Анализ композиционных особенностей древнеегипетских фресок на примере двух-трёх памятников разных периодов
Древнее царство включает первые шесть династий и длится с XXVIII – XXIII вв. до н.э. Это время окончательного сложения рабовладельческого государства, роста его сил, расширения границ. Укрепляется деспотическая власть фараона. К этому времени относится сложение египетской письменности и основополагающих черт египетской религии - монументальный стиль египетского искусства, сложились основные виды древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил – канонов, которые потом свято оберегались на протяжении веков. Искусство Египта было составной частью культа, заупокойного ритуала. Заупокойный культ был широко развит в связи с верой в загробное существование души. Своеобразной чертой этого культа является забота о сохранении тела умершего и о снабжении души жильем, едой и прочими предметами, необходимыми для будущей жизни. Так появляется мумифицирование трупов, постройка прочных гробниц - домов вечности. Развиваются разные науки: математика, геометрия, астрономия, медицина и др.
Среднее царство. В конце III тысячелетия до н.э. мощное централизованное государство распалось. В эпоху Среднего царства (XXI – XVIII вв.до н.э.) политический центр страны переместился в город Фивы. В этот период возросла самостоятельность отдельных областей и их правителей, что привело к расцвету местных художественных школ. В эпоху Среднего царства росписи в гробницах преобладают над рельефами. На стенах изображаются сцены из жизни людей и сцены из жизни дикой природы. С середины этой эпохи в гробницах стали воздвигать статуи фараонов, поэтому роспись стен и рельефы стали занимать не главную роль в убранстве захоронений. В эпоху среднего царства мастера уже не придерживаются таким строгим канонам в росписи и рельефах гробниц, как в Древнем царстве. Например, человеческий торс можно уже увидеть, изображенным в профиль, а не в трех четвертном развороте.
Амарнский период (XIVв. до н.э.) Время правления фараона Эхнатона (Аменхотеп IV). Эхнатон запретил все многочисленные старые культы и единственным богом провозгласил Атона – сияющее на небе солнце. Во время Эхнатона произошёл перелом и во взгляде на искусство. С прежними канонами теперь почти не считались. Появились многочисленные изображения фараона, царицы и их дочерей в семейных сценах, где были выражены их чувства, что до этого не встречалось.
Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.). Во времена фараонов XVIII династий значимость и мощь Египта вновь возросла после ста пятидесятилетнего нахождения под властью гиксосов. В эпоху Нового царства появляются изображения, где лицо показано не в профиль, а в фас.
В сравнении с предшествующим временем в изображениях есть некоторые новые черты: изящнее и стройнее стали пропорции фигур, естественнее – движения. Автор тонко передает фактуру тканей. Художники ищут новые способы цветовой передачи объектов, теней. Происходит отказ от многих канонов. Тела персонажей окрашиваются не в коричневый и жёлтый цвета, а, например, в розовый и его оттенки.
Рельеф в Древнем Египте был весьма близок к живописи по назначению, проблематике и по форме. Почти всегда предполагалось, что он будет раскрашен красками. От Древнего до Нового царства рельеф значительно меняется в полном соответствии с эволюцией архитектуры и скульптуры. Он имел большое и разнообразное употребление в египетском искусстве. Принцип заключается в том, что рельеф, украшая предмет, не разрушает его поверхности. При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте. Скульпторы пытались таким образом показать персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора.
Ранний рельеф, сравнительно с более поздним, кажется грубоватым по форме и пропорциям. Рисунок жестковат, поверхность рельефа моделируется неравномерно. Росписи Древнего царства строятся на сочетании ровно окрашенных и четко ограниченных плоскостей. В период Древнего царства в Египте сложились определённые каноны росписи стен гробниц и храмов. Выработались схемы расположения росписей, тематика сцен, и их композиция. От времени правления III – IV династий почти не дошли изображения на стенах заупокойных царских ансамблей.
Рельефы Древнего царства развёртывались один над другим; каждый представлял собой повествовательный ряд так, что его можно было прочитать. Фараоны изображались, как и божества более крупных размеров, чем остальные персонажи, и поэтому сразу привлекали к себе внимание в произведении. Композиции в основном были многофигурные, где изображались, в основном, сцены жертвоприношений. В росписях и в рельефах зачастую включали иероглифы – рисунки-значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию.
В эпоху Древнего царства мастера ещё не научились передавать движение, их персонажи кажутся застывшими, но художники не отходят от сложившихся канонов.
Рельефы окрашивались разными красками. Это были яркие цвета, предающие яркость природы Древнего Египта, но главную роль играл не цвет, а контурная линия, очерчивающая фигуру, ритм которой строго согласован с архитектурным сооружением. На светлом фоне чётко выделялись кирпично-красные тела мужчин и жёлтые – женщин.
Наряду с плоским, почти не выступающим над поверхностью стены возник, а потом и широко распространился углублённый рельеф: врезанное изображение заполнялось краской, и появлялся цветной силуэт.
Все росписи и рельефы в гробнице занимают своё определённое место – свою стену. Во времена III – IV династий на косяках и притолоках входов гробниц изображались крупные фигуры погребённого и его жены, сопровождаемые иногда маленькими фигурками их детей. Мастера старались достичь более точного портретного сходства в изображениях лиц. Позже рельеф распространяется более широко. В связи с появлением больших плоскостей стен, рельеф приобретает развёрнутую композицию. И во время V – VI династии рельеф и росписи Древнего царства достигают своего наивысшего расцвета. Во второй половине эпохи Древнего царства мастера смогли найти новые художественные приёмы, наполнить жизнью старые сцены, оставаясь в пределах прежних композиционных правил. В гробницах стали появляться росписи со сценами из повседневной жизни вельможи, трудящиеся на него рабы. Уже тогда встречаются очень смелые композиционные решения в рельефах и росписях. Так, например, играющие дети в мастабе Мерерука. Но все эти смелые решения были применимы лишь к обыкновенным людям: к земледельцам, ремесленникам, слугам, детям и пленным. Представителей знати, как и раньше, изображали строго в соответствии с канонами.
В связи с распадом страны и перенесением её центра в Фивы, широко распространились росписи в гробницах номархов. Они не отличались особым качеством исполнения: рисунок груб и неточен, неумело построенная композиция, пропорции фигур не выдержаны, иероглифы имеют нечёткий контур. Но все эти росписи обладают своеобразными чертами. “Сравнение их с аналогичными по сюжету росписями Древнего царства показывает, что художники, сохраняя традиции мемфисского искусства, искали новые творческие пути.”1 Следование мемфисским образцам заметно и в выборе тематики, и в композиционном построении многих сцен. В эпоху Среднего царства мастера добавляют в свои изображения новые детали. Также заметны и изменения в композиции рельефов (росписей), связанных с вельможами. Можно наблюдать изображения, где муж обнимает жену, родителей или детей. Рельефы XI династии уже отличаются более четкой линией, тонкостью выполнения изображения. Рельефы Среднего царства отличаются не столь удлиненными пропорциями тел, как раньше, меньшей угловатостью фигур, одеяние становится более богатым, появляется проработка деталей.
Особенность росписей и рельефов Нового царства – увеличение показа служебной деятельности знати. Повышается интерес к военным эпизодам и изображению чужеземцев. Мастера экспериментируют с изображением человеческой фигуры. В это время появляются росписи, где человек изображён со спины, в полный профиль и в других новых сложных поворотах. Одновременно уделяется много внимания декоративности изображения: проработка аксессуаров, обилие пышных одежд, причёсок и т.д. “Наиболее характерными чертами фиванских гробничных рельефов и росписей в течение XVIII династии является, с одной стороны, усиление реалистических исканий, а с другой – растущее стремление к изысканности и декоративности.”2
В “Амарнский” период росписи и рельефы приобретают широкое применение. Сохранилось много произведений, с изображение фараона, его жены и дочерей. Отказ от канонов позволил содавать новые интересные живые композиции.
Сравнительный анализ нескольких произведений лучше производить с сопоставления рельефов, имеющих один и тот же сюжет. Это даст возможность пронаблюдать всё развитие композиции в древнеегипетской росписи и рельефах.
Изображение супругов – одна из широко распространённых тем египетского искусства. Произведения на эту тему были известны уже в Древнем царстве. Для сравнительного анализа композиционных особенностей возьмём четыре произведения разных периодов, где изображены супруг и супруга, держащая цветок лотоса:
- рельеф из гробницы Мерерука в Саккара. XXV век до н.э. – Древнее царство.
- стела Хенену.XXI век до н.э. – Среднее царство.
- рельеф из гробницы Тутанхамона в Фивах. Первая половина XIV века до н.э. – Новое царство.
- цветной рисунок на папирусе «Хануфер и его жена».XII век до н.э. –Новое царство.
На рельефе из гробницы Мерерука изображена супружеская пара, где супруга стоит у ноги мужа и едва достигает его колена. На этом рельефе наблюдается чёткое соблюдение древнеегипетских канонов, где размер изображения фараона, вельможи или хозяина всегда в несколько раз больше изображений других персонажей. Весь рельеф располагается у входа захоронения. Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет и превышает в размерах все остальные фигуры. Это произведение представляет собой классический образец рельефа эпохи Древнего царства. Фигуры на рельефе изображены, соответствуя канонам. (При выполнении рельефов и настенных росписей использовался традиционный приём плоскостного расположения фигуры: её ноги и лицо изображались в профиль, глаз в фас, а плечи и нижняя часть туловища – в трех четвертном развороте.) В руке М. вертикально держит посох, благодаря чему граница между ним и повествовательными горизонтальными рядами становится более ощутимой. В композицию двух фигур включена небольшая вертикаль иероглифов. Супруги смотрят в одном направлении и как бы дают начало рассказу.
На рельефе стелы Хенену так же изображена супружеская пара, но уже сидящей. Двум фигурам отведена плоскость в нижнем левом углу, которая занимает около 1/3 всей площади стелы. Супруги показаны одинакового размера, впереди супруг, а за ним жена. Вся остальная площадь стелы исписана иероглифами. Фигуры как будто сидят в их окружении. Что касается изображения самих людей, то здесь снова всё придерживается строгих правил канонов. Но в этом рельефе заметно, что мастер пытался немного оживить работу, синхронным движением правых рук, движением левой руки супруга, которая как бы продолжает движение и передаёт его на левую руку жены, обнимающей его. В целом получается замкнутый круг. Это, почти движение, подчеркивают вертикали ног и ножек трона. Но, несмотря на какое-то движение, чувствуется статичность и монументальность фигур.
Рассмотрим рельеф из гробницы Тутанхамона. Здесь чувствуется влияние предыдущего «Амарнского» периода, где фараоны изображались в бытовых, семейных сценах. Супруги смотрят не в одну сторону, как это было на предыдущих произведениях, а друг на друга. Иероглифы на этом изображении отсутствуют и поэтому две фигуры занимают полностью пространство фрески. В этом рельефе мастер уже передает чувства людей. В фигурах появилось живое движение. Они не просто сидят или стоят, а между ними чувствуется общение. В этом рельефе видна живая линия контура, которая в выше рассмотренных рельефах была более груба и жестка. В данном произведении видна детальная проработка одежды и лиц, присущая рельефам и росписям Нового царства. Раскрашены фигуры ярко, не соблюдая канонов росписи рельефов эпохи Древнего царства.
Четвёртое рассматриваемое произведение – рисунок на папирусе.
На него повлияло частичное возвращение к первоначальным канонам Древнего Египта, возникшее в эпоху Нового царства. На рисунке изобилуют иероглифы (чёрные и красные), создавая композицию и заполняя пустое пространство. Чертой, по которой ясно видно к какой эпохе принадлежит рисунок, является достаточная детализация, прорисовка одежд и украшений на фигурах. Супруги стоят (идут) друг за другом. Впереди Хануфер, а за ним его жена. В этом рисунке не чувствуется движения фигур, они как будто застыли на месте. Если сравнивать его с предыдущим рельефом, то явно видна разница между двумя произведениями эпохи Нового царства. Ощущается тенденция к возврату к изначальным канонам, но для этого рисунку не хватает монументальности и грандиозности.
Из столетия в столетие переходили темы сюжетных композиций. И, взяв, несколько произведений на одну из них, мы проследили развитие древнеегипетского рельефа и росписи от Древнего до Нового царства. Композиция стала особо интересной в «Амарнский» период, приобретя смелость и игру линий. Композиция рельефов шла от общего (большие лаконичные плоскости) к частному (детальная проработка украшений на фигурах). Композиция плоскостных изображений на протяжении веков постепенно развивалась от монументальных рельефов на стенах гробниц Древнего царства к почти миниатюрным рисункам на папирусе и композициям рельефов уже Нового царства Древнего Египта.
1 М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л. – М.,1961, с.140
2 Там же, с.276