Таблица по Прокофьеву
1904 г.
Прокофьев по совету Глазунова поступает в Петербургскую консерваторию.
с 1908 г.
Первые концерты с исполнением собственных произведений. Критики начала XX века называли Прокофьева музыкальным футуристом за использование шокирующих средств музыкальной выразительности.
1911 г.
Прокофьев пишет свою первую значительную работу – первый концерт для фортепиано с оркестром
1916 г.
Прокофьевым написана опера “Игрок” (1-ая редакция ) по роману Ф.М.Достоевского.
1918 – 1933 гг. (позднее?)
Прокофьев уезжает из России в большое концертное путешествие. В этот период он создаёт ряд произведений (в том числе и по заказу из СССР) таких как: опера “Любовь к трём апельсинам” , концерт N 3 для фортепиано с оркестром и соната для фортепиано N5, симфония N2, опера "Огненный ангел", а на материале из оперы "Огненный ангел" - симфония N 3, балет "Стальной скок".
1936 г.
Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды в сезоне 1936/37 и 1938/39.
1936 г.
Практически завершает работу над балетом “Ромео и Джульетта”, который был заказан ему в 1934 дирекцией театра им. Кирова в Ленинграде.
1937 г.
Была создана кантата на слова Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина - своего рода коммунистическая литургия (По своему драматургическому плану кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы) грандиозная фреска для двух хоров и четырех оркестров, но впервые ее исполнили только в 1966 г.
1939 г.
Вторая монументальная кантата Прокофьева "Александр Невский"созданная на основе музыки к одноименному фильму С. М. Эйзенштейна.
1941-1945 гг.
В годы войны написаны: балет "Золушка", симфонии NN 5 и 6, сонаты для фортепиано, для скрипки и другие.
Дополнение.
Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба" от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической", "чуждой советскому народу". От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 (опера "Повесть о настоящем человеке", поставлена в Москве в 1960, балет "Сказ о каменном цветке", 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория "На страже мира", 1950, симфония N7, 1952) малоудачны, отмечены попытками "упростить" и сделать "ближе народу" свой музыкальный язык. Среди немногих исключений два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).
Прокофьев умер в один день со Сталиным (5 III 1953), его смерть почти прошла незамеченной.
Посмертно (1957 г.) ему была присуждена Ленинская премия.
Используемые источники
1) И.Прохорова, Г.Скудина “Музыкальная литература советского периода” Москва 1994
2) Материалы сайта культурного центра “Орфей”, фонда Сороса, Россия.