Театры Санкт-Петербурга
Мариинский театр - символ русской культуры. Летоисчисление его труппы ведется с 1783 года, когда в Петербурге был открыт Большой театр, на месте которого находится сейчас Санкт-Петербургская консерватория.
В XVIII веке во второй Адмиралтейской части Петербурга появилась площадь Карусель - так называлось театрализованное конное действо - любимое развлечение придворного общества. Здесь же проходили народные гулянья с танцами и музыкой, а в неказистой деревянной постройке шли драматические представления, давались спектакли итальянской оперной труппы, в которых принимали участие воспитанники Петербургской танцевальной школы. По приказу Екатерины Великой на месте этого здания был воздвигнут Большой (Каменный) театр, великолепием и пышностью превосходивший крупнейшие театры Европы. Он открылся в 1783 году представлением оперы Паизиелло "На Луне". Площадь перед театром стала называться Театральной. В 1802 году театр перестроил архитектор Тома де Томон, в 1836 его реконструировал Альберт Кавос.
29 января 1849 года в здании, выстроенном напротив Большого театра по проекту архитектора Альберта Кавоса, праздничным конным представлением открылся Конный цирк. Он был спроектирован так, что мог использоваться и как театральное помещение. Ровно через десять лет цирк сгорел. Восстановленное здание предназначалось только для музыкальных спектаклей. Сюда переехала русская оперная, а затем, в сезоне 1885-1886 годов, и петербургская балетная труппа.
Открывшийся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки "Жизнь за царя" театр стал называться Мариинским, по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Это был театр, по свидетельству современников, "великолепнейший в Европе", но из-за нехватки служебных площадей и устаревших деревянных конструкций его приходилось постоянно перестраивать. В XIX веке здание театра дважды реконструировалось. По проекту главного архитектора Дирекции Императорских театров Шретера в 1884-1886 годах перестраивались закулисные помещения. В 1894-1896 главным инженером Смирновым проведена реконструкция зрительской части. К главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. Яркий живописный плафон выполнен живописцем Фрачиоли по эскизам профессора Дузи. Бронзовая трехъярусная люстра с хрустальными подвесками и канделябры были изготовлены на пожертвования купца Плеске, награжденного золотой медалью "во внимание к такой особой артистической заслуге". Великолепная декоративная отделка зрительного зала в основном сохранилась до наших дней. Ослепительная белизна скульптур, мягкое сияние позолоты, голубой тон обивки и драпировок - таков уникальный колорит зрительного зала - самого лирического театрального зала Европы.
Уникальный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создан в 1914 году по эскизам выдающегося театрального художника Александра Головина. В 1952 году художник Симон Вирсаладзе изменил цветовую гамму занавеса - в соответствии с цветом обивки мебели и драпировки зрительного зала из темно-красного он сделал его сине-голубым. Во время Второй мировой войны в здание театра попало более двух десятков снарядов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце 1960-х годов в ходе реконструкции была перестроена сценическая коробка. Подъемный пол оркестровой ямы и другие технические приспособления позволяют по-разному использовать оркестр и добиваться сложных декоративных эффектов. Однако время требует постоянного совершенствования сценической машинерии, и театр готовится к очередному техническому обновлению.
Представляем Вам виртуальную экскурсию по Мариинскому театру. Вы сможете осмотреть Театральную площадь, увидеть интерьеры театра и закулисную жизнь в нашем слайд-шоу, и в конце экскурсии оказаться в великолепном зрительном зале.
Государственный камерный музыкальный театр
"САНКТЪ – ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА"
Небольшой уютный особняк по ул. Галерной, принадлежавший на рубеже веков барону С. фон Дервизу, имеет богатую музыкально - театральную историю.
В конце XIX века здесь шли спектакли “Дома интермедий”, которые ставил работавший в то время под псевдонимом “Доктор Даперутто” Всеволод Мейерхольд. В них принимали участие поэт и музыкант М. Кузмин, художники Н.Сапунов и С. Судейкин, артисты Н. Петров, Б. Казарова-Волкова. В качестве зрителей присутствовали К. Станиславский, Вл. Немирович- Данченко, Е. Вахтангов, А. Чехов и многие другие деятели искусства. С 1915 года дом стал называться “Концертно-театральным залом”. Здесь устраивались концерты, в которых выступали Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Дункан. Концерты и спектакли проходили в большом Белом зале со специально оборудованной небольшой сценой. Здесь чудом (после устраиваемых в советское время клубных мероприятий) сохранился интерьер: барочная лепнина стен со скульптурами, символизирующими разные виды искусства, парящий Гений с лирой в руках над богато убранным порталом сцены, герб фон Дервизов на стеклах парадных дверей.
Сохранились и другие интерьеры особняка: роскошная Мавританская гостиная, которая сплошь покрыта позолоченным орнаментом,украшенная живописным панно Кленовая гостиная, сделанный в виде грота Зимний сад.
Сейчас, на рубеже уже следующих столетий этот особняк вновь становится “театральным домом”.
Здесь будет звучать оперная и симфоническая музыка, увидят свет новые постановки театра “Санктъ-Петербург Опера”, который со дня основания возглавляет режиссер Юрий Александров.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первым владельцем был знаменитый государственный деятель первой половины XVIII в. , кабинет-министр при Анне Иоанновне, А.П. Волынский, казненный в 1740 г. за участие в заговоре против герцога Бирона. Затем домом владела его дочь, вышедшая замуж за графа И.И. Воронцова. Одно время дом принадлежал купцам Шнейдеру, Балабину, затем князю Репнину. В 1870 г. архитектор Миллер перестроил дом для Л.Н. Долгоруковой. В 1876 г. была еще одна перестройка дома для Вонлярлярского. В 1859 г. архитектор Н.П. Гребенка построил трех этажный жилой корпус со стороны Галерной ул. В 1880 г. дом купил барон С.П. фон Дервиз.
Сергей Павлович фон Дервиз /1863-1918/ - потомок старинного рода Визе, происходившего из Германии. В середине XVIII в. Иоанн-Адольф Визе, служивший в Швеции, перешел на русскую службу в качестве юстиц- советника и был возведен в дворянское достоинство Священной Римской империей, с прибавкой “фон дер”. Сын Сергей имел чин действительного тайного советника и звание камергера высочайшего двора. Ему принадлежали рудники и поместья в Киевской, Рязанской и Ориенбургской губерниях.Он, как и его мать, получил известность благодаря своей благотворительной деятельности.
Архитекторы П.П. Шрейбер и Н.В. Набоков перестроили дома со стороны Английской набережной и Галерной ул., объединив их общим фасадом.
Фасад с Галерной ул. несет в себе некоторые черты ренессансного стиля, отдаленно напоминая флорентийские палаццо.
Основное внимание было уделено интерьерам дома, которые по моде того времени были выполнены в разных стилях. В 1902 г. дом со стороны набережной был надстроен на 2 этажа, утратив при этом вид особняка. В 1909 г. С.П. фон Дервиз продал дом, разделив его на три части. Правую купила жена генерал-лейтенанта А.А. Игнатьева, левую /включая особняк на Галерной/ - шталмейстер двора Н.Н. Шебеко, причем особняк подвергся реконструкции по проекту архитектора А.П. Максимова и в таком виде дошел до наших дней.
Малый драматический театр был создан в 1944 году в Ленинграде, когда большинство театров находилось в эвакуации. Созданный решением Облисполкома, театр не имел ни определённой творческой программы, ни собственного дома. Небольшая труппа показывала свои спектакли только в городках и сёлах Ленинградской области. Время от времени создавались интересные спектакли, но всё же театр был мало известен в городе.
В 1973 году на должность главного режиссёра был приглашён ученик Г.Товстоногова - Ефим Падве. Он привлёк к сотрудничеству известных драматургов и молодых режиссёров, одним из них был Лев Додин. Постепенно театр стал приобретать известность в городе и популярность у зрителей.
Первой работой Льва Додина в Малом драматическом театре стал в 1975 году спектакль "Разбойник" по пьесе К.Чапека. Он сразу привлёк внимание публики и критики оригинальностью решения и сценического языка. За этой постановкой последовали другие: "Татуированная роза" Т.Уильямса (1977), "Живи и помни" В.Распутина (1979), "Назначение" А.Володина (1979).
Премьера спектакля "Дом" по одноимённому роману Ф.Абрамова в 1980 году стала настоящим событием не только в театре, но и в театральной жизни всего Ленинграда. Спектакль очень трудно пробивался к открытому показу . Правда, рассказанная сначала Ф.Абрамовым, а затем и театром была неприемлема для чиновников от культуры. Но у него оказалась счастливая сценическая судьба: двадцать лет в репертуаре театра, полные зрительные залы в Петербурге, на гастролях в России и за рубежом, Государственная премия СССР в 1986 году.
Только кончина исполнителя главной роли Михаила Пряслина Николая Лаврова прервала жизнь этого любимого многими спектакля, как и спектакля "Скамейка" по пьесе А.Гельмана, жившего на сцене Малого драматического десять лет.
С 1983 года и по сей день Лев Додин - Художественный руководитель Малого драматического театра. Ныне МДТ - признанный театральный лидер страны, получивший широкую известность и признание во всём мире. Увидели свет спектакли, вошедшие в историю театра. В 1985 - "Братья и сёстры" по роману Ф.Абрамова, составивший вместе со спектаклем "Дом" трилогию и удостоенные Государственной премией СССР в 1986 году, а в 1996 году названный "лучшим иностранным спектаклем года", "Звёзды на утреннем небе" А.Галина - обладатель премии имени Лоуренса Оливье 1988 года, "Бесы" - театральная эпопея из трёх спектаклей по роману Ф.Достоевского, "Gaudeamus" по мотивам прозы С.Каледина, получивший в 1992 году премию французских театральных и музыкальных критиков, английскую премию региональных театров, а в 1993 году итальянскую премию "UBU" и Государственную премию России, "Клаустрофобия", созданный на материале современной русской прозы, завоевавший четыре премии на международном театральном фестивале БИТЕФ, в том числе и Гран-при, "Муму" в постановке В.Фильштинского по рассказу И.С.Тургенева, трилогия по пьесам А.П.Чехова "Вишнёвый сад","Пьеса без названия" и "Чайка", причём спектакль "Пьеса без названия" получил сразу две Национальные премии "Золотая маска" в 1988 году как "Лучший спектакль" и за "Лучшую режиссуру", а спектакль "Чайка" на фестивале "Золотая маска" признан "лучшим спектаклем" 2002 года. "Чевенгур" по роману А.Платонова получил "Золотую маску" за "лучшую режиссёрскую работу" в 2000-м. Малый драматический театр работает под руководством и при участии Комитета по культуре Ленинградской области. Ежегодно театр играет 60 спектаклей в городах и сёлах области, а в 1997 года открыл свой филиал в Киришах, в Центре Досуга ООО "Киришинефтеоргсинтез", где два раза в год показывает свои новые спектакли.
Малый драматический театр ведёт большую международную работу в союзе Европейских театров в который он был приглашён в1992 году. Решением Генеральной Ассамблеи Союза европейских театров в 1998 году присвоен статус Театра Европы. На сегодняшний момент только три театра в мире имеют этот статус - парижский Одеон, миланский Пикколо театр и петербургский Малый драматический. Этот факт не случайность. В последнее десятилетие Малый драматический театр стал одним из лидеров мирового театрального процесса. Спектакли театра были показаны почти во всех уголках Земного шара - более шестидесяти городов Европы, Австралии, Южной и Северной Америки, Юго-Восточной Азии принимали спектакли театра, и сегодня об уровне российского театральной искусства зарубежные зрители судят, во многом спектаклям МДТ.
В 1994 году театр открывал возобновлённые "Русские сезоны" в Париже. В течение трёх месяцев театр показал парижанам три премьеры и два репертуарных спектакля. Тогда же правительство Франции наградило Льва Додина Орденом литературы и искусства офицерского достоинства "за огромный вклад в дело сотрудничества русской и французской культур". В 2000 году Союз Европейских театров от имени Парламента Совета Европы вручил Льву Додину высшую европейскую театральную премию "Европа - Театру".
Малый драматический - постоянный гость и участник престижных театральных фестивалей мира. Педагоги театра во главе с Львом Додиным проводят мастер-классы в крупнейших театральных школах Европы и Америки. В театре стажируются молодые режиссёры и актёры из США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, Финляндии, Испании, Венгрии, стран Скандинавии.
Сегодня в труппе работают 53 актёра, большинство из которых ученики Льва Додина разных лет: народная артистка России, Лауреат Государственной премии СССР Татьяна Шестакова, заслуженные артисты России, Лауреаты Государственной премии СССР Наталья Акимова, Пётр Семак, заслуженные артисты России Сергей Власов, Игорь Иванов, Наталья Фоменко, Игорь Скляр, Сергей Козырев, Сергей Курышев, а также уже получившие известность в России и мире актёры молодого поколения Игорь Черневич, Ирина Тычинина, Олег Дмитриев, Игорь Николаев, Владимир Селезнёв, Мария Никифорова и многие-многие другие составившие студию театра. В театре ежедневно проходят занятия по речи, движению и вокалу обязательные как для начинающих, так и для признанных мастеров сцены.
С 1969 года художественный руководитель театра Лев Додин преподаёт в Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Ныне он профессор, возглавляет кафедру режиссуры. Значительная часть обучения будущих актёров и режиссёров проходят в стенах театра. С 1999 года в театре открыта Камерная сцена с уютным маленьким залом на 50 мест. Эта своего рода экспериментальная лаборатория театра, где пробуют силы молодые актёры и режиссёры. Её рождение было бы невозможным без поддержки Генерального спонсора - ООО Киришинефтеоргсинтез. Третий сезон на Камерной сцене проходит фестиваль режиссёрских дебютов. Сегодня в репертуаре камерной сцены уже пять спектаклей, сделанных молодыми режиссёрами-учениками мастерской Льва Додина: "Квартира Коломбины" по мотивам пьес Л.Петрушевской и В.Шекспира и "Ресторанчик, ресторанчик…" в постановке Игоря Коняева, "Фрёкен Жюли" А.Стриндберга в постановке Игоря Николаева, "Исчезновение" по мотивам прозы Ш.Голана в постановке Юрия Кордонского, "Долгий Рождественский обед" по пьесе Т.Уайлдера в постановке Сергея Каргина, "Парчовый барабан" Ю.Мисимы в постановке В.Туманова.
Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси, - одно из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.
В результате перепланировки усадьбы Аничкова дворца в 1818 году между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более 10 лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, которые предусматривали сооружение на ней городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в этом же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.
Театр обращен в сторону площади (Театральной) глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью нынешней площади Островского. В то же время боковые фасады подчеркнуты восьмиколонными портиками, сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание и войти на Театральную (ныне улица зодчего России) улицу, перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра. Основное декоративное убранство здания театра - выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей в уровне коринфских капителей, статуи муз в нишах на торцевых фасадах и великолепная квадрига Аполлона на аттике главного фасада (скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, А.Трискорни, И. Леппе).
Александринский театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером (вместимость - свыше тысячи человек. Интерьеры театра в основном сохранили первоначальную отделку. Пятиярусный зрительный зал на 1700 мест отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. Убранство его торжественно и нарядно. Первоначальная голубая обивка была заменена в 1849г. на пунцовую. Золоченая резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, орнамент на барьерах ярусов - более поздний (2-я половина XIX в.).Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном (худ. А.К. Виги), позднее замененным.
К.И. Росси в содружестве с инженером М.Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальные системы металлических конструкций. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролетом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы. К.И. Росси, вопреки косным официальным кругам, был совершенно уверен в прочности предложенной им металлической конструкции, а потому в одном из рапортов писал: "... в случае, когда бы... от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь нещастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".
Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси, является одним из лучших по красоте интерьеров и величественности внешнего облика.
Санкт-Петербургский государственный Академический театр имени Ленсовета ведет свою историю от 19 ноября 1933 года, когда был сыгран спектакль "Бешеные деньги" А.Н. Островского. В то время театр носил название "Новый". С 1937 по 1947 гг. театром руководил воспитанник К.С. Станиславского народный артист СССР Б.М. Сушкевич...
В 1940 году коллектив театра был направлен на гастроли на Дальний Восток, где его застигла война. В 1945 году театр вернулся в Ленинград, где получил свое нынешнее помещение - здание на Владимирском проспекте, 12.
Это здание было построено в 1820-х гг. Изначально это был богатый особняк. Потом он превратился в купеческий клуб - с рестораном, игорным залом, отдельными кабинетами. Впоследствии его стали называть "Игорным Домом".
Говорят, что в "Игорном Доме" была любопытная достопримечательность - пальма, под которой стрелялись "в пух и прах" проигравшиеся игроки. Такое прошлое не могло не оказать влияния на жизнь театральных коллективов, вступавших во владение особняком. Не потому ли в спектаклях Театра имени Ленсовета игровая стихия становилась так часто основным содержанием? Стоит хотя бы вспомнить знаменитые шлягеры 70-х годов - "Укрощение строптивой" Шекспира, "Дульсинея Тобосская" Володина, "Левша" Лескова, "Люди и страсти".
С 1951 по 1956 гг. театром руководил выдающийся режиссер и художник Н.П.Акимов. Именно здесь Акимов осуществил первые редакции своих знаменитых спектаклей - "Тени" М.Е.Салтыкова-Щедрина и "Дело" Сухово-Кобылина.
В 1960 году главным режиссером Театра был назначен молодой тогда режиссер, ученик Г.А. Товстоногова, И.П. Владимиров. Именно ему удалось в короткий срок не только вывести театр из кризиса, в который коллектив попал после возвращения Акимова в театр Комедии. Стремительно обновив труппу, создав обширный современный репертуар, Владимиров придал театру неповторимые черты.
Особых творческих успехов Театр добился в создании публицистического спектакля, современного синтетического зрелища, в котором сочетаются драматическое и музыкальное действие. В Театре им. Ленсовета впервые получил большое развитие жанр мюзикла. Вряд ли в представлении нуждаются спектакли, которые пользовались колоссальным успехом в 70-е и 80-е годы. Среди них "Трехгрошовая опера" Б.Брехта и К.Вайля, "Укрощение строптивой" В. Шекспира, "Дульсинея Тобосская" А. Володина, "Люди и страсти", "Трубадур и его друзья" Ю. Энтина и В. Ливанова, "Интервью в Буэнос-Айресе" Г.Боровика, "Игроки" Н. Гоголя.