Этапы и национальные особенности промышленной революции
П Л Ан
Введение ……………………………………………………………3.
1.Промышленный переворот в Англии ……………………………..4-9.
1.1. Предпосылки промышленного переворота ……………………….4-5.
1.2. Развитие промышленного переворота ……………………………..5-9.
2.Особенности промышленного переворота во Франции ………..10-14.
Заключение ……………………………………………………..15-16.
Список литературы ……………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В XVIII в. в Западной Европе все еще продолжали господствовать феодальные отношения или их довольно заметные пережитки. Но завершение перехода к капиталистическому хозяйству было близко и очевидно. Главными событиями этой эпохи в социально-экономической сфере стали: зарождение и становление буржуазных экономических отношений, господство конкуренции при бурном росте промышленности, промышленная революция в Англии, рост экономического и политического значения буржуазии, усиление антифеодального движения, подчинение деревни городом, почти полная замена традиционных связей между людьми денежными отношениями.
В экономическом отношении Западная Европа в XVIII в. явила собой образец относительно быстрых темпов промышленного развития. Уже в начале столетия европейская мануфактура вошла в завершающую стадию своего развития и в ряде стран (Англии, Голландии, некоторых отраслях производства во Франции) стала преобладать над ремеслом.1 В большинстве же других европейских стран (Франции, Германии) развитие мануфактуры сдерживалось пережитками феодализма, цеховыми привилегиями, узостью внутреннего рынка.
Наибольше зрелости достигла английская мануфактура и к середине XVIII в. в Англии сложились необходимые социально-экономические и политические условия для проведения промышленного переворота. Основным содержанием этого процесса стал переход от мануфактуры к фабрике. От мелкого производства, опирающегося на ручной труд, - к ручной машинной индустрии, с начала в легкой промышленности.
Коренная революция затронула технику, технологию и организацию производства. Система машин с общим двигателем обеспечила непрерывность трудового процесса. Более дешевая и качественная фабрично-заводская продукция вытесняла изделия промыслов, ремесла и мануфактуру. Произошло окончательное отделение промышленности от сельского хозяйства. Возникли крупные города и капиталистически промышленные центры. Окончательно оформился класс буржуазии – фабрикантов и наемных рабочих – промышленного пролетариата. XVIII в. был веком торговли с преобладанием до последней трети столетия внешних экономических связей. Порою темпы роста внешней торговли были выше роста промышленного производства.
Такова общая характеристика эпохи XVIII в., эпохи начала промышленных революций. В данной же работе рассмотрим каковы были предпосылки и этапы промышленного переворота в Англии, а также как проходил по сравнению с Англией промышленный переворот во Франции.
1. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ
1.1. Предпосылки промышленного переворота
В 60-е гг. в XVIII в. в Великобритании, раньше чем в других странах, начался промышленный переворот.
Одной из предпосылок промышленного переворота стало значительное накопление капитала, которое проходило различными путями, в том числе и посредством роста государственного долга, а следовательно, и роста налогового обложения. Причем крупный капитал концентрировался в руках небольшого количества людей, которые были способны предоставить государству средства для ведения войны. Накопление капитала происходило благодаря быстрому развитию торговли, а также открытому ограблению Индии.
Важными факторами процесса накопления капитала явились окончательное уничтожение класса крестьянства и полный переход сельского хозяйства на капиталистический путь.
К числу важнейших предпосылок промышленного переворота относится Английская буржуазная революция, устранившая последствия для развития капиталистических отношений. Она открыла путь для быстрого роста производительных сил, утвердила буржуазную собственность на землю, дала мощный толчок аграрному перевороту и ускорила образование национального рынка. Произошел переход от средневековой феодальной монархии к монархии буржуазной. Сложившийся политический союз земельной и финансовой аристократии был долговременным и сравнительно прочным. Этот союз, превратившийся в дальнейшем в союз землевладельцев и всего класса буржуазии, обеспечивал относительную устойчивость английской монархии. При этом аристократия, сохранив монополию политической власти, учитывала интересы буржуазии.
Несомненно важным фактором, стимулировавшим промышленную революцию в Англии, была иностранная конкуренция. В частности, в этот период Англия испытывала определенные трудности в сбыте на мировом рынке своего металла и хлопчатобумажных тканей, где серьезную конкуренцию ей составляли Россия, Швеция и Индия с ее традиционно качественными и ярко окрашенными естественными красителями ситцами. Победить конкурентов можно было только при условии налаживания фабричного производства и выпуска более дешевой и качественной, а значит и более конкурентноспособной продукции.
Все большее накопление капитала сопровождалось увеличивающимися возможностями его выгодного использования. Войны XVIII в. почти все сопровождались захватом новых колоний: в ранее приобретенных колониях росло богатство и увеличивалось население. В американских колониях насчитывалось около 200 тысяч жителей в 1700 г. и от 1 до 2 млн. – через 50 лет. В 1734-1773 гг. белое население британской Вест-Индии возросло с 36 тысяч до 58 тысяч, возросло и количество рабов.
Вест-Индия была наиболее выгодным из всех британских владений. В 1790 г. в нее было вложено 70 млн.ф.ст. прости 18 млн.ф.ст. на Дальнем Востоке и торговля Вест-Индии с Англией почти вдвое превышала импорт и экспорт Ост-Индийской компании.
Такое беспрерывное увеличение колониального богатства и торговли обеспечивало все расширяющийся рынок для британских товаров, который уже не мог быть насыщен домашней промышленностью из-за ручных методов производства. Крупные же затяжные войны 18 в., которые велись регулярными армиями не только приводили к беспрерывному спросу на британские товары, но и вызывали спрос на специальные, стандартизированные товары.
Технические изобретения были сделаны в конце 18 в. именно потому, что условия того периода заставляли людей искать разрешения проблем массового производства товаров, что накопление капитала достигло уровня, при котором стало возможным полностью использовать методы массового производства.
А также в Англии сложилась и действовала достаточно стройная для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в XVIII – первой половине Х1Х в., принадлежали именно англичанам. В Англии XVIII в. складываются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования; 2) достаточное образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других государств мира.1 Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности.
1.2. Развитие промышленного переворота
С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли – производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Так, в 1733 г. механик Дж.Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое.
В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства – прядении. Уже в 1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач Д.Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта механическая прялка в движение приводилась рукой человека.
Следующим важным шагом на пути технического прогресса явилось создание первой фабрики с прядильной машиной, работавшей на водяном двигателе. У основателя фабрики Д.Аркрайта появилось много последователей, и если в 1780 г. в Англии было 20 прядильных фабрик, то в 1790 г. их насчитывалось уже 150. Фабрики обычно строились на берегах рек, так как двигателем пока еще оставалось водяное колесо. Однако бурное развитие техники тканей и широкое применение машин не могли быть удовлетворены такой механизацией.
Поиски эффективного и универсального двигателя производились и в XVII в., и в первой половине XVIII в. История создания паровой машины представляет огромный интерес. Эта машина, с одной стороны, произвела подлинную революцию в развитии производства, с другой - в работе над этим великим изобретением впервые проявилось единство теории и практики науки и производства. Так, в 1769 г. лаборант университета в Глазго Дж.Уатт (1736-1818) изобрел паровую машину. Продолжая работать над ее усовершенствованием, он в 1784 г. создал паровую машину «двойного действия», в которой пар, расширяясь, оказывал давление то на одну, то на другую сторону поршня. Это была подлинно универсальная машина, применяемая в самых различных областях производства, а впоследствии с некоторыми усовершенствованиями и на транспорте.
Ее великая революционизирующая роль в развитии производства заключалась в способности паровой машины играть роль двигателя практически в любых условиях. Созданные Дж.Уаттом совместно с фабрикантом Дж.Болтоном заводы по производству паровых машин должны были, по замыслу изобретателя, «снабдить весь мир машинами всевозможных размеров». В первую очередь паровая машина была применена на хлопчатобумажных фабриках, что привело к резкому увеличению производства. Так, с 1788 по 1803 г. хлопчатобумажное производство утроилось, что дало возможность назвать этот период его «золотым веком».
Широкое производство машин не только потребовало усилий рабочих, техников и ученых, но и развития такой отрасли, как металлургическая.
Выплавка железа – один из древнейших видов производства – находилась в конце XVII в. почтив таком же состоянии, как и три тысячи лет тому назад, она производилась по-прежнему с применением древесного топлива, запасы которого в Англии быстро истощались. Лишь в начале XVIII в. кузнецы начали применять для плавки металла, в частности чугуна, кокс. Решающего успеха в этом добился инженер А.Дерби, который к железной руде стал примешивать во время плавки на каменном угле негашеную известь и получил чугун высокого качества. В 1756 г. он основал чугуноплавильный завод, который давал свыше 8 тыс. т чугуна в год (в 1700 г. во всей Англии было произведено 18 тыс. т чугуна).
Важным результатом открытия А.Дурби было увеличение спроса на уголь, который наряду с железной рудой стал главной сырьевой основой промышленности.
Угольная промышленность быстро развивалась. В Южном Уэльсе, Шотландии, Ланкашире и Йоркшире началась разработка новых угольных копей, угледобыча возросла с 26 млн т в 1700 г. до 6 млн т в 1790 г. и превысила 10млн т в 1795 г. Уголь не мог служить эффективной заменой леса до тех пор, пока средства сообщения внутри страны находились в таком примитивном состоянии, в каком они были в начале XVIII в. Таким образом, наличие угольной промышленности и начало развития тяжелой послужили стимулом к улучшению транспорта и прежде всего к строительству каналов.
В 1700 г. было лишь небольшое количество дорог, пригодных для гужевого транспорта во всякое время года. Легкие товары обычно перевозились в тюках; перевозить таким же образом тяжелые громоздкие предметы было невозможно, так как это стоило бы слишком дорого. Перевозка угля из Манчестера в Ливерпуль стоила 40 шиллингов за тонну. Даже после того как между некоторыми важными центрами были проложены более усовершенствованные дороги, стоимость транспорта все же оставалась высокой.
Проблема была решена следующим образом. В 1795 г. герцог А.Бриджуотер поручил инженеру Т.Бридли прорыть канал между принадлежавшими Бриджуотеру копями в Уэрсли и Манчестером длиной в 17,6 кв. Эта идея оказалась настолько удачной, что по окончании строительства канала цены на уголь в Манчестере упали ровно наполовину. Двумя годами позже канал удлинили до портового города Ранкорна, благодаря чему Манчестер получил выход к морю. Затем его соединили с рекой Трент и районом гончарного производства. Когда строительство Большого соединительного канала было закончено, транспорт стал в 4 раза дешевле; в связи с этим очень развилась гончарная промышленность, а в Ченшире значительно увеличились разработки залежей соли.
Вскоре вся страна была охвачена лихорадкой строительства каналов и покрылась сетью водных путей.
На протяжении только четырех лет (1790-1794) через парламент было проведено не менее 81 акта о строительстве каналов. Вся внутренняя часть Англии, вынужденная до того времени сама потреблять и производить большую часть требовавшихся ей предметов первой необходимости, теперь могла вести торговлю. Пшеница, уголь, гончарные и железные изделия из центральных графств быстро нашли путь к морю. Несмотря на то, что в конце XVIII – начале Х1Х в. повсеместно были улучшены дороги, каналы все же оставались главным средством перевозки тяжелых и нескоропортящихся товаров, ока через 40-50 лет на смену им не пришли железные дороги.
В конце XVIII в. Ж.Макадом разработал и предложил способ твердого покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее в любую погоду.
Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям в области связи. Так, в 1837 г. У.Кук и Ч.Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847-1852 гг. была проложена телефонная линия между портами Дувр и Кале.
Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось производство металла – с 68 тыс. т в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. – и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. 1779 г. был построен первый железный мост через р.Северн в Колбрукдейле, изготовленный целиком из литых чугунных деталей.
Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты. Во второй половине столетия был изобретен токарный станок с суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Без достижений технического прогресса нельзя было бы изготовлять сложные машины, столь необходимые на крупных производствах, и именно благодаря ему оказалось возможным вести взаимозаменяемость деталей, которая стала характерной чертой массового производства полвека спустя.
Подлинно революционным событием в области транспорта явилось изобретение механика-самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью 0 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на первой в мире железнодорожной линии Стоктон – Дарлингтон в 1825 г., и с этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью.
Век железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности. Экспорт возрос с 69 млн ф.ст. в 1830 г. до 157 млн ф.ст. в 1850 г.; началось усиленное развитие некоторых главных отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в 1852 г. – до 270,1 тыс. т. Добыча угля возросла с 10 млн т в 1800 г. до 100 млн т в 1865 г.
Англия не только являлась первой страной, создавшей у себя необходимую ей железнодорожную сеть, она вскоре начала также строить железные дороги, получая от этого огромные барыши во всех странах мира, особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их самостоятельно.1
В этих странах железные дороги не только строились британскими подрядчиками, но и финансировались займами, получаемыми из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт преимущественно состоял из предметов широкого потребления и главным образом хлопчатобумажного текстиля. Хотя текстиль и оставался самой крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин.
Железная дорога и развивавшееся попутно пароходство дали также возможность осуществить второй вид эмиграции, принявшей гораздо более крупные размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. Много людей эмигрировало в Канаду.
Таким образом, промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60-х гг. XVIII в. и до 30-х гг. Х1Х в., преобразовала страну в индустриальную державу.
Великобритания все больше превращалась в индустриальную «мастерскую мира». Установилась английская мировая промышленная и торговая монополия.
В ходе промышленного переворота из пестрой массы обезземеленных крестьян, разорившихся ремесленников и мануфактурных рабочих складывался индустриальный пролетариат. Специфической формой борьбы рабочих во второй половине XVIII – начале Х1Х вв. было движение разрушителей машин – луддитов. В 1782 г. правительство провело через парламент специальный закон, каравший за умышленное повреждение машин. В 1799 и 1800 гг. были приняты закон о запрете всяких рабочих союзов, принадлежность к последним и участие в стачках карались как уголовное преступление.
Однако, несмотря на жестокое законодательство, рабочее движение не прекращалось и особенно сильная волна луддистского движения прокатилась по Англии в 1811-1812 гг, захватив Йоркшир, Ноттингемпшир и Ланкашир. Рабочие разгромили ряд фабрик особенно ненавистных им хозяев. В 1813 г. правительство проводит через парламент закон о смертной казни за разрушение машин.
К завершающему периоду промышленного переворота резко возрастает численность рабочих – 4,8 млн человек в 1851 г., при общей численности населения Великобритании (без Ирландии) около 21 млн человек. Для того чтобы загнать на фабрики разорившихся ручных ткачей и мелких ремесленников, в 1834 г. был издан новый «Закон о бедных», который ликвидировал денежные пособия и учредил так называемые работные дома с тюремным режимом, куда помещались бедняки, обращавшиеся за помощью.
30-40-е гг. Х1Х в. ознаменовались вступлением английского пролетариата на путь самостоятельной политической борьбы. Движение английских рабочих проходило под лозунгом борьбы за проведение «Народной хартии». Одним из основных требований этого документа было введение всеобщего избирательного права. Данное движение получило название чартизм. Главными центрами чартистского движения были промышленные районы Северной и Западной Англии, Шотландии и Уэльса.
Чартисты впервые в истории создали в 1840 г. массовую пролетарскую партию – Национальную чартистскую ассоциацию и использовали метод массовых политических компаний. Чартистское движение вынудило правящие классы Великобритании провести дальнейшие реформы парламента, расширить фабричное законодательство, ввести 10-часовой рабочий день для женщин и несовершеннолетних (1847 г.).
Важным следствием промышленного переворота явилось также резкое снижение удельного веса сельского населения. Так, если в 1811 г. оно составляло 35%, то к 1817 г. сократилось до 14,2%. Быстро росли первые промышленные центры – Манчестер, Ливерпуль, Бирмингем, Лидс и др. Англия стала страной городов и фабричных поселков.
Таким образом, Великобритания, первой из стран мира пережившая промышленную революцию, к середине Х1Х в. превращается в самую могущественную державу, обладающую самой большой колониальной империей, которая позволяла обеспечивать собственную промышленность необходимым и крайне дешевым сырьем, а также обширным рынком сбыта готовых изделий. Ориентация важнейших отраслей производства, и в частности текстильной, в основном на колониальный рынок отрицательно скажется впоследствии на экономическом развитии Великобритании.
2.ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА ВО ФРАНЦИИ
Промышленный переворот, начавшийся во Франции в самом конце XVIII в., развивался более медленными темпами, чем в Англии. В силу особенностей исторического развития Франции (живучести в ней мелкого производства) здесь не происходила в таких размерах, как в Англии, пролетаризация крестьян и ремесленников. Банковский и ростовщический капитал развивался во Франции быстрее, чем промышленный.
Основным тормозом промышленного переворота во Франции являлись феодально-абсолютистские порядки, уничтожить которые была призвана революция 1789-1794 гг. В ходе революции был проведен ряд социально-экономических реформ прогрессивного характера. Так, решением Учредительного собрания от 5 августа 1789 г. декларировалась отмена феодального строя. Однако без выкупа отменялись лишь те повинности крестьян, которые относились к личному крепостному праву, остальные повинности подлежали выполнению, а в дальнейшем – выкупу. Ликвидировались суды. Декретировалась отмена налоговых привилегий дворянства и духовенства. Всем гражданам гарантировалось право на любые должности. Однако стоящая у власти крупная буржуазия не спешила с решением аграрного вопроса, с полной ликвидацией феодальных повинностей и даже тормозила его. Все это показывает, что французская буржуазия в первый период революции оказалась не в состоянии осуществить полную ликвидацию феодального строя и решить аграрный вопрос. Страх за буржуазную собственность заставлял крупную буржуазию мирится с феодальной собственностью.
Активной была экономическая политика революции, направленная на обеспечение свободы промышленного предпринимательства и торговли. В феврале 1791 г. Учредительное собрание отменило правительственную регламентацию промышленного производства, ликвидировало цехи. В апреле этого же года была декларирована свобода торговли.
Таким образом, социально-экономический реформы, проведенные в годы революции, не только уничтожали феодально-абсолютистские порядки, но и создавали условия для ускорения промышленного переворота.
В период консульства и империи (1799-1812) капиталистическое развитие сельского хозяйства, промышленности и торговли Франции заметно продвинулось вперед. Одним из первых шагов Наполеона I в области экономической политики было создание Французского банка, который получил особые права от правительства и вскоре стал главным оплотом крупного капитала во Франции. Наполеон и его приближенные подписались на большое количество акций этого банка. Несколько позднее был основан ряд банков в Париже и провинциях.
Военные победы наполеоновской армии, сопровождавшиеся грабежом и захватом новых территорий, способствовали притоку во Францию огромных денежных сумм в виде контрибуции и распространения французских товаров в Европе. Занимая какую-либо иностранную территорию, Наполеон I и его генералы спешили использовать свою победу в интересах французского торгового экспорта. Так, например, вступив в 1809 г. в столицу Австрии, Наполеон I отправил в Париж письмо, в котором указывал своим министрам, что необходимо немедленно заполнить венские магазины изделиями французской промышленности, воспользовавшись снижением таможенных пошлин.
Однако наполеоновский период создал и значительные трудности для нормального развития французской промышленности, индустриализация которой была невозможна без коренного переоборудования промышленности на основе машинной техники. Наполеоновские войны как раз и привели к прекращению ввоза английских машин, а французские изобретения значительно отставали от английских. Во время империи пар в Англии стал основой энергетики, во французской же промышленности работало только 15 паровых машин.
Континентальная блокада, введенная Наполеоном I 21 ноября 1806 г., имела целью подорвать могущество Англии и создать благоприятные условия для гегемонии французской промышленности. Привела же она к тому, что французская промышленность на многие годы осталась без важнейших видов колониального сырья (хлопок, индиго и т.д.). Это отразилось в первую очередь на французской хлопчатобумажной промышленности. Из 1700 имевшихся в дореволюционной Франции бумагопрядилен к 1811 г. осталось только 300.
В целом же французская промышленность продолжала развиваться. Если в 1790 г. во Франции насчитывалось 89 прядильных машин, то в 1805 г. – уже около 3300. На 1 января 1806 г. в департаменте Сена 12 бумагопрядилен, а уже через три года – 29. В Рейнской области в 1807 г. промышленная продукция оценивалась в 50 млн. франков, а в 1810 – в 80 флн. Машинизация французской промышленности продвигалась вперед, но паровых машин было еще сравнительно мало. Преобладала домашняя промышленность в виде рассеянной мануфактуры, но увеличилось число централизованных мануфактур и фабрик.
С 1803 г. началась механизация ткацкого дела. В департаментах Сена и Уза на бумаготкацких мануфактурах работало от 800 до 1100 рабочих. Продукция шерстяной промышленности увеличилась по сравнению с дореволюционным периодом в 4 раза. Оживилось и шелкоткацкое производство, особенно после того, как в 1805 г. Л.Жаккар изобрел свой знаменитый станок по производству узорчатых тканей. В 1810 г. была изобретена льнопрядильная машина (ее изобретатель Ф. Жирар получил премию в размере 1 млн. франков). Технические изобретения стали применятся и в химическом производстве. Добыча каменного угля возросла в 3 раза ( по сравнению с 1794 г.), железной руды – удвоилась.
Окончательно низвергнув Наполеона I (1815 г.), его победители вторично восстановили во Франции монархию Бурбонов. Однако реставрация монархии не привела к восстановлению дореволюционных порядков во Франции. Несмотря на реакционный режим реставрации (1815-1830), страна продолжала развиваться по капиталистическому пути. Промышленная революция заметно продвинулась вперед. Окончание длительной полосы войн и наступление периода мира способствовали более быстрому росту промышленного производства и возникновению крупной фабрично-заводской промышленности. Выплавка чугуна и добыча угля с 1815 по 1830 г. удвоилась. На металлургических заводах использовался каменный уголь и внедрялись новые способы выплавки стали. Хлопчатобумажная промышленность переходила от ручного труда к машинному. Особенно быстро шла механизация прядильного производства. Потребление хлопка с 1815 по 1830 г. увеличилось в 3 раза. В шелкоткацкой промышленности все шире применялся механический станок Жаккара. Он получил распространение также в ленточном и суконном производстве. Рост потребности в станках содействовал развитию машиностроения. Применение пара во французской промышленности было еще редким явлением, но все же в 1830 г. в стране уже насчитывалось 625 паровых машин. Быстро росло строительство шоссейных дорог и речных каналов, число пароходов. Обороты внешней торговли Франции выросли вдвое.
В целом промышленная революция во Франции протекала значительно медленнее, чем в Англии. Преобладание мелкого крестьянского хозяйства задерживало развитие крупной промышленности. Большинство населения оставалось занятым в сельском хозяйстве, а дешевизна рабочей силы малоземельных крестьян, искавших подсобных заработков в кустарных промыслах и в мануфактурах, тормозило внедрение машин.
В годы июльской монархии (1830-1848) промышленный переворот во Франции ускорился. В главных отраслях промышленности переход к машинной технике принял широкие размеры. Число механических веретен за 1830 – 1847 гг. возросло в 4 раза. Медленнее внедрялись машины в ткацкое производство. Ручное ткачество все еще преобладало. Текстильные фабрики Франции стали вырабатывать ткани массового потребления, находившие широкий сбыт внутри страны и за границей.
Спрос на машины ускорил развитие французской металлургической и машиностроительной промышленности. К концу июльской монархии большинство доменных печей перешло к употреблению каменного угля, более четверти металлургических заводов стали применять пудлингование при выплавке железа, паровые молоты и прокатные станы. Выплавка чугуна и железа во Франции увеличилась с 1832 по 1846 г. в 2,56 раза, с 1830 по 1848 г. число паровых машин во французской промышленности возросло в 8 раз, с 616 до 4853.
Во Франции ускорялся переход от ремесленного и мануфактурного производства к крупой машинной промышленности. Однако промышленный переворот в стране был еще далек от завершения. Ремесленные и мануфактурные предприятия численно преобладали. Живучесть мелкого производства во Франции частично объясняется тем, что во французской промышленности важное место принадлежало изготовлению предметов роскоши, основанному на ручном труде высококвалифицированных ремесленников, который еще не могла заменить машинная техника. Так, в Париже, являвшимся мировым центром производства предметов роскоши, насчитывались десятки тысяч ремесленников-одиночек или хозяев с 1-2 наемными рабочими. Только менее 1/8 предприятий имели более 10 рабочих.
Негативное влияние на промышленный переворот во Франции по-прежнему оказывало преобладание во французской деревне мелких парцелльных хозяйств. Развитие торгового и предпринимательского земледелия вело к дальнейшему обнищанию мелких крестьян, не выдерживавших рыночной конкуренции с крупными землевладельцами и фермами. Мелкой собственности соответствовали, таким образом, медленные темпы индустриализации страны.
Помимо указанных причин промышленный переворот во Франции тормозили господство финансовой аристократии и ее экономическая политика. Высокие таможенные пошлины на иностранный уголь и металл, установленные в интересах крупнейших владельцев копей, металлургических заводов и владельцев лесов, сохраняли на внутреннем рынке искусственно вздутые цены на железо, уголь и машины, что сдерживало их внедрение в различные отрасли хозяйства. Благодаря этим пошлинам железо во Франции было втрое дороже, чем в Англии. Переплачивая за уголь и железо, фактически все отрасли французской промышленности вынуждены были платить своего рода дань кучке «промышленных феодалов» в лице шахтовладельцев, металлозаводчиков и лесовладельцев. Не меньший вред развитию промышленности наносили банковские спекуляции и биржевые операции финансовой аристократии. Капиталы буржуазии и помещиков отвлекались от промышленности в финансово-кредитную область, в биржевую спекуляцию, в различные ценные бумаги и облигации государственных займов, ипотеки. Эти ростовщические черты французского капитализма также замедляли ход промышленного переворота в стране.
50-60-е гг. Х1Х в. были отмечены успехами в экономическом развитии Франции. К конку этого периода в стране завершился промышленный переворот, начавшийся еще на рубеже XVIII-XIX вв. Объем промышленного производства за эти два последних десятилетия увеличился почти в 3 раза. Количество паровых машин, применявшихся в промышленности, возросло более чем в 4 раза, с 6 тыс. в 1852 г. до 26 тыс. в 1869 г. Особенно быстро развивались тяжелая промышленность, по темпам развития опережавшая развитие легкой. Добыча каменного и бурого угля, а также производство чугуна за время с 1851 по 1869 г. увеличились более чем в 3 раза, производство железа возросло более чем в 3,5 раза, производство стали – почти в 8 раз. Однако в целом по своему значению тяжелая промышленность все же уступала легкой.
Характерными чертами французской экономики этого периода были усиление механизации и концентрация производства, происходившая в различных отраслях промышленности. Так, например, в хлопчатобумажном производстве количество прядилен с 1845 до 1865 г. сократилось на 7%, а число установленных механических веретен увеличилось почти на 56%. На металлургическом заводе в Крезо было занято более 10,5 тыс. рабочих. Завод выпускал рельсы, паровозы, различные машины, которые не только использовались во Франции, но и вывозились за границу. Собственники крупных металлургических предприятий создали объединение, которое существует и поныне (известно под названием «Камите де Форж»). Этому объединению принадлежали в общей сложности сотни доменных печей. Концентрация в области железнодорожного транспорта привела к тому, что в 1857 г. почти все железнодорожные линии оказались в руках шести частных крупных акционерных компаний.
И все же во Франции преобладали мелкие и средние предприятия. В 1866 г. в стране насчитывалось около 3 млн наемных рабочих, которые были заняты у 1 млн предпринимателей. Большая часть французских рабочих – около 60% - работали в конце 60-х гг. на мелких предприятиях. В частности, в Париже преобладали предприятия с одним рабочим или вообще без наемных рабочих.
В первой половине Х1Х в. во Франции создается кредитная система. Кроме французского банка, созданного еще во времена Наполеона 1, создаются и быстро развиваются новые кредитные общества, такие как «Поземельный кредит». «Движимый кредит». Кроме того, огромную роль в мобилизации необходимых капиталов сыграли сберегательные кассы. Первая сберегательная касса появилась в Париже в 1818 г.
Решающей фазой в истории кредитной системы Франции оказались 50-е гг. Х1Х в. Это был период так называемого грюндерства (массовой горячки учредительства банковских предприятий). В частности, возникает Земельный банк (1854), создаются всякого рода торговые и промышленные банки.
Кредитно-ростовщический характер французского капитализма при сравнительно медленном промышленном развитии и мелкотоварном сельском хозяйстве обусловил не только сохранение, но и исключительное развитие французской экономики.
Таким образом, в течение столетия (70-е гг. XVIII – 70-е гг. Х1Х в.) во Франции произошел промышленный переворот, и французская экономика окончательно перешла на рельсы капиталистического развития. Однако в отличие от Англии французский капитализм в силу национальных особенностей приобрел ростовщический характер.
В ходе промышленного переворота во Франции происходило формирование рабочего класса. Правда, много рабочих было занято на предприятиях мануфактурного типа и в мастерских. В 1869 г. в стране насчитывалось 2,9 млн. наемных рабочих, из которых около 40% было занято на крупных предприятиях.
Переход к фабричной системе сопровождался ухудшением положения рабочих. Применение машин привело в 30-40-е гг. к удлинению рабочего дня до 14-15 часов, снижению жизненного уровня рабочего класса. В 1830 г. цены на предметы первой необходимости были в 2 раза выше, чем в конце XVIII в., однако заработная плата рабочих повысилась только на 1/3. В 1830 – 1848 гг. цены на предметы потребления поднялись на 15-20 % при неизменном уровне заработной платы. В 1850-1870 гг. зарплата рабочих выросла на 30-40 %, прибыль капиталистов повысилась на 380 %. Известно, что мясо, сахар, масло, яйца за этот период подорожали на 50 %.
Во Франции фабричное производство часто переплеталось с мануфактурным, была распространена капиталистическая работа на дому. Заработная плата в этих условиях была очень низкой.
Пролетариат Франции, унаследовавший славные традиции революционеров XVIII в., вставал на борьбу за свои права. Важное значение имели восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. Они показали, что в континентальной Европе начинается классовая борьба между пролетариатом и буржуазией.
В сельском хозяйстве Франции в отличии от Англии сильно преобладало мелкое землевладение, к тому же необычайно раздробленное. Число мелких и средних крестьян составляло около 2,5 млн. человек. Кроме того, в стране было свыше 4 млн. сельских пролетариев и полупролетариев, в том числе более 2 млн. безземельных батраков, подвергавшихся самой жестокой эксплуатации.
Деградация парцеллярного хозяйства стала характерным явлением аграрной экономики Франции; сельское хозяйство не могло создать широкой основы для роста промышленности.1 Мелкий собственник, цепляясь за клочок земли, превращался в батрака с наделом, а ростовщический капитал приспосабливался к парцеллярному производству. Крестьянские хозяйства не использовали прогрессивных приемов агрикультуры.
Крайне тяжелые условия жизни мелких крестьян и сельскохозяйственных рабочих побуждали их уходить в город, эмигрировать в Алжир, Америку и страны Европы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Промышленный переворот (промышленная техническая революция) – это система экономических и социально-политических изменений в феодальном обществе на этапе разложения феодальной общественной экономической формации. Подготовлен научно-техническим прогрессом в XVII-XVIII вв. На этой основе и был осуществлен переход от мануфактуры к фабрике (заводу) – крупной машинной индустрии. Начался промышленный переворот с изобретения и внедрения в производство рабочих машин, а завершился развитием машинного производства ( производство машин машинами).
Исторические предпосылки развития крупной машинной индустрии были созданы мануфактурой формой капиталистического производства. Первоначальное накопление капитала обеспечивало дальнейшее развитие капиталистических отношений – с одной стороны, создание армии лишенных средств к существованию людей, которые могут предложить в качестве товара лишь свою рабочую силу, и, с другой стороны, накопление крупных денежных богатств, используемых формирующимся классом капиталистов для приобретения средств производства и рабочей силы. Рост капиталистического производства неизбежно влек за собой быстрое расширение как внутреннего, так и внешнего рынков; однако стремление буржуазии к ускоренному накоплению капитала наталкивалось на ограниченные возможности основанного на ремесленной технике мануфактурного производства.
Промышленный переворот представлял собой общеисторическое явление, характеризовавшее определенный этап развития капитализма в промышленности ряда стран; однако вызревание предпосылок перехода от мануфактуры к крупной машинной индустрии происходило неравномерно.
Так, в 60-х гг. XVIII в. раньше чем в других странах, начался промышленный переворот в Великобритании.
Условия того времени заставляли людей искать разрешение проблем массового производства товаров, что повлекло за собой разнообразные технологические изобретения, внедрение которых в одни области производства влекло за собой внедрение их и в другие, смежные. Развитие рабочей машины привело к изменению двигателя (таким стала паровая машина). Техническая революция в промышленности привела к технической революции на транспорте (изобретение и внедрение в начале Х1Х в. паровоза и парохода). Широкое применение машин в производстве привело к необходимости изменения техники в машиностроении (переход от ручного изготовления машин к машинному производству). С развитием машинного производства происходит переход от простой кооперации машин (применения многих однородных машин) к машинному производству.
Однако переворот произошел не только в технологической среде: в Англии образовалась структура буржуазного индустриального общества. С помощью дешевых промышленных товаров буржуазия разрушила ремесленное производство. Возникли новые промышленные центры и в середине Х1Х в. почти половина Англии была занята в промышленности. Основным производителем стал промышленный рабочий, а место купца во главе буржуазного общества занял фабрикант.
Вслед за Великобританией на путь быстрого развития крупной промышленности вступила Франция.
Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений во Франции сыграла Великая Французская революция, ликвидировавшая феодальные порядки. Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства в стране были сделаны еще в 80-х гг. XVIII в., однако переход от мануфактурного производства к использованию системы машин в других ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия.
Это объясняется тем, что сложившаяся к Х1Х в. структура французского буржуазного общества не способствовала промышленной революции. Во французской экономике главную роль играли не промышленники, как в Англии, а банкиры, чья экономическая политика исходила исключительно из стремления к высокому учетному проценту, непосильному ля среднего предпринимателя.
Не способствовала промышленному перевороту и внешняя политика Франции. Особенно тяжелые экономические последствия для французской промышленности имела континентальная блокада Англии, упорно проводимая Наполеоном. В результате чего страна лишилась английских машин и металлоизделий, важнейших видов сырья, что серьезно задерживало промышленный переворот.
В течение столетия (80-е гг. XVIII в. – 70-е гг. Х1Х в.) во Франции произошел промышленный переворот и французская экономика окончательно перешла на рельсы капиталистического развития. Однако в отличие от Англии французский капитализм в силу национальных особенностей приобрел ростовщический характер.
Итак, промышленный переворот – общеисторическое явление, характеризующее определенный этап в развитии капитализма в промышленности. Он означал крутое и резкое преобразование всех общественных отношений, окончательную победу капиталистического способа производства над феодальным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бор М.З. История мировой экономики: конспект лекций. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис»; 2000. – 496 с.
2. История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 727 с.
3. Лойберг М.Я. История экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 1998. – 128 с.
4. Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. Учеб. пособ. – М.: изд. Московского университета, 1986. – 358 с.
5. Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. / Н.И.Полетаева, В.И.Голубович, Л.Ф.Пашкевич и др.; Под ред. В.И.Голубовича. – Мн.: НКФ «Экопрспектива», 1998 – 462 с.
1 История мировой экономики: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка, А.Н.Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1999. – С. 317.
1 Экономическая история зарубежных стран: курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб./ Н.И. Полетаева, В.И. Голубович, Л.Ф. Пашкевич и др.; Под ред. проф. В.И. Голубовича. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1998 – С. 117.
1 Голубович В.И. Указ. соч. – С. 121.
1 Полянский Ф.Я. Экономическая история капиталистических стран. Учеб. пособ. – М.: изд. Московского университета, 1986. – С. 136.
15