Англо-Германские противоречия накануне первой мировой войны.
2. Появление европейцев на юге Африки - 5
3. Англо-Бурская война - 12
3.1 Ход военных действий - 12
3.2 Подготовка сил к войне и мировая общественность - 15
4. Создание Южно-Африканского Союза - 17
4.1 Экономическая ситуация после англо-бурской войны - 17
4.2 Политическое развитие Южной Африки и создание Южно-Африканского союза - 20
5. Заключение - 25
1. Введение
Колониальная политика Англии в южной Африке в XIX веке, осуществлялась в некоторых своеобразных, неповторимых условиях. Здесь, на обширных пространствах правящие классы Англии и ее колониальная администрация встречались с противодействием не только со стороны племен и народностей, составляющих многочисленное коренное население и являющихся основными производителями материальных благ, но и со стороны голландских, французских и немецких колонистов, стремившийся укрепить свое господство над коренным населением страны.
Историк, занимающийся данной темой должен прежде всего поставить перед собой следующие задачи:
1) изучить движущие силы, методы и цели английской колониальной политики в Южной Африке;
2) осветить основные этапы и историческое значение войны Англии против бурских республик;
3) найти исторические корни расистской политики и идеологии верхов бурских республик, унаследованные ЮАС;
4) осветить создание Южно-Африканского Союза, государства добившегося самостоятельности и продолжающего существование как независимое государство и по сей день.
В связи с этими задачами интересно развитие исторической мысли по данной проблеме.
Источников по данной теме довольно много. Это и Синие книги, доклады и отчеты, представляемые английскому парламенту различными королевскими комиссиями, сами документа сессий парламента, обширный материал содержит пресса тех лет, достаточное количество мемуаров, переписка.
Большинство исторических работ написано естественно англичанами, которые оправдывают необходимость войны колониальными интересами, дабы вернуть взбунтовавшие республики в лоно Британской политики. Южноафриканские исследователи европейского происхождения выдвигают иную точку зрения. Они видят войну, как войну за независимость, как предпосылку к созданию Южно-Африканского Союза. Такое положение вещей существовало до середины 50-х годов. Представители первой школы – У.Б.Уорсфолд, Э.Крэнкшоу, Э.А.Уокер – стремились доказать историческую прогрессивность действий английских властей в Южной Африке, выразившуюся в предоставлении самоуправления побежденным бурским республикам, уравнении в правах англоязычного и африканерского населения, в результате чего было достигнуто быстрое примирение двух групп белого населения и обеспечена их лояльность по отношению к Великобритании. Представитель другого течения исходили из идеи избранности африканерского народа, его особой, героической судьбы.
Первой книгой, изданной в нашей стране по Англо-бурской войне, явилась, изданная еще в Царской России книга А.Виноградского. Это был трехтомник, рассматривающий причины, но в основном ход военных действий обоих армий, международное отношения в этот период времени по данной проблеме и заканчивал подписанием мирного договора в Претории. Книга была издана еще в 1903 году, по свежим событиям, и естественно не могла даже спрогнозировать дальнейшее развитие событий, поскольку развитие истории ХХ века шло уже по отличному пути от предыдущих столетий.
В советский период исследования на данную тему появляются только во второй половине двадцатого века, да и сейчас их небольшое число. Первые работы в 30-40 гг. еще не дают полного анализа, для них характерно только изложение фактов, подобно работе А.Виноградского. Начало глобального изучения было положено в работах И.И.Потехина, А.З.Зусмановича, А.Б.Давидсона. А.С.Ерусалимский изучал в основном колониальную политику империалистических держав, главным образом, обращая внимание на Германию. Но поскольку на Юге Африки столкнулись интересы многих европейских держав, то он не смог обойти стороной эту проблему. Пожалуй, единственным человеком, который заинтересовался данной темой всерьез, был А.Б.Давидсон, в целом он рассматривал с марксистской точки зрения, что не помешало ему сделать комплексный анализ проблем, возникших в этот период на Юге Африки.
Не изученность данной темы объясняет и большое количество спорных вопросов. А именно о сроках начала партизанской войны буров, о реакции коренного африканского населения на образование Южно-Африканского Союза, о причине столь быстрого создания Южно-Африканского Союза и о степени участия английского правительства и бурских руководителей в этом процессе. Все это до сих пор является спорным.
Целью моей работы явилось показать развитие государственности в Южной Африке от самостоятельных бурских республик до Союза, ставшего в последствии независимым и суверенным государством. История данной проблемы находиться в противоречиях двух колонизирующих народов – буров и англичан, пришедших позднее, но умело включившихся в эту борьбу и, в конце концов, получивших эти территории. История их противоречий это и есть история Южной Африки, следствием которой стала англо-бурская война. Не получилось у буров отстоять независимость своих свободных республик, они оказались вовлечены в английскую колониальную систему, но, тем не менее, мысль о самостоятельном государстве (Великом Южно-Африканском Союзе) не покидала умы бурских политических деятелей. И, в конце концов, они своего добились. Так и получилось, что народ, оказавшийся побежденным в одной и первых войн нового столетия, в итоге из схватки с сильнейшим противником вышел победителем.
2. Появление европейцев на юге Африки
Колонизация Южной Африки европейцами началась в середине XVII века. Когда около мыса Доброй Надежды голландская Ост-Индская кампания создала укрепленную морскую и продовольственную базу – промежуточную станцию между Голландией и странами Востока. Однако в этой бухте укрывались от бурь и пополняли запасы корабли разных стран: большинством голландские и английские. В последствии выяснилось, что земли здесь плодородные, а климатические условия благоприятны для европейских поселенцев. Голландской Ост-Индской компанией был послан военный отряд, и в 1652 г. была основана Капская колония с городом Капстадом.
На первых порах условия проживания для европейца были чрезвычайно тяжелы, что приходилось “беря в одну руку лопату, они должны были в другой почти постоянно держать оружие”.1 В связи, с чем происходило постоянное расширение территории колонии путем захвата земли, принадлежащей коренному населению – бушменам, готтентотам, банту. Для ведения сельского хозяйства на территорию колонию ввозили рабов, сначала с островов Ява и Мадагаскар, поскольку освобожденные европейцы от военной службы оказались неприспособленными к этому роду деятельности. Земля, размером около 10 га, давалась в аренду Ост-Индской кампанией в аренду колонистам на срок за ежегодную плату десятой части получаемой продукции. Вскоре работорговля начала приносить такие барыши, что покрывала убытки от содержания гарнизона на Мысе Доброй Надежды, а увеличение применение рабского труда открыло возможность расширения обрабатываемой площади, что повлекло за собой нападения на соседние племена в большем количестве.
В 1680 г. Совет кампании в интересах колонистов объявил участки, находившиеся в руках у колонистов, собственностью их владельцев. Везде фермеры вели примитивный образ жизни: рабы обрабатывали землю, сами же колонисты с женами и детьми постоянно передвигались в больших, нагруженных скарбом повозках в поисках корма для скота или занимались охотой. Производимая на фермах продукция использовалась в основном для удовлетворения потребностей их собственников. Сами себя колонисты называли бурами или буэрами (по-голландски крестьяне). Живя разобщено, они объединялись лишь тогда, когда вступали в столкновение с местными племенами. Проходило много времени, прежде чем они узнавали о событиях происходящих в далекой Европе. Жизнь их ограничивалась узкими местными интересами.
Но, подарив, таким образом, землю колонистам, Ост-Индская кампания оставила за собой многие привилегии: продажа сельскохозяйственных товаров шла только по ценам установленным самой компанией, в то время как промышленные товары продавались по завышенным, платили завышенную ренту, и высокие налоги, плюс многочисленные поборы, которые уплывали в карманы мздоимцев-чиновников. Что естественно не нравилось бурам. В последствии буры смогли организовывать собственные военные отряды, для походов за добычей вглубь территории, не завися от отрядов компании. К середине XVIII века свои торговые, экономические и политические позиции кампания начала терять с появлением английской и французской конкуренции.
В конце XVIII века к захвату Южной Африки приступила Англия. Завязалась ожесточенная борьба между бурскими и английскими колонизаторами за господство этой области. При ведении захватнических действий англичане не гнушались использованием местных африканских племен, имевших на буров свои виды, а также разногласия между самими бурскими провинциями. Проникновение англичан шло с большим трудом, и там где они победили договором или силой, оставался их ставленник, который оказывался ничуть не лучше прежней власти. Содержание английской администрации обходилось бурам еще дороже, чем голландской, многочисленные экономические и торговые обещания не выполнялись.
Учитывая большое стратегическое значение Капской колонии, Англия в 1795 г. аннексировала ее, но по условиям подписанного с Францией Амьенского мира в 1802 г. была присуждена вернуть ее Голландии. Но оказалось, что буры избавились от ненавистной власти всего на 3 года. Это время голландское правительство пыталось использовать с максимальной для себя пользой, строились крепости, а так же были реорганизованы местные институты власти и налоговая политика. Но все эти действия не спасли колонию от дальнейшей аннексии англичан. Был составлен договор после довольно длительных закулисных переговоров английского правительства и принца Оранского, об уступке Англии Капской колонии. По сути дела, он являлся лишь формальной санкцией ранее учиненного захвата, хотя английская дипломатия постаралась придать этому договору форму торговой сделки: Англия уплачивает Голландии за уступленную колонию 6 миллионов ф. ст. Впрочем, англичане сумели так обставить эту сделку, связав ее с другими, что когда пришло время платить, оказалось, что Голландия не получала ни одного пенни. В 1806 г. Англия вторично аннексировала Капскую колонию, а венский международный конгресс 1814-1815 гг., созванный после разгрома наполеоновской империи, признал эту колонию владением Англии.
В первые годы аннексии колонии из Англии приехало сюда большое количество людей, английская буржуазия решила твердо основаться на этом месте, и, опираясь на Капскую колонию вести дальнейшее колониальное расширение территорий. Очень скоро буры убедились, что английские завоеватели никак не хотят считаться с их интересами и традициями. Прерогативы английских колониальных властей в Капстаде были усилены, а роль местных органов управления уменьшилась. В колонии была введена британская монетная система, которая ударила по кошелькам буров, имевших голландские гульдены. В 1823 г. В Капстаде впервые была создана торговая биржа, при помощи которой английский капитал подчинил своему непосредственному контролю рынки и всю экономическую жизнь колонии в собственных интересах. Наконец, чтобы утвердить свое господство англичане увеличили контингенты своих войск и полиции за счет наемников-готтентотов. Самовластные буры, привыкшие считать себя хозяевами завоеванной ими страны, пришли в бешенство, когда увидели, что должны подчиняться готтентотскому “капскому корпусу” и готтентотской полиции. Уже через год обстановка была накалена до такой степени, что любой из инцидентов мог стать причиной восстания и они случались, но жестоко подавлялись.
Еще в течение многих лет английские колонисты составляли в стране экономически и политически привилегированное меньшинство. В частности, они были освобождены от налогов, в то время как буры не только платили высокие налоги, но и должны были мириться с конфискацией скота и другой их собственности для возмещения расходов, связанных с военными экспедициями против африканских племен. Главное участие в этих экспедициях принимали буры, но лучшие земли на захваченной территории предназначалась переселенцам из Англии. В то время как подавляющее большинство буров оставались фермерами-землевладельцами и скотоводами, многие английские иммигранты, обосновываясь в городах, наживали капиталы, захватив в свои руки почти всю внешнюю торговлю колонии. Английские власти, вопреки их первоначальным заверениям, вскоре практически ликвидировали преподавание на голландском языке, введя в школах преподавание на английском и обязательное изучение латыни. Далее было объявлено, что с 1827 г. английский язык является обязательным и единственным государственным языком в колонии. Тем самым буры полностью устранялись от участия в суде и органах местного самоуправления. Ничего хорошего также буры не видели в английских миссионерах, чья деятельность подрывала традиции и интересы буров-рабовладельцев и обостряла и без того конфликтные отношения между англичанами и бурами.
Уже первые вести о движении в Англии в пользу освобождения рабов, вызывали в среде рабовладельцев тревогу. А 28 августа 1833 г. английский парламент принял акт об уничтожении рабства на территории всех колоний, принадлежащих Англии. Парламентский акт предусматривал выделение 20 млн.ф.ст. для возмещения потерь рабовладельцев, буры могли рассчитывать только на 3 041 290 ф.ст.: такова официальная стоимость 39 021 раба. Однако выделено было всего лишь 1,2 млн.ф.ст., фактически же и этой суммы буры не получили. Согласно установленным правилам возмещение выплачивалось не по месту жительства, а в Лондоне, там заседала специальная комиссия, которая после рассмотрения предъявленных ей бумаг, подтверждающих права на возмещение, выдавала причитающуюся сумму, однако не деньгами, а, 3,5-процентными государственными облигациями. Предварительно вычиталась крупная сумма, уплаченная пароходной компании за проезд из Южной Африки в Англию и обратно. Вследствие чего, большая часть буров разорилась, не имеющие возможности добраться до Лондона, буры переуступали свои права на возмещение английским купцам и спекулянтам. Освобожденные рабы тоже не стали счастливее от этих мер. Голодные, оборванные и нищие он бродили по стране в поисках пристанища, работы и хлеба или были вынуждены остаться на плантациях, фермах, приняв продиктованные им кабальные условия. В этих условиях миссионеры находили широкие возможности для продолжения своей пропаганды и обращения аборигенов в христианство.
Ликвидация рабовладельческого хозяйства, противоречия между новыми завоевателями и представляющими интересы английской буржуазии и колониальной бюрократии, потомками старых голландских колонизаторов, превратившихся в фермеров, крупных землевладельцев и скотоводов. Буры никогда не имели ни политических прав, ни опыта политической борьбы, тем крепче они держались за собственную военную организацию. И англичане и буры стремились удовлетворить свои интересы по средствам новой территориальной экспансии за счет африканских племен. Но и на этом оказалось противоречие. Если английские власти, сохраняя господство в своих руках и имея, большой политический, дипломатический и колонизаторский опыт широко и хитроумно продолжали игру на противопоставление одних племен другим, то буры, землевладельцы и скотовладельцы, в этом отношении были беспомощными. В критический момент они не сумели подняться на борьбу против английского господства, и нашли выход в идее трека – переселение за пределы колонии, на новые земли, находящиеся вне сферы господства Англии. Как ни популярны была эта идея, осуществили ее преимущественно только жители восточных провинций – Храфф-Рейнет, Бофорт, Сомерсет-Ист и др. Они всегда находились на передней полосе борьбы с племенами коса, являли собой энергичный, подвижный и воинственный элемент и не раз вторгались в области, которыми хотели овладеть.
В начале 1835 года первая небольшая партия вооруженных буров с семьями, нагрузив большие фургоны скарбом, захватив свой скот, а в некоторых случаях и рабов, покинули насиженные места. За первой партией переселенцев в течение года последовали еще две, более крупные, а за ними двинулись новые и новые. Так началось массовое переселение буров – “великий трек” на север от реки Оранжевая и на восток до Драконовых гор. Маршрут движения был выбран не случайно, было известно, что данные территории имеют весьма пригодные земли для занятия сельским хозяйством и данные территории были еще и мало заселены. Перебравшись за реку Оранжевая (границы Капской колонии) и собравшись в едином месте, предводители бурских отрядов остановились на совещание относительно месторасположения земли, которую надлежало занять. Часть из них высказывалась за прибрежную область Наталь, другие же предлагали уйти как можно дальше от английских владений. Последние отправились в страну зулусов с дипломатической миссией, добиться соглашения на поселение в их землях. В лагере правителя зулусов Дингана послов перебили, на это правителя подстрекали английские миссионеры подосланные правительством специально для того чтобы столкнуть эти две силы и тем самым самим оказаться в выигрыше. Зулусы, развивая наступление, продолжали “щипать” отряды буров. Только в 1838 г. малой части удалось уйти на север за реку Вааль, где был заложен город Почефструм и создано самостоятельное правительство. Положение буров оставшихся в Натале было катастрофическим. Их спас приход крупного отряда во главе с Андриссом Преториусом, который организовал оборону и разбил отряды зулусов, они должны были уплатить огромную контрибуцию в 19 тыс. голов скота. 14 февраля 1840 г. Преториус объявил, что вся южная часть страны зулу отныне принадлежит бурским переселенцам, так были заложены основы бурской республики Наталь.
Основой государственного устройства республики Наталь была военная организация. В стране были созданы 24 территориально-милиционных отряда (фельдкорнетства), каждый из которых посылал представителя в фольксраад (сроком на один год). Главой государства стал “генерал-комендант” А.Преториус. Располагая полнотой высшей военной власти, он вел все политические и дипломатические дела. Экономической основой государства являлось крупное землевладение. Было установлено, что каждый бур, участвовавший в первых отрядах переселенцев и, следовательно, в завоевании страны, может получить по две фермы с большими участками земли (по 3 тыс. моргенов вокруг каждой фермы). Буры переселившиеся в страну после ее завоевания, могли рассчитывать на участки меньшего размера. Насущные интересы коренного населения страны вовсе не принимались в расчет. Задача буров состояла в том, чтобы найти массу дешевого подневольного труда, который можно было бы эксплуатировать на вновь отвоеванной земле. “Освобожденных” рабов, тех, что буры привезли с собой из капской колонии, явно не хватало. Поэтому на новых местах буры начали осуществлять мероприятия, рассчитанные на превращение местных африканцев в рабов.
Вначале, когда буры только начали свой трек, английские власти делали вид, что не собираются препятствовать их переселению и даже заявили, что видят в нем законный путь к выходу из британского подданства. Но уже вскоре обнаружили явное намерение обосноваться на побережье, капский губернатор заявил, что Англия продолжает считать буров своими подданными и не признает за ними права на независимость. Более того, в самый разгар войны между зулусами и бурами была объявлена блокада всего побережья Африки, что поставило последних, нуждающихся в подвозе провианта и боеприпасов в крайне тяжелое положение.
Учитывая агрессивные намерения Англии и продолжающуюся борьбу зулусов, Преториус пришел к выводу о необходимости объединения в рамках большого государства с теми участниками трека, которые расселились к северу от реки Оранжевой и за рекой Вааль. С этой целью он вступил в переговоры с некоторыми комендантами. В сентябре 1840 г. в результате успешных переговоров он заключил договор, предусматривающий создание единой республики, включавшей как Наталь, так и бурские поселения по ту сторону Вааля. Но эта договоренность так и осталась лишь на бумаге.
Англичане под видом оккупации Наталя рассчитывали провести аннексию его. 5 марта 1842 г. в порту Наталь высадился английский десант, поднялись на борьбу и зулу-сы. Буры, решившие сопротивляться до конца, не смогли выстоять против такого напора. Бурская республика потерпела поражение. В сложившейся ситуации опять часть буром сложила вещи и начала новый трек на северо-запад, за реку Оранжевая и дальше. Другая же часть осталась, отчасти из-за нежелания расстаться с приобретенной крупной собстве-нностью, обещанной не трогать англичанами, другие рассчитывали договориться с англи-чанами или дождаться вмешательства Голландии. Среди оставшихся был и Преториус.
Спустя два года (31 мая 1944 г.) окончательно убедившись в том, что буры не могут возобновить сопротивления, английское правительство провозгласило превращение Наталя в колонию. Под сохранением собственности в руках буров понималось следующее: только те из них могли остаться собственниками, кто имел возможность доказать что в течение года до окончания войны с Англией не отлучался со своих ферм. Почти все буры в это время находились в военных походах, таким образом, хозяйства буров откровенно экспроприировались. Отправляемые протесты Преториусом на имя губернатора оставались без внимания, и бурам ничего не оставалось делать, как начать новый трек. В Натале осталась незначительная часть бурского населения. Это-то и входило в планы английского правительства, которое приступило к колонизации страны английским элементом.
Таким образом, Наталь был аннексирован, но в борьбе за междуречье Оранжевая-Вааль победу одержали буры. В 1852 году Англия подписала с бурами Сандриверскую конвенцию, признав независимость буров, захвативших территорию к северу от р.Вааль. Два года спустя в Блумфонтейне была подписана англо-бурская конвенция, по которой Англия признавала независимость буров, колонизирующих земли между реками Ваалем и Оранжевой. Последовало создание бурскими колонизаторами двух республик – Оранжевого свободного государства (или Оранжевой Республики) в 1854 г. И Южно-Африканской Республики (или Республики Трансвааль) в 1856 г.
В 60-70-х гг. XIX века на юге Африки нашли самые богатые в мире месторождения алмазов, а через четверть века – крупнейшие в мире залежи золота. Алмазы были найдены на “ничейных землях”, т.е. на землях занятых аборигенами, а вот золото нашли в самом Трансваале. На месте добычи золото очень быстро возникали города, одним из таких стал Йоханнесбург.
В связи с вывозом большого количества золота английские банки его накапливали, а финансовые магнаты богатели, в связи, с чем было необходимо постоянное поступление золота в сейфы банков, для укрепления фунта стерлингов и вывоза капитала по-прежнему в больших размерах из Англии, требовалось захватить Южно-Африканскую республику и Оранжевую республику. Первая попытка была предпринята Англией в 1877 г., но восставшие буры отстояли свою независимость. В 1881 г. Англия была вынуждена признать независимость и подписать в претории соответствующую конвенцию. Продолжая, однако, бороться за захват бурских республик, Англия в 1884 г. добилась подписания с Южно-Африканской Республикой Лондонской конвенции, поставившей внешнюю политику этой страны под контроль английского правительства.
Основная борьба за обладание африканскими алмазами развернулась между Англией и Германией, у которой тоже была неподалеку своя колония. “Дойче Банк” развил бурную деятельность, призывая национальные чувства буров, т.к. большинство их были потомками выходцев из соседней с Германией Голландией. В 1895 году между Германией и Трансваалем был подписан торговый договор и проникновение немецких товаров эту страну усилилось. Для отрезанной от моря республики единственным средством связи с другими странами были железные дороги, построенные до портов. При этом вся железнодорожная сеть находилась в руках иностранных компаний. Дороги соединяли шахты с портами и крупнейшими промышленными городами. По средствам именно этого вида транспорта осуществлялся подвоз в республику необходимого вооружения и других товаров из Европы. При этом высок был удельный вес германского капитала в строительстве железных дорог, а наиболее используемым портом был португальский Лоренсу-Маркиш, расположенный на побережье залива Делагоа. Через него в основном проходил подвоз необходимого продовольствия и вооружения в годы Англо-Бурской войны.
В конце 1895 г. по инициативе английских монополистов и правительства английский вооруженный отряд во главе с Джемсоном предпринял попытку захвата власти в Южно-Африканской Республике, и им даже удалось взять город Йоханнесбург. Однако бурами был окружен немногочисленный отряд англичан и взят в плен. Данный инцидент показал англичанам, что захватить республику малыми силами не удастся, придется весть большую и масштабную войну. По данному делу был сознан английским правительством комитет, который вскоре назвали “комитет по не расследованию”. Он все время оттягивал свою работу, но даже когда начал, естественно ничего не решил. Министр колоний Д.Чемберлен заявил, будто он ничего не знал о данном рейде. Комитетом было уничтожено досье, компрометирующее Д.Чемберлена и С.Родса, таким образом, он блестяще справился со своей задачей. Германия не осталась в стороне от происходящих событий, было решено направить туда экспедиционный корпус, но конфликт вовремя исчерпался, поскольку поторопись с действиями германцы, и война неминуемо бы началась. Кайзер Вильгельм написал следующую телеграмму трансваальскому президенту Крюгеру в связи с этими событиями: “Я выражаю вам мои искренние поздравления, в связи с тем, что Вы вместе с Вашим народом смогли, не призывая на помощь дружественные державы, собственными силами восстановить мир, нарушенный вторгшимися в Вашу страну вооруженными бандами, и обеспечить независимость Вашей страны от нападения извне”. То есть Германия считала себя вправе с оружием в руках ввязаться в схватку на Юге Африки. Это прекрасно поняли англичане. А Николаю II кайзер написал: “Что бы ни случилось, я никогда не позволю англичанам раздавить Трансвааль”.2
Правительство Крюгера не только противодействовало притязаниям Англии, но и предъявило ей требования, потребовав компенсации убытков нанесенных вооруженным отрядом Джемсона, отмены королевской хартии, выданной 1889 г. “Бритиш Саут Африка Чартеред К0”, пересмотра Лондонской конвенции от 1884 г. Однако учитывая мощь Англии неоднократно было предложено решить эти вопросы с помощью третейского суда. К тому же под давлением Англии Правительство Крюгера пошло на некоторые уступки: в 1897 г. приняло закон, затруднявший вынесение решения о выселении совершивших преступления ойтландеров. Из Южно-Африканской Республики, снизило пошлины на ввозимые промышленные товары, обязало “Южно-Африканскую кампанию взрывчатых веществ” снизить продажную цену динамита на 12,5 фр. с тонны. Но эти частичные уступки не удовлетворили англичан, которые упорно настаивали на выполнении своих главных требований. Но буры тоже предвидели войну и, готовясь к ней, бурские республики в 1896 г. заключили между собой военный союз.
С 31 мая по 5 июня 1899 г. в Блюмфонтейне состоялась конференция английских и бурских представителей. Возглавлявший английскую делегацию Милнер настаивал на том, чтобы правительство Крюгера отменило сложную избирательную систему для ойтландеров и предоставило избирательные права тем из них, кто прожил в этой стране не менее пяти лет. Крюгер отверг это требование, но согласился предоставить право выбирать членов законодательной палаты ойтландерам, прожившим в Южно-Африканской Республике семь лет, а не четырнадцать, как это было предусмотрено законом от 1893 г. Милнер отклонил это предложение, и конференция закончилась безрезультатно. Выступая в Парламенте 28 июля 1899 г. Д.Чемберлен открыто угрожал Южно-Африканской Республике войной и призывал английский народ “в случае необходимости поддержать свое правительство в осуществлении любых мер, которые оно найдет нужными предпринять для того, чтобы обеспечить справедливое отношение к британским подданным в Трансваале”.3
19 августа 1899 г. правительство Южно-Африканской Республики заявило о своем согласии предоставить избирательное право ойтландерам, прожившим в этой стране не менее пяти лет, однако лишь при условии отказа Англии от вмешательства во внутренние дела этой страны и от притязаний на сюзеренитет по отношению к ней. Оно предложило Англии передать прочие ее притязания на рассмотрение третейского суда. Но английское правительство отвергло это предложение и потребовало разоружения войск Южно-Африканской Республики. 8 сентября оно, по настоянию Д.Чемберлена приняло решение об отправке в Наталь десятитысячного войска. В тот же день оно уведомило правительство Крюгера о своем категорическом отказе признать Южно-Африканскую Республику суверенным государством. При этом вновь потребовало немедленного предоставления избирательного права всем ойтландерам, прожившим в этой стране пять и более лет, предоставления им четверти всех мест в фольксрааде, равного с бурами права выбирать президента и разрешения пользоваться в фольксрааде английским языком.
Считая, что правительство Крюгера отвергнет эти требования, Д.Чемберлен тогда же составил проект ультиматума. Отклонение последнего должно было послужить поводом для начала войны, фактически его условия предусматривали установления английского господства в Южно-Африканской Республике. Однако ультиматум не был предъявлен, так как правительство Крюгера направило новые предложения. Протестуя против вмешательства Англии во внутренние дела Южно-Африканской Республики, правительство Крюгера призвало Англию к мирному решению всех спорных вопросов, к отводу английских войск от границ Южно-Африканской Республики, к удалению из Южной Африки всех дополнительно присланных английских войск, к возвращению в Англию всех войск, находившихся в пути в Южную Африку. Но английское правительство сочло, что эти требования буров могут быть использованы как достаточный повод для того, чтобы развязать войну. Военный министр лорд Г.Ленсдаун писал в связи с этим Д.Чемберлену: “Примите мои поздравления. Я думаю, что Крюгер не мог более удачно сыграть вам на руку, чем он это сделал, предъявив эти требования”.4 10 октября Чемберлен поручил Миленеру уведомить правительство Крюгера о том, что английское правительство отказывается обсуждать эти требования. Милнер в свою очередь призывал правительство скорее начать войну. Правительства бурских республик понимали, что Англия в ближайшее время начнет войну. По мнению Крюгера, Правительство Р.Солсбери “стремясь сделать столкновение неизбежным и медлило с посылкой ультиматума лишь с целью выиграть время для сосредоточения вооруженных сил, достаточных для поражения Трансвааля”.5 Желая лишить Англию возможности выиграть время, бурские правительства взяли инициативу в свои руки.
В конце сентября 1899 г. бурские войска сконцентрировались у границ. 11 октября 1899 г. бурские войска перешли границу Наталя. Вступление их на территорию Наталя выражало только готовность отразить подготовлявшуюся Англией вооруженную агрессию, но и стремление захватить эту английскую колонию и тем самым встать на путь борьбы за захват всею Южной Африки. Вступление бурских войск в Наталь явилось для правительства Р.Солсбери прекрасным поводом для осуществления агрессивных замыслов английских империалистов. Англия приступила к военным действиям с целью захвата бурских республик, но якобы только для защиты английских колоний в Южной Африке от буров. “Я призвала свои войска к оружию, чтобы они отразили вторжение войск Южно-Африканской Республики и Оранжевого Свободного Государства в мои южноафриканские колонии”, - заявила в Парламенте королева Виктория.6
Так началась англо-бурская война, одна из первых в эпохе империализма, война за передел Южной Африки. Возникновение войны означало, что английские империалисты перешли от мирной к вооруженной борьбе за захват бурских республик. Сражаясь против английских захватчиков и надеясь на помощь других стран, бурские колонизаторы стремились отстоять свое господство в республиках, созданных ими в результате захвата принадлежащих африканцам земель. Бурские колонизаторы также боролись за изъятие из рук Англии ее южноафриканских колоний и за создание “Великой Южно-Африканской Республики”. Социально-политический строй этой огромной страны был бы основан на жесточайшей эксплуатации и расовой дискриминации африканцев.
3. Англо-Бурская война
3.1 Ход военных действий
В конце сентября 1899 г. бурские войска сконцентрировались у границ. Они составляли три группы. Одна из них численностью до 25 тыс. человек, при 40 орудиях, 16 пулеметах, во главе с генералом П.Жубером – была расположена по линии Фолкерюс – Валкестром – Фрейхейд. Другая - численностью до 6 тыс. человек, при 20 орудиях и 6 пулеметах находилась на линии Спрингсфонтейн-Аливал-Норт. У Мафекинга тоже стояло бурское войско (до 10 тыс. человек, при 20 орудиях и 8 пулеметах), во главе с генералом П.Кронье.
11 октября 1899 г. бурские войска перешли границу Наталя. Вступление бурских войск на эту территорию сорвало выработанный английским командованием план ведения войны в Южной Африке. Он предусматривал вторжение английских войск в Оранжевую республику и в Южно-Африканску. Республику с территории Капской колонии и Наталя. По этому плану, до прибытия из Англии в Южную Африку крупных воинских соединений, находившиеся там английские войска численностью 14 тыс. человек во главе с генералом Д.Уайтом должны были оборонять сухопутные границы Капской колонии и Наталя.
Наступление бурских войск в Натале от Лонгс-Нека и Хариссмита на Ледисмит, заставило сосредоточить Уайта войска численностью в 4 тыс. человек сосредоточить на этом рубеже. Буры нанесли тяжелое поражение англичанам и оттеснили их к Ледисмиту, город оказался в осаде. В ноябре 1899 г. бурские войска, наступая на юг от р. Тугелы, задержали продвижение только что прибывших в Наталь английских войск во главе с генералом Х.Хиллардом и этим сорвали их попытку помещать переброске бурских войск к Исткорду и Питермарицбургу. Однако буры не сумели использовать достигнутые ими тогда успехи в Натале. В ходе военных действий на этом фронте, еще в середине ноября 1899 г. отряд буров, руководимый Лусом Ботой, взял в плен близ станции Чивли Уинстона Черчилля, находившегося в Южной Африке в качестве журналиста.
В конце 1899 г. бурское командование предприняло осаду Ледисмидта, Кимберли и Мафекинга с целью овладеть ими как важными стратегическими базами и преградить английским войскам вероятные пути наступательных операций. Однако, осадив эти города, буры очень растянули свои позиции, не обеспечив их резервами. Рассчитывая на помощь со стороны африканеров, бурские отряды в ноябре 1899 г. вступили в северо-восточную часть Капской колонии. Английское командование попыталось взять военную инициативу в свои руки, и попытались деблокировать Кимберли, но в ходе действий англичане понесли большие потери (500 человек убитыми и раненными), ранен был и сам лорд Метуэн, осада не была снята. Попытка английских войск перейти в наступлении в Натале для деблокирования Ледисмита также окончилась неудачей. Но и здесь буры не развили свой успех и даже не преследовали разбитые войска. В декабре 1899 г. буры одержали победу в сражениях у Стромберга, Симонс-Копе, Бракфонтейна.
В начале 1900 г. численность английских войск была увеличена, к февралю в Южной Африке находилось 180 тыс. английских солдат и офицеров и произошли кадровые перестановки Верховного командования. В феврале 1900 г. английские войска заставили буров снять осаду в Кимберли, а также нанесли поражение и взяли в плен бурский отряд во главе с Кронье. Вскоре после вступления английских войск в Блумфонтейн буры одержали победу в сражениях у Саннаспоса, Корнспруйте и Редерсбурге, но эти победы имели местное значение и в целом ситуацию мало изменили. В начале марта 1900 был освобожден от осады Ледисмит. В марте войска Гетекра овладели опорными пунктами и приступили к изгнанию буров из Капской колонии.
В конце марта 1900 г. в связи с кончиной генерала Жубера главное командование бурскими войсками было вверено Луису Боте. Но смена командования не повлияла на исход войны, не повлияли также и действия европейских добровольцев.
В мае английские войска взяли Кронстад и деблокировали Мафекинг. 31 мая 1900 г. был взят Йоханнесбург, 5 июня буры без боя сдали Преторию. После взятия англичанами Блумфонтейна многие буры Оранжевой Республики прекратили вооруженную борьбу. Однако вступление английских войск в столицы бурских республик не привели к завершению войны. Правительство Оранжевой республики в прокламации от 11 июня 1900 г. заявило об отказе признать аннексию этой республики Англией и о том, что буры будут продолжать сопротивление. Теперь буры перешли к партизанской войне. Она явилась третьим и наиболее тяжелым и продолжительным периодом англо-бурской войны.
Первые партизанские отряды буров были созданы в конце марта 1900 г. В середине 1900 г. партизанская война усилилась. Только за 29 дней, с 6 июня по 4 июля 1900 г., действуя в Южно-Африканской Республике вдоль железных дорог, партизаны предприняли 255 боевых операций. В феврале 1901 г. партизаны приняли решение разбить свои крупные отряды на мелкие, полагая, что обладающие большей мобильностью мелкие отряды смогут удачнее бороться против английских захватчиков.
В правящих кругах Англии утверждали, что действия бурских партизан являлись изнурительными для английских солдат и наиболее истребительным методом ведения войны. Борьба английских захватчиков против бурских партизан была упорной и ожесточенной. Тяжелый удар по партизанскому движению нанесло также сооружение англичанами до 8 тыс. блокгаузов, обеспечивших прикрытие важных военных объектов ружейно-пулеметным огнем. Англо-Бурская война близилась к концу, судьба бурских республик была решена.
В начале 1902 г. многие партизаны стали склоняться к мысли о сговоре с английскими захватчиками. К этому времени дальнейшая вообуженная борьба буров была уже бесперспективной. Английские войска грабили и жгли фермы, захватили почти весь скот и продовольствие. Сражавшиеся буры были обречены на голод, а загнанные в концентрационные лагеря женщины и дети - на вымирание. Положение усугублялось еще и тем, что буров истребляли ненавидевшие колонизаторов, африканцы.
9 апреля 1902 г. виднейшие военные и политические правители бурских республик собрались в Клерксдорпе на совещание по вопросу о целесообразности заключения мира и об условиях. На совещании было принято решение начать переговоры с лордом Г.Китченером о заключении мира. Участники совещания постановили, что условия мира должны предусматривать признание Англией независимости бурских республик, заключение между ними и Англией вечного союза, а также соглашениях о таможнях, почте, телеграфе и железнодорожном транспорте. Они соглашались на установление равных прав в народном образовании для английского и голландского языков и требовали, чтобы в будущем все англо-бурские разногласия передавались на рассмотрение суда, создаваемого заинтересованными сторонами на равных правах, требовали также амнистию для всех буров, участвовавших в войне против Англии.
12 апреля 1902 г. Китченер отверг предложенные ему условия, говоря о том, что английское правительство не дало ему распоряжение обсуждать предложения не признающих аннексию бурских республик Англией. Бурские представители заявили, что не имеют права решать вопрос о ликвидации этих республик и что решение его зависит от воли бурского народа. Они попросили перемирия для обсуждения этого вопроса на сходках сражавшихся буров, пытались выяснить также какие права предоставила бы Англия бурам в случае признания ими аннексии республик.
С середины апреля бурские генералы покинули Преторию и разъехались по разных округам и приступили к проведению собраний партизанских отрядов для выяснения отношения буров к требуемой Англией аннексии бурских республик. На проведенных собраниях было решено настаивать на независимости, и были избраны уполномоченные для проведения переговоров о заключении мира. Во время переговоров в Претории бурские представители, отказавшись от требования полной независимости, согласились на сохранение контроля со стороны Англии над внешней политикой обеих республик и на предоставление самоуправления району Витватерсранда. Однако добивались амнистии для всех сражавшихся буров. Категорически настаивая на признании бурами аннексии республик Англией, Китченер счел целесообразным согласиться на удовлетворение некоторых требований буров.
27 мая 1902 г. Д.Чемберлен телеграфировал в Преторию условия мира. Они предусматривали: признание бурами аннексии Англией территории Южно-Африканской Республики и Оранжевой Республики, предоставление Англией бурам субсидии в размере 3 млн. ф.ст. для восстановления разрушенных ферм, разрешение применение языка африкаанс в школах и судах, учреждение административных органов в качестве первого шага по пути ведения самоуправления, лишение избирательных прав африканеров, участвовавших в анти-английском восстании. 28 мая эти условия были сообщены бурским представителям, которые доставили их в Ференигинг на рассмотрение совещания уполномоченных. Л.Бота и Дж.Х.Деларей выступили за заключение мира на предложенных английским правительством условиях; за принятие их проголосовало подавляющее большинство участников совещания. Присутствовавший М.Штейн сложил с себя полномочия президента Оранжевой Республики, а 31 мая 1902 г. в Претории был подписан мирный договор.
3.2 Подготовка сил к войне и мировая общественность
Англия стала готовиться к мобилизации сухопутных сил за два с половиной года до начала войны. В мае 1897 г. мобилизационный комитет приступил к обсуждению вопроса о сроках мобилизации и к разработке ее проведения. В начале 1899 г. английские войска в Южной Африке были немногочисленны. После провала Блумфонтейнской конференции английское правительство направило в Южную Африку новые воинские соединения. Желая скрыть от английского народа подготовку к войне, Д.Чемберлен пытался оправдать отправку войск заявлением о том, что Англии необходимо быть готовой “к любой случайности” и удовлетворить просьбу натальской колониальной администрации об усилении обороны Наталя.7 На 1 октября 1899 г. общая численность английских войск в Южной Африке составляла примерно 24 тыс. человек, что составляло около половины от численности бурских войск. А уже в течение первых десяти месяцев войны из Англии и ее средиземноморских владений сюда было отправлено около 100 тыс. солдат и офицеров регулярной армии. А к февралю 1900 г. в Южной Африке находилось уже около 180 тысяч. В ходе войны в Южную Африку были направлены также воинские части из Индии, Австралии, Новой Зеландии, Канады. В конце 1899 г. в Англии также началась вербовка волонтеров. В конце войны было завербовано 270 тыс. волонтеров, из которых 19 856 человек были отправлены в действующую армию. Боевые качества волонтеров были низкими, многие из них плохо владели оружием.
В начале войны численность бурских отрядов составляла 45 тыс. – 60 тыс. человек. Буры не имели постоянной армии. Их войска (командо) сформировались только после объявления о мобилизации. Военнообязанным считался каждый бур в возрасте от 16 до 60 лет. Все военнообязанные должны были явиться с собственным оружием, небольшим количеством боеприпасов, верховой лошадью и восьмидневным запасом продовольствия. В бурских войсках было мало чинов; до сентября 1900 г. они были выборными. Группа бойцов численностью от 30 до 100 человек выбирала фельдкорнета; фельдкорнеты дистрикта выбирали комманданта; комманданты трех или более дистриктов выбирали генерала. Во главе войск стоял коммандант-генерал, избираемый на пять лет бурскими бойцами и офицерами. Бурские бойцы обычно не проходили специального обучения. Будучи скотоводами и охотниками, они были прекрасными наездниками и стрелками. Однако усилие экспансии английских колонизаторов в Южно-Африканской Республике и вторжение на ее территорию в 1895 г. вооруженного отряда Джемсона побудили буров привлечь нескольких американских и немецких военных специалистов для обучения бурских командиров и для работы в качестве инструкторов в бурской военной школе в Претории. Иностранные добровольческие отряды, в количестве 13, созданные уже в период самой войны не оказали серьезной поддержки бурам. На последнем этапе англо-бурской войны бурами были созданы партизанские отряды, максимальное число участвовавших в партизанской войне буров составляло 20 тыс. человек. В бурских войсках не было ни интендантской, ни медицинской службы. К началу войны в распоряжении трансваальского правительства было только два врача. Во время войны на средства правительства ЮАР было создано лишь 7 госпиталей. Почти вся врачебная помощь бурам была организована Обществами Красного Креста ЮАР и европейских стран.
Качество боевой техники, которой располагали английские и бурские войска, было примерно равноценным – они имели магазинные винтовки, станковые пулеметы системы “Максим”, скорострельные орудия полевой артиллерии, тяжелые артиллерийские орудия, бездымный порох. При этом британцы использовали пули дум-дум, запрещенные С.-Петербугской конвенцией, а также разрывные пули. Антигуманным способ ведения войны Англией была “политика опустошения”, которая выражалась в массовом сожжении и конфискации британскими войсками, военными властями принадлежавших сражавшимся бурам ферм и другого имущества. Данная программа была рассчитана на то, чтобы сделать дальнейшее сопротивление буров невозможным. Таким же негуманным действием было создание в 1900 г. английским командованием в Южной Африке концентрационных лагерей для женщин, детей, стариков – членов семей сражающихся буров. Создавая лагеря, английское командование хотело предотвратить оказание мирным бурским населением помощи партизанам, а также использовать заключенных в качестве заложников. К апрелю 1901 г. такие лагеря уже существовали в 11 городах, к концу 1901 г. в этих лагерях находилось около 150 тыс. человек, причем соотношение буров и африканцев, в них содержащихся, было примерно одинаковым. Условия проживания в лагерях были ужасными: лагеря до крайности перенаселены, не хватало воды и пищи, не было элементарных санитарных удобств, необходимой одежды и медицинской помощи. Заключенным воспрещалось покидать территорию лагеря, для чего некоторые из них были ограждены колючей проволокой.
В целом потери в итоге этой войны составили: у британцев - 5 774 убитых и 22 829 раненых, у буров - 4 тыс. убитых и около 40 тыс. пленных.
Европейские страны не остались в стороне от возникшей войны. Рабочие и либеральные партии во всех странах осуждали английскую колониальную экспансию в Южной Африке. Добровольческие бригады и волонтеры прибывали в оба воюющих лагеря, в то время как официальные власти вели свою политику. Англия купила невмешательство Германии в эту войну, согласием на строительство Багдадской железной дороги Германией. Франция, осознавая собственную неготовность вести войну с мощным и давним противником Англией, не вмешивалась, тут же лежали и интересы французских промышленников. Англия и Франция создали на случай вторжения Германией свой блок, в связи, с чем быстро решился клубок колониальных вопросов между этими двумя странами. Однако официально нейтралитет Францией объявлен не был, что давало возможность пересмотреть свое отношение на текущий вопрос, если понадобится. Однако этого не потребовалось, а наоборот Франция постепенно сближалась с Англией все ближе и ближе. С Португалией у Англии были другие отношения. К этому времени некогда великая колониальная держава находилась в упадке. И через ее еще оставшуюся колонией на Африканском континенте Мозамбик, граничащий с республиками буров, англичане производили быстрые переброски военных сил, и подвоз продовольствия, снаряжения, боеприпасов. В России господствующие классы не имели экономических интересов на Юге Африки, как не имели и самих колоний, однако боязнь еще большего усиления Англии побуждали бояться ее усиления на Ближнем и Среднем Востоке, где интересы России и Англии сталкивались. Кроме того, подобно Франции Россия имела внутри достаточно более сильные причины не вмешательства в войну (социальные и экономические), а также Россия находилась на пороге буржуазно-демократической революции, что также не позволяло вмешиваться в ситуацию. Россия ограничилась, неофициально, посылкой добровольцев. В числе которых были А.И.Гучков будущий руководитель партии октябристов, В.Н.Семенов архитектор Москвы, Н.Г. Багратион-Мухранский потомок известного грузинского княжеского дома, Е.Я.Максимов подполковник запаса и многие-многие другие. Голландия также, боясь осложнений во взаимоотношениях с Англией, не оказала содействия сражающимся бурам, потомкам этой же нации, но находящимся в Южной Африке. Невмешательство США также было куплено Англией, за уступку в вопросе строительства, использования и контроля Панамского канала, уступила в границах в между Аляской и Канадой в пользу Аляски. Кроме того поставки США на английский рынок товаров значительно выросли, а также поставки боеприпасов в английскую армию в Южной Африке.
Таким образом, большинство стран официально не оказывали помощи ни одной из сторон, а неофициально участвовали в войне все. Победителем из этого вышли только США, чей объем поставок в Европу увеличился, в связи с “занятостью” Англии.
4.Образование Южно-Африканского Союза
4.1 Экономическая ситуация после англо-бурской войны
Со сложными южноафриканскими проблемами, по мнению английских правящих кругов, мог справиться лучше других лорд Милнер. В 1897 г., подбирая кандидатуру на пост верховного комиссара в Южной Африке, Д.Чемберлен остановился на нем прежде всего потому, что считал Милнера способным администратором. Милнер, рассматривал свою деятельность в Южной Африке как вклад в борьбу за укрепление Британской Империи. По его мнению, Южная Африка была слабейшим звеном в имперской цепи, и потому следовало приложить все усилия, чтобы его укрепить. Война за захват бурских республик, развязыванию которой Милнер содействовал не меньше чем С.Родс и Д.Чемберлен, была для него лишь первым шагом к осуществлению задуманных планов.
Уже в ноябре 1899 г. Милнер в письме одному из лидеров ойтландеров Трансвааля, П.Фицпатрику, изложил основные пункты своего плана политического будущего Южной Африки, а именно: окончательным итогом должна была стать самоуправляющаяся община от Кейптауна до Замбези, обеспеченная черной рабочей силой, с которой хорошо обращаются, и которой справедливо управляют. Должен быть один флаг, но при условии равенства рас и языков. “Предоставляя равенство, следует вместе с тем обеспечить превосходство англичанам, хотя я не думаю и не хочу, чтобы буры совсем исчезли. Думается, что, хотя Южная Африка станет одним доминионом с общим правительством, занимающимся вопросами таможенных сборов, железных дорог и обороны, а также, наверное, и туземной политикой, отдельным государствам следует гарантировать значительную свободу”.8 А так же: “С политической точки зрения я придаю самое важное значение росту британского населения… Если десять лет спустя на трех представителей британской расы будет приходится по два бура, страна окажется в безопасности и сможет процветать…”9 Им предлагалась ассимиляция буров, он решительно выступал против языкового равенства. По его мнению, преподавание голландского языка могло быть сведено до 5 часов неделю, основным языком преподавания должен был стать английский.
Однако планы верховного комиссара могли быть реализованы лишь в течение длительного срока. Ойтландеры не склонны были слишком долго ждать самоуправления, и всего через четыре недели после заключения мира была создана Трансваальская политическая ассоциация с целью борьбы за немедленное самоуправление.
После войны в городах жизнь налаживалась довольно быстро, положение же в сельских районах оставалось тяжелым. Компенсация, выплаченная бурам, была крайне мала – в среднем выплаты по претензиям составили от 3 до 4 шилл. на фунт убытков. Фермеры испытывали нехватку тяглового скота, семян инвентаря и строительного материала. Достать все это можно было только по спекулятивным ценам. Разочаровывали также и деятельность комиссий военного ведомства, которые под всевозможными предлогами отказывались оплатить расписки, выданные фермерам за годы войны армейскими службами в связи с конфискацией скота и другой собственности. К тому же сильнейшая засуха уничтожила большую часть первого послевоенного урожая. В итоге значительное число фермеров разорилось и было вынуждено продать свои земли.
Бурское население было недовольно системой школьного образования. Хотя число школ и учащихся быстро превысило довоенный уровень, тем не менее, введение англий-ского языка как основного языка обучения вызвало отрицательную реакцию. По инициа-тиве голландской реформаторской церкви буры создали свою организацию Христианско-национальное образование. Под руководством ее лидеров было открыто – в противовес государственным школам – примерно 200 частных, содержащихся на средства родителей.
В 1903 г. в Милнер утвердил положение о выборах в Йоханнесбургский муниципальный совет, право было предоставлено только белым. Милнер обосновывал свою позицию тем, что белый человек стоит на много ступеней выше, и огромная масса черного населения никогда не будет способна достичь этого уровня.10
Объединение всей Южной Африки под британским флагом создало более надежные и выгодные условия для размещения “избыточного” капитала английских монополий. Английское правительство и британская администрация в Южной Африке всемерно содействовали более широкому притоку капиталов во вновь завоеванные колонию, обеспечивая благоприятную атмосферу для дальнейшего роста капиталистического предпринимательства, ускорения темпов развития золото- и алмазодобывающей промышленности. На скорейшее восстановление и развитие экономики этих колоний, сильно пострадавших в годы войны, английское правительство предоставило заем в 35 млн.ф.ст. Между тем лишь в 1902 г. английские инвестиции выросли на 20 млн., а в 1903 г. на 36, 6 млн. ф.ст. Экономический бум, начавшийся в Южной Африке оказался недолгим. Уже в 1903 г. начали появляться признаки депрессии. Депрессия 1903-1990 гг. охватила, хотя и в разной степени, все отрасли хозяйства и обусловила значительное замедление темпов экономического роста.
Важнейшей причиной депрессии можно считать недостаток неквалифицированной, дешевой рабочей силы, которая являлась прочным фундаментом южноафриканской экономики и основным условием доходности ее предприятий. Особо в стесненных условиях оказались горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и строительство железных дорог, т.е. те отрасли, где условия труда африканцев были наиболее тяжелыми, а оплата крайне низкой. Не менее важной причиной депрессии являлись непомерно высокие размеры импорта в первые послевоенные годы, явно не соответствовавшие потребностям Южной Африки и не учитывавшие ограниченные покупательные возможности местного населения. Присутствовали также и внешние факторы, которые определили длительность депрессии. Ее продолжительность была связана с нестабильностью в Южной Африке, особенно в 1905-1907 гг. когда развернулась борьба вокруг вопроса об изменении статуса бывших бурских республик. Выдвинутый бурскими лидерами проект немедленного предоставление самоуправление двум новым британским колониям вызвал отрицательную реакцию горных магнатов и временное прекращение притока капиталов в Южную Африку. Когда же пик осложнений остался позади, разразился мировой экономический кризис 1907-1908 гг. Поскольку южноафриканская экономика через поставки золота и алмазов была тесно связана с мировым рынком, то он серьезно воздействовал и на местную хозяйственную жизнь.
Важнейшим последствием депрессии явился провал планов Милнера относительно “англизации” белого населения Южной Африки. Первоначально приток иммигрантов был высок, но дальнейшее экономическое развитие Южной Африки и мировой экономический кризис перечеркнул планы британской администрации. Депрессия привела к ухудшению положения народных масс и их обнищанию. В сельском хозяйстве из 78 тыс. фермеров-европейцев разорилось не менее 10 тыс. человек. В промышленности и других сферах городской занятости стремления предпринимателей сократить издержки вылилось в сокращение заработной платы, росту увольнений, увеличению безработицы среди белых квалифицированных и полуквалифицированных рабочих, часть из которых предпочла уехать в Канаду или Австралию. Чтобы залатать дыры в казне были повышены налоги на африканцев, тем самым предполагалось, найти свободную и дешевую рабочую силу. Однако возложенные налоги были настолько велики, а предполагаемая заработная плата настолько мала, что выполнить данное предписание не представлялось возможным. Но, тем не менее, приток африканцев в шахты и города увеличился. Но и она же (депрессия) привела к увеличению роли Трансвааля в экономической жизни Южной Африки, о чем свидетельствовал быстрый рост промышленных центров колонии. За семь лет население Йоханнесбурга выросло на 52,4 %, Претории – на 31,9 %, тогда как в других колониях процент понижался.
Для решения вопроса о дешевой рабочей силе была проведена вербовка в Китае и первая их партия прибыла в Южную Африку в июне 1904 г. К концу года на шахтах Трансвааля работало 20 тыс., а к концу 1905 г. – 47 тыс. китайцев. В дальнейшем их численность росла, достигнув в 1907 г. – 54 тыс., а затем начала падать, т.к. сроки контрактов закончились, а новые с 1906 г. не заключались. Действительно нехватка в какой-то мере была восполнена, что позволило горнодобывающей промышленности подняться.
Применение китайского труда поднял теперь уже другие вопросы – социальные. Теперь уже не ойтландеры противостояли бурам, а сторонники и противники китайского труда и политики Горной палаты. Если английское население раскололось, то буры были единогласно против. Противники предсказывали, что это приведет к росту небелого населения страны, следовательно, ослабление позиции белых; часть китайцев внедриться в сферу торговли и услуг, и через некоторое время составит серьезную конкуренцию белым торговцам и предпринимателям, подобно индийцам.
В итоге попытка преодолеть застой в горнодобывающей промышленности не дала должного эффекта. Непопулярность режима, возглавляемого Милнером, росла значительно быстрее, чем изменялась демографическая ситуация. Это неизбежно вело к пересмотру прежних программ. Начавшаяся в 1903-1904 гг. борьба против использования китайского труда на шахтах в дальнейшем нашла свое выражение в мероприятиях, направленных на ограждение белых от конкуренции “азиатов”, в законах воспрещающих индийскую иммиграцию в Трансвааль, Капскую колонию и КОР, в выступлениях против предоставления каких-либо политических прав и привилегий белого населения и превращения Южной Африки в “страну белого человека” сближала верхушку бурских фермеров и торгово-промышленную буржуазию британского происхождения.
4.2 Политическое развитие Южной Африки и
создание Южно-Африканского союза
Общественная жизнь в 1904-1907 г. отличалась значительным усилением политической активности населения Южной Африки: увеличилось число митингов, собраний, появился ряд новых политических ассоциаций и клубов, оживилась публицистическая деятельность. Особенно тревожила британскую администрацию активизация бурских лидеров Трансвааля, развернувших кампанию по разоблачению “капиталистического заговора с целью ввоза азиатов в ущерб белым”, в центре же внимания КОР оказалась проблема школьного образования. Деятельность милнеровской администрации подвергалась все большей критике со стороны большей части англоязычного населения. Милнер согласился на некоторые уступки, и его предложение нашло полную поддержку у министра колоний и 8 июля Милнеру было разрешено объявить о предстоящих переменах в составе Законодательного совета Трансвааля, но относительно колоний Оранжевой реки там не было ни слова.
Известия о предстоящих изменениях в конституционном устройстве Трансвааля и о введении принципа представительного управления ускорили оформление политических партий среди европейского населения Трансвааля.
Прогрессивная ассоциация Трансвааля. Они выступали за немедленное введение представительного правительства, настаивали на признании равных прав избирателей. Партию составляли в основном представители горных монополий, следовательно, были за политику проводимую Горной палатой.
Ассоциация ответственного правительства. Так же признание равных прав избирателей, требовали полного и немедленного самоуправления, были согласны на допуск бурского большинства в парламент самоуправляющейся колонии. Все деятели этой ассоциации были состоятельными людьми и выступали против политики Горной палаты, были и золотопромышленники первой волны, и алмазные магнаты.
Политическая рабочая лига. Была образована как организация представлявшая интересы рабочих в новом Законодательном Совете в 1904 г. Политические требования их ограничивались призывами к союзу белых жителей Южной Африки, языковому равенству, немедленному предоставлению ответственного правительства и избирательных прав для всех белых мужчин и женщин.
“Хет Фолк”. В переводе “народ”. Ее составляли в основном бурское сельское население, но были, и так же не малочисленны, представители “свободных профессий”. Они требовали: полной компенсации военных убытков, создания избирательных участков в соответствии с количеством населения, увеличения правительственных ассигнований на развитие сельского хозяйства, запрещения продажи земли африканцам и не предоставление им избирательных прав, полного самоуправления Трансвааля и КОР и ликвидация приниженного неравноправного положения буров в этих колониях.
Таким образом, к началу 1905 г. сложилось два основных политических центра, один из которых был связан с горной промышленностью и Горной палатой и поддерживал мероприятия колониальной администрации Милнера, второй – оппозиционный – состоял не только из бурских политических деятелей и части трансваальских британцев, но и из представителей зарождавшегося рабочего движения. Расходясь во взглядах на будущее колонии и в оценке колониальной политики английских властей, обе эти группировки занимали в целом расистскую позицию, выступая против предоставления каких-либо политических прав, как африканцам, так и индейцам и метисам, жившим в Трансваале.
В основу нового колониального статуса Трансвааля легли предложения Милнера, содержащиеся в обширном донесении от 5 декабря 1904 г. В нем он снова подчеркивал, что преждевременно давать самоуправление Трансваалю. Надо только, писал он, принять определенные меры, чтобы успокоить недовольных и создать у большинства населения ощущение участия в руководстве колонии. Смысл предложений Милнера сводился к тому, чтобы с помощью частных уступок сохранить на длительный срок полный контроль британских колониальных властей над Трансваалем и обеспечить самые благоприятные условия для деятельности английских горных монополий. Эти же идеи легли в основу конституции Трансвааля 1905 г., текст которой был подготовлен министром колоний Литтлтоном и прислан Милнеру в начале 1905 г. Эта конституция просуществовала всего один год и была отменена, по существу даже не вступив в действие.
Анализ внешнеполитических и внутренних проблем, стоявших перед Англией, показывал, что ни о какой новой колониальной войне не могло быть и речи. Требовались иные методы в южноафриканской политике. Цель же политики оставалась прежней: обеспечение полной безопасности британских интересов на юге Африканского континента. Для осуществления намеченной цели были предложены два пути. Один из них отстаивал преемник Милнера в Южной Африке Селборн. Селборн с самого начала своей деятельности выступил решительным противником немедленного самоуправления. Другой точки зрения придерживались либералы. У.Черчилль, пожалуй, лучше других выразил суть негативного отношения либералов к идее представительного правительства в Южной Африке: “Я полагаю, что ныне невозможно отказать Трансваалю в представительном парламенте и ответственном перед ним правительстве”.11 Черчилль отнюдь не требует “бросаться в объятья буров”, но предлагает найти те принципы, которые были бы приемлемы в качестве компромисса для обеих сторон. В меморандуме от 30 января 1906 г. он советовал сделать ряд уступок бурам и одновременно поддержать некоторые требования британских партий. Так, рекомендуя провозгласить самоуправление и признать равенство языков, он считал необходимым сохранить такое положение, когда избирательные округа создаются исходя из числа избирателей, поскольку при этом условии можно обеспечить британское большинство в парламенте Трансвааля.
Точку зрения Черчилля разделяли и другие министры. Тем не менее, на заседании кабинета 8 февраля выяснились разногласия, связанные с вопросом новой конституции для Трансвааля. Однако спор шел не о том, предоставлять или нет самоуправление, а о том, каким образом осуществить ведение системы ответственного правительства. В итоге в Южную Африку было решено направить специальную комиссию для выработки предложений о новой конституции.
Комиссия прибыла в Южную Африку 24 апреля 1906 г. В ее состав вошли лица, имевшие определенный опыт работы в колониальном аппарате, главным образом в Индии. Комиссии Уэст-Риджуэя было предписано провести консультации с лидерами политических партий и попытаться достичь общего согласия относительно представительства в парламенте. Предлагалось рассмотреть вопрос о второй палате парламента и согласиться с предложением о предоставлении избирательных прав всем белым мужчинам. Комиссия пробыла в южноафриканских колониях более двух месяцев, отчет о ее деятельности так и не был опубликован, так как его составители были слишком откровенны в своих выводах и предложениях.
Итак, советовалось ввести всеобщее избирательное право для мужчин, создать избирательные округа по числу избирателей, но в границах старых дистриктов, избирать от каждого округа по одному депутату и перераспределять округа каждые пять лет. В качестве более прочной гарантии британских позиций в парламенте Трансвааля комиссия предложила создать вторую палату, назначаемую губернатором. Специальный доклад комиссии был посвящен рекомендациям по конституции КОР. Сложность вопроса о самоуправлении КОР заключалась в явном преобладании буров среди белых жителей колонии. Введение системы ответственного правительства в подобных условиях означало передачу власти бурским лидерам, тем не менее, считали нужным восстановить старую конституцию КОР с ее сильной президентской властью, причем функции президента должен выполнять губернатор колонии. Говоря о будущем члены комиссии писали, что самая большая надежда на улучшение положения в Южной Африке заключена в конфедерации на таких общих принципах, как и те на которых создан доминион Канада и Австралийское содружество.
Конституция, вводившая статус ответственного правительства для Трансвааля, была провозглашена 6 декабря 1906 г., но подготовка к выборам в парламент началась еще летом, сразу же за обсуждением в палате общин рекомендаций комиссии Уэст-Риджуэя. В первом парламенте будет британское большинство в пять-девять человек. Если британская община на выборах окажется единой, то можно сформировать довольно устойчивое правительство, опирающееся на это большинство. Однако реальна, когда часть парламентариев-британцев будет выступать заодно с бурскими лидерами. Тогда правительству – коалиционному по своему составу – придется больше опираться на буров. Третий исход выборов – явное большинство буров – по мнению комиссии, был нереален, так как баланс представительства был задуман таким образом, чтобы крайние фракции “Хет Фолк” или прогрессистов не могли доминировать в парламенте. На практике же следует ожидать правительства опирающегося на умеренных британцев и буров. Главой его, по предложению комиссии и министерства колоний, должен был стать Ричард Соломон.
Итоги голосования, таким образом, были неожиданными. “Хет Фолк” завоевала 37 мест, прогрессисты – 21, сторонники Соломона – 6, лейбористы – три, независимые – 2. Как и предполагала комиссия, англоязычных депутатов было избрано больше, чем африканеров (37 против 32), тем не менее “Хет Фолк” не только победила на выборах, но и получила абсолютное большинство. Подобная ситуация явно не была предусмотрена в прогнозах Уэст-Риджуэя. Ясно, что события в Трансваале развивались совершенно иначе, чем представляла себе имперская комиссия.
Парламентскими выборами 1907 г. закончился период пребывания бурских республик в качестве коронных колоний Великобритании. Вводя этот статус в 1902 г. правящие круги Англии рассчитывали, что Трансвааль и КОР будут находиться под непосредственным управлением из Лондона в течение длительного времени. Правительство опирающееся на британское большинство в законодательном органе колонии и действующее в союзе с умеренными бурами, представлялось достаточной гарантией незыблемости позиций английского империализма в Трансваале. Действительность опровергла эти планы. Несмотря на все усилия английской колониальной администрации, всего через 5 лет после окончания войны политическая власть вновь перешла к бурам и верховный комиссар Селборн поручил формирование правительства лидеру “Хет Фолк” Луису Боте. В декабре 1908 г. У Черчилль в секретном письме к новому министру колоний Креве констатировал: “Мы уже не арбитры. Мы имеем большое влияние, но власть ушла”.12
Предоставление самоуправления Трансваалю и КОР устраняло конституционные различия в статусе колоний и позволяло перейти непосредственно к объединению Южной Африки. Кампания за скорейшее объединение всех колоний началась в 1906 г., а свои плоды принесла уже в мае 1908 г., когда было принято решение о созыве Национального конвента для выработки проекта конституции единого государства. Толчком послужило восстание Бамбаты 1906 г. Помимо боязни всеобщего восстания африканцев была и другая. Действия, предпринятые английским правительством в связи с этим восстанием, рассматривалась лидерами белого населения Африки как угроза вмешательства в политику колонистов и доказательством необходимости скорейшего объединения. Однако это единодушие еще не означало согласованности действий: как только к концу 1906 г. напряженность в Натале несколько спала и угроза всеобщего “туземного” восстания стала менее реальной, выявились разногласия между представителями политических партий в осуществлении планов объединения. В январе 1907 г. зашла в тупик межколониальная конференция по созданию общих вооруженных сил на случай “туземных” беспорядков. Одновременно Бота и Сметс отказались поддерживать предложение о создании организации, которая агитировала бы за “тесный союз” колоний.
Важным пунктом на пути практической реализации планов объединения Южной Африки явилась межколониальная конференция, созванная в начале мая 1908 г. в Претории, с целью решения вопроса о новом таможенном союзе. Данные действия вытекали главным образом из внутренних обстоятельств экономического и социально-политического порядка. А так же из-за намеченных в Англии парламентских выборов 1910 г., поскольку авторитет либералов пошатнулся, то надо было поторопиться, чтобы провести закон о создании единого южноафриканского государства через палату общин в 1909 г., пока еще там либералы обладали большинством.
Вопрос о южно-африканском национальном союзе оказался единственным пунктом повестки дня конференции, по которому были приняты согласованные решения. А именно: самоуправляющиеся колонии в Южной Африке должны объединиться в какой-то форме “тесного союза” и что для выработки проекта конституции нового государства надлежит собрать Национальный конвент, который состоял бы из делегатов, назначенными колониальными парламентами. Резолюции конференции были переданы на рассмотрение законодательных органов колоний. В течение июля парламенты Капской колонии, Трансвааля, КОР и Натала обсудили и одобрили предложения о создании “тесного союза” и избрали делегатов в Национальный конвент, одновременно ряд будущих его участников, в частности Сметс, начали работать над проектом конституции, а Мэрримэн взялся за организационную подготовку. Обсуждение резолюций в колониальных парламентах позволило выявить примерную расстановку сил среди белых южноафриканцев по вопросу об объединении и о форме будущего государства.
Национальный конвент открылся утром 12 октября 1908 г. в Дурбане. Его заседания продолжались до конца месяца, были прерваны на несколько дней, а затем возобновлены в Кейптауне. Первая сессия закончилась принятием проекта конституции, который был передан на рассмотрение колониальных парламентов. В мае 1909 г. делегаты конвента собрались на вторую сессию в Блюмфонтейне, где был утвержден новый проект, учитывавший поправки, предложенные отдельными колониями. Этот вариант был, затем утвержден во всех колониях, и, наконец, представлен британскому парламенту. Следует отметить, что делегаты конвента представляли лишь “белую Африку”. Судьба неевропейского большинства страны решалась без участия их представителей. В конвенте были представлены различные группы южноафриканской буржуазии, каждая из которых преследовала свои цели, а их столкновения неизбежно вели к разногласиям. В ходе дебатов по вопросу об избирательных округах выявился конфликт между сельской и городской буржуазией, вызванный по преимуществу тем, что первая была африканерской, а вторая – англоязычной.
Одной из главных проблем был вопрос о форме государственного устройства. До созыва конвента многие считали, что единое государство должно быть федерацией либо канадского типа, либо австралийского. Однако, когда этот вопрос встал на повестку дня конвента, большинство его делегатов отдали предпочтение унитарному государству в форме союза. В вопросе об избирательных правах для небелых большинство делегатов первоначально склонялось в пользу решения применимого ко всему Союзу. Но дискуссия показала, что выработать единое решение очень трудно. В этой ситуации общую поддержку получила компромиссное предложение Мэрримэна о сохранении существующих избирательных систем в колониях. Было так же решено, что четверо из восьми назначаемых сенаторов Союзного парламента должны представлять интересы “цветных” рас. Договоренность о равенстве языков была достигнута довольно быстро. В течение полутора месяцев делегаты конвента не могли решить вопрос о столице ЮАС, который, однако, решили в характерном для конвента компромиссном варианте: правительство и его аппарат должны находиться в Претории, парламент – в Кейптауне, Верховный суд – в Блумфонтейне.
Дебаты в парламентах четырех колоний и отклики англоязычной и африканерскй прессы на проект конституции позволяют предполагать, что белое население Южной Африки в целом положительно оценило итоги работы Национального конвента. А вот в силах “небелой” Южной Африки произошла консолидация политических партий и течений, в связи с проектом конституции. В Англии же первоначально было настороженное отношение к известиям о возникновении движения за скорейшее объединение колоний. Трансформация взглядов произошла в связи с деятельностью бурских лидеров Боты и Сметса., которые своими заявлениями и личными контактами произвели благоприятное впечатление. Была и внешнеполитическая причина. Угроза германского вторжения на территорию английских владений в Южной Африке и антибританского восстания буров диктовала необходимость дальнейших уступок во имя окончательного и быстрого умиротворения “белой” Южной Африки. И в третьем чтении Парламента 19 августа билль о создании Южно-Африканского Союза был одобрен без раздельного голосования. Спустя девять месяцев – 31 мая 1910 г. – было официально провозглашено создание нового государства – Южно-Африканского Союза. В мае 1910 г. было сформировано первое правительство Союза. Решая вопрос о назначении премьер-министра, английский верховный комиссар должен был выбирать между Мэрримэном и Ботой. Он предпочел второго, бурского генерала и поддержал предложение Боты о создании однопартийного (пробурского) правительства.
Таким образом, англо-бурская война, как противостояние двух народов, ведомая с одной стороны англичанами за приобретение новых территорий (колоний) и отстаиванием независимости своих государств бурами с другой, в итоге привело к созданию Союза бурских республик, о котором те давно мечтали. И англичане в силу многих обстоятельств не смогли теперь уже помешать им. Далее история Южно-Африканского Союза движется как история самостоятельно независимого государства.
5. Заключение
Англо-бурская война 1899-1902 гг. была одной из первых войн эпохи империализма, войной английских и бурских колонизаторов за передел Южной Африки. Захватнические цели английских и бурских колонизаторов в этой войне и проводившаяся ими политика беспощадного ограбления, расовой дискриминации и жестокой эксплуатации африканцев в корне противоречили жизненным интересам этих хозяев Южной Африки. Подавляющее большинство африканского населения бурских республик враждебно относилось к английским и бурским колонизаторам, и вследствие этого, не приняло участия в англо-бурской войне жителей Южной Африки. Это явилось одной из причин относительной продолжительности англо-бурской войны.
В возникновении войны помимо английских монополистов и правительства были виновны сама королева Виктория и члены ее семьи. 30 января 1900 г. в тронной речи королева призвала войска “вести войну до победного конца для сохранения Британской Империи и упрочнения господства Англии в Южной Африке”.13 Ведя войну против английских захватчиков, буры надеялись на помощь африканеров Капской колонии и Наталя, а также со стороны держав, опасавшихся дальнейшего усиления Англии. Но их надежды не оправдались. Сговор Англии с Германией, Францией, США, достигнутый накануне и во время англо-бурской войны, предотвратил возможность коллективного и сепаратного вмешательства держав в войну. Фактический отказ держав от вмешательства содействовал победе Англии.
Историческое значение англо-бурской войны заключается не только в том, что на далекой периферии международных отношений, на крайнем юге Африканского материка сложился крупный очаг противоречий мирового масштаба и эти противоречия породили одну из первых войн империалистического характера, но и в том, что буры, ведя войны за независимость своих республик, одновременно вели активную политику угнетения и эксплуатации в отношении коренного населения страны, доведенного до полурабского состояния.
Проведение Англией после окончания войны политики “реконструкции” Южной Африки явилось трагедией для африканского населения. “Защита” интересов африканского населения бурских республик, к которой накануне и во время войны за их захват лицемерно призывали правящие круги Англии, на деле означало его ограбление, капиталистическую эксплуатацию, дискриминацию и порабощение. Осуществлявшаяся английскими империалистами политики насильственной экспроприации африканцев и принуждения их к наемному труду ускорила процесс формирования африканского промышленного и сельскохозяйственного пролетариата.
Утверждение британским парламентом “Акта о Южной Африке” ликвидировало последние препятствия на пути создания Южно-Африканского Союза. Процесс складывания единого государства в сфере политической жизни обозначился через оформление единых политических организаций белого населения. Но с образованием нового государства и нового правительства классовая и расистская политика правительства Боты осталась прежней. Это видно из принятия в 1913 г. Закона о землях туземцев. Этот закон закрепил земельное ограбление африканцев с целью значительного увеличения притока дешевой рабочей силы на фермы, шахты и заводы “белой” Южной Африки. В том же 1913 г. правительство решительно расправилось с забастовочным движением белых шахтеров и железнодорожников Трансвааля. Политике проводимая новым правительством свойственна двойственность: с одной стороны, на упрочнение самостоятельности ЮАС, - с другой, шло обострение противоречий между правящими кругами Лондона и Претории. Объяснение ее можно найти в компромиссе, заключенном в 1909 г. между британскими правящими кругами и южноафриканской буржуазией. Для последней, статус ЮАС как доминиона означал возможность ускоренного развития Южной Африки и увеличение доходов от использования естественных богатств и эксплуатации небелого населения, а также давал ей определенные гарантии сохранения существующего положения и правопорядка. Английская правящая верхушка, создавая доминион, преследовала цель изыскать новые возможности для сохранения Англии в качестве мировой державы в условиях возросшего соперничества других империалистических держав в борьбе за передел мира. Кто и как добился своего показывает дальнейшая история, не затрагиваемая данной темой.
Список использованной литературы
Виноградский А. Англо-Бурская война в Южной Африке. Вып. 3. СПб. 1903.
Вяткина Р.Р. Создание Южно-Африканского Союза. Москва. 1976.
Давидсон А. Трансвааль, страна моя…//Международная жизнь. 1999. № 1.
Ерусалимский А.С. Колониальная экспансия капиталистических держав в XVII-XIX веках. М. 1974.
Никитина И.А. Захват бурских республик Англией. М. 1970.
1 Ерусалимский А.С. Колониальная экспансия капиталистических держав в XVII-XIX веках. М. 1974. С. 19.
2 Давидсон А. Трансвааль, страна моя…//Международная жизнь. 1999. № 1. С. 106-107.
3 Никитина И.А. Захват бурских республик Англией. М. 1970. С. 47.
4 Там же. С. 49.
5 Там же. С. 49.
6 Там же. С. 50.
7 Никитина И.А. Захват бурских республик Англией. М. 1970. С. 51.
8 Вяткина Р.Р. Создание Южно-Африканского Союза. Москва. 1976. С. 32.
9 Там же. С. 32.
10 Там же. С. 36.
11 Вяткина Р.Р. Создание Южно-Африканского Союза. Москва. 1976. С. 92.
12 Там же. С. 116.
13 Никитина И.А. Захват бурских республик Англией. М. 1970. С. 42.