Архивы Германии
В то же время в отдельных, крупных, мелких и мельчайших государствах, из которых состояла Германия, складывались свои архивы. К XVIII веку в немецких государствах сложились 3 типичные вида архивов:
1. Династический архив (HAUSARCHIV), содержавший документы о земельных владениях и правах наследования, акты рождения, коронований, 6ракосочётаний и похорон представителей династии и членов их семей, семейную и политическую переписку семьи, материалы о содержании дворцов и придворного штата, дворцовом хозяйстве и т.п. Иногда все эти материалы хранились вместе в резиденции государя, чаще были распылены по отдельным замкам, иногда хранились частично в регистратуре при государственной канцелярии.
2. Государственный архив (Staatsarchiv), содержавший, прежде всего документы по внешней политике — договоры с другими государствами, дипломатическую переписку, здесь же часто хранились и другие материалы, касающиеся вопросов государственного права.
3. Архив по внутреннему управлению — земский (Landesarchiv) — в это понятие входили материалы по различным отраслям_ управления государством, включая вопросы законодательства, права и суда, финансов и т. п. Эти материалы редко были сконцентрированы вместе, а чаще существовали в виде архивов при отдельных учреждениях.
Первые две категории архивов пользовались вниманием и заботой государей, так как касались их прав внутри и вне страны. Они хранились в лучших по тому времени условиях; в XVII — XVIII вв. государи нередко нанимали опытных в библиотечном и архивном деле лиц для приведения их в порядок и составления каталогов. Обычно в таких случаях материал подвергался научной систематизации в понимании того времени, т. е. располагался по предметным рубрикам. Архивы, касающиеся вопросов внутреннего управления, находились в небрежении, хранились в плохих помещениях, не использовались историками.
В первой половине XIX века в архивном деле германских государств происходят сдвиги. Вырос интерес к внешнеполитической документации. Укрупнение германских государств и борьба за гегемонию заставляли обращаться к династическим архивам. Проводившиеся в этот период в том или ином объеме буржуазные реформы и организация управления укрупненными государствами потребовали обращения к внутренней документации. Земский архив теперь становится неотъемлемой частью государственного аппарата. Создаются исторические общества, ставящие своей задачей издание памятников немецкой истории. Все больше используются материалы земских архивов к тому же более доступные для исследователей, чем секретные династические и дипломатические архивы.
Все эти перемены происходили в той или иной форме во всех германских государствах.
Архивное дело в Германии после первой Мировой войны.
В результате мировой войны произошли некоторые изменения в составе архивов Германии. Соответствующие статьи Версальского договора обязывали Германию передать ряду государств те документальные материалы, которые были ранее вывезены Германией из этих стран.
Важнейшим событием в архивном деле послевоенной Германия явилось создание общеимперского архива, осуществившееся весьма своеобразным и характерным для тогдашней обстановки в Германии путем.
Ликвидированы были дворцовые и удельные учреждения, императорский кабинет и некоторые другие учреждения. Продолжали существовать большинство прежних министерств; рейхстаг действовал в реорганизованном виде. Правда, архивы этих учреждений давно были обременены массой накопившихся бумаг, однако это не явилось поводом для создания нового архива.
Но существовал другая группа документальных материалов, привлекавших к себе внимание германских верхов в гораздо большей степени. Это было колоссальное наследие военных учреждений и полевых управлений германской армии. В условиях, создавшихся непосредственно после войны, когда вооруженные силы Германии были расформированы, генеральный штаб и другие высшие органы военного управления ликвидированы, эти документальные материалы оказались как бы без хозяина. Между тем, определенные милитаристские круги в Германии, главным образом из бывшего генералитета и стоящих за ними представителей капиталистических монополий, уже тогда затаившие идею реванша и стремившиеся как можно скорее начать подготовку к новой войне, очень нуждались в этих документах, необходимых как при восстановлении германской военной машины, так и при разработке плана войны. Для использования же военной документации необходимо было ее сконцентрировать, привести в порядок и создать необходимые условия для работы над ними. Но осуществить такое мероприятие в чистом виде, т. е. Создать специальный военный архив было тогда невозможно. Архиву необходима была вывеска мирного научного учреждения. И тут пригодилась выдвигавшаяся еще в довоенной Германии идея создания центрального архива для документов общеимперского значения. Эта идея находила поддержку в научном мире и отвечала давно назревшей необходимости. Из сочетания этих двух начал И возник принятый в 1919 г. план, в подготовке которого принимали участие и бывшие немецкие военные руководители, в том числе генерал Сект. Под помещение архива переданы были здания В Потсдаме, ранее принадлежавшие военному ведомству, и здесь в 1920 г. был открыт Архив Германской империи (Reichsarchiv). Формально архив был предназначен для хранения всех материалов общеимперского, т.е. общегосударственного для всей Германии значения. Архив делился на 2 отдела: архивный и историографический или исследовательский. Архивный отдел в свою очередь распадался на ряд секций для хранения различных категорий фондов; секции соответственно носили названия — политическая, военная, технико-экономическая, юридическая, картографическая и др. Но комплектование секций совершалось далеко не равномерно. В то время как поступления из гражданских учреждений происходили очень вяло и в сравнительно небольшом количестве, архив очень быстро заполнялся военными материалами, и до конца 20-х годов они в количественном отношении являлись основой архива.
Однако полностью документальное наследие I мировой войны стянуть в один архив было невозможно, и Рейхсархнв собирал лишь материал общестратегического и общетактического характера, т. е. такой, который использовался для изучения хода боевых операций. При этом фондовый принцип не играл здесь ведущей роли. Если фонды высших штабов стремились взять в архив целиком, то из фондов штабов соединений брали лишь оперативный материал; такие материалы, как журналы военных действий и полевые книжки офицеров предполагалось собрать из всех частей, хотя полностью это и не осуществилось. Таким образом, собрание военных материалов носило в значительной части коллекционный характер. То же самое можно сказать и об отделе карт, где находились почти исключительно военно-топографические карты периода войны, непосредственно связанные с документами II секции, и возникший позднее фотокиноотдел, собравший военно-хроникальные фильмы, выпускавшиеся в период мировой войны с целью пропаганды, и фотоснимки, также военного содержания. Та часть документальных материалов мировой войны, которая не попала в Рекхсархив, была сконцентрирована в его филиалах в Дрездене и Штутгарде.
В составе Рейхсархива предполагалось образовать секцию “учреждений и народных представительств общегерманского значения за период до воссоединения Германии” Имелось в виду собрать сюда с одной стороны фонды средневековых имперских учреждений (имперского совета и суда), а с другой — материалы франкфуртского сейма 1848 г., хранившиеся во Франкфурте на Майне. Однако концентрация этих материалов не была осуществлена, архив же сейма во Франкфурте — получил название филиала Рейхсархива. В остальные секции Рейхсархива поступали материалы некоторых центральных учреждений — рейхстага, министерств внутренних дел, путей сообщения, почт и телеграфов, имперского суда по политическим процессам, материалы военно-хозяйственных органов периода войны. Документы поступали медленно и без заранее продуманного плана; порядок комплектования Рейхсархива законом не был определен.
В архиве существовала также “секция посторонних фондов”, представляющая собой новое явление в немецком архивном деле. Она в известной степени явилась осуществлением предложений некоторых архивистов — создать коллекцию материалов по истории Германии, в том числе неофициального характера.
Историографический отдел, официально созданный для изучения и публикации документов Рейхсархива, представлял собой своеобразное учреждение. Штат его был очень велик и состоял в основном из бывших офицеров генерального штаба. Здесь велось изучение материалов первой мировой войны и извлечение из них сведений, которые могли быть использованы при подготовке новой войны.
Бюджетные затруднения, которые испытывала Германия после войны, сказались и в архивном деле. В частности, на устройство Рейхсархива были отпущены крайне ограниченные средства, которых хватило лишь на самое простое оборудование помещений архива дощатыми стеллажами. Таким образом в техническом отношении Рейхсархив не представлял собой чего-либо нового в архивном деле Германии. Он не стал и методическим центром общегерманского значения, уступая в этом отношении старым государственным архивам.
Образование Рейхсархива не оказало влияния на общую организацию архивного дела в Германии, которая и после первой мировой войны сохранилась почти без изменений. Никакой централизации архивов в общегосударственном масштабе проведено не было; по-прежнему в каждой земле существовала своя организация архивного дела, свое архивное законодательство, своя система архивов. В более крупных землях, как Пруссия, Бавария, Саксония, Баден, Вюртемберг, существовали помимо государственного архива, также провинциальные архивы, подчиненные особому архивному управлению или прямо государственному архиву. Государственные архивы находились в ведении различных органов, чаще всего министерств внутренних дел земель. Никакой организационной связи между архивами разных земель и между ними и Рейхсархивом не существовало.
“Династический архив Пруссии и Бдандербурга” продолжал существовать, пополнившись фондами ликвидированных дворцовых и удельных учреждений. В других землях существовавшие ранее династические архивы были слиты с государственными, но и там потомки прежних династий сохраняли права собственности на фамильные материалы.
Городские архивы по-прежнему были изолированы от системы государственных архивов, находясь в ведении муниципалитетов.
Раздробленность архивного дела в Германии неизбежно порождала пестроту в приемах и методах работы, отсутствие единых принципов. Однако, до фашистского переворота 1933 г. архивное дело в Германии в целом находилось на довольно высоком уровне сравнительно с другими капиталистическими странами. Некоторые крупнейшие государственные архивы играли роль своего рода научных и методических центров. Среди них следует назвать Прусский государственный архив в Берлине, где велись значительные работы по упорядочению документальных материалов к составлению справочного аппарата. Тесно связанная с ним архивная школа выросла в небольшой институт (с 1930 г. Институт архивоведения), соединявший функции научно-исследовательского учреждения и учебного заведения. Обучение в институте представляло собой двухгодичный цикл (по 1,5 г. теоретического курса и по 0,5 г. практики в Тайном Государственном архиве). На каждый цикл принимались 8—10 человек из окончивших исторический или юридический факультет. В Институте преподавались архивоведение и вспомогательные исторические дисциплины. Преподавательскую работу вели в нем профессора университета и наиболее квалифицированные сотрудники Государственного архива. Среди них следует отметить А. Бреннеке, читавшего курс архивоведения, и О. Г. Мейснера, который разработал систематический курс дипломатики и документоведения нового времени.
Другим значительным центром немецкого архивоведения был Главный архив Баварии в Мюнхене. Здесь также действовала “архивная школа”, подготовлявшая несколько человек к профессии архивиста. В Мюнхене по-прежнему издавался архивный журнал “Архивалише Цайтшрифт”, в котором наряду со статьями по методике и технике архивного дела печатались обзоры содержания архивов и архивных фондов и очерки об архивном деле в Германии и других странах
Нормальное развитие архивного дела и работа государственных архивов Германии были прерваны приходом к власти фашистской клики. Архивы стали частью страшной гитлеровской государственной машины, осуществлявшей режим террора и насилия и насаждавшей национализм в области идеологии. Личный состав архивов претерпел изменения — часть его, неугодная властям, была смещена и на их места посажены были фашистские молодчики; поэтому сразу снизился научный уровень работы. Прежние работы в архивах были свернуты, сотрудники их были заняты главным образом наведением справок о расовой принадлежности и политической “благонадежности” граждан. “Научная” деятельность архивов в этот период ничего общего с наукой не имела и была направлена на фальсификацию истории и разжигание воинственных настроений.
В условиях подготовки войны, с самого начала прихода фашистов к власти, главное внимание правительства было обращено на военные архивы с целью максимальной концентрации управления ими для лучшего использования материалов, имеющих значение в деле подготовки к войне. В стране была проведена своеобразная централизация военных архивов.
1 октября 1936 г. создано Военное архивное управление, подчинение Генеральному штабу. Начальнику его была подчинена целая сеть военных архивов. Военные материалы были выделены из Рейхсархива и на их основе создан центральный военный архив. Начальнику его были подчинены остальные военные архивы: прусский в Потсдаме, где находились новейшие акты с 1921 г., баварский в Мюнхене и архивы в Штутгарде и Дрездене (б. филиал Рейхсархива). После захвата фашистской Германией Австрии, Чехословакии Польши в систему Военного архивного управления были включены военные архивы этих стран, образовав австрийский военный архив в Вене (1938) и филиалы центрального военного архива в Праге (1939) и Данциге (1940).
Архивы в Германской Демократической Республике.
В результате воздушных бомбардировок и артиллерийского обстрела городов были разрушены многие здания, где находились государственные и особенно ведомственные архивы. Были разрушены здания Имперского архива в Потсдаме и б. Прусского тайного государственного архива в Берлин — Далеме; пожаром истреблена была большая часть династического архива Прусско-Бранденбургского дома в Шарлоттенбурге; погибли или сильно пострадали многие городские архивы и архивы действующих учреждений; многие документы и архивы были уничтожены фашистскими властями накануне краха, в том числе центральный военный архив в Берлине, архивы фашистской партии и другие.
Архивистами принимались некоторые меры к спасению документальных материалов. Наиболее ценные фонды или группы документов вывозились из городов в безопасные места, для укрытия архивных материалов использовались старые шахты и копи.
Уже весной 1946 г. был организован Центральный архив советской оккупационной зоны в Потсдаме; в этом временном хранилище были сконцентрированы в первую очередь материалы бывшего Имперского архива, часть материалов б. Прусского государственного архива, документы центральных учреждений Германии, существовавших до 1945 г. С этим архивом было тесно связано временное Центральное архивное управление, возглавившее работу по восстановлению архивов и реорганизации архивного дела. К 1949 г. в Восточной Германии уже существовали органы архивного управления в отдельных землях, оформлялась сеть государственных архивов. 29 декабря 1949 г. было издано распоряжение министерства внутренних дел ГДР
“Об обеспечении сохранности документальных материалов и о хранении документальных материалов, не являющихся более необходимыми в делопроизводстве”. Этим распоряжением документальные материалы объявлялись государственным имуществом, находящимся под охраной закона, Строжайше запрещалось уничтожать их без разрешения архивных органов. Были приняты новые меры к собиранию документов, эвакуированных и распыленных в результате военных обстоятельств. Специальным постановлением от 8 июля 1950 г. предписывалось всем лицам, у которых окажутся официальные документы и книги, сдать документы в местные советы или в государственные архивы. Была проявлена забота и об архивах национализированных предприятий. Инструкция об организации архивов заводов и фабрик от 27 апреля 1950 г. требовала тщательного хранения документов предприятий; во главе заводского архива ставилось специальное лицо, подчиненное непосредственно руководителю предприятия. Все эти меры подготавливали реорганизацию архивного дела в стране на новых началах. 13 июля 1950 г. был издан закон об архивном деле в ГДР, который лег в основу архивного строительства страны. В тот же день был утвержден приказ министра внутренних дел о проведении закона в жизнь. Эти документы определили организацию и сеть архивных учреждений.
Закон от 13 июля является документом большого политического значения. Он показал, что только в условиях подлинно демократического строя возможно полное осуществление централизации архивного дела. Этим актом и тесно, связанным с ним последующим законодательством по архивному делу были коренным образом изменены структура и характер архивных учреждений, сформулировано понятие государственного архивного фонда, разрешен вопрос о сохранности документального наследия, четко определены роль и задачи архивных органов и государственных архивов.
Идея централизации архивного дела выразилась в этих актах прежде всего во взгляде на документальный материал, как на единое целое, являющееся собственностью всего народа, всего государства. Закон даст краткое, но довольно четкое определение составу архивного имущества государства, понятие которого соответствует нашему понятию Государственного архивного фонда. В него входят по этому определению “Все документы, акты, письма, рукописи, рукописные собрания, дневники, счета, статистические материалы, чертежи, карты, планы, рисунки, картины, печати, почтовые знаки, монеты, газеты, плакаты, воззвания, прокламации, фотокопии, негативы и позитивы фотоснимков и кинофильмов, звукозаписи, описи этого имущества и другой архивно-справочный материал, а также прочие документы всякого рода, имеющие историческую ценность для будущего или представляющие в каком-либо отношении общественный интерес. Закон подчеркивает, что в Государственный архивный фонд входят как материалы, хранящиеся в государственных архивах, так и находящиеся в ведении учреждений, институтов и организаций. Все они подлежат единому управлению. Руководство архивным делом было возложено на Государственное архивное управление, которое является структурной частью министерства внутренних дел ГДР. Сеть государственных архивов, утвержденная в 1950 г. состояла из Центрального архива в Потсдаме и системы местных архивов, соответствовавшей существовавшему тогда административно-территориальному делению ГДР.
До административной реформы в состав ГДР входило 5 земель. В главных городах земель находились главные архивы земель— в Дрездене (земля Саксония), в Веймаре (земля Тюрингия), в Магдебурге (земля Саксония-Ангальт), в Потсдаме (Брандёнбург), Шверине (земля Мекленбург). Эти архивы хранили документы правительств земель, как за период до образования ГДР, так и правительств, созданных после 1949 г. Кроме пяти главных архивов были созданы еще 12 земских архивов в городах Люббене, Грейфсвальде, Бауцене, Глаухау, Ораниенбауме, Альтенбурге, Эрфурте, Готе, Грейте, Мейнингене, Рудольштадте и Зондергаузене. Они комплектовались материалами местных (провинциальных и отчасти городских) органов, существовавших до и после образования ГДР. В 1952 г. в ГДР была проведена административная реформа, в результате которой территория страны, вместо прежних земель, была разделена на 14 округов. При этом сложившаяся уже сеть архивов сохранилась; отложившиеся в архивах земель материалы остались на прежних местах, а ближайшей задачей каждого архива земли стало завершение концентрации документальных материалов упраздненных учреждений земель и провинций до 1952 г. Социальные преобразования в деревне и национализация крупных помещичьих имений привели к поступлению в государственные архивы усадебных и вотчинных фондов. Интересы изучения истории крестьянства и истории сельского хозяйства требовали концентрации этих материалов. В Лейпциге было создано хранилище частных и семейных фондов. Помимо государственных архивов, находящихся в непосредственном ведении архивного управления, на государственные архивные органы было возложено руководство в специальных вопросах и над другими категориями архивов. Сюда относятся: городские и районные архивы, архивы действующих учреждений и предприятий. В отношении архивов при центральных правительственных учреждениях эти функции выполняет непосредственно Государственное архивное управление. В отношении других архивов оно выполняет ее через посредство специальных органов, являющихся частью государственного аппарата. После реформы 1952 г. в 14 округах при окружных советах и, в Берлине при магистрате Большого Берлина были созданы архивные отделы в составе референта и архивиста окружного совета, которые инспектируют архивы в пределах округа. Такая организация обеспечивала тесную связь архивных органов с местной администрацией.
Городские и районные архивы были оформлены постановлением правительства от 26 февраля 1951 г. В прошлом в Германии существовали городские архивы при местных муниципальных органах, подчас хранившие еще средневековые документы, но эти архивы были разобщены, не имели руководства, теперь же они вошли в единую архивную организацию и участвовали в общей созидательной работе архивов ГДР. Районные же архивы представляют собой совершенно новое явление в архивном деле Германии. В них концентрируются архивные материалы районных советов и общин района, не имеющих своих оборудованных архивов. Создание районных архивов очень важно: они обеспечивали сохранность материалов местных низовых организаций, наиболее непосредственно отображающих перемены, происходящие в жизни народа, и в то же время создали базу для исследований местных краеведов.
Закон об архивном деле 1950 г. действовал в течение 15 лет. За этот срок были достигнуты большие успехи в архивном строительстве ГДР. Но со временем возникла необходимость в издании нового архивного закона, который бы соответствовал новому этапу в социалистическом развитии страны, ознаменовавшемуся принятием новой конституций, и в то же время направлял деятельность архивных учреждений на выполнение наиболее актуальных задач и укрепил все звенья архивной организации. Новый закон об архивном деле был принят правительством ГДР 17 июня 1965 г. Закон охватывает все стороны организации архивной службы. Однако особенное внимание он уделял улучшению работы архивов действующих учреждений, как наиболее актуальной задаче.
Закон 1965 г. содержит более развернутое, чем в законе 1950 г. определение государственного архивного фонда. Организация управления архивным делом не подверглась изменениям; Государственное архивное управление сохранило прежние функции и ведомственное положение, но права его были несколько расширены.
Много места в законе отведено вопросам использования документальных материалов.
Закон 1965 г. лежит в основе организации архивного дела ГДР в настоящее время.
Сеть государственных архивов ГДР включает в себя следующие элементы:
Документальные материалы общегосударственного значения хранятся в Центральном немецком архиве. Центральный архив размещен в двух местах. Основное хранилище находится в Потсдаме, где в специально сооруженном комплексе зданий размещены также Государственное архивное управление и архивная школа. Здесь хранятся фонды бывшего Рейхсархива, центральных имперских учреждений периодов Веймарской конституции и фашистской диктатуры, центрального аппарата советской зоны оккупации и Германской Демократической республики. Часть отделов Центрального архива помещается в реставрированном здании в г. Мерзебурге и хранит материалы б. Прусского государственного архива и Бранденбуркско-Прусского династического архива. Династический архив потерял очень значительную часть своих материалов, однако, наиболее ценная часть — именные фонды в основном сохранились. Не все материалы т. Рейхсархива, Прусского государственного архива и центральных имперских учреждений находятся в Центральном архиве ГДР. Часть этих материалов накануне краха фашистского режима оказалась распыленной между восточной и западной частями Германии. Материалы, сказавшиеся в западной части попали в руки архивной службы при англо-американском командовании, большая часть их была затем передана в архивы ФРГ; остальные были удержаны и местонахождение их не называлось в печати. Таким образом, эти цельные ранее комплексы оказались разорванными на части, что во многих случаях затрудняет изучение фондов Центрального архива ГДР.
Сеть местных архивов, находящихся в ведении Государственного архивного управления, состоит из 9 государственных архивов с филиалами и 5 исторических архивов. Государственные архивы находятся в городах: Дрезден, Веймар, Магдебург, Шверии, Потсдам, Лейпциг, Грейфсвальд, Мейнинген и Рудольштадт, а филиалы их в гг. Глаухау, Мерзебург, Мокерн, Вернигероде и Лудвигслуст. Самыми крупными из них являются первые пять — т. е. бывшие главные архивы земель, хранящие материалы их правительств, действовавших до административно-территориальной реформы 1952 г. Другие государственные архивы хранят за эго время фонды местных (провинциальных) учреждений. В дальнейшем государственные архивы принимают материалы окружных учреждений. Исторические архивы (в гг. Альтенбург, Бауцен, Гота, Грейц и Ораниенбаум), подчиненные государственным архивам соответствующих округов, отличаются от них тем, что, приняв материалы местных учреждений до 1952 г., больше уже не комплектуются. Таким образом, ГДР обладало довольно сложной и разветвленной сетью государственных архивов. Состав этих архивов тоже сложен и разнообразен. Их фонды часто восходят к средним векам.
Много материалов государственного архивного фонда, как современных, так и относящихся к далекому прошлому, хранится в архивах, не подчиненных непосредственно архивному управлению, но выполняющих его указания и инструкции по научным, методическим и техническим вопросам и контролируемых им или местными архивными органами (ими по-прежнему являются архивные отделы окружных советов).
К ним относятся городские и районные архивы, архивы учреждений, предприятий и организаций.
В отношении архивов действующих учреждений закон 1965 г. развил и дополнил положения, имевшиеся в прежнем законодательстве. В нем содержится требование, чтобы архивы учреждений и предприятий составляли в них особую структурную часть, подчиненную непосредственно начальнику или его заместителю. Для лучшей организации хранения и использования документальных материалов рекомендуется создание центральных ведомственных архивов, а в народном хозяйстве — центральных отраслевых. Подобные архивы уже существуют, как, например, центральный архив промышленного проектирования в Дрездене, Центральный архив калийной промышленности в Штассфурте, Центральный архив энергетики. Центральные ведомственные и отраслевые архивы осуществляют функции руководства по отношению к архивам учреждений и предприятий ведомства или отрасли. Одним из важнейших ведомственных архивов является Немецкий военный архив, образованный в 1964 г.
Документальные материалы по истории науки и искусства, хотя и представлены в фондах государственных архивов, но большей частью находятся в хранилищах с постоянным составом при специальных учреждениях. К ним относятся архивы Академии наук и Академии искусств в Берлине, архивы университетов, из которых крупнейшие — в Берлине и Иене. Важнейшим литературным архивом является архив Гете и Шиллера в Веймаре, основанный в 1889 г. и хранящий наряду с рукописным наследием этих величайших корифеев немецкой литературы, также личные фонды и рукописи многих других писателей, в том числе современных. Богатым рукописным собранием обладает национальная библиотека в Берлине. Большая работа выполнена была по созданию и унификации научно-справочного аппарата и подготовке справочных изданий. Центральный архив ГДР и многие государственные и городские архивы издали путеводители по своим фондам. В тесной связи с государственными архивами работают специальные научно-исследовательские центры для изучения истории немецкого народа при университетах в Берлине, Лейпциге и Галле. Одной из главных задач является издание документальных материалов по истории немецкого рабочего движения и революции в Германии. Из этой серии к 1965 г. уже вышли в счет несколько сборников, как, например, “Влияние Первой русской революции на Германию” в нескольких томах, “Борьба немецких социал-демократов в период действия закона против социалистов”, “Влияние Великой Октябрьской социалистической резолюции на Германию” и др. По теме рабочего и революционного движения в Германии издавались сборники и тематические обзоры местными архивами.
Успехи развития архивного дела в ГДР тесно связаны с серьезной постановкой дела специального образования архивистов. В стране существуют 2 специальных учебных заведения. Подготовку руководящих научных работников осуществляет Институт архивоведения в составе университета им. Гумбольдта в Берлине. В течение 5-ти лет они получают подготовку по специальным архивоведческим и вспомогательным историческим дисциплинам. Контингент учащихся составляет 10—15 человек на курсе.