Для определения
искомого Ethernet-адреса используется ARP-таблица. 4.3. Запросы и ответы
протокола ARP
Как же заполняется ARP-таблица? Она заполняется автоматически модулем ARP, по
мере необходимости. Когда с помощью существующей ARP-таблицы не удается
преобразовать IP-адрес, то происходит следующее: 1) По сети передается
широковещательный ARP-запрос. 2) Исходящий IP-пакет ставится в очередь.
4.4. Продолжение преобразования адресов
Новая запись в ARP-таблице появляется автоматически, спустя несколько
миллисекунд после того, как она потребовалась. Как вы помните, ранее на шаге 2
исходящий IP-пакет был поставлен в очередь. Теперь с использованием обновленной
ARP-таблицывыполняется преобразование IPадреса в Ethernet-адрес, после чего
Ethernet-кадр передается по сети. Полностью порядок преобразования адресов
выглядит так: 1) По сети передается широковещательный ARP-запрос. 2) Исходящий
IP-пакет ставится в очередь. 3) Возвращается ARP-ответ, содержащий информацию о
соответствии IP- и
Ethernet-адресов. Эта информация заносится в ARP-таблицу. 4) Для преобразования
IP-адреса в Ethernet-адрес у IP-пакета, постав
ленного в очередь, используется ARP-таблица. 5) Ethernet-кадр передается по сети
Ethernet.
Короче говоря, если с помощью ARP-таблицы не удается сразу осуществить
преобразование адресов, то IP-пакет ставится в очередь, а необходимая для
преобразования информация получается с помощью запросов и ответов протокола ARP,
после чего IP-пакет передается по назначению.
Если в сети нет машины с искомым IP-адресом, то ARP-ответа не будет и не будет
записи в ARP-таблице. Протокол IP будет уничтожать IP-пакеты, направляемые по
этому адресу. Протоколы верхнего уровня не могут отличить случай повреждения
сети Ethernet от случая отсутствия машины с искомым IP-адресом.
Некоторые реализации IP и ARP не ставят в очередь IP-пакеты на то время, пока
они ждут ARP-ответов. Вместо этого IP-пакет просто уничтожается, а его
восстановление возлагается на модуль TCP или прикладной процесс, работающий
через UDP. Такое восстановление выполняется с помощью таймаутов и повторных
передач. Повторная передача сообщения проходит успешно, так как первая попытка
уже вызвала заполнение ARP-таблицы.
Следует отметить, что каждая машина имеет отдельную ARP-таблицу для каждого
своего сетевого интерфейса.
5. Межсетевой протокол IP
Модуль IP является базовым элементом технологии internet, а центральной частью
IP является его таблица маршрутов. Протокол IP использует эту таблицу при
принятии всех решений о маршрутизации IP-пакетов. Содержание таблицы маршрутов
определяется администратором сети. Ошибки при установке маршрутов могут
заблокировать передачи.
Чтобы понять технику межсетевого взаимодействия, нужно понять то, как
используется таблица маршрутов. Это понимание необходимо для успешного
администрирования и сопровождения IP-сетей.
5.1. Прямая маршрутизация
Менеджер сети присваивает каждой сети Ethernet уникальный номер, называемый
IP-номером сети. На рис.7 IP-номера не показаны, вместо них используются имена
сетей.
Когда машина A посылает IP-пакет машине B, то процесс передачи идет в пределах
одной сети. При всех взаимодействиях между машинами, подключенными к одной
IP-сети, используется прямая маршрутизация, обсуждавшаяся в предыдущем примере.
Когда машина D взаимодействует с машиной A, то это прямое взаимодействие. Когда
машина D взаимодействует с машиной E, то это прямое взаимодействие. Когда машина
D взаимодействует с машиной H, то это прямое взаимодействие. Это так, поскольку
каждая пара этих машин принадлежит одной IP-сети.
Однако, когда машина A взаимодействует с машинами, включенными в другую IP-сеть,
то взаимодействие уже не будет прямым. Машина A должена использовать шлюз D для
ретрансляции IP-пакетов в другую IP-сеть. Такое взаимодействие называется
"косвенным".
Маршрутизация IP-пакетов выполняется модулями IP и является прозрачной для
модулей TCP, UDP и прикладных процессов.
Итак, при прямой маршрутизации IP- и Ethernet-адреса отправителя соответствуют
адресам того узла, который послал IP-пакет, а IP- и Ethernet-адреса места
назначения соответствуют адресам получателя. При косвенной маршрутизации IP- и
Ethernet-адреса не образуют таких пар.
В данном примере сеть internet является очень простой. Реальные сети могут быть
гораздо сложнее, так как могут содержать несколько шлюзов и несколько типов
физических сред передачи. В приведенном примере несколько сетей Ethernet
объединяются шлюзом для того, чтобы локализовать широковещательный трафик в
каждой сети. 5.3. Правила маршрутизации в модуле IP
Выше мы показали, что происходит при передаче сообщений, а теперь рассмотрим
правила или алгоритм маршрутизации.
Для отправляемых IP-пакетов, поступающих от модулей верхнего уровня, модуль IP
должен определить способ доставки - прямой или косвенный - и выбрать сетевой
интерфейс. Этот выбор делается на основании результатов поиска в таблице
маршрутов.
Для принимаемых IP-пакетов, поступающих от сетевых драйверов, модуль IP должен
решить, нужно ли ретранслировать IP-пакет по другой сети или передать его на
верхний уровень. Если модуль IP решит, что IP-пакет должен быть ретранслирован,
то дальнейшая работа с ним осуществляется также, как с отправляемыми
IP-пакетами.
Входящий IP-пакет никогда не ретранслируется через тот же сетевой интерфейс,
через который он был принят.
Решение о маршрутизации принимается до того, как IP-пакет передается сетевому
драйверу, и до того, как происходит обращение к ARP-таблице. 5.4. IP-адрес
Менеджер сети присваивает IP-адреса машинам в соответствии с тем, к каким
IP-сетям они подключены. Старшие биты 4-х байтного IP-адреса определяют номер
IP-сети. Оставшаяся часть IP-адреса - номер узла (хостномер). Для машины из
табл.1 с IP-адресом 223.1.2.1 сетевой номер равен 223.1.2, а хост-номер - 1.
Напомним, что IP-адрес узла идентифицирует точку доступа модуля IP к сетевому
интерфейсу, а не всю машину.
Существуют 5 классов IP-адресов, отличающиеся количеством бит в сетевом номере и
хост-номере. Класс адреса определяется значением его первого октета.
Адреса класса A предназначены для использования в больших сетях общего
пользования. Они допускают большое количество номеров узлов. Адреса класса B
используются в сетях среднего размера, например, сетях университетов и крупных
компаний. Адреса класса C используются в сетях с небольшим числом компьютеров.
Адреса класса D используются при обращениях к группам машин, а адреса класса E
зарезервированы на будущее.
Прежде чем вы начнете использовать сеть с TCP/IP, вы должны получить один или
несколько официальных сетевых номеров. Выделением номеров (как и многими другими
вопросами) занимается DDN Network Information Center (NIC) [2]. Выделение
номеров производится бесплатно и занимает около недели. Вы можете получить
сетевой номер вне зависимости от того, для чего предназначена ваша сеть. Даже
если ваша сеть не имеет связи с объединенной сетью Internet, получение
уникального номера желательно, так как в этом случае есть гарантия, что в
будущем при включении в Internet или при подключении к сети другой организации
не возникнет конфликта адресов.
Одно из важнейших решений, которое необходимо принять при установке сети,
заключается в выборе способа присвоения IP-адресов вашим машинам. Этот выбор
должен учитывать перспективу роста сети. Иначе в дальнейшем вам придется менять
адреса. Когда к сети подключено несколько сотен машин, изменение адресов
становится почти невозможным.
Организации, имеющие небольшие сети с числом узлов до 126, должны запрашивать
сетевые номера класса C. Организации с большим числом машин могут получить
несколько номеров класса C или номер класса B. Удобным средством структуризации
сетей в рамках одной организации являются подсети. 5.6. Подсети
Адресное пространство сети internet может быть разделено на непересекающиеся
подпространства - "подсети", с каждой из которых можно работать как с обычной
сетью TCP/IP. Таким образом единая IP-сеть организации может строиться как
объединение подсетей. Как правило, подсеть соответствует одной физической сети,
например, одной сети Ethernet.
[2] SRI International, Room EJ210, 333 Ravenswood Avenue, Menlo Park, California
94025, USA. Тел. 1-800-235-3155. E-mail: NIC@NIC.DDN.MIL класса C. Однако такое
решение имеет два недостатока. Первый, и менее существенный, заключается в
пустой трате сетевых номеров. Более серьезный недостаток состоит в том, что если
ваша организация имеет несколько сетевых номеров, то машины вне ее должны
поддерживать записи о маршрутах доступа к каждой из этихIP-сетей. Таким образом,
структура IP-сети организации становится видимой для всего мира. При каких-либо
изменениях в IP-сети информация о них должна быть учтена в каждой из машин,
поддерживающих маршруты доступа к данной IP-сети.
Подсети позволяют избежать этих недостатков. Ваша организация должна получить
один сетевой номер, например, номер класса B. Стандарты TCP/IP определяют
структуру IP-адресов. Для IP-адресов класса B первые два октета являются номером
сети. Оставшаяся часть IP-адреса может использоваться как угодно. Например, вы
можете решить, что третий октет будет определять номер подсети, а четверый октет
- номер узла в ней. Вы должны описать конфигурацию подсетей в файлах,
определяющих маршрутизацию IP-пакетов. Это описание является локальным для вашей
организации и не видно вне ее. Все машины вне вашей организации видят одну
большую IPсеть. Следовательно, они должны поддерживать только маршруты доступа к
шлюзам, соединяющим вашу IP-сеть с остальным миром. Изменения, происходящие в
IP-сети организации, не видны вне ее. Вы легко можете добавить новую подсеть,
новый шлюз и т.п. 5.7. Как назначать номера сетей и подсетей
После того, как решено использовать подсети или множество IP-сетей, вы должны
решить, как назначать им номера. Обычно это довольно просто. Каждой физической
сети, например, Ethernet или Token Ring, назначается отдельный номер подсети или
номер сети. В некоторых случаях имеет смысл назначать одной физической сети
несколько подсетевых номеров. Например, предположим, что имеется сеть Ethernet,
охватывающая три здания. Ясно, что при увеличении числа машин, подключенных к
этой сети, придется ее разделить на несколько отдельных сетей Ethernet. Для
того, чтобы избежать необходимости менять IP-адреса, когда это произойдет, можно
заранее выделить для этой сети три подсетевых номера - по одному на здание. (Это
полезно и в том случае, когда не планируется физическое деление сети. Просто
такая адресация позволяет сразу определить, где находится та или иная машина.)
Однако прежде, чем выделять три различных подсетевых номера одной физической
сети, тщательно проверьте, что все ваши программы способны работать в такой
среде.
Вы также должны выбрать "маску подсети". Она используется сетевым программным
обеспечением для выделения номера подсети из IP-адресов. Биты IP-адреса,
определяющие номер IP-сети, в маске подсети должны быть равны 1, а биты,
определяющие номер узла, в маске подсети должны быть равны 0. Как уже
отмечалось, стандарты TCP/IP определяют количество октетов, задающих номер сети.
Часто в IP-адресах класса B третий октет используется для задания номера
подсети. Это позволяет иметь 256 подсетей, в каждой из которых может быть до 254
узлов. Маска подсети в такой системе равна 255.255.255.0. Но, если в вашей сети
должно быть больше подсетей, а в каждой подсети не будет при этом более 60
узлов, то можно использовать маску 255.255.255.192. Это позволяет иметь 1024
подсети и до 62 узлов в каждой. (Напомним, что номера узлов 0 и "все единицы"
используются особым образом.)
Обычно маска подсети указывается в файле стартовой конфигурации сетевого
программного обеспечения. Протоколы TCP/IP позволяют также запрашивать эту
информацию по сети.
5.8. Имена
В большинстве случаев файлы "hosts" могут быть одинаковы на всех узлах. Заметим,
что о узле delta в этом файле есть всего одна запись, хотя он имеет три
IP-адреса (рис.11). Узел delta доступен по любому из этих IP-адресов. Какой из
них используется, не имеет значения. Когда узел delta получает IP-пакет и
проверяет IP-адрес места назначения, то он опознает любой из трех своих
IP-адресов.
Эти три строки файла hosts задают каждому IP-адресу узла delta символьные имена.
Фактически, первый IP-адрес имеет два имени: "devnetrouter" и "delta", которые
являются синонимами. На практике имя "delta" используется как
общеупотребительное имя машины, а остальные три имени - для администрирования
сети.
Файлы hosts и networks используются командами администрирования и прикладными
программами. Они не нужны собственно для работы сети internet, но облегчают ее
использование.
5.9. IP-таблица маршрутов
Как модуль IP узнает, какой именно сетевой интерфейс нужно использовать для
отправления IP-пакета? Модуль IP осуществляет поиск в таблице маршрутов. Ключом
поиска служит номер IP-сети, выделенный из IP-адреса места назначения IP-пакета.

Таблица маршрутов содержит по одной строке для каждого маршрута. Основными
столбцами таблицы маршрутов являются номер сети, флаг прямой или косвенной
маршрутизации, IP-адрес шлюза и номер сетевого интерфейса. Эта таблица
используется модулем IP при обработке каждого отправляемого IP-пакета.
В большинстве систем таблица маршрутов может быть изменена с помощью команды
"route". Содержание таблицы маршрутов определяется менеджером сети, поскольку
менеджер сети присваивает машинам IP-адреса. 5.10. Подробности прямой
маршрутизации
Узел alpha посылает IP-пакет узлу beta. Этот пакет находится в модуле IP узла
alpha, и IP-адрес места назначения равен IP-адресу beta (223.1.2.2). Модуль IP с
помощью маски подсети выделяет номер сети из IP-адреса и ищет соответствующую
ему строку в таблице маршрутов. В данном случае подходит первая строка.
Остальная информация в найденной строке указывает на то, что машины этой сети
доступны напрямую через интерфейс номер 1. С помощью ARPтаблицы выполняется
преобразование IP-адреса в соответствующий Ethernetадрес, и через интерфейс 1
Ethernet-кадр посылается узлу beta.
Если прикладная программа пытается послать данные по IP-адресу, который не
принадлежит сети development, то модуль IP не сможет найти соответствующую
запись в таблице маршрутов. В этом случае модуль IP отбрасывает IP-пакет.
Некоторые реализации протокола возвращают сообщение об ошибке "Сеть не
доступна". 5.12. Подробности косвенной маршрутизации
Узел alpha посылает IP-пакет узлу epsilon. Этот пакет находится в модуле IP узла
alpha, и IP-адрес места назначения равен IP-адресу узла epsilon (223.1.3.2).
Модуль IP выделяет сетевой номер из IP-адреса (223.1.3) и ищет соответствующую
ему строку в таблице маршрутов. Соответствие находится во второй строке.
Запись в этой строке указывает на то, что машины требуемой сети доступны через
шлюз devnetrouter. Модуль IP в узле alpha осуществляет поиск в ARP-таблице, с
помощью которого определяет Ethernet-адрес, соответствующий IP-адресу
devnetrouter. Затем IP-пакет, содержащий IP-адрес места назначения epsilon,
посылается через интерфейс 1 шлюзу devnetrouter.
IP-пакет принимается сетевым интерфейсом в узле delta и передается модулю IP.
Проверяется IP-адрес места назначения, и, поскольку он не соответствует ни
одному из собственных IP-адресов delta, шлюз решает ретранслировать IP-пакет.
Узел epsilon принимает IP-пакет, и его модуль IP проверяет IP-адрес места
назначения. Он соответствует IP-адресу epsilon, поэтому содержащееся в IP-пакете
сообщение передается протокольному модулю верхнего уровня.
6. Установка маршрутов
До сих пор мы рассматривали то, как используется таблица маршрутов для
маршрутизации IP-пакетов. Но откуда берется информация в самой таблице
маршрутов? В данном разделе мы рассмотрим методы, позволяющие поддерживать
корректность таблиц маршрутов. 6.1. Фиксированные маршруты
Простейший способ проведения маршрутизации состоит в установке маршрутов при
запуске системы с помощью специальных команд. Этот метод можно применять в
относительно маленьких IP-сетях, в особенности, если их конфигурации не часто
меняются.
На практике большинство машин автоматически формирует таблицы маршрутов.
Например, UNIX добавляет записи о IP-сетях, к которым есть непосредственный
доступ. Стартовый файл может содержать команды
ifconfig ie0 128.6.4.4 netmask 255.255.255.0
ifconfig ie1 128.6.5.35 netmask 255.255.255.0 Они показывают, что существуют два
сетевых интерфейса, и устанавливают их IP-адреса.
В стартовом файле могут быть команды, определяющие маршруты доступа к другим
IP-сетям. Например,
route add 128.6.2.0 128.6.4.1 1
route add 128.6.6.0 128.6.5.35 0 Эти команды показывают, что в таблицу маршрутов
должны быть добавлены две записи. Первый адрес в командах является IP-адресом
сети, второй адрес указывает шлюз, который должен использоваться для доступа к
данной IPсети, а третий параметр является метрикой. Метрика показывает, на каком
"расстоянии" находится описываемая IP-сеть. В данном случае метрика это
количество шлюзов на пути между двумя IP-сетями. Маршруты с метрикой 1 и более
определяют первый шлюз на пути к IP-сети. Маршруты с метрикой 0 показывают, что
никакой шлюз не нужен - данный маршрут задает дополнительный сетевой номер
локальной IP-сети.
Можно определить маршрут по умолчанию, который используется в тех случаях, когда
IP-адрес места назначения не встречается в таблице маршрутов явно. Обычно
маршрут по умолчанию указывает IP-адрес шлюза, который имеет достаточно
информации для маршрутизации IP-пакетов со всеми возможными адресами назначения.

Если ваша IP-сеть имеет всего один шлюз, тогда все, что нужно сделать, - это
установить единственную запись в таблице маршрутов, указав этот шлюз как маршрут
по умолчанию. После этого можно не заботиться о формировании маршрутов в других
узлах. (Конечно, сам шлюз требует больше внимания.)
Следующие разделы посвящены IP-сетям, где есть несколько шлюзов. 6.2.
Перенаправление маршрутов
Большинство экспертов по межсетевому взаимодействию рекомендуют оставлять
решение проблем маршрутизации шлюзам. Плохо иметь на каждой машине большую
таблицу маршрутов. Дело в том, что при каких-либо изменениях в IP-сети
приходится менять информацию во всех машинах. Например, при отключении
какого-нибудь канала связи для восстановления нормальной работы нужно ждать,
пока кто-то заметит это изменение в конфигурации IPсети и внесет исправления во
все таблицы маршрутов.
Простейший способ поддержания адекватности маршрутов заключается в том, что
изменение таблицы маршрутов каждой машины выполняется по командам только одного
шлюза. Этот шлюз должен быть установлен как маршрут по умолчанию. (В ОС UNIX это
делается командой "route add default 128.6.4.27 1", где 128.6.4.27 является
IP-адресом шлюза.) Как было описано выше, каждая машина посылает IP-пакет шлюзу
по умолчанию в том случае, когда не находит лучшего маршрута. Однако, когда в
IP-сети есть несколько шлюзов, этот метод работает не так хорошо. Кроме того,
если таблица маршрутов имеет только одну запись о маршруте по умолчанию, то как
использовать другие шлюзы, если это более выгодно? Ответ состоит в том, что
большинство шлюзов способны выполнять "перенаправление" в тех случаях, когда они
получают IP-пакеты, для которых существуют более выгодные маршруты.
"Перенаправление" является специальным типом сообщения протокола ICMP (Internet
Control Message Protocol - протокол межсетевых управляющих сообщений). Сообщение
о перенаправлении содержит информацию, которую можно интерпретировать так: "В
будущем для IP-адреса XXXX используйте шлюз YYYY, а не меня". Корректные
реализации TCP/IP должны использовать сообщения о перенаправлении для добавления
записей в таблицу маршрутов. Предположим, таблица маршрутов в начале выглядит
следующим образом:
Эта таблица содержит запись о локальной IP-сети 128.6.4 и маршрут по умолчанию,
указывающий шлюз 128.6.4.27. Допустим, что существует шлюз 128.6.4.30, который
является лучшим путем доступа к IP-сети 128.6.7. Как им воспользоваться?
Предположим, что нужно посылать IP-пакеты по IPадресу 128.6.7.23. Первый
IP-пакет пойдет на шлюз по умолчанию, так как это единственный подходящий
маршрут, описанный в таблице. Однако шлюз 128.6.4.27 знает, что существует
лучший маршрут, проходящий через шлюз 128.6.4.30. (Как он узнает об этом, мы
сейчас не рассматриваем. Существует довольно простой метод определения лучшего
маршрута.) В этом случае шлюз 128.6.4.27 возвращает сообщение
перенаправления,где указывает, что IP-пакеты для узла 128.6.7.23 должны
посылаться через шлюз 128.6.4.30. Модуль IP на машине-отправителе должен
добавить запись в таблицу маршрутов:
До сих пор мы рассматривали способы добавления маршрутов в IPтаблицу, но не
способы их исключения. Что случится, если шлюз будет выключен? Хотелось бы иметь
способ возврата к маршруту по умолчанию после того, как какой-либо маршрут
разрушен. Однако, если шлюз вышел из строя или был выключен, то он уже не может
послать сообщение перенаправления. Поэтому должен существовать метод определения
работоспособности шлюзов, с которыми ваша машина связана непосредственно. Лучший
способ обнаружения неработающих шлюзов основан на выявлении "плохих" маршрутов.
Модуль TCP поддерживает различные таймеры, которые помогают ему определить
разрыв соединения. Когда случается сбой, то можно пометить маршрут как "плохой"
и вернуться к маршруту по умолчанию. Аналогичный метод может использоваться при
обработке ошибок шлюза по умолчанию. Если два шлюза отмечены как шлюзы по
умолчанию, то машина может использовать их по очереди, переключаясь между ними
при возникновении сбоев. 6.3. Слежение за маршрутизацией
Заметим, что сообщения перенаправления не могут использоваться самими шлюзами.
Перенаправление - это просто способ оповещения обычного узла о том, что нужно
использовать другой шлюз. Сами шлюзы должны иметь полную картину о положении дел
в сети internet и уметь вычислять оптимальные маршруты доступа к каждой подсети.
Обычно они поддерживают эту картину, обмениваясь информацией между собой. Для
этой цели существуют несколько специальных протоколов маршрутизации. Один из
способов, с помощью которого узлы могут определять действующие шлюзы, состоит в
слежении за обменом сообщениями между ними. Для большинства протоколов
маршрутизации существует программное обеспечение, позволяющее обычным узлам
осуществлять такое слежение. При этом на узлах поддерживается полная картина
положения дел в сети internet точно также, как это делается в шлюзах.
Динамическая корректировка таблицы маршрутов позволяет посылать IP-пакеты по
оптимальным маршрутам.
Таким образом, слежение за маршрутизацией в некотором смысле "решает" проблему
поддержания корректности таблиц маршрутов. Однако существуют несколько причин,
по которым этот метод применять не рекомендуется. Наиболее серьезной проблемой
является то, что протоколы маршрутизации пока еще подвергаются частым
пересмотрам и изменениям. Появляются новые протоколы маршрутизации. Эти
изменения должны учитываться в программном обеспечении всех машин.
Несколько более специальная проблема связана с бездисковыми рабочими станциями.
По своей природе бездисковые машины сильно зависят от сети и от файл-серверов, с
которых они осуществляют загрузку программ, и где располагается их область
своппинга. Исполнение программ, следящих за широковещательными передачами в
сети, на бездисковых машинах связано с большими трудностями. Протоколы
маршрутизации построены в основном на широковещательных передачах. Например, все
сетевые шлюзы могут широковещательно передавать содержание своих таблиц
маршрутов через каждые 30 секунд. Программы, которые следят за такими
передачами, должны быть загружены на бездисковые станции через сеть. На
достаточно занятой машине программы, которые не используются в течение
нескольких секунд, обычно отправляются в область своппинга. Поэтому программы,
следящие за маршрутизацией, большую часть времени находятся в своппинге. Когда
они вновь активизируются, должна производиться подкачка из своппинга. Как только
посылается широковещательное сообщение, все машины активизируют программы,
следящие за маршрутизацией. Это приводит к тому, что многие бездисковые станции
будут выполнять подкачку из своппинга в одно и тоже время. Поэтому в сети
возникнет временная перегрузка. Таким образом, исполнение программ,
прослушивающих широковещательные передачи, на бездисковых рабочих станциях очень
нежелательно. 6.4. Протокол ARP с представителем
Протокол ARP с представителем является альтернативным методом, позволяющим
шлюзам принимать все необходимые решения о маршрутизации. Он применяется в сетях
с широковещательной передачей, где для отображения IP-адресов в сетевые адреса
используется протокол ARP или ему подобный. Здесь мы вновь будем предполагать,
что имеем дело с сетью Ethernet.
Во многом метод, реализуемый протоколом ARP с представителем, аналогичен
использованию маршрутов по умолчанию и сообщений перенаправления. Но протокол
ARP с представителем не затрагивает таблиц маршрутов, все делается на уровне
адресов Ethernet. Протокол ARP с представителем может использоваться либо для
маршрутизации IP-пакетов ко всем сетям, либо только в локальной сети, либо в
какой-то комбинации подсетей. Проще всего продемонстрировать его использование
при работе со всеми адресами.
Чтобы использовать протокол, нужно настроить узел так, как будто все машины в
мире подключены непосредственно к вашей локальной сети Ethernet. В ОС UNIX это
делается командой "route add default 128.6.4.2 0", где 128.6.4.2 - IP-адрес
вашего узла. Как уже отмечалось, метрика 0 говорит о том, что все IP-пакеты,
которым подходит данный маршрут, должны посылаться напрямую по локальной сети.
Когда нужно послать IP-пакет узлу в локальной сети Ethernet, ваша машина должна
определить Ethernet-адрес этого узла. Для этого она использует ARP-таблицу. Если
в ARP-таблице уже есть запись, соответствующая IP-адресу места назначения, то из
нее просто берется Ethernet-адрес, и кадр, содержащий IP-пакет, отправляется.
Если такой записи нет, то посылается широковещательный ARP-запрос. Узел с
искомым IP-адресом назначения принимает его и в ARP-ответе сообщает свой
Ethernet-адрес. Эти действия соответствуют обычному протоколу ARP, описанному
выше.
Протокол ARP с представителем основан на том, что шлюзы работают как
представители удаленных узлов. Предположим, в подсети 128.6.5 имеется узел
128.6.5.2 (узел A на рис.12). Он желает послать IP-пакет узлу 128.6.4.194,
который подключен к другой сети Ethernet (узел B в подсети 128.6.4). Существует
шлюз с IP-адресом 128.6.5.1, соединяющий две подсети (шлюз R).
Фактически машина A спрашивает: "Если кто-нибудь знает Ethernet-адрес узла
128.6.4.194, сообщите мне его". Узел B не может ответить на запрос
самостоятельно. Он подключен к другой сети Ethernet и никогда даже не увидит
этот ARP-запрос. Однако шлюз R может работать от его имени. Шлюз R отвечает: "Я
здесь, IP-адресу 128.6.4.194 соответствует Ethernet-адрес 2:7:1:0:EB:CD", где
2:7:1:0:EB:CD в действительности является Ethernet-адресом шлюза. Это создает
иллюзию, что узел 128.6.4.194 подключен непосредственно к той же локальной сети
Ethernet, что и узел A, и имеет Ethernet-адрес 2:7:1:0:EB:CD. Когда узел A
захочет послать новый IP-пакет узлу B, он использует указанный Ethernet-адрес.
Кадр, содержащий IP-пакет, попадет к шлюзу R, а он переправит его по назначению.

Обычно рекомендуется использовать таблицу маршрутов, так как архитектура
протоколов TCP/IP предусматривает выполнение маршрутизации на межсетевом уровне.
Однако иногда протокол ARP с представителем очень полезен. Он может помочь в
следующих случаях: 1) в IP-сети есть узел, который не умеет работать с
подсетями; 2) в IP-сети есть узел, который не может соответствующим образом
реаги
ровать на сообщения перенаправления; 3) нежелательно выбирать какой-либо шлюз
как маршрут по умолчанию; 4) программное обеспечение не способно
восстанавливаться при сбоях на
маршрутах.
Иногда протокол ARP с представителем выбирают из-за удобства. Дело в том, что он
упрощает работу по начальной установке таблицы маршрутов. Даже в простейших
IP-сетях требуется устанавливать маршрут по умолчанию, то есть использовать
команду типа "route add defailt ...", как в ОС UNIX. При изменении IP-адреса
шлюза эту команду приходится менять во всех узлах. Если же использовать протокол
ARP с представителем, т.е. в команде установки маршрута по умолчанию указать
метрику 0,то при замене IP-адреса шлюза команду начальной установки менять не
придется, так как протокол ARP с представителем не требует явного задания
IP-адресов шлюзов. Любой шлюз может ответить на ARP-запрос.
Для того, чтобы избавить пользователей от обязательной начальной установки
маршрутов, некоторые реализации TCP/IP используют протокол ARP с представителем
по умолчанию в тех случаях, когда не находят подходящих записей в таблице
маршрутов.
7. Протокол UDP
Протокол UDP (User Datagram Protocol - протокол пользовательских датаграмм)
является одним из двух основных протоколов, расположенных непосредственно над
IP. Он предоставляет прикладным процессам транспортные услуги, которые не многим
отличаются от услуг, предоставляемых протоколом IP. Протокол UDP обеспечивает
ненадежную доставку датаграмм и не поддерживает соединений из конца в конец. К
заголовку IP-пакета он добавляет два поля, одно из которых, поле "порт",
обеспечивает мультиплексирование информации между разными прикладными
процессами, а другое поле - "контрольная сумма" - позволяет поддерживать
целостность данных.
Примерами сетевых приложений, использующих UDP, являются NFS (Network File
System - сетевая файловая система) и SNMP (Simple Network Management Protocol -
простой протокол управления сетью). 7.1. Порты
Взаимодействие между прикладными процессами и модулем UDP осуществляется через
UDP-порты. Порты нумеруются начиная с нуля. Прикладной процесс, предоставляющий
некоторые услуги другим прикладным процессам (сервер), ожидает поступления
сообщений в порт, специально выделенный для этих услуг. Сообщения должны
содержать запросы на предоставление услуг. Они отправляются
процессами-клиентами.
Например, сервер SNMP всегда ожидает поступлений сообщений в порт 161. Если
клиент SNMP желает получить услугу, он посылает запрос в UDPпорт 161 на машину,
где работает сервер. В каждом узле может быть только один сервер SNMP, так как
существует только один UDP-порт 161. Данный номер порта является общеизвестным,
то есть фиксированным номером, официально выделенным для услуг SNMP.
Общеизвестные номера определяются стандартами Internet.
Данные, отправляемые прикладным процессом через модуль UDP, достигают места
назначения как единое целое. Например, если процессотправитель производит 5
записей в UDP-порт, то процесс-получатель должен будет сделать 5 чтений. Размер
каждого записанного сообщения будет совпадать с размером каждого прочитанного.
Протокол UDP сохраняет границы сообщений, определяемые прикладным процессом. Он
никогда не объединяет несколько сообщений в одно и не делит одно сообщение на
части. 7.2. Контрольное суммирование
Когда модуль UDP получает датаграмму от модуля IP, он проверяет контрольную
сумму, содержащуюся в ее заголовке. Если контрольная сумма равна нулю, то это
означает, что отправитель датаграммы ее не подсчитывал, и, следовательно, ее
нужно игнорировать. Если два модуля UDP взаимодействуют только через одну сеть
Ethernet, то от контрольного суммирования можно отказаться, так как средства
Ethernet обеспечивают достаточную степень надежности обнаружения ошибок
передачи. Это снижает накладные расходы, связанные с работой UDP. Однако
рекомендуется всегда выполнять контрольное суммирование, так как возможно в
какой-то момент изменения в таблице маршрутов приведут к тому, что датаграммы
будут посылаться через менее надежную среду.
Если контрольная сумма правильная (или равна нулю), то проверяется порт
назначения, указанный в заголовке датаграммы. Если к этому порту подключен
прикладной процесс, то прикладное сообщение, содержащееся в датаграмме,
становится в очередь для прочтения. В остальных случаях датаграмма
отбрасывается. Если датаграммы поступают быстрее, чем их успевает обрабатывать
прикладной процесс, то при переполнении очереди сообщений поступающие датаграммы
отбрасываются модулем UDP.
8. Протокол TCP
Протокол TCP предоставляет транспортные услуги, отличающиеся от услуг UDP.
Вместо ненадежной доставки датаграмм без установления соединений, он
обеспечивает гарантированную доставку с установлением соединений в виде байтовых
потоков.
Протокол TCP используется в тех случаях, когда требуется надежная доставка
сообщений. Он освобождает прикладные процессы от необходимости использовать
таймауты и повторные передачи для обеспечения надежности. Наиболее типичными
прикладными процессами, использующими TCP, являются FTP (File Transfer Protocol
- протокол передачи файлов) и TELNET. Кроме того, TCP используют система
X-Window, rcp (remote copy - удаленное копирование) и другие "r-команды".
Большие возможности TCP даются не бесплатно. Реализация TCP требует большой
производительности процессора и большой пропускной способности сети. Внутренняя
структура модуля TCP гораздо сложнее структуры модуля UDP.
Прикладные процессы взаимодействуют с модулем TCP через порты. Для отдельных
приложений выделяются общеизвестные номера портов. Например, сервер TELNET
использует порт номер 23. Клиент TELNET может получать услуги от сервера, если
установит соединение с TCP-портом 23 на его машине.
Когда прикладной процесс начинает использовать TCP, то модуль TCP на машине
клиента и модуль TCP на машине сервера начинают общаться. Эти два оконечных
модуля TCP поддерживают информацию о состоянии соединения, называемого
виртуальным каналом. Этот виртуальный канал потребляет ресурсы обоих оконечных
модулей TCP. Канал является дуплексным; данные могут одновременно передаваться в
обоих направлениях. Один прикладной процесс пишет данные в TCP-порт, они
проходят по сети, и другой прикладной процесс читает их из своего TCP-порта.
Протокол TCP разбивает поток байт на пакеты; он не сохраняет границ между
записями. Например, если один прикладной процесс делает 5 записей в TCP-порт, то
прикладной процесс на другом конце виртуального канала может выполнить 10 чтений
для того, чтобы получить все данные. Но этот же процесс может получить все
данные сразу, сделав только одну операцию чтения. Не существует зависимости
между числом и размером записываемых сообщений с одной стороны и числом и
размером считываемых сообщений с другой стороны.
Протокол TCP требует, чтобы все отправленные данные были подтверждены принявшей
их стороной. Он использует таймауты и повторные передачи для обеспечения
надежной доставки. Отправителю разрешается передавать некоторое количество
данных, недожидаясь подтверждения приема ранее отправленных данных. Таким
образом, между отправленными и подтвержденными данными существует окно уже
отправленных, но еще неподтвержденных данных. Количество байт, которые можно
передавать без подтверждения, называется размером окна. Как правило, размер окна
устанавливается в стартовых файлах сетевого программного обеспечения. Так как
TCP-канал является дуплексным, то подтверждения для данных, идущих в одном
направлении, могут передаваться вместе с данными, идущими в противоположном
направлении. Приемники на обеих сторонах виртуального канала выполняют
управление потоком передаваемых данных для того, чтобы не допускать переполнения
буферов.
9. Протоколы прикладного уровня
Почему существуют два транспортных протокола TCP и UDP, а не один из них? Дело в
том, что они предоставляют разные услуги прикладным процессам. Большинство
прикладных программ пользуются только одним из них. Вы, как программист,
выбираете тот протокол, который наилучшим образом соответствует вашим
потребностям. Если вам нужна надежная доставка, то лучшим может быть TCP. Если
вам нужна доставка датаграмм, то лучше может быть UDP. Если вам нужна
эффективная доставка по длинному и ненадежному каналу передачи данных, то лучше
может подойти протокол TCP. Если нужна эффективность на быстрых сетях с
короткими соединениями, то лучшим может быть протокол UDP. Если ваши потребности
не попадают ни в одну из этих категорий, то выбор транспортного протокола не
ясен. Однако прикладные программы могут устранять недостатки выбранного
протокола. Например, если вы выбрали UDP, а вам необходима надежность, то
прикладная программа должна обеспечить надежность. Если вы выбрали TCP, а вам
нужно передавать записи, то прикладная программа должна вставлять маркеры в
поток байтов так, чтобы можно было различить записи.
Какие же прикладные программы доступны в сетях с TCP/IP?
Общее их количество велико и продолжает постоянно увеличиваться. Некоторые
приложения существуют с самого начала развития internet. Например, TELNET и FTP.
Другие появились недавно: X-Window, SNMP.
Протоколы прикладного уровня ориентированы на конкретные прикладные задачи. Они
определяют как процедуры по организации взаимодействия определенного типа между
прикладными процессами, так и форму представления информации при таком
взаимодействии. В этом разделе мы коротко опишем некоторые из прикладных
протоколов. 9.1. Протокол TELNET
Протокол TELNET позволяет обслуживающей машине рассматривать все удаленные
терминалы как стандартные "сетевые виртуальные терминалы" строчного типа,
работающие в коде ASCII, а также обеспечивает возможность согласования более
сложных функций (например, локальный или удаленный эхо-контроль, страничный
режим, высота и ширина экрана и т.д.) TELNET работает на базе протокола TCP. На
прикладном уровне над TELNET находится либо программа поддержки реального
терминала (на стороне пользователя), либо прикладной процесс в обсуживающей
машине, к которому осуществляется доступ с терминала.
Работа с TELNET походит на набор телефонного номера. Пользователь набирает на
клавиатуре что-то вроде telnet delta и получает на экране приглашение на вход в
машину delta.
Протокол TELNET существует уже давно. Он хорошо опробован и широко
распространен. Создано множество реализаций для самых разных операционных
систем. Вполне допустимо, чтобы процесс-клиент работал, скажем, под управлением
ОС VAX/VMS, а процесс-сервер под ОС UNIX System V. 9.2. Протокол FTP
Протокол FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) распространен
также широко как TELNET. Он является одним из старейших протоколов семейства
TCP/IP. Также как TELNET он пользуется транспортными услугами TCP. Существует
множество реализаций для различных операционных систем, которые хорошо
взаимодействуют между собой. Пользователь FTP может вызывать несколько команд,
которые позволяют ему посмотреть каталог удаленной машины, перейти из одного
каталога в другой, а также скопировать один или несколько файлов. 9.3. Протокол
SMTP
Протокол SMTP (Simple Mail Transfer Protocol - простой протокол передачи почты)
поддерживает передачу сообщений (электронной почты) между произвольными узлами
сети internet. Имея механизмы промежуточного хранения почты и механизмы
повышения надежности доставки, протокол SMTP допускает использование различных
транспотных служб. Он может работать даже в сетях, не использующих протоколы
семейства TCP/IP. Протокол SMTP обеспечивает как группирование сообщений в адрес
одного получателя, так и размножение нескольких копий сообщения для передачи в
разные адреса. Над модулем SMTP располагается почтовая служба конкретных
вычислительных систем. 9.4. r-команды
Команды r-серии используются главным образом в системах, работающих под
управлением ОС UNIX. Существуют также реализации для MS-DOS. Команды избавляют
пользователя от необходимости набирать пароли при входе в удаленную систему и
существенно облегчают работу. 9.5. NFS
Сетевая файловая система NFS (Network File System) впервые была разработана
компанией Sun Microsystems Inc. NFS использует транспортные услуги UDP и
позволяет монтировать в единое целое файловые системы нескольких машин с ОС
UNIX. Бездисковые рабочие станции получают доступ к дискам файл-сервера так,
как-будто это их локальные диски.
NFS значительно увеличивает нагрузку на сеть. Если в сети используются медленные
линии связи, то от NFS мало толку. Однако, если пропускная способность сети
позволяет NFS нормально работать, то пользователи получают большие преимущества.
Поскольку сервер и клиент NFS реализуются в ядре ОС, все обычные несетевые
программы получают возможность работать с удаленными файлами, расположенными на
подмонтированных NFS-дисках, точно также как с локальными файлами. 9.6. Протокол
SNMP
Протокол SNMP (Simple Network Management Protocol - простой протокол управления
сетью) работает на базе UDP и предназначен для использования сетевыми
управляющими станциями. Он позволяет управляющим станциям собирать информацию о
положении дел в сети internet. Протокол определяет формат данных, их обработка и
интерпретация остаются на усмотрение управляющих станций или менеджера сети.
9.7. X-Window
Система X-Window использует протокол X-Window, который работает на базе TCP, для
многооконного отображения графики и текста на растровых дисплеях рабочих
станций. X-Window - это гораздо больше, чем просто утилита для рисования окон;
это целая философия человеко-машинного взаимодействия.