Славянский месяцеслов и народные приметы

Без примет и ходу нет.
Не примечать и не дать.
Так гласит народная мудрость. А само слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. В результате наблюдений за тем, что происходит вокруг человека, у него накапливается жизненный опыт. Эти знания перевались из поколения в поколение бережно хранились и им народ доверял, как священной книге.
Множество примет дошло до нас из глубины веков, не утратив своего знания.
Каждый из нас волен выбирать: отмахнуться от всего этого, как от нелепого суеверия или повнимательнее присматриваться к приметам и серьезнее отнестись ко многовековому опыту поколений. Большинство из нас, сдавая экзамены, просят их ругали, похвалившись какой-то удачей или везеньем, сплевывали чтобы не сглазить или стучали по дереву, идти в обход если черная кошка перешла дорогу, боимся числа 13 и многое другое. А кто из нас не имеет счастливых вещей, чисел? Кто хоть раз в жизни ни прибегал к помощи судьбы, кто не верил в тайны?
Как будто бы все, что связано с приметами, заложено где-то глубоко в нашем подсознании. Часто мы их вспоминаем машинально, бессознательно или просто в шутку. Но, бесспорно, в приметах таится множество точных знаний и практическая мудрость наших предков. Они охватывают все характерные, часто трудно уловимые явления природы.
В приметах сохранилось очень много, того что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай.
Кроме всего этого в приметах есть неповторимая поэзия, в которой открывается ум, сердце, кругозор русского человека, его жизненный уклад, самобытность и неповторимость.
В сохранении и соблюдении русских традиций, связанных с приметами я вижу не только практическую пользу для жизни и быта современного человека, но и спасение его культурного наследия.
Во всем мире существует опасность, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо, при чем не слишком привлекательное. Движение к этой безликой однородности происходит уже сейчас.
Необходимы самые активные и срочные меры, чтобы остановить деградацию и исчезновение нашего культурного наследия.
Это одна из шести целей человечества, которые выделил Аурелио Печилино, создатель известного всему миру Паиского клуба, талантливым, образованным и либерально мыслящего интеллигента Запада.
Человечество заходит в тупик, оно достигло предела, у которого уже пора остановиться и притупить к решению глобальных проблем. Все эти проблемы переплетаются и тесно связаны между собой и в этой цепочке нет ни одного звена, которое можно было бы отбросить. Одним из таких звеньев и является сохранение культурного наследия, предотвращение вымирания нации. Каждый народ, каждый человек должен обратиться к своему прошлому, найти в мудрой старине те драгоценные перлы, которые нужно “отмыть”, чтобы они ярче сияли и аккуратно, бережно передать следующим поколениям. Такими перлами и являются приметы русского народа, наши приметы.
Начать это “отмывание”, то есть возрождение доброго старого – это значит ступить на ту тропинку, которые выведут нас на путь истинный, на ту большую дорогу, по которой русский народ будет идти к своему совершенству, не теряя своей мудрости, гордости, доброты и самобытности.
Мы знаем множество примет, которые считает русскими. Все это правильно, но не все они возникли на Руси. Многие из них остались издревле, как наследство, влиявших чем либо на наших предков, народов, с которыми волей или неволей приходилось сближаться и обмениваться обычаями русскому народу.
Даже некоторые старинные книги именовались черными на Руси, имели не русское происхождение. Например астрономия, астрология произведения Запада. До сих пор существуют приметы, сходные с римскими. К ним относятся здравствование при чихании, звон в ушах, просыпка соли на стол и т.п. Все это тождественно с прежними римскими обычаями.
Начать рассказ о приметах я думаю имеет смысл с человеческого жилища. Ведь дом, это самое основное пристанище и укрытие, самое святое и дорогое, что есть у каждого человека в жизни.
Бесспорно, тот кто дом построит и облагородит, тот и в нем хозяин, но и здесь никак не обойтись без потусторонней силы которая проявляет доброту хозяину и зло к его недоброжелателям другими словами, преданно и верно оберегает жилище и является истинным хозяином и даже членом семьи. Речь идет о всем нам известным с детства Домовом. Его также величали домовитым хозяином, соседушкой, домоседушкой. Где именно живет домовой неизвестно, но может принимать вид какого-то животного. Иногда домового видели в обличии маленького человечка с необыкновенно толстыми руками и ногами, всего в шерсти. Существует поверье, что кот родственник домового и замечает его когда тот отлучается по делам. Вот почему крестьянин заводя котенка выбирает его тщательно, подбирая такую масть, которая соответствует цвету волос хозяина дома. Если кошка убегала значит домовой не возлюбил ее.
Домовой может быть и проказничать: нализать волосы на голове у спящего человека, после чего образуются “колтуны”, ногреметь посудой спрятать вещи. От таких проказ избавляются при помощи липовой палки или и т.п.
Считается, что домовой становится видимым перед приближающимся несчастьем. А иногда наваливается на хозяина ночью и начинает душить. Для спасения надо зачураться или прочитать молитву. По тому каков внешний вид домового, судят о достатке в доме. Если же лапа голая – это к бедности. “Наваливается” он обычно к переменам в жизни.
Если вы хотите дружно жить со своими домовыми, то по первому числу каждого месяца ставьте за печку или в какое другое место миску молока и не забудьте по праздникам оставлять для него угощения, а в день Федоры, когда он сидит под веником не следует подметать пол и выбрасывать мусор, чтобы не выбросить домового. В славянском месяцеслове, о котором речь пойдет позже напротив 8 июля по новому стилю есть такие слова “в день Федоры не выметай из избы сора”.
У домового есть жена домовилиха или домовиха. Она может горько плакать ночью к беде. А так же, у домового и домовихи есть много родных сестер и братьев, живущих в доме и вокруг него. Это и дворовой, и приемник, и кладовой, и овинник, и полевой, и стоговой, и хлевник, и бука, и банник, и анчутка, и амбарник и т.д.
Откуда взялись все эти духи расскажет нам древнее предание. Оно повествует о том, что у первых людей Адама и Евы, после их грехопадения родились дети, которые были настолько уродливы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Адам хотел их утопить в реке Евфрат, Ева затупилась за своих детушек и упросила мужа не убивать их, а спрятать так, чтобы ни одна живая душа их не смогла увидеть. С той поры все эти дети разбросаны по всему свету. Они прячутся от людей, и лишь изредка им являются и потихоньку творят всякие пакости. Но если человек к ним хорошо относится и считается с их присутствием, то они им помогают.
Этих духов так много и все они очень интересны, поэтому о них рассказывать можно очень долго. Недаром и леший и водяной и кикимора, и русалка стали героями русских народных сказок, а такие персонажи как бабай и бука присутствуют и в современных детских стихах и рассказах. Ими пугали и сейчас пугают непослушных детишек и очень хорошо, если бы это имело сое продолжение в будущем.
Наверное добрую половину своей жизни проводит дома. Поэтому с домашними делами и предметами связано много примет.
Очень важным действием на Руси всегда являлось строительство нового дома. От соблюдения и знания многих тонкостей зависело и благополучие обитателей нового дома, и даже сама их жизнь.
“Закладка фундамента под новый дом, возведение стен, крыши, отделка дома, переезд на новое место, в только, что построенный дом, праздник новоселья – все это сопровождалось различными ритуалами. Строители и владельцы дома никогда не пренебрегали народными приметами, поверьями”(“Приметы на каждый день” сбор., Сост. О. Терпакова)
По поверью строители закладывают дом на чье-то голову и тот на кого дом заложен, скоро умереть. Добросовестные мастера закладывали дом на голову кота или мыши. Если не закладывать на чье-то голову, то смерть ожидает их самих. Считалось, что пока дом строится хозяин не умрет, но после 50-ти лет нельзя начинать строительство нового дома иначе ждет скорая смерть. В углы, и в щели дома затыкали вычесанные или остриженные человеческие волосы или ногти, чтобы дом дольше стоял. Посреди сруба сажали живое деревце или прикапывали зеленую ветку, чтобы дом дольше простоял. Все эти и еще много других примет соблюдались людьми с древности при строительстве жилища.
Перед новосельем пускали в дом черного петуха или курицу и оставляли на ночь. На второю ночь пускали черного кота или черную кошку. И только на третью ночь хозяева сами заходили в новое жилище. Считалось, что тот кто первым пойдет в новый дом умрет первым, такая же участь ожидала и того кто первым уснет в первую ночь. При переселении в новый дом нужно было быстрей устроить праздник, для отпугивания злых и для приманки бодрых духов. Отсюда получило свое распространение новоселье.
Обращаясь к народным приметам мы можем увидеть, что даже такая простая в домашнем обиходе вещь, как веник, имеет свою загадочность, а подметание в избе настоящее магическое действие. Иногда приходится удивляться тому, с какой точностью в народе подмечено связь мира материального и мира тонкого на самом обыденном, бытовом уровне.
Существует множество примет связанных с бытовыми предметами. Вам ли известно, что веник стоящий метелкой вверх отпугивает злых духов, а внезапно заскрипевшая дверь сулит несчастье, порвалась занавеска быть ссоре между подругами, падает икона к смерти, если хорошо растут комнатные цветы – быть в семье миру, вянущие сулят неспокойствие в доме, мыло запазухой спасает от порчи, через окно нельзя бросать мусор, выливать помои – под окном стоит ангел-хранитель. В печной огонь не следует плевать – на языке вскочат волдыри, если девушка любит сидеть на подоконнике – не видать ей замужества, как собственных ушей, ключи, положенные на стол, не сулят добра, остановившиеся часы – к перемене в жизни, а упавшая с вешалки шуба – к крупной ссоре в семье. Я думаю все, это известно совсем не многим. Но самым интересным на мой взгляд, предметом является зеркало. Издавна зеркало считалось одной из загадок человеческого обихода. По мнению староверов зеркало в доме это грех
А если уж оно у вас есть, то выходя из дома следует посмотреть в него, как бы отдавая наставление своему двойнику стеречь дом.
Каждому известно с детства, что разбитое зеркало обещает несчастье. А уж если такое произошло, то неприменно осколки нужно зарыть в землю, дабы в них не заглядывал черт.
Когда в доме покойник, все зеркала следует занавесить, чтобы душа не заблудилась в зеркальном лабиринте.
Новорожденных стараются мимо любого зеркала, чтобы избежать сглаза. Дарить зеркало нельзя. В время месячных женщине лучше не смотреться в зеркало – увидит свою смерть.
После ухода госте нужно протирать зеркало нужно протирать влажной губкой.
Хорошо если зеркало висит напротив входной двери, потому что оно отражает все зло, желающее проникнуть в дом. Многие приметы связаны с действиями в доме. Например стирать женщине белье в дождь или оставлять сушиться на ночь лишиться мужской любви. Давать деньги в долг в воскресенье никогда не получить их обратно.
Народная мудрость примет коснулась и приготовления пищи и прихода гостей и поведения за столом.
Хлеб резать на весу, голод кликать. Если в чашке с чаем на поверхности плавают пузырьки к деньгам. Для того, чтобы примета исполнилась надо собрать пузырьки в ложку и вылить на голову. Яблоко со стола упало – придет леший и др.
Многие приметы связаны с насекомыми, которые могут водиться в доме.
Например, рыжие тараканы – к печали, черные к подарку. Крысы в доме к несчастью, а муха появившаяся зимой – к покойнику.
Конечно, далеко не все приметы, связанные с жилищем и предметами здесь приведены. Наверное, что не менее интересное и важное я упустил. Но существуют бодрые книги, в которых очень подробно описаны все обычаи, обряды, предания, поверья русского народа. Одна из таких книг – “Русский народ”. Собр. М. Забылиным.
А я хочу продолжить свой рассказ о народных приметы, но дальше речь пойдет о том, что находится за порогом дома, т.е. о дороге, встречах и поведением человека в этих условиях.
Отправляясь в путь нужно помнить о том, что полынь и вербена сулят благополучие в путешествии, а также оберегают от утомления в дороге. Нельзя перед дальне дорогой что-то зашивать, мыть волосы, купаться. Не к добру наступать на чужой след, а вот украсть зажигалку или коробок спичек перед дальней дорогой к счастью. Если заблудился в лесу – переверни крест с груди на спину и отыщешь дорогу. Рядом с стройкой ходить нельзя, потому что тень человека, упавшая на стену недостроенного дома к смерти.
Садится в машину или другое средство передвижения нужно справой ноги, а перед этим лучше всего всем домочадцам присесть на минуту, чтобы не было препятствий в пути. Задавить собаку к неприятностям, а если скрипят колеса – это к бедности или с ссоре с соседями. В дальний путь лучше отправляться после пения петухов и желательно в вторник или субботу, а если идет дождь, успех вам обеспечен. В пятницу и понедельник, особенно, если луна светит с левой от отъезжающего стороны удачи не жди. Если хочешь поскорее свидеться с отъезжающим, то вернувшись к порогу, следует еще раз оглянуться ему в след.
Предположим, что мы уже отправились в путь, но в дороге обязательно кого-нибудь встретим. Что же сулит нам эта встреча.
Встреча с попом, монахом и женщиной с пустыми ведрами не сулит удачи. А вот встреченный с полными ведрами или другим сосудом с водой принесет успех. Если кто-то знакомый спрашивает: “куда идешь?” лучше поворачивать назад потому что от слова “куда” может случиться беда. Нужно спрашивать “Далеко ли собрался?”. Если на пути попалась похоронная процессия, нельзя переходить дорогу, иначе болезнь от которой умер человек, перейдет к тебе. А если пропустить процессию, перейти дорогу, непременно что-то случится с ногами. Встреча со слепыми – к пожару в доме, а человек ползущий через дорогу, предвещает, необыкновенное зрелище или новости.
Очень часто в дороге нас сопровождают какие либо потери или находки.
Найти гвоздь, пуговицу или чужой носовой платок – не к добру. А булавка лежащая на дороге острием к тебе говорит о том, что против тебя козьни. Зато монетка орлом вверх предвещает счастье, а девушка потеряющая из волос шпильку, в скором времени лишится поклонника.
Если русский человек собирается в гости, то всегда готовил подарок. При подборе подарка учитывалось то, что серебро дарить – к слезам, а золото – к благополучному исходу дела, а вот железо – к неприятностям. Колющие и режущие предметы в подарок могли привести к ссоре. Для избежания ссоры, если все же приходится делать такой подарок, нужно уколоть того, кому даришь в руку или взять в замен медную монету. Кошельки, сумки, шкатулки и все, что может быть чем-то наполнено пустыми дарить не следует, иначе жизнь будет пустая.
Кольца кроме обручальных – к разлуке, жемчуг – к слезам. Цветы всегда дарят в нечетном количестве, а если сломается один из подаренных цветов, то того кому принадлежит, ждет болезнь или смерть; нельзя дарить цветы в горшках – не будут расти; украденные цветы дольше всего хранятся. Носовой платок дарить – к слезам., перчатки женщине может дарить либо муж, либо близки родственник, а взять их у малознакомого мужчины – значит попасть к нему в плен. Дарить свечи или подсвечники – к покойнику.
Если в гостях поперхнулся – то через год снова будешь в этом доме, скорей визит в это же место сулит и прищемленная в дверях чужого дома одежда. Пролить рюмку на празднике – значит скоро быть на пирушке.
Много примет связано с торговлей. Первого покупателя нельзя упускать торговли не будет; товар, упавший с полки будет продан в первую очередь; а вот если кого нечаянно обсчитать – втрое больше денег потеряешь.
Приметы связанные с экзаменом настолько изучены современными студентами, что трудно найти такую из них, которая была бы неизвестна, в наши дни. Так же есть целый ряд примет для игроков, посещающих казино, игорные дома. Все они пришли к нам из прошлого. Полезно помнить, что при игре независимо от выбранного игрока способы привлечения удачи, десятую честь выигрыша всегда нужно отдавать в пользу бедных; в противном случае удача отвернется от игрока.
Наконец мы подошли к одному из основных разделов в котором будет идти речь о самом человеке, его судьбе, жизни и смерти, а точнее о приметах, связанных со всеми этим.
Для того, чтобы определить будет ли жить тяжело больной человек, нужно положить ему на голову чистотел. Если больной заноет – к смерти, заплачет – к выздоровлению. Для этих же целей клали в мочу больного крапиву. Если она почернеет, то человек умрет. Существовало еще множество способов определения судьба больного и избавления от болезней. Все эти приметы – не ненужные суеверия, а основаны на знании народной медицины и свойств различных растений. Это еще раз подтверждает практическую мудрость заложенную народом в приметы и поверья. Как вывести бородавки, успокоить зубную боль, прекратить икоту, остановить кровотечение, вылечить лишай и многое другое говорят народные приметы. Так же из них можно почерпнуть многие физиологические закономерности, т.е. зависимость человеческого характера от определенных черт лица. Например, нависшие брови говорят о том, что у человека злой характер, обладатель тонких губ считается в народе человеком хитрым и лукавым, обладатель же толстых – чувственным.
Особое внимание нужно уделить так называемым ведьмам. Почти в каждой деревне жили свои ведьмы. Конечно, многое в народе преувеличено на их счет, но в то, что существовали и существует люди женского пола с некоторыми особенностями и способностями – это факт. Возможно, они не летают на шабаши на метле или лопате, но могут ворожить, знают заговоры и успешно наводят порчи или “исцеляют” людей. В народе ведьмы имеют даже классификацию: они делятся на природных, невольных, и “учебных”. Учебные ведьмы – это девушки продавшие душу дьяволу т.е. получившие свою силу от кого-то добровольно, не вольные – получили эту силу от какой-то умирающей старухи, обладающей особыми качествами, природные же – это те которые родились с этими спобностями. И то, что ведьмы имеют определенные черты черты например злобные глаза и длинные толстые или рыжие волосы, вздорный характер и т.п., возможно как то связано с биоэнергетикой человека. Известно, что волосы это проводник космической энергии. Верится в то, что это не предрассудок. Ведь именно женщина со своими густыми длинными волосами с древности считалась носительницей чего-то таинственного, неземного, мудрого и загадочного, того к чему путь сильному и властному мужчине был закрыт. Может быть и злобные глаза, которые имеют всего 4% земного населения магический символ, связанный с особенностями человеческого биополя. Рассуждать на эту тему можно углубиться в дебри биоэнергетики и тем самым удалиться от нашей темы. Но то, что и ведьмы которым посвящено множество примет и страхов, преданий и вымыслов, существуют в реальности и делают свои черные дела. Таких женщин можно называть как угодно, но факт наличия у них особой биоэнергетикой силы остается фактом.
Особое место в народных приметах, так же как и вообще в жизни русского человека всегда занимала семья, а это значит любовь, свадьба, супружеская жизнь и дети.
Для того, чтобы сватались женихи, по народной примете, нужно помыть первому сватающемуся мыски обуви водой, затем этой водой помыть руки и даже умываться невесте, приговаривая: “По твоему следу пойдут ко мне сто женихов”.
Для того, чтобы испытать непорочность девушке, в еду незаметно подкладывали желтые тычинки лилии. Если она не девственна, то впадет в оцепенение. А вот, известная всем примета о сидении за столом на углу говорит не только о том, что семь лет в девках сидеть, но и о том, что жених с углом будет, т.е. с домом или квартирой, а так же и о том, что семь лет любить не взаимности. А примета о пересоленном кушании пошла от любовного наговора на соль: как люди соль любят в ястве, так бы и (имя) меня любил – говорили женщина подсыпавшая соль в еду приготовленную для любимого. Многие девушки и в наше время гадают на ромашке, приговаривая: “любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет, в порошок сотрет – на каком слове последний лепесток останется, то и сбудется”. Очень разнообразные и многочисленные приметы связаны со свадьбой, т.к. свадьба – это наиболее торжественный и важный праздник, определяющий судьбу человека.
Например, брак заключенный во время сенокоса считался несчастным, поэтому в это время свадеб на Руси не играли.
Если во время венчания невеста уронит платок, а жених его поднимет, то он долго не проживет, чтобы уберечь молодых от сглаза, под ноги им бросают соль. Кто при венчании первым ступит на коврик, тот будет главным в семье. Если церковный венец надевают на голову невесты – брак будет крепким ,если держат на весу над головой, боясь помять фату или прическу – брак может быть неудачным. Ну как после этого не поверить в народные приметы. Ведь в день моего венчания в церкви слишком тяжелый венец держали над моей головой и брак мой оказался несчастным и недолговечным. Я прожила с мужем пять лет и он нашел другую возлюбленную; в результате мы с трехлетней дочкой остались одни. А ведь об этой примете я узнала совсем недавно. Конечно, это может быть простым совпадением, но после таких совпадений все равно больше доверяешь мудрости накопленной веками у русского народа.
В браке можно было проверить верность жены. Для этого существует множество способов. Один, наиболее интересный, я приведу как пример. Если наложить магнит в изголовье жены, верная жена мужа со сне обнимет, не верная – спать не сможет. Чтобы муж крепче полюбил свою жену нужно сжечь ворот его рубашки, и подсыпая пепел в питье приговаривают: “Как рубашка к телу льнет, так и муж бы к жене льнул”.
Беременность женщины в народе почитали и в целом ряде примет отразилось это положение женщины. Все они отчего-то предостерегали и оберегали будущую мать. Например, для того, чтобы не родить страшного ребенка или урода нужно было устранить от глаз беременной все неприятности и предметы неприятного вида. И это легко объяснить с точки зрения современной медицины. Ведь если женщина ощущает и видит, что не приятное во время беременности, когда ее нервная система наиболее хрупка и подвержена нарушениям и расстройствам, как и вообще весь организм, то любой не благоприятный фактор может повлиять на состояние здоровья т ее самой, плода. При этом не исключено, что ребенок родится с отклонениями. Поэтому бодрые и любящие домочадца старались окружить будущую роженицу красивыми предметами и приятными впечатлениями. По приметам в народе определяли пол будущего ребенка.
Считалось, что роженица мучается за душу каждого человека, который знает, что она рожает, поэтому нужно, чтобы как можно меньше людей об этом знало. На роженице не должно быть не одного узла, даже косы расплетают. Очень хорошей приметой является, то что при рождении ребенка отец должен посадить дерево, как дерево растет, так ребенок будет расти. Если дерево увянет – ребенок заболеет. Это давало стимул родителем стимул ухаживать за деревом, оберегать его, не давая увянуть и погибнуть. Какими красивыми были бы наши города, если при рождении каждого младенца сажалось дерево и имело свой уход.
Если ребенок родился слабым его нужно непременно окрестить. Рубашку которую одевали на первого младенца при крещении, одевают и на всех последующих, чтобы все дети люби друг друга. Младенца запрещалось по примете, целовать в губы – немым останется. На самом деле целовать в губы ребенка не рекомендует чисто из гигиенических соображений.
В каждой такой примете кроется тайный смысл направленный на то, чтобы ребенок рос здоровым и нормально развивался. Уже хотя бы только из-за этого стоят верить приметам и знать их.
Хотелось бы намного рассказать о приметах связанных с теми кто окружает человека, т.е. с животными дикими и домашними. Люди верили, что птицы, звери, насекомые, могут, предвещать счастье и несчастье человека.
Аист приносит новорожденных и вьет свои гнезда над добрым домом, над домом которого ожидает счастье. Возможно это объясняется тем, что над домом, в котором живут добрые и любящие люди царит аура покоя и благополучия. И чувствуя эту благоприятную ауру, птицы вьют гнезда именно над такими домами. А там, где постоянные скандалы и ссоры, где живут люди злобные и нервно больные возвышается аура зла, неприятное и не притягивающая к себе птиц и животных, а обитатели более чем люди чувствительны к таким факторам. Именно поэтому дом, над которым гнездо аиста – очаг благополучия и взаимопонимания. И этот факт тоже был подмечен народом. Голубь прилетает либо к пожару, либо к известию, и плохому человеку голубь не прилетит; дятел около жилья предвещает смерть, встретить по дороге зайца дурная примета, если впереди стадо вечером идет рыжая корова – следующий день будет солнечным, если черная – к ненастью; если животное домашнее не имеет имени – то оно скоро заболеет и умрет; кошка трехцветного окраса сулит в доме достаток и богатство; если курица закричит петухом быть беде; если разорить гнездо ласточки – не миновать пожара; если лошади в стоиле без причины потеют – умрет хозяин; мыши пищат – к свадьбе; паука убить – к несчастью; петухи распелись – к вестям; птица хохлиться – к непогоде; если пчелиный рой влетит в дом, то в течении года кто-то скончается; свинья навстречу – к счастью; не бей и не пинай собаку – с тобой судороги случаться; тараканы в доме – к богатству.

Месяцеслов.
Одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. Всвязи с этим сформировался народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.
“Месяцеслов” в том виде в котором мы имеем возможность его видеть сейчас. Был составлен в середине прошлого века В. И. Далем и вошел в сборник “Пословицы русского народа”.
Морозы зимой бывают Введенские, Никольские, Рождественские, Васильевские, Крещенский, Афанасьевские, Сретенские, Власьевские, Благовещенские. По народному поверью мало снежна зима сулит засушливое лето, а чем больше зимой снега тем дождливей лето. Если снег ложиться ровно, то весной сеяли гуще, если же ложится грядами, надувается, то сеяли реже. Лучше всяких синоптиков месяцеслов помогал людям предсказывать погоду на завтра. Туманный круг вокруг солнца – к снегу, красноватые кольца вокруг луны к морозу, небо затянутое тучами – к потеплению, лес трещит жди мороза, а если шуршит – к оттепели, много сосулек зимой – к урожаю овощей.
Январь на мой взгляд, самый загадочный и сказочный месяц года. По народному календарю 6 январь – Рождественский сочельник, когда не едят до первой звезды, 7 января – Рождество и начало святок, которые продолжаться до 19 января. В это время положено гадать. 23 января – Григорий Нисский, Григорий – летоуказатель. Если выпадает иний к сырому году.
Если январь в народе называли Василь – месяцем – от святого Василия, чья память отмечалась 1-ого января по старому стилю, то февраль считался бокогрей – месяцем: с одного бока оттепель, с другого мороз, да метель.
1 февраля решало погоду на весь месяц. Среди февральских праздников стоит отметить Сретенье. На Сретенье весна с зимой встречаются. Тихий и облачный день предвещает хороший урожай плодов. Если перед закатом выглянет сквозь облака – прошли последние морозы, если солнце вовсе не покажется – ожидай суровых Власьевских морозов. Если выпадет снег – весна будет затяжной и дождливой, если оттепель ранней и теплой. Капель предвещает урожай пшеницы, а ветер урожай фруктов. Метель на Сретенье – осень будет поздняя. На Сретенье не следует отправляться в дальний путь.
Считалось, что хороший год по весне видно. Например если за сухим мартом следует дождливый апрель – хороший урожай обеспечен. Народная мудрость гласит, что если услышав первый гром, подпереть спиной дерево или деревянную стенку – весь год спина болеть не будет, а если выбежишь из дому за первым весенним громом, то непременно в этом году разбогатеешь.
Алексей – человек божий (30 марта) с гор воду сгонит, Федул (18 апреля) – тепла надует, Василий Парецкий (25 апреля) – земля запарит, Святой Пуд (28 апреля) – вынет пчелу из-под спуда, а мужик все верит: “Погожу, говорит, полушубок снимать: придет Егорий (6 мая) сам батюшка с плеч сымет!” – говорят в народе о весенних праздниках.
Случившийся в марте гром – признак урожая, а частые мартовские туманы – предвещают дождливое лето. Самый значимый, на мой взгляд в марте – это 22 число – 40 мучеников. Какова погода в этот день такова она будет еще 40 дней: если день теплый – 40 дней будет теплых, холодный надо ждать – 40 холодных утренников. Этот день считается и второй встречей весны (первая – на Сретенье). На 40 мучеников – 40 птиц прилетает. Исстари на Руси пекут из хлебного теста жаворонков.
В апреле начинался на Руси сев овощей. При растущей Луне (от новолуния до полнолуния) сеяли и сажали те овощи, у которых съедобная часть над землей, при убывающей луне (от полнолуния до новолуния) – у которых съедобная часть находится над землей.
7 апреля – один из наиболее почитаемых и ярких народных праздников – Благовещение. Это третье встреча весны. Выпускают на волю из клеток птиц. В ночь на Благовещение пережигают в печах соль. Этой солью как и солью заготовленной в великий четверг на Страстной недели можно излечить болезнь, если подмешать ее в святую воду и дать выпить больному. На Благовещение и птица гнезда не вьет, а человеку и подавно работать не подабает. Кто не чтит Благовещение, с огнем за работой сидит – у того убьет в это лето молнией близкого родственника. Еще много примет связано с этим праздником как и с другими народными праздниками.
Май считается самым тяжелым месяцем в году: все свадьбы, помолвки, заключенные в мае, обречены на неудачу.
В мае три похолодания: когда зацветет абрикос, когда цветет черемуха – особенно холодно, когда дуб выбрасывает первые листочки.
Очень почитал народ на Руси праздник Николы – вешнего, который отмечается 22 мая. В деревнях в это время молодые ребята впервые отправлялись “в ночное” – выгоняли лошадей на ночь на выпас, где устраивали пирушку с друзьями. Такой вечер отмечался как вступление мальчика во взрослую жизнь.
По урожайному лету судили о холодной зиме, если лето дождливое – зима ждет снежная и наоборот.
Июнь – начало лето. Наиболее интересные дни июня, которые хотелось бы отметить это Федора, о которой упоминалось ранее (8 июня). В этот день не следовало выметать из избы сора, дабы не обидеть домового, а торговые люди в этот день ставили для него горшочек с каши и клали несколько монеток, надеясь, что это принесет им при быль. Второй интересный день этого месяца – это Тимофей, которого чествовали 23 числа. В этот день, по поверью, бродят по земле разные призраки. Знающие люди могут увидеть в эту пору: несметные стада мышей – к голодному году, волчьи стаи в полях – к падению скота, тучи воронья – к повальную мору людей. А если припасть ухом к земле и услышать, что стонет Мать – родная Земля, то это предвещает пожар. Если привидится, что по полю огонь бежит – к засухе. Особенно опасно в этот день увидеть комету (“огненный змей”) – это предвещает неминуемую войну.
Июль – макушка лета или месяц “страник”?
7 июля народ праздновал Ивана Купалу. В эту ночь, по поверью, цветет папоротник, кто найдет его цветок тому откроются все клады. Раскладывали в лесу обрядовый костер и прыгали через него: кто выше прыгнет, тот будет всех богаче. Сильная роса на Ивана Купалу – к урожаю огурцов. Умоешься купальской росой – будешь здоров и счастлив весь год. На Иванову ночь небо звездное – будет много грибов.
Август – последний месяц лета. По первому числу смотри какова будет осень. Если на макриду идет дождь – то и осень будет мокра. Второго августа – всем известным Илья Пророк. Если в этот день сухо, то шесть недель будет сухо. А Ильинским дождиком умываются от дурного сглаза. На Илью до обеда – лето, после обеда – осень. После Ильи не разрешалось купаться. Илья Пророк ледок в воду бросил.
Отмечались в августе три спаса: Медовый – 14 августа, Яблочный – 19 августа, Ореховый – 29 августа. 28 августа – Успение. На Успение разговляются хлебом из нового урожая. На Успение красавицы присматривали себе жениха. С Успения не присмотришь – зиму в девках сидеть будешь. На Успение солили огурцы.
За летом приходит осень и чем она теплее, по поверью, тем длиннее будет зима. Следует обращать внимание на то, какой стороной кверху лягут опавшие листья. Если лицевой – к холодной зиме, а уж если большая часть листьев ляжет обратной стороной – то это к урожаю и теплой зиме.
Сентябрь сулит теплую осень и снежную зиму, если вдруг ударит гром. В конце сентября народ устраивает шуточные похороны мух, комаров и тараканов, которых причинами неурядиц и безденежья.
11 сентября – Иван-Постный. Этот день считали окончательным завершением лета и начало “бабьего лета”. Иван-Постный – осени отец крестный. В этот день установлен строгий пост: “С поста не мрут, от обжорства дохнут”, – говорили в народе. Не разрешается есть не только мясо или рыбу, но даже разрезать и вкушать, что-либо круглое, нельзя рубить капусту в память об усекновении главы Ивана Предтечи.
В сентябре отмечается большой праздник Воздвижение – постный праздник (27 сентября). Кто в Воздвижение постится тому семь грехов простится, кто не чтит Воздвижение на того семь грехов воздвижутся. Нельзя в этот день начинать ваших дел.
30 сентября – Вера, Надежда, Любовь, Софья. Всесветные бабьи императрицы. В этот день всем женщинам разрешалось не работать и мужчины поздравляли их с праздником.
Октябрь слывет в народе месяцем – свадебником.
14 октябрь отмечали Покров. С Покрова зима начинается, с Матрены (19 ноября) – устанавливается. Это время особенно удачно для празднования свадеб, а если землю припорошит снежком, то молодых ожидает счастливая жизнь. Девки приговаривают: “Покров – батюшка, покроет землю снежном, а меня женихом.” Благоприятным для обручения является время и после Покрова.
Ноябрь считали внуком сентября, сыном октября, зиме родным батюшкой. Ноябрь – это сумерки года. Если много снегу надует в ноябре, значит в следующем году будет хороший урожай хлеба.
4 ноября – Осенняя Казанская. Что Казанская покажет, то и зима скажет. Жениться на Казанскую – быть счастливым, но в дальний путь в это день отправляться не следовало. В деревнях устраивали на Казанскую пивные праздники, потчуя мужчин, вернувшихся с летних работ.
4 ноября отмечали на Руси первый зимний праздник – Кузьминки. Это девичий праздник. Девушки готовили пиршество и приглашали на него холостых парней. На стол обязательно подавали блюдо из курицы.
Декабрь называли в народе стужайлом. Раз в десять лет декабрь бывает теплым и даже тает снег. В последнее воскресенье декабря гадали, каким будет следующий год. Для этого брали двенадцать луковиц и очищали их от чешуек насыпали на каждую щепотку соли и оставляли на ночь, утром смотрели: какая луковица “смокрила”, такой по счету месяц в будущем году будет дождлиывым.
4 декабря – Введение. Если снег выпадает до введения, то он может растаять, если после – то не растает до весны.
13 декабря – Андрей Первозванный, когда ходят слушать воду. Если тихая вода – зима хорошая, если шумная – то жди морозов, бурь и метелей, но результат нужно сверить с тем, что покажет Юрьев день (9 декабря). В этот день девушки гадали о сужены.
25 декабря – Спиридон-Поворот. В народе это день считался самым коротким в году и даже работать запрещалось. От Спиридона – солнце на лето, зима на – мороз. По погоде первых 12 дней следующих за Спиридоном, судят о погоде каждого из 12 месяцев наступающего года.
Много интересного узнаешь, читая славянский месяцеслов. И что самое поразительное, это то, что многие приметы действительно сходятся хотя бы на половину. Однажды я решила понаблюдать за погодой ровно сорок дней после Сорока Мучеников (22 марта). День 22 марта был холодный и ровно сорок дней после этого стояли холода. У меня всегда под рукой месяцеслов и уже ни один раз мне приходилось удивляться точности, с которой подмечены народные природные явления и перемены погоды.
Мы русские люди, должны сохранить свои традиции и обычаи. И особенно это касается людей связанных с творчеством, с культурой. В наших руках будущее России.
“До двухтысячного года осталось немного. Но у нас есть все-таки время, есть силы, чтобы оглянуться назад. Мы обязаны вспомнить все лучшее, что было сотворено нашими предками за многие столетия национальной истории. И не только вспомнить, но и опереться на их достижениях.” (М. С. Хармицкий, С. С. Храмов “Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды.”).