Французская культура XVII
План:
1. Введение
2. Формирование классицизма
3. Живопись Франции XVП века
4. Искусство второй половины XVП века
5. Заключение
XVП век - время формирования единого французского государства,
французской нации. Во второй половине столетия Франция - самая мо-
гущественная абсолютистская держава в Западной Европе. Это и время
сложения французской национальной школы в изобразительном искусс-
тве, формирования классицистического направления, родиной которого
по праву считается Франция.
Французское искусство XVП в. имеет в своей основе традиции
французского Возрождения. Живопись и графика Фуке и Клуэ, скуль-
птуры Гужона и Пилона, замки времени Франциска 1, дворец Фонтебло
и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня -
на всем этом лежит печать классицистического понимания формы,
строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного, - т.е.
чему суждено в полной мере воплотиться в XVП в. в философии Декар-
та, в драматургии Корнеля и Расина, в живописи Пуссена и Лоррена.
В литературе становление классицистического направления связа-
но с именем Пьера Корнеля, великого поэта и создателя французского
театра. В 1635 г. в Париже организуется Академия литературы, и
классицизм становится официальным направлением, господствующим ли-
тературным течением, признанным при дворе.
В сфере изобразительного искусства процесс формирования клас-
сицизма был не таким единым.
- 3 -
В зодчестве первом намечаются черты нового стиля, хотя они и
не складываются окончательно. В Люксембургском дворце, построенном
для вдовы Генриха IV, регентши Марии Медичи, Саломоном де Бросом,
многое взято от готики и Ренессанса, однако фасад уже членится ор-
дером, что будет характерно для классицизма. "Мэзон-Лафит" Франсуа
Мансара при всей сложности объемов являет собой единое целое, яс-
ную, тяготеющую к классицистическим нормам конструкцию.
В живописи обстановка была сложнее, ибо здесь переплелись вли-
яния маньеризма, фламандского и итальянского барокко. На французс-
кую живопись первой половины века имели влияние и караваджизм, и
реалистическое искусство Голландии. Во всяком случае в творчестве
братьев Ленен эти влияния прослеживаются отчетливо. В картинах Луи
Ленена нет повествовательности, иллюстративности, композиция стро-
го продумана и статична, детали тщательно выверены и отобраны ради
выявления прежде всего этической, нравственной основы произведе-
ния. Большое значение в картинах Ленена имеет пейзаж.
В последнее время все чаще в искусствоведческой литературе
название направления, к которому принадлежит Луи Ленен, определя-
ется термином "живопись реального мира". К этому же направлению
относится творчество художника Жоржа де Латура. В своих первых ра-
ботах на жанровые темы Латур выступает как художник близкий к Ка-
раваджо. Уже в ранних работах Латура проявляется одно из важнейших
качеств: неисчерпаемое разнообразие его образов, великолепие коло-
рита, умение в жанровой живописи создать образы монументально-зна-
чительные.
Вторая половина 30-х - 40-е годы - время творческой зрелости
Латура. Он меньше обращается в этот период к жанровым сюжетам, пи-
шет в основном картины религиозные. Художественный язык Латура -
- 4 -
предвестие классицистического стиля: строгость, конструктивная яс-
ность, четкость композиции, пластическое равновесие обобщенных
форм, безукоризненная цельность силуэта, статика. Примером может
служить одна из его поздних работ "Св.Себастьян и святые жены" с
идеально прекрасной, напоминающей античную скульптуру фигурой
Себастьяна на переднем плане, в теле которого - как символ мучени-
чества - художник изображает лишь одну вонзенную стрелу.
Классицизм возник на гребне общественного подъема французской
нации и французского государства. Основой теории классицизма был
рационализм, опирающийся на философскую систему Декарта, предметом
искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвы-
шенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Соз-
дателем классицистического направления в живописи Франции XVП в.
стал Никола Пуссен. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифо-
логия, история, Новый и Ветхий завет. Герои Пуссена - люди сильных
характеров и величественных поступков, высокого чувства долга пе-
ред обществом и государством. Общественное назначение искусства
было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающую-
ся программу классицизма. Искусство значительной мысли и ясного
духа вырабатывает и определенный язык. Мера и порядок, композици-
онная уравновешенность становится основой живописного произведения
классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика
прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров. Ко-
лорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Это гармони-
ческий мир в себе не выходящий за пределы живописного пространс-
тва, как в барокко.
Первый период Пуссена кончается, когда в его темы врывается
тема смерти, бренности и тщеты земного. Это новое настроение прек-
- 5 -
расно выражено в его "Аркадских пастухах".
В 40-50-е годы главный упор Пуссен делает на рисунок, скуль-
птурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лири-
ческая непосредственность, появляется некоторая холодность и отв-
леченность. Лучшими у позднего Пуссена остаются его пейзажи. Ху-
дожник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде
всего как часть природы.
Вторая половина XVП столетия - время длительного правления Лю-
довика XIV, "короля-солнца", вершина французского абсолютизма. Не-
даром это время получило название в западной литературе - "великий
век". Великий - прежде всего по пышности церемониала и всех видов
искусств, в разных жанрах и разными способами прославлявших особу
короля. С начала самостоятельного правления Людовика XIV, т.е. с
60-х годов XVП в., в искусстве происходит очень важный для даль-
нейшего его развития процесс регламентации, полного подчинения и
контроля со стороны королевской власти. Созданная еще в 1648 г.
Академия живописи и скульптуры находится теперь в официальном ве-
дении первого министра короля. В 1671 г. основывается Академия ар-
хитектуры. Устанавливается контроль над всеми видами художествен-
ной жизни. Ведущим стилем всего искусства официально становится
классицизм. Знаменательно, что для строительства восточного фасада
Лувра в этот период избирается не проект известного к тому времени
во всей Европе Бернини, а проект французского архитектора Перро.
Колонада Клода Перро с ее рациональной простотой ордера, математи-
чески выверенным равновесием масс, статичностью, создающей чувство
покоя и величия, более соответствовала сложившемуся идеалу эпохи.
Классицизм постепенно проникает и в культовую архитектуру при всей
живучести архитектурных традиций итальянского барокко. Но больше
- 6 -
всего архитекторов занимает проблема соотношения ансамбля дворца и
парка. Луи Лево и Андре Ленотр впервые пытаются перспективно ре-
шить эту проблему во дворце и парке Во ле Виконт близ Мелена. Дво-
рец Во справедливо считается прообразом главного создания второй
половины XVП в. - Версальского дворца и парка. Он был построен Ле-
во, а на последних этапах в его строительстве принял участие Арду-
ен Мансар. Экстерьер здания классицистически строг, чередование
окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Все это не
исключает пышной декоративной отделки, особенно в интерьере. Ин-
терьеры дворца состоят из анфилады роскошно убранных комнат.
Версальский парк являет собой программное произведение, где во
всем сказывается воля и разум человека. Его создателем был Ленотр,
скульптуры исполняли Жирардон и Куазевокс.
В классицизме второй половины XVП в. нет искренности и глубины
лорреновских полотен, высокого нравственного идеала Пуссена. Это
официальное направление, приспособленное к требованиям двора и
прежде всего самого короля, искусство регламентированное, унифици-
рованное, расписанное по своду правил, что и как изображать, чему
посвящен специальный трактат Лебрена. В эти рамках развивается и
жанр портрета. Это, конечно, парадный портрет. В первой половине
века портрет монументален, величественен, но и прост в аксессуа-
рах, а во второй половине века, выражая общие тенденции развития
искусства, портрет становится все более пышным.
Со второй половины XVП столетия Франция прочно и надолго зани-
мает ведущее место в художественной жизни Европы. Но в конце прав-
ления Людовика XIV в искусстве появляются новые тенденции, новые
черты, и искусству XVШ в. предстоит развиваться уже в другом нап-
равлении.