Творчество и эвристика


С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСТВА
1.1. Техническое творчество и его сущность
1.2. Многоуровневость творчества
1.3. Модель технологии живого творчества
2. ЭВРИСТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ ТВОРЧЕСТВА
2.1. Эвристика и техническое творчество
2.2. Эвристические приемы активизации
творческого мышления
3. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Список использованной литературы


В В Е Д Е Н И Е
Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание новых объектов техники, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.
В силу этого, как у нас в стране так и за рубежом возникли разработки теоретических основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых технических решений.
Развитие научных основ технического творчества, разработка методик активизации творческого процесса, обучение основам творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и технологических организациях, на предприятиях и в вузах благоприятных условий для творчества стало в настоящее время настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами - путем роста численности кадров научных работников и научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветильсь яркой вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину".
Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве.
Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых технических решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности.


ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЕГО СУЩНОСТЬ.
Проблемы творчества вообще и технического творчества в частности, издавна волновавшие человечество, остаются актуальными и в настоящее время в силу своей гносеологической, социально-психологической и мировоззренческой многоаспектности.
Что же такое творчество? Результат особого дара и исклю-
чительности человека, осенения (озарения) свыше, иррациональной интуиции, экстрасенсорного восприятия, богатого, развитого воображения или логического мышления?
Конечно, анахронизмом является обьяснение творчества "осенением свыше", однако, и другие, изложенные выше толкования, в силу своей односторонности и абсолютизации лишь отдельных сторон творчества не могут раскрыть его сущности.
Единственно правильное объяснение сущности творческого
процесса можно дать лишь с позиций диалектического материализма.
Творчество как процесс создания нового выражает созидательный, преобразующий труд человека, неразрывно связанный с его познавательной деятельностью, являющейся отражением обьективного мира в сознании человека. Процесс отражения не является зеркальным отображением действительности, а его процесс анализа и синтеза новых форм и образов в мозгу человека. В процессе творчества не только отражаются предметы и явления объективного мира, но и познаются цели, условия и причины возникновения и существования этих предметов и явлений.
В этой связи творчество следует рассматривать как процесс сложных объективно-субъективных отношений между творцами и объектами творчества, как единство познания и преобразования.
Объективный характер творческого процесса проявляется в
отражении реальных явлений, задач, общественных потребностей; субъективная сторона выражается в различных мотивах и результатах преобразующей деятельности человека.
Например, имея перед собой одну и ту же техническую задачу (объективный фактор), один человек решит ее на уровне изобретения, другой - на уровне рационализаторского предложения, третий получит тривиальное, давно известное решение (субъективный фактор).
В литературе можно встретить различные определения понятия творчества.
Так,например, творчество, по мнению американского ученого П.Хилла, "...можно определить как успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее".
Советский философ А.Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций . В трактовке Я.А.Пономарева творчество рассматривается как "взаимодействие, ведущее к развитию" .
Английский исследователь М.Генле считает творческим такое решение, когда его новизна обусловлена отражением некоего аспекта гармонии в природе .
Представляется, что наиболее обобщающее определение творчества дает следующая формулировка: творчество - это деятельность,порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.


МНОГОУРОВНЕВОСТЬ ТВОРЧЕСТВА
Фазы творческого процесса отражают структурно-уровневую природу механизма творчества. Целесообразно говорить о спектре творческих задач. Дифференциация внутри спектра осуществляется в зависимости от уровня (степени) содержащихся в этой задаче противоречий между творцом и проблемной ситуацией.
Творческие задачи можно разделить на два класса:
ТЗ1 - задачи, которые могут быть решены посредством планомер-
ного использования осознаваемых способов, приемов.
ТЗ2 - решаются в результате "развязывания" противоречий неосознаваемых в начале решения. Обязательным признаком задач ТЗ2 является наличие их компонент в области неосознаваемого. Совокупность всех этапов, в результате реализации которых получается творческий результат, определяется как цикл творческого процесса и может рассматриваться как технология живого творчества. Полная цикличность всех фаз творческого цикла, присуща научному творчеству, изобретательству.
-----------------------¬
¦ Логический анализ +_-¬ L---------T------------- ¦
¦¦

----------+------------¬ ¦
--Ў+ Интуитивное решение +---

¦ L---------T-------------
¦¦
¦_
¦ ----------+------------¬ L--+ Вербализация решения +_-¬
L---------T------------- ¦ ¦¦

----------+------------¬ ¦ ¦ Формализация решения +--- L-----------------------


МОДЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ ЖИВОГО ТВОРЧЕСТВА
Анализ интеллектуальной деятельности мозга, направленный на раскрытие механизмов реализации этих функций, дает возможность сформировать мысленную (ментальную) модель технологии живого творчества.
На Рис.1 представлена модель живого творчества, описание и
назначение элементов которой дается ниже:
1 - Целевая мотивация, реализующая фынкции зарождения и созревания идеи и одновременно определяет требования к результату разрешения проблемной ситуации. По левому каналу реализуется функция целевой мотивации, по правому - деятельностной. Центральный канал - отвечает за описание и раскрытие постановки задачи.
2 - Осмысление проблемной ситуации.
3 - Деятельностная мотивация зарождения и созревания идеи, оп-
ределяющая, как можно достигнуть требуемого результата.
4 - Мысленное или ментальное генерирование идей по целям творческой задачи. Генерация ментальных моделей целей, направленная на разрешение проблемных ситуаций.
5 - Мысленное генерирование ментальной модели творческой зада-
чи.
6 - Генерирование ментальной модели, способов и условий дости-
жения результата.
7 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта целей.
8 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта модели
творческой задачи.
9 - Анализ, оценка, выбор предпочтительного варианта идеи реа-
лизиции цели.
10 - Описание и постановка творческой задачи.


<<<Гипотетическая модель технологии живого творчества>>>
-------------¬
¦ Проблемная ¦
¦ ситуация ¦

L--T--T--T----
_ _ _ ---------+--+--+-----------¬
¦ Восприятие и осознание ¦ -Ў+ существования проблемной +_¬ ¦ ¦ ситуации ¦ ¦
¦ L--T---------T---------T---- ¦ ¦¦_¦¦
¦___¦
¦ --+-¬--+-¬--+-¬¦
+-Ў+ 1 +_---Ў+ 2 +_---Ў+ 3 +_--+ ¦ L-T--L----L-T--¦
¦¦_¦¦
¦___¦
¦ --+-¬--+-¬--+-¬¦
+-Ў+ 4 +_---Ў+ 5 +_---Ў+ 6 +_--+ ¦ L-T--L-T--L-T--¦
¦___¦
¦___¦
¦ --+-¬--+-¬--+-¬¦
+-Ў+ 7 +_---Ў+ 8 +_---Ў+ 9 +_--+ ¦ L-T--L-T--L-T--¦
¦¦¦¦¦
¦¦Zopt_S*¦¦
¦L----ЎT---+---T_-----¦
¦-+ 10 +¬¦
¦_L--------_¦
L---_-----+----_-----¦
L----Ў-----------Ў---- Рис.1


ЭВРИСТИКА И ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.
"Эврика!"-это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо всем со школьной скамьи. Это слово не просто констатация факта находки, в нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить и путь решения которой был тернист и долог. "Эврика"-это финал поиска той истины,того знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда нашедший эту истину может точно сказать, как он ее нашел.
Прошло более двух тысячелетий, и в нашем лексиконе появилось слово "эвристика". В настоящее время оно нашло широкое распространение. "Эвристическое мышление", "Эвристические приемы и методы", "эвристическое свойство" и т.д. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие "эвристика", но в нашем сознании оно всегда связано с творческой деятельностью.
В научной литературе это понятие не имеет единого толкования. Так в работах Перельмана Р.Г. о интенсификации научно-технического творчества эвристика отождествляется с психологией научного творчества: "Психология научного творчества эвристика изучает, как решаются научные задачи, требующие, кроме знаний и умений, также и сообразительности, догадки".
Психолог Я.А.Пономарев считает, что эвристика - это
"абстрактно-аналитическая наука, изучающая один из структурных уровней организации творческой деятельности и ее продуктов". В Советском энциклопедическом словаре даются следующие определения эвристики: 1.Специальные методы, используемые в процессе открытия (создания) нового (эвристические методы). 2.Наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность).3.Восходящий к Сократу метод обучения (майевтика).
По мнению психолога В.Н.Пушкина, эвристика - это отрасль знания, "изучающая формирование новых действий в необычной ситуации", она может стать наукой "в том случае, если эвристические процессы, преводящие к этим новым действиям, найдут наконец свое математическое описание".
Приведенные высказывания (которых можно было бы привести больше), свидетельствуют о том, что эвристика как самостоятельная наука еще не сформировалась.
Несомтря на большое количество научных трудов, посвященных вопросам эвристики, они, как правило, касаются ее частных проблем и не дают четкого представления ни об объекте, ни о предмете эвристики, ни о ее статусе среди других наук.
Попытка обобщения многочисленных концепций и формулирование на этой основе определения статуса и предмета эвристики изложены в работах Буша Г.Я и Буша К.
По определению авторов этой работы , "Эвристика - это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении".
Предметом эвристики является "выявление, обработка и упорядочение закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения) и конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью более полного удовлетворения потребностей людей".
Оценивая попытку авторов, можно сказать, что с точки зрения обобщения частных подходов к эвристике она удалась, но вместе с тем, очевидно, стремление к детерминации общности помешало авторам в данном определении выделить специфические черты именно эвристики, и в результате под это определение можно подвести и другие общенаучные дисциплины, например такие, как прогнозирование или системный подход.
Множество толкований эвристики говорит о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом общим и бесспорным является то, что во всех случаях эвристика неразрывно связывается с творческой деятельностью, с творчеством.
Общими звеньями, связывающими в единую цепь понятия "эвристика" и "творчество", являются представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Применительно к понятию "творчество" такими качествами характеризуется результат творческой деятельности, применительно к эвристике - методы и средства получения этого результата.


ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени инженерный труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность труда инженера, конструктора, исследователя, разработчика определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, развитостью фантазии. умением абстрагироваться, "видеть в обычном необычное и в необычном обычное". "Воображение - по словам А.Энштейна, - важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Воображение (фантазия) - психический процесс, состоящий в создании образов на основе переработки прошлых восприятий.
Развитие этих качеств у создателей новой техники является важным фактором в преодолении энертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристицеские приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.
В литературе по техническому творчеству часто разные авторы одно и то же эвристическое средство называют приемом, методом, методикой, методологией и т.д. В связи с этим целесобразно уточнить значение этих терминов для более определенного их понимания.
ПРИЕМ - Это элементарное действие или несколько элементарных действий, выполняемых по определенным правилам для достижения определенной цели.
МЕТОД - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи, рассматриваемый как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
МЕТОДИКА - это совокупность приемов и методов, выполняемых по определенным правилам и в опреденной последовательности для достижения поставленной цели.
МЕТОДОЛОГИЯ - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о принципах построения, формах и методиках научного познания.
Прежде чем перейти конкретно к методу гирлянд случайностей и ассоциаций мы попытаемся выяснить что такое ассоциации, гирлянды ассоциаций и ассоциативные приемы.
Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Ассоциации, как правило, появляются без активного восприятия. Оригинальность, сочность и яркость ассоциаций зависит от интересов человека, его индивидуальных особенностей, реакций и моментального направления сознания.
Исследования психологов показали, что возможности челове-
ка генерировать ассоциации ограничиваются лишь фактором времени, поэтому ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.
Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том,чтобы "расшатать" стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение, перекинуть "мостик" к искомым аналогиям. Ассоциации в творческом поиске выступают как прямые "подсказки", как аналогии или как средства смотрения аналогии между наблюдаемым объектом и объектом совершенствования, объектом изобретения. Последнее
свойство ассоциаций наиболее ценно и обладает большой эвристической силой. Так в примере с "арахнавтикой", наверное, для того, чтобы у Дедала родилась идея использовать нити в качестве парашюта, необходимо было стечение двух обстоятельств: наблюдение летящего на паутине паучка и возникновение ассоциации с летящим парашютистом. Именно в тех случаях, когда аналогия находится по ассоциативной связи, решения отличаются неожиданностью и оригинальностью.
Различают ассоциации по сходству, контрасту и смежности. Ассоциации по сходству могут быть использованы как исход-
ные данные для приемов эвристической инверсии (обращения, поиска от конца к началу), по смежности - для приемов преобразования в простанстве и времени.
Все примеры генерирования ассоциаций можно разделить на две группы: приемы свободных ассоциаций и направленных детерминированных ассоциаций.
К свободным ассоциациям относят такие, генерирование которых производится без каких-либо ограничений смыслового или грамматического характера. При этом ассоциации могут быть выражены именем существительным, глаголом, прилагательным, наречием, группой слов в виде метафоры, поговорки, пословицы, каламбура и т.д.
Генерирование направленных ассоциаций ограничивается определенными заранее заданными условиями.
К таким условиям, например, можно отнести генерирование ассоциаций по контрасту, выраженных только глаголом и т.д., или ассоциацией по сходству, также выраженных словами опреленной части речи или символами, знаками и т.д.
Генерирование как свободных, так и направленных ассоциаций основывается на быстрой реакции на слово раздражитель. Реакция человека на слово-раздражитель является глубоко индивидуальной и зависит от его интелекта, темперамента, условий, психо-физиологического состояния и т.д.
Ассоциации можно генерировать в виде группы на одно слово раздражитель и виде связанной последовательности - "гирлянды", когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем, является в свою очередь, словом-раздражителем для последуещей ассоциации.
Например, со словом-раздражителем "компас" можно образо-
вать следующую группу ассоциаций:
Компас: движение, направление, трасса, магнитное поле, путеводитель, уверенность, железное постоянство, поход, круиз, самолет, теплоход, навигация и т.д.
Примером гирлянды ассоциаций может служить такая последовательность: компас - движение, движение - танцы, танцы - радость, радость - здоровье, здоровье - бодрость, бодрость - сила, сила - штанга, штанга - игрушка силачей и т.д.
Исходным раздражителем для генерирования ассоциаций могут быть ощущения, символы, любые предметы окружающего мира, а также совершенствуемый объект или ключевые слова, характерные для совершенствуемого объекта.
Генерирование группы ассоциаций может быть полезным как при поиске новых технических решений, так и на стадии постановки задачи для более глубокого анализа объекта,выявления всех возможных признаков и свойств этого объекта.
Гирлянда ассоциаций может рассматриваться как эвристический прием, используемый для ухода от традиционных, стереотипных сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием (ассоциацией). Этот прием может быть полезен при поиске новых функций свойств и качеств объекта.
Как уже говорилось, эффективность всех эвристических приемов, в том числе и ассоциаций, проявляется не столько в обеспечении прямого выхода на искомое решение, сколько в подготовке психики человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием и подключением интуиции.
Конечно, нельзя не видеть огромные возможности ассоциаций
для развития творческих задатков: памяти, остроты мышления, воображения, а использование метафорических ассоциаций развивает, кроме того, образность мышления.
В качестве упражнений для тренировки этих задатков можно использовать все изложенные приемы. Неплохо, если эти упражнения будут выполняться в виде игры и особенно детьми, у которых воображение и образность мышления проявляются сильнее. В этой игре дети будут выполнять роль "катализатора" и одновременно с помощью взрослых развивать свои природные задатки.
Рассмотренные нами эвристические приемы послужили основой
для создания эвристических, интуитивно-ассоциативных методов активизации творческого мышления. Эти методы можно рассматривать как совокупность предписаний по выполнению тех или иных эвристических приемов, а с точки зрения их использования для развития задатков и способностей творческой личности - как готовые упражнения для тренировок.
Далее мы рассмотрим один из основных методов, относящийся к группе ИНТУИТИВНО-АССОЦИАТИВНЫХ - метод гирлянд случайностей и ассоциаций.


МЕТОД ГИРЛЯНД СЛУЧАЙНОСТЕЙ И АССОЦИАЦИЙ.
Для изложения данного метода вначале будет представлен его алгоритм в словеснов выражениии, а делее будет подробно изложен пример.
г=================¬
¦ А Л Г О Р И Т М ¦
L=================-
ПЕРВЫЙ ШАГ. Определение синонимов объекта.
ВТОРОЙ ШАГ. Выбор случайных объектов.
ТРЕТИЙ ШАГ. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов объекта и элементов гирлянды случайных объектов.
Комбинации составляются из двух элементов путем попытки
объединения каждого синонима рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ. Составление перечня признаков случайных объектов.
Определяются признаки случайно выбранных объектов с возможно большим количеством призников в течение ограниченного времени (2-3 мин.). Успех поиска в значительной мере зависит от широты охвата признаков случайных объектов, поэтому целесообразно перечислять как основные, так и второстепенные признаки. Для удобства составляется таблица признаков, в одном столбце которой указаны по порядку случайные объекты, а в другом (напротив) - признаки этих случайных объектов.
ПЯТЫЙ ШАГ. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов.
ШЕСТОЙ ШАГ. Генерирование гирлянд ассоциаций.
Поочередно из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого из отдельных признаков они могут быть практически неограниченной длинны, поэтому генерирование следует ограничить по времени или количеству элементов гирлянды.
Если генерирование гирлянд ассоциаций проводится коллективно, то каждый член коллектива занимается этим самостоятельно.
СЕДЬМОЙ ШАГ. Генерирование новых идей.
К элементам гирлянд синонимов технического объекта пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций.
ВОСЬМОЙ ШАГ. Выбор альтернативы.
На этом шаге решается вопрос - продолжать генерирование гирлянд ассоциаций или их уже достаточно для отбора полезных идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжить создание гирлянд ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге и действуя подобным же образом.
ДЕВЯТЫЙ ШАГ. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже неле-
пых идей, как правило, всегда находятся оригинальные и рациональные. Если в течение короткого времени можно найти несколько десятков вариантов решения, то вполне удовлетворит положение, при котором хотябы 5-6 вариантов окажутся рациональными.
ДЕСЯТЫЙ ШАГ. Выбор оптимального варианта.
г=====================================¬

¦ ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ГИРЛЯНД ¦ L=====================================-
Для демонстрации метода гирлянд поставим перед собой задачу расширение ассортимента часового завода, поэтому возьмем для модернизации такой объект как часы.
1. На первом шаге мы получим гирлянду синонимов слова
часы: часы - будильник - секундомер - хронометр.
2. На втором шаге выберем пять случайных объекта, используя для этого орфографический словарь и генератор случайных чисел. Генератор чисел выдает группу из трех чисел, определяющих страницу, номер столбца и номер слова в столбце. При проведении эксперимента получилась следующая пятерка слов:
кассета (82,2,17), подснежник (131,2,18), транспарант
(173,1,8), постель (136,1,23), войлок (51,1,27).
3. На третем шаге получаем следующую комбинацию синонимов
и случайных объектов: часы с кассетой, часы с подснежником, часы на транспоранте, часы в постеле, часы в войлоке, будильник с кассетой, будильник для постели, будильник с войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
4. На четвертом шаге получим таблицу случайных объектов и
их признаков: г================T========================================¬ ¦CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ¦ ПРИЗНАКИ ¦ ¦================+========================================¦
¦ Кассета¦ Пластмассовая, хрупкая, музыкальная. ¦
¦----------------+----------------------------------------¦
¦ Подснежник¦ Голубой, маленький, пахучий. ¦
¦----------------+----------------------------------------¦
¦ Транспарант¦ Большой, тяжелый, красочный. ¦
¦----------------+----------------------------------------¦
¦ Постель¦ Чистая, мягкая, теплая, широкая. ¦
¦----------------+----------------------------------------¦
¦ Войлок¦ Плотный, колючий, теплый. ¦
L================¦========================================-
5. Комбинируя модернизируемый предмет и его синоним с признаками случайных объектов получаем: пластмассовые ч сы, хрупкий будильник, голубые часы, музыкальные часы, мален кие часы, будильник с запахом, большие часы, тяжелый будиль ик, красочный секундомер чистые часы, мягкий будильник, теплые часы, широкий секунломер, теплый секундомер, плотные часы, колючий будильник и т.д.
6. На данном шаге будем генерировать гирлянды свободных ассоциаций основой которых будут признаки случайных объектов: г===============T===============================================¬ ¦ ПРИЗНАК¦ Г И Р Л Я Н Д А А С С О Ц И А Ц И Й¦
¦===============+===============================================¦ ¦ Пластмассовый ¦ Пластмасса - ручка - бумага - огонь¦
¦---------------+-----------------------------------------------¦ ¦ Хрупкий¦ Стекло - стакан - вода - дождь¦
¦---------------+-----------------------------------------------¦ ¦ Голубой¦ Небо - солнце - лето - жара¦
¦---------------+-----------------------------------------------¦ ¦ Пахучий¦ Духи - женщины - цветы - весна¦
¦---------------+-----------------------------------------------¦ ¦ Тяжелый¦ Гиря - спорт - соревнования - призы¦
¦---------------+-----------------------------------------------¦ ¦ Красочный¦ Журнал - компьютер - дискеты - программы¦
L===============¦===============================================-
7. Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы модернизируемого предмета получим следующие комбинации: часы в ручке, огненные часы, стеклянные часы, водные часы, солнечные часы, часы в духах, женские часы, цветные часы, спортивные часы, призовые часы, стеклянный будильник, водный будильник, призо-

вой будильник, водный секундомер, компьютерный секундомер.
8. На данном шаге мы решаем не продолжать процесс генерирования идей т.к. их уже достаточно.
9. Выбирая из множества идей только рациональные и отсеивая те решения, которые уже воплащены в жизнь (будильник с кассетой, часы с музыкой, женские часы, подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и т.д.), получим следующие комбинации:
Будильник с запахом, часы в духах, солнечные часы, теплые часы, стеклянные часы, призовые часы, компьютерный секундомер.
10. На последнем этапе выбор решений должны производить представители "производства", но на мой взгляд наиболее интересным решением является будильник с запахом и часы в духах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. - М: ВНИИПИ, 1988.
2. Столяров А.М. Методологические основы изобретательского творчества. - М: ВНИИПИ, 1989.
3. Альтшуллер Г.С.