Организация размещения и экскурсионного обслуживания
Задание № 1.
Задание № 2.
Список литературы:
Задание № 1.
Авиационный билет. Его атрибуты. Маршрут полета, класс авиакомпании, код авиакомпании, срок годности билета, статус билета.
Авиабилет - это не просто чек, подтверждающий Ваше право на место в самолете, вылетающем по конкретному рейсу, а полновесный договор о перевозке между авиакомпанией и пассажиром. Как известно, в любом договоре обозначены права и обязанности сторон. Не является исключением и авиабилет: факт перевозки возможен лишь в случае, когда пассажир выполняет взятые на себя обязательства, обозначенные в договоре (билете). Поэтому каждый из нас, собираясь в полет, должен внимательно ознакомиться со всем, что написано в билете, во избежание досадных недоразумений, которые могут сделать Вашу поездку либо невозможной, либо очень хлопотной.
В настоящее время в Мире широкое распространение получили три типа бланка. Автоматический Копирующийся Билет ("Сэндвич"), Автоматический Купонный билет с Посадочным Талоном и Ручной бланк. Особый случай, приобретающий все более широкую популярность Электронный Билет.
На внешнем бланке билета напечатаны общие правила, характерные для всех рейсов авиакомпании. На внутреннем - конкретные условия перелета. Сам билет имеет стандартную форму, используемую подавляющим большинством авиаперевозчиков во всем мире. Изучите ее один раз и в будущем, отправляясь в путешествие, Вы будете чувствовать себя значительно увереннее.
1. Фамилия пассажира. NAME OF PASSENGER.
На международных рейсах пишется латинскими буквами. Покупая билет, необходимо сверить, совпадает ли написание Вашей фамилии с тем, как она обозначена в загранпаспорте. Ошибки возможны: в паспортах принято французское написание, в авиабилетах - английское. Расхождения необходимо исправить заблаговременно. За фамилией следует (через слеш) первая буква имени или имя полностью, а также пол (MR - мистер, MRS/MSS - мисс или миссис). По международным нормам данное поле допускает до 3-х ошибок без искажения звучания.
2. Маршрут полета. FROM/TO.
На выделенном цветом поле указан пункт отправления для данного полетного купона (английское написание). Ниже следует пункт прибытия. Если в данном городе несколько аэропортов за названием следует трехбуквенный код аэропорта.
Если Ваш самолет делает посадки, но при этом не меняется номер рейса, в билете указываются только начальный и конечный пункты перелета. Если же в пути меняется номер рейса, то в билете указывается пункт пересадки. Например, Вы летите по маршруту Москва - Манила с посадкой в Гонконге без смены номера рейса - в билете стоит только "Москва - Манила". Если же номер рейса меняется, то в билете будет уже не один отрывной полетный купон, а два: "Москва - Петербург" и "Петербург - Осло".
3. Код авиакомпании / Номер рейса. CARRIER / FLIGHT.
Двухбуквенный код авиакомпании перевозчика. Коды нормируются ИАТА (Международная Ассоциация Авиаперевозчиков) и могут быть как достаточно очевидными: SU - Аэрофлот, LH - Lufthansa, AF - Air France, BA - British Airways, так и не очень: AY- Finnair, UN - Трансаэро, AZ -Alitalia.
4. Дата вылета. DATE.
Дата вылета по данному купону.
5. Время вылета. TIME.
Всегда местное время пункта вылета.
6. Статус бронирования. STATUS.
Буквы ОК гарантируют Вам место на борту самолета. RQ, или SA означают, что придется подождать, пока закончится регистрация. Если у Вас в билете обозначено ОК, Вы пришли, когда регистрация еще не закончилась, а все места Вашего класса уже заняты, то авиакомпания обязана разместить Вас в салоне другого, более высокого класса. Если же и там свободных мест не оказалось, то авиакомпания выплачивает Вам компенсацию за причиненные неудобства и передает Вас на свой следующий рейс.
В билете для младенцев (до 2-х лет) летящих без места указывается статус "NS".
7. Не действителен до/ не действителен после. NOT VALID BEFORE/NOT VALID AFTER.
Дата, раннее которой и позднее которой, соответственно, нельзя лететь по данному полетному купону (если правила тарифа допускают изменения дат). Для большинства "жестких" льготных тарифов обе даты совпадают с датой вылета по данному купону. Если графы пустые, то это означает, что данный билет действителен как минимум год.
8. Норма провозимого багажа. ALLOW.
Норма бесплатно провозимого багажа.
Практически во всех авиакомпаниях установлены следующие нормы бесплатного провоза багажа: первый класс - 40 кг, бизнес-класс - 30 кг, экономический - 20 кг. Обычно в качестве багажа разрешается провозить предметы любой формы (например, велосипеды) - лишь бы они укладывались в норму по весу и габаритам (160 см по трем измерениям). Сверхнормативный багаж оплачивается отдельно. Что касается ручной клади, то здесь одно жесткое правило: в самолет можно пронести только одно место ручной клади. Сверх этого в салон можно взять плащ или пальто, сумку с детским питанием, если Вы летите с малышом, костыли или коляску, если они Вам необходимы.
9. Передаточная надпись/ограничения. ENDORSEMENTS/RESTRICTIONS.
В этой графе указываются различные ограничения на перевозку по данному билету, а также возможность "передачи" (endorsement) пассажира другому перевозчику. Например, если в графе указано "SU/KL ONLY", то это означает, что данный билет действителен на рейсах "Аэрофлот" (SU) и "KLM" (KL) и если условия тарифа позволяют изменения по билету, то даже уже по выписанному билету, Вы можете "пересесть" с одной компании на другую. Если тариф, по которому выписан билет, позволяет какие-либо изменения, то эта возможность должна быть отражена в этой графе. Например, "RES CHG USD50" или "ONE INBOUND REB FREE" означает: "ИЗМЕНЕНИЕ БРОНИРОВАНИЯ СО ШТРАФОМ 50 ДОЛЛАРОВ США" или "ОДНО ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАТНОЙ ДАТЫ БЕСПЛАТНО". Обычно, для самых льготных ("жестких") тарифов распространен следующий шаблон: "XX ONLY/NON REF/NO CHG/NO REROUT" - "БИЛЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЕН ТОЛЬКО НА ПЕРЕВОЗЧИКЕ ХХ/БИЛЕТ ВОЗВРАТУ НЕ ПОДЛЕЖИТ/ИЗМЕНЕНИЯ ДАТ ПО БИЛЕТУ НЕВОЗМОЖНЫ/ИЗМЕНЕНИЕ МАРШРУТА ЗАПРЕЩЕНО". В этой графе может быть отображена также служебная информация. Если информация не помещается в данную графу, то используется графа Дополнительные ограничения (только для ручных бланков).
10. Итого. FARE.
Тариф в валюте начала перевозки. Например, если билет выписан по маршруту Лондон - Москва, то тариф будет указан в фунтах (GBP). Страны с "мягкой" валютой (в том числе и Россия) имеют тарифы опубликованные в долларах США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе тариф может быть не указан (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
11. Эквивалент тарифа. EQUIV/ FARE PD.
Эквивалент тарифа в валюте пункта выписки (если валюта пункта выписки отличается от валюты пункта начала перевозки). Курс пересчета должен быть отражен или в графе Итого или Дополнительный билет или Расчет тарифа.
12. Такса. TAX.
Это дополнительные сборы за услуги, оказываемые в аэропорту, - за взлет-посадку, обеспечение безопасности и т.д. В разных странах они разные. Чаще всего аэропортовый сбор включают в стоимость билета. Но есть страны, в которых аэропортовый сбор пассажир оплачивает отдельно перед вылетом и обязательно наличными (примерно $10 - 20).
Таксы указываются в виде двухбуквенного обозначения, а сумма аэропортового сбора указывается в валюте пункта выписки. Если все аэропортовые сборы не помещаются в соответствующи графах, то в последней графе указывается "сборная" такса (сумма всех оставшихся), а ее расшифровки приводится в графе Расчет тарифа.
13. Всего. TOTAL.
Полная стоимость билета (тариф плюс аэропортовые сборы) без учета налога с продаж и в валюте пункта выписки билета. В России для разных авиакомпаний это могут быть как рубли РФ, так и доллары США. В случае, если билет выписан по конфиденциальному тарифу, то в этой графе сумма может быть не указана (заменяется на значок "IT" или "FORFAIT").
14. Форма оплаты. FORM OF PAYMENT.
Форма оплаты, которой был оплачен билет. Наиболее распространенные: CASH (наличные), INVOICE или INV (безналичная оплата), CC------------ (кредитная карта).
15. Первоначально выдан. ORIGINAL ISSUE.
Сумма налога с продажи.
16. Форма и серийный номер. FORM AND SERIAL NUMBER.
Номер авиабилета.
17. Для отметок авиакомпании. AIRLINE DATA.
Буквенно-цифровой номер бронирования (PNR CODE).
18. Дата и место выдачи. DATE AND PLACE OF ISSUE.
Сдать билет можно только там, где вы его приобрели. Если билет утерян, восстановить его сразу нельзя. Сначала в агентстве проверят, действительно ли вы числитесь в списках пассажиров, а лишь затем выпишут дубликат.
19. Класс бронирования. CLASS.
Латинская буква, обозначающая определенную квоту мест в самолете. Обычно: R "Сверхзвуковой" (на рейсах Concord). F, P, A - первый класс. J, C, D, I, Z - бизнес класс. W,S,Y,B,H,K,L,M,N,Q,T,V,X - экономический класс.
20. Вид тарифа. FARE BASIS.
Буквенно-цифровое обозначение тарифа по данному купону.
Их довольно много - годовой, экскурсионный, групповой, РЕХ, APEX, молодежный и т.д. Чем выше тариф (т.е. цена оплаченной перевозки), тем меньше ограничений.
Например, Вы опоздали на рейс. В этом случае все зависит от того, какой у Вас билет. Если это билет первого или бизнес-класса, полный годовой или экскурсионный билет экономического класса - не все потеряно. Бегите в кассу - Вам забронируют новый на ближайший рейс.
А вот билеты молодежного тарифа, APEX или РЕХ обмену не подлежат. За новое бронирование места Вам придется платить полную сумму. При вылете из России это правило соблюдается весьма жестко. Если Вы опоздали на самолет за границей, Вам могут пойти навстречу и отправить домой ближайшим рейсом.
Но это не правило, а исключение. Представитель авиакомпании вполне может потребовать от Вас покупки нового билета и будет прав.
21. Расчет тарифа. FARE CALCULATION.
В данной графе приведен подробный расчет тарифа по всему билету. Расчет состоит из трехбуквенных кодов городов, двухсимвольных кодов перевозчиков и тарифных компонентов в NUC (нейтральных единицах расчета). Здесь же расшифровывается сборная такса (аэропортовые сборы), если все сборы не помещаются в графы Такса. В графе может находиться служебная информация: курсы пересчета нейтральных единиц, валют, различные ограничительные надписи (если последние не поместились в графы Передаточная надпись/ограничения и Дополнительные ограничения).
Другие поля:
Индикатор "стоповер". X/O.
Если в данном пункте происходит остановка по маршруту более чем на 24 часа ("стоповер"), то это поле пусто или "О". Если же данный пункт является пунктом транзита, то напротив данного пункта стоит "Х".
Пункт отправления/назначения. ORIGIN/DESTINATION.
Трехбуквенное обозначение пункта вылета и через слеш, пункт прилета по всему маршруту.
Поле валидатора.
Уникальный "штамп" агентства. Должен содержать название агентства, его краткий адрес, уникальный номер офиса (в России номера ИАТА аккредитованных агентств должны начинаться на 922). Буквенно-цифровая референция агента выписавшего билет. Дата выписки билета.
Выдан в обмен на. ISSUED IN EXCHANGE FOR.
Если билет выписан в обмен на другой (так называемая "переписка"), то в эту графу заносится номер первоначального билета. Смысл переписки авиабилета проще понять на примере. Вы купили билет по маршруту Сингапур - Москва - Сингапур, прилетели по нему в Москву и решили изменить маршрут на маршрут Москва - Бангкок. В этом случае агент пересчитает стоимость перелета по новому маршруту (начиная от Сингапура, т.е. Сингапур - Москва - Бангкок) и вычтет данную стоимость из стоимости "старого" билета. Если новый билет дороже, то Вам придется доплатить некую сумму, если дешевле, то агент выпишет Вам квитанцию (MCO - ордер различных сборов), по которой Вы можете получить причитающуюся Вам сумму по месту приобретения билета. Номер "старого" билета будет указан в графе Выдан в обмен на "нового" билета. Аналогичная процедура выписки билета при оплате PTA ("Prepaid Ticket Advice"). Ваш авиабилет оплачивает некое лицо (спонсор) в пункте отличном от пункта начала Вашего путешествия и сообщает кто (т.е. Вы) и куда должен прийти за билетом. Спонсору выписывается квитанция (MCO - ордер различных сборов) а в графе Выдан в обмен на билета будет стоять номер этой квитанции.
Дополнительный билет. CONJUNCTION TICKETS.
Если маршрут по билету включает в себя большее количество перелетов, чем количество полетных купонов в бланке, то такой билет выписывается на нескольких бланках и в графе Дополнительный билет каждого указывается номер дополнительного билета. Следует иметь в виду, что эти несколько бланков представляют собой ОДИН билет, и даже если Вы полностью пролетели маршрут по одному из них, ни в коем случае не выбрасывайте его до конца всего путешествия.
Другой распространенный случай, когда в графе стоит номер (а) дополнительного билета - компаньонские тарифы (но не групповые) (несколько человек должны путешествовать вместе). В этом случае в каждом билете графа Дополнительный билет содержит "ссылку" на номера билетов всех остальных участников "компании".
Дополнительные ограничения. ADDITIONAL ENDORSEMENT/RESTRICTIONS.
Только для ручных бланков. Содержит информацию, не вместившуюся в графы Расчет тарифа и Передаточная надпись/ограничения.
Код тура. TOUR CODE.
Некое условное обозначение применяемое для групповых и конфиденциальных тарифов.
Документы, удостоверяющие личность пассажира.
1. Паспорт или документ, его заменяющий.
2. Военный билет (военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или контракту).
3. Свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 16-летнего возраста).
4. Для иностранцев, лиц без гражданства и политэмигрантов:
- национальный паспорт
- удостоверение для лица без гражданства;
- удостоверение исполкома СОКК для политэмигрантов;
- вид на жительство.
Задание № 2.
Ответственность железнодорожного перевозчика за просрочку в доставке, недостачу и утерю багажа.
Бывают такие случаи (например, переезд из одного города в другой), когда приходится с собой брать довольно большое количество багажа. В таких случаях багаж необходимо сдавать в багажный вагон. Но случается и такое, что в поезде нет багажного вагона. Тогда багаж отправляется другим поездом, следующим в таком же направлении, что и пассажирский.
Согласно «Транспортному Уставу Железных дорог РФ», принятому Государственной Думой 19 декабря 1997 года действуют следующие правила, регламентирующие ответственность железнодорожного перевозчика за несвоевременную доставку, недостачуи утерю багажа:
1. Срокдоставкибагажа,грузобагажа определяется временем следования поезда,которым отправлены багаж,грузобагаж до железнодорожной станции назначения.
Дата отправлениябагажа, грузобагажауказываетсяв перевозочных документах.
Еслибагажилигрузобагажв путиследованияподлежит перегрузке,срокдоставкибагажаилигрузобагажа определяется временемследованияподанномупутиследованиясогласованных поездов,в состав которых включены багажные вагоны, с добавлением однихсутокнакаждуюперегрузку багажа и двух суток на каждую перегрузку грузобагажа.
Дата прибытия багажаилигрузобагажапроставляется железнодорожной станцией назначения в перевозочных документах. (ст. 98)
2. Багаж или грузобагаж считается утраченным, если не прибудетнажелезнодорожнуюстанциюназначенияпоистечении 10 суток после окончания срока доставки багажа или грузобагажа,и его стоимость подлежит возмещению.
Еслибагажилигрузобагажприбыл по истечении указанного в настоящейстатьесрока,получательможетполучитьбагажилигрузобагажи долженвозвратитьжелезнойдорогесумму,ранее выплаченнуюемузаутратубагажаилигрузобагажав порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Вслучаеотказав письменномвидеотполучениябагажа, грузобагажаилинепредставленияполучателемрешенияо судьбе багажа,грузобагажав течениечетырехсутокпосле уведомления получателяв письменнойформе о прибытии багажа,грузобагажа на железнодорожнуюстанциюназначенияжелезнаядорогавправе реализовать багаж,грузобагаж в порядке,установленном настоящимУставом. (ст. 99)
3. Железная дорога несет имущественную ответственностьзанесохранностьбагажапосле принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа,если не докажет, что утрата,недостачаилиповреждение(порча)багажапроизошли вследствиеобстоятельств,которыежелезнаядороганемогла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
Ущерб,причиненный при перевозке багажа, возмещается железной
дорогой в случаях:
* утратыили недостачи багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
* повреждения(порчи)багажа- вразмересуммы,на которую понизиласьегостоимость,приневозможностивосстановленияповрежденного багажа - в размере его стоимости;
* утратыбагажа,сданногодляперевозкис объявлениемего ценности, - в размере объявленной стоимости багажа.
Стоимость багажа определяется исходя из его цены,указанной в счете продавца или предусмотренной договором, при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Железнаядороганарядус возмещениемущерба,вызванного утратой,недостачей или повреждением (порчей) багажа,возвращает получателюбагажаплатузаперевозкубагажа,атакжеиные причитающиесяполучателю багажа платежи,взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного багажа. (Ст. 126)
4. Запросрочкудоставкибагажажелезная дорога назначенияуплачиваетполучателюбагажаприеговыдачена основанииакта,составленногопо требованию получателя багажа, пенив размере3 процентовплатыза перевозку багажа за каждые
сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные),но не более чемв размереплатыза перевозку багажа,если не докажет,что просрочкапроизошлавследствиеобстоятельств,устраненияугрожающей жизни и здоровьюлюдейнеисправноститранспортныхсредствили иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.
Просрочкадоставкибагажаисчисляетсяс 24 часов суток,в которые должен прибыть багаж. (Ст. 127)
5. При определении вины перевозчика при утрате или просрочке в доставке багажа, чтобы перевозчик понес ответственность и возместил причиненный ущерб, составляется коммерческий акт. Акт составляется железной дорогой, как правило, по требованию грузополучателя на специальных бланках. Его подписывают на железной дороге начальник станции, заведующий грузовым двором и весовщик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке. Если в приемке участвовал эксперт, должен быть составлен специальный акт с указанием этого в коммерческом акте.
Коммерческий акт составляется:
- привыгрузкебагажаи грузобагажав местах общего пользования - в день выгрузки,в соответствующих случаях - в день его выдачи получателю;
- привыгрузкебагажав местахнеобщего пользования - в деньего выгрузки,приэтомпроверка багажа должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки;
- впутиследования багажаи грузобагажа- вдень обнаруженияобстоятельств,подлежащихоформлениюкоммерческим актом.
Приневозможностисоставитькоммерческийактв указанные срокиондолженбытьсоставленв течение следующих суток.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. В коммерческом акте должны содержаться
точноеи подробноеописаниесостояниягрузов,багажаили грузобагажаитехобстоятельств,прикоторыхобнаружена несохранность багажа. Недопускается
вноситьв коммерческийакткакие-либопредположения и выводы о причинахтакойнесохранностилибовиновности отправителя илижелезнойдороги.На вопросы, содержащиеся в бланкекоммерческого акта,даются точные ответы.Не допускается
проставлениепрочерков,знаковповторавместоповторения необходимых данных; данные о том,правильно ли погружен,размещен и закреплен багаж.
Лица, составившие или подписавшие коммерческий акт, содержащий недостовернуюинформацию,несутответственность,установленную законодательством Российской Федерации.
Потребованиюполучателяжелезнодорожнаястанция обязана в течениетрехднейвыдатькоммерческийакт. Вслучаенеобоснованнойзадержкисоставления коммерческого актасвыше предусмотренного срока или отказа от егосоставленияжелезнаядороганесетответственностьв соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вслучаеотказажелезнодорожнойстанцииотсоставления коммерческогоакта или оформления коммерческого акта с нарушениемустановленныхтребований получатель имеет право податьзаявлениев письменнойформе об отказе или о нарушении в отделение(управление)железной дороги непосредственно или через
начальника железнодорожной станции. На это заявление отделение железной дороги обязано дать получателю мотивированный ответ. (Ст. 134)
6. До предъявления к железной дороге иска, возникшего всвязис осуществлениемперевозкипассажировилибагажа,к железной дороге может быть предъявлена претензия в случае:
- утраты багажа - предъявителем багажной квитанции;
- недостачиилиповреждения(порчи)багажа- предъявителем выданногожелезнойдорогойкоммерческогоактао недостаче или повреждении (порче) багажа;
- просрочкидоставкибагажа - предъявителем выданного железной дорогой акта общей формы о просрочке доставки багажа;
- задержкиотправленияилиопозданияпоезда - пассажиром при
предъявлении проездного документа (билета). (Ст. 136)
7. Претензии,возникшиевсвязис осуществлениемперевозки багажа,могутбытьпредъявленык железнойдороге отправления или железной дороге назначения по усмотрению заявителя претензии. (Ст. 137)
8. Претензиикжелезнымдорогаммогутбыть предъявленыв течение 6 месяцев,претензии в отношении штрафов и пеней - в течение 45 дней. Указанныесрокипредъявленияпретензийисчисляютсяв отношении:
возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу багажа со дня его выдачи груза;
возмещения за утрату багажа, по истечении 30 дней после окончания срока доставки багажафизических лиц ипо истечении 10 дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;
просрочкидоставки багажа,грузобагажа со дня его выдачи;
Железнаядорогавправе принять для рассмотрения претензию по истеченииустановленныхнастоящей статьей сроков,если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.(Ст. 139)
9. Искик железнойдороге,возникшиев связис осуществлением перевозки багажа,могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа железной дороги удовлетворитьпретензиюлибов случаенеполученияот железной дороги ответа в течение 30 дней со дня получения претензии.
Указанныеискипредъявляютсяв соответствии с установленнойподведомственностью,подсудностью в суд, арбитражный суд по месту нахожденияуправления железной дороги,к которой предъявлены или моглибытьпредъявленыпретензии,в течение одного года со днянаступлениясобытий,послужившихоснованиямидляпредъявления претензий.
Иски, возникшие в связи с осуществлением перевозок багажа,а также грузобагажа для личных (бытовых) нужд, могут быть предъявленыне ранее истечения сроков,установленных статьей 139 Устава ЖД,илидо истечения таких сроков,если получен ответ железной дороги на претензию.
Прирассмотренииисковдокументыо причинахнесохранности багажаилигрузобагажаюридических,физическихлиц (коммерческийакт,актобщейформы,иные акты),составленные железнойдорогойв одностороннем порядке,подлежат оценке судом нарядус другимидокументами,удостоверяющимиобстоятельства,которые могут послужить основаниямидляимущественной ответственностижелезнойдороги,отправителя, либополучателя багажа или грузобагажа юридических, физических лиц.
Список литературы:
1. http://www.ptlco.ru/docs/train0.php
2. http://guide.zodchiy.ru/texts/dokum/p2vs.php
3. http://www.cfto.css-mps.ru/normdocs/ustav/ustav.php
4. http://www.mps.ru/cfto/normdocs/ustav.php
5. TRAVEL.RU/2000-08-21/
6. www.km.ru