Отрицательные моменты «Японской модели» развития экономики в анализе бывшего советника Госдепартамента США по вопросом политики, старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Роберт А. Маннинг

Отрицательные моменты «Японской модели» развития экономики в анализе бывшего советника Госдепартамента США по вопросом политики, старшего научного сотрудника Совета по международным отношениям Роберт А. Маннинг.

Тем, кто не следит за развитием ситуации в Японии, заявление японского премьер-министра Рютаро Хасимото, сделанное в прошлом месяце, могло показаться поступком, достойным лидера. В заявлении говорилось о сокращении налогов на 15 млрд. долларов с целью оживления вялой японской экономики. «Нельзя допустить распространения начавшегося в Японии кризиса по всему миру», — смело заявил премьер-министр. К сожалению, в Японии форма и содержание — вещи зачастую разные.

Суть проблемы заключается в опасениях, на которые намекнул Хасимото: азиатский кризис привел к самой нестабильной за последние 60 лет ситуации в мировой экономике, а 70 % экономики юго-восточной Азии — это Япония. Несмотря на все попытки Международного валютного фонда потушить пожар в экономике среди стран юго-восточной Азии, до тех пор, пока финансовая система Японии не придет в норму, пока не заработает внутренняя политика экономического роста, полного выздоровления экономики этих стран не произойдет.

То, что мы наблюдаем сейчас — это агония «японской модели», которая прекрасно работала, когда Япония набирала силу, и которая полностью исчерпала себя к настоящему моменту. Судите сами: за шесть лет средний уровень экономического роста едва составляет 1 %, йена продолжает обесцениваться, биржевой индекс Никкей стремительно падает и его значения таковы, что еще нескольким крупнейшим банкам грозит разорение. Ослабление позиций Японии становится все более очевидным, и вместе с этим все более явной становится угроза экономического спада во всем мире.

Попытки «сгладить» впечатление, что японская экономика переживает кризис, предприняты на прошлой неделе японским министром экономического планирования Кожи Оми, который заявил, что состояние японских банков нормальное и что попытки отмены государственного регулирования успешны — это слегка напоминало школу Альфреда Э. Ньюмана по выходу из кризисных ситуаций, если не «Алису в стране чудес». Более чем очевидно, что Хасимото силен на словах, а все его попытки подкрепить свои слова делом пока терпят позорное поражение.

Горькая правда заключается в том, что Япония, имеющая вторую по величине экономику в мире (в 13 раз большую, чем у Кореи), стоит на позициях полного отрицания, нарушая тем самым правило № 1 для человека, который, работая лопатой, сам очутился в яме. Это правило гласит: перестань копать!

Иначе как объяснить решение Токио сделать поблажку для некоторых банков при введении новых правил капитализации, которые вступят в силу уже в конце марта. И как объяснить настойчивость, с которой Токио поддерживает шаткие финансовые институты, вместо того, чтобы добиться конструктивной отмены командно-финансово-корпоративной реорганизации путем распродажи активов и взятия под стражу преступников, что было проделано в Соединенных Штатах во время денежно-кредитного кризиса 80-х гг.

Около 300 млрд. долларов (заниженная официальная цифра в настоящий момент составляет 235 млрд. и постоянно растет) в просроченных ссудах никуда не денутся. Новый план рекапитализации, разработанный Министерством финансов и учитывающий сумму в 98 млрд. долларов, скорее всего не решит проблему, а только усложнит ее. А при индексе Никкей ниже 15000 банковские портфели продолжат обесцениваться.

Это значит, что банки, чтобы удовлетворить свои потребности в капитале, будут вынуждены сократить кредиты, а это приведет к ослаблению экономики и к неспособности списать просроченные ссуды; в итоге порочный круг замкнется. После шести лет низкого экономического роста, несмотря на бесчисленные «программы реформ», стало очевидным, что в сложившейся картине что-то не так.

Как объяснить заметную политическую пассивность Японии? В самый разгар событий ведущая оппозиционная партия Японии самораспустилась, оставив после себя группу мелких партий, пытающихся создать единый фронт. После того, как к власти в 1995 г. вновь пришла либерально-демократическая партия (в 1993 г. она потеряла власть впервые почти за сорок лет), политическая перестройка в Японии, затрагивающая и экономику, идет черепашьим ходом. Откуда же должно исходить давление, способное подвигнуть правящую ЛДП на принятие болезненных мер, необходимых для заложения основ нового экономического роста?

Так и хочется провести аналогию с прежней японской императорской армией: некоторые из ее высших офицерских чинов не захотели во время Второй мировой войны увидеть на роковое предначертание даже после того, как течение повернулось против Японии. Недавно было процитировано высказывание Эисуке Сакакибары, заместителя министра финансов Японии и ярого защитника японской модели капитализма. Он сказал, что не допустил бы разорения ни одной крупной японской компании. Сакакибаре принадлежит много работ, в которых расписываются достоинства Японии и недостатки западных индустриальных стран.

Тогда вопрос можно сформулировать так: хватит ли у экономических магнатов Токио, которые, надо отметить, в послевоенный период подняли свою страну до заоблачных высот, такта и мудрости принять новые формы, последующие за серьезной финансовой реорганизацией? Позволят ли они крупнейшим банкам разориться, разрешат ли полностью упразднить удобную систему Кейрецу и дадут ли свободу рыночным силам?

Если индекс «Никкей» опустится ниже 13000, ответ на этот вопрос дадут центробежные силы в экономике Японии. Но пока это случится Соединенные Штаты, возможно, испытают резкий торговый дефицит, так как Япония может попытаться решить свои проблемы за счет экспорта, и все это не говоря уже о продолжении азиатского кризиса, об экономическом спаде в Японии и т. д.

В конце концов, нет другой реальной альтернативы для Японии кроме принятия повестки, состоящей всего из трех пунктов: дальнейшего снижения налогов в целях стимулирования внутреннего спроса, устранения проблемы просроченных ссуд и отмены государственного регулирования в экономике. Если Япония хочет стать крупнейшей державой в регионе или в мире (не говоря уже про постоянное место в Совете безопасности ООН), она должна встать на прочные рельсы и везти за собой поезд лидерства, будучи его локомотивом.

Если военная роль Токио очерчена статьей 9 мирной конституции Японии, то экономическая и политическая жизнь не имеют ограничений. Единственным тормозом страны являются медлительность и отрицание.