История зарубежного театра
Происхождение древнегреческой драмы и театра.
Появлению драмы в Грециипредшествовалдлительныйпериод, на
протяжении которого главенствующее место занимали сначалаэпос,а
затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы"Иллиа-
да" и "Одиссея",дидактический (поучительный)эпос-поэмыГесиода
(VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.
Рождение греческой драмы и театра связанособрядовымиигра-
ми,которые посвящалисьбогам-покровителямземледелия:Деметре,ее
дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались вкультовую
драму.Например,в городе Элевсине вовремямистерий(таинств,на
которых присутствовалилишьпосвященные)устраивалисьигры,во
время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры,похище-
ние Коры Плутоном,скитания Деметры в поисках дочериивозвраще-
ние Коры на землю.
Дионис (или Вакх) считался богомтворческихсилприроды;поз-
днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво-
лами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза.Егочас-
то изображали в виде быка или козла.
На праздниках,посвященных Дионису,распевали нетолькоторжес-
твенные,но и веселые карнавальные песни.Шумное весельеустраива-
ли ряженые,составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шес-
твия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры.
Из обрядовых игр и песен вчестьДионисавырослитрижанра
древнегреческойдрамы:трагедия,комедияисатировская комедия
(названная так по хору,состоявшему из сатиров).Трагедияотражала
серьезную сторону дионисийского культа,комедия- карнавально-сати-
рическую.Сатировская драма представлялась среднимжанром.Веселый
игровой характер и счастливый конец определили ее место напраз-
дниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к
представлению трагедий.
Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,браланачалоотзапевал
дифирамба,комедия-от запевал фаллических песен,т.е. песен,в кото-
рых прославлялись плодоносящие силы природы.К диалогу,который ве-
ли эти запевалы с хором,примешивались элементыактерскойигры,и
миф как бы оживал перед участниками праздника.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать самисло-
ва трагедия и комедия.Слово трагедия происходит отдвухгречес-
ких слов: трагос-"козел" и одэ-"песнь", т.е."песнькозлов".Это
название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса,козлоногим
существам,прославлявшим подвиги истрадания бога.Слово комедия
происходит от слов комос и одэ."Комос"- этошествиеподвыпившей
толпыряженых, осыпавших другдругашуткамии насмешками,на
сельских праздниках в честьДиониса. Следовательно,слово комедия
обозначает "песнь комоса".
Греческая трагедия,как правило,брала сюжеты измифологии,кото-
рая хорошо была известна каждому греку.Интерес зрителейсосредо-
точивался не на фабуле,а на трактовке мифа автором,на тойобщес-
твенной и нравственой проблематике,котораяразворачиваласьвок-
руг всем известных эпизодов мифа.Используя мифологическую оболоч-
ку,драматург отражал в трагедии современную ему общественно-поли-
тическую жизнь,высказывал своиэтические,философские,религиозные
воззрения.Поэтому рольтрагическихпредставленийвобществен-
но-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.
Уже во второй половине VI в.до н.э.трагедиядостиглазначи-
тельного развития.Античная история передает,чтопервымафинским
трагическим поэтом был Феспид (VIв.дон.э.).Перваяпостановка
его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до
н.э. на празднике Великих Дионисий.Этот год принятосчитатьго-
дом рождения мирового театра.
Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных кос-
тюмов.Но главным нововведением Феспида было выделение из хора од-
ного исполнителя,актера.Этот актер,или,как его называли в Греции,
гипокрит("ответчик"),мог обращаться к хорусвопросами,отвечать
на вопросы хора,изображать по ходудействияразличныхперсона-
жей,покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.
Таким образом,ранняя греческая трагедия была своеобразнымдиа-
логоммежду актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану.
При этом,хотя количественно партия актера в первоначальнойдраме
была невелика и главную роль играл хор,именноактерссамого
своего появления стал носителем действенного,энергичного начала.
В комедии гораздо шире,чем в трагедии, кмифологическиммоти-
вам примешивались житейские,которые постепенно сталипреобладаю-
щими или даже единственными,хотя в целом комедия по-прежнему счи-
талась посвященной Дионису.Так,вовремякомосасталиразыгры-
ваться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содер-
жания.Эти импровизированные сценки представляли собойэлементар-
ную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в пе-
реводезначит"подражание","воспроизведение"; исполнителиэтих
сценок также назывались мимами).Героями мимовбылитрадиционные
маски народноготеатра:горе-воин,базарныйворишка,ученый-шарла-
тан,простак,дурачащий всех,и т.д. Песни комоса имимы-этоглав-
ные истоки древней аттической комедии.
Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н.э. была поли-
тической по своему содержанию.Она постояннозатрагивалавопросы
политического строя,внешней политики Афинского государства,вопро-
сы воспитания молодежи,литературной борьбы и др.
Злободневность древней аттической комедии усуглублялась тем,что
в ней допускалась полная свобода в карикатурномизображенииот-
дельных граждан,выводимых к тому же под своими подлиннымиимена-
ми (поэты Эсхил,Софокл,Еврипид,Агафон,вождьафинскойдемократии
Клеон,философ Сократ и другие-у Аристофана).При этом древняяат-
тическая комедия создает обычно образ неиндивидуальный,аобоб-
щенный,близкий к маске народного комедийного театра.Например,Сок-
рат в "Облаках" Аристофана наделен не чертамиреальноголица,но
всеми свойствами ученого-шарлатана,одной из любимых масокнарод-
ных карнавалов.Такая комедия могла существоватьтольковусло-
виях афинской рабовладельческой демократии.
Театр демократических Афин.V век до нашей эры.
Своего наивысшего расцвета древнегреческоетеатральноеискус-
ство достигло в творчестве трех великих трагиков V в.до
н.э.-Эсхила,Софокла,Еврипида-икомедиографаАристофана,дея-
тельность которого захватывает и начало IV в. дон.э.Одновремен-
но с ними писали и другие драматурги.Однако до насдошлитолько
небольшие отрывки их произведений,а иногда-лишь именаискудные
сведения.
Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой станов-
ления Афинского демократического государства.Это государство фор-
мировалось в период греко-персидских войн,которыевелисьсне-
большими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили длягречес-
ких государств-полисов освободительныйхарактер.
Эсхил происходил из знатного рода.ОнродилсявЭлевсине,близ
Афин.Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях приМарафо-
не и Саламине.Битву при Саламине он описал как очевидец втраге-
дии "Персы".Незадолго до своей смерти Эсхил отправилсянаСици-
лию,где и умер (в городе Геле).В надписи наегонадгробии,сочи-
ненной,по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как одра-
матурге,но сказано,что он проявил себя мужественным воином в сра-
жениях с персами.
Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм.До насдош-
ли полностью только семь трагедий;из других произведений сохрани-
лись небольшие отрывки.
Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,теог-
ромные сдвиги в социально-экономической и культурнойжизни,кото-
рые были вызваны крушением родового строяистановлениемафин-
ской рабовладельческой демократии.
Мировоззрение Эсхила в основе своейбылорелигиозно-мифологи-
ческим. Он верил,что существует извечный миропорядок,который под-
чиняется действиюзаконамировойсправедливости.Человек,вольно
или невольно нарушивший справедливый порядок,будет наказанбога-
ми,и тем самым равновесие восстановится.Идея неотвратимостивоз-
мездия и торжества справедливостипроходитчерезвсетрагедии
Эсхила.
Эсхил верит в судьбу-Мойру,верит,чтоейповинуютсядажебо-
ги.Однако к этому традиционномумировосприятиюпримешиваютсяи
новыевзгляды,порожденныеразвивающейсяафинскойдемокра-
тией.Так,герои Эсхила-не безвольные существа,безоговорочно выпол-
няющих волюбожества:человекунегонаделенсвободнымразу-
мом,мыслит и действует вполне самостоятельно.Почтипередкаждым
героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.Моральная от-
ветственность человека за свои поступки-одна из основных тем тра-
гедий драматурга.
Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открылвозмож-
ность болееглубокойразработкитрагическогоконфликта,усилил
действенную сторону театрального представления.Это былнастоящий
переворот в театре:вместо старой трагедии,где партии единственно-
го актера и хора заполняли всюпьесу,родиласьноваятрагедия,в
которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и самине-
посредственно мотивировали свои действия.
Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняетследыблизостик
дифирамбу ,где партии запевалы перемежались с партиями хора.
Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога,в кото-
ром содержится завязка действия.Затемследует парод -песня,кото-
рую исполняет хор,вступая на орхестру. Далее идет чередование пи-
содиев(диалогическихчастей, исполняемыхактерами,иногдапри
участии хора) и стасимов (песен хора).Заключительная часть траге-
дии называется эксодом;эксод-это песня,исполняя которую хор поки-
дает сцену.В трагедияхвстречаютсятакжегипорхема(радостная
песня хора,звучащая,какправило,вкульминационныймомент,перед
катастрофой),коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),моно-
логи героев.
Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов.Стаси-
мы разделяютсянаотдельныечасти-строфыиантистрофы,строго
соответсвующие по структуре одна другой.Приисполнениистрофи
антистрофхор двигался по орхестре то в одну,то в другую сторону.
Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одноми
том же размере,а новые строфа и антистрофа-в другом.Такихпарв
стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение).
Песни хораобязательноисполнялисьподаккомпанементфлей-
ты.Кроме того,они нередко сопровождались танцами.Трагическийта-
нец назывался эммелейя.
Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга осо-
бо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),гдепрославляет-
ся победа греков над персами в морском сражении при острове Сала-
мине (480 г. до н.э.);"ПрометейПрикованный"-возможно,самаяиз-
вестная трагедияЭсхила,повествующаяоподвигетитанаПроме-
тея,подарившего огонь людям и жестоко заэтонаказанного;трило-
гия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем,что единственный до-
шедший до нас полностьюобразецтрилогии,вкотороймастерство
Эсхила достигло своего расцвета.
Эсхил известен как лучший выразительобщественныхустремлений
своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессив-
ных начал в развитии общества,в государственном устройстве,вмо-
рали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитиеми-
ровой поэзии и драматургии.
Софокл (496-406 до н.э.).Софокл происходил из зажиточнойсемьи
владельца оружейной мастерской и получил хорошееобразование.Его
художественная одаренность проявилась уже в раннемвозрасте:шес-
тнадцати лет он руководил хором юношей,прославлявшемсаламинскую
победу,а позжесамвыступалкакактервсобственныхтраге-
диях,пользуясь большим успехом.В 486 г. Софокл одержал на конкур-
се драматургов свою первую победу надсамимЭсхилом.Вообщевся
драматургическая деятельность Софокла сопровождаласьнеизменными
успехами: он ни разу не получал третьей награды-занимал чаще все-
го первые и редко вторые места.
Софокл принимал участие и в государственнойжизни,занимаяот-
ветственные должности.Так,он был избранстратегом(военачальни-
ком) и вместе с Периклом участвовал в экспедициипротивострова
Самоса, решившего отделится от Афин.После смерти Софокласограж-
дане почитали его не только как великогопоэта,ноиодногоиз
славных афинских героев.
До нас дошло только семь трагедий Софокла,написал же он их свы-
ше 120.Трагедии Софокла несут в себе новыечерты.ЕслиуЭсхила
главными героями были боги,то уСофокладействуютлюди,хотяи
несколько оторванные от действительности.Поэтому о Софоклегово-
рят,что он заставил трагедию спуститься с неба наземлю.Основное
внимание Софокл уделяет человеку,его душевным переживаниям.Конеч-
но,в судьбах его героев ощущается влияние богов,даже еслионии
не появляются по ходудействия,иэтибогитакжемогуществен-
ны,как и у Эсхила,-они могут сокрушить человека.Но Софоклрисует
прежде всего борьбу человеказаосуществлениесвоихцелей,его
чувства и мысли,показывает страдания,выпавшие на его долю.
У героев Софокла обычно такие же цельные характеры,как и уге-
роев Эсхила.Сражаясь за свой идеал,они не знают душевныхколеба-
ний.Борьба ввергает героев в величайшиестрадания,ииногдаони
гибнут.Но отказаться от борьбы герои Софокла не могут,потомучто
их ведет гражданский и нравственный долг.
Благородные герои трагедий Софокла тесными узами связаны с кол-
лективом граждан:-этовоплощениеидеалагармоническойличнос-
ти,который был создан в годы расцвета Афин.Поэтому Софокланазы-
вают певцом афинской демократии.
Однако творчество Софокла сложно ипротиворечиво.Еготрагедии
отразили не только расцвет,но и назревающий кризис полиснойсис-
темы,закончившейся гибелью афинской демократии.
Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совер-
шенства.Софокл ввел третьего актера,увеличил диалогическиечасти
комедии (эписодии) и уменьшил партиихора.Действиесталоболее
живым и достоверным,так как на сценемоглиодновременновысту-
пать и давать мотивировку своимпоступкамтриперсонажа.Однако
хор у Софокла продолжает играть важную роль втрагедииичисло
хоревтов было даже увеличено до 15 человек.
Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отка-
заться от трилогий,где прослеживалась обычносудьбацелогоро-
да.По традиции он представлял на состязания три трагедии,нокаж-
дая из них была самостоятельным произведением.
С именем Софокла также связано введение декорационной живописи.
Наиболее известны трагедии Софоклаизфиванскогоциклами-
фов.Это "Антигона"(около 442 до н.э.),"Царь Эдип" (около 429до
н.э.) и "Эдип в Колоне" (поставлен в 441г. дон.э.,ужепосле
смерти Софокла).
В основе этих трагедий,написанных и поставленных в разное вре-
мя, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях,обрушившихся
на его род.Сам того не зная,Эдип убивает своего отца и женится на
своей матери.Через много лет,узнав ужаснуюправду,онвыкалывает
себе глаза и добровольно отправляется в изгнание.Этачастьмифа
легла в основу трагедии "Царь Эдип".
После долгих странствий,очищенный страданиями и прощенный бога-
ми,Эдипбожественнымобразомумирает:егопоглощаетземля.Это
происходит в пригороде Афин,Колоне,и могила страдальцастановит-
ся святыней афинскойземли.Обэтомрассказываетсявтрагедии
"Эдип в Колоне".
Трагедии Софокла явилисьхудожественнымвоплощениемграждан-
ских и нравственных идеалов античнойрабовладельческойдемокра-
тии периода ее расцвета (Софокл не дожил дострашногопоражения
афинян в Пелопоннесской войне 431-404 гг. до н.э.).Этимиидеала-
ми были политическое равенство и свобода всех полноправныхграж-
дан,беззаветноеслужениеродине,уважениекбогам,благородство
стремлений и чувств сильных духом людей.
Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинскойра-
бовладельческой демократии и обусловленная им ломкатрадиционных
понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше-
го современника Софокла-Еврипида.
Родители Еврипида,по-видимому,были зажиточными людьми,и онпо-
лучил хорошее образование.В противоположность Софоклу Еврипидне
принимал непосредственного участиявполитическойжизнигосу-
дарства,однако он живо интересовался общественнымисобытиями.Его
трагедии полны разнообразных политических высказываний инамеков
на современность.
Большого успеха у современников Еврипиднеимел:завсюсвою
жизньонполучиллишь5первых наград,причем
последнюю-посмертно.Незадолго до смерти он покинул Афины и перее-
хал ко двору македонского царя Архелая,где пользовалсяпочетом.В
Македонии он и умер (за несколько месяцевдосмертиСофоклав
Афинах).
От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от
75 до 92) и большое количество отрывков.
Драматург приблизил своих героев к действительности;он,посви-
детельствуАристотеля,изображаллюдейтакими,"каковыониес-
ть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,ге-
роями мифов,наделялисьмыслями,стремлениями,страстямисовремен-
ных поэту людей.
В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и
боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем лю-
ди.
По своим общественно-политическим взглядам был сторонником уме-
реннойдемократии,опоройкоторойонсчиталмелкихземлевла-
дельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкиевыпадыпротив
политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобыис-
пользовать ее в своих корыстныхцелях.ВрядетрагедийЕврипид
страстно изобличает тиранию:господство одного человека над други-
ми людьми вопреки их воле емупредставляетсянарушениеместес-
твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-
ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-
нии ибогатстве.ПоложительныеперсонажиЕврипиданеоднократно
высказывают мысль,что безудержное стремлениекбогатствуможет
толкнуть человека на преступление.
Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Онсчитает,что
рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и
раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.
Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-
несской войны.Хотя он гордится военнымиуспехамисоотечествени-
ков,но в целом относится к войнеотрицательно.Онпоказывает,ка-
кие страдания несетвойналюдям,преждевсегоженщинамиде-
тям.Война может быть оправдана только в том случае,если людиза-
щищают независимость своей родины.
Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивныхмысли-
телейчеловечества.
Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-
ниях характеры героев не только раскрывались,но иполучалисвое
развитие.При этом он небоялсяизображатьнизкиечеловеческие
страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того жече-
ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческихдра-
матургов.
Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в.дон.э.его
называли величайшим трагическим поэтом,итакоесуждениеонем
сохранилось на все последующие века.
Театр эпохи эллинизма.
В эпоху эллинизма (VI-I вв. до н.э.) греческий театр классичес-
кой поры претерпел существенные изменения,касающиеся идраматур-
гии,иактерскогоисполнения,иархитектурытеатрального зда-
ния.Эти изменения связаны с новыми историческими условиями.
В театре эллинистической эпохи по-прежнему ставятсякомедиии
трагедии.Но от трагедий IV в. до н.э. сохранились лишьнебольшие
фрагменты,и,по-видимому, художественные достоинства эллинистичес-
кой трагедии были невелики.Гораздо больше данных имеется для суж-
дения о комедии,так как до дошли целиком одна пьесаинесколько
отрывков из других пьес крупнейшего комедиографа того времени-Ме-
нандра.
Комедию эллинистической эпохи называютновойаттической(или
новоаттической) комедией.Время еерасцвета-конецIV-IIIв.до
н.э.Вновойаттическойкомедиипо-своемуотразилисьизмене-
ния,происшедшие в общественно-политической жизни Греции к середи-
не IV в. до н.э.На смену представлений о божественноммиропоряд-
ке и вере в конечное торжество справедливости приходитубеждение
во всемогуществе случая.Жизнь человека,его личноесчастье,общес-
твенное положение-все зависит отволислучая.Случайопределяет
возникновение и решение конфликтов и в самой комедии,которая ста-
вит своей задачей воспроизводить современную ейжизньтольков
плане семейно-бытовых отношений.Большую роль в новой комедиииг-
рает мотив любви.
Авторы новой аттической комедии широко использовалипсихологи-
ческую теорию ученика Аристотеля Теофраста,согласнокоторойвсе
свойства характера проявляются во внешности человека и в его пос-
тупках.Физиогномические описания Теофраста несомненно влияли и на
оформление масок,помогавшим зрителям распозноватьтотилииной
персонаж.
В новой комедии заметно влияниеЕврипида.Близостьмногихего
героев к жизни,раскрытие их душевных переживаний-вотто,чтоно-
вая комедия взяла у Еврипида.
Основной особенностью новой комедии было отсутствиехора,кото-
рый был бы органически связан с развитием действия,-хорвыступал
только в антрактах.В прологе новой комедии давалось краткое изло-
жение событий,что должно было помочь зрителю разобраться вслож-
ной интриге.
Другой особенностью новой комедии балаеегуманно-филантропи-
ческая направленность.В лучших произведениях проводилисьпередо-
вые идеи эллинистической философии.Несмотря на отсутствие полити-
ческой тематики,в новой комедии получали отражениятакиеважные
проблемы,как методы воспитания,отношение к женщине,к представите-
лям различных сословий,к чужестранцам.Причем постоянно проповедо-
вались более мягкие,более гуманные отношения между людьми.
Новая аттическая комедия пользовалась огромным успехом у публи-
ки.Зрителей привлекало то,как разрабатывается даже банальныйсю-
жет или привычная маска:пружиной действия стала ловкоустроенная
интрига, развитие которой велось тонко и искусно.
Архитектура древнегреческого театра.
Первоначально место для представлений устраивалось крайне прос-
то:хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглойут-
рамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай-"танцую"),вок-
руг которой и собирались зрители.Но по меретого,каквозрастало
значение театрального искусства в общественной и культурнойжиз-
ни Греции и по мере усложнениядрамывозникланеобходимостьв
усовершенствованиях.Холмистый ландшафт Греции подсказалнаиболее
рациональное устройство сценической площадки изрительскихмес-
т:орхестра стала располагаться у подножия холма,а зрителиразме-
щались по склону.
Все древнегреческие театры были открытымиивмещалиогромное
количество зрителей.Афинский театр Диониса,например,вмещал до17
тысяч человек,театр в Эпидавре-до 10 тысяч.
В V в. до н.э. в Греции сложилсяустойчивыйтиптеатрального
сооружения,характерный для всей эпохи античности.Театримелтри
главные части:орхестру,театрон(местадлязрителей,отглагола
теаомай -"смотрю") и скену (скенэ-"палатка",позже деревянноеили
каменное строение).
Размер театра определялсядиаметроморхестры(от11до30
м).Скена располагалась по касательной кокружностиорхестры.Пе-
редняя стена скены-проскений,имевший обычно видколоннады,-изоб-
ражал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строе-
ния,которые назывались параскениями.Параскении служили местом для
хранения декораций и другого театрального имущества.
Между скеной и местами для зрителей,занимавшиминесколькобо-
лееполовиныкруга,находилисьпроходы-пароды,черезкоторыев
театр до начала спектакля входили зрители,а затем вступали на ор-
хестру хор и актеры.
Простота сценического оборудования была обусловленанеслабым
уровнем развития античной техники.В театре классической поры вни-
мание зрителей сосредотачивалось на развитиидействия,насудьбе
героев,а не на внешних эффектах.
Планировка греческоготеатраобеспечивалахорошуюслышимос-
ть.Кроме того,в некоторых театрах для усиления звукасредизри-
тельских мест размещались резонирующие сосуды.Занавеса в древнег-
реческом театре не было,хотя возможно,что в некоторых пьесахка-
кие-то части проскения временно закрывались от зрителей.
РИМСКИЙ ТЕАТР
Истоки римского театра.
Истоки римского театра и драмы восходят,как и в Греции,кобря-
довым играм,богатым карнавальными элементами.Таков,например,праз-
дник Сатурналий-в честь италийскогобожестваСатурна.Особеннос-
тью этого праздника было "переворачивание"привычныхобществен-
ных отношений:господа на время становились "рабами",арабы-"гос-
подами".
Одним из истоков римского театра и драмы были сельские праздни-
ки сбора урожая.Еще в отдаленные времена,когда Рим представлял со-
бой небольшую общину Лациума,по деревням справлялись праздникив
связи с окончанием жатвы.На этих праздникахраспевалисьвеселые
грубоватые песни-фесценнины.Как и в Греции,обычно обычно выступа-
ли при этом два полухория,которые обменивались шутками подчас яз-
вительного содержания.Зародившись еще при родовом строе,фесценни-
ны существали и в последующие века,и в них,по свидетельству Гора-
ция, находила отражение социальная борьба между плебеями и патри-
циями.
Существовала и другая формапримитивныхзрелищ-сатура.Основой
для сатур послужили мимические танцы этрусских плясунов.В 364г.
до н.э. Римпостигломоровоеповетрие.Чтобыумилостивитьбо-
гов,решили устроить сценические игры.Из Этруриибылиприглашены
актеры-плясуны,которыет исполняли своитанцыподаккомпанемент
флейты.Этрусским актерам стала подражатьримскаямолодежь,кото-
рая прибавила кпляскешуточныйдиалог,написанныйнескладными
стихами,а также жестикуляцию.Так возникли сатуры (в переводе зна-
чит "смесь").Сатуры были драматическими сценками бытового и коми-
ческого характера,включавшими в себя диалог,пение,музыку и танцы.
Еще одним видом драматических представлений комическогохарак-
тера являлись ателланы,которые были позаимствованы у другихпле-
мен, населявших Апеннинский полуостров,с которыми Рим вел непре-
рывные войны.Молодежь увлеклась этими играми исталаустраивать
их в дни праздников.
В ателлане действовали четыре постоянных комическихперсонажа:
Макк,Буккон,Папп и Доссен.Твердого текста ателланы неимели,поэ-
тому при их исполнении открывался широкий простор дляимпровиза-
ции.
К народной драме восходит и мим.Как и в Греции,мимвоспроизво-
дил сценки из народного быта,а иногда пародировалмифы,выводяв
шутовском виде богов и героев.
Таким образом,в Риме существовали примерно те же обрядовыеиг-
ры,что и в Древней Греции.Но дальше слабых зачатков драмыразви-
тие народного театра не пошло.Это объясняется консервативнымук-
ладом римской жизни и сильным сопротивлением жрецов.Поэтому в Ри-
ме не сложилось самостоятельной мифологии,которая в Греции послу-
жила "почвой и арсеналом" искусства,в том числе драмы.
Римский театр эпохи республики.
Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков ипе-
ревели ее на латинский язык,приспособив к своим понятиям и вкусам.
После победононого окнчания первойПуническойвойны,напраз-
дничных играх 240 г.до н.э.,былорешеноустроитьдраматическое
представление.Постановку поручили греку ЛивиюАндронику,находив-
шемуся в рабстве у римского сенатора, который идалемулатин-
ское имя Ливий.После отпущения на волю,он остался в Римеистал
обучать греческому и латинскому языку сыновей римскойзнати.Этот
учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе-
реработанные им с греческого образца или,быть может,простопере-
веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер-
вый толчок развитию римского театра.
С 235 г. до н.э. начинает ставить на сценесвоипьесыдрама-
тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он былуроженцемлатин-
ского городка в Кампании и пренадлежал кплебейскомуроду.После
окончанияпервойПуническойвойны,вкоторойонпринимал
участие,Невий поселился в Риме иначалзаниматьсялитературной
деятельностью.
Гнея Невия с полным основанием можно назвать первымсамобытным
римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес-
кая война" отличались самостоятельностьювхудожественномив
идейном отношении.
Вначале своей драматургической деятельности Невий писалтраге-
дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско-
ре он выступил с трагедиями на сюжетыизримскойистории.Такая
трагедия называласьуримлянпретекста.Позднеепретекстыис-
пользовали в качестве сюжетовне только исторические,ноисовре-
менные события.
Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли-
чиеотгреческихдраматурговонписалпроизведениявдвух
жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературнойкомедии,кото-
рая представляла собойпереработкуновоаттической,т.е.бытовой
греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-IIвв.
до н.э.Свое название она получила от греческогоширокогоплаща-
паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудьв
Греции и герои ее носили греческую одежду.
Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,нообрабатывал
он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невийпервыйприменил
так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю-
жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий сталос-
новоположником и римской национальной комедии-тогаты.
Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия какко-
медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор-
чество относится к тому периоду,когда Римизсельскохозяйствен-
ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин-
ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря.
По единодушной оценке древних,Плавт был самымблестящимпред-
ставителем паллиаты.Излюбленный персонажПлавта-хитрый,пронырли-
вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовныедела.Сек-
рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедияяв-
ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них яркозапечат-
лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относитсякплебей-
ским низам рабовладельческого общества иосуждаетлюдей,стремя-
щихся к наживе.
Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен-
таминароднойримскойателланы,сее буффонадой,живостьюдей-
ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками.
Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.Вно-
вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан-
трактах. У Плавта же музыкальныйэлементвнекоторыхкомедиях
преобладает.Это кантики(отлат.canto-"пою").Одниизкантиков
представляли собой арии,другие исполнялись речитативом подмузы-
кальный аккомпанемент.
Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис-
тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его
героев статичны,лишены сложности ипсихологическойглубины.Поэт
обращает основное внимание на событийнуюсторону,авсе,чтока-
сается внутреннего развития образа,упрощается,отступаетнавто-
рой план.Тем не менее свойственный Плавту приемгротескаделает
его персонажей театрально выразительными.
От Плавта дошли до нас 20 комедий полностьюиоднавотрыв-
ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздодлин-
нее,чем в новой аттической комедии,но служат тойжецели.Вних
рассказывается о событиях,предшествовавшихначалудействия,ио
том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедийбылнас-
только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходомдей-
ствия,не познакомившись предварительно с содержанием.
Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или
разработку откровенно комической ситуации с бесконечнымиобмана-
ми,тонко сплетенной интригой,хитроумнымипроделками,душойкото-
рых обычно являлся слуга-раб.
Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя всред-
ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его
пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно-
ва воскрес для европейскоготеатра.Егопьесыпереводят,создают
различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавтаобрабаты-
вались многочисленнымидраматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи-
ром,Мольером и другими.
Теренций (около 185-159 до н.э.).ПублийТеренцийАфр,работав-
ший,как и Плавт,в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по-
колению драматургов.Уроженец Карфагена,Теренций еще мальчиком был
привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора.Заметив выдающие-
ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,азатем
отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со
многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат-
риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры игречес-
кого образования.
Теренций написал шестькомедий,ивсеонисохранились.Сюжеты
этих комедий он,как правило,заимствует уМенандра,причемсозна-
тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те-
ренция носят семейный характер,и основнойцельюдраматургаяв-
ляется гуманизация нравов.
У Теренция обычно нет такой динамики в развитиисобытий,каку
Плавта;он отказывается также оттеатральныхсредствиприемов
ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-отбуф-
фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите-
лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать болееуг-
лубленную психологическую характеристику своихперсонажей,созда-
вая интересные,жизненные образы.
Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 дон.э.)-ста-
вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля-
ды,представители которых считают,что надо быть снисходительнымк
проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами инаказания-
ми,а добрыми советами.
Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож-
ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотяиограничен-
ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближек
их общему первоисточнику-Менандру.
Теренций может быть назван предшественникомновойевропейской
драмы.Европейский театр неоднократнообращалсякеготворчес-
тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется втвор-
честве Мольера.
Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возникв
XVIII в.,в период формирования буржуазной "мещанской"драмы.Дид-
ро считал Теренция своим предшественником,Лессинг в"Гамбургской
драматургии" дал подробный анализ"Братьев",считаяэтукомедию
образцовой.
Римский театр императорской эпохи.
В I в.до н.э. республика в Риме пала.ПослеубийстваЦезаряи
победы над Антонием в 31 г.дон.э.императоромвРиместал
Октавиан,получивший впоследствии почетное прозвище Август("Свя-
щенный").Август хорошо понималобщественноезначениетеатраи
всячески содействовал его развитию.Прежде всего,Август хотел воз-
родить на римской сцене трагедию греческоготипа,видяименнов
ней средство улучшенияивоспитаниянравовсвоихграждан.Эти
стремления Августа были поддержаны однимизвыдающихсяримских
поэтов,Горацием,и нашли отражение в его "Науке поэзии".
Проводя политику Августа,Гораций выступает за идейное, содержа-
тельное искусство,основой которого являютсямудрость.Поэт,сод-
ной стороны,должен быть человеком высокообразованным,таккакон
выступает как воспитатель и наставникграждан.Сдругой-егоис-
кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужношлифо-
вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.
Однако все усилия Августа возродить на римской сценесерьезный
жанр не увенчались успехом.Хотя представленияустраивалисьчас-
то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-
ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-
лась при преемниках Августа.
Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на егоре-
пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в
упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,тотольков
виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерампока-
зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами)надевали
костюмы и маски,как для выступлениявтрагедии,однакоихроль
сводилась в основном к пению,таккакактерскиеарии составляли
главную часть представления.Исполнение арий из трагедийкакса-
мостоятельное представление сохранилось в Римской империивплоть
до последних дней ее существования.
Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас
не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.
Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-
мя занимал при нем высшие должности вгосударстве,нозатембыл
обвинен в заговоре против императора и по приказаниюНеронапо-
кончил с собой,вскрыв себе вены.
Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-
шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был болееосторожно
высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всегооннапи-
сал 9 трагедий,заимствуяихсюжетыизгреческоймифологии.По
своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаютсяотгречес-
ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-
ходятся не более трех актеров одновременно.Ноподвлияниемсо-
циальных и политических условий трагедииСенекиполучилиновую
направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями иугрозами
кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей надкаждым,определи-
ла разработку тем.
ГероиСенеки-люди,наделенныесильными,испепеляющимистрастя-
ми.Изображение этих страстей,невольно приводящихгероякгибе-
ли,изображениесильныхаффектов,чудовищныхпороков,состоя-
ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.
Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие всезако-
ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-
ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоженеоста-
навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.
Персонажи трагедий Сенекиоднолинейны:драматургвыделяетка-
кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.Вдрамах
Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавыхпрес-
туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-
ферой жестоких репрессий.
До сих пор остается спорным вопрос о сценическойжизнитраге-
дий Сенеки.Скорее всего они предназначены длячтения,нонедля
постановки:трагедии лишеныдинамики,некоторыесценытехнически
невозможно исполнить.
Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-
гедии нового времени.Именно через него гуманисты эпохиВозрожде-
ния начали свое знакомство с античнойтрагедией.ВXIV-XVIIвв.
драматурги всех западноевропейских странучилисьуСенекиис-
кусству трагичного-мастерскому изображениюстрасти,напряженности
диалогов,отточенности стиля.Шекспир и Бен ДжонсонвАнглии,Кор-
нель,Расин и другие представители французского классицизма изуча-
ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.
Организация театральных представлений.
Представления устраивались в Риме во времяразличныхгосудар-
ственных праздников.Пьесы шли на празднике патрициев-Римскихиг-
рах,проводившихся в сентябре в честь Юпитера,ЮноныиМинервы;на
праздникеплебеев-Плебейскихиграх,происходившихв ноябре;на
Аполлоновых играх-в июле.
Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть досере-
диныIв. дон.э.;сооружениюегопротивился консервативный
сенат.Для представления обычно на форумевоздвигалсядеревянный
помост высотой в половину человеческого роста.На сценическую пло-
щадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек,по которой актерыподни-
мались на сцену.В трагедии действие происходилопереддворцом.В
комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу свы-
ходящими на нее фасадами двух-трех домов,идействиеразвертыва-
лось перед домом.Зрителисиделинаскамейкахпередсценой.Но
иногда сенат запрещал устраивать меставэтихвременныхтеат-
рах:сидеть на представлениях,по мнению сената,было признакомиз-
неженности.Все построенное для театральных игрсооружениелома-
лось сразу же после их окончания.
Играли в постановках уже не любители (как в ателланах),а артис-
ты-профессионалы.Их называли актерами или гистрионами.Римские ак-
теры происходили из среды вольноотпущенников или рабов и по срав-
нению с греческими занимали гораздо более низкое общественное по-
ложение.Актеры объединялись в труппы во главе схозяином-антреп-
ренером,который по договоренности с властями организовывалтеат-
ральное представление,где сам обычно играл главные роли.Всежен-
ские роли исполнялись мужчинами,женщин в труппы не брали.
Актеры-профессионалы,выступавшиевтрагедияхикомедиях в
III-II в. до н.э.,играли без масок.Маска появилась в этихжанрах
довольно поздно-в 130 г. до н.э.Поэтому,в отличие отгреков,рим-
ляне могли следитьзамимикойактеров.Маскииспользовалисьи
раньше,но лишь в особыхслучаях-когданадобыло,например,обыг-
рать мотив двойника в комедии.В масках также игралиактеры-люби-
тели, принадлежавшие к высшим слоям общества.
Важным событием в театральной жизни Рима было появлениеперво-
го постоянного театра,построенного из камня.Этот театр был соору-
жен в 55 г до н.э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч че-
ловек.В конце I в. до н.э. в Риме было построено ещедвакамен-
ных театра:театр Бальба и театрМарцелла.Отпоследнегодосих
сохранились остатки наружной стены,разделенной натриэтажа,что
соответствует трем внутренним ярусам.
ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Литургическая и полулитургическая драма.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья ста-
ла церковная драма.Борясь против остатковантичноготеатра,про-
тив сельских игрищ,церковь стремилась использоватьдейственность
театральной пропаганды в своих целях.Уже в IX векетеатрализует-
ся месса,вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов излегенд
о жизни Христа,о его погребении ивоскресении.Изэтихдиалогов
рождается ранняя литургическая драма.Существовало двациклата-
кой драмы-рождественский,рассказывающий о рождении Христа,ипас-
хальный,передающий историю его воскресения.
В рождественской литургической драмепосрединехрамаставили
крест,потом его заворачивали в черную материю,что означало погре-
бение тела господнего.
В пасхальной литургической драме разыгрывалась сценатрехМа-
рий и ангела у гробаХриста(ихизображаличетверосвященни-
ков).Ангел спрашивал:"Кого вы ищетевгробу,христианки?"Марии
хором отвечали:"Иисуса Назарянина,распятого,о небожитель!" Иан-
гелговорилим:"Егоздесьнет,онвосстал,какпредсказал
раньше.Идите возвестите,что он восстал из гроба!" После этого хор
пел молитву,восхлавлявшую воскресение Христа.
Со временем литургическая драма усложняется,разнообразятся кос-
тюмы "актеров",создаются "режиссерскеие инструкции" с точным ука-
занием теста и движений.Всем этим занимались сами священники.
Устроители литургических представленийнакопилипостановочный
опыт и стали искусно показывать народу вознесение Христаидру-
гие евангельские чудеса.Приближаясь к жизни и используяпостана-
вочные эффекты,литургическая драма уже не привлекала,аотвлекала
прихожан от службы.Развитие жанра таило в себе егосамоуничтоже-
ние.
Не желая отказаться от услуг театра и не будучи в силахсовла-
дать с ним,церковные власти выводятлитургическуюдрамуиз-под
сводов храмов на паперти.Нарождается полулитургическая драма (се-
редина XII в.).И тут церковный театр,формально находясь вовлас-
ти духовенства,подпал под влияние городской толпы.Теперь онауже
диктует ему свои вкусы,заставляет давать представления в днияр-
марок,а не церковных праздников,полностью перейтинародной,по-
нятный толпе язык.
Заботясь об успехе,церковники стали подбиратьболеежитейские
сюжеты,и материалом для полулитургической драмыстановятсябиб-
лейские сюжеты,подверженные бытовому толкованию.Библейский леген-
ды подвергаются с течением времени поэтическойобработке.Вводят-
ся и технические новшества:окончательноустанавливаетсяпринцип
симультанной декорации,когда одновременно показываетсянесколько
мест действия; увеличивается число трюков.
Однако,несмотря на все это,церковнаядрамапродолжаласохра-
нять тесную связь с церковью.Драма ставилась напаперти,нацер-
ковные средства,ее репертуар составлялся духовнымилицами(хотя
участниками представлений,наряду со священниками и миряне).
Так,причудливо объединяявзаимоисключающиеэлементы,церковная
драма существовала долгое время.
Светская драматургия.
Первые ростки нового реалистического направления связываютсяс
именем трувера (т.е.трубадура) Адама де Ла-Аль (около1238-1287)
из французского города Арраса.Де Ла-Аль был страстно увлечен поэ-
зией,музыкой и театром.Он жил в Париже и в Италии (при дворе Кар-
лаАнжуйского) иполучилдовольноширокуюизвестностькак
поэт,музыкант, драматург.
В творчестве Адама де Ла-Аль народно-поэтическое началосочета-
лось с сатирическим.В егопроизведенияхбылизачаткибудущего
театра Возрождения.Но на протяжении средних веков этотдраматург
не имел продолжателей.Жизнерадостность и вольная фантазиямеркли
под воздействием церковных строгостейипрозаическойтрезвости
городов.
Сатирическое начало народных зрелищ драматургии Адама де Ла-Аль
нашло свое продолжение в фарсах,героями которых были тоярмароч-
ный зазывала,то врач-шарлатан,то циничный поводырьслепца.Однако
жанр фарса достиг своего расцвета позже,в XV веке.В XIII жевеке
комедийная струя заглушалась театром миракля,тожеимевшимсвоей
темой жизненные события,но обращенным к религии.
Миракль.
Само название миракль происходит от латинскогослова"чудо".И
действительно,все конфликты,порой очень остро отражавшиежизнен-
ныепротиворечия,вэтомжанреразрешалисьблагодаря вмеща-
тельству божественных сил-святого Николая,девы Марии и т.д.Сте-
чением времени эти пьесы,сохраняя религиозную морализацию,все ос-
трее показывали произвол феодалов,силу темныхстрастей,владевших
знатными и богатымилюдьми.Впервомизизвестныхнаммирак-
лей-"Игра о святом Николае" (1200)-вцентревниманиябылочу-
до,совершенное святымдляизбавленияхристианина,попавшегов
языческий плен,и история в неголишьотзвукомкрестовыхпохо-
дов.Более поздний "Миракль оРоберте-дьяволе"давалужеобщую
картину кровавого века Столетнейвойны(1337-1453)истрашный
портрет бессердечного феодала.
Само время-XIV век,полный войн,народных волнений ибесчеловеч-
ных расправ,-объясняет развитие такого противоречивогожанра,как
миракль.С одной стороны,крестьянские массы брались за топоры,вос-
ставали,с другой-подчинялись тяжелой жизни.Отсюда и элементы кри-
тики,и религиозное чувство в мираклях.
Большинство мираклей строилось именно набытовомматериале-из
жизни города,из жизни монастыря или средневекового замка.Разобла-
чая притеснителей народа,миракль о Берте рисуетвположительном
свете тех людей изихсреды,которыенеподверженыпороками
страстям,присущим знати,и могут,попав всредупростыхтружени-
ков,быть среди них своими людьми.
Двойственность миракля была связана с идеологическойнезрелос-
тью городского бюргерства того времени.Не случайномиракль,начи-
навшийсяобычнособличительногоизображениядействительнос-
ти,всегдазаканчивалсякомпромиссом,актомраскаянияипроще-
ния,что практически означало примирение с только чтопоказанными
злодеяниями,ибо предполагало в каждом злодее возможного праведни-
ка.Это устраивало и бюргерское сознание,и церковь.
Мистерия.
Время расцвета мистериального театра-XV-XVI века,времябурного
расцвета городов и обострения социальных противоречий.Город уже в
значительной мере преодолел феодальную зависимость,но еще не под-
пал под власть абсолютного монарха.Мистерия и явиласьвыражением
расцвета средневекового города,его культуры.Онавырослаизтак
называемых "мимических мистерий"-городских процессий в честьре-
лигиозных праздников,вчестьторжественныхвыездовкоролей.Из
этих празднеств постепенноскладываласьплощаднаямистерия,ис-
пользующая ранний опыт средневекового театра.
Представления мистерий организовывались не церковью,а городски-
ми цехами и муниципалитетами.Авторамивыступалидеятелинового
типа-ученые-богословы,юристы,врачи.Несмотря на то,чторуководила
постановками высшая буржуазия города,мистерии были массовымпло-
щаднымсамодеятельнымискусством.Впредставленияхучаствовали
сотни человек.
Мистериальная драматургия разделяется на три цикла:"ветхозавет-
ный",имеющий своим содержанием циклы библейскихсюжетов;"новоза-
ветный",рассказывающий историю рожденияивоскресенияХриста,и
"апостольский",в котором сюжеты пьес были заимствованы из"Жития
святых" и частично из мираклей о святых.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная(50ты-
сяч стихов,242 действующих лица) "Мистерия Ветхого завета",содер-
жавшая 38 отдельных эпизодов.Ее главными героями были Бог,ангелы,
Люцифер,Адам и Ева.В мистерии показывалосьсотворениемира,вос-
стание Люцифера против Бога,библейские чудеса.
Мистерия раздвинула тематический диапозон средневековоготеат-
ра,накопила огромныйсценическийопыт,которыйбылиспользован
последующими жанрами средневековья.
Исполнителем мистерии был городской люд.Отдельныеэпизодыог-
ромного театральногопредставленияисполнялисьпредставителями
различных городских цехов.При этоммистериядавалавозможность
каждой профессии проявить себя как можно полней.
Мистерии развили театральную технику,утвердили в народе вкуск
театру,подготовили некоторые особенности ренессансной драмы.Нок
1548 году мистериальным обществам,особенноширокораспростране-
ным во Франции,запрещают показмистерий:слишкомощутимойстала
критическая комедийная линия мистериального театра.Причинагибе-
ли еще и в том,что онанеполучилаподдержкисостороныно-
вых,прогрессивных сил общества.Религиозное содержаниеотталкива-
ло людей гуманистически настроенных,а площадная форма икритиче-
кие элементы вызывали гонения церкви.
Историческая обреченность мистериибылапредрешена внутренней
противоречивостью жанра.К тому же мистериальный театрпотеряли
свою организационную почву:королевская власть искореняет всего-
родские вольности и запрещает цеховые союзы.Мистерияподвергает-
ся резкой критике со стороны как католической церкви,так и рефор-
мационного движения.
Моралите.
Реформационное движение (Реформация) развернуласьвЕвропев
XVI в.Оно носило антифеодальный характер и приняло форму борьбы с
идеологической опорой феодализма-католической церковью.
Реформационное движение утверждает принцип "личногообщенияс
Богом",принцип личной добродетели.В руках зажиточногобюргерства
мораль становится оружием борьбыипротивфеодалов,ипротив
неимущих городских масс.Стремление придатьсвятостьбуржуазному
мировоззрению рождает театр моралите.Он вырастаетизмистерий,в
которых нравоучительная дидактика заключалась в религиозныефор-
мы ичастотеряласмыслиз-засоседствабытовыхкомических
сцен.Моралите освободило морализациюкакотрелигиозныхсюже-
тов,так и от бытовыхотвлеченийи,обособившись,обрелостилевое
единство и большую дидактическую направленность.Однакоприэтом
были утеряны действенность постановки и жизненные чертыперсона-
жей.
Основным признаком моралите являлсяаллегоризм.Впьесахдей-
ствуют аллегорические персонажи,каждыйизкоторыхолицетворяет
какой-то человеческий порок или добродетель.Эти персонажилишены
индивидуальных характеров,и даже реальные вещи в ихрукахпрев-
ращаются в символы.Столкновения героевстроилисьсоответственно
борьбе двух начал:добра и зла,духа и тела.Этот конфликт чаще все-
го изображался в виде противопоставления двух фигур,двух персона-
жей,олицетворяющих собой доброе и злоеначала,воздействующиена
человека.
Разумные люди идут по стезе добродетели,неразумные же становят-
ся жертвами порока-эту основную дидактическую мысль утверждали на
разные лады все моралите.
Авторами некоторых моралитебылиранниегуманисты,профессора
средневековых школ.В Нидерландах сочинением и постановкой морали-
те занималисьпатриоты,борящиесяпротивиспанскогозасилья.Их
пьесы были полны современных политических намеков,за что авторы и
актеры нередко преследовались.
В своем развитии моралите частично освобождалось от строгой ас-
кетической морали:под воздействием новых общественных силвнем
проявлялось некоторое стремлениекреализму.Противоречияжанра
были признаком сближения с жизнью.В иных моралите уже можнобыло
встретить мотивы социальной критики.
Историческое значение аллегорического жанра было втом,чтоон
внес в средневековую драматургию четкость,поставил передтеатром
задачу построения типического образа.Но,будучи во власти догмати-
ческой морали,этот жанр не смог породить ничего значительного.
Фарс.
Площадной плебейский фарс выделяетсявсамостоятельныйтеат-
ральный жанр со второй половины XV века.Однако он доэтогопро-
шел долгий путь скрытого развития.Само название происходит от ла-
тинского farta("начинка").Идействительно,устроителимистерий
сплошь и рядом писали:"Здесь вставить фарс".
Веселые масленичные представления и народные спектакли дают на-
чало "дурацким корпорациям"-объединением мелких судебных чиновни-
ков,разнообразной городской богемы,школяров,семинаристов.В XVв.
шутовские общества распространяются по всей Европе.В Парижебыли
четыре большие организации и регулярно устраивалисьсмотры-пара-
ды их фарсовых представлений.В этих парадах высмеивалисьвыступ-
лениЯ епископов,словопрения судей,въезды королей в город.Вответ
на это светские и духовные власти преследовалифарсеров,изгоняли
их из горда,бросали в тюрьмы.
Фарс повернут всем своим содержанием и художественным строемк
действительности.Онвысмеиваетсолдат-мародеров,монахов-торгов-
цев индульгенциями,чванливых дворян,скаредных купцов.Остро подме-
ченные и обрисованные черты характеров несут сатирически заостре-
ный жизненный материал.
Главными принципами актерского искуства для фарсеровбылиха-
рактерность,доведенная до пародийной карикатуры,идинамизм,выра-
жающийактивность и жизнерадостность самих исполнителей.
Сценической задачей фарсеров было воссоздание определенныхти-
пов:ловкого городского молодчика,хвастливого солдата,хитрого слу-
ги и т.п.Но при определенности сценических типов-масок былараз-
вита и импровизация-следствие живого общенияфарсеровсшумной
ярмарочной аудиторией.
Судьба веселых комических любительских корпорацийфарсеровот
год в год становиласьвсеплачевнее.Монархическаяицерковная
власть все сильнее наступала на городское вольномыслие и наодну
из форм его-фарсовый театр.В конце XVI-начале XVII в.подударами
властей прекращают существование крупнейшие корпорации фарсеров.
Фарс оказал большое влияние на дальнейшее развитиетеатраЗа-
падной Европы.В Италии изфарсародиласькомедиядельарте;в
Испании-творчество"отцаиспанскоготеатра"ЛопедеРуэда;а
Англии по типу фарса писал свои интерлюдии ДжонГейвуд,вГерма-
нии-Ганс Сакс;во Франции фарсовые традиции питалиискусствоге-
ниального Мольера.Именно фарс стал звеном междустарыминовым
театром.
Список использованной литературы:
1.Учебник по истории средних веков.Из-во"Просвещение",Москва,1984 г
2.Большая Советская Энциклопедия. 2-ое издание, том 18,стр 507-510.
3."История зарубежного театра", под редакциейпроф. Г.Н. Бояджиеваи
проф. А.Г. Образцовой. Из-во "Просвещение",Москва,1981 г
4.И.М.Тронский"Историяантичной литературы". Из-во"Высшая
школа",Москва,1988 г