Особенности средневекового искусства Западной Европы

Термин " романский стиль" условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с
римской. В 11 12 веках церковь достигла вершины могущества . Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была глывным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира , исполненного зла, соблазнов , подвласного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспресии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении
церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура
опираласьнадостижениякаролинкскогопериодаиразвиваласьпод
сильным воздействиемв зависимости от местных условий от античного или
византийского или арабского искуства.
Основнойархитектурнойзадачейбылосоздание каменного,по
большей частимонастырского храма,отвечающего требованиямцерковной
службы.Главным еготипом являетсятип базилики.Суровость имощь
романских храмов былипорождены заботами обих прочности.Строители
ограничивалисьпростымимассивнымиформамиизкамня,оконныеи
дверныепроемыоченьузкие.Вочертанияхформпроебладают простые
верктикальные илигоризонтальныелинии,атакжеполуциркульные
арки.(см.рис1)стремясь коблегчению конструкцийроманские
мастерарешалиоченьсложныезадачипрочностисооружений.-
появились конструкции, в которыхнейтрализация распорадостигалась
засчетвзаимодействияуравновешивающих друг друга сил., однимиз
такихрешенийявилосьсозданиекрестовыхсводовобразованных
пересениемдвухпересекающихся подпрямымугломотрезков
полуциркульных сводов равногорадиуса (см. рис.1)Храмроманского
стилячашевсегоразвивает унаследованнуюотримлян
древнехристианскуюбазилику. В планеэтолатинскийкрест
(см.рис.2). Наружный вид романского храмасуровипростиясен.
Формы романской культовой архитектуры в часности обилие плоскостей способствовали распространению монументальной скульптуры, которая существует в форме рельефа , распластанного на плоскости стены
илипокрываюшая поверхностькапителей.Вкомпозициях
преобладает плоскостное начало.Фигуры располагаются в пределах верктикальных поверхностей, причем композиция не дает ощущения глубины. Обращают на себя внимание разные маштабы фигур. размер их зависит от иерархической значимости того , кто изображен : Христос всегда больше ангелов и апостолов, которые в свою очередь больше простых смертных. Но это только одна зависимость . Фигуры находятся в определенном соотношении и с архитектурными формами. Изображения в середине - крупнее, чем те которые находятся по углам. На фризах помещаются фигуры приземистых пропорций , а на несущих частях - удлиненные. Такое соответствие изображения архитектурных очертаний одна из характернейших черт романского стиля. Для искусства этого времени характерна также любовь ко всему фантастическому, это заметно и в выборе сюжетов - Апокалипсис. Часто
встречаются в орнаментах фантастические существа - возможно это пережитки языческих верований. Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции , которая в 11 - 12 веках была не только центром
филосовского и теологического движения , но и широкого распространения еретических учений. В архитектуре и скульптуре встречаются наибольшее разнообразие форм и решенных конструктивных проблем . В грандиозных храмах Бургундии , занявших первое место среди французских школ , были сделаны первые шаги к изменению конструкции сводчатых перекрытий в типе базиликального храма. Классический образец текого сложного типа - пятинефная монастырская церковь в Клюни ( см. рис. 2 ) . Это был самый большой храм из всех построек того времени . Своими размерами он значительно превосходил даже главный храм католического христианства - базилику Святого петра в Риме. ( 187 метров против 120 метров в длину) . Романская архитектура Франции выработала целый ряд разнообразных конструкций , обеспечивающих надежность сводов. Помимо утолщения опор и стен эту задачу решали либо путем нейтрализации распора главного полуциркульного свода за счет направленных в противоположную сторону сил. Жертвуя верхним светом, в центральном нефе , строители возводили так называемые зальные церкви равной или почти равной высоты,благодаря чему, распор центрального свода погашался отчасти встречным давлением
боковых ( см.рис. 3) . Боковые нефы делали даже двухярусными ,что увеличивало их тяжесть, а также делало здание более вместительным .Чтобы облегчитьь свод центрального нефа предавали ему стрельчатое сечение , вводли
подпорные арки , которые принимали основную нагрузку и верхний свод прорезали окнами ( см.рис.4 ) . В Германии особое место в строительстве соборов в 12 веке занимали города, на Рейне . В Вормском соборе ( 1171 - 1234 г.г. ) , построенном из желтого песчанника , членение объемов менее разработаны , чем во французских храмах, это создает ощущение монолитности форм. Первые произведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже 11 -
12веков.В12векевпервыезавсе времяразвития
западноевропейской культовой архитектуры скульптурные
изображения начинают широкоиспользоваться для декорированияфасадов
церквей.Самымзамечательнмтворениемроманскоймонументальной
пластикиявляютсягигантскиерельефныекомпозициинадпорталами
храмов. Сюжетами чаще всего служили грозные пророчества Апокалипсиса и
страшногосуда.Композициястрогоподчинена принципу иерархии -
центромявляетсярасположеннаяпоглавнойосии занимающая всю
высоту фигура Христа, причем еслифигура Христасимметричнаи
неподвижна , то вокруг него все исполнено бурного движения.Длинные, почти бесполые тела апостолов служат как бы воплощением теологической идеи о преодолении духовным началом " косной " материи. В романской пластике встречаются сочетания возвышенного и повседневного , грубо-телесного и отвлеченно - умозрительного , героического и комически - гротескного. Изображения страшного суда наглядно представляют богословскую схему иерархической структуры мира . Ценром композиции всегда служит фигура Христа . Верхнюю часть занимает небо , нижнюю - грешная земля , по правую руку Христа находится рай и праведники ( добро ) по левую - осужденные на вечные муки грешники , черти и ад ( зло ) . При всей обязательности этой схемы реализация ее чрезвычайно разнообразна . Например , в тимане собора Сент-Лазар в Отене (
1130-1140)всценеСтрашногосударядомс грозными
величественнымобразомХриста изображен почтигротескно-комедийный
эпизодвзвешиваниядобрыхизлыхделумерших , сопровождающийся
плутовством дьяволаи ангела, причемдьявол данодновременнои
страшнымисмешным,(илл.78,[ ]).Путьразвития
немецкогороманскогоискусствабыл менее последовательным.
Впериод наивысшегообострения борьбымеждуимпериейи
папством церковноеискусствоприобрело вГерманиичерты сурового
аскетизма .Болеечемкоглалибовраждебногомиру,более
чемкогдалибонаправленногонавоплощениесверхчувственного
начала. Развитие "строгого стиля" можно проследить на примете многочисленных деревянных распятий 12 века. Ровные параллельные , линии складок одежд , такими же параллелями
намечены волосы , борода , фигура аскетична и неподвижна, Христос не страдающий человек , а суровый и беспристрасный судья , победивший смерть . Самым прославленым является " Распятие Имервальда" , по имени мастера его выполнившего . На смену романскому искусству пришла готика. Название это тоже условно. Оно было синонимом варварства в предствавлении историков Возрождения , которые впервые применили этот термин , характерезуя средневековое искусство. Повышенная одухотворенность, нарастающий интерес к человеческим чувствам
, киндивидуальному,красотереального мира-отличает
его отроманскогоискусства. Готическоеискусство -
искусствоцветущихторговыхиреместленных городовкомунн,
добившихсяизветсностиисамостоятельностивнутри феодального
мира. между романскими готическимстилем труднопровести
хронологическую границу.12век - расцветроманского стиля , вместе
стемс 1130года появляются новыеформы.Готический стильв
ЗападнойЕвропедостигвершин(высокаяготика)в13веке.
Угасание приходится на 14-15 века ( пламенеющая готика ) . Строительство осуществляется не только церковью , но и общиной (организованными в цехи профессиональными ремесленниками и архитекторами) . Между строительными артелями , странствовашими из города в город , сществовали связи ,обмен опытом и знаниями . самые значительные сооружения , и прежде всего соборы , возводились на
средствагорожан.Часто надсозданиемодногопамятника
трудились многие поколения . Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля . Они были вместительны , высоки, нарядны , зрелищно декорированы .
Динамичность , легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх и городскте посройки. В замысле городского , а не монастырского собора проявились и новые идеи католической церкви , возросшее самосознание горожан , новые преставления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим устремлением души к небу. Готическуий собор по ставнению с романским новая ступень в развитии базиликального типа постройки , в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готичекого собора - устойчивая каркасная система , в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды , провезенные сетью выстыпающих ребер, выложенных из камня , арки стрельчатой формы определяющие во
многомвнутреннмйивнешнийобликсоборы(см.рис. ).
Классическое выражение готический стиль получил во Франции. Величайшее
сооружение - собор Парижской богоматери (заложен1163 г, достраивался
досередины 13 века) . Зрелаяготика отмечена дальнейшим нарастанием
ветрикализма линий,динамической устремленностьюввысь. Реймский
собор-местокоронованияфранцузскихкоролей одноиз самых
цельныхпроизведенийготики, замечательный синтез
архитектуры и скульптуры.Главные черты, характерезующие
готическую скульптуру , могутбыть сведены к следующему :во первых
на смену господству вхудожественных концепциях абстрактногоначала
приходитинтерескявлениямреальногомира, религиозная тематика
созраняет свое доминирующее положение,но ееобразыменяются,
наделяютсячертамиглубокой человечности. Одновременно
усиливается роль светских сюжетов , иважное место , хотя не сразу,
начинаетзаниматьсюжет,Вовторых-появляетсяииграет
доминирующую ролькруглая пластика, хотярельеф существуеттакже.
Одним из самыхраспространенных сюжетов вготике остался "Старшный
суд",однакоиконографическаяпрограмма расширяется . Иньерес к
человекуивлечениеканекдотичностирассказанашли выражение в
изображении сцениз жизнисвятых .Выдающий сяпример изображения
легенд о святых является датируемый последней четвертью 13 века тимпан
"История святого Стефана" на порталесобора Парижской богоматери.
Включение реальных мотивов характерно и для множества небольших рельефов. Как и в романских храмах , большое место занимают в готических соборах изображения чудовищ и фантастических существ , так называемых химер.