Внутренняя политика и экономика послевоенной Японии

Содержание:

I. Внутриполитическое положение в послевоенной Японии…
II. Послевоенная экономика Японии
1) Социально-экономические преобразования. Реорганизация дзайбацу
2) Японское "экономическое чудо" и его причины
III. Источники

Внутриполитическое положение в послевоенной Японии

В отличие от Германии, оккупированной союзниками в ходе боев на ее собственной территории, Япония была оккупирована через две недели после капитуляции. При этом США воспрепятствовали созданию зон оккупации стран-победителей в Японии. Поскольку соотношение сил СССР и западных держав на Дальнем Востоке было совершенно иным, чем в Европе, а советский вклад в разгром Японии был внесен лишь на последнем этапе Тихоокеанской войны в условиях фактически начавшейся "холодной войны", Москва была вынуждена с этим согласиться. В результате американские войска под командованием генерала Макартура оккупировали Японию единолично, хотя формально представляли интересы всех стран, воевавших с Японией.
Подписав безоговорочную капитуляцию, Япония тем самым как минимум приняла условия Потсдамской Декларации. Перед победившими Японию державами стояла задача такого послевоенного урегулирования в этой стране, которое предотвратило бы возрождения ее как агрессивной силы. Это было возможно только посредством демократизации, ликвидации помещичьего землевладения как источника самурайского авантюризма, роспуска монополистических группировок - дзайбацу как источника агрессии, демилитаризации и наказания военных преступников в назидание на будущее.
Практически все вышеперечисленные задачи были решены на первом этапе оккупации (1945 - 47 гг.) благодаря относительному единству среди стран-победителей. В эти годы общественное мнение США помнило вероломство и жестокость японской военщины и поддерживало курс на максимальное ослабление Японии как возможного в будущем противника. В Японии была введена одна из самых демократических в мире буржуазных Конституций, написанная специалистами Пропагандистского отдела штаба Макартура и переведенная на японский (сами японские юристы подготовили несколько крайне реакционных вариантов Конституции, с которыми страны-победители не могли согласиться). Не решившись на ликвидацию института Императорской власти, авторы Конституции ограничили ее декоративными функциями. Конституция провозглашает отказ Японии от решения внешнеполитических проблем военным путем и запрещает ей иметь Вооруженные силы. Проведенной по настоянию держав аграрной реформой завершился начатый в эпоху Мэйдзи процесс дефеодализации.
Преобразования 1945 - 47 гг. освободили японский империализм от его угрожающих военно-феодальных характеристик, открыли возможность буржуазно-демократического развития. Однако США не спешили с подписанием Мирного Договора и прекращением оккупации: их устраивало эластичное бездоговорное положение Японии в условиях "холодной войны". На втором этапе оккупации (1948 - 51 гг.) Вашингтон делает ставку на превращение Японии в своего союзника на Дальнем Востоке (вместо гоминдановского Китая, доживающего последние дни). С этой целью США создают благоприятные условия для деятельности проамериканских сил и осложняют возможности левых партий Японии, После проведения ряда профилактических мероприятий, обеспечивающих лояльность японского правительства, Вашингтон вынес на Сан-Францисскую конференцию 1951 г. проект Мирного Договора победителей с Японией. На конференции, созванной в разгар корейской войны, неизбежно должны были возникнуть разногласия по тексту Договора.
Всего в работе мирной конференции участвовало 52 страны. Ряд стран пострадавших от японской агрессии в наибольшей степени, приглашены не были (КНР, КНДР, МНР, ДРВ), Индия и Бирма отказались от участия, но были представлены все латиноамериканские страны и Люксембург. Поскольку проамериканское большинство конференции не желало вносить поправки в подготовленный госдепартаментом проект Договора, советская делегация покинула ее и мирного Договора между СССР (Россией) и Японией до сих пор нет.
По Сан-Францисскому Договору Япония отказывалась от ряда захваченных и приобретенных ею территорий (Курил, Ю. Сахалина, Тайваня и др.), но без указания стран, которым эти острова передавались. Архипелаг Рюкю (острова Окинава) оставался под административным управлением США. Предусматривалась выплата репараций Японией жертвам ее агрессии, но без указания размера репараций и порядка их выплаты (предлагалось решать этот вопрос на основе двусторонней договоренности). Мирный договор, как ни странно, не предусматривал вывода американских оккупационных войск с японской территории. В нем не было даже конституционных положений о демократизации и военных ограничениях на Японию. Таким образом, после 6 лет оккупации в результате Сан-Францисской конференции, Япония превратилась в субъекта "холодной войны" на стороне США. Японская буржуазия сознательно пошла на ущемление своего суверенитета в политической области в обмен на американские рынки сырья и сбыта в сфере экономической. Многосторонний Сан-Францисский договор после закрытия Конференции был дополнен двусторонним японо-американским Пактом безопасности. В соответствии с его статьями США брали на себя обеспечение "безопасности Дальнего Востока" и получали право пресечения "внутренних беспорядков" на японской территории. Пакт был бессрочным без права одностороннего выхода из него Японии. США не были обязаны консультироваться с Токио по вопросам использования американских войск, дислоцированных в Японии, для обеспечения возложенных на них задач.
Характерной чертой внутриполитической жизни страны в послевоенный период является смещение вектора политических предпочтений населения влево.
Компрометация праворадикальных сил поражением в войне и демократические преобразования в стране резко сузили социальную базу ультраправого движения (с ликвидацией феодально-помещичьего класса, Вооруженных сил, роспуском дзайбацу). В связи с этим ультраправые организации (с численностью около 150 тыс. чел.) перенесли акценты в своей пропагандистской работе с идеализации "расы Ямато" на классово-националистические лозунги, что в определенной степени соответствует интересам крупного капитала. Не имея широкой социальной базы, японские неонацисты прибегают к террористической деятельности по принципу "Пусть каждый убьет по одному красному". Так, в 1961 г. был убит председатель СПЯ Асанума. Правые ультра считают политику правившей в 1950 - нач. 90 гг. ЛДП слишком мягкой и обвиняют ее в "попустительстве" левым силам (в 1961 г. ими был даже подготовлен план убийства 61 деятеля ЛДП во главе с ее Председателем Икэдой). Однако это не более, чем борьба внутри правого лагеря по вопросу о методах подавления левых сил. В значительной степени под влиянием требований ультраправых было восстановлено празднование Дня Японской Империи 11 февраля (с 1967 г.), и гимн "Да здравствует Император".
Влияние ультраправого движения слабо еще и потому, что собирательным центром японского консерватизма стала ЛДП, опирающаяся на монополии, государственную бюрократию и идущую по фермерскому пути американского образца деревню. Относительная прочность политического господства ЛДП до нач. 90 гг. была обусловлена сочетанием целого ряда благоприятных условий:

- во-первых, сила ЛДП заключалась в раздробленности оппозиции. ЛДП единолично представляла интересы крупного капитала.
- во-вторых, в пользу ЛДП играл имидж организатора "экономического чуда" и повышения жизненного уровня населения
- в-третьих, в условиях быстрого экономического роста оппозиционные партии не могли предложить других конструктивных программ-альтернатив экономического развития
- в-четвертых, на стадии форсированного экономического роста ЛДП даже свой недостаток - фракционность партии, использовала в качестве достоинства: поочередный приход к власти разных фракций, отражавших интересы различных монополистических группировок, создавал впечатление демократичности партии, учета ее критики в своих рядах и вне их, корректировки допущенных ошибок.

С окончанием экономического бума в нач. 70 гг. и выходом фракционных противоречий из-под контроля началось падение влияния ЛДП. Возникла реальная возможность оттеснения ЛДП, единственной откровенно буржуазной партии Японии, от монопольной правительственной власти. Японская буржуазия заранее озаботилась проблемой сохранения своего политического господства после ликвидации однопартийного кабинета либеральных демократов - эта задача решена внедрением в Японии американской системы поочередной смены у власти двух буржуазных партий (на базе отколовшихся от ЛДП группировок были созданы другие буржуазные организации - НЛК и т. д.) и британской системы поочередного правления буржуазной и правореформистской рабочей партии, не посягающей на устои буржуазного общества. При этом учитывалось, что полевение бывших избирателей ЛДП приведет к смещению их симпатий в пользу партий "среднего пути" в центре политического спектра, а не в пользу левых партий. Таким образом, обеспечивалась основная стратегическая задача - предотвратить расширение избирательного электората КПЯ-СПЯ.
Правоцентристская Партия Демократического Социализма (ПДС) была образована в 1960 г. на базе отколовшегося правого крыла СПЯ и представляет собой партию типа лейбористской. Выступая официально за "демократический социализм" и "против правого и левого тоталитаризма", на практике ПДС призывает "не жить под одним небом, не ходить по одной земле с КПЯ". Опорой ПДС в 50-80 гг. является правый профсоюз ДОМЭЙ, выражающий интересы "рабочей аристократии" крупных современных предприятий.
Большим влиянием в Японии пользуется буддийская секта "Сака Гакай" ("Общество установления ценности"), имеющая около 15 млн. приверженцев. Полагая, что причиной всех бед и зол является плохая мораль, в т. ч. и у руководства страной, секта ставит задачей создание совершенного общества посредством слияния религии и политики "на основе великих законов Будды". Численность секты быстро выросла в 50-60 гг. в результате массовой миграции сельского населения в города. Активная пропагандистская и индивидуальная работа секты с мигрантами, попавшими в чуждые для них условия существования, способствовала отвлечению их от привлекательных лозунгов экстремистов правого и левого толка.
Поскольку Конституция запрещает политическую деятельность религиозных организаций, "Сака Гакай" обошла Закон, создав партию "Комэйто" ("Партия чистой политики"), ставшую "политотделом" секты. Изначально "Комэйто" выступала за "гуманный социализм" (капитализм, очищенный от контрастов неравенства особой налоговой политикой). Несмотря на социалистическую фразеологию, партия в целом стоит на антикоммунистических позициях. Так же, как и ПДС, Комэйто пользуется поддержкой 10-15% избирателей. Партийная газета - "Сэйке Симбун".
СПЯ, крупнейшая левая партия Японии к. 40 - 80 гг., имеет стабильную поддержку 20% избирателей, опираясь в эти десятилетия на левый профсоюз "СОХЕ" рабочих в основном крупных предприятий. Особенностью партии длительное время было сосуществование левого марксистского Социалистического Клуба, как научно-пропагандистского идеологического центра Партии, и гораздо более правой парламентской фракции СПЯ. Поскольку малочисленная СПЯ (около 100 тыс. членов) имеет влияние в стране в основном благодаря "СОХЕ", парламентарии-социалисты опасаются конкуренции в борьбе за голоса левых избирателей со стороны коммунистов, широко применяющих индивидуальные формы работы с населением. Отсюда сложности отношений двух левых партий - СПЯ и КПЯ.
Компартия Японии, опирающаяся в основном на рабочих мелких предприятий, на протяжении всех послевоенных лет пользуется поддержкой примерно 10% избирателей. В условиях политико-уголовного преследования со стороны американских оккупационных властей в 1950 г. партия попала под влияние Пекина, советовавшего КПЯ взять за образец в борьбе против США "антияпонскую борьбу китайского народа". Попытка использования партизанской тактики борьбы против проамериканского, но законно избранного Правительства, скомпрометировала КПЯ и уменьшила численность Партии с 200 тыс. до 38 тыс. чел. На рубеже 50-60 гг. отказ КПЯ от маоистской ориентации привел к нападкам на нее со стороны Пекина (натравливание СПЯ на КПЯ, отказ КНР от сотрудничества с японскими фирмами, не ведущими борьбу против КПЯ). В сер. 60 гг. руководство КПЯ активно участвует в создании независимого от КПСС-КПК "третьего центра" мирового комдвижения (вместе с ФКП, ИКП, КПИ и др.). Программа КПЯ предусматривает: "честное применение" существующей Конституции без задач перехода к социализму, установление "демократического контроля" над монополиями (в союзе с мелкими предпринимателями), национализацию энергетики, создание коалиционного Правительства КПЯ-СПЯ-Комэйто. Однако СПЯ и Комэйто всегда склонялись к союзу с ПДС, отвергая сотрудничество с КПЯ.
На крайне левом фланге японского политического спектра время от времени, особенно в к. 60 гг. под влиянием маоистов, активизируются ультралевые мелкие организации, отражающие реакцию непролетарских слоев на быстрые темпы трансформации японского общества. Не представляя никакой реальной опасности, малочисленные левацкие крикливые группировки со своими призывами к "немедленной" социалистической революции в то же время полезны крупному капиталу, т. к. компрометируют КПЯ в глазах избирателей, ассоциирующих леваков с коммунистами, которые в Японии достаточно умеренны.

Послевоенная экономика Японии

Социально-экономические преобразования после войны. Реорганизация дзайбацу.

После войны в оккупированной американскими войсками Японии проводятся реформы, которые должны были ликвидировать милитаристско-фашистские порядки. Важнейшими в экономическом отношении были две реформы.
Первая: В 1945 г. был издан закон о ликвидации дзайбацу. Однако и теперь среди ведущих финансовых групп Японии остаются Мицуи, Мицубиси, Сумимото. Почему?
Закон о ликвидации дзайбацу подготовил Ясуда, глава одной из групп. Затем этот проект был одобрен остальными и только после этого был принят государством. Этим законом были ликвидированы головные холдинг-компании групп. В результате функции руководства группами перешли к банкам. Дело в том, Что в составе каждой дзайбацу был и банк, который назывался так же, как и группа в целом (Банк Мицуи, Банк Мицубиси и т.д.). Правда, эти банки теперь были переименованы, но потом восстановили и прежние названия. За исключением банка Ясудао, который сохранил новое название - Фудзи, по названию священной горы японцев. Группы при этом утратили семейный характер: банки не были в такой семейной собственности, как холдинги. Впрочем, потеря семейного характера финансовыми группами - общая закономерность, так что рано или поздно это должно было случиться и с финансовыми группами Японии.
Кроме того, ведущие промышленные компании по закону 1945г. были "разукрупнены", как и в Германии. Но в дальнейшем с ними произошло то же, что и с разукрупнёнными концернами ФРГ, - путём слияний они стали восстанавливатсья в прежнем объёме.
До 70-х годов "большая четвёрка" сохраняла госпдствующее положение в японской экономике. Потом на ведущие места выдвинулись две новые группы "Дайити" и "Санва", и теперь уже "большая шестёрка" господствует в хозяйстве Японии.
Было бы неверно называть японские финансовые группы дзайбацу, но они имеют существенные особенности, отличающие их от европейских и американских. Промышленные компании не должны заботиться о финансировании производства за счёт своей прибыли: финансированием, инвестициями занимается банк, возглавляющий группу. Естественно, банк имеет больше возможностей для массированных инвестиций. Промышленные компании не должны заботиться и о сбыте продукции, о завоевании рынков: этим занимаются торговые компании, которые есть в составе каждой группы. Таким образом, внутри групп - чёткое разделение труда, т. е. более тесные связи между их составными частями, чем внутри групп других стран. Не случайно на японских изделиях мы видим марки "Мицуи", "Мицубиси", тогда как на европейских или американских мы не встретим марки с названием группы, например, "Калифорнийская" или "Коммерческий банк". В этом отношении японская группа приближается к огромному концерну, в состав которого, однако, входят и банки, и торговые компании.
Второй из послевоенных хозяйственных реформ была аграрная реформа 1947 - 1949 гг. Реформа заключалась в том, что государство принудительно выкупало у помещиков землю, причём, если помещик жил в деревне, у него оставляли 3 га, а если он был "отсутствующим", у него выкупалась вся земля. Земля выкупалась за деньги, но в результате инфляции реальная стоимость выкупных сумм к концу проведения реформы понизилась до 5-7% действительной стоимости земли.
Выкупленную у помещиков землю государство продавало крестьянам, арендовавшим эту землю, в рассрочку на 24 года. В результате помещичье землевладение было практически уничтожено, из арендаторов крестьяне стали собственниками земли, причём для оставшихся арендаторов арендная плата сократилась вдвое.
Это была буржуазная реформа. Она ликвидировала паразитическое полуфеодальное землевладение. Но развитию крупных капиталистических хозяйств в Японии препятствует аграрное перенаселение. По-прежнему главная фигура в сельском хозяйстве здесь - мелкий фермер на участке земли меньше гектара. Средняя площадь земли на одно хозяйство в Японии - по-прежнему 1 га.
Но даже несмотря на такие мелкие размеры хозяйств реформа вызвала рост сельскохозяйственного производства. С 1946 по 1970 г. оно выросло более чем вдвое. Ведь до реформы значительная часть доходов крестьян изымалась из сельского хозяйства и шла на паразитическое потребление помещиков. Теперь эти деньги остаются в хозяйстве и вкладываются в производство. Поэтому стал быстро повышаться технический уровень земледелия, например, в условиях мелкого землевладения стала проводиться "малая механизация": "ручные" трактора с набором подвесных инструментов, малые универсальные электромоторы и т.п.

Японское "экономическое чудо" и его причины

Промышленное производство к концу войны сократилось в 10 раз по сравнению с довоенным уровнем. Поэтому естественно, что восстановление здесь продолжалось дольше, чем в других странах: довоенный уровень производства был восстановлен только в 1952 г. Но более существенно другое: восстановление происходило на старой технической основе, т.е. того технического обновления, которое совершалось в ходе восстановления в других странах, здесь не было. Японские промышленники надеялись по-прежнему выигрывать на дешевизне труда и восстанавливали отрасли, не требующие больших капиталов и высокой техники, но много живого труда.
Но к концу периода восстановления выяснилось, что в новых условиях старые методы социального демпинга неэффективны: Япония всё более утрачивала прежнее положение в мировой экономике. Тогда лидеры хозяйства Японии резко изменили приоритеты и началось Японское "экономическое чудо": по темпам роста основных экономических показателей Япония опередила весь мир.
С 1950 г. по 1970 г. среднегодовые темпы роста промышленного производства составили около 15%. К 1990 г. промышленное производство Японии выросло, по сравнению с уровнем 1938 (или 1952) г., в 21,1 раза. Высокими остаются и темпы Японии и в последние десятилетия: с 1970 по 1990 г. промышленность Японии увеличила производство в 2,2 раза. По основным экономическим показателям - валовому национальному продукту и промышленному производству - Япония вышла на 2-ое место в капиталистическом мире. Она заняла 1-е место в мире по производству судов, стали (что особенно удивительно - 1-е место заняла страна, не имеющая ни руды, ни угля), автомобилей, ряда электро- и радиотоваров и т.д. В чём заключаются причины хозяйственных успехов Японии?
1. Особый характер и особые условия обновления основного капитала.
В других странах при послевоенном восстановлении промышленность оснащается новейшей техникой, т.е. происходит технический скачок. При этом изменяется и структура промышленности: на первый план выдвигаются новейшие отрасли. Но в Японии степень военных разрушений потребовала особенно полного обновления основного капитала. Более того, это обновление, техническое переоснащение промышленности происходило не во время восстановления, а позже, следовательно, на более высоком техническом уровне.
Техническое перевооружение японской промышленности и связанные с ним структурные изменения можно разделить на два этапа. Со второй половины 50-х гг. начинается освоение новых технологических процессов и новых отраслей производства. В этот период промышленность Японии переключается с трудоёмких отраслей производства на капиталоёмкие, т.е. требующие не столь большого количества живого труда, но зато больших капиталовложений, высокой квалификации рабочих. Это означало сокращение удельного веса лёгкой промышленности, особенно текстильной, и ускоренное развитие новых отраслей - автомобильной, электротехнической, производства синтетических материалов. С середины 60-х гг. начался второй этап перестройки - переход к кибернетизации производства, к наукоёмким отраслям.
Скорость технической перестройки повышало то обстоятельство, что вместо самостоятельных научно-технических разработок Япония пошла по пути приобретения у других стран их научно-технического опыта, покупки патентов и лицензий. Это оказалось дешевле и быстрее. Один пример. Концерн Дюпонов 11 лет разрабатывал процесс производства нейлона, затратив на это 25 млн. долл. Японская компания "Тойо Рейон" купила патент на производство нейлона у Дюпонов за 7,5 млн. долл. Эти 7,5 млн. долл. она выплатила Дюпонам за 1951 - 1959 гг., получив за эти годы только экспорта нейлона на 90 млн. долл.
Таким образом, экономились даже не столько деньги, сколько время. К этому Японию вынуждали обстоятельства: по расчётам японских специалистов, к середине 50-х гг. её промышленность в научно-техническом отношении отставала от передовых стран на 20-25 лет, и начинать с самого начала значило закрепить отставание.
2. Особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе.
Здесь до сих пор в хозяйство инвестируется около трети валового национального продукта. При этом 70% капиталовложений делается не за счёт прибыли самих промышленных корпораций, а за счёт банковского кредита. Последнее обстоятельство объясняется отмеченной выше особенностью японских финансовых групп.
Около трети капиталовложений составляют "сбережения частных лиц". Иными словами, японцы сравнительно мало тратят на своё потребление, экономят, а сбережённые деньги кладут в банк или покупают на них акции промышленных предприятий. Это связано с особенностями эксплуатации труда в Японии. Зарплата здесь намного выросла по сравнению с временами "социального демпинга", но остаётся ниже, чем в других странах, по отношению к стоимости произведённой продукции. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2-3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель - 32%, в Англии - 27%, а в Японии - 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей "Фиат" зарплата составляет 31%, а в стоимости соответствующих японских - 6,6%. В стоимости электротехнической продукции западногерманской корпорации "Сименс" зарплата - 41%, а у японской "Хитачи" - 14%. Ещё раз следует подчеркнуть, что речь здесь идёт не об абсолютной величине реальной зарплаты, которая в Японии соответствует среднему уровню европейских стран, а о затратах на оплату труда в стоимости продукции. Это доля затрат определяется производительностью труда, техническим и организационным уровнем производства и другими факторами.
Патернализм, который был характерен для японской промышленности начала столетия, сохранился до нашего времени, правда, в значительно изменённых формах. Так, для Японии характерно пожизненное прикрепление работника к предприятию. Это прикрепление, конечно, обеспечивается не принуждением, а экономическими факторами. Заработная плата начинающего работника относительно низка, но она увеличивается ежегодно надбавками за выслугу лет, так что рабочий в возрасте 45 лет зарабатывает в 2,5 раза больше, чем начинающий рабочий. Естественно, перейдя в другую фирму, работник должен начинать с самого низкого уровня зарплаты. Кроме того, с увеличением стажа работы удлиняется и отпуск, расширяются некоторые привилегии, и увеличивается в будущем пенсия. В этих условиях жизнь рабочего оказывается связанной с процветанием фирмы. В некоторых компаниях даже в обычае начинать рабочий день с коллективного исполнения гимна фирмы. Естественно, это повышает производительность труда.
Кроме того, в японской промышленности большое внимание уделяется социально-психиологическим факторам. Администрация принимает меры для сплочения членов трудового коллектива, для организации семейного отдыха. Поэтому, например, там соседи по производственной бригаде обычно стараются заменить отсутствующего или исправляют его ошибки. Принято считать, что фирма - это единая семья, которая заботится о своих членах.
Пенсия в Японии - это единовременная выдача суммы, составленной из расчёта по одному месячному окладу за каждый проработанный год. Поскольку больше пенсионер от предприятия уже ничего не получит, он старается эти деньги вложить в дело, т.е. покупает на них акции. Очевидно, это связано и с третью капиталовложений за счёт сбережений частных лиц.
Кроме того, в Японии существует такая практика: производственные операции, которые не требуют высокой техники, но требуют много живого труда, крупные фирмы сами не выполняют, а передают мелким, иногда даже полукустарным, заведениям. Это обходится значительно дешевле.
3. Высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами.
Согласно японской конституции военные расходы не могут превышать 1% валового национального продукта. Они растут, потому что растёт сам национальный продукт.
Милитаризация в Японии запрещена конституцией, в которой сказано: "Японский народ навсегда отвергает войну как суверенное право нации и угрозу применения силы как средство решения международных вопросов. Право объявления страны в состоянии войны не будет признаваться".
4. Наконец, объяснение высоких темпов роста японской промышленности было бы неполным без анализа особенностей государственного регулирования экономики.
В Японии государству принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового национального продукта производится по государственным заказам. Через государственный бюджет проходит 30% валового национального продукта.
Экономическим планированием занимается орган, который так и называется - "Управление экономического планирования". В нём активно участвуют представители финансовых групп и корпораций. Парламент ни в разработке, ни в утверждении планов участия не принимает. Здесь считают, что планирование хозяйства должно быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство. В этом смысле планирование строго централизованно: совет корпораций и групп планирует своё будущее. Планы принимаются группами и корпорациями к неуклонному исполнению: санкции за нарушение пойдут не от государства, а от "своих", что значительно больнее.
Разрабатываются планы двух видов - общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных планов - обеспечить определённые темпы роста. Для достижения этой цели план намечает по каждой отрасли объём капиталовложений, которые должны делать сами корпорации. Цель отраслевых планов - ликвидировать слабые местя японской экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются частными инвестициями, то отраслевые - государственными.
Источники
1. Сайт www.history.kemsu.ru - статья "Послевоенное регулирование в оккупированной Японии"
2. Сайт www.japantoday.ru:
А) статья "Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии " (Косукэ Накахира)
Б) статья "Три интернационализации Японии" (В. Молодяков)