Жизненный путь Людвига ван Бетховена
СЕМЬЯ. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Германии, в городе Бонне. Дед и отец Бетховена были музыкантами. Дед – фламандец по происхождению – ещё юношей поселился в Бонне. От деда унаследовал Людвиг многие черты характера:
гордость и независимость нрава, настойчивость и неистовую работоспособность.
Иоганн ван Бетховен – отец Людвига был певцом, скрипачом и клавесинистом, он был способным музыкантом, но гибельная страсть к алкоголю сделалась причиной многих страданий семьи и особенно Людвига – старшего сына.
К обнаружившемуся с раннего детства дарованию Людвига отец отнёсся как к новому источнику доходов. Принуждениями, побоями он заставлял четырёхлетнего ребёнка часами просиживать за фортепиано, бесконечно твердить бессмысленные упражнения на скрипке. Обучение велось без всякой системы: один учитель (часто просто собутыльник отца) сменял другого, и хотя среди этой вереницы учителей встречались знающие музыканты, никто из них не оставил заметного следа в музыкальном воспитании будущего композитора.
Новый учитель Людвига, Нефе, прибыл в Бонн в 1779 году и занял должность музыкального руководителя боннского “национального театра”, созданного по распоряжению курфюрста в подражание другим немецким владетельным дворам.
С 1783 года юный Бетховен систематически посещал театр и даже работал в нём. Этим он был обязан своему новому учителю.<…> Выдающаяся личность учителя оказала всестороннее влияние на формирующееся миросозрецание молодого музыканта. В 1783 году Нефе писал о Бетховене в одном из тогдашних музыкальных журналов: ”Этот юный гений заслуживает поддержки для своих артистических путешествий. Если он будет продолжать в том же духе, как и начал, из него выйдет второй Вольфганг Амадей Моцарт”. И в дальнейшем Нефе оставался преданным другом Бетховена. Людвиг отдаёт ему должное, написав в 1793 году:”Если я достигну чего-либо крупного, то в этом, несомненно, будет ваша доля”…
Получив место придворного органиста, Нефе тотчас же привлёк двенадцатилетнего Людвига в качестве своего помощника (викария). Так, со скромной должности помощника органиста “без оклада”, начинает Бетховен свою службу в придворной капелле. Он заменяет Нефе за органом, причём учитель охотно предоставляет ему исполнение ответственных обязанностей органиста капеллы. Прекрасно играя на органе, Людвиг отличается редкой способностью импровизировать на любую заданную тему.
Отступая от привычного аккомпанемента, юный музыкант длительно импровизирует в церкви, чем вызывает всеобщее восхищение.
Людвигу исполнилось четырнадцать лет. Постоянно озабоченный, хмурый и неприветливый, он кажется старше своих лет. Нескончаемый ряд мелочных семейных невзгод приносит ему много горьких переживаний. Иоганн в эти годы окончательно потерял голос и пил запоем. Заработка не хватало.
В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. Он преподавал и выступал в аристократических домах и при дворе.
Первые произведения Людвига – вариации, сонаты, фортепианные квартеты, песни – могли выдержать сравнение с сочинениями признанных немецких композиторов той эпохи и в отдельных случаях обнаруживали упорную самостоятельную работу гениального юноши над созданием нового мира музыкальных образов.
Художественная жизнь Бонна уже не даёт Людвигу удоволетворения. Страстное желание учиться влечёт его из тихой провинции
в большой город.
По мере знакомства Людвига с сочинениями Моцарта растёт его преклонение перед гением этого музыканта. Сыграть ему свои сочинения, услышать его советы, жить рядом с великим человеком становится непреодолимым желанием Бетховена. И в 1787 году юноша отправляется к Моцарту, в Вену…
Об этой первой поездке Бетховена в Вену мы знаем очень мало. Известно, что он был там весной 1787 года очень недолгое время. Моцарт, всецело занятый сочинением “Дон Жуана”, всё же нашел время прослушать игру Бетховена. Юный композитор блестяще импровизировал на заданную Моцартом тему, поразив всех присутствующих. Моцарт сказал, прослушав игру Бетховена: “Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить…”
Внезапно получив известие о тяжёлой болезни матери, Людвиг спешно уехал из Вены домой. Он застал мать при смерти. Её хрупкий организм не выдержал длительной тяжёлой болезни, бесконечных семейных невзгод, непрестанной нужды. После смерти жены отец совсем опустился. На Людвига легли все заботы о братьях и совсем маленькой сестрёнке. Теперь половина отцовского жалованья выдаётся на руки его старшему сыну. Вскоре и отец умирает. Людвиг становится главой семьи. Помимо работы в капелле, он вечерами играет на альте в оркестре оперного театра, даёт уроки музыки. Непосильная нагрузка заметно подорвала здоровье Бетховена… К тому же он перенёс тиф и оспу, оставившую заметные следы на лице.
Но жестокие удары судьбы не сломили сильного духом юношу. Он продолжает самообразование. В тот знаменательный год, когда во Франции вспыхнула революция, и французский народ восстал против многовековой тирании, Бетховен поступил в Боннский университет на факультет философии. Молодёжь жадно прислушивалась к известиям из-за рубежа. Когда пришла весть о взятии и разрушении Бастилии, королевской крепости-тюрьмы, профессор Шнейдер прочитал студентам свои смелые стихи о победе революционного народа: “Разбиты деспотизма цепи – народ счастливый… Француз свободный человек”. Бетховен написал песню на очень похожие слова.
Бетховену не удалось получить систематического образования. Однако он был высококультурным человеком. Свой кругозор Бетховен расширил самообразованием, он изучил французский и итальянский языки, знал латынь и всю жизнь питал глубочайшее уважение к классической литературе. Читал греческих писателей (Платона, Плутарха, Гомера, Софокла, Аристотеля, Эврипида). Знал многое наизусть из Шекспира. Бетховен интересовался естествознанием и высоко оценивал роль науки в современной культуре…
В начале ноября 1792 года Бетховен переезжает в Вену. В Вене Бетховен начал заниматься у Альбрехтсберга и Сальери.
ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД
Годы 1792 – 1802 составляют так называемый венский период в творчестве Людвига ван Бетховена. Со своим музыкальным прошлым – детскими и юношескими сочинениями времён Бонна – молодой композитор решительно порывает. Новым композициям он даёт номера, начиная с первого “опуса”.
В эти годы Бетховен сочиняет главным образом пьесы для фортепиано и камерные ансамбли.
Весною 1800 года императорская королевская дирекция придворных театров предоставила Бетховену право воспользоваться залом Национального придворного театра для проведения концерта. Предстоящий концерт был крупным событием столичной музыкальной жизни. Лучший пианист Германии впервые, на тридцатом году жизни, объявил собственную “академию”.
В первый период пребывания в Вене Бетховен продолжал писать в большом количестве камерные ансамбли для различных инструментальных составов: струнного трио (скрипка, альт, виолончель), квинтетов, секстетов, септета для струнных и духовых и т.д.
БОЛЕЗНЬ
В 1801 году Бетховен стал замечать, что он теряет слух. Крупнейшие мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты, привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает в Гейлигенштандт – уединённое место неподалёку от Вены. Курс лечения, принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его.
В потоке произведений, созданных в 1800 – 1803 годах, нашло отражение всё, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины жажда жизни, активной деятельности. Но страдание человека сделалось источником силы музыканта. Когда смерть казалась желанным исходом, родилась идея Героической симфонии. Всепобеждающая любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.
Героическая симфония знаменует душевный перелом, с которого начинается самый интересный и плодотворный период в творческой жизни Бетховена. Наступает время зрелости и полного расцвета бетховенского гения.
В начале 1803 года Бетховен переселился на новую квартиру, при Венском театре, так как получил заказ на оперу. Взаимоотношения с театром закончились созданием “Фиделио”
В период 1805 –1809 годов были созданы ещё три симфонии – Четвёртая, Пятая и Шестая, три концерта.
ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
Бетховен стал украшением блестящих приёмов и придворных концертов. На его “академиях” присутствуют коронованные особы, его одаряют щедрыми подарками. Но и на вершине славы, сделавшись внезапно баловнем высшего общества, Бетховен остался самим собой. Ничто не могло поколебать его республиканских убеждений и демократических симпатий.
Парадный шум, поднявшийся вокруг Бетховена, отнюдь не способствовал его творческой продуктивности. Чрезвычайное напряжение предшествующих десятилетий сменяется временным упадком. В период с 1813 по 1818 год композитор сочиняет сравнительно медленно и мало…
Но даже в состоянии внутренней депрессии Бетховен создаёт отдельные произведения, отмеченные взлётом гения.
Первым в ряду произведений последнего творческого периода был цикл песен “К далёкой возлюбленной”. В своих поздних сочинениях Бетховен вплотную подходит к черте, отделяющей его от искусства следующего поколения, от музыки композиторов-романтиков.
В конце 1815 года умер брат Бетховена, Карл Каспар. Карл Каспар завещал опеку над девятилетнем сыном не жене, а своему великому брату. Одинокий Бетховен, всегда страстно жаждавший семьи и обожавший своего племянника Карла, с радостью согласился.
Не мало унижений и волнений пришлось пережить Бетховену в связи с этой злосчастной опекой.
Маленький Карл, одарённый мальчик, уже с раннего детства был лжив и беспредельно ленив. Его мать не гнушалась никакими средствами, чтобы восстанавливать своего сына против Бетховена.
Бетховен поместил Карла в открытый пансион. Карл не любил своего дядю, хотя умел ловко подлаживаться к нему. Двуличие и лживость Карла доставляли бесконечно много огорчений Бетховену.
Становится больно от мысли, что этот в полном смысле ничтожный человек сократил жизнь великого композитора, изо дня в день, отравляя его существование и доставляя ему столько забот и горя. Постоянное беспокойство, поддерживаемое дурным поведением племянника и его распущенной матери, непрерывное напряжение, вызванное интенсивной творческой работой, полная глухота, болезнь глаз, желудка и печени – всё это вместе взятое сделало Бетховена стариком уже в пятидесятилетнем возрасте. Невысокий, коренастый, с гордой осанкой, серьёзным, проницательным взглядом голубых глаз, с великолепной копной густых седеющих волос…он, как всегда, производил внушительное впечатление на окружающих…
Каждый раз, когда Бетховен сидел один за фортепиано, мускулы его лица напрягались, вены вздувались, неистовый взор становился подлинно грозным, губы дрожали, он был похож на мага, которого побороли демоны, им самим вызванные.
….Самым любимым посетителем, солнечным лучом, был Ариэль, сынишка друга Брейнинга. Он прибегал ежедневно, принося с собой облегчение. Благодаря счастливой детской беспечности он не чувствовал печали этих трагических дней. Мальчик был счастлив и горд от сознания, что он опора и собеседник великого человека, измождённое лицо которого озаряется при виде него.
…… Двадцать шестого марта утром 1827 года он был ещё жив… День был мрачный. Тяжёлые глыбы облаков скопились на небе. Стефан фон Брейнинг и Шиндлер решили пойти на кладбище выбрать место для погребения пока ещё живого друга…оставив Бетховена на попечение ребёнка и брата Иоганна. Между четырьмя и пятью часами ночи надвинулись такие тучи, что в комнате стало совсем темно. Внезапно разразилась страшная буря с метелью и градом.
В четверть шестого удар грома потряс комнату, озарённую зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он сейчас крикнет: “Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..” Он был похож на полководца, который кричит своим войскам: “Мы победим!.. Вперёд!” Рука упала. Глаза закрылись… Он пал в бою.
Похороны состоялись двадцать девятого марта. За гробом Бетховена следовало двадцать тысяч человек – около одной девятой части населения Вены…
БЕТХОВЕНСКАЯ МУЗЫКА НЕ ЗНАЕТ УТОМЛЕНИЯ И НЕРВНОЙ РАЗВИНЧЕННОСТИ. ДЛЯ БЕТХОВЕНА ИСКУССТВО – ВСЕГДА ОТБОР И ВСЕГДА ПРЕОДОЛЕНИЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ СЛАБОСТИ И БЕЗВОЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ НЕ НАХОДЯТ В НЁМ МЕСТА.
Бетховен – вечный, Бетховен – лучший, он всегда будет жить и всегда будет нужен нам!
Н. Дубовик